- Упражнение квадрат в футболе – Добавьте всего один нюанс в это упражнение, и его эффективность возрастет в десятки раз
- Когда нет эффективности
- Фрагментарное моделирование игровых ситуаций
- Упражнение квадрат в футболе – Маленькое дополнение, которое меняет эффективность в корне
- Упражнение. Квадрат 6*6+3 нейтральных. Контроль мяча, быстрые переходы
- «Квадрат» был любимым развлечением во дворе. Но сейчас в него почти никто не играет
- Как в него играть?
- Почти никто из нынешних школьников не знает о «квадрате»
- В других городах России еще играют?
Упражнение квадрат в футболе – Добавьте всего один нюанс в это упражнение, и его эффективность возрастет в десятки раз
Доброго времени суток Уважаемый читатель! Как можно ответить на вопрос – «Какая лучшая футбольная команда в мире?» По моему мнению, если речь идёт о команде, то и исходить нужно от качества, которое является главным показателем команды – это «взаимопонимание».
Благодаря высокому взаимопониманию партнёров, команды демонстрируют свои лучшие качества: контратаки, запутанные комбинации, розыгрыши стандартных положений. У лучшей команды, несомненно, будет и лучшее взаимопонимание на поле.
В одной из ранних работ, делился с Вами своим подходом к тренировке, предлагал исходить не от направленности, а от технических элементов и приводил доводы, что это гораздо эффективнее. Сегодня же, хочу поделиться с Вами инструментом, который будет совершенствовать взаимопонимание Вашей команды и правильно дополнять Ваши упражнения.
Максимальную эффективность от работы можно получить тогда, когда игроки тренируются именно в игровых условиях. А прогресс команды — когда для ребят не будет ситуаций на поле, с которыми они не знакомы.
Все тренеры это знают и понимают, но каким способом этого добиться? Итак, предлагаю прямо сейчас разобраться с данным вопросом и предложу, на мой взгляд, одно из верных решений. Сегодня я постараюсь продемонстрировать улучшенное упражнение — квадрат в футболе.
Когда нет эффективности
Если мотоциклист будет готовиться к соревнованиям на идеальной трассе, а на деле ему придётся выступать на земляном покрытии, он вряд ли успешно выступит. Когда хоккеисты играют в Европе, а затем перебираются за океан, им необходимо некоторое время, чтобы адаптироваться к более малым площадкам. Когда боксёр работает с грушей, создаётся впечатление, что он непобедим, но как только он выходит на ринг с более сильным соперником, всё становится на свои места.
Подобных примеров можно приводить ещё великое множество, но не вижу необходимости. Смысл в том, что на тренировках эти спортсмены готовились к одним условиям, но на деле им предстояли совершенно другие. Во время подготовки они получали одно сопротивление, а на соревнованиях совсем другое, и были не готовы к этому.
В футболе аналогично. Большинство тренеров не учитывают действительную ситуацию, в которую попадает игрок абсолютно каждую игру, и вот тут начинаются неувязки. На сегодняшний день, на просторах интернета просто неимоверное количество различных упражнений, которые рекомендуют специалисты со всех концов света.
Какие хочешь: с кучами разноцветных фишек и конусов, с манекенами и стойками, на контроль мяча, и завершения атаки. Но действительно ли они имеют много общего с настоящей игрой и эффективны?
Как для себя находят нужные из них, наши тренеры? От чего они отталкиваются? От сложности? Визуального эффекта? Что они преследуют при их выборе?
Ведь именно от этого и зависит эффективность работы, мальчик должен в первую очередь на тренировках, то есть в тепличных условиях, попадать в боевые ситуации и довольно часто. Не только он должен знать, как действовать в любой ситуации, но и его партнёры.
Вот тогда будет прогресс, тогда действия юных футболистов в официальных матчах, от игры к игре, будут всё увереннее и убедительнее.
