Тренировка ритма по нотам

Развитие ритмической пульсации на начальном этапе обучения игре на фортепиано

Разделы: Музыка

Цель урока: формирование метроритмических представлений у учащихся в ходе обучения игры на фортепиано;

Задачи. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • развивающая;
  • обучающая;
  • воспитательная.

Тип урока: комбинированный.

Продолжительность урока: 45 минут.

Оборудование: музыкальный инструмент — фортепиано.

Исполнители концертной программы:

Ученица 1-го класса Бажанова Анастасия — М. Крутицкий “Зима”

Ученик 1-го класса Чернобаев Егор — “Английская народная песня”

Ученик 1-го класса Чернобаев Арсений — Б. Шуман “Маленький трубач

Ученица 5-го класса Овчинникова Виктория — “Огонёк”

Ученик 4-го класса Чатян Давид

Ученица 5-го класса Овчинникова Виктория

  1. П.И. Чайковский “баркарола”
  2. А. Саторио “ маленький шутник”

Развитие ритмической пульсации на начальном этапе игры на фортепиано

Мир музыкального искусства очень разнообразен. Тому, кто научился слышать в музыке песню, танец, чувствовать настроение, характер, тому раскроется мир музыкального искусства. Сейчас я дам определение одному из основных средств выразительности — ритму.

Человек живет, пока стучит его сердце. Пульс — это ритм нашего сердца. Когда мы болеем, приходит врач, и он обязательно слушает пульс, нет ли нарушений в его ритме, и как часто он стучит. В пульсе бывают сильные и слабые доли. Чередование сильных и слабых долей в музыке называется ритмом.

Музыка тоже живая. У нее есть сердце и пульс как у человека, в музыке все подчинено времени, как и в жизни. Представьте, что было бы, если у нас не было бы времени? — опоздание на работу, в школу, в детский сад и т.д.

Вот картиной можно любоваться безмерное количество времени, а музыка -искусство временное.

II. Основная часть.

Антон Рубинштейн говорил: “музыке необходимо учить ребенка в раннем возрасте, независимо от степени его одаренности и даже в том случае, когда у него не обнаруживается в начале заметной тяги к музыке. Секрет заключается в способности педагога не отрывать детей от естественной для их возраста игровой фазы”.

Ритмическая разминка — это смена видов деятельности, двигательная активность. Сейчас мы покажем ритмичные движения на счет 1, 2, 3, 4.

  1. Хлопки руками на счет 1, 2, 3, 4.
  2. Повороты головы на счет 1, 2 — направо; 3, 4 — прямо.
  3. Повороты головы на счет 1, 2 — налево; 3, 4 — прямо.

На счет 2 — раз кружок, два кружок, раз шажок, два шажок.

На счет 3 — раз, два, три по коленкам шлеп, шлеп, шлеп!

Обратите внимание, мы измеряем все, что нас окружает. Год измеряется месяцами, месяц измеряется днями, дни — часами, часы — минутами; дороги — километрами; конфеты — килограммами; вода — литрами и т.д.

Игра “Давай измерять нотные длительности”

Проговаривая вслух “раз и”, “два и”, и если громче выделить — раз, а тише — два, то ты услышишь пульс сильной и слабой доли — этот пульс называется метром.

Метр в нотном письме записывается цифрами при ключе/после ключевых знаков. Эти цифры называют размером. Со словами размер мы встречаемся повсюду: размер обуви, размер платья. В музыке это равномерное чередование сильной и слабой доли.

Игра “Ритм времени”

Игра “Все мы делим пополам”

Игра “Ноги и ножки”

Игра “Сколько шагов сделает туфель на каждый шаг валенок”

В ритме главной единицей измерения следует считать четвертую ноту, это и есть самая главная, самая важная ритмическая фигурка, как в шахматах — королева.

Послушаем, как звучит нота, они напоминают размеренный спокойный шаг человека. Если ноту разделить на 2 части, то получится другая ритмическая фигурка. Вот она или под названием восьмые.

Послушайте, как они звучат. Вы заметили, что левая ладонь отпевает четвертные ноты, то есть она работает как измерительный прибор, а права рука карандашиком на столе стучит фигурка под названием — 2 восьмые и напоминает легкий бег. 3-я ритмическая фигурка называется 4/16. Вы, уже, наверное, догадались, что их следует поместить на один удар левой руки — 4 удара правой руки.

