Тренировка по пляжному волейболу упражнения

Как прыгнуть выше головы в пляжном волейболе?

Как прыгнуть выше головы в пляжном волейболе?

Как прыгнуть выше головы?

Доброго времени суток, меня зовут Алексей, я тренер Клуба пляжного волейбола BVC. И это моя первая статья.

Зачем высоко прыгать в пляжном волейболе?

Для таких элементов как блок, нападающий удар и силовая подача, важна высота взаимодействия с мячом. За счет этого можно получить огромное преимущество перед Вашим соперником. Этот показатель складывается из следующих компонентов:

· Антропометрические данные (рост, длина рук);

· Правильная техника (например: выход на мяч по месту, съем в высшей точки, атака прямой рукой) – https://vk.cc/942Q80;

Первую составляющую трогать не будем, за постановку техники отвечают пляжно-волейбольные тренировки с грамотным тренером, а вот как развить высоту прыжка мы сегодня и поговорим.

Как Вы думаете насколько можно увеличить вертикальный прыжок?

Прежде всего, рассмотрим основные моменты, за счет чего это можно сделать:

· Прибавка, которая приходит за счет взросления (естественная, человек растет до 20 лет);

· Прибавка, которая происходит за счет улучшения эффективности движения — набор количества повторений (мышечная память реально работает, происходит включение максимального количества мышечных волокон, увеличение скорости нервных импульсов) и концентрация на действии (https://vk.cc/942P6P, вместо касания мяча — прыжок);

· Прибавка, за счет улучшения физических качеств (мощность, сила).

Отсюда видно, что молодой начинающий волейболист, обладает самым большим потенциалом (сможет прибавить в прыжке и за счет роста организма, набора количества прыжков и развития силы своих мышц). На меньшее придется рассчитывать опытному возрастному игроку, который уже добился эффективности движения и на «ты» с тренажерным залом (он многие «свои» прибавки уже получил).

Но ключевым моментом является то, что добиться прибавки сможет КАЖДЫЙ, главное желание и правильные инструменты для достижения цели.

Эффективность движения. Как Вы хотите прыгать как гепард или медведь?

Если человек обладает хорошим прыжком, видно как он делает это легко, тихо и с минимальными усилиями. Можно сравнить с прыжком гепарда. Прыжок новичка – груб (нет плавности и легкости), с огромной затратой сил (ощущения, что ноги в тазике с цементом) — представьте прыжок медведя.

При постоянных тренировках количество выполняемых прыжков постепенно будет перерастать в качество. Появится правильная последовательность расслабления и напряжения мышц и связок, и большИй объем их включенности. За плавность движения и меньший травматизм – отвечает максимальное включение попы (извините, ягодичных мышц).

Но все же вертикальный прыжок относится к общей моторике (это не акробатика), люди во все времена умели прыгать и использовали этот навык в жизни. А значит, что он достаточно прост в освоении, не требует больших временных затрат на увеличение техники, и в большей степени определяется силовыми качествами.

Мощность . Как сильно вы можете толкнуть землю?

Мощность – то сколько силы вложено в движение, за ограниченный промежуток времени (то есть нужно обладать этой силой и уметь использовать максимум из того что есть, за время отведенное на прыжок).

Можно, сосредоточится на одном параметре, но эффективнее на начальном этапе работать в обоих направлениях.

Прыжок это отрыв веса (своего тела) от земли. Чем сильнее вы давите на землю, тем выше вы прыгните. Также присутствует ограничение по времени, за которое можно активировать свои мышцы — толчок занимает доли секунды (0,2-0,5 с). Попробуйте сделать прыжок, медленно разгибая ваши суставы.

Мышцы, отвечающие за прыжок. Чем толкать?

Усилие происходит от всего тела, в первую очередь задействованы:

· мышцы бедра (сгибатели и разгибатели);

· небольшое включение верха тела (спина и плечи).

Одновременно происходит разгибание в трех суставах:

За счет этого, производится намного больше силы, чем при разгибании каждого сустава в отдельности.

Разгибание в коленном и тазобедренном суставах дают примерно по 30-40% от всей мощности прыжка, и около 20% дают икроножные мышцы и верх тела. Это средние показатели, они в большей степени справедливы для вертикального прыжка с двух ног с места и разбега (как раз то, что используется в волейболе).

