Тренировка слуха русского языка

Как красиво читать вслух? 7 советов и упражнений

Красиво читать вслух — это мечта родителей, педагогов и самих школьников, даже если они еще не до конца ее осознают. Возможность заявить о себе ярко и громко, побеждать на конкурсах чтецов, читать детям любимые произведения как настоящий диктор аудиокниги, а, главное, понимать задумку автора — чувствовать его ритм — желанный и актуальный навык. Как его развить и как подойти к Маяковскому и Пастернаку, Пушкину и Лермонтову, пространным описаниям Толстого?

Об этом рассказал на открытом мастер-классе «Как читать вслух красиво?» проекта «Родительский университет: PRO-Родители» профессиональный диктор, преподаватель по технике речи и ораторскому мастерству Максим Левченко.

Мероприятие прошло в очном и дистанционном форматах, что позволило зрителям попрактиковаться в чтении стихов и прозы при наставнической поддержке эксперта.
Мастер-класс доступен в записи по ссылке, а в этом материале мы собрали основные упражнения и практические советы спикера, с помощью которых вы сможете изменить свою речь и сделать ее выразительной и понятной слушателям.

Скорость мыслей и скорость речи

Речь — это, прежде всего, практика. Можно прослушать сотни лекций о том, как кататься на велосипеде, но это не позволит вам сесть и поехать.

Наши мысли работают на огромной скорости, и когда мы читаем про себя, то делаем это очень быстро. Порой пропускаем огромные абзацы, а не просто предложения, описания природы, рассуждения автора и лирические отступления.

Читайте также:  Как правильно седлать лошадь перед тренировкой

Но изложение мыслей вслух требует определенного навыка, потому что вслух мы говорим и читаем для кого-то. Этот кто-то — взрослый или ребенок — должен четко понимать, какую мысль вы хотите донести.

Картина Ильи Репина «Пушкин на лицейском экзамене», 1911 г.

Тело и наша речь

Наша речь неразрывно связана с нашим телом: как ведет себя наше тело, так мы и говорим.

Упражнение-эксперимент «Счет до пяти»

  • Поднимите руку вверх
  • Вслух произносите числа и загибайте пальцы
  • Досчитайте до пяти громко и выразительно

Теперь посчитайте громко и медленно, также медленно загибая пальцы.

Третья часть эксперимента: произносите слова громко и быстро, но пальцы загибайте медленно.

Как итог: ничего не получается! Причина в том, что наша речь синхронизирована с телом, и когда мы выводим систему из равновесия, то чувствуем дискомфорт, нам неудобно или говорить, или загибать пальцы.

Что происходит, когда мы читаем стихотворение? Мысли, прекрасные и яркие, с одной стороны торопят нас вперед, а зажатое тело со скрещенными позади руками — тянет назад. В этот момент речь может оказаться неинтересной. Стоите вы или сидите, старайтесь держать руки на весу, пусть они вам помогают.

В чем польза чтения вслух?

  • Увеличивает словарный запас
  • Улучшает речь
  • Добавляет уверенности в себе
  • Помогает в общении с людьми
  • Снижает стресс
  • Развивает память и мышление
  • Делает человека более творческим
  • Улучшает концентрацию
  • Тренирует дыхание

Логичность речи и правильное дыхание

Первое, о чем важно помнить, — это логичность речи, то, что отражает соотношение языка и мышления. Если вы хотите выразить яркую мысль — речь должна звучать ярко и громко, если печальную — тише, но все так же четко. В любом случае, этому поможет дыхание.

Без логического ударения невозможно выражать мысли, так как одно слово в предложении все-таки должно быть главным.

Классический пример — вопрос «Это твоя бабушка?». Попробуйте переставить ударение на разные слова, и смысл вопроса будет меняться от ударения.

Второй, еще более классический пример, — знаменитая басня Крылова.

Потел, потел; но, наконец, устал,
От Ларчика отстал
И, как открыть его, никак не догадался
А Ларчик просто открывался

И.А. Крылов


Куда ставить ударение в последней строчке?

Когда мы ставим ударение на слово «просто», то возникает вопрос: «просто» — это как? Ведь перед нами конец басни. Возникает ощущение незавершенности. Все дело в том, что логическое ударение падает на слово «открывался» . Автор имеет в виду не простоту метода, а необходимость просто-напросто открыть ларчик.

Длина строки и логические ударения

Разные поэты используют разную длину строки, у Владимира Маяковского это лесенка в одно слово, у Александра Пушкина — 6-7 слов.

