- Техника владения мечом. Фехтование на мечах
- Что такое меч
- Меч: история оружия
- Особенности меча
- Искусство фехтования
- История фехтования
- О некоторых видах мечей
- Техника владения мечом
- Некоторые рекомендации
- Кэндзюцу, или японское владение мечом
- Интересные факты о мечах
- Не все то фехтование, что с мечом: чем кэндо отличается от кэндзюцу
- Кэндзюцу — это.
- Кэндо — это.
Техника владения мечом. Фехтование на мечах
Кто из нас в детстве, насмотревшись фильмов про отважных мушкетеров, начитавшись книг про храбрых рыцарей, не устраивал грандиозные дворовые баталии, воображая себя мастером клинка, гуру фехтования! Впрочем, мушкетеры и прочие рыцари сражались, как правило, на шпагах; фехтовать, однако, можно и с помощью других видов холодного оружия. Например, мечей. Какова техника владения мечом и чем он отличается от остальных своих «собратьев по цеху»?
Что такое меч
Прежде чем говорить о владении мечом, нужно сначала понять, что это вообще такое и чем отличается, например, от шпаги или сабли. Итак, меч — это, разумеется, вид холодного оружия с не искривленным клинком длиной более 60 сантиметров. Он предназначен в первую очередь для рубящих ударов, поэтому его называют еще видом наступательного оружия. Также мечом возможно наносить удары колющего характера.
Меч: история оружия
Вообще, нужно отметить, что мечи в силу разных факторов и причин (о них будет сказано далее) всегда были довольно дорогостоящим оружием, доступным далеко не каждому; несмотря на это, не что-нибудь иное, а именно меч и щит стали истинным символом воинского дела и настоящего воина.
В качестве предшественницы меча историки называют, как правило, дубинку, или же палицу — она изготавливалась из камня или очень твердого дерева, при этом кромки ее были крайне острыми, способными порезать. С освоением же металлов люди научились создавать и настоящие мечи. Первые из них были бронзовыми и появились настолько давно, что даже не верится — аж в начале второго тысячелетия до нашей эры. До конца шестнадцатого века холодное оружие (мечи, в частности) пользовалось большой популярностью у европейцев, уступив позже место саблям и шпагам; что же касается Руси и ее жителей, то интерес к мечу угас у них еще раньше — на его место пришла все та же сабля (в четырнадцатом столетии).
Издавна меч считался как боевым, так и охотничьим видом оружия. О последней функции меча мы говорить не будем, а вот про данное оружие как средство для битвы — расскажем. В этой связи как раз и уместно вернуться к вопросу о том, почему же меч являлся дорогостоящим удовольствием.
Особенности меча
Высокая стоимость данного вида холодного оружия напрямую связана с его особенностями. Так, например, длина клинка меча достаточно велика — порядка шестидесяти (а то и больше) сантиметров, но, несмотря на это, заточен он всегда на всю длину целиком. Такое решение позволяет поражать ударом гораздо большую площадь. Кроме того, это увеличивает шансы на попадание «точно в яблочко» и обеспечивает довольно внушительный список техник владения мечом.
Еще одна особенность данного оружия заключается в том, что само его производство достаточно трудоемко и требует гораздо больших затрат, нежели те же сабли, скажем, или шпаги. На создание мечей уходит больше металла, материал для подобного изделия должен быть действительно качественным, а уж изготовление клинка доверить можно только высококвалифицированному специалисту. Как легко можно догадаться, данный фактор также не удешевляет стоимость готового оружия.
Влияет на цену и необходимость постоянно поддерживать клинок в надлежащем виде — остром, что тоже довольно затратно и по силам, и по времени. Дело в том, что затупившееся лезвие при ударе в фехтовании на мечах не принесет желаемого результата. Тупой травмы оружие практически не наносит, а значит, становится бесполезным. Бесполезным в бою – мы ведь говорим именно о боевом мече!
У данного вида холодного оружия еще достаточно своих особенностей как положительного, так и отрицательного характера, присущих только ему, однако влияния на формирование стоимости — в отличие от вышеперечисленных факторов — они не оказывают.
Искусство фехтования
Фехтование — искусство владения холодным оружием, умение драться на нем, способность наносить удары сопернику, уклоняясь при этом от его выпадов. Слово это произошло от немецкого глагола fechten, что означает «сражаться». Первоначально для соревнований и турниров по фехтованию использовали рапиру — длинный тонкий узкий клинок, со свистом рассекающий воздух. Уже позже фехтовать стали и на шпагах, и на саблях, и на мечах.
