- Сборник диктантов по русскому языку Ю.Е.Климкиной
- Задания для подготовки к диктантам учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Тематические диктанты по русскому языку
- Тематические орфографические диктанты.
- Тематические пунктуационные диктанты.
Сборник диктантов по русскому языку Ю.Е.Климкиной
Сборник диктантов по русскому языку Ю. Е. Климкиной — это система универсальных текстов, которые могут быть использованы на уроках русского языка в 5-11 классах, а также на занятиях, организуемых репетитором русского языка.
В чем особенности данного сборника диктантов по русскому языку? Прежде всего в том, что автор-составитель стремится представить тексты, содержащие максимум вариантов применения орфографических и/или пунктуационных правил, для отработки которых предлагается текст.
Сборник диктантов по русскому языку Ю. Е. Климкиной включает, в первую очередь, художественные и публицистические тексты (как аутентичные, так и адаптированные), поскольку именно такие тексты позволяют не только совершенствовать правописные навыки, но и показать богатство и возможности русского языка. Пишущему диктант важно увидеть, что «отрабатываемые» ими слова или синтаксические конструкции существуют в языке, и в дальнейшем стремиться грамотно использовать в устной и письменной речи аналогичные конструкции. Разумеется, сборник по русскому языку содержит и «искусственные» тексты, однако обращение к таким текстам непременно должно чередоваться с текстами-образцами русского языка.
Каждый текст из сборника диктантов по русскому языку может быть использован для проведения большинства видов диктантов, в зависимости от задач, которые ставит перед собой преподаватель. Вместе с тем в каждом тематическом разделе Сборника диктантов приводится комментарий, где содержится следующая информация:
- наименование орфограммы/пунктограммы указывает, для отработки какого материала, в первую очередь, предназначен диктант;
- однако тексты различаются по объему других орфограмм и пунктограмм, которые встречаются в тексте, поэтому выделен уровень: к уровню 1 отнесены тексты, для работы с которыми необходимо освоение программы по русскому языку в объеме начальной школы, к уровню 2 — тексты, предполагающие знание русского языка в объеме 9 классов основной школы;
- цель диктанта (обучающий или контрольный);
- вид диктанта;
- задание к каждому диктанту сформулировано в соответствии с видом диктанта; к некоторым диктантам предложены дополнительные задания (например, выполнить грамматические разборы), которые могут быть использованы по усмотрению преподавателя или репетитора русского языка;
- источник: для каждого текстового диктанта дается указание на первоисточник, на материале которого составлен диктант.
Сборник диктантов по русскому языку Ю. Е. Климкиной — «живой организм», в нем регулярно появляются новые материалы — следите за новостями!
Будем говорить и писать по-русски грамотно!
Источник
Задания для подготовки к диктантам
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему
В работе предлагаются задания, помогающие подготовиться к диктантам и просто повторить материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya_dlya_podgotovki_k_diktantu.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Парные согласные:
Задание: вставь буквы, устно подбери проверочные слова.
