Учимся преодолевать препятствия
Преодоление любого препятствия – это сложное координационное действие, требующее даже от взрослого человека достаточной пространственной ориентации и физической подготовленности. На занятиях по общей физической подготовке, во время преодоления полосы препятствий, используются все возможные виды передвижений человека: ходьба, бег, прыжки, ползания, лазания. Занятия по преодолению препятствий включают в себя физические упражнения из разных разделов физической культуры (висы, переползания, гладкий бег, ускорения, подтягивания, отжимания, выходы силой, приставные шаги, перепрыгивания и многие другие), что позволяет обучающимся равномерно развивать большинство физических качеств.
Успешно развиваются на таких занятиях не только физические, но и морально-волевые качества, ведь, чтобы преодолеть, например, высокую стену или широкий ров, нужно достаточно смелости и решительности. И даже те дети, которые на первых занятиях боялись это делать, через 2-3 урока без проблем преодолевают такие препятствия.
Невозможно переоценить и влияние навыков, приобретаемых на таких уроках, на исход жизненных ситуаций, в которых может оказаться любой школьник в течение всей своей жизни, будь то криминогенные ситуации или чрезвычайные происшествия любого характера (природного, техногенного и т.д.). Ведь вовремя сориентироваться, преодолеть психологический барьер, принять правильное решение является, порой, единственной возможностью справиться с негативной или опасной ситуацией. Недаром «Преодоление препятствий» является одним из базовых элементов в физической подготовке солдат и офицеров всех армий мира, в том числе и Вооруженных сил Российской Федерации. Навык, приобретаемый на уроках по преодолению препятствий, может сохранить здоровье и даже спасти жизнь.
Для того чтобы освоить технику основных приемов преодоления препятствий, необходимо выполнять приемы 1-2 раза в неделю по 20-30 минут на школьной полосе препятствий. При отсутствии полосы препятствий можно имитировать препятствия любым доступным способом. Рассмотрим основные приемы преодоления препятствий.
Прыжок с приземлением на одну ногу. С ускоряющегося разбега оттолкнуться перед препятствием одной ногой и вынося вторую ногу широким движением вперед-вверх, перепрыгнуть через препятствие, приземлиться на нее и, подав плечи вперед, продолжить движение.
Прыжок, наступая на препятствие, используется при преодолении препятствий высотой до 0.9 м. С короткого, но энергичного разбега оттолкнуться перед препятствием одной ногой, и подав корпус вперед, мягко наскочить на препятствие другой ногой. Не разгибая колени, провести над препятствием толчковую ногу, соскочить на нее и продолжить движение.
Прыжок с опорой рукой и ногой применяется при преодолении препятствий высотой до уровня груди. С разбега оттолкнуться перед препятствием левой ногой и, вынося правую руку вперед-вверх, наскочить на препятствие, опираясь на него левой рукой и правой ногой. Не останавливаясь, пронести над препятствием толчковую ногу, соскочить на нее и, подав плечи вперед, продолжить движение.
Прыжок в глубину осуществляется из трех различных положений, в зависимости от высоты препятствия.
- Из положения стоя;
- Из положения сидя;
- Из положения виса.
Основное правило при приземлении после любых прыжков: приземляться на слегка согнутые и слегка расставленные ноги.
Перелезание с опорой на грудь применяется для преодоления препятствий высотой до 1,5 метров. Подбежать к препятствию, опереться руками о его верхний край и слегка присесть. Оттолкнувшись ногами от земли, выйти в упор на прямые руки. Не задерживаясь, опереться животом о препятствие. Придерживаясь руками о верхний край препятствия, перенести центр тяжести и спрыгнуть с препятствия.
Пролезание в отверстие головой и ногой вперед. Поставить толчковую ногу перед препятствием, маховую ногу вместе с туловищем и руками направить вперед в отверстие, оттолкнуться руками от нижнего края пролома. Приземлить маховую ногу на пятку, перейти на всю ступню и продолжить движение. При выходе из пролома, чтобы не удариться спиной, не следует резко разгибаться.
Пролезание боком применяется при преодолении узких проломов. Стать (лечь) боком к отверстию и, постепенно просовывая в него руку, плечо, голову, ногу, а затем и все туловище, пролезть в него.
Преодоление препятствий типа «лабиринт». Подбегая к лабиринту, поставьте одну ногу у входа в лабиринт. Взявшись руками за края лабиринта, перенесите центр тяжести на опорную ногу, а вторую ногу резким маховым движением поставьте к следующему проходу лабиринта. Продолжайте такие движения до выхода из лабиринта.
Общий вид единой полосы препятствий
Материал подготовлен методистом ГМЦ ДОгМ Самаренко Р.А.