История фехтования
История фехтования уходит далеко-далеко в древность. Известно, что уже в древних Индии, Японии, Китае и Египте обучали боям на палках (в Китае — бамбуковых) со специальной предохранительной рукояткой, которая защищала руку с оружием. А первые соревнования по данному виду спорта проводились в Египте еще за четыре столетия до появления Олимпийских игр! Впрочем, в те стародавние времена подобные игры и упражнения особого распространения не снискали, пока в Древней Греции не организовали школы по обучению владению холодным оружием. Тогда о фехтовании и заговорили как об искусстве, о зрелище. Кстати сказать, занимались в этих школах отнюдь не только взрослые — данная дисциплина была обязательной в процессе постижения разнообразных наук для ребятишек в возрасте от пяти до одиннадцати лет.
Вплоть до Средних веков доступно фехтование было исключительно представителям высших слоев населения, простой же народ обходился, как и прежде, палками. Каждый уважающий же себя рыцарь, дворянин считал делом чести обучаться этому искусству.
В тринадцатом веке появился первый учебник по данному виду спорта (вернее, правильным будет сказать — по боевому искусству, поскольку именно таковым фехтование тогда и считалось, к спорту его стали причислять уже в наши дни). Теоретически обоснованные принципы фехтования возникли лишь к шестнадцатому веку благодаря итальянцам. А уже в веке минувшем, в двадцатом, в 1913 году, в Париже была организована Международная федерация фехтования. Сейчас это искусство является одной из олимпийских дисциплин.
О некоторых видах мечей
Несмотря на то что меч – он, как говорится, «и в Африке меч», у него, как и у многих других видов оружия, есть свои разновидности. Все существующие мечи можно разделить на одноручные и двуручные. В отдельно взятое время в отдельно взятой стране имелись свои виды такого оружия. Так, например, акинак — меч скифов, водао — китайцев, гладиус — древних римлян; у скандинавов меч носил одноименное название (другой вариант — норманнский), в Индии был прямой меч с интересным названием пата (или пуддха). Выделяют даже русский меч — он похож на скандинавский, но длиннее и легче. Все виды не перечислить — их несколько десятков, и каждый чем-то, да интересен.
Техника владения мечом
Самое главное, на чем заостряли внимание еще древние воители на мечах, — это скорость, с которой необходимо орудовать клинком (а не сила удара, как полагают многие). Чем быстрее ты действуешь, тем больше у тебя шансов первым убить (ну, или хотя бы покалечить) противника. Тем не менее для идеального владения мечом всегда была и остается необходимой хорошая физическая подготовка.
Поскольку основная его функция — нанесение рубящих ударов, именно этому моменту в инструкции по работе с данным видом холодного оружия уделяется особое внимание. Например, наносить его необходимо под определенным углом, следя за тем, чтобы плоскость клинка совпадала с плоскостью удара. В ней, в свою очередь, должны находиться сама цель, которую необходимо поразить клинком, а также кисть и локоть той руки, которая держит меч. Если не соблюсти это условие, большого вреда сопернику нанести не получится: клинок попросту соскользнет и повернется набок. Нужно заметить, что техника владения мечом — наиболее сложная из всех техник для разнообразных видов холодного оружия. Говорить о ней необходимо применительно к технике ведения рыцарского боя. Немалое значение в нем отводилось союзу щита и меча — в описании стоек боя положению как первого, так и второго уделялось особое внимание. Стойки и позиции — вообще один из основных элементов правильного ведения боя. Например, для того чтобы нанести мечом действительно сильный удар, способный значительно покалечить соперника (отсечь какую-либо часть тела, как вариант), нужно было занять исходное положение с упором на одну ногу — тогда вес тела и перемещение всего корпуса помогали совершить более сильный замах. При этом ступни от земли старались не отрывать — иначе можно было легко потерять равновесие, а значит, появлялась реальная угроза собственной жизни или здоровью. Это напрямую связано с уже упоминавшейся ранее скоростью, в том числе и реакцией. Молниеносно отвечать на выпады соперника, приседать, кружиться, поворачиваться, делать всевозможные «финты» и телодвижения, чтобы сбить с толку соперника — действительно хорошая тактика в бое на мечах. Так же как и взгляд в глаза своему оппоненту — они, как правило, выдают истинные намерения дерущегося. Впрочем, за самим оружием следить тоже все-таки стоит.
Колющие удары мечом, ставшие особенно популярными с четырнадцатого-пятнадцатого веков, следовало наносить либо в открытые части (например, в лицо, если забрало не было опущено), либо в места стыков доспехов. Еще один вариант — глазница шлема. Техника владения мечом предусматривала особый подход к поединку на лошадях. Так, допускалось с разгона нестись во весь опор на противника, выставив меч острием вперед, как копье. Таким образом можно было проткнуть насквозь даже защищенного со всех сторон оппонента.
