Тренировка нунчаками для начинающих

Нунчаки – изобретение окинавских крестьян

Нет, наверное, такого человека, который не видел бы по телевизору или в реальности, как тренируются мастера боевых искусств, демонстрирующие умелое владение какими-то палками, соединенными веревкой или цепью. Эти приспособления называются боевые нунчаки, это вид японского холодного оружия с ударным, ударно-раздробляющим и удушающим действием.

Существует миф, что японские крестьяне для защиты от нападения самураев, применяли против них приспособление для обмолота риса – цеп. Но на деле это действительно миф, правдивая история появления нунчак другая.

Исторические факты возникновения

Нунчаки, такие как привыкли их видеть мы, придуманы на Окинаве – архипелаге, который является частью Японии. Там живет другой народ, не коренные японцы, говорящий на другом языке, особенно это заметно у старшего поколения.

Японский язык не содержит слово, которое могло бы обозначить нунчаки. Чтобы написать обозначение, используется запись катаканского слогового алфавита, читают это слово как – ну-н-тя-ку». Другие языки применяют такие обозначения для оружия:

  • на китайском есть иероглиф, который означает «двухзвенный цеп» или«шуан-цзе-гун»;
  • по окинавски – «нун-тя-кун»;
  • на японском – «со-сэцу-кон».

Многие придерживаются мнения, что прототип нунчак это цеп – уцу, которым обмолачивали рис, однако это заблуждение, причина этому, некое сходство. Окинавский уцу, впрочем, и китайский, японский, европейский с ручкой в человеческий рост, что позволяет выколачивать зерно, сильно не нагибаясь.

Арсенал окинавских кобудзюцу содержит иное вооружение – утибо (боевой цеп), который в действительности видоизмененный крестьянский цеп.

Варианты того, что было прообразом нунчак:

  1. Некоторыми придерживается мнение, что приспособления в действительности части конской упряжки в удилах. Изначально палки были плоскими и изогнутыми, они походили на наш хомут, только из дерева. Потом придумали сделать их прямыми.
  2. Еще считается, что прототипом оружия служила колотушка ночного сторожа либо прибор, обдирающий кору бананового дерева. Банановую кору пускали на изготовления тканей, которые на архипелаге Окинава пользовались спросом.
  3. Если придерживаться другого варианта, то получается, что прообраз нунчак попал на Окинаву с иммигрантами из Китая. Косвенное подтверждение этому их обозначение, взятое из китайского языка.

В 1609 году Окинаву или королевство Рюкю оккупировало японское княжество Сацума, после чего королевство стало его вассалом. В 1879 Япония аннексировала Окинаву, при этом в ней находилось не очень много японских самураев. Японцы запретили импортировать огнестрельное оружие и владеть им. Но этот запрет касался простых граждан страны, окинавским дворянам разрешалось носить мечи (но не все могли себе их позволить), членам королевских семей, князьям – ружья.

Дворянскому сословию королевства ранее было запрещено заниматься каким-нибудь делом. Дворянам выплачивалось жалование из королевской казны. Но в какой-то период его стало не хватать для содержания семей дворян. Некоторые дворянские семьи обеднели до нищеты. Для решения проблемы им было разрешено заниматься:

  • ремеслами;
  • торговлей;
  • земледелием.

У крестьян появились конкуренты, которым они были не рады. Дворянам приходилось отбиваться от нападок крестьян, а так как оружия особо не было, для защиты применяли подручные средства. Кто-то же додумался соединить две палки веревкой, так и появилось оружие – нунчаки.

Приемы с нунчаками

Все конечно помнят фильмы с Брюсом Ли, где он мастерски орудует ими. Многие мальчишки во дворе после просмотра кино, делали себе такие же и пытались повторить его трюки. Для кого-то приемы с нунчаками остались детской забавой, а кто-то занялся ими на профессиональном уровне.

