Игры и упражнения для развития фонематического слуха
Виктория Кулешова
Игры и упражнения для развития фонематического слуха
Узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.
— Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте вместе с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало.
— Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.
— Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и т. д. Потом усложните задание – пусть ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал.
— Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.
— Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков.Например: два хлопка, пауза, два хлопка. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.
Различение звуков речи по тембру, силе, высоте.
— Игра «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких и голос самого ребенка, а потом попросите его угадать, кто сейчас говорит.
— Игра «Громко – тихо». Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия – когда вы произносите слова громко и когда тихо.
— Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – малыш сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
Различение сходных между собой по звучанию слов.
— Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (сом, ком, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.
— Игра «Верно – неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
— Игра «похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги.
— Игра «Что лишнее?». Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-фа-ва-фа-фа» и т. п. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний слог.
Надо объяснить ребенку, что слова состоят из звуков, а затем немного поиграть.
— Игра «Кто это?». Комарик говорит «ззз», ветер дует «ссс», жук жужжит «жжж», тигр рычит «ррр». Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто его издает.
— Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда услышит заданную фонему.
Освоение ребенком навыков анализа и синтеза.
— Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.
— Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука.
— Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагают слова с пропущенным звуком – их нужно отгадать. Например, из слов убежал звук «Л» …ампа, мы…о, …ук, кук…а, мас…о)
Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик» .
Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы» Предлагаю дидактическую игру для развития фонематического слуха. Известно, что фонематический слух формируется к 5 годам. В этом возрасте.
Дидактические игры для развития фонематического восприятия Дидактические игры для развития фонематического восприятия Для детей старшей логопедической группы «КТО Я ТАКОЙ?» Цель: развитие фонематического.
Источник
Система упражнений по развитию фонематического слуха у детей с первых дней жизни.
статья на тему
Материал статьи полезен родителям, воспитателям. Здесь представлены игры по развитию фонематического слуха детей. Работа с играми ведется от неречевых звуков к речевым, от игр со звуками к играм со слогами и словами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekstovyy_dokument_opendocument_2.odt | 25.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Система упражнений по развитию фонематического слуха у детей с первых дней жизни.
Полицковая Оксана Леонидовна,
учитель-логопед ГБДОУ № 137
Узнаем неречевые звуки
Умение определять на слух то или иное звучание и направление звука развивается очень рано — буквально с первых дней жизни. Как это происходит, мы примерно отразили в календаре на с. .
Начинать слуховые тренировки нужно с развития способности различать и узнавать звуки, не относящиеся к речи. Можно предложить ребенку послушать звуки за окном:
что шумит? (деревья)
что гудит? (машина)
кто кричит? (мальчик) и т.д.
Помогите малышу определить источник звука.
Игра «Громкие подсказки» . Взрослый прячет игрушку, которую ребенок должен найти, ориентируясь на силу ударов в барабан (бубен, хлопки в ладоши и т.д.). Если малыш подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, — удары громкие, если он удаляется — тихие. Поменяйтесь ролями, чтобы и малыш попробовал создавать звуки, ориентироваться в громкости и мощности звучания.
Игра «Где позвонили?» учит определять направление звука.
Игра «Узнай, что звенит (гремит)?» . На столе несколько предметов (или звучащих игрушек). Предлагаем малышу внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем закрываем предметы ширмой и просим отгадать, какой из них сейчас звенит или гремит. Эту игру можно варьировать: увеличивать количество предметов, менять их. Можно узнавать по звукам и предметы обихода: шуршание газеты, переливание воды, двигающийся стул и т.д.
Шаг второй:
Различаем звуки, слова и фразы по тембру, силе и высоте голоса
Игра «Узнай, кто позвал». Эту игру хорошо проводить, когда вся семья дома. Ребенок стоит спиной к вам, кто-то из родных или гостей называет его имя. Малыш узнает человека по голосу и подходит к нему.
Игра «Близко — далеко». Взрослый издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) — далеко (тихо) или близко (громко). Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом).
Сказка «Три медведя». Меняя высоту голоса, попросить малыша отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Если ребенок затрудняется назвать персонаж по имени, пусть покажет изображение на картинке. Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, попросите его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.
