Тренировка плавного спуска крючка

Тренировка плавного спуска крючка

quote: Originally posted by АК-60:

И есть ли принципиальная разница в стрельбе по «кабану» и по «суслику». Заранее благодарен АК-60.

quote: Originally posted by Dr. Watson:

фалангой около сгиба

Помнится в одном амер. фильме, «Снайпер» называется был сюжет: снайпер подрезал лезвием кожу на подушечке фаланге для чувствительности. Кстати потом ему эту фалангу того. отрезали проволочной стяжкой.

Док, я вот думаю, нафиг он баловался лезвием, ведь УСМ армейской снайперки не как у винтовки БР и полагаю это киношный трюк.

quote: Помнится в одном амер. фильме, «Снайпер» называется был сюжет: снайпер подрезал лезвием кожу на подушечке фаланге для чувствительности.

quote: Originally posted by АК-60:

каким местом(фалангой, сгибом..)надо нажимать на спуск.

Тем местом каким Вам это удобно.

P.S. Не опошлите предложение 🙂

quote: Короче говоря:каким местом(фалангой, сгибом..)надо нажимать на спуск.

. «Для производства выстрела при стрельбе необходимо нажимать на спусковой крючок либо первой фалангой указательного пальца, либо первым суставом. Такое нажатие требует наименьшего движения пальца. Нажимать на спусковой крючок нужно прямо — назад, чтобы указательный палец двигался вдоль оси канала ствола. Если же палец будет нажимать на спусковой крючок несколько вбок, под углом к оси канала ствола, это может привести к некоторому увеличению натяжения спуска и неравномерному, скачкообразному движению спускового крючка, вызванному перекосом и дополнительным трением частей спускового механизма. Это также может сбить наводку и стать причиной значительного отклонения пули от центра мишени.
Для производства выстрела стрелок должен научиться плавно, постепенно и равномерно усиливать давление на спусковой крючок, что, однако, не означает на-жимать «медленно», а именно плавно, без рывка; спуск курка должен занимать не более 1,5-2,5 сек. Однако одного умения плавно нажимать на спусковой крючок еще недостаточно для того, чтобы произвести меткий выстрел. Второе непременное условие — работа указательного пальца при нажатии на спусковой крючок обязательно должна быть согласована с правильным прицеливанием. Поскольку практически при стрельбе приходится нажимать на спусковой крючок в условиях непрерывного (большего или меньшего) колебания оружия, то, чтобы выполнить одно-временно два условия (т. е. произвести нажатие на спусковой крючок и правильное прицеливание), стрелку нужно выбирать определенные наиболее благоприятные моменты, в которые колебания оружия будут наименьшими. Короче говоря, он должен овладеть искусством плавно и вовремя нажимать на спусковой крючок.»

СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ СПУСКОМ

В зависимости от типа спускового механизма и вида изготовки, характери-зующейся различной степенью устойчивости оружия, а также в зависимости от типа нервной системы стрелки-спортсмены применяют различные способы управления спуском.
Спуск без предупреждения. При стрельбе лежа и отчасти с колена, т. е. в тех случаях, когда винтовка находится в более или менее устойчивом положении и периоды выгодных вибрирующих колебаний продолжительны, для качества выстрела совершенно безразлично, произойдет завершение спуска курка на секунду раньше или на секунду позже. Поэтому стрелку нужно после наводки, когда установились устойчивые вибрирующие колебания винтовки, сразу же начинать плавно и безостановочно давить на спусковой крючок, пока не произойдет выстрел. Такой способ управления спуском называется последовательно-плавным. Этим же способом следует пользоваться и при стрельбе стоя из винтовки, особенно молодым, малотренированным стрелкам, которые еще не умеют хорошо уравновешивать себя с оружием, отчего его колебания велики, а периоды вибрирующих колебаний очень кратковременны. В таких случаях, несмотря на колебания оружия, стрелок должен после грубой наводки сразу начинать плавно нажимать на спусковой крючок, стремясь главным образом завершить нажатие до наступления того момента, когда размах колебаний оружия из-за возрастающего утомления мышц начинает увеличиваться.
Однако опытные и достаточно тренированные стрелки, у которых при стрельбе винтовка колеблется значительно меньше и период вибрирующих колебаний и замираний оружия намного продолжительнее, применяют другой способ управле-ния спуском. Он заключается в том, что стрелок нажимает на спусковой крючок тогда, когда оружие испытывает вибрирующие колебания и замирает, и приостанавливает, как только колебания увеличиваются. Когда колебания уменьшаются, вновь продолжает нажимать на спусковой крючок, каждый раз отдельными дозами усиливая нажатие, до тех пор, пока не произойдет выстрел. Такой способ управления спуском называется ступенчато-последовательным.
Спуск с предупреждением. Принципиально способы управления спуском с предупреждением и без предупреждения мало отличаются друг от друга. Применяя спуск с предупреждением, нужно при грубой наводке смело и решительно вытягивать свободный ход спускового крючка до предупреждения, а затем плавным и безостановочным движением пальца, усиливая нажатие, произвести выстрел. Следовательно, после предупреждения многие стрелки применяют способ последовательно-плавного управления спуском . При стрельбе стоя из винтовки, при условии сравнительно незначительного размаха колебаний оружия и относительно продолжительных периодов вибрирующих колебаний и замираний его стрелку следует, выбрав» свободный ход спускового крючка до предупреждения, в дальнейшем производить нажатие, применяя способ ступенчато-последовательного управления спуском. Эти два способа управления спуском применяются при стрельбе из оружия армейского и спортивного классов, а также из тех произвольных винтовок, на которых имеются обычные спусковые механизмы, т. е. без ускорителя (шнеллера).
До последнего времени среди стрелков находит широкое применение при стрельбе стоя из винтовки и из произвольного пистолета другой способ управления спуском. Заключается он в том, что указательный палец при прицеливании находится в движении, как бы пульсируя, периодически касаясь спицы ускорителя. Выбрав наиболее подходящий момент для выстрела, спортсмен несколько усиливает нажатие и этим завершающим движением пальца нажимает на спицу, преодолевая ее натяжение. Такой способ управления спуском называется пульсирующим. Преимуще-ство его состоит в том, что стрелок, непрерывно и ритмично двигая указательным пальцем, достигает в психологическом и нервно-мышечном отношениях определен-ного баланса между протеканием нервных процессов возбуждения и торможения, что способствует повышению быстроты реакции и согласованности движений (см. ниже), приобретающих особое значение при стрельбе стоя из винтовки. В связи с этим такой способ нажатия на спуск при умелом обращении позволяет достичь дос-таточной точности стрельбы. Однако применение пульсирующего способа сопряжено со значительными трудностями, преодоление которых требует большой трениро-ванности. Поскольку в пульсирующем способе имеются некоторые элементы «подлавливания» благоприятного момента для производства выстрела, что само по себе уже создает предпосылки для рывка пальцем, «подергивания» за спицу в самый от-ветственный момент, предшествующий выстрелу, многие ведущие стрелки применяют своего рода комбинированный способ управления спуском, заключающийся в том, что пульсирующее движение указательного пальца при обработке выстрела по-степенно затухает, после чего стрелок начинает плавно нажимать на спицу спуска, по сути дела применяя тот же последовательно-плавный способ управления спуском. «

Источник

Тренировка плавного спуска крючка

В наше время техника быстро прогрессирует, и каждый день может принести изменения в устройстве огнестрельного оружия.

Но я буду горько жалеть, если пистолет однажды окажется с какой-нибудь пустяковой кнопкой вместо привычного для нас спуска.

Эту маленькую стальную деталь оплакивали бы все те, кому доводилось трепетать в ожидании сигнала «огонь», кто дырявил мишень меткой пулей, кто гордо получал приз, — словом, все настоящие стрелки-спортсмены. Ибо освобождение курка, производимое нажимом пальца на спусковой крючок, — это самая суть искусства стрельбы.

…Кажется, лейтенант, вы не совсем-то поверили мне, когда я в прошлой беседе убеждал вас не гнаться за точной наводкой пистолета в цель, и про себя решили побить рекорд, вопреки всем правилам и даже наперекор секретам?

Но сколько бы вы ни восставали против секрета прицеливания, колебания руки не дадут вам сохранить точную наводку в момент выстрела.

Вы: Не спорю, пистолет невозможно удержать в положении идеального прицеливания. Но ведь выстрел — это малая доля секунды. А что, если спустить курок как раз в тот момент, когда вершина ровной мушки проходит через точку прицеливания? Верная десятка (рис. 14).

