Тренировка тонких движений пальцев рук

Игры и упражнения для развития и укрепления мелкой моторики пальцев рук

Александра Трунова
Игры и упражнения для развития и укрепления мелкой моторики пальцев рук

Уже давно установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если координация движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

Доказано, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.

Поэтому так полезно выполнять следующие упражнения:

Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;

Раскрашивать раскраски цветными карандашами;

Штриховать, обводить по контуру, трафареты;

Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);

Плести из бисера;

Лепить из пластилина, пластика, теста;

Играть с глиной, мокрым песком;

Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель);

Бросать и ловить летающие тарелочки;

Выкладывать рисунки из камней, пуговиц, шишек, спичек, круп;

Собирать, перебирать ягоды;

Маленьких детишек учить навыкам самообслуживания (одеваться – раздеваться, расстегивать – застегивать пуговицы, молнии, завязывать шнурки) и т. д.

Как вариант, можно использовать упражнения ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ.

Упражнения 1-го комплекса:

Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь — вместе).

Ладошка — кулачок — ребро (на счет «раз-два-три»).

Пальчики здороваются (на счет «раз-два-три-четыре-пять») соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т. д.

Человечек (указательный и средний пальцы правой, потом левой руки бегают по столу).

Дети бегают на перегонки (движения как в 4-м упражнении, но выполняют обе руки одновременно)

Упражнения 2-го комплекса.

Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой).

Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).

Очки (образовать 2 кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединить их).

Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить).

Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).

Упражнения 3-го комплекса.

Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).

Птички (поочередно большой палец соединять с остальными).

Гнездо (соединить руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты).

Цветок (то же, но пальцы разъединить).

Корни растения (прижать руки тыльной стороной друг к другу, пальцы опустить вниз).

Упражнения 4-го комплекса.

Пчела (вращать вокруг вначале указательный палец правой руки, затем левой).

Пчелы (то же упражнение, только выполняется двумя руками).

Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их).

Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).

Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).

Упражнения 5-го комплекса

Замок (на счет «раз» ладони вместе, на счет «два»пальцы соединяются в замок).

Лиса и заяц (лиса «крадется» — все пальцы медленно «шагают» по столу вперед, заяц «убегает» перебирая пальцами, быстро двигаясь назад).

Паук (пальцы согнуты и медленно передвигаются по столу).

Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе — бабочка крылышками машет).

Счет до четырех (большой палец поочередно соединяется со всеми остальными).

Упражнения 6-го комплекса.

Двое разговаривают (согнуть обе руки в кулак, большие пальцы вытянуты вверх, приблизить их к друг другу).

Стол (правую руку сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку).

Кресло (правую руку сжать в кулак, а левую прислонить к ней вертикально).

Ворота (соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы то поднимать вверх, то опускать вниз).

Мост (поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук).

Упражнение 7-го комплекса.

Ромашка (соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны).

Тюльпан (полусогнутые пальцы обеих рук соединить, образуя чашечку цветка).

Сжимание и разжимание кистей рук на счет «раз-два».

Упражнение 8-го комплекса.

Улитка с усиками (положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их).

Раковина улитки (правая рука на столе, левую положить сверху).

Ежик (ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх).

Кот (средний и безымянный пальцы правой руки прижать к ладони большим пальцем, указательный и мизинец слегка согнуть, поднять руку вверх).

Волк (соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять вверх).

Упражнения 9-го комплекса.

Птички летят (пальцами обеих рук производить движения вверх — вниз).

Птички клюют (большой палец поочередно соединять с остальными пальцами).

Гнездо (пальцы обеих рук округлить и соединить в форме чаши).

Здесь дано девять комплексов упражнений, но это не значит, что вы должны их делать все сразу. Выберите какой-либо один, самый простой, который больше подходит вашему ребенку и сделайте его как игру. Постепенно усложняйте упражнения, а некоторые хорошо делать вечером, когда отбрасывается тень на стенку, детям это очень нравится, что только они ни видят на стенке.

Игры для развития мелкой моторики пальцев рук малышей Основные задачи дидактических игр с прищепками. -развитие мелкой моторики рук. -формирование умения подбирать прищепки нужного цвета к.

Игры для развития мелкой моторики рук ребёнка с задержкой психического развития Все мы хорошо знаем, что уровень развития малышей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев их.

