- Тренировка баскетболистов: типовые упражнения, основные техники, особенности обучения
- Важные аспекты
- Отработка навыков ловли и передачи мяча
- Отработка техники ведения мяча
- Отработка техники ведения мяча в паре
- Отработка бросков мяча в корзину
- Бег с сопротивлением
- Упражнение на координацию
- Упражнения на гибкость
- Упражнения на ловкость
- Тренировка выносливости
- Силовая и скоростная подготовка
- Мягкое приземление
- Баскетбол. Комплекс упражнений.
- Просмотр содержимого документа «Баскетбол. Комплекс упражнений.»
Тренировка баскетболистов: типовые упражнения, основные техники, особенности обучения
Баскетбол, как и любой другой вид спорта, – это дело, где успеха можно добиться, только регулярно и качественно тренируясь. Вам нужно постоянно оттачивать имеющиеся навыки и развивать новые. Тренировки баскетболистов могут быть как индивидуальными, так и командными под руководством профессионального тренера или самостоятельными. В статье мы рассмотрим основные техники и проверенные упражнения от мастеров, которые подойдут как начинающим спортсменам, так и профессионалам.
Важные аспекты
Многие, наверное, считают, что, для того чтобы стать успешным баскетболистом, достаточно лишь иметь высокий рост и тягу заниматься этим спортом. Вовсе нет. Самое важное – качественные систематические тренировки баскетболистов.
Начинающий спортсмен обязательно должен обратить внимание на эти аспекты:
- Изучение теории. Спорт – это тоже наука. Важны и тренировки баскетболистов, и изучение правил этой игры, методов и способов оттачивания и развития навыков, схем ведения мяча, подготовка организма к игре.
- Физическое развитие. Тренировки баскетболистов – это не всегда сама игра или проработка отдельных ее приемов. Спортсмен должен быть сильным, выносливым, ловким, быстрым и «прыгучим». А для этого необходимо уделять время и занятиям в тренажерном зале, и классическим пробежкам.
- Отработка техники. Даже профессиональные игроки всю свою карьеру продолжают знакомство со всевозможными методиками игры. Они пробуют, отрабатывают различные приемы, чтобы понять, в чем хороши, а что получается не очень. Критическое отношение тут важно для будущих успехов. Слабые стороны прорабатываются с помощью специальных упражнений.
- Ознакомление с тактикой. Баскетбол – это не только физическая, но и умственная игра. У каждого спортсмена свой набор тактик. Нужно безошибочно выбрать из них ту, что наиболее удачна в данный момент. Игрок беспрерывно анализирует действия противников, ищет удачный момент для броска или перехвата мяча. Начинающие баскетболисты знакомятся с существующими тактиками, определяют, когда они полезны, в каких конкретных ситуациях применимы.
- Развитие силы воли. Если вас попросят описать спортсмена, то не на последнем месте вы назовете развитую силу воли. Он умеет ставить цели и достигать их, не расстраиваться из-за поражений, а выносить из них урок, работать над ошибками и не уставать оттачивать свои навыки, постоянно учиться новому. Поэтому баскетбол – это не только увлекательная командная игра, но и напряженная индивидуальная психологическая работа.
Помимо тренировок в зале для баскетболистов с командой под руководством тренера, спортсмен обязательно находит время для личного самосовершенствования. Это занятия дома, на улице и в тренажерном зале. Далее мы представим их примеры читателю.
Отработка навыков ловли и передачи мяча
Чтобы четко ловить и передавать мяч товарищам, спортсмен должен научиться чувствовать его и безошибочно предугадывать движение. Этому помогают следующие упражнения для тренировки баскетболиста:
- Броски мяча в стену на одинаковую высоту, но с различных расстояний. Спортсмен, соответственно, должен стараться как можно чаще поймать его.
- Бросок мяча в стену, поворот вокруг себя и попытка поймать.
- Броски мяча в стену, делая шаги попеременно то в правую, то в левую сторону.
- Спортсмен бежит вдоль стены, кидает его на некоторое расстояние впереди себя и старается поймать.
- Баскетболист приседает, бросает из такого положения мяч в стену, встает и ловит его.
- Спортсмен ложится на живот, кидает мяч в стену и пытается его поймать из этого положения. Затем переворачивается на спину и повторяет упражнение уже из этого положения.
- Баскетболист садится напротив стены и бросает мяч в пол так, чтобы он отскакивал в стену, а затем, снова ударившись об пол, возвращался в руки.
