Программа секции Тхэквондо
рабочая программа
Тхэквондо — это корейское боевое искусство, практикуемое сегодня людьми различных возрастов и с различными целями. Это вид спорта, боевое искусство и система самозащиты, учение о поддержании тела в порядке, а для многих занимающихся тхэквондо значит намного больше и является образом жизни. Тхэквондо является одним из Олимпийских видом спорта. Ежегодно правила по Тхэквондо обновляются, повышается технический уровень.
Тхэквондо в переводе с корейского буквально значит «Путь кулака и ноги». В отличие от ушу или японского кобудо, использующих разнообразные мечи, шесты и т.п., в Тхэквондо сделан упор на развитие возможностей человеческого тела, которое само по себе может являться достаточно грозным оружием.Тхэквондо — это корейское боевое искусство, практикуемое сегодня людьми различных возрастов и с различными целями. Это вид спорта, боевое искусство и система самозащиты, учение о поддержании тела в порядке, а для многих занимающихся тхэквондо значит намного больше и является образом жизни. Тхэквондо является одним из Олимпийских видом спорта. Ежегодно правила по Тхэквондо обновляются, повышается технический уровень.
Тхэквондо в переводе с корейского буквально значит «Путь кулака и ноги». В отличие от ушу или японского кобудо, использующих разнообразные мечи, шесты и т.п., в Тхэквондо сделан упор на развитие возможностей человеческого тела, которое само по себе может являться достаточно грозным оружием.
Цели и задачи программы
Цель: комплексное физическое и духовное воспитание человека, способствующее гармоничному развитию личности.
Задачи:
1. Популяризация и развитие Олимпийского вида спорта Тхэквондо ВТФ в городе Санкт – Петербурге
2. Образовательные задачи:
o обучение воспитанников технике Тхэквондо в соответствии с планом занятий, подготовка занимающихся в секции Тхэквондо к сдачи аттестационного экзамена на 10 – 1 гып;
o обучение воспитанников технике Тхэквондо в соответствии с планом занятий, подготовка занимающихся в секции Тхэквондо к сдачи аттестационного экзамена на чёрные пояса 1 – 2 дан;
o ознакомление с базовыми принципами философии и идеологии Тхэквондо.
3. Развивающие задачи:
o комплексное развитие умственного и физического аспектов личности ребёнка и подростка через изучение приемов и ознакомление с базовыми философскими аспектами Тхэквондо;
o психофизическая подготовка воспитанников, направленная на овладение принципами саморегуляции и снятие психоэмоционального напряжения адекватными способами;
o повышение уровня мастерства спортсменов;
o введение в медитацию, как средство концентрации внимания и повышения уровня самосознания ребёнка.
o Выполнение контрольных нормативов по общей, специальной физической подготовке.
o Укрепление здоровья на основе всесторонней физической подготовки – использование средств и методов, применяемых в других видах спорта с учетом возрастных критериев.
o Развитие физических качеств и способностей, характерных для высококвалифицированных спортсменов – быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, координации движений, устойчивости интереса к занятиям, волевых качеств.
o Обучение основам техники передвижения – стойка, степовая работа атакующим и контратакующим номером.
4. Воспитательные задачи:
o пропаганда здорового образа жизни;
o помощь в адаптации и взаимодействию с внешним миром через приобретение навыков саморегуляции и самоконтроля, коллективного общения, воспитание силы воли и воли к победе;
o патриотическое воспитание молодёжи: патриотизма к флагу, к восточным традициям, готовность к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sektsii_thekvondo.doc | 142.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МОЛОДЁЖНО-ПОДРОСТКОВЫЙ ЦЕНТР «МОСКОВСКИЙ»
Подростково – молодёжный клуб «Романтики»
Подростково – молодёжный клуб «Космонавт»
директор СПб ГБУ «МПЦ
________________ И. П. Богомазова
педагог дополнительного образования
Щеглов Антон Викторович
- Пояснительная записка……………………………………………………….3 стр.
- Цели и задачи…………..……………………………………………….……6 стр.
- Организация занятий, формы и методы обучения. ……………………………..7 стр.
- Учебно – тематический планирование
Учебно – тематический план первого года обучения …………………………. 9 стр.
Учебно – тематический план второго года обучения …………………………..11 стр.
Учебно – тематический план третьего года обучения …………………………13 стр.
- Отслеживание результатов и формы проверки результативности……………15 стр.
- Обеспечение программы…………………………………………………………15 стр.