Развитие силы. Есть ли секретная методика?

Не существует каких-то абсолютно верных или абсолютно неверных схем тренировки. Методик много, но основных принципов мало. Первостепенное значение, это рост сопротивления (нагрузки), которое вы подаете на свои мышцы. Вашему телу не очень важно, занимаетесь ли вы по той или иной методике, занимаетесь со своим весом или какой-то другой системе.

Все, что важно, это нагрузка и рост нагрузки!

Смысл состоит в том, чтобы использовать базовые движения, выполнять их с хорошей техникой и работать в них, добавляя вес в течение большого промежутка времени. Такая концепция отлично подходит для быстрого и качественного роста показателей у новичков.

Наступит момент, когда тренировка силы не будет давать существенной прибавки в вертикальном прыжке, вы не будете в состояние использовать всю свою силу во время прыжка – необходимо будет работать на увеличение скорости нарастании силы.

Тут на помощь могут прийти – баллистические упражнения, тяжелоатлетические, плиометрика разной интенсивности. Это отдельная тема для целой статьи.

Хорошая новость в том, что это будет нескоро – пока вы не достигнете такого показателя, как приседания со штангой в 1,5-2 раза больше собственного веса.

Выбор упражнений и методика тренировки.

Мне нравится принцип — минимум упражнений (одно на группу мышц) и максимальная эффективность (базовые упражнения).

· Максимально близкое по духу к прыжку упражнение на силу по типу приседаний (приседания, фронтальные приседания, болгарские сплит-приседания, выпады);

· какой-то тип упражнения на приведение таза/ягодичные мышцы (румынская тяга, ягодичный мост со штангой, обратная гиперэкстензия);

· упражнение на голеностопный сустав (подъем на носки);

· также следует добавить несколько упражнения на верх тел (например, жим лежа, подтягивания, удержание планки) — мы же хотим быть сбалансированы, сильны и красивы откуда ни посмотри.

Частота тренировок 1-2-3 раза в неделю, в зависимости от количества активности, опыта тренировок с весами и конкретно волейбольных нагрузок.

Основные принципы:

· выполнение всех упражнений технически правильно, если вы новичок для освоения нового упражнения воспользуйтесь помощью квалифицированного тренера;

· постепенное увеличение нагрузки;

· придерживаться определенной программы тренировок в течение длительного периода;

· не забывать выполнять необходимый объем разминки.

Восстановление. Кто хорошо работает, тот хорошо отдыхает.

Тренировки с отягощением будут основанием для роста вашей силы, но без полноценного восстановления можно получить отрицательный результат. Если прогресс остановился, снизьте объем, возьмите неделю перерыва.

Кроме правильных временных рамок чередования нагрузок — достаточного количества дней отдыха между тренировками подходящих именно вам (чтобы не получить перетренированность), необходимо позаботиться о сне, питании(сбалансированность, полезность и необходимый объем, добавки).

Также в ход могут пойти дополнительные средства: баня-сауна, контрастный душ, массаж и использование массажного ролика, криопроцедуры, физиотерапия и еще много чего.

Помощники. Как не остановиться на пути к цели?

Как и в любом деле нужна мотивация (необходимо искусственно подогревать ее время от времени), искреннее желание достичь результата, и любовь к тренировкам также должна присутствовать. Для достижения БОЛЬШОГО результата необходимо будет полюбить тренировки. Отношение к тренировкам только как к инструменту для достижения цели приведет к тому, что желание быстро закончится.

Статья от Константина Эдуардовича: «Привычка тренироваться».

Мобильность и гибкость. Недостаточная подвижность некоторых групп мышц может отрицательно сказаться на вертикальном прыжке. Динамические упражнения на развития мобильности до тренировки и пассивная растяжка для улучшения гибкости после помогут быстрее идти к цели. Одни из самых распространенных проявлений: нехватка мобильности в голеностопном суставе (приходится делать приседания, широко ставя ноги и сильно вывернув носки) и недостаточная эластичность мышц сгибателей бедра.