жира_ фла_ игру_ка
горо_ пиро_ була_ка
обе_ пла_ки ша_ка
варе_ка вра_ ко_ти
зу_ сапо_ ла_ка
огоро_ лу_ слё_ка
ре_кий пру_ верху_ка
сне_ утю_ мя_кая
гри_ тапо_ шёрс_ка
молодё_ь сру_ лё_кая
моро_ сторо_ шля_ка
кру_ки лоша_ь голу_ка
ло_ка тру_ ры_ка
плю_ка сто_ ре_ка
пры_ки бра_ шу_ка
клю_ дру_ но_ка
берё_ка матро_ немно_ко
пала_ка дож_ь луко_ко
слё_ка уло_ ру_ка
сугро_ бро_ь у_кий
про_ка ле_ сла_кий
поса_ка клю_ ни_кий
зама_ка арбу_ ре_кий
лопа_ка алма_ лё_
була_ка посе_ сколь_кий
кро_ь коллекти_ дворни_
тра_ка рекор_ кре_кий
коро_ка сер_ са_
садово_ моло_ но_
геоло_ заво_ обе_
рыболо_ рука_ гря_ка
лесору_ доро_ ка ду_ки
пру_ ча_ка заря_ка
деревье_ кни_ка шу_ка
серё_ки подру_ка гла_ки
хле_ скри_ка сла_ка
наро_ ло_ка яго_ка
голо_ поварё_ка по бере_ку
отря_ поду_ка морко_ка
солда_ фура_ка сапо_ки
гла_ ска_ка восхо_
2. Непроизносимые согласные:
Задание: вставь вместо (?) непроизносимый согласный, если это необходимо
со(?)нце звёз(?)ный мес(?)ность
чудес(?)ный лес(?)ница опас(?)ный
прекрас(?)ный сер(?)це прелес(?)ный
напрас(?)но чес(?)ный полез(?)ный
вкус(?)но праз(?)ник окрес(?)ность
грус(?)но здра(?)ствуйте интерес(?)ный
вес(?)ник извес(?)ный злос(?)ный
капус(?)ный ужас(?)ный поз(?)ний
радос(?)ный словес(?)ный свис(?)нуть
ус(?)ный учас(?)ник хвас(?)ливый
шес(?)надцать ярос(?)ный безжалос(?)ный
бессовес(?)ный неизвес(?)ный яс(?)ный
Задание: вставь где необходимо ь или ъ знак
ран_ним мал_чик сем_я
в_юга под_ехал крыл_цо
мурав_и раз_яснить ел_ник
степ_ с_едобный об_яснил
лист_я об_явление бел_ё
луч_ про_езд корен_я
в_езжать фил_м вороб_и
ноч_ обез_яна об_едки
л_ёт плат_е нож_
лож_ бол_ной руж_ё
жиз_нь птич_и раз_яснил
под_хватил воз_му лис_я (нора)
пер_я с_нял ключ_
печ_ дол_ка пал_чик
кис_ти кос_ти от_вёл
Ил_я руж_ё плач_
мыш_ белоч_ка ноч_ка
гос_ти блюдеч_ка варен_е
у_ехал в_ёт бол_шой
жил_цы л_дина девоч_ка
ш_ёт ден_ пляж_
пис_мо угол_ки пере_езд
Безударные гласные (Б/ГЛ). Упражнения.
1. Выпиши слова с орфограммой «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением».
Гриб, грибок, вода, водичка, рука, земля, садовый, речка, трясёт, висит, огурец, стена, окно, полёт, листок, листик
2. Спиши, вставь пропущенную безударную гласную, проверь. Подчеркни Б/ГЛ в данном слове в слабой позиции одной линией (неустойчивая позиция — на одной «ножке»), а ударную гласную в проверочном слове — двумя линиями (на двух ножках — устойчивая позиция).
Оч…ровательный, объед…нить, уд…вительный, д…лина, пол…скать (бельё), пол…скать (щенка), разв…вать (память), разв…вать (по ветру), сум…рки, ум…лкать, зал…зать (раны), зал…зать (на забор), зад…вать, задр…жал, обн…жженные, просв…щение, посв…щение, разр..дить (обстановку), разр…дить (морковь), затр…петать, ст…рожил (избушку), местный ст…рожил, в…лнение.
3 . В каком ряду во всех словах пропущена буква А?
- отр. cль, сокр..щать, р. скошный
- предст. влять, предназн..чение, дек. рация
- пригл. шать, уг. сать, выр. сти
- д..роженька, ф..нтазия, л. боратория
4. Спиши. Замени одним словом .
Холодное время года – …
Капельки влаги на траве – …
Мальчик, который учится в школе – …
5. Прочитайте предложения. Напишите те из них, в которых все слова (кроме предлогов) имеют безударную гласную в корне слова.
Желтели, золотились листочки в саду.
Журавли летели через поля, леса, города.
Дрозды поедают рябину, чернику.
Ребята высаживают молодые березки, ясени и ёлочки.
Качает ветвями косматыми седая сосна.
Вечерняя тишина висит над рекой.
6. Спиши, вставь Б/ГЛ (проверь в уме), подчеркни орфограмму.