- Список литературы …………………………………. 16 стр.
- Пояснительная записка
Разработанная программа применяется для обучения детей и подростков, занимающихся в секциях Тхэквондо.
В подростковом возрасте наиболее важным становится обучение воспитанников бесконфликтному общению со сверстниками, учителями и родителями, а так же способам урегулирования конфликтов.
Тхэквондо — это корейское боевое искусство, практикуемое сегодня людьми различных возрастов и с различными целями. Это вид спорта, боевое искусство и система самозащиты, учение о поддержании тела в порядке, а для многих занимающихся тхэквондо значит намного больше и является образом жизни. Тхэквондо является одним из Олимпийских видом спорта. Ежегодно правила по Тхэквондо обновляются, повышается технический уровень.
Тхэквондо в переводе с корейского буквально значит «Путь кулака и ноги». В отличие от ушу или японского кобудо, использующих разнообразные мечи, шесты и т.п., в Тхэквондо сделан упор на развитие возможностей человеческого тела, которое само по себе может являться достаточно грозным оружием.
Природа Тхэквондо основана на 2-х фундаментальных аспектах: практическая ценность и идеологическая ценность. Практическая ценность Тхэквондо основана на движении каждой индивидуальной техники и на принципах управляющих этой техникой. Идеологическая ценность Тхэквондо основана в 3-х идеалах, которые формируют замысел Тхэквондо: технический, артистический и философский идеалы. Тхэквондо также имеет два вида: классический и боевой. Разделяются на соревнования техническому комплексу (пумце) и соревнования по спаррингу (кирруги).
Самозащита голыми руками и физические упражнения для здоровья были основными практическими ценностями тхэквондо. Таким образом технический идеал рассматривался, как практическое приложение тренировок и техники к жизненным условиям человека.
Искусство возникает из состояния разума и души в союзе. И выражается через действие, следующее из этого союза. Когда человек посвящает свой разум и душу шлифованию искусства. Тхэквондо, то достигаются большие результаты, выходящие за предел практического понимания технического развития.
Философский идеал Тхэквондо
Философский идеал занятий Тхэквондо — это реализация отношений между человеком и природой или вселенной, раскрытый через практику, и как жить в гармонии с этой вселенной. Философия Тхэквондо вобрала в себя основы традиционного корейского мировосприятия. Ее можно охарактеризовать как «Путь воды». Вода способна принимать любую форму. В ее податливости можно увидеть качества гибкости и мягкости. В то же время мощный водяной поток может снести крепчайшую скалу.
Несмотря на то, что приемы Тхэквондо применялись еще в 1 в. До н.э., оно является относительно боевой системой, систематизированной в 50 – х. гг. 20 века. В настоящее время оно является олимпийским видом спорта.
В Тхэквондо разработана система оценки знаний, умений и навыков занимающихся. Аттестация проводится в соответствии с программой аттестационных экзаменов, утвержденной Всемирной Федерацией Тхэквондо и локальными федерациями Тхэквондо.
В начале пути, до приобретения первого дана (черного пояс), ученик проходит десять вступительных «шагов» — гып. По мере освоения очередного «гып» меняются цвет пояса ученика. И если первый пояс ученика белый (что символизирует чистоту помыслов), то затем его последовательно сменяется белый с жёлтой полосой, жёлтый, жёлтый с зелёной полосой, зелёный, зелёный с синей полосой, синий, синий с красной полосой, красный, красный с чёрной полосой. За это время обучающие постигают базовую технику (сначала обыкновенные удары, затем удары в прыжке и удары с вращением) и осваивает принятые в Тхэквондо ритуалы (учится правильно носить форму, завязывать пояс, приветствовать старших и т.д.
Тхэквондо включает в себя блоки и удары ногами, руками, а также прыжковую технику, технику вращения и технику самозащиты. Техника – отправной пункт, равно как и конечная цель занятий Тхэквондо. Все внутренние ценности Тхэквондо возникают из техники, существуют на любой стадии развития в технике и из – за нее. Дух Тхэквондо начинается с техники и доходит до совершенства через технику.
Эстетические функции тхэквондо в значительной степени связаны с тем, чтобы они удовлетворяли потребности человека в разностороннем физическом развитии и здоровье, без чего невозможна красота человека. В тхэквондо цениться пластика и гармоничность, ритмичность и красота выполняемых движений, чтобы оно служило источником удовольствия не только как спортивно – боевое искусство, но и как отдых и рекреация. Воспитывая эти качества в человеке, тхэквондо служит и источником вдохновения к творчеству. Именно поэтому многие практикующие тхэквондо занимаются такими искусствами, как живопись, каллиграфию, поэзия и музыка.