Игра «Узнай по голосу». Перед ребенком картинки с изображением домашних животных и их детенышей — коровы и теленка, овцы и ягненка и т.п. Каждое звукоподражание взрослый произносит то низким голосом (корова), то высоким (теленок). Малыш, ориентируясь на качество и высоту звука одновременно, находит соответствующую картинку (например, изображение коровы или теленка).
Шаг третий:
Различаем близкие по звучанию слова
Игра «Правильно-неправильно». Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь — хлопни в ладоши. Вагон — вакон — фагон — вагон — факон — вагом» и т.д. Вначале давайте слова, легкие по звуковому составу, затем — более сложные.
Игра «Слушай и выбирай» . Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:
рак, лак, мак, бак
сок, сук
дом, ком, лом, сом
коза, коса
лужи, лыжи
мишка, мышка, миска и т.д.
Взрослый называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.
Игра «Доскажи словечко» . Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:
На ветке не птичка —
Зверек-невеличка,
Мех теплый, как грелка.
Зовут его. (белка).
Ты не бойся — это гусь,
Я сама его. (боюсь).
Грязнулю всегда
Выручает. (вода).
В дом войти боится вол:
— Подо мной прогнется. (пол).
Свистнул чижик:
— Фью, фью, фью!
Я с утра росинки. (пью!)
Шаг четвертый:
Различаем слоги
К четвертой ступени ребенок уже подготовлен к тому, чтобы учиться различать слоги. Самые легкие для произнесения ребенком звуки: ф, в, п, б, н, поэтому и начинать различать слоги лучше с элементарных комбинаций, включающих именно эти звуки. Например, вы произносите ряд слогов, меняя последний, а малыш говорит, что лишнее (па-па-па-ба). Можно усложнять игру, вводя ошибочные слоги в середину или начало, изменяя гласные буквы (ба-ба-бо-ба, га-ка-ка-ка).
Игра «Одинаковые или разные» . Ребенку на ушко говорится слог, который он повторяет вслух, после чего взрослый либо повторяет то же, либо произносит противоположный. Задача малыша угадать, одинаковые или разные слоги были произнесены. Слоги надо подбирать те, которые малыш уже способен повторить правильно. Этот метод помогает развить способность различать звуки, произнесенные шепотом, что прекрасно тренирует слуховой анализатор.
Чистоговорки. Взрослый начинает, а малыш договаривает последний слог.
Ба-бо-ба — у дороги два стол. (ба).
За-зу-за — уходи домой, ко. (за).
Ти-ди-ти — на Луну ле. (ти).
Де-де-те — сядем в темно. (те).
Лю-лу-лю — лук зеленый я по. (лю).
Фе-ве-фе — посижу я на со. (фе).
Постепенно в течение этого периода ребенок должен овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.
Шаг пятый:
Различаем фонемы
На этом этапе ребенок учится различать фонемы (звуки родного языка). Начинать надо обязательно с различения гласных звуков.
Игра «Угадай-ка». У малыша картинки с изображением волка, младенца, птички. Взрослый объясняет: «Волк воет: у-у-у», «Младенец плачет: а-а-а», «Птичка поет: и-и-и». Просим малыша поднять картинку, соответствующую произносимому взрослым звуку.
Аналогично учимся различать согласные звуки.
Игра «Звук заблудился». Ребенок должен отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное:
Мама с бочками (дочками) пошла
По дороге вдоль села.
Сели в ложку (лодку) и — айда!
По реке туда-сюда.
Мишка плачет и ревет:
Просит пчел, чтоб дали лед (мед).
Доски на гору везем,
Будем строить новый ком (дом).
Шаг шестой:
Слушаем и анализируем
На завершающей ступени в системе развития фонематического слуха мы учим ребенка делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, уметь «отхлопывать», «отстукивать» ритмический рисунок дву- и трехсложных слов.
Игра «Сколько звуков?» . На этом этапе дети способны определять количество гласных звуков при слитном произнесении (один, два или три гласных звука: а, ау, оуи, аэа). Ребенок должен отложить на столе столько палочек, сколько звуков услышал.
Игра «Буквы, по порядку становитесь» . Перед малышом лежат карточки с буквами. Взрослый произносит сочетания из гласных звуков сначала по два: ау, иа, затем — по три звука: ауи, иау. Ребенок раскладывает на столе буквы в данном порядке.
