Физические упражнения для детей по развитию вестибулярного аппарата
Оксана Щербина
Физические упражнения для детей по развитию вестибулярного аппарата
ВЕСТИБУЛЯРНОГО АППАРАТА
Упражнения на мячах
Мячи больших размеров (56см и 41см) используются для развития навыков балансировки и пространственного ориентирования, понимания строения своего тела и его работы. Мячик маленького размера удобен для различных упражнений: катание, бросание, толкание и др.
1. Поставьте ребенка спиной к мячу, ноги опираются на мяч, усадите по центру мяча, откатив его назад. Покачивая, стимулируйте развитие навыков равновесия. На более продвинутом этапе возможны специальные упражнения на мяче, руки прямые в сторону, покачиваясь, пытаться удержать равновесие.
2. Ребенок в положении на животе на мяче размером, соответствующим его росту, руки прямые вытянутые вперед, придерживая ребенка за бедра, толкните мяч вперед, вызывая защитную реакцию на полное разгибание.
3. Ребенок лежит на животе, на мяче соответствующего размера. Придерживая ребенка за бедра, осторожно качните мяч вперед-назад, в стороны, следя за ответной реакцией ребенка.
4. Данное упражнение рекомендуется для детей с больной спастикой. Ребёнок лежит, покачивая мяч, добейтесь уменьшения мышечного тонуса. Необходимо следить за реакцией ребенка, чтобы предотвратить переразгибание.
5. Упражнения на развитие умений переносить весовую нагрузку на колени,например: пройти на коленях, опираясь на модуль большего размера.
Упражнения с мягким модулем «Валик».
(Валики различных размеров можно заменить боксерской грушей)
Разнообразие размеров валиков позволит вам выбрать позиционер, который соответствует росту и состоянию. В основном валики используются для тренировки навыков координации движений и стабилизации мышечного тонуса.
1. а) Упражнения на выпрямление рук, туловища, головы, тазобедренного сустава и сгибания колен. Ребенок лежит на животе, на валике соответствующего размера. Вы находится перед ребенком, стимулируя его тем самым удерживать себя на прямых ногах и держать голову прямо. Если ребенок высокий, его можно положить на два валика одинакового размера. Дополнительный валик позволит передвигаться вперед-назад.
в) Ребенок находится в положении лежа на животе верхом на валике, стопы ног плотно прижаты к полу. Вы позади ребенка. Медленно встать, начиная поднимать голову, затем туловище, поддерживая себя руками. Чтобы предотвратить переразгиб туловища и головы необходимо обхватить ребенка сзади, придерживая его выше запястья.
2. Упражнения для предплечья и развития навыков контроля головы. В положении лежа на животе, на валике дотянуться до предметов.
В положении на четвереньках с опорой на валик постепенно перенести весовую нагрузку с рук на ноги и наоборот.
3. Упражнения на равновесие
а) Ребенок в положении сидя на валике, стопы ног плотно на полу, туловище слегка наклонено вперед, руки между колен, ладони плотно прижаты к валику.
б) Ребенок, лежа на животе вдоль валика, ноги прямые, слегка согнуты в коленях, как бы обхватывая валик.
Осторожно покачивать валик из стороны в сторону, попросив ребенка стараться удержаться в первоначальном положении, компенсируя смещение центра тяжести.
4. Упражнения для нижних конечностей.
а) Положение сидя верхом на валике. Осторожно покачивая валик, уменьшить мышечный тонус нижних и верхних конечностей. Попросить ребенка вывести ноги вперед, в стороны, и удержать при этом равновесие. Это упражнение на растяжку подколенного сухожилия и абдукторов. Для растяжки пяточного сухожилия тазобедренный, коленный и голеностопный суставы должны находиться под углом 90° и больше.
б) Поочередно отталкиваясь ногами от пола, покачаться на валике, и в то же время стараться удержать туловище в первоначальном положении.