Я: Скажите лучше — верный промах. Если послушать вас, то придется в нужный момент мгновенно дернуть за спусковой крючок, тем самым обрушив на неустойчивый пистолет мощное усилие в два-два с половиной килограмма! Не то же ли это самое, что бросить тяжелую гирю на хрупкую чашечку аптекарских весов?

Вы: Нет, зачем же дергать! Я знаю, что дергать нельзя и что спуск курка нужно производить плавно. Я и буду плавно нажимать на спусковой крючок, но с таким расчетом, чтобы подловить момент совпадения вершины мушки с точкой прицеливания и выстрелить именно в этот момент.

Я: Но это вреднейшее заблуждение! Оно может привести вас в число незадачливых стрелков, страдающих хроническим улавливанием момента выстрела.

Рис. 14. Улавливание момента выстрела

Вы: Объясните же, какую ошибку вы усмотрели в моем рассуждении?

Я: Обязательно объясню. Однако прошу учесть, что на моей стороне, кроме логики, еще и полутысячелетний опыт миллионов стрелков…

Вы: Простите, но ведь когда прославленный Лобачевский создавал свою неевклидову геометрию, то против него тоже был многовековой опыт портных и землемеров?

Я: Вы вовремя напомнили мне, что молодость не склонна слепо доверять седому опыту старины. В конце концов, вашего личного опыта будет вполне достаточно, чтобы убедиться в моей правоте. Возьмите в руку незаряженный пистолет и, прицеливаясь, несколько раз спустите курок, действуйте по своему собственному рецепту и скажите мне, что вам удалось наблюдать?

Вы: Как будто небольшой клевок мушки в момент спуска курка… Похоже на рыболовный поплавок, когда рыба берет наживку.

Я: Вот, вот. Клюет мушка, клюет и весь ствол. А что такое «небольшое» отклонение, когда его производит кисть руки, мы знаем. Остальное, надеюсь, понятно?

Вы: Конечно… Но в чем же, все-таки, причина загадочных клевков?

Я: Когда вы научитесь нажимать на спуск не по-своему, а по-моему, вам не придется доискиваться ответа на этот вопрос: клевков не будет вовсе. А покамест знайте, что улавливание момента выстрела всегда и неизбежно приводит к дерганию. Ведь для того, чтобы поспеть с выстрелом точно к нужному моменту, всегда приходится немножко — совсем немножко, чуть-чуть — ускорить нажим на спуск. Всякий же нарочитый, с ускорением, нажим и есть как бы легкая форма дергания, особенно предательская потому, что она может остаться незамеченном ни самим стрелком, ни его учителем. И только плачевные результаты стрельбы заставят обоих ломать головы: в чем же ошибка? Так рушится ваш план установления рекорда — соблазнительный, по обманчивый.

Путь к рекордам вовсе не третий закрыт; он только немного длинней, чем вам сначала показалось. И пистолетный спуск — главная помеха на этом пути.

Но такова уж спортивная натура, что спортсмен любит трудности и наслаждается их преодолением. А спуск курка — увлекательная трудность; способ же ее преодоления и есть третий и самый главный секрет меткой стрельбы: нажимайте на спуск таким образом, чтобы каждым выстрел был для вас неожиданным.

Впрочем, если хорошенько подумать, то что же здесь НОВОГО — после того, как мы осудили ваш рецепт спуска курка? Неожиданность выстрела логически вытекает из отказа от улавливания его момента:

Но вот что непонятно. Ведь колебания руки временами бывают довольно значительны, и стрелок, не ведающий момента выстрела, может очень некстати выпалить как раз тогда. когда ствол пистолета будет глядеть мимо цели. Как уберечься от такого конфуза?

Нажимайте на спуск только в те периоды, когда ровная мушка колеблется в пределах цели. А как только вы увидите, что пистолет начинает непозволительно отклоняться в сторону, прекращайте дальнейший нажим. Но при этом обязательно берегите уже достигнутое давление на спуск, чтобы не пришлось начинать все сначала, когда мушка снова вернется к цели

…Чудесная игра «каждая пуля в цель» и состоит в волнующем чередовании, но ходу паводки, плавного нажима на спуск, прекращения нажима, возобновления нажима, снова прекращения — и так до тех пор, когда внезапно прогремит выстрел и пистолет рванется в руке стрелка, как зверь, пойманный врасплох.