Фрагментарное моделирование игровых ситуаций
Давайте сразу обозначим, что всё индивидуальное нужно отрабатывать в совершенно другом режиме, и по этому поводу уже делился своими мыслями. Сейчас нас интересует момент исключительно групповых действий команды, когда она владеет мячом.
Обстановки в которые попадают футболисты, имеют очень большое количество разновидностей, но упор необходимо делать на самые, по мнению тренера, частые и проблемные из них.
Например: команда каждую игру проявляет активность на правом фланге и чаще всего это происходит, когда правый защитник подключается к атаке.
Но после его приёма мяча идёт стопор атаки. Развитие происходит по принципу «как получится», никто из игроков атакующей команды, не представляет, что будет происходить через секунду. Как поведёт себя нападающий, центральный полузащитник, партнёр с мячом.
То есть, главное командное качество как «взаимопонимание», на очень слабом уровне.
Первое что необходимо, это как показано на рисунке, определить проблемную игровую зону.
При проблемах в «командном взаимопонимании», своё внимание нужно акцентировать не на технических действиях, а на тактических. Ребятам следует создавать ситуации, которые идентичны игровым.
Необходимо выявить самые частые фрагменты похожие друг на друга и смоделировать их. Если мы говорим о детях, то в данном случае рассматриваем формат 8+1 и выглядит это так:
Это и есть фрагмент игры, в прямом смысле этого слова. После каждого срыва атаки, центральный защитник делает передачу на правый фланг снова и снова, снова и снова, вплоть до сорока минут за тренировку. Не жалейте на это время, при многократном повторении, у Вас будут появляться всё новые и новые тактические ошибки.
Это упражнение даёт Вам возможность устранять их, останавливать игру и спокойно разбираться, в любом микромоменте каждого игрока. И самое главное, оно даёт возможность доносить до ребят, за счёт чего и как вскрывается любая оборона.
Своевременное освобождение зон и их заполнение, отрабатывается именно в игровых условиях, когда защитники работают на 100%. Таким образом, организация игры строится гораздо быстрее и эффективнее.
Второй момент, который не могу не затронуть — это упражнение, без которого не обходится практически ни один тренер. Оно одно из самых популярных и востребованных уже многие годы, и каким только трансформациям оно не подвергалось, и как только не называлось.
Речь идёт, о «квадратах». В квадрат на удержание мяча играют в различных вариациях, 3х3, 5х5, 8х8. Главное, что преследуют в этом золотом упражнении – это контроль мяча. Но действительно ли оно такое эффективное, как производящее о нём впечатление?
Ни в коем случае не берусь осуждать знаменитый квадрат. Единственное — предлагаю вместе порассуждать логически.
Если тренеры развивают таким способом контроль мяча, то первый нюанс, который возникает в голове, что все игроки знают, что они на тренировке. Они на подсознательном уровне, не дорожат мячом так, как они это делают в официальном матче.
Хочешь, не хочешь, но эффективности, которая преследуется в этой работе, её не будет. Такова психология человека. Это касается и традиционных квадратов и более эволюционных, которые видоизменялись с течением времени.
Суть проблемы в них одна – неполноценная осознанность игроков в потере мяча и слабый уровень мотивации, в его контроле.
Упражнение квадрат в футболе – Маленькое дополнение, которое меняет эффективность в корне
Как сказал один из лучших полузащитников 2000-ых годов а, пожалуй, и всего времени, испанец Хавьер Эрнандес Креус, он же Хави – «Футбол – это игра пространства и времени».
Чтобы понять смысл этих слов, нужно обладать взглядами и пониманием футбола, несомненно, на уровне выше любительского. Исходя из этого, чтобы понять то дополнение, которое мне хочется предложить в полной мере, на него нужно посмотреть немного глубже и под специфическим углом. Необходимо залезть в шкуру футболиста и постараться ощутить его состояние, и условия во время работы.
Дополнение заключается в том, что нужно просто привязать к квадрату, такое понятие как «время». Когда перед игроками будет поставлена совсем другая и конкретная задача, квадрат обретёт совсем другую значимость, в совершенствовании командных действий.