Если на один удар левой руки вы слышите 1 звук правой руки, то это — .

Если на один удар левой руки вы слышите 2 звука правой руки, то это 2/8.

На 1 удар левой руки — 4 звука, то это 4/16.

Можно использовать слоговую поддержку ритма.

Сейчас мы покажем на инструменте длительность нот.

Игра “Отряды — звукоряды”

В этой игре будем проигрывать гаммы до мажор.

1) В этом звукоряде половинки идут неуклюже, как медвежата, переваливаясь с ноги на ногу.

2) В этом отряде — “четверти”
Идет по лесу лиса — “четверть”.
У лисицы острый нос,
У нее пушистый хвост.

3) В этом отряде — “восьмушки”.
Веселый зайка — “восьмушка”.
Зайка по лесу скакал,
Зайка корм себе искал.

1) Прочти стихи и подумай, в какой длительности разворачивается картинка поэтического мира.

2) В музыке всегда присутствует ритм.

Когда отстукиваешь каждый звук — ты исполняешь ритм.

Упражнение “Фокус-покус”
“Фокус-покус, трали-вали “Вышла курочка гулять, свежей травки
Едет мышь на самосвале. пощипать, а за ней ребятки, желтые
Ты чего же, это, мышь, цыплятки”
Сверху вниз на нас глядишь?!
Кыш! Кыш! Кыш!”

Проговори — простучи стишок такими пальцами.

Ритм является одним из главных средств в музыкальной конструкции. Ритм — один из главных средств выразительности. Каждый музыкант должен относиться к ритму очень внимательно.

Хочу еще предложить упражнение — ребенок сидит за столом, рука до локтя лежит на столе, кисть стоит на полукруглых пальцах с ощущением, будто в ладошке маленький мячик и начинаем по очереди поднимать пальцы. Сначала первый палец несколько раз, потом второй и т.д.

Получается небольшой стук по столу. Надо следить, чтобы пальцы стучали подушечкой, а не всей верхней фалангой.

Потом можно усложнить задание и чередовать поднятие пальцев, например, 1-2, 2-3, 3-4, 4-5.

Затем, можно попробовать на инструменте, при этом нужно нажать всеми пальцами. Это упражнение улучшит ощущение контакта с пальцев с клавиатурой.

Стихотворный текст помогает разобраться в простейших ритмических рисунках, благодаря стихотворному тексту хорошо слышны ударные звуки. Например, ансамбль “Песенка кота Леопольда”. В ней использованы основные штрихи стаккато и легато. Очень веселая, знакомая, легко запоминающаяся песенка. Здесь мы обращаем внимание на ударение в стихотворном и нотном тексте: “в небесах высоко. ярко солнце светит. ”, а вторая мягче.

Закончить нашу сегодняшнюю встречу хочется словами: “ритм — узоры музыкального времени, красивые и разумные”. Метр размечает время, когда звук появляется в узоре. Темп говорит, с какой скоростью разворачиваться к узору. А сам узор, т.е. ритм — это уже музыка.

Приложение к уроку находится у автора.

Источник

Читка нот с листа. Ритм. Часть 2

В этой статье мы рассмотрим на мой взгляд самую важную составляющую для хорошей читки нот с листа, а именно — ритм. Здесь я предполагаю, что вы уже знакомы с теорией и понимаете как нотируется ритмический рисунок, знаете про длительности нот и пауз. Если нет, тогда я рекомендую изучить соответствующие разделы в любом учебнике по элементарной теории музыки или найти информацию в интернете.

Прежде чем приступить к игре произведений по нотам, вы можете начать тренировать читку ритма с листа. Ведь часто басовая партия может состоять всего из нескольких нот, которые вам найти и сыграть не составит труда, но ритмический рисунок может быть весьма заковыристым!

Рисунок 1. Фрагмент нот c интересным ритмическим рисунком из production show

Подобное часто можно встретить в оркестровых партиях, где ритм секция играет какой-то ритмический рисунок вместе с духовой секцией.

Как заниматься читкой ритмов с листа

Для занятий ритмом вам обязательно понадобится метроном. Не нужно заниматься под полноценные барабанные партии или драм-машинку в самом начале — там слишком много всего, что может вам помешать. Достаточно простого клика на каждую долю. Позже, когда вы немного освоитесь, для усложнения занятий можно включать метроном на 2 и 4 доли например имитируя малый барабан.