5. Упражнения на ротацию туловища. Ребенок в положении сидя с одной стороны валика. Вращать туловище, постепенно наклоняясь в стороны, стараясь дотронуться до пола.
6. Упражнения на развитие навыков восприятия. Для занятий лучше взять длинные валики для большего удобства ребенка и Вас. Работая с различными предметами, Вы сможете следить и за реакцией ребенка и за его осанкой.
7. Для детей проблепами со зрением для ориентации в пространстве большое значение имеет личный опыт. Для развития тактильного восприятия изучить предметы рукой, а затем осторожно оттолкнуть валик, дотянуться до него, распрямив туловище.
8. Упражнения на сгибание и разгибание в тазобедренном суставе. Ребенок в положении стоя на коленях, опираясь на валик, переносит весовую нагрузку на прямые или согнутые руки. Откатывая валик вперед-назад, ребенок начинает контролировать сгибание, разгибание тазобедренного сустава
Упражнения с балансировочной доской
Умение удерживать равновесие является очень важным для овладения другими двигательными рефлексами. Биологический механизм равновесия совместно с другими – зрением, осязанием и обратной связью восприятия помогают ребенку осознать себя в пространстве.
Ритмичные движения для всего корпуса помогут развить основные навыки контроля равновесия.
Приведенные ниже упражнения будут способствовать развитию равновесия в пространстве. Вид упражнения и длительность выполнения зависят от индивидуальных возможностей ребенка. Рекомендуется поощрять ребенка за правильно выполненные задания. Можно работать под музыку.
Упражнение на развитие эквилибристической реакции, укрепления мышц туловища, координации движений рука-глаз и осознания работы частей тела.
1.Залезть и слезть с доски: а) спереди; в) сзади; с) с обеих сторон.
2. Ребенок в положении сидя «по-турецки». Раскачивая доску попросить ребенка удержать равновесие.
3. Ребенок в положении сидя на доске. Упражнения для рук — имитация плавания. Можно двумя руками поочередно — левой, правой.
4. Ребенок в положении сидя на корточках. Покачивающее движение из стороны в сторону головой, затем зафиксировать взгляд на предмете. Круговое вращение головой.
5. Ребенок в положении стоя или сидя медленно покачивается вперед-назад. Лучше выполнять под музыку.
6. Положение то же.Круговые вращения руками:
а) Обе руки в одну сторону
б) Обе руки в разные стороны
в) По очереди в одну сторону.
г) По очереди в разные стороны.
7.Любое положение: стоя, сидя, на корточках, на коленях, «по-турецки»:
а) Обе руки положить на грудь
б) Поднять руки над головой
в) Прямые руки в сторону
г) Нагнуться, достать пальцы ног
д) Любые движения, какие понравятся.
Дидактическая игра на развитие дыхательного аппарата для детей младшего дошкольного возраста «Гусенички» АННОТАЦИЯ Дидактическая игра «Гусенички» для развития дыхательного аппарата предназначена для детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет.
Дидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группе У нормально развивающегося ребенка развитие речи начинается рано. В процессе лепета формируются предпосылки фонематического слуха, развивается.
Физические опыты для детей «Пакет-волчок, или Реактивный двигатель» Видео Продолжая тему экспериментирования, хочу познакомить вас ещё с одним опытом для детей, на сей раз с физическим — реактивный двигатель.
Памятка для родителей «Профилактика плоскостопия у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата» Стопа функционирует нормально как единый комплекс тогда, когда нагрузка, действующая на нее, полностью уравновешивается крепкими связками.
Перспективное планирование игр и упражнений по развитию артикуляционного аппарата и речевых навыков в старшей группе Для детей с ОВЗ Лексические темы,игры и упражнения СЕНТЯБРЬ Тема: «Осень, осень к нам пришла! Нам подарки принесла» Артикуляционная.
Подготовка артикуляционного аппарата детей к произнесению звуков в младшей группе детского сада Подготовка артикуляционного аппарата детей к произнесению звуков в младшей группе детского сада. » Упражнение для вызывания звука: -б-«.