- Броски мяча в стену с нарастающим ускорением. Спортсмен старается сделать максимальное количество передач за определенное количество времени.
- Спортсмен попеременно бросает мяч в стену различными способами: из-за плеча, то правой, то левой рукой, снизу, из-под ноги, то стоя к стенке лицом, то поворачиваясь к ней спиной.
- Баскетболист поворачивается правым боком к стене и бросает мяч левой рукой через спину. Затем ловит его правой рукой и позади себя передает в левую.
- Спортсмен встает напротив стены, берет в руки два мяча. Далее отбивая об пол, бросает в стену. Нужно не только стараться таким образом поймать данный предмет, но и делать упражнение с ускорением.
Это элементы тренировки профессиональных баскетболистов. Но они отлично подойдут и для начинающих игроков – нужно внедрять эти шаги по степени овладения. После того как успешно отработаны упражнения со стеной, спортсмен приступает к их повторению в паре с другим игроком.
Отработка техники ведения мяча
Планирование спортивной тренировки баскетболистов направлено и на то, чтобы научить игрока вести мяч, даже не фокусируя на нем взгляда. Достичь этого непростого умения помогает регулярная проработка следующего комплекса упражнений:
- Игрок отбивает мяч от пола правой рукой, расставив при этом пальцы. Затем делает это левой рукой. После того как упражнение начнет получаться безошибочно, игрок делает его, шагая вперед. Следующее усложнение: чередовать правую и левую руки.
- Игрок отбивает мяч от пола стоя. Затем сидя на полу. Следующий уровень сложности – лежа. На заключительном этапе он отбивает его, не только находясь в этих положениях, но и сменяя их.
- Спортсмен отбивает мяч от пола, двигаясь вперед, сворачивая при этом то в правую, то в левую сторону, замедляя свой бег и, напротив, ускоряя его.
- Спортсмен мысленно на полу рисует определенную линию. Затем двигается по ней, отбивая от пола мяч.
- Баскетболист отбивает его от пола, двигаясь вперед и при этом резко разворачиваясь то на 90, то на 180 градусов.
- Спортсмен ведет мяч, укорачивая и удлиняя свой шаг.
Отработка техники ведения мяча в паре
Тренировка с мячом баскетболиста далее продолжается в паре:
- Два игрока встают друг напротив друга. Один из них ведет мяч, а второй старается в точности скопировать движения товарища. Затем ведомый и ведущий меняются ролями.
- Игроки стараются догнать друг друга, ведя при этом мяч.
- Один игрок выполняет ведение мяча, а второй пытается его забрать. Потом спортсмены меняются ролями.
Отработка бросков мяча в корзину
Программа тренировок для баскетболистов обязательно включает в себя упражнения на проработку умения забрасывать мяч в корзину с различных расстояний. Для новичков они являются самыми сложными.
Начинать обучение следует с повторения следующих упражнений:
- Бросание мяча в корзину с различных расстояний, держа его двумя руками.
- Броски от плеча – стоя, в движении, то правой, то левой рукой.
- Бросание мяча в корзину с различных углов, но находясь на одном расстоянии от нее.
- Ведение его с последующим броском.
- Бросок мяча с ударом об щит.
Эта тренировка для начинающих баскетболистов. Опытный спортсмен усложняет ее, ставя перед собой конкретные цели: добиться определенного числа попаданий из количества бросков (к примеру, сделано 30 бросков – в 25 случаях мяч попал в цель).
Следующий этап – это коллективные соревнования. Игроки одной команды соревнуются, кто большее количество раз попал в цель, кто первый забросил мяч в корзину с определенного расстояния и прочее.
Теперь перейдем к секретам лучших тренеров и игроков, которые помогут заметно улучшить качество ваших упражнений.
Бег с сопротивлением
Тренировка баскетболиста в тренажерном зале обязательно включена в программу общей подготовки. Ведущие тренеры вводят в нее такое упражнение, как ускорение с сопротивлением:
- Для подобных упражнений закупается специальная «упряжь». Но ее с успехом заменяет крепкое полотенце, плотно свернутое в трубочку.
- Полотенце перекидывается через пояс спортсмена.
- За концы вещи обеими руками держится или тренер, или товарищ по команде.
- В это время спортсмен поворачивается спиной к помощнику и, стараясь преодолеть его сопротивление, пытается максимально быстро пробежать 15–30 метров.
- Делается пауза 30 секунд.