Чтобы освоить технику владения оружием, обращаются к мастеру. Если кто-то захочет самостоятельно, без подготовки, проделать трюки с нунчаками, то нужно позаботиться о своей безопасности. Неумелое применение, чревато негативными последствиями для здоровья новичка. Превращение нунчак в действенное оружие возможно, после посвящения тренировкам, по изучению боевого искусства, огромного количества времени.

Занятия в спортзале дают возможность не повредить мебель и вещи во время тренировок.

Если нет возможности посещать специализированное заведение, то следует освободить комнату от мебели, учитывая длину вращающегося предмета. Еще есть хороший вариант места для занятий – это свежий воздух. Может подойти свой двор или находящийся рядом парк. Советы начинающим:

  1. Первые занятия проводят мягкими или поролоновыми приспособлениями. Деревянные нунчаки применяются, когда человеком уже освоятся основные упражнения.
  2. Одежду нужно выбирать свободную, не стесняющую движения, оптимальный вариант – это трико без майки, так заодно будет проводиться закалка тела.

Для новичков может подойти оружие от фирмы «Декалтон». Это французская компания производит качественную продукцию:

  • костюмы для занятий спортом и боевыми искусствами.
  • всевозможные спортивные снаряды, в том числе и нунчаки.

К примеру, компанией выпускаются нунчаки из ПВХ, покрытые вспененным материалом, чем обеспечивается безопасность тренировок. Усиленный шнур гарантирует хороший хват оружия. Размер палок – 73 см, шнура – 13 см. На них дается гарантия на 24 месяца.

Основным секретом четких, точно поставленных движений является неоднократное их повторение, так они остаются в подсознании, то есть «ставятся на рефлекс». Методические рекомендации в освоении приемов владения оружием:

  1. В первую очередь изучают траекторию движений палочками на малой скорости, достаточной для поддержания натяжения шнура.
  2. Наработав траекторию движения, постепенно повышается и скорость выполнения приемов с оружием.
  3. Когда движения обретут четкость и точность, начинают отрабатывать приемы, повышая и скорость, и силы нанесения ударов.

Можно приобрести или сделать самостоятельно несколько видов нунчак:

Виды Методика тренировки
Легкие Применяются в начале обучения и для наработки новых приемов. Легким видом палочек меньше наносится повреждений.
Боевые Используют после постановки движений легким видом приспособлений.
Тяжелые Применяют чтобы увеличить резкость и силу удара.

В отработке приемов с использованием боевых палочек нужно уделять больше времени на тренировках.

Ответственность за применение

Заключение эксперта определит, относится этот либо иной предмет к оружию, что затрагивает и нунчаки. Решающая роль в разрешении этого вопроса будет зависеть от материала, из которого они были изготовлены. С их помощью наносится не малый вред здоровью человека, ведь это оружие японских самураев и ниндзя, поэтому в России они считаются холодным оружием.

Если человек постоянно ими тренируется, то место такого спортинвентаря в зале, и его нельзя выносить оттуда. Исключающие случаи – это перевозка для выступлений. Ношение и применение нунчак в общественных местах, согласно Уголовному Кодексу РФ, грозит юридической ответственностью.

Самое известное оружие в восточном боевом искусстве – это нунчаки.

Приступая к их освоению знайте, что это холодное оружие с разрушительной мощью и законодательством предусмотрена статья за незаконное ношение. Сутью нунчак являются удары-хлысты, а разнообразие в способах перехватов – это просто варианты вывода оружия в нужное положение и в каждой отдельной школе восточных единоборств есть свои разновидности данного оружия.

Мастерское владение такими палками на веревке гипнотизирует как обыкновенных зрителей, так и вводит в стопор агрессивно настроенного нарушителя.

Видео

Источник

SHOTOKAN4YOU

Лучший учебник каратэ Шотокан

Искусство нунчаку

Ранее мы немного касались темы нунчаку, когда говорили о традиционном оружии Японии. Сегодня мы хотим более подробно остановиться на такой теме как искусство владения нунчаку. Почему именно нунчаку спросите Вы? А всё потому, что нунчаку является одним из самых известных, воспетых фильмами, прессой и разборками в стиле 90-х оружием.

