- Группы спряжения глаголов (тренажёр)
- Упражнения-тренажёры
- Форма глагола и характер действия
- PRÉSENT Спряжение в настоящем времени
- Первая группа: глаголы оканчивающиеся на -er
- Вторая группа: глаголы оканчивающиеся на -ir
- Третья группа: все остальные глаголы (около 370)
- Тренировка спряжения французских глаголов
- Спряжение французских глаголов 1-й группы
Группы спряжения глаголов (тренажёр)
Бесплатное упражнение позволит проверить знание некоторых правил французской грамматики:
- в первом блоке дается несколько фраз под диктовку;
- затем перевод фраз с русского языка.
Упражнения-тренажёры
Прежде чем приступить к зубрежке спряжений французских глаголов, познакомьтесь с важной информацией, знание которой позволит сэкономить время и нервы. Понимание изложенного ниже требует вдумчивого чтения, поэтому, если вас сейчас что-то отвлекает, отложите прочтение материала на более подходящее время или отключитесь от текущих хлопот. При чтении материала, если на каком-то этапе понимание теряется, лучше вернуться на 2-3 строчки назад. Есть возможность задать уточняющий вопрос консультанту онлайн или в нижней части страницы.
Во французском языке 3 времени (настоящее, прошедшее и будущее), но гораздо больше видо-временных форм. Осознание того, что может быть несколько форм глагола для прошедшего или будущего времени, требует от русскоязычного учащегося некоторых волевых усилий. Многообразие видо-временных форм позволяет донести до слушателя (читателя) дополнительную информацию о действии.
Например, в русском языке есть деление на глаголы совершенного и несовершенного вида («он читал», он прочитал») тоже позволяет передать различие в аспектах действия с помощью изменения приставки. Во французском различие в завершенности и незавершенности действия можно передать с помощью изменения формы глагола (в частности, используя вспомогательный глагол): il lisait (он читал), il avait lu (он прочитал).
Форма глагола и характер действия
Под спряжением глаголов обычно имеют в виду изменение формы глагола по лицам:
- я делаю, ты делаешь, я делал, ты делал, я буду делать, тыбудешь делать.
Но важнее уделить внимание содержанию той или иной формы глагола, осознать, КАК изменение формы показывает характер действия. Для передачи характера действия используются глаголы-модификаторы (вспомогательные):
- иметь (avoir), быть (être), мочь (pouvoir) .
Характер действия:
- можно иметь результат (в настоящем, прошедшем или будущем времени);
- я ем, я ел(а), я буду есть;
- быть в каком-либо состоянии (в настоящем, прошедшем или будущем времени);
- я сейчас ем, я в тот момент ел(а), я этот момент буду есть;
- испытыватьдействиена себе (страдательный залог в настоящем, прошедшем или будущем времени):
- я есть съеден(а), я был(а) съеден(а), с буду съеден(а);
- хотеть, мочь, быть должным сделать и т.п. (в настоящем, прошедшем или будущем времени):
- я хочу есть, я хотел(а) есть, я буду хотеть есть.
Употребление слов «буду», «сейчас», «в этот момент» и т.п. служат передаче характера действия. Французский язык использует несколько другую систему, которую надо понять и забыть про то, как мы говорим на русском (не пытаться «протащить контрабандой» приемы русского языка во французские фразы; хотя часть приемов будет совпадать).
Посмотрим на примерах (чтобы было легче понять логику, ограничимся первым лицом).
Глагол иметь (avoir) | Фразы с глаголом рисовать (dessiner; dessiné – причастие «нарисованный«) | Комментарий |
j’ai я имею | j’ai dessiné une pomme | я имею нарисованным яблоко (акцент на настоящем времени, хотя и переводится на русский прошедшим временем, но мы же учим не русский, а французский язык!) |
j’avais я имел(а) | j’avais dessiné une pomme | я имел(а) нарисованным яблоко (акцент на результате в прошлом показывает вспомогательный глагол) |
j’aurai я буду иметь | j’aurai dessiné une pomme | я буду иметь нарисованным яблоко (акцент на результате в будущем, действие предшествует другому действию – когда я нарисую яблоко, я тебя позову) |
Итак, важно понять ту идею, которую говорящий хочет передать слушающему (читающему):
- действие завершено;
- действие относится к какому-то моменту времени (мы это знаем благодаря использованию глагола avoir: имею, имел(а), буду иметь результат).
Чтобы понять важность характера действия, сравним с «простыми временами» (нет акцента на результате!):
- je dessine une pomme – я рисую яблоко (это могло начаться вчера, продолжаться сегодня, продолжится завтра);
- je dessinais une pomme – я рисовал(а) яблоко (действие происходило в прошлом, но нет завершенности, нет указания на начало, конец или длительность действия; действие может фоном другого действия – когда он пришёл, я рисовал(а) или повторяться 2 и больше раз – я рисовал(а) по утрам);
- je dessinerai une pomme – я нарисую яблоко (когда-нибудь. ).
Как видите, времен всего 3, как и в русском языке. Понимание изложенного выше позволит:
- правильно «расшифровать» характер действия (настоятельная рекомендация – читайте больше, подчеркивайте глаголы, перечитывайте на следующий день текст, все это подготовит к общению с носителями языка);
- легче научиться спрягать глаголы по лицам (меняется действующее лицо и окончания, что вы увидите ниже на примере спряжения глаголов в настоящем времени).
Для совершенствующих: См. таблицу со всеми 14 видо-временными формами (с комментариями в различиях употребления некоторых времён). Похожая логика в английских временах.