- И еще пять таких ускорений с сопротивлением.
- Заканчивают упражнение забегом на ускорение, но уже без «упряжи».
Такое простое упражнение со временем поможет игроку стать самым быстрым на игровой площадке.
Упражнение на координацию
Продолжаем разбирать тренировку баскетболистов в тренажерном зале. На очереди – следующее упражнение, которое позволяет игрокам доминировать на поле. Это приседания с амортизатором над головой. Это улучшает и координацию в перемещениях, и мощность при прыжках.
Упражнение делают так:
- Игрок встает ногами на амортизатор, поставив при этом ступни чуть шире плеч. Берет в руки кольца.
- Далее выжимает амортизатор над головой, сохраняя руки при этом прямыми.
- Держит поясницу и руки прямыми, присаживаясь до параллели бедер с полом.
- Быстро возвращается в исходное положение.
- Упражнение делают по 6–10 раз в два-три подхода.
Тренеры рекомендуют включать его в разминку непосредственно перед игрой.
Упражнения на гибкость
Баскетбол во многом является игрой именно на дальность. Порой от того, как дальше игрок сможет вытянуть ту или иную конечность (не доходя при этом до травмы) зависит, насколько большую дистанцию он сможет контролировать.
Поэтому в программу тренировок в тренажерном зале для баскетболиста нужно не забывать включать так называемые шаги спайдермена. Именно это упражнение развивает мобильность ног:
- Спортсмен встает в упор лежа.
- Правой ногой делает как можно больший шаг вперед и помещает свою стопу правее кисти.
- В таком положении баскетболист задерживается на пару секунд.
- Затем сгибает руки так, чтобы касаться локтями пола. Если не получается – хотя бы грудью или кончиком носа.
- Возвращение в исходное положение.
- То же самое упражнение повторяется для левой ноги.
- Для каждой из ног делают по 8–10 повторов.
Упражнения на ловкость
Сложно представить круговую тренировку баскетболистов без упражнений на ловкость. Ведь отличный игрок не только хорошо прыгает и попадает в корзину, но и безошибочно перемещается по баскетбольной площадке, вовремя реагирует на стремительно развивающуюся ситуацию на поле. За такое умение отвечают не только его скоростные качества, но и безошибочный тайминг и правильный расчет собственных движений.
Все это тренировать поможет следующее упражнение:
- Установите пустую корзину ровно под кольцом.
- Распределите пять конусов вдоль трехочковой линии. На каждый из них положите по теннисному мячу.
- Игрок начинает упражнение у корзины.
- Он быстро подбегает к самому правому конусу, берет мячик и как можно скорее относит его в корзину.
- Повторяет то же самое с оставшимися конусами.
- Подход закончен, когда все пять мячей оказываются в корзине.
- Всего за тренировку спортсмен должен сделать 8–10 таких подходов, периодически меняя положение первого конуса, с которого начинается движение.
- Важно и не устраивать между подходами длительный отдых – только 30–45 секунд.
Тренировка выносливости
Под кольцом во время напряженной игры порой развивается нешуточная борьба. И побеждает в ней, конечно, самая выносливая команда. Но как научиться выносливости начинающему игроку? Поможет упражнение под названием «Треугольник ужаса»:
- Вам будет нужен амортизатор с рукоятками.
- Возьмите их в руки и наступите на центр амортизатора. Ваши ступни при этом должны быть на ширине таза.
- Разведите руки в стороны и удерживайте их на ширине плеч.
- В таком положении сделайте десятку приставных шагов в правую сторону, а затем – в левую.
- Повторите пять раз. Это и будет один подход.
- Всего подходов нужно 5. Отдых между ними – 1 минута.
Силовая и скоростная подготовка
В баскетболе ценятся мощные движения – выполненные во взрывной, быстрой манере. Вот почему скоростно-силовые тренировки являются самыми излюбленными у профессиональных спортсменов.
Одно из самых эффективных упражнений данной категории – рывок гантели одной рукой:
- Поставьте ноги на ширину таза.
- Возьмите гантель в правую руку и опустите впереди перед собой.
- Быстро наклонитесь, при этом опустив гантель чуть ниже уровня коленей.
- Мощно выпрямите корпус, подайте вперед таз, «выжмите» плечом со стороны рабочей ноги.
- Выбросите гантель вверх и, подсев вовремя, поймайте ее уже на прямую руку.
- Упражнение повторяют по четыре раза на каждую руку в три подхода.