Соотношение веса тела к силе. При развитии силы – неизбежен некоторый рост мышечной массы. Этого опасаться не стоит – это вес полезный. А вот снижение процента подкожного жира – это то, что может помочь вам добавить сантиметры над землей во время полета при прочих равных.

Наглядность. Есть несколько способов измерить высоту своего прыжка, это также тема отдельной статьи. Если перед началом своей кампании по увеличению вертикального прыжка произвести замер, и дальше делать 1-2 раза в месяц – то можно будет с уверенностью говорить о эффективности тренировочного процесса. Также при успешном результате это поможет сохранять мотивацию.

Итоги

Если вы хотите улучшить игру в пляжный волейбол за счет увеличения вертикального прыжка НУЖНО:

— добавить в свой график тренировки по развитию силы мышц, участвующих в прыжке (в тренажерном зале сделать это проще, эффективнее и быстрее, чем дома);
— стараться прыгать как можно выше на пляжноволейбольных тренировках и играх, пользоваться каждой попыткой;
— настроится на то, что эта работа не одного дня (https://vk.cc/93YiVh) и планомерно идти к своей цели. Это тот вариант, когда: тише едешь, дальше будешь.

Для тех, кто заинтересовался теоретической частью вопроса и хочет более подробно углубится в тему, рекомендую ознакомиться с книгой «Библия Вертикального Прыжка», автор Кэлли Баггетт. Большое количество информации для написания этой статьи почерпнуто из нее.

А для тех, кто решил попробовать на практике, напишите о своем желание в комментариях. В планах запустить проект по увеличению прыжковых показателей на песке. Будем вместе двигаться к цели и верьте: возможно все!

Источник

Концепция методики обучения и тренировки в пляжном волейболе

В литературе по волейболу рассматривается техника выполнения приемов и методика обучения им [1; 2; 3; 9; 15; 17; 25 и др.]. При этом выделяют следующие этапы: а) создание предпосылок для изучения, ознакомления с разучиваемым приемом, б) разучивание приема в упрощенных условиях, в) разучивание приема в усложненных условиях, г) закрепление приема в игре. Более подробную структуру становления навыков игры приводит Ю.Д. Железняк [12; 14]. При этом для первоначальной стабилизации навыков следует использовать метод стандартно-повторного упражнения, а для совершенствования действий вариативного типа — метод повторно-переменного упражнения.

Подготовка игрока в пляжный волейбол должна осуществляться небольшими последовательными шагами; благодаря этому можно будет уделить равное внимание всем элементам игры, и добиться разносторонней подготовки игрока. Поскольку в основной версии игры участвуют команды, состоящие только из двух человек, каждый игрок в пляжный волейбол должен одинаково хорошо выполнять функции подающего, принимающего, разводящего, нападающего, блокирующего и защитника.

Владение техникой традиционного волейбола первой и второй передачи, блока и защиты, а также, естественно, подачи, является обязательным требованием. Техника и тактика пляжного волейбола, основанные на владении этими техническими приемами, должны быть хорошо усвоены и оптимизированы с учетом особенностей игры. Вследствие большого разнообразия в пляжном волейболе действий и необходимых для их осуществления движений, работа над специфическими элементами данного вида спорта должна строиться в соответствии с естественным ходом игры [26].

Игры на маленькой площадке являются классическим приемом для изучения и отработки командных тактики и стратегии традиционного волейбола, но для овладения навыками пляжного волейбола необходим совершенно противоположный дидактико-методический подход. Именно по этой основной причине на начальной стадии обучения игре «двое на двое» следует проводить тренировочные игры с командами по три и по четыре человека.

Обучение технике, а также индивидуальной и командной тактике должно осуществляться в соответствии с порядком чередования основных игровых ситуаций пляжного волейбола. Поэтому овладение навыками и совершенствование действий, например, нападающего должны идти наряду с индивидуальной тактической подготовкой блокирующего и защитника в зоне [18; 31].

Технические навыки приема мяча и оборонительных действий, тактика и стратегия защиты должны быть освоены раньше или же, по крайней мере, одновременно с техникой, тактикой и стратегией нападающих действий. Это требование предъявляется самой спецификой игры, в которой совершенно очевидно, нападающие действия в значительной степени преобладают над обороной.

