- Спортсмены или водители
- Как тренируются пилоты Формулы 1
- Делу время, потехе – час
- Основа основ
- Разнообразие тренировок
- В здоровом теле — здоровый дух
- Мы то, что мы едим
- Пилоты «Ф-1» оттачивают сверхчеловеческую реакцию обычными бросками теннисных мячиков. Объясняем, как это работает
- У Айртона Сенны были уникальные пилотаж и ментальность
- Тренировка с мячом – на все случаи жизни
- Современные технологии не обошли стороной и эту часть жизни «Ф-1»
- Другие виды спорта как отличная альтернатива
- Гонщик «Формулы-1» запросто поправляет зеркало заднего вида в затяжном повороте в Сочи. На скорости 300 км/ч!
- Оказывается, обычную девушку можно научить езде на болиде «Ф-1» всего за час! Правда, потребуется особая обувь
- Великий круг Хэмилтона под дождем – каждый поворот на пределе. Разгромил всех в квалификации – ближайший соперник отстал на 1,2 секунды
Спортсмены или водители
Как тренируются пилоты Формулы 1
Профессионалы утверждают, что по своему уровню физической подготовки пилоты Формулы 1 могут сравниться только с олимпийскими спортсменами. Их тренировки включают не только физические упражнения на все группы мышц, но и задания на быстроту реакции, концентрацию и преодоление психологических сложностей. Сегодня мы приподнимем завесу тайны о тренировках гонщиков.
Делу время, потехе – час
Пик интенсивности физических тренировок пилотов приходится именно на межсезонье. Бесспорно, в период чемпионата гонщики также много времени уделяют своей физической подготовке и активно тренируются в спортзалах. Однако весной-осенью пилотам запрещено чрезмерно нагружать свой организм. Их тренеры специально снижают уровень нагрузок, чтобы у гонщика сохранялся резерв физических возможностей на гонку. В период проведения чемпионата пилоты, в среднем, тренируются по 4–5 часов ежедневно. Известно, что Себастьян Феттель тренируется 35 часов в неделю. Для сравнения, футболисты упражняются 10–30 часов в неделю.
После завершения чемпионата, насладившись целым месяцем отдыха, пилоты начинают активно тренироваться. В зимний период они уделяют максимум времени своей физической подготовке: каждый день на тренировки уходит более 5 часов. Спортивные тренеры утверждают, что именно в эти месяцы закладывается физическая база гонщика на весь чемпионат.
Основа основ
Тренировки нужны пилотам по ряду причин. Во-первых, без должной физической подготовки сложно справиться с уровнем перегрузки, испытываемой гонщиком во время пилотирования. Датчики показывают, что за время одной гонки пилот испытывает до 1000 регулярных перегрузок уровня 6g (т.е. на него давит сила, которая равна шестикратному весу его тела — в среднем это около 480 кг). При аварии этот уровень на мгновение увеличивается в несколько раз. Для сравнения, уровень перегрузки для человека, находящегося на борту самолета в момент взлета, составляет 1,5g, а у космонавта во время старта, составляет 4–7g.
Во-вторых, хорошая физическая подготовка пилота помогает гонщикам быстро восстанавливаться после очень серьезных аварий. Одним из самых ярких доказательств этому является инцидент Роберта Кубицы на Гран-при Канады в 2007 году. Болид поляка на скорости 230 км/ч врезался в ограждение и был разбит, а пилот, испытавший кратковременную перегрузку в 75g, отделался только несколькими ушибами. Из более свежих примеров можно вспомнить тяжелые аварии Карлоса Сайнса-младшего, Даниила Квята и Серхио Переса в прошлом году. Их болиды на огромных скоростях врезались в защитные барьеры и переворачивались, однако пилоты не только не получили серьезных травм, но и принимали участие уже в ближайшей гонке. К слову, перегрузка в момент аварии Сайнса в Сочи составила 46g, а Квята в Японии – 20g. Бесспорно, высокий уровень безопасности современной Формулы 1 помог гонщикам избежать травм, но нетренированному человеку справиться с такой большой нагрузкой очень сложно.
В-третьих, физическая подготовка помогает гонщикам адаптироваться к сложным климатическим условиям на некоторых этапах. Так, температура в кокпите болида Формулы 1 в среднем составляет +50°С, а средняя частота пульса пилота на протяжении гонки варьируется от 160 до 220 ударов в минуту. На таких жарких этапах, как Гран-при Малайзии, температура в кокпите болида может повышаться до +60°С. При этом температура окружающего воздуха может составлять около 40°С, а его влажность – около 80%. Во время таких этапов пилоты теряют до 4 кг своего веса, тогда как во время обычной гонки – около 2 кг.
