Специальные упражнения с мячом
Технические приемы игры в гандбол ты лучше и прочнее решишь, если будешь применять рекомендуемые упражнения с мячом. Выполняя их, нужно придерживаться следующих правил:
1) хорошо запомни правильные движения (ведение, передачи и броски мяча);
2) каждое упражнение делай по нескольку раз;
3) во время упражнений контролируй себя, анализируй свои промахи.
Тренироваться самостоятельно ты должен творчески. Постоянно думай, как конкретное упражнение можно применить на командной тренировке, в игре.
Лучший футболист мирового футбола всех времен бразилец Пеле говорил: «Я думаю, что для тренеров должно стать правилом: чем лучше его игроки, тем меньше их надо учить. За всю свою карьеру, думаю, что я в долгу одному тренеру — первому. С того времени я сам тренировал себя — без перерывов, постоянно играя. И считаю, что этот метод не такой уж плохой. »
Уверен, что эти слова тебя вдохновят. Так что быстрее бери мяч и бегом на площадку. Сначала делай упражнения для ведения мяча.
1. Ведение мяча между стойками (рис. 64). Обходя стойку справа, веди мяч левой рукой, а слева — правой. Это важно, так как в данном случае стойка является условным противником, а ты прикрываешь от него мяч.
2. Ведение мяча между стойками-«воротами». Стойки должны быть расставлены, как показано на рисунке 65. Выполнить это упражнение сложнее, чем предыдущее. Здесь необходима большая точность движений. Попробуй сначала проходить между стойками медленно, а потом быстрее.
3. Ведение мяча по начерченным кругам (рис. 66). Ведя мяч, старайся точнее попадать в круги и обязательно смотри не на мяч, а на площадку.
Старайся и сам придумывать различные упражнения для ведения мяча. Чтобы определить, насколько ты овладел техникой ведения мяча, сделай следующее. Пробеги с максимальной быстротой определенную дистанцию без мяча (по прямой или между стойками), а затем то же самое сделай с ведением мяча. В обоих случаях фиксируй время прохождения дистанции. Чем меньше будет разница между этими показателями, тем выше твой уровень технической подготовки.
Теперь несколько упражнений на ловлю и передачу мяча.
1. Броски мяча о стену и ловля его. Есть много вариантов для выполнения этого упражнения: можно менять расстояние до стены, силу броска мяча, делать повороты после передачи мяча перед его ловлей и т. д.
2. Броски мяча в специальную стену с неровной поверхностью (рис. 67). Это упражнение хорошо помогает отрабатывать прием ловли мяча, так как предугадать направление его отскока очень трудно. Такую специальную стенку несложно сделать самому. Сначала подготовь деревянный щит приблизительно размером 2X3 м, потом прибей к нему много деревянных квадратиков или пирамид, размеры которых могут быть произвольными (например, 15Х 15 см). Это упражнение можно еще усложнить: бросать мяч сначала на поверхность площадки, после чего он отскакивает к стенке и ты его ловишь. Или действовать парам и, т. е. один игрок бросает мяч в стену, а другой ловит.
3. Упражнения для двух игроков при отработке навыка передачи и ловли мяча, например передача мяча в движении. При этом можно менять расстояние между игроками, способ передачи мяча (одной рукой сверху, снизу, из-за головы, из-за спины и т. д.), скорость передвижения или последовательно то приближаться к партнеру, то удаляться от него. Главное внимание обращай на точность передач, ведь от нее во многом зависит возможность забить в игре мяч в ворота соперника.
4. Упражнение на передачу и ловлю мяча для троих игроков.
Самое простое из них — передача мяча по треугольнику стоя на месте или меняясь после передачи местами. Выполняя данное упражнение, игроки двигаются в противоположную направлению полета мяча сторону. Здесь необходима быстрота и мышления и ориентировки.
Другой вариант упражнения для трех игроков. Нужно передавать мяч стоя на месте, а затем делать кувырок вперед и вставать. Это будет дополнительная нагрузка на вестибулярный аппарат. Тройка игроков может также передавать мяч друг другу, двигаясь по восьмерке.