Источник
Физическая подготовка (стр. 6 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 |
После ознакомления с приемом разучивание его начинается из конечного положения лежа на правом (левом) боку.
Руководитель занятия обращает внимание занимающихся на необходимость плотной группировки и правильного положения рук, ног и головы. Для выполнения приема подается команда «Конечное положение на правом (левом) боку – ПРИНЯТЬ». Затем руководитель исправляет у обучаемых допущенные ошибки, проводит отработку данного положения на левом и правом боку в динамике, указывая порядок выполнения упражнения: «Оттолкнуться рукой и ногой от земли, поменять в воздухе положение ног и, перекатываясь на левый бок, сделать упреждающий удар левой рукой и ногами. Упражнение начи-НАЙ».
Упражнение выполняется 6–8 раз. Затем падение на бок выполняется из низкой, средней и высокой стоек. Дальнейшее совершенствование в падении на бок проводится с применением упражнений в падении на бок через руку и спину партнера, через палку и шест.
Выполнение отдельных приемов оценивается:
«отлично» – если прием выполнен согласно описанию, быстро и уверенно;
«хорошо» – если прием, выполнен согласно описанию, но недостаточно быстро и уверенно;
«удовлетворительно» – если прием выполнен согласно описанию, но медленно и с нарушением слитности движения или допущена потеря равновесия, но конечная цель достигнута;
«неудовлетворительно» – если прием не выполнен или выполнен не в соответствии с описанием.
Общая оценка слагается из оценок за выполнение отдельных приемов и выставляется:
«отлично» – если более половины оценок отлично, а остальные не ниже хорошо;
«хорошо» – если более половины оценок хорошо, а остальные не ниже удовлетворительно;
«удовлетворительно» – если половина и более оценок удовлетворительно, при отсутствии неудовлетворительных, или если по одному приему оценка неудовлетворительно, при наличии не менее одной оценки не ниже хорошо;
«неудовлетворительно» – если получено более одной неудовлетворительной оценки.
Балльный эквивалент оценки военнослужащего по рукопашному бою определяется:
«отлично» – 75 баллов;
«хорошо» – 60 баллов;
«удовлетворительно» – 40 баллов.
«неудовлетворительно» – 0 баллов.
3. Учебное место № 3 — тренировка в преодолении отдельных элементов единой полосы препятствий
Процесс обучения специальным приемам и действиям на единой полосе препятствий осуществляется в следующей последовательности:
— ознакомление, разучивание и тренировка (совершенствование) каждого элемента (приема или действия) общего контрольного упражнения на единой полосе препятствий в отдельности;
— комплексная тренировка общего контрольного упражнения на единой полосе препятствий в целом.
Ознакомление направлено на создание у обучаемых правильного представления о разучиваемом приёме (действии), и рациональном способе его выполнения.
Для ознакомления с каждым приемом (действием) необходимо:
— назвать приём (действие) в точном соответствии с НФП (РФП). Правильное название изучаемого приема (действия) способствует созданию определенного начального представления о нем;
— образцово показать приём (действие) в целом. Показ должен быть четким, проводиться в быстром (боевом) темпе и создавать ясное зрительное представление о приеме (действии) в общем виде. Показ может проводиться лично (для командира подразделения рекомендуется) или с привлечением одного из сержантов подразделения (заранее подготовленного и отлично выполняющего приём (действие) военнослужащего из числа обучаемых).
Показ каждого приёма (действия) целесообразно демонстрировать поочередно сначала на левостороннем направлении, а затем на правостороннем и располагать подразделение таким образом, чтобы показчик был виден каждому занимающемуся в профиль. Для этого обучаемых выстраивают в развёрнутом строю в одну или две шеренги сбоку от очередного препятствия. При ознакомлении с приемом метания гранаты показчик должен находиться перед серединой строя.
В случае личного показа руководитель командует сам себе;
— объяснить технику выполнения приёма (действия) и его предназначение. Объяснение техники выполнения каждого приёма (действия) на полосе препятствий осуществляется лаконично, без лишних подробностей. Внимание обучаемых задерживается только на наиболее существенных, по мнению руководителя, деталях техники и элементах соединений или комбинаций, от которых во многом зависит качество выполнения приема (действия).
Построение подразделения при разучивании приёма
Построение подразделения при проведении тренировки
— показать приём (действие) еще раз по частям или по разделениям с попутным объяснением техники его выполнения. Приём показывается с фиксацией основных двигательных элементов, с изложением техники их выполнения и в той последовательности, в какой приём (действие) будет разучиваться.
Разучивание приема (действия) направлено на формирование у обучаемых новых двигательных навыков и совершенствование техники выполнения приёма (действия).