Наступили сильные м_розы.Снег завалил с_довые д_рожки.Птицы з_мой г_л_дают.Дети устроили для птиц к_рмушки.Девочки насыпали пш_на.Г_лодные птицы быстро скл_вали весь корм. Как х_р_шо, что у птиц есть наст_ящие друзья!
7. Выпиши только те слова, в которых безударную гласную в корне можно проверить .
Звезда, шары, свеча, снегурочка, лисёнок, бельчонок, часы, сова, колокольчик, снежинка, снеговик, грибок, флажок, огоньки, морозец, ковёр, осина, пальто, кроты, пенал, пекарня, варенье, ворона, машина, полевой.
8 . Спиши, вставь безударную гласную (проверь в уме), подчеркни орфограмму. Напиши отгадку.
Всю ночь л_тает,
А станет св_тло,
9. К данным словам подобрать однокоренные слова с безударным гласным в корне, являющиеся другой частью речи.
10. Спиши, вставь Б/ГЛ (проверь в уме), подчеркни орфограмму.
Среди кустов з_лёных
У речки сер_бристой
11. Спиши, вставь Б/ГЛ (проверь в уме), подчеркни орфограмму.
З_ма сп_шит, хл_почет,
Укутала в сн_га
Все кочки и п_нёчки,
Скамейки и ст_га.
12 . Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор.
Кр_сивый, з_л_той, х_дили, с_жали, тр_па, з_рно, гн_здо, сп_сает, укр_шает, с_сна, охр_няет, ст_лбы, сн_пы, в_дянистый, п_лянка, к_силка, д_жди, зап_х, г_в_рили, з_нты, цв_ты, п_стух, в_лы, б_бы.
13. Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор.
Гр_зовая, л_сты, м_л_тилка, гр_за, г_л_дание, стр_ла, нак_тался, пл_та, д_ска, к_ра, п_стух, погл_дел, п_левой, посм_трел, с_лить, отцв_тает, з_лёный, с_сновый, л_гла, пос_нел, об_щают, нач_нается, сл_вались.
14. Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор.
Зам_рзали, посп_шили, ост_валась, пок_зали, в_сёлый, д_машний,_кно, подхв_тил, по_нул, _чной, засл_нила, в_сной, зав_вается, н_бесный, п_стреет, т_нистый, оч_щает, заг_делся, уд_вляться, перен_сла, в_зить, обн_сли, поч_нить.
15. Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор.
Поб_дил, бр_дил, х_дил, зв_зда, с_ва, к_за, _вца, л_вил, схв_тил, прин_сил, пос_дил, нак_сил, осм_трел, т_жёлые, пров_лился, пок_тался, выт_щили, пот_желели, прон_сились, загл_делся, зап_х, д_лина, д_леко.
16. Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор.
П_ро, г_л_ва, ст_кло, ст_на, ож_вил, бл_стели, в_с_ло, д_ждевой, в_терок, к_са, отд_хнул, зац_пился, выкл_вали, заб_лела, прил_скал, сп_шил, пос_дел на лавочке, д_леко, впл_тную, к_сой, сп_ртивные, з_лёная, ул_тел.
17. Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор.
К_тает, к_чает, к_пает, гр_бёт, од_вает, резиновые м_чи, б_лты, дв_ровый, х_ровое пение, п_ля, пл_тёт, подм_тает, л_жит, л_зал, сл_зал с дер_ва, л_вил, т_скал, с_мья, л_цо, с_сна, к_ра, д_ревья, в_сит, пос_дел к старости, ск_тина, п_стух, в_реники.
18. Прочитай пословицы. Вставь безударную гласную в корне в глаголах. Устно подбирай слова, в которых б/гл стоит в сильной ударной позиции.
Свет поб_дит тьму, а мир войну.
Если в сердце воина нет мужества, не п_могут ему ни сила его, ни оружие.
Не сп_ши языком, а тор_пись делом.
Книга в счастье укр_шает, а в несчастье ут_шает.
Курить – здоровью вр_дить.
Тот, кто указывает на твои недостатки, не всегда твой враг; тот, кто г_в_рит о твоих достоинствах, не всегда твой друг.