Мягкое приземление
Чем выше игрок прыгает, тем жестче приземляться. Поэтому для безопасной игры важны крепкие мышцы бедра и колени. Это поможет обеспечить «эксцентричные зашагивания на платформу»:
- Встаньте на возвышение правой ногой, держа при этой левую на весу.
- Вытяните вперед руки. Медленно досчитайте до 10.
- Затем опуститесь на пол и мягко поставьте на землю левую стопу.
- Вернитесь в исходное положение. Повторяйте так упражнение 12 раз.
- Смените ногу. И снова 12 повторений уже для нее.
Тренировки баскетболистов, как вы убедились, – это комплекс из различных упражнений. Включают в себя не только игру на площадке, но и индивидуальные занятия, походы в тренажерный зал.
Источник
Баскетбол. Комплекс упражнений.
В данной разработке предлагается комплекс упражнений с мячами, направленный на развитие координационных способностей на уроках баскетбола.
Просмотр содержимого документа
«Баскетбол. Комплекс упражнений.»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Леньковская основная школа
«Комплекс упражнений с мячами направленных на развитие координационных способностей на уроках баскетбола »
учитель физической культуры
Баскетбол — спортивная игра, один из самых популярных видов спорта. Занимаясь баскетболом, обучающиеся становятся сильными, быстрыми, ловкими и смелыми, воспитывая в себе меткость, развивается координация, умение быстро ориентироваться в сложной обстановке. Занятия баскетболом на уроках физической культуры способствует разносторонней подготовке. Разнообразие движений в баскетболе (ходьба, бег, остановки, прыжки, повороты, ловли, броски и ведение мяча) способствует укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению обмена веществ и деятельность всех систем организма занимающегося. Развитие координационных способностей способствует и совершенствования мастерства в любом виде спорта, в том числе и в баскетболе. Координационные способности помогают школьнику осваивать технику движений, быстро и точно использовать двигательные навыки и умения во внезапно меняющейся игровой обстановке, рационально перестраивать свои действия. Важнейшая роль принадлежит ловкости при изучении и совершенствовании спортивной техники. Однако, учитывая специфику проявления координационных способностей в баскетболе, целесообразно подбирать такие упражнения, которые по своему содержанию и характеру приближались бы к специфике игры. Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи.
И.п. — ноги врозь, мяч в руках внизу (движение выполнять прямыми руками, смотреть на мяч):
1-2 — мяч вверх, подняться на носки, потянуться — вдох;
3-4 — и.п. — выдох. Повторить 6-8 раз.
И.п. — ноги врозь пошире, руки в стороны, мяч в правой руке:
— поворот туловища вправо, взять мяч в левую;
— поворот влево, взять мяч в правую руку;
3-4 — то же. Повторить 6-8 раз.
И.п. — ноги вместе, мяч в руках внизу (ноги в коленях не сгибать):
— шаг левой ногой назад на носок, прогнуться;
— то же правой ногой. Повторить 8-10 раз.
И. п. — сидя ноги врозь, мяч у груди на согнутых руках: наклон к носку правой (левой) ноги, выпрямляя руки; выпрямиться, мяч к груди. Повторить 10-12 раз.
И. п. — лежа на спине, мяч за головой: перекат на живот и обратно с мячом в руках (чередовать перекат в правую и левую сторону).
И. п. — лежа на животе, руки прямые на мяче на полу, голова опущена: приподняв голову и плечи, поочередно поднимать ноги. Повторить 6-8 раз.
И. п. — стоя на коленях, мяч в руках; сесть вправо с мячом в руках, выпрямиться; сесть влево, выпрямиться. Повторить 6-8 раз.
И.п. — лежа на спине, ноги согнуты в коленях, мяч между ног, руки в стороны; выполнить наклон влево — вправо, коснуться коленями пола. Повторить 10-12 раз.
И. п. — ноги врозь, мяч впереди в опущенных руках. 1. — Поднять руки вверх, прогнуться. 2. — Сгибая руки, коснуться мячом шеи.3. — Выпрямить руки вверх, присесть. 4. — И. п. Повторить 6 — 8 раз.
И. п. — ноги врозь, руки в стороны, мяч в левой руке, повернутой ладонью вниз. 1 — 2. — Выпустить мяч из руки и после отскока, поворачивая туловище налево, поймать мяч правой рукой. То же в другую сторону. Повторить 6 — 8 раз.