Как указано на рисунке, первая команда, которая владеет мячом, это команда красных, и у них в расположении пять мячей. Одним начинают игру, а четыре оставшиеся мяча ждут своей очереди. Как только произведён первый пас, тренер засекает время на секундомере. Этим самым он привязывает их ко времени. Задача красных — удерживать у себя мяч, как можно дольше. При потере первого мяча, если он был выбит за пределы квадрата, тренер как можно быстрее вводит второй мяч и продолжается контроль красных.
Если же синим, удалось отобрать мяч и сохранить его в квадрате, то тот игрок синих, который произвёл отбор, имеет всего два варианта. Он либо старается попасть в наиболее удобные для него ворота, либо отдаёт передачу партнёру. На две передачи у синих нет права, они могут сделать только один пас!
Таким образом происходит вплоть до пятого мяча. В тот момент, когда синие выбивают за пределы квадрата или забивают в ворота последний мяч, тренер останавливает время на секундомере.
Каждый забитый гол синими в ворота говорит не только о том, что соперникам нужно брать следующий мяч, но и влияет на время. Каждый гол — это минус десять секунд от общего времени соперников. Например – время контроля красных с первого по пятый мяч, составило 2.40 минут. Но синие из пяти отборов, два сумели забить. Значит итоговое время красных 2.20 минут.
Затем команды меняются ролями. Какой команде удалось показать большее итоговое время, та и выигрывает.
Казалось бы, всего одно не особо значительное дополнение, но эффективность от проделанной работы, увеличивается в разы. Благодаря этому изменению, игроки чувствуют себя в психологическом состоянии, максимально приближенном к игровому.
Мотивация, с которой будут играть ребята, будет непременно выше обычной и соответственно, мячом дорожить будут команды намного бережнее и более сконцентрировано.
Вот и поделился с Вами таким инструментом, как «фрагментарное моделирование игровых ситуаций — упражнение квадрат в футболе». Таким образом, можно и нужно, совершенствовать командные взаимодействия на поле. Повторюсь, игровых ситуаций в игре, бесчисленное количество, и каким из них уделять время в большей степени, решать только Вам.
Это уже тот момент, когда за дело берётся Ваше творчество, Ваш взгляд, Ваше видение. Мне лишь хотелось донести, что юный игрок должен попадать в боевые условия не только в бою, но и в учении. Мальчику необходимо подвергаться сложным тактическим ситуациям в периоде обучения, сотни раз, тысячи раз.
И только после этого он научится находить на поле единственно верные решения, и привносить в матчи свою долю игровой красоты.
Буду рад, если был полезен сегодня, до новых встреч!
Источник
Упражнение. Квадрат 6*6+3 нейтральных. Контроль мяча, быстрые переходы
Это упражнение я решил опубликовать, когда увидел обновление в блоге моего коллеги упражнение «квадрат 7 на 3».
Я хочу рассказать Вам о подобном упражнении, которое использую во время тренировок со своей командой.
Итак, в упражнении принимают участие 15 игроков. 5 групп по 3 игрока. Две тройки организуют одну команду, которая играет внутри квадрата (на самом деле прямоугольника) — это обороняющиеся (D). Еще две располагаются по границе прямоугольника (по два человека на длинных сторонах и по одному на коротких) — атакующие (А). Пятая тройка работает внутри квадрата. Они исполняют роль нейтральных (N).
Задача очень проста, за счет нейтральных игроков удерживать мяч.
И, как я очень люблю говорить, дальнейшие правила зависят от творчества тренера. Какие задачи он ставит, что он хочет отработать.
Важный момент: если команда внутри квадрата перехватила мяч, то идет смена ролей с теми, у кого был перехвачен мяч. К примеру, если зеленые (D) перехватили передачу белых (А), то идет смена ролей БЕЗ остановки упражнения. Белые быстро переходят из атаки в оборону, заходя в квадрат на рывке. А зеленые, быстро отдав мяч на границу прямоугольника или нейтральным, заходят на место атакующих. И так идет постоянная отработка переходов из атаки в оборону и обратно.