Этическая функция тхэквондо обусловлены древними народными традициями, морально – этическими и философскими воззрениями передовых школ Востока, цель которых – отрицание агрессии при видимой эффективной мощи техники самообороны боевого искусства тхэквондо.
Прикладные функции тхэквондо : обеспечение личной безопасности и безопасности родных и близких от преступных посягательств на жизнь и здоровье. Тхэквондо ВТФ как нельзя лучше способствует подготовке физически и духовно совершенных людей готовых к действиям в экстремальных ситуациях по обеспечению своей и общественной безопасности. Тхэквондо ВТФ находит своё подтверждение в эффективном применении специальных разделов тхэквондо (хосенсуль) при обучении состава армии и правоохранительных органов, а также для целей самообороны.
Физкультурно – оздоровительные функции тхэквондо : оздоровительная и рекреативно – реабилитационные занятия тхэквондо для широких слоев населения. Оздоровительная направленность и гармоничное развитие личности, свойственные тхэквондо ВТФ, являются обществе – физкультурными принципами и могут быть сформулированы известным высказыванием – «В здоровом теле – здоровый дух».
Спортивная функция тхэквондо: подготовка спортсменов высокой квалификации по Тхэквондо.
Современное тхэквондо состоит на 5 основных дисциплин, которые интегрированы в единый тренировочный комплекс:
Кибон дольчжак – основная техника. Это тот фундамент, на котором основано всё дальнейшее мастерство, приобретаемое в результате упорных тренировок.
Пхумсэ – специальные комплексы формальных упражнений, имитирующие реальный поединок за жизнь с одним или несколькими противниками, из которых выполняющий пхумцэ выходит победителем. На практике пхумцэ основана реализация принцмпа муе – постижение тхэквондо как боевого искусства.
Кйоруги – поединок. Обучение технике и тактике ведения поединка.
Хосинсуль – боевое взаимодействие и самооборона. Обучение реальным методам практического применения техники тхэквондо в различных жизненных ситуациях.
Кйокпха – демонстрационная техника. Демонстрация возможностей человека, которые можно развить, занимаясь тхэквондо.
Также при изучении Тхэквандо применяются корейские термины, которые воспитанникам необходимо знать (см. Приложение 1 ).
- Цели и задачи программы
Цель: комплексное физическое и духовное воспитание человека, способствующее гармоничному развитию личности.
- Популяризация и развитие Олимпийского вида спорта Тхэквондо ВТФ в городе Санкт – Петербурге
- Образовательные задачи:
- обучение воспитанников технике Тхэквондо в соответствии с планом занятий, подготовка занимающихся в секции Тхэквондо к сдачи аттестационного экзамена на 10 – 1 гып;
- обучение воспитанников технике Тхэквондо в соответствии с планом занятий, подготовка занимающихся в секции Тхэквондо к сдачи аттестационного экзамена на чёрные пояса 1 – 2 дан;
- ознакомление с базовыми принципами философии и идеологии Тхэквондо.
- Развивающие задачи:
- комплексное развитие умственного и физического аспектов личности ребёнка и подростка через изучение приемов и ознакомление с базовыми философскими аспектами Тхэквондо;
- психофизическая подготовка воспитанников, направленная на овладение принципами саморегуляции и снятие психоэмоционального напряжения адекватными способами;
- повышение уровня мастерства спортсменов;
- введение в медитацию, как средство концентрации внимания и повышения уровня самосознания ребёнка.
- Выполнение контрольных нормативов по общей, специальной физической подготовке.
- Укрепление здоровья на основе всесторонней физической подготовки – использование средств и методов, применяемых в других видах спорта с учетом возрастных критериев.
- Развитие физических качеств и способностей, характерных для высококвалифицированных спортсменов – быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, координации движений, устойчивости интереса к занятиям, волевых качеств.
- Обучение основам техники передвижения – стойка, степовая работа атакующим и контратакующим номером.
- Воспитательные задачи:
- пропаганда здорового образа жизни;
- помощь в адаптации и взаимодействию с внешним миром через приобретение навыков саморегуляции и самоконтроля, коллективного общения, воспитание силы воли и воли к победе;
- патриотическое воспитание молодёжи: патриотизма к флагу, к восточным традициям, готовность к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины.