И. п. — лежа на животе, мяч в обеих руках вверху. 1 — 2. — Прогнуться, руки с мячом за голову. 3 — 4. — И. п. Повторить 6 — 8 раз.
И. п. — основная стойка, руки в стороны, мяч в левой руке. 1. — Поднять левую ногу вперед. 2. — Ударить мячом о пол под ногой так, чтобы мяч отскочил немного вправо. 3. — Опуская ногу, поймать мяч правой рукой. То же под другой ногой. Повторить 6 — 8 раз.
И. п. — сидя, ноги прямые, руки в стороны, мяч в левой руке. 1. — Поднять прямые ноги и, опуская руки, переложить мяч под коленями из левой руки в правую.2. — Опустить ноги, руки в стороны (мяч в правой руке). 3 — 4. — То же, перекладывая мяч из правой руки в левую. Повторить 6 — 8 раз.
И. п.- ноги шире плеч, руки вперед, мяч в левой руке. 1. — Разжать пальцы, выпустить мяч из левой руки и, быстро приседая, поймать его двумя руками у самого пола. 2. — Выпрямиться. То же правой рукой; то же, ловя мяч одной рукой. Повторить 6 — 8 раз.
И. п. — упор лежа, мяч на полу между руками. 1. — Взять мяч левой рукой и, поворачивая туловище налево, в упор лежа боком, поднять левую руку с мячом вверх. 2. — То же правой рукой. Повторить 6 — 8 раз.
И. п. — основная стойка, мяч в обеих руках внизу. 1. — Поднять вперед левую ногу, правая рука вперед, мяч на ладони левой, отведенной в сторону.
— Присесть на правой ноге, удерживая мяч на ладони. 3. — Встать, удерживая мяч на ладони. 4. — И. п. То же другой рукой. Повторить 6 — 8 раз.
И. п. — стоя, зажать мяч между ступнями. 1. — Прыгнуть, подбросив мяч ногами вверх — вперед, и поймать обеими руками. 2. — И. п. То же, поочередно ловя мяч каждой рукой. Повторить 6 — 8 раз.
И. п. — основная стойка, мяч у груди в обеих руках. 1. — Руки вверх, подняться на носки, прогнуться.2. — Руки на грудь. 3. — Наклониться вперед, руки внизу, коснуться мячом пола. 4. — И. п.Повторить 6 — 8 раз
Комплексы упражнений с баскетбольными мячами на развитие координационных способностей Комплекс №1
Стоя ноги на ширине плеч, мяч в руках на уровне пояса. Вращение мяча вокруг себя в правую и левую стороны.
Стоя ноги на ширине плеч, мяч в руках на уровне пояса. Вращайте мяч вокруг себя, а также под приподнятой ногой на месте и в движении вперёд и назад.
Стоя в шеренге. Передача мяча из рук в руки ( вправо, влево) перед грудью, за спиной.
Стоя в колонне. Передача мяча из рук в руки назад над головой, между ногами.
В парах, ученики стоят лицом друг к другу. Перекатывание мяча двумя руками и одной. То же, сидя на полу ноги врозь на расстоянии 3-4 м.
Стоя в шеренгах лицом друг к другу, ноги врозь. Первые игроки двумя руками перекатывают свои мячи партнерам, стоящим напротив. Те, наклонившись вперед, ловят мячи двумя руками и поднимают над головой. После этого наклоняются вперед и перекатывают мячи по полу первым номерам.
Мяч в правой (левой) руке. 1 — подбросить мяч вверх; 2 — поймать левой его той же рукой; 3- ударить мячом об пол; 4 — поймать мяч.
Мяч впереди в правой руке. 1 — подбросить мяч вверх — влево; 2 — поймать левой рукой; 3 — подбросить левой вверх -вправо; 4 — поймать правой рукой. То же, но в такт броскам и ловле мяча мягко сгибать и разгибать ноги.
Каждое упражнение повторить 10-12 раз.
Подвижная игра «Г онка мячей по кругу»
Играющие, образовав круг, рассчитываются на 1 -2 номера. 1 -е номера -одна команда, вторые- другая. Двух рядом стоящих игроков назначают капитанами. У каждого из них по мячу разного цвета. По сигналу учителя капитаны передают мячи по кругу в разные стороны, через одного, ближайшим игрокам своей команды. Побеждает команда, которая первой вернет мяч своему капитану.
Стоя, ноги на ширине плеч, мяч внизу в руках. Бросок и ловля мяча, подбрасывая вверх с поворотом на 180*.