В-четвертых, физические тренировки, вместе с правильным питанием, помогают гонщику поддерживать идеальный вес. В сезоне-2015 масса машин без топлива по ходу всего гоночного уик-энда должна была составлять минимум 702 кг. Превышать этот вес команды также не хотят, поскольку каждые 10 кг веса – это лишних 0,3 секунды на круге. Чем меньше весят все необходимые компоненты гоночного болида (включая пилота), тем больший запас остается для размещения балласта — его инженеры могут размещать именно там, где требуется для идеальной развесовки.
Инженеры команд, зная всю начинку автомобиля и проводя нехитрые математические операции, определяют для своего пилота идеальный вес, которого он должен придерживаться на протяжении всего сезона. Именно поэтому пилоты Формулы 1 работают с поднятием небольшого веса, чтобы сохранить существующую мышечную массу, а не увеличить ее.
Поскольку идеальный вес пилота определяют инженеры, а не тренеры и диетологи, подавляющее большинство пилотов Формулы 1 вынуждены следить за весом строже, чем им хотелось бы. Причем, чем больше рост гонщика, тем сильнее его страдания. Льюис Хэмилтон как-то упоминал, что испытывает непрерывный голод на протяжении всего сезона, а единственный пилот, кто может есть все что хочет — это Фелипе Масса, благодаря своему небольшому росту. Марк Уэббер после завершения карьеры называл огромным облегчением тот факт, что ему больше не приходится голодать.
Разнообразие тренировок
В зимний период, когда пилоты больше всего уделяют внимание своей физической подготовке, они, как ни странно, проводят в спортзале максимум 2 часа в день. Большая часть тренировок проходит на свежем воздухе и включает в себя занятия другими видами спорта. Мы неоднократно отмечали любовь гонщиков к футболу, теннису, бегу, велосипеду, лыжам и плаванью. Правда состоит в том, что пилоты нуждаются в таких разносторонних спортивных увлечениях. Только так они могут развивать все группы мышц и становиться поистине универсальными спортсменами.
В спортзале персональный тренер также подбирает для каждого пилота индивидуальную программу. Периодически гонщик обязательно проходит ряд тестов на определение его физического состояния и очень подробную медицинскую проверку. Это необходимо для того, чтобы специалисты смогли подготовить идеальную схему тренировок.
Обычно пилоты тренируются по особому графику. Самая главная задача для всех – это разработка мышц шеи и плечевого пояса, поскольку именно эта часть тела испытывает самые большие нагрузки во время гонки. Причем, перед гонками, в которых движение проходит против часовой стрелки, пилоты выполняют другие упражнения на эту часть тела.
Следующими в работу включаются все мышцы рук. Обычно спортсмены выполняют упражнения с утяжелителями, начиная с веса в 0,5 кг и постепенно увеличивая до 2 кг на одну руку. Далее гонщик тренирует мышцы груди, живота, спины и только потом в работу включаются ноги. Кстати, тренеры команды Ferrari ранее заставляли своих спортсменов 10 раз проплывать 25-метровый бассейн с двухкилограммовым грузом, закрепленным на лодыжках.
Существуют и особые комплексы упражнений для развития определенного качества. Так, выносливость тренируют бег и езда на велосипеде. А с огромными вертикальными перегрузками на позвоночник помогают справиться специальные комплексы приседаний и отжиманий. Для подготовки посадки пилота в кокпит, спортсмены выполняют упражнения на растяжку грудных мышц, при чем не только в спортивном зале, но и перед стартом гонки. Это позволяет снизить риск болевых ощущений в плечевых суставах.
Отдельное внимание уделяется тренировке быстроты реакции, концентрации и координации. Причем некоторые из таких упражнений пилоты делают даже в гостиничных номерах или небольших комнатах отдыха на автодроме. Так, тренер Дженсона Баттона, Майк Колье, рассказал, что любимое упражнение британца – это одновременный бросок трех теннисных мячей в стену, после чего он пытается их все поймать. Это упражнение не только тренирует быстроту реакции, но и закаляет нервную систему (заодно оно закаляет нервную систему обитателей соседнего гостиничного номера).
В здоровом теле — здоровый дух
Очень важной составляющей подготовки пилотов является работа с психологами. Кстати, именно эти специалисты когда-то предложили пилотам периодически тренироваться в своем гоночном костюме и шлеме. По мнению психологов, это устанавливает прямую связь для спортсмена между его тренировками и выступлениями на трассе.