Игры и упражнения для совершенствования мелкой моторики рук. Каждый педагог понимает насколько важно развивать мелкую моторику у ребенка. Доказано, что она напрямую связана с центральной нервной системой.

Игры со счётными палочками для развития мелкой моторики пальцев с детьми дошкольного возраста «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В. А. Сухомлинский Играя с детьми в различные игры, огромное внимание уделяю играм на развитие.

Консультация для педагогов и родителей «Значение развития мелкой моторики пальцев рук» Значение развития мелкой моторики пальцев рук велико и значимо. Динамические упражнения для развития мелкой моторики в движениях, выполняемых.

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения» Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных.

Польза использования «Бизиборд» для развития мелкой моторики пальцев рук для детей дошкольного возраста БИЗИБОРД ДЛЯ РЕБЕНКА: ПОЛЬЗА, КОМПОНЕНТЫ, ИЗГОТОВЛЕНИЕ СВОИМИ РУКАМИ Бизиборд (busyboard) дословно значит доска занятости; по смыслу.

Развитие мелкой моторики пальцев рук-важное условие развития речи младших дошкольников Слайд №1 Актуальность: В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи.

Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими.

Упражнения на автоматизацию звуков в сочетании с играми на развитие мелкой моторики пальцев рук и внимания Мы знаем, что автоматизация поставленных звуков требует многократного повторения и проговаривания слов и слогов. Ребенку трудно понять,.

Источник

8 упражнений, от которых пальцы станут тоньше

Изящные пальчики – мечта любой женщины, ведь красивые руки привлекают к себе внимание, украшая даже без колечек и браслетов. К сожалению, не у всех от природы тонкие и длинные пальцы. Даже у худых девушек могут быть полноватые ладони. Мои пальцы порой походили на сосиски и это при весе 48 кило! Как же исправить ситуацию, убрав лишний жирок и сузив пальчики? В этом помогут несложные упражнения.

1. Разминка

Начинать гимнастику для рук необходимо с разогрева и растяжки – точно так же, как и для других частей тела. Тем более это важно, если у вас холодные ладони. Разминка очень простая.

Инструкция
1) Сложите ладони вместе перед грудью и переплетите пальцы рук.
2) Движением от себя разверните ладони к груди тыльной стороной, выпрямив пальцы.
3) Продолжайте держать пальцы сплетенными и слегка выгибайте их пружинящими движениями.

2. Растяжка

Невозможно укрепить мышцы одних только пальцев, игнорируя мышцы самой ладони. Хорошим упражнением на повышение гибкости станет данный вариант.

Инструкция
1) Сожмите ладонь в кулак.
2) Разожмите пальцы, разводя их в стороны как можно сильнее.

3. Подъемы

Это очень простое упражнение может вызвать трудности при подъеме безымянного пальца, ведь он наименее гибкий. Просто помогите себе второй рукой, деликатно поднимая палец вверх.

Инструкция
1) Легко прижмите прямую ладонь к столу.
2) Поднимите один палец, оторвав его от стола, а затем снова опустите.
3) По очереди поднимайте каждый палец, держа остальные пальцы прижатыми к столу.

4. Касания «колечки»

Касания прекрасно помогают разработать суставы и продольные мышцы, придавая пальцам гибкость.

Инструкция
1) Поднимите ладонь, соединив пальцы.
2) Согните указательный палец, коснувшись им большого пальца. Фаланга большого пальца должна накрыть ноготь указательного.
3) Повторите действие с другими пальцами, поочередно касаясь ими фаланги большого пальца.

5. Жим пальцами с растягивателем

Отличная тренировка с растягивателем поможет быстро укрепить мышцы. Однако не стоит сразу перегружать руки, так как на следующий день ладони могут ощутимо болеть. В этом я убедилась на личном опыте…

Инструкция
1) Просуньте пальцы сквозь специальные отверстия растягивателя.
2) Сложите кончики пальцев щепоткой.
3) Растопырьте пальцы, натягивая резинки.

Растягиватели бывают разных цветов и форм. Не лишним будет купить несколько моделей (ведь они могут порваться). Хорошим вариантом станет модель с мячиком, который позволит дополнительно качать кисти, убирая боковой жирок на ладонях.

