- упражнения по определению стихотворного размера план-конспект занятия по литературе (10 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Тренировочные упражнения по определению размера стиха
- Просмотр содержимого документа «Тренировочные упражнения по определению размера стиха»
упражнения по определению стихотворного размера
план-конспект занятия по литературе (10 класс) на тему
предлагаются варианты всех стихотворных размеров и небольшие подсказки по определению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_po_stihotvornomu_razmeru.odt | 26.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Как определить стихотворный размер?
Покажу вам на примере стихотворения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети». Возьмем первые две строки: О милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей!
1. Первое, что мы делаем — делим на слоги кажду строку (наверняка, вы лучше меня знаете, что сколько в слове гласных, столько и слогов), у нас как бы получится 2 больших слова:
о — ми — лы — е — плу — ты — кто — ча — сто — их — ви — дел
тот — ве — рю — я — лю — бит — кре — стьян — ских — де — тей
2. Готово. Теперь ставим ударения.
о — ми’ — лы — е — плу’ — ты — кто — ча’ — сто — их — ви’ — дел
тот — ве’ — рю — я — лю’ — бит — кре — стья’н — ских — де — те’й
3. Итак. Теперь делим на стопы: либо по 2 слога в стопе, либо по 3 слога.
Пробуем делить по 2 слога:
о — ми’ / — лы — е / — плу’ — ты / — кто — ча’ / — сто — их / — ви’ — дел /
тот — ве’ / — рю — я / — лю’ — бит / — кре — стья’н / — ских — де / — те’й
Видим, что получается какая-то ерунда. Где-то ударение на первый слог в стопе, где-то на второй. Делим по 3 слога в стопе:
о — ми’ — лы / — е — плу’ — ты / — кто — ча’ — сто / — их — ви’ — дел /
тот — ве’ — рю / — я — лю’ — бит / — кре — стья’н — ских / — де — те’й
Вот, теперь у нас четко получилось, что ударение в каждой стопе падает на 2 слог. Последняя стопа во второй строке оказалась неполная — это нормально. А еще стопы бывают безударными, чаще всего это встречается у двухсложных размеров, в нашем случае безударных стоп не оказалось, но знайте, что такое явление существует.
4. Теперь дело за малым — определить размер стиха: трехсложный размер, в котором ударение падает на второй слог — это амфибрахий.
Рассмотрим ещё один вариант определения размера стиха.
Он немного проще.
Мы не будем делить по слогам, а сразу поставим ударения в словах.
Затем считаем под какими цифрами у нас ударения:
Выбирайте любой понравившийся способ
Неужели это так сложно — определить размер стиха?
Двухсложную запомнить проще простого: Ямб — я последняя буква, и ударение на второй слог, и хорей соответственно уже на первый.
Чтобы запомнить трёхсложные размеры стихотворений нужно выучить слово ДАМА. ДАМА расшифровывается так: Д — дактиль, значит ударение на первый слог, АМ — амфибрахий на второй слог, четвертая буква А — анапест, значит ударение на третий.
Ты твердишь, что я холоден, замкнут и сух,
Да, таким я и буду с тобой:
Не для ласковых слов я выковывал дух,
Не для дружб я боролся с судьбой. (Блок)
Мне на шею бросается век-волкодав,
Но не волк я по крови своей.
Запихай меня лучше, как шапку, в рукав
Жаркой шубы сибирских степей. (Мандельштам)
Уронила девушка перстень
В колодец, колодец ночной.
Простирает легкие персты
К холодной воде ключевой. (Н.Гумилев)
Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят. (М. Ю. Лермонтов)
В передней толкотня, тревога;
В гостиной встреча новых лиц,
Лай мосек, чмоканье девиц,
Шум, хохот, давка у порога. (А. С. Пушкин)
Кто бы ни звал — не хочу
На суетливую нежность
Я променять безнадежность
И, замыкаясь, молчу. (А. А. Блок)
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи —
Мороз воевода дозором
Обходит владенья свои. (Н. А. Некрасов)
Пропаду от тоски я и лени,
Одинокая жизнь не мила,
Сердце ноет, слабеют колени,
В каждый гвоздик душистой сирени,
Распевая, вползает пчела. (А. А. Фет)
Унылая пора, очей очарованье.
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса. (А.С. Пушкин)
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орёл молодой,
Мой верный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт под окном. (А.С. Пушкин)
Ты твердишь, что я холоден, замкнут и сух,
Да, таким я и буду с тобой:
Не для ласковых слов я выковывал дух,
Не для дружб я боролся с судьбой. (Блок)
Мне на шею бросается век-волкодав,
Но не волк я по крови своей.
Запихай меня лучше, как шапку, в рукав
Жаркой шубы сибирских степей. (Мандельштам)
Уронила девушка перстень
В колодец, колодец ночной.
