Тренировка мышления для пожилых

Содержание
  1. 10 способов тренировки мозга против болезни Альцгеймера
  2. Чем полезным занять бабушку для профилактики деменции
  3. Ходите в магазин или найдите другую занятость
  4. Читайте, считайте и пишите
  5. Тренируйте мозг с помощью кроссвордов или компьютерных игр
  6. Пробуйте новые занятия
  7. Общайтесь
  8. Спите достаточно
  9. Чистите зубы
  10. Добавьте физической активности
  11. Когда нужна тренировка памяти у пожилых людей
  12. Старость – синоним «слабоумия»?
  13. Тесты на память для пожилых людей
  14. Вариант теста на проверку памяти №1
  15. Вариант теста на проверку памяти №2
  16. Вариант теста на проверку памяти №3
  17. Как тренировать память пожилым людям: упражнения
  18. Главное упражнение — физическая активность
  19. Упражнение 1 — Руки в зеркале
  20. Упражнение 2 — Бабушки на скамейке. Для тренировки памяти и образного мышления
  21. Упражнение 3 — Пишем изложение
  22. Упражнение 4 — Отвыкаем от привычек
  23. Упражнение 5 — Осмысленность видимого изображения
  24. Упражнение 6 — Запоминание списка
  25. Упражнение 7 — Учим стихи
  26. Упражнение 8 — Играем на музыкальных инструментах
  27. Упражнение 9 — Позитивное мышление
  28. Упражнение 10 — Развитие мелкой моторики пальцев
  29. Видео сборник упражнений для развития и укрепления мозга у пожилых

10 способов тренировки мозга против болезни Альцгеймера

Чем полезным занять бабушку для профилактики деменции

Сергей Малоземов тележурналист, автор программ «Живая еда» и «Чудо техники», научно-популярных фильмов, выпускник медуниверситета

Нам пока трудно себе представить дедушку, играющего в компьютерные игры, или бабушку, которая решила освоить игру на гитаре, — но чем дальше, тем больше эти способы тренировки мозга, помогающие предотвратить болезнь Альцгеймера, будут распространены среди пожилых. Если ваши родители-пенсионеры не разгадывают кроссворды и судоку и не играют в шахматы, им пора обзавестись парой полезных привычек для профилактики деменции.

Ходите в магазин или найдите другую занятость

Обычно высокая занятость ассоциируется у нас с чем-то негативным — люди привыкли жаловаться на напряжённый график. Однако американские учёные выяснили, что у активно работающих умственные способности выше, причём независимо от возраста — даже люди 50-89 лет, участвовавшие в исследовании, демонстрировали лучшую скорость обработки информации, память, логическое мышление и умение рассуждать — если они активно трудились.

Читайте также:  Гимнастика после болезни кавит

В целом позитивный эффект занятости связывают с тем, что активность для здоровья лучше пассивности. В пожилом возрасте, когда люди обычно выходят на пенсию, и у них становится существенно меньше дел, полезным может быть даже поход в магазин за продуктами.

Как показало тайваньское исследование, в котором приняли участие 2000 мужчин и женщин в возрасте старше 65 лет, те, кто предпочитает самостоятельно совершать покупки, повышают свои шансы на долголетие на 28%. Подобной деятельностью можно убить сразу трёх важных «зайцев»: повысить уровень социального взаимодействия, создать себе какую-никакую физическую активность и не дать ослабнуть памяти.

Читайте, считайте и пишите

Учёные из Колумбийского университета доказали, что у пожилых людей, которые регулярно читают и пишут от руки, существенно реже развиваются разные формы слабоумия. В течение двух лет команда учёных регулярно тестировала тысячу добровольцев 65–70 лет, среди которых треть были неграмотными. Все участники выполняли задания на память, зрительно-пространственное восприятие и степень владения языком.

Оказалось, что недостаточное образование и связанный с этим несформированный навык чтения и письма повышает вероятность старческого слабоумия. Учёные пришли к выводу, что умения, сформированные во время учёбы, тренируют мозг на протяжении всей жизни, повышая его устойчивость к дегенерации. А ещё доказано, что активной мозговой деятельности способствует вычисление: считать нужно без калькулятора и желательно вслух!

Тренируйте мозг с помощью кроссвордов или компьютерных игр

Тренировки мозга основаны на идее, что его можно сравнить с мышцами: со временем он способен меняться, реагируя на то, что мы с ним делаем — укрепляться или ослабевать. В науке это называется нейропластичностью. По-настоящему активно изучать этот метод начали только в 2000-е, хотя первый прорыв случился ещё в 1958 году, когда немецкий психолог Вэйн Кирхнер придумал знаменитую «задачу n-назад». Её суть заключается в том, что человеку демонстрируется набор определённых звуковых, визуальных или других образов. По ходу решения задачи он должен указать, сколько позиций назад уже видел или слышал представляемый образ.

Благодаря исследованиям, которые в 2008 и 2010 годах были проведены специалистом по работе мозга Сюзанной Йегги и её коллегами, было установлено, что систематическое выполнение «задачи n-назад» довольно быстро способно значительно повысить способность к концентрации, показатели логического мышления и даже спроецировать результаты регулярных тренировок на другие, изначально не задействованные виды умственной активности.