Как правило, мы подсознательно стремимся к желанию прочесть как можно больше слов на одном дыхании. Но это неправильно. Каждый автор вкладывает в стихотворение не только настроение и мысль, он задает ритм.

Воспользуйтесь правилом: каждую строку читайте на одном выдохе и выделяйте последнее слово, перед следующей делайте паузу и вдох. Как только мы начинаем делать паузы между строчками, появляется ритм — и он создается не за счет интонаций или эмоций, а дыхания.

Читая стихи, дети часто не дают себе возможность выдохнуть, путаются в быстролетящих мыслях. С таким размеренным темпом, как в правиле, вы сможете прочитать все произведение до конца.

Попробуйте попрактиковаться на отрывках ниже. Все примеры необходимо воспринимать не как литературные произведения, а как тренажер. И вы увидите, как эмоции появятся именно благодаря дыханию.

Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.
«Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?»
Поп ему в ответ: «Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.


Иллюстрация «Сказка о Попе и работнике его Балде». Источник

— Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

Следуйте за ритмом, который заложен в стихотворении. В случае с «Бородино» он торжественный, в случае со сказкой Александра Сергеевича — размеренный, повествовательный. Детям важно предлагать учить и читать стихи именно в таком формате, по строчке, чтобы было время сделать паузу.

Скорость и громкость речи

Особенность, от которой следует избавиться, — желание говорить быстро. Пусть речь будет медленной и громкой. Только в этом случае есть возможность донести смысл.

Поэзия — искусство площадей. Выходите к доске и рассказывайте так, чтобы вас было слышно. Громкость появляется не за счет напряжения горла, а за счет выдоха.

Конечно, невозможно расценивать речь без психологического аспекта. Когда вы говорите тихо, на вас могут не обратить внимания. Это может быть даже комфортно — никто не смотрит, все тихо, спокойно и незаметно. Но разве это — ваша цель?

Когда вы станете заметными, то почувствуете, как к вам устремятся взоры. Нужно привыкнуть к тому, что вы хороший оратор — вас внимательно слушают. Выходите из зоны комфорта. Рассмотрим еще одно упражнение:

Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Пробуйте выделять на одном выдохе и первое, и последнее слово. Здесь есть свой ритм — тот, в котором Пастернак написал стихотворение. В момент, когда вы понимаете ритм, вы говорите словами автора, понимаете произведение.

На этом этапе не стоит вкладывать ощущения, выделяйте слова на одном выдохе. Мы все хотим выразить что-то, но обычно делаем это с помощью изменения тона голоса. Куда лучше попробовать достичь той же цели с помощью дыхания.

Крошка сын
к отцу пришёл,
и спросила кроха:
— Что такое
хорошо
и что такое
плохо? —
У меня
секретов нет, —
слушайте, детишки, —
папы этого
ответ
помещаю
в книжке.
В.В. Маяковский


Попробуйте применить правило выдоха, ударения и паузы к стихотворению Владимира Маяковского. Вы поймете, что поэт специально выбирал ритм, похожий на общение с детьми: вы говорите медленно, выделяя каждое слово, чтобы ребенок смог понять.

Все произведения разные. Есть сложные и длинные с замысловатыми предложениями. Ударных слов может быть несколько, но пауза для вдоха после них сохраняется.

Роза прекрасна по форме и запах имеет приятный.
Болиголов некрасив и при этом ужасно воняет.
Байрон, и Шиллер, и Скотт совершенны и духом и телом
Но безобразен Буренин, и дух от него нехороший

Саша Черный хочет задеть и даже насмешить читателя, он затеял игру, так следуйте его логике речи. Забудьте, что дыхание нужно для произнесения максимально длинного количества слов подряд.

Не стесняйтесь говорить громко. Рефлексы рождаются в процессе, и тело запомнит, как вы читаете стихи, помогая себе руками и движениями.

Помните выражение «чтобы читать вслух, нужно понимать то, о чем вы читаете». Послушайте самых профессиональных чтецов и их ритм, дикторов на радио: все они читают очень медленно, нам только кажется, что они говорят быстро.

Как правильно читать скороговорки?

Даже когда мы читаем вслух текст, в котором нет рифмы, логическое ударение сохраняется. Все так же необходимо читать два-три слова на одном выдохе и делать это ярко.

Белый снег. Белый мел. Белый заяц тоже бел. А вот белка не бела. Белой даже не была.