Я люблю ограничивать атакующих: только две передачи по периметру, а третья ОБЯЗАТЕЛЬНО в квадрат нейтральным. (Активный поиск свободных зон). Когда нейтральный делает передачу на периметр, то следующий пас на третьего ОБЯЗАТЕЛЬНО идет в касание и т.д.
Повторюсь, нюансов тут можно придумать ОЧЕНЬ много. Но главное, не делать слишком много ограничений. Получится кисель.
Источник
«Квадрат» был любимым развлечением во дворе. Но сейчас в него почти никто не играет
Летом в каждом дворе моего города на асфальте появлялись нарисованные мелом квадраты. Футбол оставался игрой номер один, но в период самых долгих школьных каникул не всегда набирался народ для полноценной «двусторонки» — кто-то проводил с родителями отпуск на огороде, кого-то отправляли на лето к бабушке, кто-то уходил на пруд купаться.
«Квадрат» был главным развлечением перед игрой в футбол, пока ждали других игроков, и после футбола, когда парней начинали загонять домой. Иногда он был и вместо футбола. В 90-е в него умели играть все пацаны в моем дворе. Сейчас квадраты с асфальтов исчезли, и я не могу вспомнить, когда в последний раз видел, чтобы кто-то в него играл.
Из этого материала вы узнаете:
- Знают ли сегодняшние школьники про игру «квадрат»
- Какие игры с мячом сейчас популярны в московских дворах
- Где в России проходят чемпионаты по «квадрату»
- Почему «квадрат» исчезает
Как в него играть?
На странице Википедии, посвященной игре, описаны правила, которые «чаще всего используют в регионах Евразии». Также в статье выделяют Курчатовский, Новосибирский, Харьковский и Одинцовский квадраты. В действительности правила могли быть разными даже в соседних дворах. Ты мог отойти от родной площадки на два дома и вообще не понять, что у них там происходит. Поэтому мой опыт игры может отличаться от вашего.
Поле выглядело в каждом дворе примерно одинаково. Да, они всегда были разного размера, с кругом по центру и без (что особой роли не играло). Но, глядя на разметку, ни с какой другой игрой «квадрат» ты не спутаешь.
Размер поля определялся на глаз. Грань нашего квадрата, который потом делили на четыре равные части (они редко получались действительно равными), составлял примерно 6-7 больших шагов. Рисовали обычно мелом. Когда его поблизости не оказывалось, то чертили куском кирпича. Бывало, что кто-то из «старшаков», у которых дома был ремонт, приносил краску, и мы делали разметку более водоустойчивой. Вообще новые квадраты мы рисовали нечасто, скорее, освежали линии ранее начерченных.
Каждый из четырех полученных квадратов имел свое название. В моем дворе была такая иерархия: говно-солдат-принц-король.
В комментариях под статьями об игре можно встретить десятки вариантов названий квадратов. Но в большинстве из них нижний в этой цепочке квадрат назывался «говном». В редких случаях — «параша» или «бомж». Комбинации у людей из разных городов, регионов и стран получились следующие:
Играющий на худшем квадрате обычно не был чем-то ущемлен, но в некоторых дворах именно ему приходилось бегать за далеко улетевшими мячами. В нашем дворе этим занимался тот, кто заработал штрафное очко.
Существует что-то вроде классических правил «квадрата», хотя стандартов нет. Игра начинается с подачи — игрок руками бросает мяч в центр круга, чтобы тот отскочил в квадрат по диагонали. Обычно первым подавал «говно» в квадрат «короля». В большинстве вариантов «квадрата» мяч должен отскочить от центрального круга на уровень выше колена соперника.