Славу легче добыть, чем сохр_нить.
Добрая слава л_жит, а худая б_жит.
Найди сам(а) пословицы,в которых в глаголах есть б/гл, проеверяемая ударением .
19. Спиши, вставляя гласную по смыслу.
Папа сл_зал (л_з) с крыши.
Кот сл_зал (л_жет) молоко.
Выл_зал (л_жет) блюдце.
Шарик выл_з (л_з) из будки.
Лекарство зап_вают (п_ть) водой.
Мне подп_вал (п_ть) хор.
Девочка пос_дела (с_дя) на скамье.
Бабушка давно пос_дела (с_д).
Ваня, сп_ши (п_шет) с доски.
Не сп_ши (сп_шка) домой.
Отвари( затв_р), пожалуйста, дверь.
Отв_ри( в_рка) ,пожалуйста картофель.
20. В пустые окошки вставь б/гл. Расставь предложения по порядку.
Прыгнет с обрыва, остановится и з…вёт сына.
Мать к…рмила его молоком и учила бегать по горам.
М…лыш др…жит от страха, о прыгает.
Р…дился к…злёнок в д…лине горной реки.
Мать лижет ему шёрстку.
21. Спиши, вставь б/гл по смыслу.
Мама простыни стирала
И на речке пол_скала.
К дочке кошка подбежала,
Дочка кошку пол_скала.
Гири брат мой поднимает,
Свою силу разв_вает,
А на крыше мой флажок
К старости наш дедушка очень пос_дел.
Он в саду на брёвнышко сел и пос_дел.
22. Измени слова (названия птиц) так, чтобы выделенная б/гл в корне стала безударной:
кл ё ст, л е бедь, с о вы, вор о бушек, ч и ж, в о рон, жур а вль, скв о рушка, г о лубь, сол о вушка.
23. Вставь пропущенную б/гл в корне. Составь 3 предложения, используя данные слова (окончания в словах можно менять).
Л_тели, л_вил, б_жал, кл_вал, с_ел, кр_чали, к_рмил, стр_котал, л_нял, взл_тал, св_стел, л_вила, уб_гает, п_лзёт.
С_ва, кл_сты, ч_жи, с_л_вей, л_бёдушка, жур_вли, зм_я, _жиха, л_сица.
24.Вставь безударную гласную в корне в глаголах. Подбирай слова, в которых б/гл стоит в сильной ударной позиции.
3ач_стили д_жди, и на даче стало тоскливо.
Я отв_рил калитку и об_жал вокруг дома.
Санька подп_ясался и стал прим_рять _тцовскую фуражку.
Девочка поб_жала к р_ке пол_скать б_лье.
Ст_рик медленно ж_вал хлеб и зап_вал его кв_ском.
Мотор затр_щал, потом пост_пенно стал зат_хать.
Чайник нак_лился, расп_ялся и стал прот_кать.
Я отв_рил дверь, и луч прожектора осл_пил меня.
На ужин Саша отв_рил картошечку и съел её с с_лёдочкой.
Буря не ут_хала: д_ревья скр_пели и тр_щали, удары грома сотр_сали землю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Повторение изученного о глаголах. Подготовка к диктанту»УМК Школа России.
«Перспективная начальная школа».
Тексты тектантов с грамматическими заданиями.
Работа по подготовке к диктанту в 3 классе. Диктант проводится в начале первой четверти в классе занимающегося по программе «Перспективная начальная школа». Диктант взят из сборника пр.
laquo;Письменная речь не есть простой перевод устной речи в письменные знаки, и овладение письменной речью не есть просто усвоение техники письма» Л.С. Выготский.В данном материале предлож.
Тексты для подготовки к написанию диктанта.
— формировать умения узнавать предлоги в устной и письменной речи;- формировать умение находить имена существительные с безударной гласной в корне слова.- умение работать с правилом;- развитие орфогра.
Источник
Тематические диктанты по русскому языку
Тематические диктанты, составленные специально для проверки определенного правила или набора правил, выгодно отличаются от текстов, почерпнутых из художественной литературы, высокой концентрацией слов на данные орфографические правила.