Статистика утверждает, что для выигрыша одного очка необходимо сделать, в среднем, 3,5 розыгрыша мяча, а общее игровое время для розыгрыша очка равно 98,6 секунды. При освоении индивидуальной тактики, например, принимающих игроков, подающие игроки должны, на первых порах, исполнять лишь вспомогательные функции. Однако по мере повышения индивидуального мастерства, тренировки по освоению различных тактических действий следует постепенно сводить воедино [18].

С самого начала необходимо учитывать следующие факторы, оказывающие заметное влияние на процессы как обучения, так и преподавания: освоение техники пляжного волейбола в условиях подвижных, беговых и прыжковых игр; развитие способности предвидения; развитие умения специального общения. Классификация форм обучения построена на основе исключительно прагматического подхода, базирующегося на требовании эффективности обучения и удобства организации тренировок, в ущерб, порой, дидактическим и методическим принципам:

— тренировка одного игрока с тренером или без тренера;

— тренировка двух игроков с тренером или без тренера:

— тренировка трех игроков с тренером или без тренера;

— тренировка четырех игроков с тренером или без тренера;

— тренировка пяти и более игроков с тренером или без тренера.

Данная классификация пытается, с одной стороны, учитывать существующее положение в подготовке игроков в пляжный волейбол, которое, вероятно, останется в нынешнем состоянии в течение еще нескольких лет. С другой стороны, она обращает внимание на организацию обучения, сходную с процессом подготовки игроков в классический волейбол. Этот метод — занятия, в которых участвуют четыре или большее количество игроков и тренер, несомненно, возобладает в будущем [32].

Тренировка одного игрока заканчивается, как правило, попыткой привлечь к занятию тех, кто неподалеку играет в пляжный волейбол для отдыха, чтобы с их помощью сократить непроизводительные потери времени (т.е., игроку не бегать самому за мячом).

Необходимо заранее указать, что тренировка игрока в одиночку сводится, как правило, к отработке технических приемов и обычно проходит в упрощенных условиях. А именно: один игрок в данном случае выступает и за подающего, и за нападающего, и пасующего, причем передает или набрасывает мяч сам себе для совершенствования того или иного технического навыка.

Тренировка при участии двух игроков также сосредоточивается в первую очередь, на отработке техники, однако в этом случае проходку с учетом специфических особенностей пляжного волейбола.

Тренировка при участии трех игроков позволяет перейти от обучения исполнению технических приемов к освоению индивидуальной тактики. Сочетание освоения индивидуальной и командной тактики становится возможным, когда в тренировке участвуют четыре игрока.

Каждый партнер обладает различными способностями и навыками, требует особых подходов к взаимодействию, и сам осуществляет взаимодействие своими собственными, одному ему присущими способами. Это положение, всегда считавшееся важным для традиционного волейбола, является абсолютно непререкаемым для игрока в пляжный волейбол, так как даже среди профессионалов два игрока редко играют вместе на протяжении целого сезона, не говоря уже о нескольких годах.

С самого начала игрока в пляжный волейбол следует ставить в «ситуации выбора», т.е. такие игровые ситуации, для которых существует, по меньшей мере, две возможных варианта поведения; подобные положения стимулируют процессы принятия решения. Это очень важно, потому что ситуации выбора соответствуют специфике пляжного волейбола.

Главная цель обучения игрока в пляжный волейбол — достижение универсализма. Это самоочевидное требование применимо ко всему процессу обучения и обязано своим происхождением тому уже упоминавшемуся факту, что каждый игрок в пляжный волейбол является одновременно и подающим, и принимающим, и пасующим, и нападающим, и блокирующим, и защитником.

Понятие специализации в пляжном волейболе в полной мере применимо лишь к блоку и оборонительной ситуации. Однако очень часто бывает, что каждый из пары игроков в пляжный волейбол обладает очень разными способностями к оборонительным действиям и к блоку. Зачастую это определяется разницей в росте игроков. Еще одним аспектом, который также может быть, вероятно, охарактеризован как показатель тенденции к специализации, является тот факт, что во всех командах пляжного волейбола каждый игрок, особенно в ситуации приема мяча и атаки, занимает свою излюбленную сторону площадки. Упомянутые выше факторы недвусмысленно указывают на то, что специализация не должна становиться целью тренировок и, следовательно, не следует затрачивать времени на отработку у игрока каких-либо специализированных навыков.