Палец на спуске

Не приходится удивляться, если такой кропотливый спуск курка займет много времени — секунд 15–20, а выстрела все не будет. Тогда у нас не хватит дыхания, которое вы затаили для выстрела, и нажим придется остановить, чтобы перевести дух.

Кстати, известно ли вам, как надо затаивать дыхание? Вернее, даже не как, а когда: на вдохе или на выдохе?

Может показаться, что выгодно прекращать дыхание, набрав в запас полную грудь воздуха. Неопытные стрелки часто так и делают.

Но это ошибка. Понаблюдав за собственным дыханием, вы заметите, что выдох следует сейчас же за вдохом, а затем наступает некоторый перерыв. Иначе говоря, схема дыхания такова: вдох — выдох — пауза.

Рис. 15. Положение указательного пальца

Вот эту-то паузу, этот естественный перерыв дыхания и выгодно использовать для выстрела вместо того, чтобы целиться, надувшись, как футбольный мяч.

А переводя дух, оставайтесь в том же положении и сохраняйте давление на спуск, как и при отклонении мушки от цели.

Вообще спуск курка напоминает подъем на крутую гору. Нелепо было бы при каждой остановке возвращаться к подножию горы, чтобы затем начать восхождение сначала, — если только стихии не грозят катастрофой. При стрельбе такую угрозу создает утомление руки или глаза, заставляющее стрелка освободить спуск и опускать пистолет.

Но пока этого не случилось, — указательный палец, не уступая ни грамма давления, твердо лежит на спуске.

А чтобы давление пальца не отклоняло пистолет куда-нибудь вбок, он должен касаться спускового крючка своим первым суставом и совершенно не касаться рукоятки (рис. 15). Иначе пистолет может получить ощутимое угловое отклонение за время от срыва курка с боевого взвода до вылета пули из ствола.

В этот короткий промежуток времени ваш пистолет действует самостоятельно, и вы ничего не можете ему указать.

В бою доля секунды может стоить жизни, ибо нередко остается в живых тот, кто выстрелит первым.

Как же примирить эту мораль с нашей неторопливой техникой спуска курка, допускающей задержки, остановки, перерывы? Неужели эта техника годится только для тира, но не для боя?

В известной степени — да. В бою вряд ли когда-либо окажется возможным целиться и выжимать спуск в течение десятков секунд, как мы это делаем на первом этапе обучения и в точной спортивной стрельбе. Чаще всего придется укладываться в одну-две секунды и почитать большой удачей, если обстоятельства позволят затратить на выстрел секунд пять.

Да и спортивные стрельбы — «Олимпийские», «дуэльные» и просто скоростные — ставят перед стрелком те же задачи.

Однако все это вовсе не значит, что для скорой стрельбы нужно отказаться от плавного нажима и позабыть секрет спуска курка.

Выстрел должен оставаться неожиданным при любом темпе стрельбы.

Но, имея на производство выстрела не 20 секунд, а всего 2 секунды, за счет чего, из какого источника почерпнуть 18 секунд разницы?

Источников этих — четыре:

1. Упрощение прикладки, практикуемое рядом любителей. Они стреляют не со свободно вытянутой, а с вытянутой до отказа правой руки. Получая ускорение прикладки не более чем на 1 секунду, стрелок расплачивается за это напряжением мышцы: проверьте сами, нисколько вам лично это выгодно.

2. Нажим на спуск «авансом», производимый с начала грубого прицеливания, еще когда ствол глядит вверх. Можно применять только при хорошо изученном спуске своего пистолета и необходимых условиях безопасности. Дает 1–2 секунды.

3. Экономия времени, затрачиваемого на грубую наводку. Достигается тренировкой. Дает 2–3 секунды.

4. Снисходительная оценка прицеливания. Это главный источник, главный резерв времени, вполне покрывающий недостающие 12–15 секунд.

Сначала новичок не хочет и слышать о девятках и восьмерках; ему подавай только одни десятки. Поэтому, целясь, он долго и тщетно ждет, когда мушка установится точно под нижним краем яблока, нерешительно и вяло нажимает спуск, «зацеливается», по нескольку раз опускает пистолет, не произведя выстрела… В конце концов, выбившись из сил, он грубо дергает, чтобы любой ценой прекратить свои мучения.

Второй этап: примирившись после неудач с невозможностью сразу научиться бить по десятке и удовлетворяясь в качестве цели срединной областью черного яблока, стрелок приобретает способность произвести «грамотный» неторопливый выстрел.