Простирает легкие персты
К холодной воде ключевой. (Н.Гумилев)
Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят. (М. Ю. Лермонтов)
В передней толкотня, тревога;
В гостиной встреча новых лиц,
Лай мосек, чмоканье девиц,
Шум, хохот, давка у порога. (А. С. Пушкин)
Кто бы ни звал — не хочу
На суетливую нежность
Я променять безнадежность
И, замыкаясь, молчу. (А. А. Блок)
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи —
Мороз воевода дозором
Обходит владенья свои. (Н. А. Некрасов)
Пропаду от тоски я и лени,
Одинокая жизнь не мила,
Сердце ноет, слабеют колени,
В каждый гвоздик душистой сирени,
Распевая, вползает пчела. (А. А. Фет)
Унылая пора, очей очарованье.
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса. (А.С. Пушкин)
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орёл молодой,
Мой верный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт под окном. (А.С. Пушкин)
Ямб: Я помню чудное мгновенье.
Передо мной явилась ты
Еще одно последнее сказанье.
Унылая пора, очей очарованье.
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
Хорей: Буря мглою небо кроет.
Вихри снежные крутя.
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.
Царь с царицею простился.
В путь дорогу снарядился
И царица у окна села ждать его одна.
Амфибрахий: Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орёл молодой,
Мой верный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт под окном.
Как ныне сбирается вещий Олег.
Отмстить неразумным хазарам.
С дактилем нам поможет Лермонтов:
Тучки небесные, вечные странники.
А у Некрасова мы с легкостью находим образцы всех трехсложных размеров:
В мире есть царь, этот царь беспощаден.
Дня не проводит Мазай без охоты.
Амфибрахий: Савраска увяз в половине сугроба.
Есть женщины в русских селеньях.
Анапест: Выдь на Волгу, чей стон раздается.
Что ты жадно глядишь на дорогу.
Возврати мне перстень, колодец,
В нем красный цейлонский рубин.
Хорей Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят. (М. Ю. Лермонтов)
Ямб В передней толкотня, тревога;
В гостиной встреча новых лиц,
Лай мосек, чмоканье девиц,
Шум, хохот, давка у порога. (А. С. Пушкин)
Дактиль Кто бы ни звал — не хочу
На суетливую нежность
Я променять безнадежность
И, замыкаясь, молчу. (А. А. Блок)
Амфибрахий Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи —
Мороз воевода дозором
Обходит владенья свои. (Н. А. Некрасов)
Анапест Пропаду от тоски я и лени,
Одинокая жизнь не мила,
Сердце ноет, слабеют колени,
В каждый гвоздик душистой сирени,
Распевая, вползает пчела. (А. А. Фет)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка помогает правильно определять стихотворные размеры и запомнить их.
Предлагаемая проектно-исследовательская работа была создана в 2012-2013 учебном году ученицей 10 класса 107 гимназии Санкт-Петербурга Свистельник Оксаной под руководством учителя информатики Пугаевой .
В 6 классе продолжаем работу над формированием понятия «стихотворный размер»: на смену ямбу и хорею» приходят» дактиль, анапест, амфибрахий . В этой непростой для шестиклассников ситуации на помощь пр.
Эти таблицы я использую для создания презентаций, а также распечатываю на А4 и вывешиваю в классе как наглядные пособия. Здесь можно найти материал к разным темам по русскому языку 5-9 классов (без си.
Помощь в определении размеров стиха.
Силлабо- тоническое стихосложение. Стихотворные размеры- теория и подсказки в форме таблицы.
Доклад содержит методические рекомендации по теме /`Стихотворные размеры/` для учителей-словесников, находящихся в творческом поиске. Первая часть представлена теоретическим минимумом (словарная работ.
Источник
Тренировочные упражнения по определению размера стиха
Просмотр содержимого документа
«Тренировочные упражнения по определению размера стиха»
АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТИХОТВОРНОГО РАЗМЕРА
М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…»
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.
Определение стихотворного размера сводится в основном к трём шагам.
Размер стихотворения — это его ритм, который создаётся прежде всего чередованием ударных и безударных слогов. Отсюда:
1. Шаг первый. Подчеркнём все гласные, поскольку именно они образуют слоги:
2. Шаг второй. Расставим ударения ( ˉ). Помните, что в русском языке есть слова (как правило, состоящие из одного слога), которые не имеют самостоятельного ударения. Чаще всего такими словами оказываются служебные части речи: предлоги, союзы, частицы, междометия; в некоторых случаях — местоимения. Однако следует иметь в виду, что в некоторых сочетаниях, напротив, служебная часть речи может «перетянуть» ударение на себя, и тогда стоящее рядом с ним слово лишится ударности: «неˉ был» (частица становится ударной, а глагол попадает в безударную позицию). Довольно часто такое явление встречается в народно-поэтической речи: воˉ поле, иˉздому. Учтём эти особенности при расстановке ударений в нашем примере:
Как видим, в безударной позиции оказались местоимение «я» и предлоги «на» и «сквозь».