И. п. основная стойка, мяч в руках. Ведение мяча на месте поочерёдно меняя руки.
Стоя на одной ноге, вторая взята за носок рукой. Вращение головой в правую и левую стороны.
Стоя в парах, ноги врозь лицом друг к другу, расстояние между партнерами 2-4 м. Передача и ловля мяча двумя руками снизу.
Стоя в парах. Передача и ловля мяча двумя руками от груди.
Стоя в парах. Передача мяча двумя руками из-за головы и ловля двумя руками.
Подбрасывание мяча правой (левой) рукой и ловля мяча двумя руками.
Удары мячом об пол правой рукой и ловля левой (и наоборот).
И.п. -сед ноги врозь. Удары мячом об пол двумя руками и одной спереди, справа, слева и ловля его двумя руками.
Каждое упражнение повторить 10-12 раз.
Подвижная игра «Мяч в тоннеле»
Игроки команд, построившись в колонны по одному, принимают и.п. -ноги на ширине плеч. По сигналу учителя направляющий, наклонившись вперед, двумя руками посылает мяч между ног играющих, когда мяч дойдет до конца колонны, вся команда поворачивается направо и передают мяч обратно до направляющего, далее, когда мяч дойдет снова до направляющего, вся команда поворачивается налево, и передает мяч до замыкающему, далее вся команда, выполняет поворот направо в стойку ноги врозь и передают мяч до направляющего. Победителем становится команда, закончившая игру первой. Ошибки: Мяч не перебрасывать, а передавать строго из рук в руки, если мяч выпал из рук, продолжить с того места, где он упал.
Стоя, ноги врозь, мяч в правой руке, корпус наклонён вперёд. Передача мяча восьмёркой между ног.
Стоя ноги на ширине плеч, руки в стороны, мяч в одной руке. С максимальной скоростью перебрасывание мяча из руки в руку перед собой.
Стоя ноги на ширине плеч, мяч в обеих руках. Подбросив мяч вверх, присесть, коснуться руками пола, встать с поворотом на 180* и поймать мяч.
Броски мяча вверх и ловля его двумя руками.
Броски мяча вниз и ловля его двумя руками, а затем одной рукой (правой, левой).
Броски мяча в стену двумя руками от груди и ловля его.
Ведение мяча правой (левой) рукой в ходьбе.
Ведение мяча на месте, стоя на одном колене.
Каждое упражнение повторить 10-12 раз.
Подвижная игра «Передвижение с мячом»
Играющие строятся в колонне по одному. Направляющие с мячами. По сигналу участники поочередно выполняют разные задания, пробегая с мячом указанное расстояние вперед и назад. Способы передвижения с мячом: держа мяч на ладони; ударяя мячом о пол с ловлей двумя руками; ведение мяч правой, затем левой рукой.
Во время ходьбы передать мяч из одной руки в другую перед собой, руки прямые.
Мяч подбросить вверх, хлопок впереди, поймать мяч.
Мяч подбросить вверх, хлопок за спиной, поймать мяч.
Мяч подбросить вверх, хлопок за спиной, перед грудью, поймать мяч.
Мяч подбросить вверх, хлопок под ногой, поймать мяч.
Мяч за спиной, бросить его вперед-вверх через голову, поймать мяч.
Мяч бросить вверх, присесть, коснуться руками пола, поймать мяч.
Мяч в левой руке, сделать широкий шаг правой ногой и передать мяч под ногой в правую руку; шаг левой, мяч передать из правой руки в левую и т. д. Каждое упражнение повторить 10-12 раз.
Подвижная игра «Переноска мячей»
Команды стоят в колоннах по одному, перед каждой по 2-3 мяча. В 5-7 м от старта стойка. По сигналу игрок 1, подняв с пола мячи, бежит к стойке и оставляет их там, после чего бегом, возвращается в коней своей колонны. Затем к стойке бежит игрок №2 и, подняв с пола мячи, возвращается с ними назад, кладет их перед командой и становится в конец колонны. И т.д. Выигрывает команда, первой закончившая переноску мячей.
Ведение мяча вокруг туловища.
Стоя в основной стойке, мяч в одной руке. Подбросить мяч вверх из-под левой или правой ноги одной рукой и поймать его другой.
Стоя в основной стойке, мяч в одной руке. Подбросить мяч из-за спины одной рукой, а впереди поймать другой.
Броски мяча поочередно правой и левой рукой от плеча в стену и ловля мяча двумя руками.