5. Упражнения для четырех игроков. Это передача и. ловля мяча либо стоя на месте, либо с обязательным движением игроков в определенном направлении после броска. Направление движения игроков может быть различным: по ходу броска мяча, против него, меняясь местами парами.
Выполняй эти упражнения сначала медленно, затем постепенно увеличивай быстроту передач. Главным ориентиром для увеличения скорости выполнения этих упражнений является точность ловли и передач мяча. Как только точность снижается, уменьшай скорость движений или упрощай упражнение.
На качество технических приемов ловли и передач мяча также хорошо влияет применение различных подвижных игр. Опишу несколько таких игр.
1. «Борьба за мяч». Эта игра напоминает гандбол, но в ней нет бросков по воротам. Мяч вводится в игру с центра, после чего овладевшая мячом команда старается, умело маневрируя и не отдавая мяч соперникам, сделать между своими игроками 10 передач подряд.
Если цель достигнута, игра останавливается (победившей команде начисляется 1 очко) и мяч снова вводится в игру броском в центре. Продолжительность игры 10—15 мин. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков. Усложнить игру можно, увеличив число передач до 15.
В игре «Борьба за мяч» нужно придерживаться следующих правил: 1) если мяч перехвачен соперником, то набранное количество передач анализируется и им ведется новый счет; 2) если мяч выбит за боковую линию соперником или если последний сыграл грубо, мяч вводится из за боковой линии с продолжением счета передач; 3) при нарушении правил — двойное ведение, пробежка и т. д.— команда теряет мяч и набранное число передач.
2. «Не давай мяч водящему». Все играющие встают по кругу, в середине которого находятся два-три водящих. Задача последних — коснуться рукой мяча, который играющие перебрасывают друг другу. Если водящий осалил мяч, на его место идет тот, кто не сумел точно передать мяч товарищу по кругу. Игру можно усложнить: ввести правило трех секунд, в течение которых игрок должен перебросить мяч партнеру или делать передачи на ходу, передвигаясь по кругу. Это усложняет действия играющих, но несколько облегчает задачу водящих.
3. «В вертикальную мишень» (рис. 68). На стене в 10 шагах от линии чертится круг с разметкой. В игре участвуют две команды, цель которых — набрать наибольшее количество очков.
4. «Бросай сопернику» (рис. 69). Игроки выстраиваются на противоположных концах площадки. У каждого в руках по мячу. После свистка тренера каждая команда стремится перебросить мяч на противоположную сторону. Игра длится 1—2 мин. Побеждают те, на чьей стороне площадки после свистка об окончании игры окажется наименьшее количество мячей.
5. «Сбей кегли». Игроки команд стоят за лицевыми линиями площадки. У каждого в руках мяч. В центре площадки расставлены кегли. После сигнала тренера игроки одной команды стараются попасть в них. Потом броски выполняют игроки другой команды. За каждую сбитую кеглю команда получает очко. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.
Теперь познакомься с некоторыми упражнениями на отработку бросков по воротам. Броски мяча по воротам считаются основными техническими приемами игры в гандбол, поэтому здесь особенно необходимы регулярные тренировки.
1. Бросок мяча по воротам в опорном положении. Это самый простой способ броска мяча. Ты должен бросать мяч после трех шагов. Старайся попадать в нижние или верхние углы ворот.
2. То же, но после ведения мяча между стойками (рис. 70). Количество стоек может быть различным.
3. Броски мяча в специальный щит с цифрами (рис. 71).
4. 10 бросков мяча по воротам (рис. 72). Ты сможешь сделать это упражнение, если у тебя есть много мячей. Старайся, чтобы броски были точными и их скорость была высокой. При этом не только совершенствуется техника, но и развивается сила.