Начиная с четырнадцатого века стали активно появляться учебники по фехтованию. С этого момента техника владения мечом постепенно сводилась к искусству фехтования в принципе, лишь базируясь на тех основных принципах, что указаны выше. Оно и понятно. Тот, кто виртуозно умел фехтовать, попросту не мог не одержать победу в бое на мечах.
Некоторые рекомендации
Конечно, рыцарских турниров сейчас нет. Но если вдруг кто-то пожелает научиться владеть таким видом холодного оружия (фехтование на мечах все еще в цене) – вот информация, которую ему полезно будет знать:
- Перед занятием с мечом необходимо оценить его вес. Для этого следует поднять оружие вверх в вытянутой руке. Если меч не заваливается набок, ощущается достаточно тяжелым, но при этом не неподъемным — все хорошо.
- Если в процессе занятий возникло ощущение, что меч стал легче, необходимо сразу заменить его более тяжелым.
- Чтобы привыкнуть к любому оружию и суметь удержать его в руке, следует, тренируясь с мечом, выбирать наиболее тяжелые клинки.
- Стоит рассматривать меч как спортивный снаряд, а с каждым спортивным снарядом следует заниматься и выполнять комплексы упражнений. Необходимо регулярно делать это и здесь: очень полезными окажутся упражнения для рук — например ножницы. В каждую руку следует взять по мечу, а затем просто помахать ими. Еще одно упражнение — восьмерка. Сначала необходимо вытянутой вперед рукой рисовать в воздухе знак бесконечности, или перевернутую восьмерку. Привыкнув держать руку на весу, следует вооружиться мечом и повторить процедуру.
Кэндзюцу, или японское владение мечом
Как известно, японцы – большие знатоки по части сражений. Посему неудивительно, что именно в Стране восходящего солнца появилось свое собственное искусство владения мечом – кэндзюцу. Оно зародилось более тысячи двухсот лет назад и успешно существует и по сей день. Тренируясь, японцы занимаются с деревянными моделями мечей и отрабатывают различные боевые ситуации – это называется у них «ката». Они вновь и вновь повторяют одни и те же навыки, оттачивая их настолько филигранно, доводя до такого мастерства и автоматизма, что все эти боевые ситуации и приемы становятся для них уже рефлекторными. Таким образом, фехтуя, японцы сражаются на подсознательном уровне, не задумываясь, куда поставить ногу или направить оружие.
Кэндзюцу учит жесткой манере ведения боя – агрессивному, угрожающему поведению, наступлению на оппонента, демонстрируя свою силу, мощь и бесстрашие. В основном работают японцы с большим мечом под названием дайто, но те, кто уже достиг совершенства, способны тренироваться с небольшим коротким сето (заниматься с маленьким оружием сложнее, чем с длинным). Как и раньше, так и теперь в Японии существуют специальные школы фехтования, где желающих обучают всем методам, тонкостям и приемам кэндзюцу.
Интересные факты о мечах
- Одним из предшественников данного оружия, помимо заостренных дубинки или палицы, называют топор.
- Цена меча, среднего по качеству, была равна в Средние века приблизительно стоимости четырех коров.
- Самым древним мечом в мире нынче считается бронзовый меч, найденный в Республике Адыгея и относящийся аж к четвертому тысячелетию до нашей эры. В настоящее время он находится в Санкт-Петербургском Эрмитаже.
- Вес меча, стандартного одноручного, изготовляемого в Средние века, не превышал полутора килограммов, а двуручного — трех.
- Против соперников в кольчугах применяли рубящие удары, против тех, кто в латах, — колющие.
- Двуручные мечи использовались в основном для боев с конниками.
- Меч символизирует справедливость, правосудие и силу. А в буддизме меч – символ знания, разрубающего тьму незнания.
- Пока железо и сталь не получили столь грандиозного распространения, клинки изготавливали из меди.
- Гибрид двуручного и одноручного меча называется полуторным. Европейцы придумали ему «народное» наименование — «бастард».
Навыки владения мечом, как и уроки фехтования, на самом деле являются достаточно полезным делом для каждого по многим параметрам – особенно в наше неспокойное время. И даже если отбросить защитные функции данного вида спорта, то как минимум хорошую физическую подготовку фехтование подарит, вне всякого сомнения. Держать организм в тонусе и одновременно чувствовать себя героем рыцарских романов — что может быть интереснее.
Источник
Не все то фехтование, что с мечом: чем кэндо отличается от кэндзюцу
Японское фехтование в наше время — штука модная. Лишь совсем недавно, лет 5 как оно начало сдавать позиции зарождающемуся HEMA-движению, но все еще остается очень популярным видом спорта. А до HEMA ему альтернативы попросту не было: практически весь остальной фехт в России заключался либо в том, чтобы тыкать человека тонким стальным прутиком, либо в том, чтоб бить его же тяжелым стальным ломом по стальной броне.