Перебрасывание мяча через сетку натянутую на высоте 1,5-2,0м.
Броски мяча (снизу, сверху, из-за головы) в обруч, лежащий на полу на расстоянии 2-3 м.
Броски мяча в цель (мишень на стене).
То, же броски через натянутую скакалку.
Каждое упражнение повторить 10-12 раз.
Подвижная игра «Школа мяча»
Команды строятся в колонны по одному, в руках у направляющих по мячу. Перед каждой колонной на полу размечен круг диаметром 60-70 см. По сигналу учителя направляющий, ударив мячом в круг двумя руками, уходит в коней колонны. После отскока мяч ловит следующий игрок, который повторяет задание. И т.д. Побеждает команда, первой закончившая эстафету и сделавшая меньше ошибок.
Ведение мяча на месте правой, левой рукой, с поворотами влево, вправо..
Ведение с изменением высоты отскока.
Ведение с изменением направления (обводка стоек) левой, правой рукой.
Ведение мяча приставными шагами.
Ведение мяча с разворотами.
Ведение мяча в приседе.
Лёжа на животе, мяч в обеих руках впереди. Подбросить и поймать мяч двумя руками.
Лёжа на животе, мяч в одной руке. Перебрасывание мяч верхом из руки в
Лёжа на животе, мяч в обеих руках впереди. Подбросить мяч вверх с последующим хлопком ладонями о пол.
Каждое упражнение повторить 10-12 раз.
Подвижная игра «Играй, но мяч не теряй»
Каждый учащийся самостоятельно выполняет ведение мяча разными способами в любом в свободном месте площадки. По сигналу учителя все должны как можно быстрее поднять мяч вверх. Опоздавшие получаю штрафное очко. Затем игра продолжается. Выигрывают учащиеся, которые за время игры не получили штрафных очков. Учитель заранее оговаривает движения с мячом, которые могут выполнять ученики.
Передача мяча партнеру, наклон вперед.
Передача мяча партнеру, наклон в сторону.
Передача мяча партнеру, наклон назад.
Передача мяча партнеру, приседание.
Передача мяча партнеру, упор присев, упор лежа, упор присев, и.п.
Передача мяча партнеру, прыжок вверх.
Передача мяча партнеру, прыжок вверх с поворотом на 360°.
Передача мяча партнеру, коснуться стены (за спиной или за партнером) и вернуться в и. п.
Подбросить мяч над собой, поймать его и в прыжке и тут же вернуть его партнеру.
Каждое упражнение повторить 10-12 раз.
Подвижная игра «25 передач»
Все игроки делятся на пары и выстраиваются в шеренги на расстоянии не менее 10 м друг от друга. Перед каждой шеренгой проводится линия; можно построиться на боковых линиях баскетбольной площадки. Каждая пара должна выполнить 25 передач любым способом, не заступая за линию. Если мяч ударится о пол до нее, то игрок должен вывести мяч за линию, а потом произвести передачу. Выигрывает та пара, которая быстрее выполнит 25 передач.
Высокое подбрасывание мяча с последующей ловлей.
То же, но с хлопком в ладони перед грудью, за спиной.
То же, но с приседанием, приседанием и хлопком в ладони, с поворотом направо, налево, кругом.
Передачи мяча разными способами, чередуя их с ударами о пол.
Стоя по кругу. Передача мяча партнерам по часовой стрелке и против нее последовательно каждому и через одного (вправо — правой рукой, влево — левой рукой).
Стоя в тройках, пятерках. Передача и ловля мяча.
Стоя в колоннах. Передача мяча с переходом игроков в конец своей или противоположной колонны.
Каждое упражнение повторить 10-12 раз.
Подвижная игра «Внимание — мяч»
Игроки команды располагаются по кругу, в центре — водящий с мячом.
Он передает мяч любому партнеру и, следуя за мячом, занимает место поймавшего мяч. Последний, став водящим, продолжает игру. И так до тех пор, пока все участники не побывают водящими. Побеждает команда, раньше закончившая игру.
Г руппу можно разделить не на две, а на несколько команд — в зависимости от количества играющих. Можно установить определенный временной отрезок и при подведении итогов учитывать количество передач и смен водящих за этот интервал
1.Основная стойка. В ходьбе на каждый шаг симметричные движения руками: вперёд, в стороны, вверх, вниз, назад.
Стоя в четверках по углам квадрата. Передача мяча друг другу с последующим переходом по диагонали, по прямой.