По сути тренировка читки ритма с листа сводится к запоминанию звучания различных ритмических групп из восьмых, шестнадцатых, триолей и пауз (для начала этих групп вполне достаточно). Увидев ритмическую группу как на рисунке 2, вам не нужно будет высчитывать как она должна звучать, делить долю на другие длительности, высчитывать, прохлопывать и тому подобное — ваш мозг уже будет знать как она должна звучать в контексте выбранного вами темпа.

Основное правило при занятиях читкой с листа — играть упражнение целиком без остановки. Назависимо от того, занимаетесь вы читкой голого ритма или играете уже по нотам реальные партии, важно понять, что не нужно их заучивать. Заучивая, вы уже не читаете с листа, а играете по памяти. Не нужно останавливаться после каждой ошибки и сразу разбирать непонятный момент в партии — главное стараться не «вылетать» из доли. Допустив ошибку, просто запомните это место в нотах, чтоб вернуться к нему позже, когда доиграете упражнение. Когда вы дочитаете упражнение или одну страницу например, вернитесь к тем местам где вы ошиблись. Сперва попробуйте сыграть это место медленно, настолько медленно, насколько это необходимо, чтобы сыграть его правильно. Если не получилось, тогда разберитесь почему и выявите ваши слабые стороны. Возможно это очень заковыристый ритм, или непривычная для вас аппликатура пальцев? Тут возможны варианты, но не в коем случае не сдавайтесь — все получится!

Книги для тренировки

Вот несколько книг, которые я рекомендую для тренировки различных ритмических рисунков и метров:

  1. Louie Bellson — Modern Reading Text in 4/4 (1989) — супер полезная книга для всех музыкантов, которые хотят научиться читать синкопированные ритмы, улучшить скорость и точность при читке нот с листа. Учебный материал организован по возрастанию от простого к сложному.
  2. Louie Bellson — Odd Time Reading Text (1999) — эта книга станет хорошим дополнением к предыдущей. В ней множество упражнений для читки ритмов в сложных размерах.
  3. Rich Appleman — Reading Contemporary Electric Bass: Guitar Technique (1986) — в этой книге есть как упражнения на ритм, так и реальные партии из различных шоу, мюзиклов и др., которые автору приходилось играть. Funk , Disco , Pop , Fusion , Latin — это своего рода энциклопедия басовых линий в различных стилях. Аккордовые символы не указаны, т.к. книга предназначена для развития читки нот с листа.
  4. Любая книга или школа для барабанщиков, в которой можно найти упражнения на ритмические рисунки и синкопы. Начинайте с простых упражнений и постепенно, только после усвоения материала, переходите к более сложным.
  5. Больше книг вы можете найти на странице нашего сайта Вконтакте в обсуждениях.

О чем нужно помнить при занятиях, несколько советов

В своей книге Rich Appleman дает несколько общих правил не только для тренировки читки нот, но и для развития музыкальности:

  • Не обманывайтесь кажущейся простотой базовых линий и ритмов. Чтобы сыграть их правильно нужна хорошая музыкальность.
  • Нарабатывайте словарь базовых ритмов и стилей и используйте его как основу для дальнейшего роста. Будьте разносторонни и гибки насколько это только возможно.
  • Играйте плотный аккомпанемент, давая надежную поддержку группе. Развивайте хорошее чувство времени и ритма, прежде чем пытаться занять солирующую роль в миксе.

Несколько простых советов о том, как заниматься упражнениями из книги Reading Contemporary Electric Bass:

  • Всегда играйте медленно и без ошибок, когда разучиваете что-то новое.
  • Играйте в различных темпах и с различной фразировкой.
  • Пробуйте играть линии и ритмы в различных тональностях. Заучивайте особенно понравившиеся линии и пробуйте развивать их дальше.
  • Не играйте просто ноты — играйте музыку.

В следующей статье мы разберем упражнения, которые помогут выучить ноты на грифе бас гитары и на нотном стане (в любом ключе).

Источник

Комплекс упражнений по развитию музыкально-ритмического чувства

Рамиля Мазитова
Комплекс упражнений по развитию музыкально-ритмического чувства

«Упражнения по развитию музыкально-ритмического чувства».