Также психологи Формулы 1 уделяют большое внимание техникам дыхания гонщика, умению расслабляться, сохранять ясность ума, спокойствие и объективность. Особое внимание дыханию уделял Айртон Сенна, считая его одним из главных секретов успеха в гонке. Бразилец утверждал, что пилот должен жать на педаль газа на вдохе, а тормозить — на выдохе.
Мы то, что мы едим
Еще одним важным аспектом физической подготовки пилота является его питание. Меню гонщика разрабатывается индивидуально и подстраивается под климатические условия каждого Гран-при за неделю до его старта. В основном пилоты утром едят овощи, рыбу, каши, яйца, мед или джем, хлеб. Дневной рацион состоит из продуктов, богатых углеводами, например, макароны с овощными соусами. Ужин гонщика состоит из продуктов, богатых протеинами: овощи, приготовленные на гриле рыба или мясо. Из рациона пилота полностью исключена жирная и жареная пища, твердые сыры, колбасы и белый хлеб, поскольку эти продукты замедляют пищеварительный процесс и плохо сказываются на реакции и выносливости пилотов.
Если гонка начинается в 15:00, пилоты обедают около 12:30. При этом, чтобы до старта заезда пища успела перевариться, они съедают половинную порцию, т.е. только 70 г пищи
Особое внимание уделяется и количеству потребляемой жидкости, особенно во время проведения Гран-при в жарких странах. Во время этапа специалист по физподготовке ежедневно взвешивает пилотов трижды: без одежды, в полной амуниции, и в защитном костюме, но без шлема. Благодаря этому он подсчитывает точный уровень потери жидкости пилотом и назначает особый график пополнения водного баланса организма. Так, например, в Малайзии спортсмены, начиная с пятницы, уже выпивают по 0,5 л жидкости каждые 2 часа. Это позволяет гонщику избежать обезвоживания а, значит, и усталости, головокружения и озноба.
Как видим, ради двух часов быстрой езды в болиде, пилоты регулярно проводят часы в спортзалах и ограничивают себя в кулинарных излишествах. Их жизнь – это четкий график, расписанный по минутам, неповиновение которому может привести к проблемам в гонке. Хотя некоторым пилотам все же удается в столь жестких условиях находить время для развлечений и полноценного отдыха.
Источник
Пилоты «Ф-1» оттачивают сверхчеловеческую реакцию обычными бросками теннисных мячиков. Объясняем, как это работает
Лучший способ разогреться и подготовиться к старту.
Гонщики в современной «Формуле-1» обязаны обладать фантастической физической формой, чтобы выдерживать длительные заезды до двух часов по самой жесткой жаре даже при экстремально высокой влажности. За полную дистанцию Гран-при пилот теряет в весе до 3-4 кг, однако одной лишь физподготовкой успеха в гонках не добиться. Важно еще и обладать превосходной реакцией.
Согласно Freeletics (одному из фитнес-центров с 10 миллионами клиентов), наша реакция полностью контролируется нервной системой. Когда происходит ситуация, требующая ответа от тела, включаются наши сенсоры (глаза, уши) и посылают сигнал в мозг. Тот анализирует его специальными нейронами и «пересылает ответ в мышцы, которые выполняют указанную команду. Все происходит в мгновение. Естественно, цель пилота – сократить до минимума время ответа и тем самым организовать себе преимущество над соперниками (да и в общем моментальная реакция может спасти в авариях или сложных ситуациях на трассе). Лучше всех в истории гонок оптимизацию реакции проводил Айртон Сенна – именно за ее счет он проезжал квалификационные круги настолько быстро.
У Айртона Сенны были уникальные пилотаж и ментальность
Существует множество способов улучшить реакцию (например, с помощью бега по неровной поверхности). Однако в «Формуле-1» есть специальные комплексы упражнений.
Тренировка с мячом – на все случаи жизни
Один из главных помощников в этом деле – теннисный мяч. Что только пилоты с ним не делают!
Например, вот Пьер Гасли упражняется перед одной из гонок этого сезона – он держит свои руки над руками гоночного инженера, который в произвольном порядке «роняет» теннисные мячики. Задача Пьера – как можно быстрее перехватить мяч.
А это уже Даниил Квят разминается перед Гран-при России. Пилот «Альфа Таури» пытается поймать мяч в низкой стойке на одной ноге. Что не так уж и просто – особенно если тренер бросает их каждый раз в новое неожиданное место.
Правда, эти упражнения – уже продвинутый уровень. Начинают обычно с более простой основной разминки.