Нунчаку по своему принципу действия относится к холодному оружию ударно-раздробляющего и удушающего действия, состоит из двух палок (деревянных или металлических), соединённые шнуром или цепью.

Длина палок подбирается индивидуально и примерно равна длине предплечья.

Расстояние между палок (т.е. длина открытого шнура) обычно размером с ширину кулака.

На первый взгляд нунчаку является простым снарядом. Но насколько это оружие может быть опасно в бою? Давайте попробуем разобраться. Но сначала немного истории.

История появления

Говорят, что история нунчаку берет свое начало в 17 веке в то время, когда японские оккупанты, захватили Окинаву и как следствие запретили местным жителям иметь оружие. Самураи лишились возможности носить мечи и вернулись к сельскому хозяйству, чтобы прокормиться. Но необходимость в самообороне осталась, и поэтому пришлось приспосабливать сельхоз инвентарь под боевые нужды. Так, по легенде, прародителем нунчаку стал цеп по обмолу риса:

Разновидности и конструкция нунчаку

Видов нунчаку существует огромное множество. Различаются они и по конструкции и по материалам изготовления.

Трехзвенные и четырехзвенные:

Баллистика и техника применения

Нунчаку – это симбиоз скорости атаки и силы удара. За доли секунды опытный мастер может нанести пару-тройку ударов и вернуть оружие в исходное состояние. Всё это достигается за счет компактной конструкции и подвижной части в виде шнура (цепи).

Нунчаку значительно быстрее палки, а зона поражения намного выше, чем зона поражения безоружной руки. Техника боя с нунчаку представляет собой скоростные вращения в разных плоскостях,перехваты, атаки. Способов атаки множество: это и маховые удары, и щелчки подобно кнуту, и короткие тычковые движения. Все это создает неповторимый рисунок боя с нунчаку. Некоторые школы единоборств демонстрируют разнообразные способы удушающих захватов и болевых приемов, которые выполняются с помощью нунчаку.

Еще одно преимущество, заложенное в конструкции нунчаку — полное отсутствие отдачи в руку за счет подвижной части. Поэтому, владея техникой, можно наносить мощнейшие удары, не опасаясь того, что оружие вылетит из руки. Наиболее распространенная тактика боя с нунчаку — это поражение атакующей конечности на встречном движении и последующие атаки в уязвимые зоны на теле противника, удушающий или болевой захват.

Ката с нунчаку

Комплексы ката устроены так, что их выполнение может осуществлять и с использованием оружия (палка, меч). Нунчаку не стали исключением из этого правила. Представляем ката Хейан Шодан с использованием нунчаку:

Существуют также ката, изначально посвященные нунчаку:

Закон

Не стоит забывать о том, что нунчаку – это в первую очередь оружие, поэтому Ваше увлечение не должно нарушать рамки закона. Мы, в свою очередь, рекомендуем Вам использовать в процессе обучения специальные мягкие тренировочные нунчаку, подобные этим:

Это будет и в рамках закона и в рамках соблюдения техники безопасности.

Обучение

Материалов по обучению искусству нунчаку существует огромное множество. Мы постарались отобрать для Вас самые интересные.

Руководство мастера Хондзе – Искусство владения нунчаками стиль “Летающее крыло”

А.Р. Комлев – практическое пособие нунчаку

Т.Ямашита – динамика нунчаку

Joseph Hess – Nunchaku in action

Hirokazu Kanazawa – Nunchaku dynamic training

Данной книги нет в электронном варианте, но ее можно заказать в бумажном.

Дополнительная литература:

Нунчаку. Книга 1. Школа ветра

Нунчаку. Книга 2. Природа боя

Нунчаку. Книга 3. Парные цепы

Фристайл нунчаку – рекомендуем канал Владимира Булатова.

Источник

Нунчаки. Весь начальный курс в одной статье.