Но не все действия с деревянным боккэном или бамбуковым синаем, что выглядят японским фехтованием, на самом деле являются таковым. )
Кэндзюцу — это.
В дословном переводе «искусство меча», то есть именно техника боевого применения боевого же оружия. Школ кэндзюцу несколько (вообще говоря — очень много для такой маленькой страны, как Япония).
Большинство школ кэндзюцу сохранились примерно с XVI века по христианскому летоисчислению. К этому периоду в Японии кончилась так называемая Эпоха Войн. После нее самураи между собой активно не воевали (хотя отдельные стычки и мелкие недоразумения, конечно, случались), а внешнего врага у них не было — вплоть до 1868 года, до черных кораблей командора Перри и начала эпохи Мэйдзи.
Единой техники кэндзюцу нет и быть не может. Каждая из школ имеет свои особенности. Где-то изучается почти исключительно бой мечом, длинным — дайто и коротким — сёто. Где-то в «программу обучения» входит обязательное освоение нагинаты (японский аналог глефы), яри (копья) и других видов холодного оружия. Где-то примерно 50% учебного времени занимает изучение рукопашного боя, и меч преподается, так сказать, без отрыва от руко- и ногомашества.
Более того, даже в технике владения мечом школы кэндзюцу могут различаться довольно сильно. Там бывают разные стойки, характер наносимых ударов (размашистые, от плеча — либо короткие, кистевые), степень использования дополнительных боевых действий — уколов, резов и т.п. Грубо говоря, существуют школы кэндзюцу, в которых активно используют уколы, виртуозят катанами, почти как европейцы шпагами, а есть школы, которые уколов почти не признают (таких, кстати, большинство).
Доходит до того, что «преимущество» какой-либо стойки в одной школе считается «недостатком» в другой ) Вот, например, стойка — аналог немецкому Цорнхуту, «Позе Гнева». Признается далеко не всеми школами кэндзюцу.
Но тем не менее кэндзюцу — это именно боевая техника, заточенная под стальной меч и соответствующие условия боя. Только практикуется сейчас на деревянных боккэнах ))
Важно: в большинстве современных школ кэндзюцу почти нет спаррингов. Обучение ведется путем многократного, до седьмого пота, повторение ката — формализированных боевых приемов и связок. Почему так — отдельный сказ.
Тогда как кэндо.
Кэндо — это.
Спорт. В чистом виде. Буквально означает «путь меча», но, строго говоря, фехтованием не является ))
Кэндо — крайне ритуализированная и максимально выхолощенная «выжимка» из классических школ кэндзюцу. Появилось оно в самом конце XIX века как попытка реанимировать угасающее самурайство, но в результате пошло по «спортивному» пути развития.
Бои в кэндо ведутся на бамбуковых гибких синаях, во избежание травматизма. Но поскольку синай очень легкий и хлесткий, примерно как тямбара, кэндоисты наносят им очень сильные удары. С чисто боевой точки зрения, кстати, замечу, что опытный кэндока постоянно норовит пролезть в клинч, вплотную к противнику. Это все оттого, что приемы кэндо оптимизированы именно под синай, а не под катану. Стальным мечом вы никогда не сделаете того, что можно сделать легким синаем или тямбарой. )
В отличие от кэндзюцу, в кэндо все стандартизировано. Перечень стоек, ударов, уколов и поражаемых зон незыблем, как священная власть микадо.
Укол в кэндо только один — в горло. Применяется на практике редко.
Поражаемые зоны для ударов — голова, правый и левый бок, правое запястье — всегда, левое — только если удар нанесен в тот момент, когда противник поднял меч. Ноги и вообще нижняя часть корпуса — непоражаемая зона. Плечи тоже. Удар в плечо, крайне эффективный в реальном бою, в кэндо попросту не будет засчитан.
Резы — отсутствуют напрочь. Собственно, в этом и заключается «практическая» разница между кэндо и кэндзюцу. В боевом фехтовании если ты противнику хоть куда-то попал (и при этом он тебя не убил), то ты уже молодец ))
Поэтому ни один настоящий кэндоист (кэндока, если называть его на японский манер) вам не скажет, что занимается фехтованием. Ибо суть кэндо не в этом. Суть кэндо — в совершенствовании тела и духа путем постоянных тренировок и схваток, развитие чувства собственного достоинства («кигурай»). Если несколько упростить, смысл существования кэндо — это развитие духовных качеств воина: смелости, честности, готовности выносить боль, и так далее. «Боевка» при этом служит способом достичь всего этого, а не самоцелью.
Источник