Затем приступаем к анализу согласных звуков. Начинаем мы с того, что учим выделять последний согласный звук в слове, оканчивающемся обязательно на т или к. В качестве тренировки предлагаем упражнение с картинками или предметами «Последний звук»: малыш должен ясно произнести название предмета или того, что изображено на картинке, делая акцент на последнем звуке.
Можно разложить картинки в два столбика, в первый — картинки, названия которых оканчиваются на звук т, а в другой — на звук к.
Показываем ребенку картинку и произносим ее название, опустив последний звук (ко. пау. ма. ). Малыш называет слово, а затем произносит звук, который был пропущен.
Упражнение «Отыщи слово, отыщи звук» : ребенок должен вставить в стихотворение нужное слово и определить, какой звук пропущен. Если с этим заданием он справился легко, можно спросить, где пропущен звук: в начале, середине или конце слова.
Землю роет старый к. от (крот),
Под землею он живет.
Нам темно. Мы просим папу
Нам включить поярче ла. пу (лампу).
На арену вышли . игры (тигры),
Мы от страха все притихли.
1. Никкинен И.И., Лукина Н.А. Научи меня слышать. Развитие слухового восприятия, внимания и памяти.
2. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
Источник
Развитие фонематического слуха у детей 2–3-х лет
Алла Богданова
Развитие фонематического слуха у детей 2–3-х лет
Развитие фонематического слуха у детей 2-3-х лет.
«Плохо говорит. «, «Не произносит шипящие звуки. «, «Во рту будто каша», «Пропускает звуки, слоги», «Заменяет многие звуки речи
другими» — типичные жалобы, с которыми родители приходят к логопеду. На первый взгляд кажется, что эти речевые трудности имеют мало
общего. Однако причина у них одна, и носит она фонематический характер.
Уже к трем годам дети имеют достаточно большой объем слуховых впечатлений, но они еще не умеют управлять своим слухом:
прислушиваться, сравнивать, оценивать звуки по силе, тембру, характеру, ритмической структуре. Способность слушать и понимать звуки —
назовем ее «речевой слух» — не возникает сама собой даже при наличии острого природного слуха: ее нужно целенаправленно развивать.
Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. У
детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном
проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки
фонем.
Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть
умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
Следовательно, успешное обучение чтению и письму предполагает как обязательное условие формирования фонематического
восприятия и развитие навыков звукового анализа.
Фонематический слухвключает в себя 3 речевые операции:
• способность слышать есть данный звук в слове или нет;
• способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
• способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития произносительной стороны речи и
процесс развития восприятия звуков речи.
Развитие произносительной стороны речи берёт начало от первых голосовых проявлений (крик и лепет). Однако средством общения язык
начинает служить с появления первых слов (к одному году).
К двум годам произношение ещёнесовершенно: нечётко произносятся многие звуки, смягчаются согласные звуки, неточно передаётся
слоговая структура слов.
К трём годам сохраняется несовершенство произнесения многосложных слов, наблюдаются частые замены звуков, сокращения слов,
Возрастные нормы развития фонематического слуха.
Первый год жизни – уже на третьей неделе жизни младенец должен проявлять внимание к резким звукам, а в два месяца начинать
прислушиваться и к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом заинтересовавший его источник звука,
реагирует на него улыбкой, с удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, лепетать, к полугоду
различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает часто употребляемые
На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь ребенка ещё далека от совершенства, он
уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух, неверно произнесенный звук
в речи взрослого, но собственное произношение пока ещё не контролирует. Самое главное и очень важное достижение третьего года жизни
– возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического
восприятия не сформируется к трем годам, то малыш, не сможет овладеть правильным звукопроизношением. Дети с хорошим
фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи. А у детей с
недоразвитым фонематическим восприятием страдает не только звукопроизношение, но и понимание речи, так как они не могут
отдифференцировать близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами для них звучат одинаково,например: сами-сани, почка-бочка,
лиса (животное) — леса (мн. число слова лес).
Если у ребёнка нарушена моторика артикуляционного аппарата и фонематическое восприятие, то тяжело будет формироваться
звукопроизношение, процесс чтения и будут наблюдаться многочисленные ошибки на письме, и поэтому ему необходимы специальные
Поэтому так важно своевременно начать работу по развитию фонематического слуха. Условно её можно разделить на шесть этапов.