Доброго времени суток, Бойцы! Несмотря на общеизвестность и распространённость, история происхождения нунчак покрыто лёгкой дымкой невнятного происхождения. Сама конструкция этого агрегата весьма проста: две палки, скреплённые верёвкой, да есть мнение, что управляется весьма сложно.

В том же Китае, например, говорят, что для его освоения требуется не менее десяти лет. А так, и пальцы отшибаешь, если не сообразишь в какую форму ладонь складывать при принятии свободной рукоятки. И при изучении слепых перехватов, по черепу достаётся, когда оружие, идущее из-за спины, требуется перехватить над плечом.

Взяло меня любопытство: смогу ли я в одной статье, объёмом примерно в две тысячи слов уместить весь базовый курс по нунчаку: а то меня всегда интересовало: как эти самые начала, можно растянуть на целую книгу, довольно-таки объёмную, когда собственно говоря, и рассказывать то не о чем. Отсюда и интерес нездоровый:) можно ли её утрамбовать в одну статью? С рисунками, разумеется.

Понятно, конечно, что базовая техника везде разная и количество составляющих элементов также может разнится в каждой секции. Также могут присутствовать и жутко похожие элементы, которые имеют разные названия при одинаковой сути. Если же всё это дело разложить по полочкам, то выйдет крайне простая «картинка»: точно такая же, как и в случае изучения боя сапёрной лопаткой.

Этот рисунок символизирует: 1) Восьмеркообразные движения. 2) Траектории ударов. 3) Перехваты (черный квадрат).

Приступая к искусству освоения нунчаку, следует знать, что их владение, это как и в случае с изучением фехтовальных техник мечом: практическое применение освоенных навыков, находится что-то около нуля, по той простой причине, что оно законом запрещено и приравнено к оружию ударно-дробящего типа. Самолюбие потешить можно, развить через работу с ними какие-то умения и навыки тоже можно. Размять мышцы. Поставить координацию, пусть она весьма специфическая. Увидеть общность во владении различными видами оружия. А в реальной ситуации пешеход скорее применить нож, пусть даже он (я имею в виду нож, а не человека) размерами напоминает зубочистку, автолюбитель — хороший гаечный ключ или биту, а нунчаки ни-ни, пусть даже человек умеет её вращать со скоростью пропеллера.

Считается, что это оружие сложно в изучении. Не знаю, не знаю, я во всяком случае, ничего заумного тут не заметил и освоил всё буквально за пару месяцев. Отсюда и выводы: либо сложность эта надуманная и является «липой», либо существуют какие-то неизвестные нам техники повышенного уровня, что тоже, вполне вероятно, но ведь не такие же, которые необходимо изучать по десять лет кряду!

В общем, то мнение, что нунчаки сложно в изучении, я не поддерживаю. Научится ими действовать, причем вполне уверенно, можно за два-три месяца. Ничего сложного, главное тренировки каждый день, правильный подход и понимание того, что делаешь. Ну и «метода», разумеется.

Да и сами посудите. Зачем китайцам дополнительно усложнять их, дополняя лишним звеном или двумя, порождая таким образом длиннющие гибкие палки, искусство манипулирования которыми ставят годами? Чтобы жизнь раем не казалась? Да просто изучать тут нечего, вот и извращаются в конструировании;)

Интересно, конечно: «С какой целью они разрабатывали и продолжают изучать такие странные виды оружия?» Может потому, что через них раньше ставилась энергетическая работа? Соответственно, они теперь просто вынуждены изучать некоторые виды оружия, чтобы через него перебросить мостик к энергопрактикам (об этом оригинальном способе развития энергетики, можно прочитать тут).

Впрочем, пущай тренируются как хотят. Мы же будем практиковать политику невмешательства в чужую жизнь и тренировки, а сэкономленное таким образом время лучше потратим на свою собственное крутое саморазвитие:)

Суть нунчак это удары-хлысты, а все многообразие вариантов перехватов есть просто способы вывода оружия в необходимое положение. В наше время, атакующая составляющая уступила место сценической в виде различного рода вертушек, хлыстов и прочей работы на публику. Вот небольшое видео из этой показушной области боевых искусств.