Мазитова Рамиля Юнировна

Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. Если чувство ритма несовершенно у ребенка слаба развита речь, она невыразительна либо слабо интонирована. Музыкально-ритмические навыки составляют основу упражнений с музыкальными заданиями. Они подводят дошкольников к пониманию законов ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в многообразии характера музыки. А игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом (они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника).

Работа по развитию чувства ритма проходит не только через все виды музыкально- двигательных упражнений, но и через все виды музыкальной деятельности детей.

Например, в начале занятия очень хорошо использовать речевые упражнения, упражнения с предметами: палочками, султанчиками, платочками, цветами.

Упражнения, воспитывающие музыкально-ритмические чувства направлены на передачу в движении темпа, акцентов музыкального произведения и его ритмического рисунка. Развитие музыкально-ритмического чувства, относящегося к основным музыкальным способностям, является одной из важнейших задач музыкального воспитания.

Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами. Эта форма работы легка и доступна для всех детей.

Играем с детьми в речевые игры, которые способствуют ритмическому ощущению речи и музыки: (с хлопками). Сел сверчок на шесток,

Таракан – в уголок. Сели- посидели. Песенку запели. Услыхали ложки- вытянули ножки. Услыхали калачи- Да попрыгали с печи, Да давай подпевать, Подпевать да танцевать!

Как без дудки, без дуды, Ходят ноги не туды. А как дудочку почуют, Сами ноженьки танцуют. Журавли пошли плясать, Долги ноги выставлять. Бух, бух, бух.

«Назови свое имя»

Дети стоят в кругу и по очереди хлопают- «тактируют» свои имена.

Дети стоят в кругу. По очереди хлопают- «Тактируют» имена своего соседа справа.

Дети сидят полукругом. Педагог задает ритм хлопками. По сигналу все дети хлопают в ладоши в заданном ритме, По сигналу останавливаются.

По сигналу дети хлопают в одном ритме, затем ритм меняется на более быстрый или на более медленный.

Каждому свой ритм.

Группа делится на две команды. Каждой команде задается определенный ритм. Команды по очереди несколько раз повторяют свое задание. После чего обе команды выполняют свои задания одновременно.

Раз, два, три, повтори!

Педагог задает хлопками ритмическую фразу, которую дети повторяют «звучащими жестами»: хлопками, притопами, шлепками, щелчками и т. д.

Упражнение «Козлик»

Серенький козленок, маленькие рожки Поиграй, пожалуйста, для ребят на ложках Будешь козлик ты играть, А мы станем повторять. Будешь козлик ты играть, а мы станем повторять! (ребенок – козлик играет на ложках ритмический рисунок, а затем дети отхлопывают заданный ритм ладонями). Затем ребенок-козлик выбирает ребенка,протягивает ему ложки и говорит: Будешь ты теперь козленком, Поиграй на ложках звонко!

Упражнение «Музыкальные молоточки»

Дятел сядет на сучок:

Тук- тук- тук, тук- тук- тук!

Дятел смотрит,где жучок: Тук- тук- тук, тук- тук- тук!

Над дубравой сильный град:

Туки- туки-тук, туки-туки-тук!

С дуба желуди летят:

Туки- туки-тук, туки-туки-тук!

Строят хату два бобра: Тук- тук да тук, тук- тук да тук!

Без гвоздей,без топора: Тук- тук да тук, тук- тук да тук!

При пении слов «тук-тук» ребенок должен повторить ритмический рисунок, исполненный музыкальным руководителем. Музыкальный руководитель играет на металлофоне, ребенок играет на музыкальном молоточке. Ритмические упражнения позволяют развивать слуховое и зрительное внимание, работать над эмоциями, воспитывать у детей творческие способности и воображение, а также развивать волевые качества.

Упражнение «Мячики» (Л. Шитте Этюд)

Дети стоят по кругу, руки на поясе.

1-я фраза. Хлопки.

2-я фраза. Притопы.

3-я фраза. Хлопки.

4-я фраза. Шлепки по коленям.

Упражнение «Веселые четверки»

И. П. : дети делятся на группы по четыре человека и встают в свою четверку, образуя фигуру ромба. Ведущий четверки стоит спиной к своей группе, а остальные ее участники повернуты лицом к спине ведущего.