6. Жимы с эспандером-«бубликом»

Эспандеров великое множество, но мне особо приглянулись модели в виде классических «бубликов» из плотной резины. Такой «бублик» стойко стерпел 3 поколения нашего семейства, выстояв даже в борьбе с зубами щенка. Опять же, не слишком налегайте на упражнения с непривычки. Эспандер не только прокачивает ладонь и пальцы, но и прорабатывает мышцы плеча и предплечья.

Инструкция
1) Возьмите «бублик» и сожмите его ладонью.
2) Ослабьте хватку, повторите жимы.
3) Дайте руке отдохнуть и повторите упражнение.

7. Отжимания от пола

Это один из самых эффективных методов, но подходит он только очень спортивным девушка. Как я ни старалась, отжаться на пальцах больше пары раз не удавалось. Если же вы в лучшей форме, чем я, то дерзайте! Есть более простой вариант, без такой нагрузки. Просто замрите, упираясь пальцами в пол, не опускаясь и не поднимаясь. Это называется «стойка» на пальцах. Не получается? Не беда. Подойдут и обычные отжимания от пола.

Инструкция
1) Примите стойку для отжимания, сделав упор на всю поверхность ладоней (или только на пальцы).
2) Опуститесь, держа спину прямо, затем примите исходное положение.
3) Повторите упражнение в несколько заходов.

8. Подтягивания на перекладине

Решив подкачать слабую спину подтягиваниями на перекладине, я вскоре заметила приятный нюанс. После занятий пальцы стали заметно тоньше, а ладони утратили припухлость жирка. Однако был неприятный минус: на пальцах появились мозоли. Виновата в этом была я сама, выбрав слишком узкую перекладину и проигнорировав совет использовать перчатки. Не допускайте моих ошибок и тогда мозоли вам не грозят!

Инструкция
1) Ухватитесь за перекладину обеими руками.
2) Оттолкнувшись от пола, подпрыгните, скрестите ноги и слегка согните их в коленях.
3) Во время прыжка подтягивайтесь руками, поднимая тело.
4) Опуститесь и повторите подъемы.

Устали? Тогда вот вам бонусное упражнение, которое ничем не поможет, зато поднимет настроение. Не забывайте выполнять гимнастику для пальчиков, пока смотрите этот забавный скетч о руках.

Источник

Развиваем тонкие движения пальцев рук
материал (подготовительная группа) на тему

Данный материал предназначен для коррекции отставаний в развитии тонкой моторики пальцев рук. Использование специального гимнастического комплекса, выполнение упражнений на развитие координации движений пальцев рук и рисование, методом прокола, подготовит руку ребенка к письму.

Скачать:

Вложение Размер
Развиваем тонкие движения пальцев рук 20.15 КБ

Предварительный просмотр:

Развиваем тонкие движения пальцев рук.

Движения, в которых участвуют мелкие мышцы пальцев рук, врачи называют тонкой моторикой или мелкой. Существует тесная связь между развитием речи и тонкой моторикой. Если слабо развиты пальцы, то и речь, как правило, развита недостаточно. Тогда нужны специальные, дополнительные занятия. Тренировка пальцев рук развивает речь, мышление, письмо, чтение.

Очень полезен для развития пальцев любой ручной труд: лепка, составление аппликаций, оригами, работа с ножницами, конструирование из мелких деталей, выкладывание мозаичных узоров, шнуровка и многое другое. Особого внимания заслуживает рисование. Нелюбовь к нему – один из показателей нарушения развития тонких движений пальцев рук. А если ваш ребенок любит рисовать, то постарайтесь ограничить использование фломастеров. Они не развивают мышцы пальцев рук, так как не требуют усилий. Лучше рисовать карандашами (хорошего качества).

Для развития тонких движений пальцев рук мы предлагаем вам следующие упражнения:

2.Упражнения для развития координации движений пальцев рук.

3. Задания по рисованию, методом прокола.

Гимнастический комплекс для развития тонких движений пальцев рук.

1 .Положить руку на стол ладонью вниз. Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Выполнять каждой рукой поочерёдно.

2 .Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять каждой рукой поочерёдно.

3 .Выпрямить кисть, разомкнуть пальцы и поочерёдно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний – к указательному.

4 .Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочерёдно каждой рукой. Затем – двумя руками одновременно.

Упражнения по развитию тонкой моторики.

1 .Ребёнок катает грецкий орех между ладонями (по кругу), приговаривая:

Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех.