Но начнем, всё таки, с разминки, которая представляет собой обычные накручивания нунчаками простейшего круга в различных плоскостях с различной скоростью. Этот круг и будет нашей первой техникой.

Этот круг лежит в основе различных подкрутов, например, кистью, для усиления ударов, и восьмёрок нунчаками, которые больше всего интересуют начинающего и от которых частенько страдает голова, особенно если восьмерку пускаешь вкруговую вокруг тела. Так что, рекомендую надеть шапочку:)

1. На исполнение этого ключевого круга можно переходить с любого способа удержания рукояток оружия, основных которых несколько, а точнее, четыре.

За одну рукоять, вторая свешивается. За обе рукояти перед телом. За обе рукояти одной рукой.

Это главные положения, скажем так, базовые, потом можно вычленить и большее их число. Добавить, к примеру, удержания под плечом или над ним, да и вообще, конечное положение любого перехвата можно потом использовать в качестве базовой позиции:было бы желание, но эти положения есть та самая «база».

2. После небольшой разминки, можно переходить к изучению других типов технических элементов, например, «перехватов». А вот их известно как-бы достаточное количество. Перед собой, под плечом, над плечом, через шею, над головой. Не стоит забывать и про обратный хват. И тут стоить обратить внимание на небольшой моментик. Перехваты всегда изучаются вместе с простейшим координационным движениям типа удар, только исполняемы в мягкой и короткой манере: концентрация внимания в основном на перехватах. [ad#2]

Ешё раз повторюсь: всё искусство управления нунчаками, всё кажущееся многообразие исполняемых техник проистекает всего из нескольких моментов: это перехваты, способы смены направления движении, а также координационного движения типа «круг», из которого рождается «восьмерка» (движения типа удары не в счет — они есть тот же круг, только больших размеров). Вот и весь сказ! Эти дела изучаются сначала в качестве некой общей базы, а потом уже начинается деталировка.

Такая подготовка будет гораздо живее, чем с выпученными глазами изучать какие-то комплексы, пусть даже и состоящие всего из нескольких движений. Зачем их изучать? Чтобы потом подойти к пониманию вышеназванных трёх моментов и, соответственно, раздробить все изучаемые в течении многих лет, комплексы на эти технические элементы и начать их комбинировать в свободной манере? А ведь так и будет! Такие комплексы можно изучать только с целью, к примеру, какого-нибудь нюанса, типа умения перейти с одного на другое.

Впрочем, это моя личная точка зрения. Никому не навязываю.

Для того, чтобы максимально полно проработать все возможные варианты перехватов, приведу небольшую схемку, на которой красные линии символизируют не только возможные траектории движения оружия, но и положение рук, удерживающие оружие.

Верхняя горизонтальная линия символизирует перехват нунчак через шею (второй рисунок вверху), нижняя линия — через живот (первый и третий рисунок). Левая и правая вертикальные линии есть отражения перехватов над и под плечом (средний рисунок внизу). Горизонтальные линии соответствуют перехватам четвертого рисунка вверху, первого и третьего внизу. Учтите, что тут необходима работа на обе стороны тела, а кроме этого, и ключевую работу может исполнять как одна, так и другая рука.

Что же касается количества повторов, то тут следует говорить не о количестве повторов какого-нибудь элемента, а о процентом соотношении отрабатываемых техник: даже если со стороны вроде бы человек продолжает отрабатывать тоже самое, да суть уже другая по той причине, что его внимание уже концентрируется на другом.

3. Перемены направления. Для этих манипуляций используют чаще всего собственное тело, и уже реже тело противника, когда от проведённого воздействия, отскок оружия переводят в какую-то траекторию 🙂

Удобнее всего технику перемены направления нунчак, используя своё тело, ставить вместе с маховыми движениями (ударами), которые проводять по восьми направлениям (так называемой, «Розе Ветров).