В начальной стадии обучения броскам лучше бросать по пустым воротам, но дальше это упражнение нужно усложнять, т. е. играть с вратарем. Причем вратарь может либо стоять на линии ворот, либо выйти вперед на 2—3 м. Бросать можно также с различных позиций: с центра, с краев, с близкого и дальнего расстояний.
Дальнейшее усложнение этого упражнения — ввод защитника. Здесь также есть несколько вариантов: можно бросать мяч по воротам через защитника, в опорном положении, в прыжке, с обводкой защитника и т. д. Причем защитник может стоять с поднятыми вверх руками или активно защищаться. Словом, для фантазии при выполнении упражнений у тебя есть большие, практически неисчерпаемые возможности.
Источник
Начальное обучение игре в гандбол
материал
Основы начального отбора
Эффективность начального обучения технике гандбола
— Обеспечение детальной наглядности выполнения приемов3
— Методика применения учебно-методического мультфильма для изучения техники выполнения передачи мяча
— Результаты тестирования юных гандболистов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nachalnoe_obuchenie_gandbolu.docx | 368.87 КБ |
Предварительный просмотр:
НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ В ГАНДБОЛ
1. Основы начального отбора
Официально набор ребят в гандбольные школы ведется в сентябре-октябре каждого года. Но в России с гандбольными школами сложилась такая ситуация, что сейчас берут практически всех ребятишек независимо от физических данных. Так что если вы привели ребенка к гандбольному тренеру зимой или весной, то он, несмотря ни на что, с радостью включит малыша в группу.
Самый ходовой возраст для начала гандбольной карьеры – восемь-девять лет. Можно приводить детей и постарше, из школы их никто не выгонит. Но требования будут уже несколько строже. Ведь уже в 10–12 лет определяется амплуа спортсмена. Как правило, окончательно и бесповоротно.
В первую очередь следует оценивать координацию движений ребенка. Это как раз то качество, на которое делается упор в группе начальной подготовки. Потом оцениваются физические данные. В современном гандболе очень важен рост. Например, в нашей гандбольной сборной, которая выступает сейчас на чемпионатах мира, почти все как на подбор – эдакие гренадеры: ниже 190 сантиметров в команде только 5 человек. Рост важен в первую очередь для того, чтобы иметь возможность бросать свысока и издалека. Но и невысоким мальчишкам и девчонкам в гандболе найдется место – на флангах, где недостаток роста и мощи вполне можно компенсировать мобильностью и прыгучестью.
Ну а главный гандбольный дефицит – левши. Берут их практически с закрытыми глазами, и носиться будут с ними как с писаной торбой.
В одну группу набирают обычно 15–20 ребятишек. Формируются группы по возрастам, мальчики и девочки тренируются отдельно. Заниматься в группе начальной подготовки ребенок будет 3 раза в неделю по полтора часа в день. Этап начальной подготовки продлится год или два. Обычно после этого периода очень многие ребята просто прекращают занятия или отсеиваются. И в учебно-тренировочную группу переходят уже только самые одаренные. Здесь уже придется заниматься по специальной программе.
Отдавая ребенка в спортивную гандбольную школу, родители должны понимать, что гандбол – травмоопасный вид спорта. В той же сборной России на чемпионате мира сложилась довольно непростая ситуация – по ходу турнира травмировались сразу двое игроков основного состава. Но дети после травм восстанавливаются довольно быстро. Когда же спортсмен станет старше, травмы будут досаждать чаще. Особенно часты в гандболе выбитые пальцы, растяжения и разрывы связок, сотрясения мозга.
Гандбол развивает сердечную систему, улучшает координацию движений. А объем легких у гандболистов почти такой же, как у пловцов!
Мячи. Дети играют резиновыми, подростки – уже кожаными, взрослого размера.
Кроссовки. Они в гандболе особенные: слегка жесткие, плотно облегающие ногу, с достаточно твердой невысокой подошвой, которая больше походит на одну большую мозоль.