Принимающий подачу может позволить мячу удариться об его квадрат, но только один раз, и переправить его любой (кроме рук) частью тела на квадрат другого соперника. Разрешается набивать мяч (где-то играют в одно касание и без чеканки), но не давать ему опуститься на свое поле, иначе заработаешь штрафное очко. Штрафные очки начисляются:
• Если мяч два раза ударился о твой квадрат, не побывав между первым и вторым разом на квадрате соперника
• Если мяч от твоего квадрата улетел в аут
• Если мяч после твоего удара не попал в квадрат соперника и улетел в аут
• Если ты сыграл рукой
• Если при подаче мяч отскочил от центрального круга и улетел в аут
В нашем дворе играли вообще по-другому. Мячу можно было скакать по твоему квадрату сколько угодно раз. Поэтому вся игра в основном шла низом, и мяч чаще катился, а не скакал. Главное, чтобы он не улетел от тебя или после касания твоего квадрата в аут. На Lurkmore такой вариант назвали «нубским».
Если мяч попадал в линию между двумя квадратами, то играющие на них пацаны разыгрывали, кому достанется штрафное очко. Мяч подавался не в круг, а в центр той самой линии. Когда разыгрывали спорное очко, другие двое не участвовали — их территория считалась аутом.
Не общие с соперником линии твоего квадрата тоже считались частью площадки. Конфликт часто возникал, когда игроки не могли определить, чиркнул мяч по черте или улетел в аут. Системы hawk-eye в наших дворах не было. Спорные моменты разрешались большинством голосов.
Система начисления очков
Проигрывал тот, кто набирал 5/7/10/12/20 штрафных очков. Они начислялись у всех по-разному. Например, так:
• Забил сопернику ногой — 1 очко
• Коленом — 2 очка
• Головой — 3 очка
• Набил мяч N раз и отправил его на квадрат соперника, после чего мяч улетел в аут — соперник получает N штрафных очков
• Набил мяч N раз, и он не коснулся квадрата соперника, сразу улетев в аут, — ты получаешь N штрафных очков.
Мы играли до 20 очков. Так как мяч у нас мог сколько угодно касаться площадки, то и удары были различные:
• стоя на одной ноге, которой и ударяешь — 5 очков
• «чирик» (что-то вроде рабоны) — 10 очков
• двумя ногами сразу — 15 очков
• головой — 20 очков
• задницей — 100 очков (неизвестно, почему в игре до 20 очков был удар такой цены)
Наказание для проигравшего
Таких наказаний, как расстрел мячом или отжимания, обычно не было. У нас существовало три варианта развития событий:
• Когда из желающих поиграть в квадрат собралась целая очередь, то проигравший уступает место другому. Новый игрок встает на квадрат «говно». Все остальные повышаются в классе. Если выбили «короля», то на его квадрат встает «принц», на место «принца» — «солдат», на место «солдата» — «говно». Если выбили «говно», то «солдат», «принц» и «король» остаются на своих местах.
• Когда вас только четверо и желающих войти в игру нет, то проигравший встает на «говно». Все хотят «загасить короля» и опустить его до низшей ступени иерархии. Поэтому «принц» и «солдат» часто создают коалицию с игроком на квадрате «говно», который ничем не рискует, потому что в случае проигрыша останется на том же месте.
• Когда вас только четверо и вы хотите определить победителя, а не проигравшего, то идет «квадрат на вылет». Набравший 20 (как было у нас) штрафных очков покидает площадку, а его квадрат становится зоной аута. После матч проходит между тремя игроками. Затем остаются двое. Между собой они играют финал, победитель которого становится «королем квадрата».
Для тех, кто не слышал о «квадрате», может показаться, что у игры слишком много правил и нюансов, но на деле ты вникаешь в систему довольно быстро.