Не пытайтесь сразу произнести скороговорку быстро, так как они созданы, вопреки расхожему подходу, не для проверки скорости. Выделяйте ударную гласную в слове и успевайте вдыхать после каждых двух-трех слов. Наша задача: понять логику, донести идею скороговорки, и вместе с этим отработать звуки четко и ясно. Все это не получится, если стараться уложиться в 5 секунд.

Чтение прозы

Читать книги, как любимые дикторы, — отдельная мечта педагогов, мам и пап. Хочется подарить детям сказку, передать эмоцию, но получается не всегда.

Дело в том, что обычно мы читаем сразу несколько строчек на одном дыхании, а потом начинаем сбиваться. Возвращайтесь к главному правилу: передавайте логику речи, делайте акценты и паузы, ведь дыхание и здесь рассчитано на два-три слова. Мозг сам считает ритм произведения и на пятой-шестой строчке текст пойдет как нужно.

Сколько усилий было вложено, когда мы или наши дети читали вслух текст Гоголя, Пушкина, описание дуба из романа «Война и мир» Л.Н. Толстого. Но стоит начать дышать и не бежать — ударные слова начнут появляться самостоятельно. Речь предназначена для того, чтобы передавать не только набор слов, а мысль.

Попробуйте подбросить каждое слово в отрывке вверх. Доверьтесь дыханию и оно выстроит ритм. Не бойтесь, что «подбрасывание» будет выглядеть как «кривляние». Со стороны все выглядит намного спокойнее, а, главное, понятнее:

Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно, видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами.


Картина Жюля Дюпре «Старый дуб», 1870 г.

Но что делать, если авторский текст закончился, и начинаются диалоги? Как озвучивать голоса разных персонажей?

Менять голос и говорить неестественно не нужно. Главное правило — те же паузы. Вспоминайте, как вы говорите в обычной жизни. Если герой шепчет — шепчите. Если говорит озорной мальчишка — озорничайте! К тому же, автор всегда оставляет подсказки, добавляя описание к диалогам.

Напутствие

Не сомневайтесь в себе, умению выразительно читать можно научиться. Главное, что необходимо, — это практика. Потребуются усилия, чтобы привыкнуть к новому себе: дыханию, ритму, тону. Но такой человек всегда будет привлекать внимание как со стороны маленьких, так и взрослых слушателей.

Мастер-класс был организован проектом «Родительский университет: PRO-Родители» ГК «Просвещение» и проектом ГЕРОИ при поддержке Фонда Яны Поплавской.

Следующее очное и онлайн-занятие с Максимом Левченко будет посвящено теме «Знаки препинания в речи» и состоится в мае 2021 года. Зарегистрироваться на этот и другие мероприятия можно на официальном сайте.

Источник

Упражнения по развитию фонематического слуха
статья по русскому языку на тему

Фонематический слух — тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова . В первый год своей школьной жизни ребёнок учится собственно письму и чтению, их наиболее общим и элементарным основам. Письмо и чтение служат «базовыми» навыками, т.е. навыками, на которых практически строится все дальнейшее обучение, следовательно, ребенок, не освоивший эти навыки вовремя и качественно, непременно будет отставать в учебе, и не только по предмету «русский язык». От того, насколько ребенок овладеет чтением и письмом, зависит успешность его дальнейшего обучения в школе, так как именно нарушения чтения и письма обычно становятся главными причинами неуспеваемости младших школьников. Соблюдение единых орфоэпических норм (как и акцентологических, грамматических и др.) — настоятельная объективная предпосылка беспрепятственного функционирования языка. Фундаментом осознанных и прочных орфоэпических навыков, как известно, является развитый фонематический слух. Поэтому необходимо включать в уроки русского языка и литературы упражнения по развитию фонематического слуха, тем более, что учителя, как и логопеды, тоже учат детей различать гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, соотносить звуки и буквы, производить звукобуквенный анализ слов и т.д.