В целом обучение должно проводиться в соответствии со спецификой данного вида спорта.

Создание рациональных программ физической подготовки, в наибольшей мере отвечающих психофизиче­ским особенностям, является актуальной задачей специальной подготовки юных спортсменок, специализирующихся в пляжном волейболе. При этом, как показано в ряде работ [4; 5; 10; 23; 27], прыжковая подготовленность оказывает положительное влияние на реализацию технико-тактических возможно­стей волейболисток в соревновательных условиях. В период полового со­зревания развитие организма сопровождается изменением, как морфологи­ческих показателей, так и псих функциональных возможностей, что в итоге ведет к изменениям структуры двигательных действий и формирова­ния игровых навыков [27].

Исследованию специальной физической подготовленности во­лейболистов посвящен ряд работ, которые были направлены, как правило, на изучение различных сторон подготовленности взрослых и юных спорт­сменов в классическом волейболе [8; 16]. При специализированной подготовке юных во­лейболистов особенно актуальной является проблема повышения качества пространственно-силовой ориентировки, совершенствования дифферен­циации мышечных усилий в различных игровых ситуациях [12]. Повышение уровня физической работоспособности сводится не только к разработке новых методов тренировки, но и к поиску рациональных методов развития физических качеств, которые определяют результативность в избранном виде спорта [6; 22; 24; 28].

Анализ литературных источников показал, что в совершенствовании прыжков в пляжном волейболе особое значение приобретают упражнения на развитие «взрывной» силы [27]. Среди методов развития взрывной силы волейболистов можно выделить выполнение упражнений так называемым «ударным» методом (отталкивание после прыжка в глубину) [23]. “Взрывная” сила является разновидностью динамической силы. Уровень этой силы определяет успех в прыжках. Поэтому доминирующим методом в ее развитии будет метод динамических усилий с использованием различных прыжков (прыжки вверх после приземления) [29].

В литературе мы встречаем некоторые методические указания:

— упражнения для развития силы плечевого пояса рекомендуется выполнять с эластичным бинтом;

— для развития главных мышечных групп рекомендуются упражнения с небольшими отягощениями;

— упражнения для мышц живота и спины должны выполняться ежедневно и поэтому не указываются специально;

— метод повторений является основным для развития скорости и координации.

Некоторые упражнения для развития скорости
и координации. Эти упражнения должны выполняться в начале тренировки сразу, после разминки. Каждое упражнение длится не более 6-10 сек. После 3-4 повторений, выполняемых с максимальной скоростью и интенсивностью, необходим отдых в течение 3 мин:

1. 3 упражнения для перехода пас — удар:

— три нападающих удара со своего паса против блока;

— удар со своего паса — блок — отход от сетки — снова удар;

— прием подачи — удар — бросок за отскоком от блока — удар с другой половины своей площадки.

2. 3 упражнения для пасующего игрока:

— передача — блок — бросок в защите на задней линии;

— три высоких передачи и, пока мяч в воздухе, имитация защитных действий;

— передача — блок — передача из глубины поля — страховка удар.

3. 3 упражнения для блокирования:

— блок — защита на задней линии — блок;

— обманный блок — защита на задней линии — удар — блок;

— подача в прыжке — три блока подряд по всей длине сетки

4. 3 упражнения для защитных действий:

— бросок в защите — удар — блок;

— рывок за обманным мячом — удар — передача из глубины поля;

— подача в прыжке — обработка удара противника — прием обманного мяча.

Упражнения для совершенствования блока:

— партнер выполняет 10 нападающих ударов с собственного подброса. При этом каждый раз он сообщает блокирующему направление своего удара. Блокирующий начинает свои действия, находясь на расстоянии 1 м от сетки;

— то же самое, но атакующий игрок не сообщает направление удара, а выполняет его строго по ходу своего разбега.

Упражнения для взаимодействия пасующий-бьющий:

— бьющий игрок всегда нуждается в подсказке своего партнера — где незащищенная часть площадки противника. Для тренировки этого навыка четыре игрока образуют две команды. Одна команда подает 10 мячей подряд на одного игрока, а затем 10 мячей подряд на другого. Игрок, передающий мяч на удар своему партнеру, подсказывает ему направление самого удара (даже после прыжка на удар) [10].