Почти никто из нынешних школьников не знает о «квадрате»
Чтобы узнать, насколько популярен «квадрат» сейчас, я проехал по разным районам Москвы, которые выбрал случайным образом: Жулебино, Отрадное, Чертаново, Воробьевы горы, Парк Горького. Если верить приложению «Здоровье» в телефоне, то за день я прошел по московским дворам 22,8 километров. За 33 906 шагов я не встретил ни одной компании школьников, игравших в «квадрат». В районе 11 утра многие площадки были пустыми.
Подходил к школьникам 10-12 лет, которые играли с мячом. Спрашивал, знают ли они о «квадрате» и во что обычно играют.
— «Квадрат»? Да, мы на тренировках обычно играем.
— Нет. Я не про тот «квадрат» спрашиваю, где игрок стоит в круге и пытается перехватить пас.
— А-а-а. Тот «собачка» называется, да?
— В нашем дворе так называлось.
— Да, мы чертили раньше квадраты, но очень давно.
— А сейчас почему в «квадрат» не играете?
— Не знаю. Мы в основном в футбол или в «американку» играем.
— А на что играете?
В «американку» играют на одни ворота. Еще она называется «триста», потому что обычно ведется до 300 очков. Мы играли в нее редко, потому что до ближайших нормальных ворот со штангами и перекладиной нужно было далеко уйти из двора.
Парни напомнили мне правила. Игроки по очереди бьют по воротам. Если мяч залетел сразу в сетку — 20 очков; мяч, перед тем как залететь в ворота, коснулся вратаря — 10 очков, гол от штанги — 50, от перекладины — 100. Побеждает тот, кто набрал 300 очков.
— Ни разу не слышали.
— А во что обычно играете?
— Мы в футбол ходим на поле иногда играть, а обычно здесь пинаем. Качели — это наши ворота. Еще в «убивашки» играем.
— У нас тут рядом лес, — говорит парень, который выглядит старше всех. — Они там прячутся, а я их ищу и ловлю. Типа зомби.
— Нет, не тот «квадрат», что у вас на тренировках, — объясняю парням предположительно из футбольной школы «Чертаново».
— А-а. Там поверху нужно?
— Я играл. Давно, — отвечает один из компании пацанов лет 12-14. (Остальные отрицательно мотают головой.)
— Нет, конечно. Я один раз в жизни играл.
— А сейчас чаще во что во дворе играете?
— В футбол, в «американку», в «навесы». Сейчас просто по воротам пинаем.
Другое название «навесов» — «три банана». Один игрок встает на ворота, остальные — в поле. Голы можно забивать только тогда, когда получил передачу по воздуху, а не с земли. Нарушил это правило — встаешь на ворота, пробил мимо — встаешь на ворота. Игра обычно идет до трех голов.
4. «Линия», «два касания»
— Никогда не слышали про «квадрат».
— Помимо футбола с мячом во что-то играете?
— Обычно мы просто по воротам бьем. Иногда в «линию» или в «два касания».
— В «линии» тебе нужно забить мяч в ворота, чтобы после удара он не коснулся земли. Например, сначала ты бьешь с синей линии (показывает на линию в футбольной коробке в 5-7 метрах от ворот). Если забиваешь, то переходишь на линию дальше. Не забиваешь, то остаешься на синей. Бьете по очереди. Кто первый добрался до дальней линии, тот и победил.
— Просто вдвоем бьете друг другу от ворот до ворот, не заходя на половину поля соперника.
В других городах России еще играют?
Несколько лет назад в интернете появлялись мемы, где на фотографиях играющих в «квадрат» детей писали: «Го, пацаны! Я нарисовал». В группах «Вконтакте» призывали собраться и «зарубиться». Но большого отклика они не получали. Да и особо популярных специализированных пабликов сейчас нет.
Я спросил у трех людей из разных городов, которые имеют отношение к «квадрату» или дворовому спорту: почему игра исчезает?
Жан-Пьер Папен, уличный футболист, Москва
В 2015-м уличный футболист и футбольный фристайлер Жан-Пьер Папен (Денис Попков) делал сюжет на youtube, где рассказывал правила игры «квадрат».