В чём состоит главное достоинство тематических диктантов? Прежде всего в том, что по насыщенности словами с орфограммами они приближаются к словарным диктантам, однако удачно отличаются от последних осмысленным содержанием. Высокая концентрация слов на то или иное правило орфографии в совокупности с незамысловатым, но забавным сюжетом не только вызывает улыбку, но и развивает внимательное отношение учащихся к языку. Вслед за удивлением («Как много, оказывается, существует слов на то или иное правило!») у школьников или студентов появляется и исследовательский интерес («Любопытно, а какие ещё слова на это правило мне удастся вспомнить?»).
Очевидно, что занимательные тематические диктанты могут быть посвящены не только орфографическим, но и пунктуационным правилам. И те, и другие вы найдете в данной статье.
Приведенные ниже диктанты рекомендованы к использованию в старшей школе. Диктанты можно использовать и при подготовке к ЕГЭ.
Тематические орфографические диктанты.
- Пастух и повариха.(Проверяемые безударные гласные в корне)
- Вояж менеджера(Непроверяемые безударные гласные в корне)
- Пловец Ростислав(Чередующиеся гласные в корне)
- Огорчённый цыпленок(Гласные после шипящих и Ц)
- Эмигрант Корнелий(Буквы Э и Е)
- Женитьба герцога Зальцбургского(Звонкие и глухие согласные)
- Интеллигентный дилетант(Удвоенные согласные в корне)
- Бессовестный завистник(Непроизносимые согласные)
- Адъютант Подьячев(Разделительные Ь и Ъ)
- Испеките рассыпчатый пирог(Приставки на З/С и приставка С-)
- Предание о привидении(Приставки ПРЕ- и ПРИ-)
- Розыски спортинвентаря(Гласные Ы и И после приставок)
- Дедушке от Миши(Окончания имён существительных)
- Письмецо из именьица(Суффиксы имён существительных)
- Застенчивая Алевтина(Суффиксы имён прилагательных)
- Конноспортивное мероприятие(Сложные слова)
- Полстакана сахара и пол-ложки соды(Сложные слова с корнями пол- и полу-)
- Кормит, холит и лелеет(Личные окончания глаголов)
- Обессилели, переделывая(Суффиксы глаголов)
- Измученные отдыхающие(Суффиксы причастий и деепричастий)
- Неожиданная встреча(Н и НН в составе разных частей речи)
- Быстро, вкусно и по-домашнему(Наречия)
- Уж замуж невтерпёж(Буква Ь в разных частях речи)
- За счёт наблюдательности(Производные предлоги и сочетания существительных
- с предлогами)
- Никому не известный Никандрос (НЕ и НИ со всеми частями речи)
- Сказка кое о чём важном(Правописание местоимений, местоименных наречий и частиц)
- «При чём тут я?»(Слитное и раздельное написание слов также/так же, чтобы/что бы, зато/за то и др.)
Тематические пунктуационные диктанты.
- Импрессионизм — это впечатления(Тире в простом предложении)
- Купайся, загорай и отдыхай(Однородные члены предложения)
- Знойным грозовым летом(Однородные члены предложения)
- История, рассказанная привидением(Обособленные определения)
- Разделяя и властвуя(Обособленные обстоятельства)
- За Москвой-рекой(Обособленные приложения)
- Посидели как люди(Запятая перед как)
- Короче, Анжела, привет!(Вводные слова и обращение)
- Как радостно и как спокойно!(Сложносочинённое предложение)
- Мы достигли Рязани, когда стемнело(Сложноподчинённое предложение)
- Хочешь не заблудиться — запоминай обратную дорогу(Бессоюзное сложное предложение)
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ:
Естественно, что высокая сложность тематических тестов и диктантов, некоторая искусственность их содержания, а главное — однотипность отражаемых каждым из таких текстов правил орфографии и пунктуации не дают оснований использовать их для итоговой проверки орфографических и пунктуационных навыков учащихся. В то же время данные тематические диктанты могут служить эффективным средством отработки и закрепления отдельных правил орфографии и пунктуации в процессе их изучения.
Источник