1. Этап. Узнавание неречевых звуков. Дети учатся на слух дифференцировать шум ветра, гудок машины, крик, звон колокольчика и т. д.
2. Этап. Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе, тембру голоса. В ходе игр дети учатся различать друг
друга по голосу, подражают низким и высоким голосам животных.
3. Этап. Умение различать слова, близкие по звуковому составу. Взрослый произносит какое-нибудь слово (например, вагон) то правильно,
то неправильно («фагон, вакон»). Если произносит неправильно дети хлопают в ладоши.
4. Этап. Умение различать слоги. Например, игра «определи лишний слог» (на-на-на-па, ка-га-ка).
5. Этап. Умение различать фонемы (звуки) родного языка. Начинать следует с дифференциации гласных звуков. Дети соотносят звук
с определённой картинкой (А-А-А-плачет девочка). Аналогичным образом производится работа по дифференциации согласных звуков.
6. Этап. Звуко-буквенный анализ
Рассмотрим развитие фонематического слуха в соответствие с детским возрастом — 3 года.
Этапы работы. Формирование слухового восприятия (внимания и памяти)
1. Привлечение внимания к звучащему предмету.
2. Формирование ориентировочно-поисковой и эмоциональной реакции на звучание предметов, голосов ближнего окружения.
3. Знакомство с характером звучащих предметов.
4. Определение места звучащего предмета в пространстве. (Впереди, сзади, справа, слева, близко, далеко).
5. Изменение места звучащего предмета.
6. Определение говорящего по характеру звучащей речи. (Дифференциация мужского и женского голосов, ласкового и строгого тона,
вопросительной и повествовательной интонации).
7. Различение неречевых звуков. (Транспортные шумы, подзывы животных, звукоподражания голосам животных, птиц, насекомых, шум
предметов, музыкальные инструменты, эмоциональные восклицания).
8. Дифференциация двух звучащих игрушек, различных по характеру звучания.
9. Дифференциация трёх звучащих игрушек, различных по характеру звучания.
10.Воспроизведение звучания двух предметов в заданной последовательности: с опорой на зрительный анализатор, без опоры.
11. Определение последовательности звучания трёх предметов, далёких по звучанию.
Узнаем неречевые звуки.
Начинать слуховые тренировки нужно с развития способности различать и узнавать звуки, не относящиеся к речи. Можно предложить
ребенку послушать звуки за окном: что шумит? (деревья); что гудит? (машина); кто кричит? (мальчик) и т. д.
Помогите малышу определить источник звука.
Игра «Громкие подсказки». Взрослый прячет игрушку, которую ребенок должен найти, ориентируясь на силу ударов в барабан (бубен,
хлопки в ладоши и т. д.). Если малыш подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, — удары громкие, если он удаляется — тихие.
Поменяйтесь ролями, чтобы и малыш попробовал создавать звуки, ориентироваться в громкости и мощности звучания.
Игра «Где позвонили?» учит определять направление звука.
Игра «Узнай, что звенит (гремит?». На столе несколько предметов (или звучащих игрушек). Предлагаем малышу внимательно послушать
и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем закрываем предметы ширмой и просим отгадать, какой из них сейчас звенит или
гремит.Эту игру можно варьировать: увеличивать количество предметов, менять их.Можно узнавать по звукам и предметы обихода:
шуршание газеты, переливание воды, двигающийся стул и т. д.
Различаем звуки, слова и фразы по тембру, силе и высоте голоса
Игра «Узнай, кто позвал». Эту игру хорошо проводить, когда вся семья дома. Ребенок стоит спиной к вам, кто-то из родных или гостей
называет его имя. Малыш узнает человека по голосу и подходит к нему.
Игра «Близко — далеко». Взрослый издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) — далеко (тихо) или близко
(громко).Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом).
Сказка «Три медведя». Меняя высоту голоса, попросить малыша отгадать,кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос, Настасья
Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Если ребенок затрудняется назвать персонаж по имени, пусть покажет
изображение на картинке. Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, попросите его самого произнести одну из фраз за
медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.
Игра «Узнай по голосу». Перед ребенком картинки с изображением домашних животных и их детенышей — коровы и теленка, овцы и
ягненка и т. п. Каждое звукоподражание взрослый произносит то низким голосом (корова, то высоким (теленок). Малыш, ориентируясь на
качество и высоту звука одновременно, находит соответствующую картинку (например, изображение коровы или теленка).