«Липучка». Это ласковое название мази со своеобразным составом, которая позволяет лучше держать гандбольный мяч. С ней мяч не выскользнет из рук, а бросок получится сильнее. Правда, пользуются ею только совсем взрослые ребята, без пяти минут профессионалы (иначе детям не поставишь правильную технику броска).
Школьной программой по физической культуре предусмотрено ознакомление учащихся со спортивными играми, такими, как баскетбол, волейбол, мини-футбол, гандбол. Но если первые из трех названных игр в той или иной степени культивируют в школьных спортивных залах, то гандбол или, как его еще называют, «ручной мяч» незаслуженно, на мой взгляд, обделен и вниманием, и временем. Занимаясь с учащимися практическим овладением техникой и тактикой гандбола, а также изучением правил игры, можно не только добиться высоких спортивных показателей, но и приобрести необходимые знания, умения и навыки, используемые и во многих других спортивных дисциплинах.
Гандбол – универсальная спортивная игра, которая имеет общие корни с футболом и баскетболом, а по атлетизму мало в чем уступает регби. Основные технические приемы гандболистов – это бег, ускорения, перемещения, отрывы, опорные броски в прыжке по воротам, передача и ловля мяча самыми различными способами, борьба за мяч и позицию и т. д., а также игра гандбольного вратаря. Все они тесно связаны с такими видами спорта, как легкая атлетика, гимнастика, борьба и акробатика.
1.1. Начальная стадия обучения
Прежде чем начинать обучение гандболу в школьном зале, следует подготовить зал и приобрести необходимый спортивный инвентарь.
Стандартной площадкой для гандбола является поле размером 40×20 м, но проводить занятия и обучать игре можно и в зале 24×12 м. Можно также использовать имеющуюся разметку для игры в баскетбол или в волейбол и, проведя несколько линий другого цвета, получим площадку для игры в гандбол (рис. 1).
Рис. 1. Схема спортивного зала
Начинаем с построения гандбольных ворот. Они могут быть из металлических труб, прикрепленных к стене и по бокам и оснащенных сетками. Можно использовать деревянный брус, закрепив его непосредственно шурупами к стене и покрасив штанги черно-белыми полосами.
Стандартный размер гандбольных ворот – 3×2 м. Но так как залы в школе, как правило, имеют размер 24×12 м, то ворота следует изготовить меньших размеров, например, 2×1,5 м; 2,5×1,8 м и т.д.
После того как ворота изготовлены и закреплены, можно приступать к разметке площадки. Используя линию штрафных бросков в баскетболе (на рис. линия № 1), закрепив в точке опоры штанги (№ 4) шпагат, провести мелом линию (№ 3) соответствующего радиуса – R. Затем, покрасив линию (№ 3) в красный цвет, мы получим вратарскую зону, а линия штрафного броска в баскетболе будет служить также линией пробития семиметровых гандбольных пенальти.
Линию (№ 2) трехочковых бросков в баскетболе (как правило, белого цвета, сплошную или пунктирную) следует использовать как зону свободных штрафных бросков в гандболе.
Боковые линии (№ 5) при игре в гандбол можно не учитывать. Ушедшим в аут можно считать мяч, коснувшийся боковой стенки, что позволит увеличить поле игры.
Приобретя гандбольные, а также резиновые мячи меньшего диаметра для тренировки пяти- и шестиклассников, можно приступать к занятиям гандболом как на уроках, так и в школьной спортивной секции.
Уже на первоначальном тренировочном этапе можно параллельно проводить физическую, техническую и индивидуальную подготовку игроков. Основными, базовыми будут являться упражнения по общефизической подготовке, а также игровые варианты гандбола по упрощенным правилам. Комплексные упражнения лучше строить на основе соединения нескольких заданий или технических приемов в единую систему действий и в качестве задачи выносить на простейшую двустороннюю игру. В зависимости от возраста и подготовленности игроков следует определять и численность команды: например, 5 полевых игроков + вратарь; 4 + 1 или 3 + 1.