В литературе мы можем найти следующие советы для успешной тренировки

· всегда ставь определенную задачу на каждую тренировку;

· всегда очень вдумчиво составляй свое рабочее расписание,

· чутко реагируй на состояние своего организма и дай ему отдохнуть, если это необходимо;

· никогда не играй, если нет большой мотивации, лучше сделай простые упражнения;

· тренируйся в разное время дня и в разную погоду;

· не слишком специализируйся в одном-двух элементах игры. Тренируй свои слабые элементы;

· для тренировок подбирай равных или более сильных партнеров;

· если времени для тренировок не так много, используй его на отработку взаимодействий с партнером, а не на отдельные упражнения;

· как можно лучше разминайся перед тренировкой;

· по меньшей мере 10 мячей необходимы для продуктивна тренировки;

· можно тренироваться с разными партнерами, однако по меньшей мере за одну неделю до соревнований основные партнеры должны тренироваться вместе [7].

В целом, учеными и тренерами указывается, что специфика технической и физической подготовки в пляжном волейболе основывается на результатах структурного анализа игр лучших команд: короткие или очень короткие физические нагрузки чередуются с более длинными стадиями отдыха. Период нагрузки продолжается, в среднем, около 8 секунд.

ВЫВОДЫ

1. Подготовка игрока в пляжный волейбол должна осуществляться небольшими последовательными шагами; благодаря этому можно будет уделить равное внимание всем элементам игры, и добиться разносторонней подготовки игрока. Поскольку в основной версии игры участвуют команды, состоящие только из двух человек, каждый игрок в пляжный волейбол должен одинаково хорошо выполнять функции подающего, принимающего, разводящего, нападающего, блокирующего и защитника. То есть можно сказать, что главная цель подготовки игрока в пляжном волейболе – это универсальность.

2. Классификация форм обучения в пляжном волейболе построена на основе подхода, базирующегося на требовании эффективности обучения и удобства организации тренировок:

— тренировка одного игрока с тренером или без тренера;

— тренировка двух игроков с тренером или без тренера:

— тренировка трех игроков с тренером или без тренера;

— тренировка четырех игроков с тренером или без тренера;

— тренировка пяти и более игроков с тренером или без тренера.

3. Активные фазы игры в пляжном волейболе представляют собой нагрузки скоростно – силовой направленности. Поэтому в тренировочном процессе необходимо моделировать ситуации, развивающие приемущественно скоростно – силовые качества и выносливость.

4. Тренеры и спортсмены, занимающиеся пляжным волейболом, почти не имеют учебников и пособий, раскрывающих организацию и методику тренировки, технику и тактику игры, особенности питания спортсменов и другие вопросы. Следует заметить, что и за рубежом ощущается недостаток специальной литературы по пляжному волейболу. Так, в библиотеке Олимпийского музея в Лозанне, насчитывающей десятки тысяч томов спортивной литературы, обнаружено всего семь работ, посвященных проблемам подготовки спортсменов в пляжном волейболе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахмеров, Э.К. Волейбол для начинающих / Э.К. Ахмеров. — Минск: Полымя, 1985. — 78 с.

2. Беляев, А.В. Волейбол: теория и методика тренировки / А.В. Беляев, Л.В. Булыкина. – М. : ФиС. – 2007. – 98 с.

3. Беляев, А.В. Волейбол. Учеб. для институтов и академий физической культуры / А.В. Беляев , М.В. Савин . — М.: ФОН, 2000. – 131с.

4. Беляев, А.В. Основные упражнения как средство развития физических качеств волейболисток / А.В. Беляев, Л.В. Булыкина // Детский тренер (журнал в журнале) – М. ФИС, 2005. — №4. – С.14.

5. Беляев, А.В. Тренировочный эффект игровых упражнений волейболистов / А.В. Беляев. – М., 1986.- 245с.

6. Беляев, А.В. Обучение технике игры в волейбол и ее совершенствование: методическое пособие / А.В. Беляев. – М., 1995. – 287с.