- Организация занятий, формы и методы обучения.
Набор в секцию тхэквондо проводится в начале учебного года через рекламу в микрорайоне, разных учебных заведениях (колледжах, школах и садиках). Кроме этого используются объявления о наборе в секцию в газетах Муниципального Округа и района. В клубе для родителей и подростков проводятся открытые показательные выступления, собеседование с подростками о необходимости занятий для укрепления здоровья и повышения самооценки.
Специального отбора в группы нет, но необходима справка от врача об отсутствие противопоказаний заниматься Тхэквондо.
В секцию тхэквондо подростково – молодёжных клубов принимаются дети и подростки в возрасте от 5 до 30 лет.
В процессе занятий необходимо следовать разработанному учебно – тематическому плану:
— последовательная подача материала для качественного усвоения элементов;
— распределение материала по блокам и разделам, подавать от простого к сложному;
— учитывать возрастные психологические и физиологические особенности детей и подростков.
В работе с детьми и подростками используются разнообразные способы организации занятий:
— словесный метод обучения – устное изложение материала, беседа, анализ проведённого занятия;
— наглядный метод обучения – показ видео материала и иллюстраций по теме;
— практический метод обучения – демонстрация элементов тхэквондо педагогом и разучивание приёмов и техник.
Формы организации деятельности воспитанников на занятиях тхэквондо – тренировка, спарринг, тренинг, соревнования, турнир, экзамен, спортивный летний лагерь.
Основная часть (СФП)
Изучение нового материала
Повторения пройденного ранее материала
Закрепление пройденного материала
Под элементом понимается технический приём (блок, удар), техническое действие либо передвижение (стойка, стэп)
В течение пяти занятий (1, 2, 3, 5, 6) изучается новые элементы, четвертое занятие посвящается общефизическому развитию занимающихся, седьмое занятие посвящается комплексному повторению пройденного материала с более глубоким уровнем проработки исполнения элементов.
- Учебно – тематический план
первого года обучения
Разделы и темы образовательного процесса
Теория: Введение в Тхэквондо, этикет в зале, уважение к старшим, уважение к тренеру, правило поведения на соревнованиях, правило поведения на занятиях.
ОФП: Разминка, игры на развитие реакции
СФП: Изучение маховых движений ногами для развития тазобедренного сустава, Изучение базовой стойки (чхарьёт, чумби, чучум – соги )
Теория: Изучение корейских слов (Счёт,команды)
ОФП: Разминка, растяжка, эстафеты, игры на развития внимания
СФП: Изучения базовой стойки (ап – куби), изучение базовых ударов ногами (ап – чаги, дольё – чаги).
Теория: Изучение правил Тхэквондо по спаррингу и пумце (зачисление баллов и наказаний )
ОФП: Разминка, растяжка, игры на развитие координации
СФП: Изучение базового передвижения (стэп), изучение базовых ударов ногами ( нэрьё – чаги), изучение базовой техники руками (арэ – макки, бака – макки)
Теория: Общие принципы передвижений в спарринга – стэп
ОФП: Разминка, эстафеты, упражнения для развития внимания
СФП: Базовая техника ударов ногами, базовые блоки руками (ан – макки, ульгуль – макки)
Теория: Развития командного духа, умение общаться в коллективе
ОФП: Разминка, игры на внимания и развития реакции
Теория: Общие принципы выполнения блоков руками
ОФП: Разминка, упражнения на развитие прыгучести
СФП: Передвижение в широкой базовой стойке с применением блоков, базовая техника ударов ногами
Выезд на соревнования среди новичков первого года обучения
Теория: Общие принципы выполнения блоков в движении и ударов ногами(стэп)
ОФП: Разминка, командные игры
СФП: Базовая техника ударов ногами, базовая техника выполнения ударов руками ( джумок: бандэ – джириги )
Теория: Общие принципы выполнения ударов руками в уровень жилета (монтон)
ОФП: Разминка, эстафеты, упражнения на развитие внимания, упражнение на развитие прыгучести
СФП: Базовые стойки, базовая техника ударов ногами (ап – чаги, дольё – чаги, нэрьё – чаги) – в динамике по залу Базовые блоки, базовая техника удара руками
Выезд на соревнования по Тхэквондо (ВТФ) среди новичков занимающихся первый год обучения
Теория: Повторение пройденного материала, поведение на экзамене
ОФП: Разминка, упражнение на развитие реакции, эстафеты
Источник