1.2. Основы техники
Техника игры – это не просто набор технических приемов, характерных для конкретной спортивной игры. Это еще и разные способы их выполнения. В свою очередь, техника выполнения приема – это система элементов движения, позволяющая наиболее рационально решать конкретную двигательную задачу.
По характеру игровой деятельности технику в гандболе делят на два больших раздела: техника полевого игрока и техника вратаря.
Когда я начинаю обучение гандболу, то стараюсь, чтобы каждый занимающийся «примерил» на себя роль и нападающего, и защитника, и вратаря. Дети любят играть, а игры по принципу «забей – поймай», на мой взгляд, нравятся почти всем. И хотя большинство стремится играть в нападении и забивать мячи, важнее другое: дать почувствовать детям особенности конкретной игры в каждой точке площадки. Так как гандбол – спортивная темповая игра, в которой и в атаку идет, и при потере мяча обороняется вся команда, то можно выделить подразделы: технику нападения и технику защиты. Знакомить детей с техническими элементами игры на уроках, и на внеурочных занятиях интереснее по самым разным методикам. От выбора учителя, например, зависит, что учащиеся будут осваивать на занятии: элементы техники нападения или защиты? А возможно, Вы предпочтете построить урок таким образом, что одна половина класса будет отрабатывать защитные действия, а другая – атакующие.
При выполнении тех и других можно выделить группы упражнений по перемещению игроков, которые, за редким исключением, характерны как для защиты, так и для нападения. Кроме того, технике владения мячом в гандболе противостоит техника противодействия владению мячом.
Технические приемы, используемые гандболистом в процессе игры в нападении, показаны на схеме (рис. 2).
Рис. 2. Технические приемы, используемые гандболистом в процессе игры
Участие в игре обязывает игрока быть в постоянной готовности к перемещению, к принятию мяча, передаче его партнеру или взятию ворот. Эта готовность отражается в позе игрока, которую называют стойкой.
Главными задачами игры в защите являются: оборона своих ворот дозволенными средствами, разрушение организованного нападения противника и овладение мячом. Для решения этих задач защитнику необходимо уметь быстро передвигаться по площадке, неожиданно менять темп и направление, обладать позиционным чутьем для срыва атаки соперника. Все эти приемы приведены на рис. 3.
Пользуясь классификацией технических приемов, тренер сможет самостоятельно разработать специальные подготовительные и тренировочные упражнения, определить дозировку нагрузок и те технические приемы, к работе над которыми требуется подойти с большим вниманием.
Учитель, выбравший гандбол для уроков физкультуры, в отличие от тренера, задачей которого является обучение только конкретной игре, преследует иную цель. С точки зрения профессионального освоения игры она минимальна: познакомить, показать, научить в той степени, чтобы дети могли играть самостоятельно. Но с точки зрения преподавателя физкультуры со специализацией «гандбол», у меня появляются новые возможности для программной подготовки учащихся в рамках предмета «физкультура». К примеру, освоение элементов двигательной активности с предметом и без предмета. На основании приведенных выше схем можно придумать не один десяток упражнений, позволяющих проводить это обучение нестандартно и интересно.
На технику защиты и нападения делится и техника игры вратаря.
Выполнение основных технических приемов вратарь может осваивать в общей группе полевых игроков, но специальные упражнения необходимо отрабатывать индивидуально или с группой из трех-четырех вратарей, так как вратарская техника намного сложнее техники полевого игрока.
Но даже более сложную вратарскую технику можно использовать на уроках, например, при изучении программы по гимнастике. В данном случае я имею в виду, что в индивидуальной подготовке вратарей обязательны упражнения на растяжку, гибкость, координацию, что характерно и для гимнастики.
1.3. Тактика игры
Освоив технические приемы, не менее важно уметь их применять с максимальной пользой, а это уже – дело тактики. Не случайно признаком высокого тренерского мастерства считается умение перестраивать игру команды по ходу, в зависимости от сложившейся ситуации.