7. Вандевеге, Б. Две тренировочные недели профессионального пляжного волейбола / Б. Вандевеге. – (http://lib.sportedu.ru).

8. Вертель, А.В. Скоростно-силовые способности спортсменов-волейболистов и методика их развития на начальном этапе обучения / А.В. Вертель // Детский тренер (журнал в журнале) – М. ФИС, 2006. — №1. – С. 14.

9. Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической культуры /Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 368 с.

10. Горчанюк, Ю. Теоретическое обоснование и проверка эффективности моделей перемещений и прыжков спортсменов в пляжном волейболе / Ю. Горчанюк // Физическое воспитание студентов творческих специальностей: Сб. научн.тр. — Харьков: ХГАДИ (ХХПИ), 2003. — №6. — С. 72-87.

11. Горчанюк, Ю.А. Методические особенности технической подготовки спортсменов в пляжном волейболе / Ю.А. Горчанюк. – (http://lib.sportedu.ru).

12. Железняк, Ю.Д. Волейбол: Учебник для ин-тов физ. культуры / Ю.Д. Железняк, А.В. Ивойлов. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 239 с.

13. Железняк, Ю.Д. Юный волейболист / Ю.Д. Железняк. — М.: Физкультура и спорт, 1988. — 192 с.

14. Железняк, Ю.Д., Спортивные игры. Техника, тактика, обучение / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов. – М.: Академия, 2001.

15. Ивойлов, А.В. Волейбол / А.В. Ивойлов. — Минск: Вышэйшая школа, 1985. — 261 с.

16. Клещев, Ю.Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям. Учебное пособие ,Ю.Н.Клещев — М.; Спорт. Академия. Пресс 2002. — 192 с.

17. Клещев, Ю.Н. Юный волейболист / Ю.Н. Клещев, А.Г. Фурманов. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 231 с.

18. Костюков, В.В. Пляжный волейбол: методическое пособие / В.В. Костюков, Ю.Б. Чесноков, А.В. Тимохин. – М., 1997. – 96 с.

19. Костюков, В.В. Современные тенденции развития мирового пляжного волейбола / В.В. Костюков // Тезисы докладов международного конгресса «Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы». – Москва, 1998. — т. 1. –С. 265-266.

20. Костюков, В.В. Развитие пляжного волейбола в России: проблемы, перспективы / В.В. Костюков. – (http://lib.sportedu.ru).

21. Костюков, В.В. Развитие пляжного волейбола в России: проблемы, перспективы / В.В. Костюков. – (http://lib.sportedu.ru).

22. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания, теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев . — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.

23. Мармор, В.К. Специальные упражнения волейболиста / В.К. Мармор. – Кишинев: «Карта Молдовеняскэ», 1975. – 46 с.

24. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать /Н.Г.Озолин. — М.;ООО «Издательство Астрель» (профессия — тренер), 2003. — 863 с.

25. Оинума, С. Уроки волейбола. Пер. с японского / С. Оинума. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 112 с.

26. Рудковская, Э.В. Динамика нагрузок в макроцикле подготовки юных спортсменок, специализирующихся в пляжном волейболе / Э.В. Рудковская //Вестник спор­тивной науки. — № 3 – 2007. – С. 3-7.

27. Рудковская Э.В. Оптимизация процесса прыжковой подготовки пляж­ных волейболисток 14-15 лет средствами изменяющейся опоры / Э.В. Рудковская //Методическое письмо. – М.: ВНИИФК, 2007. – 24 с.

28. Современная система спортивной подготовки /под ред. В.Л.Сыча, Ф.Л.Суслова, Б.Н.Шустина. – М.: Физкультура и спорт, 1995 – 320с..

29. Фомин, Е.В. Специальная физическая подготовка юных волейболистов. Методическая разработка. – М., 1993. – 213с.

30. Хапко, В.Е. Совершенствование мастерства волейболистов / В.Е. Хапко, В.Н. Маслов . — Киев: Здоров’я, 1990. — 125 с.

31. Хемберг, С.Пляжный волейбол. Руководство / С. Хемберг, А. Папагеоргиу. – Терра-Спорт, 2004. – 328 с.

Источник

Читайте также:  Йога для западных людей
Оцените статью