«Базовое упражнение (для развития реакции) – это бросок мяча в стену, – рассказывает Джим Лео, президент фитнес-центра PitFit для подготовки гонщиков разных серий, включая «Ф-1». – Далее смотрите, сколько бросков вы сделаете за 30 секунд. Кидаете одной рукой, ловите другой. Делая это упражнение, будет получаться все лучше и лучше, количество бросков за 30 секунд возрастет. Улучшатся координация движений, зрение, – в общем, все».
Но на этом веселье на заканчивается. В том же видео вы можете увидеть упражнение, где помимо теннисного мяча используются также специальные очки – они чередуют секундное затемнение с обычным зрением и тем самым создают новые и новые ситуации, на которые нужно незамедлительно реагировать.
Вот что говорит Джим:
«Стробоскопические очки Nike – потрясающий инструмент для тренировки реакции и зрения. Эта система блокирует ваше зрение на короткий период времени, а затем возвращает его вновь. Что очки действительно делают, так это тренируют мышцы ваших глаз, они становятся очень чувствительными. Вы начинаете быстрее замечать предметы, так как возможности что-либо разглядеть не остается. Подобная блокировка зрения позволяет лучше и быстрее реагировать, разглядеть вещи за ограниченное время, так как когда очки открываются, все кажется более медленным. Все это позволяет пилотам различать объекты во время гонки, когда они мчатся на огромной скорости».
Современные технологии не обошли стороной и эту часть жизни «Ф-1»
Помимо упражнений с мячами, гонщики развивают реакцию с помощью специального тренажера. Суть проста: на нем расставлено несколько фонарей, которые зажигаются в произвольном порядке. Задача пилота – максимально быстро коснуться горящего фонарика (смотреть при этом нужно на синий экран перед глазами, а для улавливания направления используется периферическое зрение).
«Нужно понимать, что пилот, отводя взгляд от трассы всего на долю секунды, может потерять контроль, – поясняет Джим Лео. – Весь отрезок во время борьбы он смотрит на другую машину, но при этом также наблюдает за собственной траекторией».
Иными словами, упражнение полезно для развития бокового зрения. Вот, например, подобное задание выполняли гонщики системы «Ред Булл» во время карантина.
К слову, в видео выше есть испытание, в котором пилоты ловят падающий мяч, держа руки в стойке или позади (сразу после упражнений с тренажером). Джим предлагает нечто подобное, но с маленькими изменениями (это также есть в видео с ним выше). Правда, вместо мячей Лео использует игральные карты. За счет того, что «никогда не известно, куда карта упадет», такая тренировка оказывается очень полезной.
Другие виды спорта как отличная альтернатива
Наконец, гонщики «Формулы-1» отвлекаются от однообразных упражнений и тренируют реакцию за счет других развлечений. Например, отличная тренировка – настольный теннис. По словам Джона, помимо самой реакции, это позволяет улучшить концентрацию пилота.
Это общая «разминка» пилотов перед Гран-при Китая в 2017 году:
Некоторые, правда, находят другие пути, как, например, Себастьян Феттель: «Такой вид спорта, как бадминтон, хорошо помогает улучшить скорость и все сопутствующие качества».
В «Ред Булл», похоже, взяли на заметку слова Себа и даже провели специальный мастер-класс для своих пилотов в Китае в 2018 году. Провела его, кстати, чемпионка мира и призер Олимпийских игр Ван Ихань.
Действительно ли все эти упражнения помогают пилотам? Как показывает практика, даже очень. Например, эффект от того самого тренажера можно увидеть в прошлогоднем старте Карлоса Сайнса в Монако.
На такой узкой трассе испанец должен был с пристальным вниманием следить как за движениями своего болида, так и машин соперников.И он прекрасно справился.
Кроме того, отличная реакция способна спасти пилотам жизнь. Момент в одном заездов «Формулы-2» по дождевому Спа:
Знаете, некоторые фанаты и даже эксперты называют гонщиков сверхлюдьми. Что ж, после увиденного будет странно не согласиться с этим утверждением.
Гонщик «Формулы-1» запросто поправляет зеркало заднего вида в затяжном повороте в Сочи. На скорости 300 км/ч!
Оказывается, обычную девушку можно научить езде на болиде «Ф-1» всего за час! Правда, потребуется особая обувь
Великий круг Хэмилтона под дождем – каждый поворот на пределе. Разгромил всех в квалификации – ближайший соперник отстал на 1,2 секунды
Фото: East News/Kirill KUDRYAVTSEV / POOL / AFP
Источник