Источник
Тренировка вестибулярного аппарата у ребенка 2 года
Как бы не хотелось нам любое путешествие с семьей превратить в радость, очень часто приходится смириться с тем, что поездка в транспорте с детьми превращается в настоящую пытку. Ведь чаще всего детей укачивает в транспорте, что приводит к тому, что ребенок отказывается садиться в транспорт или же мучается всю дорогу приступами тошноты и головокружения.
Обычно от укачивания в транспорте страдают дети от 2-х до 10-ти лет. У малышей до двух лет вестибулярный аппарат развит не полностью, поэтому их редко укачивает во время поездки. Основная причина укачивания — слабый вестибулярный аппарат у ребенка. Хотя по данным статистики, укачивает в транспорте и большую часть взрослого населения, особенно сильно страдают от этого недуга женщины. В большинстве случаев болезнь эта передается по наследству, поэтому родителям, которые сами страдали от укачивания в транспорте надо принять меры для избежания повторения болезни у ребенка.
Причина возникновения укачивания при поездке в том, что наши органы чувств передают в мозг противоречивые сигналы, в результате несоответствия зрительных, сенсорных и вестибулярных ощущений. Например, когда зрительная информация сообщает, что наше тело движется, а вестибулярный аппарат информирует, что оно находится в неподвижном состоянии.
При укачивании ребенку становиться дурно, у него кружится голова, повышается слюноотделение и болит животик. Через некоторые время начинаются приступы тошноты, которые проходят после того, как ребенка вырвет. Но облегчение состояния после рвоты наступает лишь на некоторое время, как правило, не успев даже прийти в себя, ребенка опять мучают новые приступы тошноты и головокружения.
Если родители уделяют мало внимания состоянию ребенка, считая это обычным явлением характерным для всех детей, которое с возрастом проходит само собой, то при длительных поездках постоянные рвоты могут привести к обезвоживанию организма или потери сознания. Действительно, у большинства людей укачивание проходит с возрастом, но это не повод для того, чтобы не уделять должного внимания ухудшению состояния ребенка во время поездки. Ошибочным является также мнение, что достаточно отправиться в дорогу с ребенком натощак, что избежать укачивания в транспорте. На самом деле на голодный желудок ребенка укачивает еще больше, так же как и после обильного приема пищи.
Избежать укачивания ребенка в транспорте можно только в том случае, если родители с маленьких лет тренируют вестибулярный аппарат у ребенка. Любые физические упражнения, направленные на вращение тела и головы, способствуют адаптации к движению. Нельзя отказываться от поездок, только из-за того, что ребенка укачивает. Наоборот, надо стараться ездить чаще, сначала на небольшие расстояния, а потом увеличивать время поездки. Хорошо помогает тренировать вестибулярный аппарат катание на качелях или вращения на месте. Сегодня в магазине можно без труда купить большой надувной мяч для занятий аэробикой. Купите такой мяч, и пусть ребенок каждый день катается на нем. Отличный способ тренировать вестибулярный аппарат — занятия плаванием, катание на роликах, коньках и лыжах.
Причиной укачивания ребенка в транспорте могут быть также психологическое состояние ребенка. Если родители во время поездки постоянно спрашивают ребенка: «Как ты себя чувствуешь, не тошнит ли тебя?», то не следует удивляться тому, что его очень скоро начнет укачивать. Пристальное внимание родителей и постоянные вопросы провоцируют приступы тошноты. Также не следует перед дорогой напоминать ребенку о том, что в предыдущей поездке его сильно укачивало или предлагать ему взять с собой в дорогу прочные полиэтиленовые пакеты. Так вы психологически заранее настраивайте ребенка на ухудшение его самочувствия, лучше запаситесь сами пакетами незаметно для ребенка, а во время поездки отвлекайте ребенка интересными рассказами или предложите ему спать. В состоянии сна укачивание не наблюдается, поэтому надо стараться, чтобы ребенок уснул до начала неприятных ощущений. Спровоцировать тошноту и головокружение может духота и нехватка свежего воздуха, поэтому перед поездкой не забывайте позаботиться о том, чтобы в салоне транспорта, на котором вы собираетесь совершить поездку, было свежо и чисто. Не стоит также надевать на ребенка многослойную одежду, которая стесняет движения.