А на третьем этапе, когда инструктор или судья стоит поблизости и не отрывает взгляда от мчащейся стрелки секундомера, приходится признать вполне хорошей целью уже все яблоко, а то и всю фигуру в рост. И если мушка отклоняется на величину, которая прежде служила бы повелительным сигналом «остановить нажим», то теперь сознание стрелка скажет: «продолжать нажим».

Так, благодаря снисходительной оценке прицеливания, сначала сократятся, а потом почти отпадут вовсе перерывы нажима на спуск, отнимавшие большую часть драгоценных секунд,

…Черпая время из этих источников, вы сможете своим выстрелом помешать противнику закончить плавный спуск курка.

БЕСЕДА ЧЕТВЕРТАЯ. О ТОМ, КАК НАУЧИТЬСЯ СТРЕЛЯТЬ

Больше всего я боюсь, лейтенант, к концу наших бесед услышать от вас упрек, который мне уже делали некоторые педанты: упрек в том, что я не открыл ничего нового.

Говорят — ново то старое, что хорошо забыто. Я же скажу: ново и то старое, что недостаточно глубоко понято…

Наконец, позвольте мне быть о вас лучшего мнения, чем об упомянутых педантах.

Секреты не впрок

Ну-с, довольно слов. Выньте-ка свой пистолет из кобуры, зарядите его и изготовьтесь для стрельбы стоя. Следя за ровностью дыхания, не спеша выпустите несколько пуль в мишень.

Вообразите, что я нахожусь рядом с вами и наблюдаю за тем, как вы исполняете мои советы.

Главное — три секрета меткой стрельбы — у вас в руках.

Гром выстрелов, легкий запах горелого пороха, тишина перед сигналом «отбой»… К мишеням!

Но почему же, несмотря на твердое знание секретов, такие мизерные очки? Почему половина пуль — «жуки» на белом поле мишени, а одна пуля вообще ушла «за молоком»?

Нет, лейтенант, я не обманул вас. Просто я еще не все вам сказал.

Кроме трех секретов, вам известных, есть еще и четвертый, которого вы не знаете…

— Знаю, знаю! — говорите вы. — Пистолет! Неверно бьет пистолет. Он разбрасывает.

…Как-то, много лет тому назад, я услышал такую же жалобу от двух офицеров, систематически не выполнявших уставные упражнения. Один говорил, что его револьвер бьет на два метра вправо, другой, как и вы, обвинял свой наган в немыслимом разбросе пуль… Я предложил им пойти в тир и, не пожалев по три патрона, дать мне самому опробовать каждый из револьверов, подозреваемых в саботаже.

Не прибегая ни к каким фокусам, я легко вогнал все пули в черное яблоко. И любой порядочный стрелок на моем месте сделал бы то же самое, потому что оба револьвера были исправны.

Сваливать свои неудачи на оружие — это последнее дело. Стрелок, особенно начинающий, должен трижды — нет, тридцать раз проверить самого себя прежде, чем бросить хоть тень подозрения на свое оружие или патроны. Даже не испытав вашего пистолета, я ручаюсь, что он не виноват в случившемся.

— Тогда, может быть, что-нибудь со зрением? — спрашиваете вы уже без прежней уверенности.

Нет, и не в зрении дело. Ведь вы же видите, хотя бы сносно, цель? А этого вполне достаточно. Я желаю вам достигнуть таких же результатов, какие показывает один мой приятель пятидесяти семи лет от роду и с заметно ослабевшим зрением.

Пистолетные дистанции слишком малы, а мишени слишком велики, чтобы оставить стрелку хоть малейшее право ссылаться на зрение при неудачной стрельбе.

…Четвертый секрет состоит в том, что недостаточно знать три первых, а надо еще уметь применять их на деле.

Как создается привычка

Я знаю, как надо выполнять все плавательные движения, но плавать не умею. Значит, быть бы мне давно утопленником, если бы я хоть однажды доверился своему знанию на глубоком месте.

Знающий, но неумелый пахарь не смог бы вспахать поле.

Инженер, лишенный навыков каменщика, не сложил бы дом.

Профессор гармонии, непривычный к музыкальному инструменту, ничего бы на нем не сыграл.

…Умение, навык, привычка. Вот чем надо обладать, помимо знания, чтобы дело спорилось!

Как же приобрести навык в стрельбе?