Стоя в парах. Ведение мяча на месте правой (левой) рукой с последующей передачей его (произвольным способом) партнеру.
То же, но бросок мяча в стену и ловля его.
Ходьба с ведением мяча, постепенно изменяя высоту отскока от пола.
В парах, тройках. Катание по полу теннисных, волейбольных, баскетбольных мячей
То же, но катание мяча правой(левой) рукой по гимнастической скамейке. Каждое упражнение повторить 10-12 раз.
Подвижная игра «Обведи и прокати»
Команды строятся в колонну по одному. Впереди четыре игрока находятся на расстоянии 1—1,5 м друг от друга. Первый игрок колонны — на старте.
По сигналу преподавателя он ведет мяч вдоль разомкнутой колонны, обходя каждого играющего. В конце поворачивается лицом к колонне, прокатывает мяч очередному играющему, а сам встает позади всех. При потере мяча игрок должен продолжать ведение мяча с того места, где произошла потеря. Побеждает команда, первой выполнившая задание.
Ведение мяча можно выполнять правой и левой рукой, прикрывая корпусом мяч от пассивно или активно стоящего учащегося.
И. п. основная стойка. В ходьбе хлопки руками спереди и сзади под каждый шаг.
Прокатывание мяча на точность между конусами.
Ведение мяча правой(левой) рукой с изменением направления движения.
То же, но с изменением скорости передвижения.
Ведение мяча в сочетании с остановкой, передачей, броском мяча.
Броски мяча в цель, установленную на высоте 1,5-2,0 м, разными способами: после ловли, после ведения с фиксацией остановки.
То же, но бросок в горизонтальную мишень — обруч, лежащий на расстоянии 2-3 м.
Каждое упражнение повторить 10-12 раз.
Подвижная игра «Мяч в корзину»
Команды стоят напротив своих щитов. У каждого капитана имеется мяч. Они передают мячи с отскоком от пола так, чтобы те попали в руки первым номерам, которые бросают мячи обязательно с отскоком от квадрата на щите. Варианты бросков мяча:
б) после двух прыжковых шагов;
в) после ведения мяча и двух прыжковых шагов.
Команда, забросившая наибольшее количество мячей в корзину, становится победителем.
Учитывается также время выполнения задания. При повторении игры команды должны меняться местами. Если имеется только один щит, то команды бросают мяч по очереди.
Основная стойка, выполнение с правой руки на 16 счётов поочерёдное передвижение рук на пояс, плечи, вверх, два хлопка с последующим возвращением обратно с двумя хлопками о бёдра.
В парах. Во время ходьбы передачи мяча при сближении и удалении партнеров.
Двое против одного. Передачи мяча в парах при противодействии одного защитника.
В парах на расстоянии 2м друг от друга. По сигналу учителя партнеры начинают передавать мяч друг другу заданным способом. Побеждает пара, раньше других сделавших 10 передач без падения мяча.
В парах катание мяча в движущуюся цель. Партнеры поочередно должны поразить движущуюся цель, находящуюся на расстоянии 3-5 м.
Стоя в шеренгах на лицевых линиях волейбольной площадки. Катание мяча на точность остановки в обусловленном месте. Игроки первой шеренги стремятся послать мяч с таким расчетом. Чтобы он остановился на средней линии. Затем то же делают игроки второй шеренги.
Каждое упражнение повторить 10-12 раз.
Подвижная игра «Подвижная цель»
На площадке чертят два круга диаметром 6—7 м. За границами круга встают на равном расстоянии друг от друга 5—6 играющих, в центре круга — водящий. Задача игроков, стоящих за пределами, «запятнать» мячом водящего, который увертывается от мяча. При попадании в водящего мячом игрок получает очко. Запрещается бросать мяч в лицо водящему, а также при бросках переступать линию круга. Побеждает команда, игроки которой сумели меньшее количество раз быть запятнанными. Чтобы легче попасть в водящего, игрокам не следует спешить с броском, а посредством быстрых и неожиданных передач необходимо заставить водящего приблизиться к какой-нибудь стороне круга и тогда постараться запятнать его наверняка.
Гуревич И.А. 300 соревновательно- игровых заданий по физическому воспитанию: Практ. Пособие.- 2-е изд., стереотип. — Мн.: Выш.шк., 1994.-319 с.: ил.
Т. Б. Курилова, Л. И., Волошина «Игры с элементами спорта»
Источник