Скачать:

Вложение Размер
uprazhneniya_po_razvitiyu_fonematicheskogo_sluha.doc 47 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения по развитию фонематического слуха

Учитель начальных классов

Советского района г. Казани

Карпухина Ирина Викторовна

Фонематический слух — тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова . В первый год своей школьной жизни ребёнок учится собственно письму и чтению, их наиболее общим и элементарным основам. Письмо и чтение служат «базовыми» навыками, т.е. навыками, на которых практически строится все дальнейшее обучение, следовательно, ребенок, не освоивший эти навыки вовремя и качественно, непременно будет отставать в учебе, и не только по предмету «русский язык». От того, насколько ребенок овладеет чтением и письмом, зависит успешность его дальнейшего обучения в школе, так как именно нарушения чтения и письма обычно становятся главными причинами неуспеваемости младших школьников. Соблюдение единых орфоэпических норм (как и акцентологических, грамматических и др.) — настоятельная объективная предпосылка беспрепятственного функционирования языка. Фундаментом осознанных и прочных орфоэпических навыков, как известно, является развитый фонематический слух. Поэтому необходимо включать в уроки русского языка и литературы упражнения по развитию фонематического слуха, тем более, что учителя, как и логопеды, тоже учат детей различать гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, соотносить звуки и буквы, производить звукобуквенный анализ слов и т.д. В нашей школе, где дети углубленно изучают немецкий язык со второго класса, развитие фонематического слуха является особенно важным.

В своей работе я использую следующие приемы .

Комплекс упражнений для развития артикуляционного аппарата.
Желательно каждый урок обучения грамоте начинать с речевой зарядки (2-3 минуты). Такая зарядка способствует развитию речевого аппарата, помогает научить детей осознанно наблюдать за произношением каждого звука, учит правильному произношению звуков, способствует развитию четкости и правильности речи.
Речевая зарядка может включать следующие упражнения:
-«Забей гол». Рот закрыт, губы без движения, кончик языка задевает щеки.
— «Почисти зубки». Кончиком языка при закрытом рте чистим зубы.
-« Лошадка». Цокание.
-«Качели». Водить нижнюю челюсть сначала из стороны в сторону, затем вперед – назад.
Каждый урок проводить одно – два упражнения, одно и то же упражнение можно отрабатывать в течение недели. По мере необходимости (при знакомстве со звуком, который требует тренировки речевого аппарата) это упражнение можно повторять.
Каждая речевая зарядка заканчивается работой над скороговоркой. Скороговоркой можно исправить практически любой дефект речи, в том числе и сложные как картавость, заикание, шепелявость, значительно улучшить дикцию и тембр голоса.
Методика работы над скороговоркой.
Скороговорка детьми произносится сначала медленно, почти нараспев. При этом выделяется определенный скороговоркой звук. Затем произносится в среднем темпе с четким выделением звука; затем быстро, но звук должен слышится отчетливо, форма слов должна быть сохранена.
Скороговорки полезно применять на каждом этапе формирования навыка чтения. При овладение процессом чтения на последующих этапах нужно читать в быстром темпе, с дальнейшим убыстрением.
У ежа иголки колки.

Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

Мама Милу мыла с мылом.
Мила мыло не любила.

У елки иголки колки.
Иголки колки у елки.

В зимний холод всякий молод.
Всякий молод в зимний холод.

Наш полкан попал в капкан.

Ел Валерик вареник,
А Валюшка ватрушку.

Проговаривание скороговорок можно сопровождать упражнениями для развития пальцев рук, что усиливает воздействие на речевые зоны.
1. Сложить ладони и разводить пальцы рук.
2. С силой сжимать по очереди пальцы левой и правой руки в кулак.
3. По очереди вращать в разные стороны пальцы рук.
4. Медленное и плавное сжимание вытянутых пальцев рук в кулак; темп упражнения постепенно увеличивается до максимального, потом вновь снижается.
5. Постукивание согнутыми пальцами по парте, вначале совместное, в дальнейшем – каждым пальцем в отдельности – «Играем в пианино».

Шел Егор через двор
С топором чинить забор.

Вероника, Вероника,
Вареников навари-ка.
Варе и Валерику — по паре вареников.
А Толе и Боре
И того поболе!

Дорог Алику рогалик,
Алле дал рогалик Алик,
Галя Алика ругала —
А рогалик ела Алла.

Чистоговорки. Учитель начинает, а дети договаривают последний слог.
Ба-бо-ба — у дороги два стол. (ба).
За-зу-за — уходи домой, ко. (за).
Ти-ди-ти — на Луну ле. (ти).
Де-де-те — сядем в темно. (те).
Лю-лу-лю — лук зеленый я по. (лю).
Фе-ве-фе — посижу я на со. (фе).

Задания, направленные на предупреждение и устранение ошибок при чтении.
• Найди неправильно написанную букву (о, а, р, э, q).
• Отгадайте, какое это слово? (верхняя или нижняя половина слова закрывается листом бумаги).
• Чтение и составление слов отличающихся одной буквой
плач — плащ
зачищать — защищать
чёлка — щёлка.
• Наращивание слов
То — сто — стол — столб — столбик.
• «Эхо».
Ученики читают вслед за учителем.
• «Жужжащие чтение».
Чтение одновременно с учителем.