Для этого есть всего одно средство: тренировка. Правильная, методичная, терпеливая тренировка. Только тренировкой можно добиться того, что улегшийся в памяти рассказ о секретах стрельбы обратится в целостный навык, где прикладка неотделима от прицеливания, прицеливание — от спуска курка, а спуск курка — от прикладки, в единый, слитый психофизиологический механизм, автоматически и однообразно срабатывающий при каждом выстреле.

Наступление этого момента вы ясно заметите: результаты вашей стрельбы сразу подскочат вверх. Затем они станут медленно, но неуклонно расти, пока не достигнут своего «потолка».

Тренируйтесь! Тренируйтесь регулярно и много. Но тренировка не значит обязательно стрельба. Я лично всегда предпочитал тренировку без стрельбы или, что то же, стрельбу без патронов, впустую.

И не потому, что экономил патроны; их в то время в моем распоряжении было вполне достаточно. Просто я считал и считаю, что такая тренировка продуктивнее, чем действительная стрельба. Она дает лучший контроль спуска курка, более точную «отметку выстрела», то есть мысленную оценку положения вершины ровной мушки в момент «выстрела», предшествующий началу отдачи, а также, что очень важно, большую плотность рабочего времени, так как избавляет стрелка от хождения к мишени и прочей тировой возни, да и от самого путешествия в тир.

Отметка выстрела позволяет даже подсчитать «очки» по карандашным «пробоинам» на отчетной мишени (рис. 16). Действительная стрельба, проводимая время от времени, покажет, насколько точно вы научились отмечать выстрел.

Домашняя тренировка без стрельбы, по уменьшенной мишеньке, должна стать как бы составной частью ежедневной гимнастики стрелка.

Однако я обязан предостеречь от небрежного, механического щелканья курком без отметки выстрела.

Говорят, что это бездумное занятие помогает «набить руку». А по-моему — только набить мозоли на руке.

Рис. 16

…Тренируясь в стрельбе, вы развиваете не руку и не глаз, а мозг, который ими управляет.

Секреты стрельбы не боятся огласки: скорее даже они в ней нуждаются.

Тем более, что секреты пистолетной стрельбы есть в то же время и секреты стрельбы из всех видов ручного огнестрельного оружия. Цевье винтовки также нельзя сжимать, как и рукоятку пистолета, автоматчику сохранять ровную мушку также важно, а добиваться точного прицеливания своего оружия еще менее разумно, чем пистолетному стрелку; и даже выстрел ручного пулемета — первый выстрел каждой очереди — должен быть неожиданным для наводчика.

Я надеюсь, вы захотите поделиться тем. что узнали, со своими учениками и товарищами.

В таком случае, не надо мне подражать. Не тратьте столько слов, сколько трачу я. Лучше молча показать то, что я вынужден долго рассказывать.

Я лишен возможности предложить вам подсунуть свой палец под мои пальцы, удерживающие рукоятку пистолета, чтобы вы ощутили, насколько незначительна сила сжатия. Не могу я ни показать вам аналогичным образом правильный нажим на спуск, ни проверить, не «прикусывает» ли бумажку ваш указательный палец, незаконно прижавшийся к рукоятке (рис. 17).

Но вы в отношении своих учеников находитесь в более выгодных условиях. Пользуйтесь же этим, показывайте и проверяйте, не читая длинных лекций.

Внимательно оглядите упражняющегося ученика со всех сторон, чтобы подметить малейшие дефекты изготовки; оседлайте пистолет ортоскопом, и вы обнаружите ошибки прицеливания; наденьте на указательный палец ученика бумажный «фунтик» («козью ножку»), а то незаметно зарядите пистолет вперемежку учебно-контрольными и боевыми патронами — и вы воочию увидите дергание и улавливание момента выстрела…

Рис. 17.

Помните, что даже близнецы различаются характерами, и учитесь подходить по-разному к каждому из обучаемых.

Никогда не раздражайтесь неловкостью и неуверенностью ученика. Человеку, впервые кладущему пальцы на клавиши рояля, кажется невозможным что-либо сыграть, но проходит время, и робкий ученик обращается в зрелого виртуоза.

И — последнее мое вам напутствие, лейтенант: проникнитесь желанием научить других всему, что вы знаете сами, желанием отдать свои знания до последней крупицы, не оставляя ничего только для личного пользования.

Источник

Читайте также:  Базовая гимнастика для глаз
Оцените статью