Если ребенок слишком сильно возбуждается в дороге и не может уснуть, то для избежания укачивания, соблюдайте следующие правила:
1. Сажайте ребенка лицом вперед и попросите его смотреть только вдаль через передние стекла, а не в боковые стекла или в спинку переднего сидения. Чтобы вестибулярный аппарат не давал ложные импульсы в мозг, ребенок должен не только видеть движение, но и чувствовать его.
2. Предлагайте во время поездки ребенку покушать мандарин, кусочки апельсина или попить чай с лимоном или с мятой. Детям постарше можно сосать мятные леденцы или жевательную резинку с ментолом.
3. Если предстоит долгая дорога с ребенком, то лучше выезжать в темное время суток, так будет меньше укачивать.
4. В аптеке продаются лекарственные препараты от укачивания, например, драмин, аэрон, кокулин, вертихогель, авиа-море. Однако детям без назначения врача их нельзя давать, более щадящими считаются биодобавки «Попутчик», «Имбирь в капсулах», эфирные масла для вдыхания во время поездки.
Источник
Заметки нейропсихолога: дети с вестибулярной дисфункцией
Автор: Аппаратова Марина
Вестибулярный аппарат: информация от среднего уха о равновесии. Гравитационных изменениях, движениях и положении в пространстве
Чтобы понять проблемы с равновесием, важно знать, как эта система работает в норме. В принципе тело работает, опираясь на три отдельные системы, каждая из которых отправляет нервные импульсы в мозг:
В области шеи, туловища, суставов ног и ступней находятся своего рода датчики давления, которые посылают в мозг информацию о проприоцепции – о том, где находится тело по отношению к окружающему миру. Такие сообщения отправляются в мозг каждый раз, когда мы поворачиваем голову, двигаемся и ходим по различным поверхностям.
В передней части внутреннего уха или лабиринте, находится улитка, участвующая в способности слышать. В задней части находятся овальные каналы, которые влияют на баланс. Подключаясь к преддверию (посредством органов чувств, называемых эллиптический мешочек и сферический мешочек), вся система влияет на баланс и равновесие. Когда мы вращаем очень быстро головой, жидкость в овальных каналах перемещается по микроскопическим волоскам, выстилающим улитку, и отправляет в мозг сообщение о движении, посредством нерва преддверия. Меньше чем через секунду мозг посылает импульс на мышцы, необходимые для поддержания равновесия тела и для того, чтобы помочь зрению оставаться сфокусированным.
В нервных окончаниях сетчатки (в задней части глаза) есть светочувствительные клетки, так называемые палочки и колбочки. Когда мы смотрим на что-то, свет попадает на сетчатку, а палочки и колбочки посылают электрические сигналы через зрительный нерв в мозг для того, чтобы интерпретировать то, что мы видим, и создать визуальный образ. Каждый глаз получает немного отличающуюся информацию и образы об одном и том же объекте, что способствует восприятию глубины (насколько далеко находится объект) и имеет жизненно важное значение для поддержания равновесия.
Если одна из этих систем работает неправильно, это может повлиять на развитие ребёнка.