Например, можно использовать следующие игры.

Цель : упражнять детей в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух.

Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех животных, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, и поселить их в окошки с прорезями.

Например: домики с буквами ц и ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок. Предварительно все слова проговариваются.

Цель : упражнять в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух и аналитико-синтетическую речевую деятельность у учащихся.

На столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква (например, с). Рядом выкладываются «цветочные лепестки», на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих «лепестков» с картинками выбрать те, где есть звук [с].

Цель : развивать фонематический слух, упражнять в дифференциации звуков [р] — [л], упражнять детей в различении основных и оттеночных цветов.

Перед ребенком лежат две картинки с голубой и розовой вазами, в которых стоят стебли цветов с прорезями. Ребенку говорят: «Догадайся, в какую вазу нужно поставить цветы со звуком [л], а в какую — со звуком [р]». (Розовая — [р], голубая — [л].) Рядом лежат цветы разного цвета: зеленого, синего, черного, желтого, коричневого, фиолетового, оранжевого, малинового и т.д. Учащиеся расставляют цветы. Синий цветок должен остаться.

Цель : развивать умение выделять в словах общий звук (букву), находить картинки с заданным звуком, развивать внимание, фонематический слух. Автоматизация звуков, развитие скорости чтения.

Детям раздаются карты с изображением шести картинок (вместе со словами под картинками). Ребенок определяет, какой звук есть во всех. Затем ведущий показывает картинки или слова и спрашивает: «У кого есть это слово?» Выигрывает тот, кто первый закроет все картинки на большой карте без ошибок.

5.Лото «Читаем сами».

Цель : развивать фонематическое и зрительное восприятие, развивать звукобуквенный анализ слов, учить различать гласные и согласные, дифференцировать твердые и мягкие согласные. Профилактика дисграфии, обусловленной ФФН, развитие скорости чтения.

Детям раздаются карты. Ведущий показывает звуковую схему слова, учащиеся соотносят ее со словом у себя на карте. Выигрывает тот, кто безошибочно заполнит свою карту схемами слов.

Цель : автоматизация звуков, закрепление фонематического и грамматического разбора слов, формирование процесса словоизменения, обогащение словаря, профилактика дисграфии.

Ребенок должен выполнить действия, указанные на карточке («+», «-») и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов, найти искомое слово.

Например: с + том — м + лиса — са + ца = ? (столица).

7. «Магазин».
На прилавке разложены разнообразные предметы. Ребенок выбирает предмет и называет его. Заплатить надо первым звуком слова.

Цель: формирование навыка правильной артикуляции языка, зубов, мышц челюстно-лицевой области в стадии отправного толчка при глотании.

Учитель говорит: «У часов есть стрелки, которые все время ходят по кругу. При этом часовая стрелка движется очень медленно, минутная — побыстрее, а секундная — бежит очень быстро. Вот и наш язычок должен научиться ходить по кругу, как стрелки часов. Для этого необходимо открыть рот и языком по внутренним стенкам верхней и нижней губы делать круговые движения слева направо и наоборот».
Дети делают упражнения по команде: «Как часовая стрелка — медленнее; как минутная — быстрее; как секундная — еще быстрее».

Таких игр-упражнений существует очень много в работе каждого учителя. Эти игры полезны не только для обучения грамоте, но и для развития речи и внимания учащихся, что безусловно, важно для дальнейшего школьного обучения .Поэтому учителю важно планировать на каждый урок задания по развитию фонематического слуха. Согласно теме и целям урока. С помощью данных приемов и упражнений по развитию фонематического слуха ошибок при письме становится намного меньше.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данном материале предлагаются примерные упражнения, которые могут быть использованы учителями начальных классов, воспитателями и логопедами, а так же родителями при работе над развитием фонема.

Даны виды упражнений для работы в начальной школе на этапе словарной работы по русскому языку.

Предлагаю вниманию родителей игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи.

Данный файл содержит набор игр и упражнений с фонемами.

Упражнения и игры на развитие фонематического слуха.

В данном материале предлагаются примерные упражнения, которые могут быть использованы учителями начальных классов и логопедами, а так же родителями при работе над развитием фонематического воспр.

Буклет «Упражнения для развития фонематического слуха» содержит упражнения с примерами для использования взрослых (родителей, педагогов) в работе с детьми младшего школьного.

Источник

Оцените статью