Тактика игры находится в постоянном развитии. Это зависит от изменения правил игры, совершенствования физических способностей игроков, появления новых приемов в технике. Современная тактика как в нападении, так и в защите строится, во-первых, на высоком индивидуальном мастерстве, во-вторых, на согласованных действиях между собой отдельных игроков и, в третьих, – команды в целом. Если основной принцип выполнения технических элементов заключается в том, что и как делать, то с тактической стороны важно, как и когда. Это касается тактики игры не только полевых игроков, но и вратаря.
Если же вновь исходить из того, что мы включаем обучение гандболу в вариативную часть учебной программы, то понятно: на это у нас будет минимальное число уроков. Знакомить ребят с тактикой придется по ходу игровых моментов, выбирая из множества тактических вариантов всего несколько, чтобы учащиеся лучше их освоили.
Как показывает моя практика работы в школе, гандбол для детей не менее интересен, чем другие игровые виды спорта. А когда, например, на зачетном уроке по легкой атлетике кто-то из ребят показывает по прыжкам в длину результат, которого до этого никогда не добивался, то он вопросительно смотрит на меня: как такое может быть, ведь он в прыжках специально не тренировался?
Но в том-то и ценность спортивных игр, что они позволяют нашим детям не просто научиться новому, но и всесторонне развить свои физические качества. А если еще при этом игра будет доставлять удовольствие, наполнять детей положительными эмоциями, снимать напряжение в ходе учебы, можно считать что свою основную задачу на уроке Вы как учитель выполнили.
2. Эффективность начального обучения технике гандбола на основе применения современных информационных технологий
Наиболее подробно эффективность начального обучения изучила Козина Ж.Л. (Харьковский государственный педагогический университет им. Г.С. Сковороды). Она поставила проблему анализа последних исследований и публикаций. Современный гандбол требует высокого уровня владения всеми техническими приемами [2,3,5], поэтому учебно-тренировочный процесс на всех этапах подготовки должен базироваться на возможности детального анализа индивидуальной техники спортсменов [3,5]. Для этого уже недостаточно просто визуального анализа техники каждого игрока в связи с тем, что высокая скорость выполнения технических приемов гандболиста часто не позволяет достаточно точно уловить отдельные ньюансы их индивидуального выполнения. Современный гандбол требует более широкого применения информационных технологий на всех этапах подготовки, особенно — при обучении технике, что и определило цель исследования.
На основании полученных ранее данных была разработана методика начального обучения технике основных приемов в гандболе с применением современных информационных технологий и проведенный педагогический эксперимент, в котором приняли участие игроки команды ДЮСШ №3 (возраст 11-12 лет), из них 11 спортсменов составили экспериментальную группу и 12 спортсменов контрольную. Эксперимент проводился с сентября 2002 года по май 2003 года.
Для тренировки юных спортсменов экспериментальной группы была разработана методика технической подготовки с акцентом на развитие скоростно-силовых качеств. Основные особенности данной методики заключались в следующем. Наряду с обучением техническим приемам делался акцент на развитие скоростно-соловых способностей. Для этого применялись:
— специальные упражнения для развития силы и взрывной силы;
— упражнения для развития быстроты;
— при обучении технике выполнения передач и бросков делался акцент как на точности выполнения данных приемов, так и на скоростно-силовом аспекте их выполнения, в то время как традиционная методика предусматривает обучение данным приемам без акцента на скоростно-силовом аспекте.
В качестве усиления обучающего эффекта применяли наглядные пособия, аналогичные представленным на рис. 1. Кроме того, на уроках информатики, геометрии, биологии ученики просматривали учебный мультфильм, в котором проводилась аналогия в правиле сложения векторов между законами биомеханического сложения сил при выполнении передачи мяча, законами взаимодействия сил у муравьев при перетаскивании ноши и законами сложении сил при любом коллективном однонаправленном действии на примере сказки «Репка» (рис.2).
Контрольная группа тренировалась по общепринятой методике освоения технических приемов без акцента на скоростно-силовом аспекте и без применения современных компьютерных технологий.