2 .Игра с пальцами. Поочерёдное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного и кончая мизинцем. В обратном направлении – от мизинца к указательному. Сначала ребёнок соединяет пальчики одной руки, потом – другой (на ударные слоги):

Ёж, медведь, барсук, енот

Спят зимою каждый год. (смена рук)

Волка, зайца, рысь, лису

И зимой найдешь в лесу.

3 .Насыпаем в кружку сухой горох. Ребёнок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку:

Снегирь и сорока, и клест, и синицы –

Зимуют у нас эти чудные птицы.

И чтоб они жили по-прежнему с нами,

Мы будем кормить их, конечно же, сами.

То же самое ребёнок может проделать другой рукой, двумя руками одновременно, двумя руками попеременно, большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем.

4. Ребенок комкает, начиная с уголка, белую бумажную салфетку так, чтобы она вся уместилась в его кулачке. Получается «снежок».

5 . Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она была не слишком тугой) поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного пальца к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха.

Кусается сильно голодный волчонок,

Наверное, думает, это, зайчонок. (смена рук)

Ай-ай, не кусайся, волчонок, глупыш.

Это не заяц, а пальчик, малыш.

6 .Насыпаем горох в крышку от банки или на мелкую тарелку. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошину и удерживает её остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берёт ещё одну, ещё одну – и так набирает целую горсть. Можно это делать одной или двумя руками. Каждая горошина берётся на ударный слог.

Зернышки все, что хозяйка давала,

Курочка наша по штучке склевала.

Зернышки все, что хозяин давал,

Наш петушок все по штучке склевал.

7. Две пробки от пластиковых бутылок кладём на стол резьбой вверх. Это – «лыжи. Указательный и средний пальцы встают в них, «как ноги». Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

Мы едем на лыжах, мы едем на лыжах,

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы.

Нам нравится очень на лыжах кататься,

Мы любим забавы зимней поры.

8 . Строим «сруб» из ватных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

9 . Берём прочную нитку или шнурок, 12 бусин, по 3 четырех цветов (в идеале: красные, зеленые, желтые и белые или голубые). Нанизываем: 3 белые (или голубые) это – декабрь, январь, февраль; 3 красные это – март, апрель, май; 3 зелёные это – июнь, июль, август; 3 желтые это – сентябрь, октябрь, ноябрь. Перебирая, ребенок называет месяцы года по порядку, одновременно закрепляя в речи их названия.

10 . Соединяем поочередно пальцы, начиная с мизинца с большим пальцем сначала одной, а потом другой руки на ударный слог.

Весна, лето, осень, зима:

Собираем пальцы в кулачок.

Осень, зима, весна, лето:

Море солнечного света.

Рисование, методом прокола.

Необходимо: контурное, точечное изображение предмета; подложка из материала типа «ковролина», гелевая ручка с исписанным стержнем, цветные карандаши.

Техника выполнения: расположите рисунок на «ковролиновой» подложке, придерживайте одной рукой, а ведущей, держа ручку, как обычно, делайте проколы точно по точкам изображения. Если точки расположены очень часто, то делайте проколы через одну или две точки. Когда все проколы сделаны, переверните рисунок изнаночной стороной, получилось необычное изображение. Можно провести ладонью по рисунку и ощутить шероховатость. Раскрасьте детали рисунка цветными карандашами по желанию.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В работе говорится о влиянии на умственное развитие дошкольника, его речь — развитие мелкой моторики руки. Материал полезен для воспитателей. логопедов доу.

· Развитие мелкой моторики рук; · Развитие точности и координации движений, ритмичности и гибкости рук; ·.

В данной статье рассматривается зависимость речевого развития ребёнка от уровня развития мелкой моторики и даются рекомендации по стимулированию речевого развития детей путём тренировки движений пальц.

Дидактические игры на развитие тонких движений пальцев с помощью воздействия на психические процессы.

Опыт по данной теме может быть использован в практической деятельности воспитателей для повышения эффективности развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста.

Методическое исследование «Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи».

Шаг в искусство делает любой человек в том или ином возрасте. Но замечено, что от того, каким будет этот первый шаг, сделанный ребёнком, зависит в дальнейшем уровень его общей культуры, характер миров.

Источник

Читайте также:  Йога для женщин гита айенгар pdf
Оцените статью