Разучивание приёма (действия), в зависимости от его сложности и подготовленности обучаемых, осуществляется в целом, по частям, по разделениям или при помощи подготовительных упражнений.
Способ разучивания для каждого приёма (действия) руководитель выбирает самостоятельно.
При разучивании подразделение разбивается на две группы; каждая выстраивается в одну шеренгу сбоку от препятствия (сооружения) лицом вовнутрь полосы.
Целесообразно группы менять местами для приобретения твёрдых практических навыков в преодолении препятствий по левому и правому направлениям.
Тренировка (совершенствование) приема (действия) направлена на закрепление у обучаемых двигательных навыков, совершенствование физических и специальных качеств. Тренировка заключается в многократном повторении приёма (действия) с постепенным усложнением условий его выполнения и повышением физической нагрузки.
Основным методом развития физических качеств у обучаемых во время тренировки приемов (действий) общего контрольного упражнения на единой полосе препятствий является повторный метод.
Повторный метод характеризуется многократным выполнением изучаемого приёма (действия) сначала в медленном, затем в быстром и наконец в боевом темпе с количеством повторений 5-6 раз. Продолжительность отдыха между подходами к препятствию в этом случае должна составлять 1-2 мин.
Способ организации военнослужащих при отработке приемов (действий) на полосе препятствий на всех этапах обучения – поточный.
Недостатком поточного способа является продолжительное ожидание своей очереди для выполнения приема (действия). Это ожидание тем больше, чем больше обучаемых в группе.
На первых тренировочных занятиях совершенствуются приемы и действия в точности и быстроте выполнения при незначительном усложнении обстановки.
На последующих занятиях основное внимание в процессе тренировки уделяется развитию выносливости и воспитанию настойчивости.
Описание единой полосы препятствий
1. линия начала полосы;
2. участок для скоростного бега длиной 20 м;
3. ров шириной по верху 2, 2,5 и 3 м, глубиной 1 м;
4. лабиринт длиной 6 м, шириной 2 м, высотой l,1 м (количество проходов — 10, ширина прохода 0,5 м);
5. забор высотой 2 м, толщиной 0,25 м с наклонной доской длиной 3,2 м, шириной 0,25-0,3 м;
6. разрушенный мост высотой 2 м, состоящий из трех отрезков (прямоугольных балок 0,2×0,2 м): первый длиной 2 м, второй — 3,8 м с изгибом в 135° (длина от начала до изгиба — 1 м), третий — 3,8 м с изгибом в 135° (длина от начала до изгиба — 2,8 м); разрывы между отрезками балок — 1 м, в начале второго и третьего отрезков балки и в конце препятствия — вертикальные лестницы с тремя ступенями;
7. разрушенная лестница шириной 2 м (высота ступеней — 0,8, 1,2, 1,5 и 1,8 м, расстояние между ступенями — 1,2 м, у высокой ступени — наклонная лестница длиной 2,3 м с четырьмя ступенями);
8. стенка высотой 1,1 м, шириной 2,6 м и толщиной 0,4 м с двумя проломами (нижний размером 1х0,4 м расположен на уровне земли, верхний размером 0,5х0,6 м — на высоте 0,35 м от земли) и с прилегающей к ней площадкой 1х2,6 м;
9. колодец и ход сообщения (глубина колодца — 1,5 м, площадь сечения по верху — 1х1 м; в задней стенке колодца — щель размером 1х0,5 м, соединяющая колодец с перекрытым ходом сообщения глубиной 1,5 м, длиной 8 м с одним изгибом; расстояние от колодца до траншеи по прямой — 6 м);
10. траншея глубиной 1,5 м;
11. беговая дорожка шириной 2 м.
Техника выполнения упражнения 32 «Общее контрольное упражнение на единой полосе препятствий».
Дистанция – 400 м. Исходное положение — стоя в траншее.
1. Метнуть гранату массой 600 г из траншеи на 20 м по стенке (проломам) или по площадке 1×2,6 м перед стенкой (засчитывается прямое попадание). При непопадании в цель первой гранатой продолжить метание. Допускается использовать до поражения цели не более 3-х гранат.
Для метания гранаты в положении стоя из траншеи глубиной 1,5 м необходимо стать к передней стенке и взять гранату в правую руку. Отставить (насколько возможно) правую ногу назад и перенести на неё тяжесть тела. Прогибаясь в пояснице и слегка сгибая обе ноги, отвести правую руку с гранатой вверх и назад до отказа. Затем, опираясь левой рукой о бруствер траншеи, оттолкнуться правой ногой и, резко выпрямляясь, метнуть гранату в цель.
Источник