Эксперимент длился 1 год. В начале и в конце педагогического эксперимента проводилось педагогическое тестирование.
Рассмотрим каждый компонент данной методики отдельно.
2.1. Обеспечение детальной наглядности выполнения приемов
Объяснение техники броска и показ сделанных самостоятельно с помощью видеосъемки и компьютерной обработки материалов наглядных пособий (рис.1), а также — видеокассет с записью техники выполнения бросков гандболистами-профессионалами (производство Калифорнийского Университета). Просмотр видеокассеты производился 2 раза в месяц. Наглядные пособия (рис. 1) выдавались каждому ученику для детального изучения дома на неограниченный срок. При подготовке наглядного пособия приглашались спортсмены высших разрядов (не ниже первого), отбирались наиболее удачные материалы. На рисунке 1 показано выполнение броска спортсменом — студентом ХДПУ (кмс).
Рис. 1. Наглядное пособие для изучения техники броска с места
2.2. Методика применения учебно-методического мультфильма для изучения техники выполнения передачи мяча
На уроках информатики, геометрии, биологии ученики просматривали учебный мультфильм, в котором проводилась аналогия в правиле сложения векторов между законами биомеханического сложения сил при выполнении передачи мяча, законами взаимодействия сил у муравьев при перетаскивании ноши и законами сложении сил при любом коллективном однонаправленном действии на примере сказки «Репка».
При этом ученикам детально объяснялось правило сложения сил по векторам (6-7 классы общеобразовательной школы). После чего приводились примеры сложения сил по векторам. Среди данных примеров была демонстрация правильной техники передачи мяча в гандболе, при которой должны работать все мышцы, и в первую очередь — ноги, так как это наибольшая векторная составляющая в сумме действующих сил в данном движении. Таким образом, мышцы, правильно включаясь в движение, создают силу, которая способствует точному и сильному посыланию мяча в цель (рис. 2). Эта сила является результатом сложения всех векторов сил, обеспечивающих данное движение. Поэтому при передаче мяча обязательно должны работать все мышцы. Это актуально с той точки зрения, что наиболее распространенной ошибкой у начинающих гандболистов является стойка на прямых ногах при передачах и бросках мяча. При этом теряется возможность не только скоростно-силового компонента движения, но и возможность сильной и точной передачи.
В качестве аналогии из живой природы приводился пример совместного перетаскивания муравьями ноши, когда складываются вектора сил действия всех муравьев (рис. 2). Как муравьи могут быстро перетащить ношу в нужное место только сложив свои усилия, так и мышцы могут выполнить сильное и точное действие, работая согласованно. С этой точки зрения также целесообразно сгибать ноги при передачи мяча, так как при этом в действие включаются наиболее крупные мышцы, которыми являются мышцы нижних конечностей, что обеспечивает скоростно-силовой аспект при выполнении данного приема.
В качестве аналогии приводился пример также из сказки «Репка», в которой, когда сложились вектора действия всех сил, т.е. «дедки», «бабки», «внучки» и т.д., «репка вытащилась». При передаче мяча мышцы ног — это как бы «дедка» в сказке «Репка», мышцы туловища, плеча, предплечья — это «бабка», «внучка», «Жучка» и т.д., а мышцы кисти — это «мышка». Поэтому, чтобы передача была сильной и точной (чтобы репка вытащилась), должны согласованно сработать все мышцы.
Данный материал преподносился в виде мультфильма, в котором объединялся материал геометрии, физики, биологии и физкультуры, что взаимоусиливало его понимание учениками, причем как спортсменами, так и неспортсменами.
Рис. 2. Фрагменты учебно-методического мультфильма для обоснования на основе правил сложения сил по векторам техники передачи мяча
Результаты педагогического эксперимента показали эффективность применения данной методики при начальном обучении гандболистов. Так, у спортсменов экспериментальной группы по результатам выполнения контрольных тестов достоверно (при р
2.3. Результаты тестирования юных гандболистов контрольной группы до и после проведения эксперимента
Источник