— Почему вы вообще снимали про эту игру? — спрашиваю у Папена.
— Совершенно случайно напомнили про «квадрат» людям, которые снимали. Они сказали, что это крутая игра и давайте делать сюжет.
— Быстро вспомнили правила?
— Я их знал. Рассказал, что помнил. Они везде были плюс-минус одинаковые.
— Скажу про собственный опыт. Ты учишься чеканить, обрабатывать мяч и делать все это в движении. Когда мяч попадает тебе в зону, то нужно сделать пару шагов, оставить его на весу… Это помогает в координации движения, владении мячом.
— Как давно видел, чтобы кто-то играл в «квадрат»?
— В последний раз это было в Сочи во время финала турнира среди девочек «Кожаный мяч» где-то три недели назад. Они причем сделали классный квадрат, современный. Выложили его из полимерных материалов. Он такой сборно-разборный получился с четкими линиями. Я тебе больше скажу. Ребята, которые в него играли, знали правила. Я к ним подходил. Мне стало интересно. В «квадрат» еще играют в России.
— Сколько лет было ребятам?
— Я прошелся по московским дворам и не встретил ни одной компании, которая бы играла в «квадрат». Больше 90 процентов парней даже не слышали о нем.
— Скорее всего, так оно и есть. У меня есть идейки, чтобы сделать мини-турнир по «квадрату».
— Почему, на твой взгляд, игра умирает?
— Ответ очевиден: компьютерные игры заполонили youtube и все остальное. Ребята в принципе сейчас не выходят во двор. Если бы в наше время было такое количество спортивных площадок, то, думаю, они были бы забиты.
Алексей Логинов, президент Ассоциации дворовых видов спорта, Липецк
— У вас на сайте перечислены различные виды спорта — от вышибал до классиков, но нет «квадрата». Почему?
— Разновидностей игр много. Охватить все невозможно. У нас же проект сугубо общественный. Это вопрос времени. Если честно, то я даже не думал об этом. Я учту, мы поставим.
— Насколько в вашем городе популярен квадрат?
— В Липецке со спортом все очень плачевно. Во дворах мало играют. Мы делали площадки с «квадратом», но молодежь эту игру не знает. К сожалению, много видов убито. Это тема долгая. Думаю, осенью с Общественной палатой России буду вести разговор, чтобы дворовый спорт административно поддерживали. Скажу прямо — современный спорт завязан на деньгах и получении прибыли. А это автоматически отметает национальные виды спорта. В частности, игру «квадрат».
— Почему в нее перестали играть?
— Есть два ключевых момента. Первый, как ни парадоксально, — методическая работа спорткомитета. Если игру показывать, то, может, кто-нибудь ее вспомнит. Мы в 2016 году наносили на обычную дорожку мультиразметку, на которой можно играть в разные виды спорта. Линии очень удачно пересекались. Тогда именно «квадрат» и «классики» вызвали наибольший ажиотаж. Даже люди стояли в очереди. Просто этим надо заниматься.
Вторая тема — изменение социальной структуры. Эти изменения вытеснили людей из дворов и нарушили связь поколений. Я эту игру увидел, когда в нее играли ребята постарше. Потом сам стал играть.
Александр Даренков, руководитель проекта «Доступный дворовый спорт», Казань
По запросу «турнир игра квадрат» поисковик выдает соревнования в Белоруссии и Украине, но также в одном российском городе — Казани.
— Я не нашел информацию о турнирах по «квадрату» в других российских городах, кроме вашего.
— Да, мы первые начали в 2012 году, — говорит Александр Даренков.
— Как и почему вообще вспомнили об игре?
— Молодежь много времени проводит в гаджетах. Мы стали анализировать, почему так происходит. Во дворе дети не найдут себе занятия. Старые игры куда-то канули. О них не помнят, даже не знают. Мы решили напомнить. Для футбола нужно большое пространство и много людей. А в «квадрат» или «три банана» места много не требуется, большую команду собирать не надо, специальная экипировка не нужна. У нас в этот раз люди вообще босиком играли — пришли с пляжного волейбола: «Можно с вами?»