3. Третьим шагом станет разделение строчек на стопы и собственно определение размера. Для того чтобы правильно разделить стихи на стопы и определить размер, рекомендуют использовать приём, называемый скандированием, или скандовкой, то есть такое размеренное чтение, при котором мы ставим ударение даже на тех слогах, где его при обычном чтении нет. Попробуем прочитать наше стихотворение таким образом и выделим дополнительные ударения знаком ˆ :
Теперь выпишем получившуюся у нас метрическую схему строк:
Остаётся разделить наши строки на стопы — повторяющиеся ритмические фрагменты. Совершенно очевидно, что в нашем примере повторяющимся фрагментом будет такой: ˉ . Это и будет являться стопой стиха:
Итак, в каждой стопе содержится по два слога, первый из которых — ударный, значит, перед нами — хорей * . А поскольку каждом стихе содержится по пять стоп («хвостик» из одного слога после четвёртой стопы во второй строчке называется усеченной стопой), то размер стихотворения М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» — пятистопный хорей.
* Хорей — двусложная (т. е. состоящая из двух слогов) стопа с ударением на первом слоге: ˉ .
Ямб — двусложная стопа с ударением на втором слоге: ˉ.
Дактиль — трёхсложная (т. е. состоящая из трёх слогов) стопа с ударением на первом слоге: ˉ .
Амфибрахий — трёхсложная стопа с ударением на втором слоге: ˉ .
Анапест — трёхсложная стопа с ударением на третьем слоге: ˉ.
ОПОРНАЯ СХЕМА
ХОЛОД, крепкий, ХОРЕЙ
ЯНВАРЬ метет, ЯМБ
ДАШЕНЬКА ДАКТИЛЬ
В АПТЕКЕ АМФИБРАХИЙ
АНАНАС берет АНАПЕСТ
Анна Ахматова — дактиль
Марина Цветаева — амфибрахий
Николай Гумилев – анапест
С заданными рифмами сочинить четверостишия, использовав все стихотворные размеры (групповая работа).
Ситуация: Мальчик Саня принес в школу ужа, чтоб попугать девочек.
Девочки испугались, а потом, объединившись, надрали шутнику уши.
Рифмы: Саня – в кармане Раздался – остался
Возможные варианты:
Хорей: Умудрился в школу Саня
Принести ужа в кармане.
Страшный вопль вдруг раздался –
Чуть живой герой остался.
Ямб (пропеть): Решил сегодня Саня
Таскать ужа в кармане,
Ужонка настоящего,
Красивого, блестящего,
Такой тут вопль раздался –
Едва живой остался!
Дактиль: Странный такой человек этот Саня:
Он умудрился ужонка в кармане
В класс принести. Крик истошный раздался.
Чуть наш герой без ушей не остался.
Амфибрахий: Вчера насмешил нас до слез этот Саня:
Ужа притащил он тихонько в кармане.
Неистовый вопль по всей школе раздался,
Чуть Санечка наш без волос не остался.
Анапест: Приходил как-то раз в школу Саня,
Приносил он ужонка в кармане.
Тут такой вопль истошный раздался –
Чуть заикой Санек не остался.
ВЫВОД: Одно и то же содержание можно передать в разных стихотворных размерах.
Определите размер стиха (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест)
мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил
когдА не в шУтку зАнемОг…
+++++++++
мОй весЁлый звОнкий мЯч
тУчки небЕсные, вЕчные стрАнники
конЯ на скакУ останОвит,
Я люблЮ тебя жИзнь,
что самО по себЕ и не нОво
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво…
Что ты ржёшь, мой конь ретивый,
Что ты шею опустил,
Не потряхиваешь гривой,
Не грызешь своих удил?
В Европе удобно, но родины ласки
Ни с чем не сравнимы. Вернувшись домой,
В телегу спешу пересесть из коляски
И марш на охоту! Денек не дурной…
Раз у отца в кабинете
Саша портрет увидал,
Изображен на портрете
Был молодой генерал.
Бесконечно унылы и жалки
Эти пастбища, нивы, луга,
Эти мокрые, сонные галки,
Что сидят на вершине стога…
Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Я по первому снегу бреду.
В сердце ландыши вспыхнувших сил.
Вечер синею свечкой звезду
Над дорогой моей засветил.
И мне в окошко постучал
Сентябрь багряной веткой ивы,
Чтоб я готов был и встречал
Его приход неприхотливый.
Заря окликает другую,
Дымится овсяная гладь…
Я вспомнил тебя, дорогую,
Моя одряхлевшая мать.
Я помню осенние ночи,
Березовый шорох теней,
Пусть дни тогда были короче,
Луна нам светила длинней.
Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать.
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
Гляну в поле, гляну в небо –
И в полях и в небе рай.
Слова тонет в копнах хлеба
Незапаханный мой край.
Прощай, родная пуща,
Прости, златой родник.
Плывут и рвутся тучи
О солнечный сошник.
Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
Ты поила коня из горстей в поводу.
Отражаясь, березы ломались в пруду.
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам,
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам…
Прибежали в избу дети,
Второпях зовут отца:
«Тятя! Тятя! Наши сети
Самостоятельная работа «Размеры стиха», 6 класс
1. На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она. (амфибрахий)
2. Слова слышны и здесь и там,
На улице и дома.
Одно — давно привычно нам,
Другое – незнакомо. (ямб)
3. Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой. (анапест)
4. Книга – учитель.
Книга – лучший товарищ и друг. (хорей)
5. Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную. (дактиль)
1. Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу. ( хорей)
Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт под окном. (амфибрахий)
Источник