Различаем близкие по звучанию слова
Игра «Правильно-неправильно». Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано,например:
«Вагон».Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь — хлопни
в ладоши. Вагон — вакон — фагон — вагон — факон — вагом» и т. д. Вначале давайте слова, легкие по звуковому составу, затем — более сложные.
Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком картинки с предметами,названия которых близки по звучанию:
рак — лак, мак — бак
дом- ком, лом- сом
мишка — мышка, миска и т. д.
Взрослый называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в
Игра «Доскажи словечко». Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово,которое подходит по смыслу и рифме:
На ветке не птичка —
Мех теплый, как грелка.
Ты не бойся — это гусь,
Я сама его. (боюсь).
В дом войти боится вол:
— Подо мной прогнется. (пол).
Я с утра росинки. (пью)
К четвертой ступени ребенок уже подготовлен к тому, чтобы учиться различать слоги.Самые легкие для произнесения ребенком звуки: ф, в,
п, б, н, поэтому и начинать различать слоги лучше с элементарных комбинаций, включающих именно эти звуки. Например, вы произносите
ряд слогов, меняя последний, а малыш говорит, что лишнее (па-па-па-ба). Можно усложнять игру, вводя ошибочные слоги в середину или
начало, изменяя гласные буквы (ба-ба-бо-ба, га-ка-ка-ка).
Игра «Одинаковые или разные». Ребенку на ушко говорится слог, который он повторяет вслух, после чего взрослый либо повторяет то
же, либо произносит противоположный. Задача малыша угадать, одинаковые или разные слоги были произнесены. Слоги надо подбирать те,
которые малыш уже способен повторить правильно. Этот метод помогает развить способность различать звуки, произнесенные шепотом,
что прекрасно тренирует слуховой анализатор.
Чистоговорки. Взрослый начинает, а малыш договаривает последний слог.
Ба-бо-ба — у дороги два стол. (ба).
За-зу-за — уходи домой, ко. (за).
Ти-ди-ти — на Луну ле. (ти).
Де-де-те — сядем в темно. (те).
Лю-лу-лю — лук зеленый я по. (лю).
Фе-ве-фе — посижу я на со. (фе).
Постепенно в течение этого периода ребенок должен овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие
и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.
Различаем фонемы.
На этом этапе ребенок учится различать фонемы (звуки родного языка). Начинать надо обязательно с различения гласных звуков.
Игра «Угадай-ка». У малыша картинки с изображением волка, младенца, птички.Взрослый объясняет: «Волк воет: у-у-у», «Младенец
плачет: а-а-а», «Птичка поет: и-и-и». Просим малыша поднять картинку, соответствующую произносимому взрослым звуку.
Аналогично учимся различать согласные звуки.
Игра «Звук заблудился».Ребенок должен отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное:
Мама с бочками (дочками) пошла
По дороге вдоль села.
Сели в ложку (лодку) и — айда!
По реке туда-сюда.
Мишка плачет и ревет:
Просит пчел, чтоб дали лед (мед).
Доски на гору везем,
Будем строить новый ком (дом).
Предлагаемые игры не требуют пунктуального выполнения, скорее это тема для свободной игровой импровизации.
Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик» .
Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду» Задачи: -Развивать у детей фонематический слух. -Совершенствовать умение делить слова на слоги, определять их количество. -Чётко произносить.
Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы» Предлагаю дидактическую игру для развития фонематического слуха. Известно, что фонематический слух формируется к 5 годам. В этом возрасте.
Дидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.
Игры на развитие фонематического слуха Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в.
Игры на развитие фонематического слуха Красный – белый Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Оборудование. По два кружка на каждого ребёнка (красный и зелёный).
Консультация для родителей и воспитателей на тему «Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и воспитателей на тему: » Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста» При развитии речевого слуха работа.
Приёмы развития фонематического слуха у детей на подготовительном этапе при формировании произношения Логопедическое воздействие при формировании правильного произношения предусматривает несколько этапов. На подготовительном этапе ведётся.
Развитие речевого слуха у детей раннего возраста «Как помочь ребенку заговорить?», сегодня мне хочется поделиться о том, с чего необходимо начинать и какую работу проводим мы по развитию.
Звук: как его услышать? Последовательность занятий с детьми по развитию фонематического слуха Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует.
Источник