Очень многие движения для непосвященного человека (который, вполне вероятно, неодобрительным взглядом контразведчика наблюдает за тренировками), выглядеть одинаково и он не заметит практически никакой разницы между, например, горизонтальным коротким ударом, исполненым перед собой, и перехватом, исполненным по той же траектории. А различие тут в той силе, которая вкладывается в движение: в первом случае, она несоизмеримо выше.

4. Удары нунчаками исполняются в восьми сторон. При проведении их по мешку, самое главное, это узнать каким местом прикладываться к мешку, чтобы не было отскока свободной рукояти, ну или хотя бы взять её под контроль, но в основном, всё таки, их проводят по воздуху, всячески помогая усилить атакующия движения активной работой туловища.

Они проводятся по восьми направлениям из вышеприведённой схемы. Ещё раз её приведу, чтобы страницу наверх не прокручивать.

Извращаться в искусстве отработки их, можно до бесконечности, используя все изученные технические элементы и самые разнообразные положения оружия по отношению к своему телу телу, а также по различным уровням из различных положений.

5. Восьмёрки. Эти движения почему-то относят к продвинутой и сложной технике, то есть к технике, которые могут исполнять только «деды» (как в армии), но только не новички. Но наши граждане с успехом изучают их едва взяв оружие в руки, а всё благодаря тому, что к этим движениям в людских массах есть какой-то нездоровый интерес: он и помогает освоить их гораздо быстрее, чем при стандартном подходе, когда буквально каждое действие заставяют повторять чуть ли не по несколько тысяч раз, благодаря которым, техника «запиливается», резко садится скорость, к тренировкам нарабатывается устойчивое отвращение.

Запомните! Если вы не хотите перечисленных эффектов, то на изучение каждого технического элемента не следует уделять больше пяти минут отработки!

Различные же подкруты с возвратом в исходное положение есть не что иное как её варианты.

Вертикальнай и горизонтальная восьмёрки: эти два вида движений. Кстати, тут следует отметить тот факт, что например, правильная техника некоторых движений безоружной рукой формируются как раз на основе восьмёрочных движений нунчаками.

Базой восьмёрки является круг, поэтому с проработки круга и следует начинать каждое занятие, о чем уже говорилось. Это круговое движение необходимо исполнять при самых различных положениях кисти относительно своего тела и накручивать, накручивать круг за кругом, круг за кругом, врабатываясь в него самым тщательным образом.

Два таких круговых движения, исполненных относительно друг друга в противоположных направлениях и смещённых друг от друга на на такт, порождают восьмёрку, а тут самым важным является момент смены направления движения, так как именно в этой микроскопической манипуляции и сокрыт секрет того, чтобы сила, набранная в предыдущем движении, плавно перетекла в противоположную траекторию.

Когда вся техника изучена, рождается, условно говоря, некий силовой кокон, как результат слияния вышесказанных подразделов. Восьмёрки помноженные на перехваты, перебросы, перемены хвата и удержания начинают приобретать пространственное звучание, потому что нунчаки начинают гулять вокруг всего тела, вследствие того, что ученик уже умеет перехватывать и перенаправлять их, ловко используя перехваты, которых у него в арсенале, что называется, на все случаи жизни:) [ad#3]

Возьмём в качестве примера, косой удар нунчаками. Если человек неплохо изучил перехваты, то он пожет перейти на циклическую работу, работая в замкнутой манере без остановки совершая перехват и удар, пуская оружие по диагональному кругу вокруг тела не останавливаясь. И при внешне кажущейся одной и той же работе, он может вести проработку либо этих двух перехватов, либо самого диагонального удара: тут всё зависит от того, на каком элементе он сконцентрирован.

Так может прорабатываться вся изученная техника.

Источник

Читайте также:  Кардио тренировка для рельефа
Оцените статью