Признаки вестибулярной дисфункции
1.Гиперчувствительность к движению (повышенная чувствительность)
1.1. Избегает/не любит оборудования детских площадок (например, качелей, лестниц, горок, каруселей)
1.2. Предпочитает занятия сидя, двигается медленно и осторожно, избегает рисков, может казаться «увальнем»
1.3. Избегает/не любит лифты и эскалаторы, предпочитает ехать в них/по ним сидя или чувствует дурноту/тошноту при движении в них/по ним
1.4. В буквальном смысле цепляется за взрослого, которому доверяет
1.5. Испытывает ужас перед падением, даже при отсутствии реального риска
1.6. Боится любой высоты, даже бордюра тротуара или ступеньки
1.7. Боится отрывать ноги от земли
1.8. Боится подниматься/спускаться по лестнице или ходить по неровным поверхностям
1.9. Боится быть опрокинутым вверх ногами, повернутым влево-вправо или назад, не любит мыть волосы над раковиной
1.10. Пугается, если кто-то двигает его/её (например, двигает сидящим на стуле)
1.11. В младенчестве не любил(а) детских качелей или прыгунков
1.12. Боится или испытывает трудности при катании на мотоцикле, прыжках или удержании равновесия на одной ноге (особенно с закрытыми глазами)
1.13. В младенчестве не любит переворачиваний на живот
1.14. Легко теряет равновесие и может выглядеть неуклюжим
1.15. Боится действий, требующих хорошего равновесия
1.16. Избегает быстрых или вращательных движений
2. Гипочувствительность к движениям (пониженная чувствительность)
2.1. Постоянно двигается, никогда не стоит на месте
2.2. Страстно желает быстрого и/или интенсивного движения, кружения
2.3. Обожает, когда подбрасывают вверх
2.4. Может часами кружиться и не испытывать головокружения
2.5. Любит быстрые, интенсивные и/или опасные аттракционы в парках развлечений
2.6. Постоянно прыгает по мебели, на трамплинах, крутится на вращающемся стуле, переворачивается вверх ногами
2.7. Обожает качаться на качелях, раскачиваясь как можно выше и подолгу
2.8. Является «экстремалом», что порой сопряжено с опасностью
2.9. Всегда бежит, прыгает, скачет вместо того, чтобы идти пешком;
2.10. Когда сидит, то раскачивается из стороны в сторону, качает ногой или головой
2.11. Любит внезапные или быстрые движения (например, когда машина или велосипед подпрыгивает на кочке)
3. Слабый мышечный тонус и/или координации
3.1. Имеет слабое, «вялое» тело
3.2. Часто сутулится, старается прилечь и/или кладёт голову на руки, работая за столом
3.3. С трудом отрывает голову, руки и ноги от пола, лежа на животе (положение «супермена»)
3.4. Часто сидит в «позе W» на полу для поддержания равновесия тела
3.5. Быстро устаёт
3.6. Компенсирует «слабость», крепко хватая предметы
3.7. С трудом поворачивает дверные ручки, открывает и закрывает разные полости и ёмкости
3.8. С трудом удерживает равновесие при начале падения
3.9. С трудом одевается и застёгивает молнии, застёжки и пуговицы
3.10. Не ползал в младенчестве
3.11. Плохо чувствует своё тело: натыкается на предметы и вещи, опрокидывает предметы, спотыкается и/или бывает неловок
3.12. Испытывает трудности с крупной моторикой (плохо прыгает, ловит мяч, поднимается по лестнице и т.д.)
3.13. Испытывает трудности с мелкой моторикой, с использованием таких «инструментов» как карандаши, столовые приборы, расчёска, ножницы и т.д.
3.14. Возможно, одинаково владеет обеими руками часто меняет руки при раскрашивании, вырезании, письме и т.д. Не имеет чёткого предпочтения/доминирования одной руки к возрасту 4-5 лет
3.15. Испытывает трудности при лизании мороженого
3.16. Не уверен в том, какие движения выполнить, например, для перешагивания через препятствие
3.17. Трудно заучивает спортивные упражнения или танцевальные движения
Если Вы определили у вашего ребенка признака вестибулярной дисфункции, то Вам необходимо обратиться за консультацией к нейропсихологу. Специалист-нейропсихолог при помощи специальной двигательной коррекционной программы поможет Вашему ребенку.
Примеры приспособлений для коррекции работы вестибулярного аппарата, которое можно использовать в домашних условиях:
— балансировочная доска;
— балансировочный стул;
— фитболы;
— конус;
— бочка.
Источник