— Все знали правила?
— Чтобы любое дело было успешным, нужен какой-то единый знаменатель. Мы постарались опросить максимальное количество ровесников и людей постарше. Собрали, кто и что помнит из правил. Что-то среднее зафиксировали и на странице «Вконтакте» разместили документ. Проводим по этим правилам. Если каждый будет диктовать свое, то игра не получится. Наши правила могут отличаться от того, что происходило в том или ином регионе, но примерно схожи. Многие из участников правил не помнили. Мы давали ознакомиться, и люди сразу вникали. А еще лучше — давать попробовать. Ставили в квадрат трех знающих и одного новичка. По ходу игры новичку все объясняли, а уже на следующем квадрате он начинал соревноваться. Обычно мы так делаем.
— В Казани «квадрат» популярен во дворах?
— На самом деле не все так гладко. Очень многие не слышали. Мы приезжали во дворы и красками ярко рисовали квадрат, оставляли ссылку на группу, где есть правила. Кто подходил и интересовался, говорили, что через неделю будем здесь играть — присоединяйтесь. Кто-то смотрел правила в интернете и начинал играть сам, а кто-то ждал нас неделю. Но все равно это точечная история.
Поэтому мы решили проводить турниры тогда, когда есть большое количество людей. Допустим, проходит марафон, какой-то фестиваль или день физкультурника. Люди приходили, например, поиграть в баскетбол 3×3, видели нас, подходили, спрашивали. Потихонечку стало распространяться.
Не скажу, что молодежь везде играет. Но где мы больше всего активничали, помнят, знают. В одной из школ на хоккейной площадке начертили квадрат, провели мероприятие с призами. После этого я проезжал на машине и увидел, что дети играют. Немножко поменяли правила, но играют.
— Раньше «квадрат» был одной из самых популярных дворовых игр, а сейчас совсем не так. На ваш взгляд, почему?
— Во-первых, большое влияние интернета. У нас уже в первый класс приходят со смартфонами. Если мы хотим возродить, то надо начинать с садика. В садике родители водят детей на карате, плавание, но дворовыми видами до школы никто не занимается. В школе у них уже желание не во дворе поиграть, а залезть в компьютер.
Во-вторых, слишком много всего вокруг, что заставляет немножко лениться. Секций много: тут попробовали, там не понравилось, здесь не захотели. У нас же был маленький выбор секций. Поэтому мы сами себе развлечения придумывали. На турниках висели, в «квадрат» играли. Сейчас в любом месте есть какая-то активность. Люди во дворах время не проводят.
Заключительный момент — дворовые пространства. Я задавал об этом вопрос Владимиру Путину. У нас во дворах предусматриваются горки для маленьких, лавочки для пенсионеров, все остальное место отдается под парковку. Раньше были небольшие пустыри во дворах: где-то земля, где-то асфальт. Как раз было место, чтобы в «квадрат» поиграть. Сейчас такого места для подростков нет. Все забито парковками.
— А нужно ли возрождать это? Сейчас у детей другие интересы, жизнь изменилась.
— Давайте посмотрим, к чему у них интересы. Допустим — проводить время в интернете. Я не говорю, что это плохо. Мы же понимаем, что везде нужна норма. Если ее нет, то человек может слишком глубоко туда погрузиться. Это может привести к психологическому расстройству личности. Это мое мнение как педагога.
Также нужно физическое развитие. В квадрате нужна хорошая «физуха» и координация. Можно реально пропотеть. Должна быть площадка в шаговой доступности для занятий спортом, где они могут пообщаться, познакомиться с соседями. Они сейчас живут на одной лестничной клетке и не знают друг друга. Общаются с совершенно незнакомым человеком в интернете. Поэтому обязательно надо возрождать. Это физическое, психическое и нравственное развитие.
Источник