Для совершенствующих французский разработаны упражнения, например, с глаголами третьей группы.
Источник
PRÉSENT
Спряжение в настоящем времени
Тренажеры данного раздела помогут выучить спряжение наиболее употребительных французских глаголов. Задания даются по нарастающей сложности или с целью закрепить понимание того или иного аспекта спряжения глаголов.
В этом упражнении:
- в начале упражнения будет предложено расставить глаголы по порядку (рус/фр);
- далее надо написать перевести фразы (40 заданий – 2 блока по 20 заданий в разных лицах и с отрицанием);
- поскольку в простых временах не различается спряжение в мужском и женском роде, в третьем мн. лице глаголы будут с местоимением ils (местоимение мн.ч. мужского рода).
В отдельном упражнении предлагается потренироваться узнавать глаголы на слух (см. ниже).
Простые времена: глагол спрягается без участия вспомогательного глагола (avoir или être).
Все французские глаголы делят на три группы по типу спряжения (эти отличия важны прежде всего в настоящем времени).
Первая группа: глаголы оканчивающиеся на -er
- основа не меняется (отбрасывается -er),
- меняются только окончания по лицам.
CHANTER (петь)
je chante tu chantes il chante | nous chantons vous chantez ils chantent |
Вторая группа: глаголы оканчивающиеся на -ir
- основа не меняется (отбрасывается -r);
- меняются окончания по лицам;
- во мн. числе добавляется суффикс -ss-.
FINIR (заканчивать)
je finis tu finis il finit | nous finissons vous finissez ils finissent |
Третья группа: все остальные глаголы (около 370)
- большинство глаголов имеют две основы : одну основу для единственного числа (я, ты, он, она) и вторую основу для множественного числа (мы, вы, они; см. глагол partir ниже);
- часть глаголов имеет отличающуюся основу для третьего лица мн. числа (они; см. глагол vouloir ниже);
- спряжение некоторых глаголов надо просто запоминать (глаголы aller, avoir, faire . ).
Источник
Тренировка спряжения французских глаголов
каким его знают и любят французы
Выпуск 28
Местоимение | parl er – говорить | trouv er – находить |
---|---|---|
Je | parl + e | trouv + e |
Tu | parl + es | trouv + es |
Il / elle / on | parl + e | trouv + e |
Nous | parl + ons | trouv + ons |
Vous | parl + ez | trouv + ez |
Ils / elles | parl + ent | trouv + ent |
Je parle français. – Я говорю по-французски.
Est-ce que tu parles français? – А ты говоришь по-французски?
Non, je ne parle pas français. – Нет, я не говорю по-французски.
Je trouve que… – Я считаю, что…
Je trouve que le français est difficile. – Я считаю, что французский – трудный язык.
Je trouve que le français n’est pas difficile. – Я нахожу, что французский – несложный язык.
Глаголы, которые начинаются с буквы h и с гласной, спрягаются точно также. Единственное, нужно обратить внимание на написание и произношение для местоимения «я» – написание сливается, т.к. 2 гласные или же гласная и буква h по правилам не могут стоять вместе.
Местоимение | aimer – любить | aider – помогать | habiter – жить |
---|---|---|---|
Je | j’aime | j’aide | j’habite |
Tu | aim es | aid es | habit es |
Il / elle / on | aim e | aid e | habit e |
Nous | aim ons | aid ons | habit ons |
Vous | aim ez | aid ez | habit ez |
Ils (elles) | aim ent | aid ent | habit ent |
Je t’ aime . – Я люблю тебя.
Je ne t’ aime pas. – Я не люблю тебя.
Qui aimes -tu? – Кого ты любишь?
Pourquoi tu ne m’ aides pas? – Почему ты мне не помогаешь?
Qui aides -tu? – Ты кому помогаешь?
Où habites -tu? – Где ты живешь?
Avec qui tu habites ? – С кем ты живешь?
Если вопрос задается с помощью инверсии, то всегда между глаголом и местоимением будет стоять дефис.
Потренируйтесь поставить нужные окончания у глаголов и перепроверьте себя на сайте les-verbes:
travailler – работать
regarder – смотреть
demander – просить, спрашивать
acheter – покупать
В этом уроке мы с Вами рассмотрим еще и вопросительные слова во французском языке.
С некоторыми мы уже знакомы из предыдущих уроков:
Comment? | Как? |
De quelle manière? | Каким образом? |
Qui? | Кто? |
Qu’est-ce que? | Что? (ставится в начале вопроса) |
Quoi? | Что? (разговорный вариант обычно ставится в конце вопроса: Il mange quoi? – Что он ест?) |
Qu’est-ce que c’est? | Что это? |
C’est quoi ça? | Что это? (разговорный) |
Où? | Где? |
Où? | Куда? |
D’où? | Откуда? |
Quand? | Когда? |
Pourquoi? | Почему? |
Combien? | Сколько? |
Quel? | Какой? |
J’ habite en France depuis deux ans. – Я живу во Франции два года.
Если задаем простой вопрос без вопросительного слова, то выделяем его интонацией:
Tu habites en France? – Ты живешь во Франции?
Если есть вопросительное слово или фраза, например, combien de temps (как долго) , то ставим его вначале предложения:
Combien de temps tu habites en France? – Как долго (сколько?) ты живешь во Франции?
Вот и все! Нам осталось только сделать упражнения, чтобы закрепить весь тот материал, о котором мы с Вами говорили в этой теме.
Хотите заговорить в рамках этого урока и перевести теорию в практику?
Источник