С началом звучания ведущий начинает воспроизводить ритмический рисунок на ложках под музыку веселого быстрого танца, а остальные участники четверки повторяют ритм хлопками за своим ведущим. Когда ведущему надоест его роль, он поворачивается вправо или влево и отдает роль ведущего соседу. Четверка перестраивается под нового ведущего.

Упражнение «Вопрос – ответ»

И. П. : дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке. Один будет «задавать вопрос», отстукивая ритм на музыкальном инструменте, а другой таким же способом на него отвечать. Соло каждой пары ограничивается рамками музыкальной фразы. Начало следующей фразы – сигнал смены солиста.

Упражнение «Найди пару»

И. П. : дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке; договариваются, кто из них будет ведущим, а кто ведомым.

С началом звучания музыки ведомый закрывает глаза и протягивает вперед руки. Ведущий берет партнера за руки и под музыку водит его в различных направлениях.

По сигналу педагога ведущие меняют своих партнеров. Ведомые с закрытыми глазами стоят на месте и ждут, когда их найдут новые партнеры и поведут под музыку. При повторе игры партнеры в паре меняются ролями.

Игровое упражнение «Угадай».

Дети идут по кругу, держась за руки. Водящий с бубном в центре круга под текст ритмично ударяет в бубен.Все говорят:

— Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянувши ножки, Увидала комара- закричала…

На слово «комара» ребенок поднимает бубен вверх. На слово «закричала» круг останавливается, все делают шаг назад, водящий отдает бубен ребенку, стоящему сзади него. Тот, кому отдали бубен, берет его и произносит «Ква- ква- ква», ударяя по бубну. Водящий должен по слуху угадать, кто это сказал, после чего они меняются местами.

Слушаем и различаем (с ритмическими карточками)

1-й вариант. Музыкальный руководитель проговаривает («татирует») заданный ритм, дети прохлопывают его, выкладывают ритмический рисунок и находят нужную карточку.

Песни Е.Тиличеевой: «Мы идем с флажками», «Небо синее», Месяц май», «Смелый пилот».

2-й вариант. Музыкальный руководитель прохлопывает ритмический рисунок. Дети отгадывают песенку.

Хороших результатов можно добиться только при совместной работе педагогов. Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и движения, воспитатель или логопед продолжает эту работу на речевых занятиях, при разучивании стихов к утренникам, и в игровой деятельности детей. Такая комплексная форма предупреждает речевые нарушения у детей и способствует развитию личности в целом.

Комплекс артикуляционных упражнений для шипящих звуков. Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной.

Комплекс дыхательных упражнений на кроватках (подготовительная группа) Цели: Укреплять здоровье детей. Способствовать профилактике ОРЗ. Создать радостноенастроение при выполнении упражнений. Воспитывать привычку.

Комплекс физических упражнений. Конспект занятия по физическому воспитанию «Мечты и воспоминания осеннего цветка» Комплекс физических упражнений: «Мечты и воспоминания осеннего цветка» Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой,.

Комплекс упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия Плоскостопие – деформация стопы, заключающаяся в уменьшении высоты ее сводов в сочетании с пронацией пятки и супинационной контрактурой.

Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.

Комплекс упражнений игрового стретчинга. «Спор зверей» «Спор зверей» • «Змея»; • «Черепаха»; • «Морская звезда»; • «Лягушка»; • «Носорог»; • «Гусеница». Однажды поспорили звери, кто сможет защитить.

Комплекс упражнений игрового стретчинга. «Возвращение домой» «Возвращение домой» • «Зёрнышко»; • «Веточка»; • «Черепаха»; • «Стрекоза»; • «Бабочка»; • «Велосипед»; • «Лошадка»; • «Петушок». Одним.

Комплекс упражнений по группам звуков НАЧАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ 1. Окошко. На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто, на счет «два» закрыть рот (окошко.

Конспект музыкально-ритмического занятия с детьми с ОЗ «В гости в весенний лес» (подготовительная группа) Конспект музыкально-ритмического занятия с детьми с нарушением зрения «В ГОСТИ В ВЕСЕННИЙ ЛЕС». Подготовительная группа. Цель: развивать.

Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений Мастер класс музыкального руководителя МБДОУ детского сада № 136 Васюковой О. А. Тема: «Развитие ритмического слуха у детей дошкольного.

Источник

Читайте также:  Построение это группа физических упражнений
Оцените статью