Позже выяснилось, что те, кто выполнял такие задачки, более чётко формулируют свои мысли, умеют поддержать разговор, быстрее читают и достигают лучших результатов в своей профессиональной деятельности.

Благодаря развитию современных технологий, упражнения вроде «задач n-назад» и многие другие игры, направленные на улучшение когнитивных функций, сегодня доступны на разных сайтах и в специальных приложениях. Первый же поисковый запрос выдаст вам с десяток таких вариантов для тренировки мозга – причем в форме увлекательных и красочных игр, а не скучных упражнений.

Уже есть и первые исследования результативности таких виртуальных упражнений: те, кто тренировал мозг по крайней мере раз в неделю, соображали на 9,8% быстрее и правильно решали на 5,8% больше математических задач, а их зрительно-пространственная память была на 2,7% лучше, чем у людей, которые не развивали свой мозг целенаправленно.

Кстати, просмотр информации в интернете, как недавно выяснили учёные, тоже полезен, причём в большей степени для пожилых. Если у людей в возрасте до 40–50 лет социальные сети скорее могут быть причиной депрессий, то после 55 лет — самое время почаще выходить в интернет-плавание.

Исследование Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе, в рамках которого изучалась степень активности различных областей мозга у пожилых людей, подтвердило: у мужчин и женщин, которые «сёрфили» и «чатились» хотя бы полчаса в день, были более активными области мозга, отвечающие за речь, память, зрение, а также принятие решений.

Полезны и компьютерные игры! Например, так называемые «шутеры», или «стрелялки». Вынуждая игроков одновременно выполнять ряд разнообразных задач (обнаруживать новых врагов, отслеживать действия уже существующих, избегать их ударов и пуль и так далее), видеоигры этого типа заставляют на пределе возможностей использовать три разных аспекта зрительного внимания. Всего через десять дней игрового тренинга это заметно сказывается на способности выполнять новые, непривычные задачи и действовать на неподготовленной местности.

Можно использовать и более консервативные умственные тренировки: например, разгадывать кроссворды, играть в судоку или города, придумывать слова на каждую букву алфавита. Ещё один эффективный вариант — шахматы: в этой игре нужно просчитывать ходы наперёд (и свои, и соперника), продумывать стратегию взаимодействия со вторым игроком. В общем, здесь много вычислений, а это нагрузка на рабочую память и поддержание её в активном состоянии.

Пробуйте новые занятия

В упражнениях для мозга есть и подводные камни, главный из которых — со временем они перестают работать. В конечном счёте, одни и те же обучающие игры не делают вас умнее — они делают вас более опытными в этих обучающих играх. Результат длится недолго. Поэтому, как считает Андреа Кушевски, врач-консультант, исследующая нейрокогнитивные факторы поведения человека, как только вы справляетесь с одним из этих действий в обучающей игре для мозга, нужно идти дальше — к следующей стимулирующей деятельности. Поняли, как играть в судоку? Отлично! Пора переходить к другому виду игр.

Исследование, которое проводил профессор Ричард Хайер из Университета Калифорнии в Ирвайне, подтверждает эту гипотезу. Учёный дал поиграть в видеоигру «Тетрис» людям, которые никогда раньше этого не пробовали. Выяснилось, что после регулярных тренировок в течение нескольких недель у добровольцев произошло увеличение толщины и активности коры головного мозга, а, значит, количество нервных связей увеличилось.

Эти люди стали настоящими гуру «Тетриса», а учёные продолжили своё наблюдение. После первоначального резкого когнитивного роста они заметили снижение как в корковой толщине, так и в количестве глюкозы, используемой клетками во время выполнения задачи. Однако добровольцы всё так же хорошо играли, их умения не ухудшались. Сканирование головного мозга тем не менее показало снижение мозговой активности во время игры по сравнению с предыдущими днями.

Всё дело в том, что мозг у испытуемых со временем стал более эффективным: по сути, он понял, как играть в «Тетрис», и ему стало лень. Уже не нужно было так усиленно работать, чтобы добиваться результата, и когнитивного роста больше не происходило.

Как только вы достигаете пика мастерства в определённой деятельности, нужно переключаться на другую стимулирующую деятельность. чтобы мозг продолжал создавать новые соединения и поддерживал их активность.

Поэтому так важно в принципе пробовать всё новое — от изучения языков и обучения игре на гитаре до посещения классов йоги. С каждым новым занятием формируются новые нервные связи, и это улучшает когнитивные функции.

Новшества также связаны с увеличением выброса дофамина в организме, который не только очень мотивирует, но и стимулирует нейрогенезис — деление нейронов. Возможно, именно сочетание этих эффектов и является причиной того, что открытость всему новому тесно связана с высоким IQ.

Общайтесь

Общение с людьми — это не только отдых в перерывах между активной деятельностью, но и, как показывают исследования, средство улучшения познавательных функций. Оно требует от нас внимания, оперативной памяти, оценки ситуаций и действий других людей.

Учёные из университетов Мичигана, Калифорнии и Колорадо недавно опубликовали результаты своих исследований, доказывающие, что даже короткие, десятиминутные интервалы социального взаимодействия могут улучшить общие когнитивные функции.

Согласно рекомендациям Американской ассоциации пенсионеров, социальное взаимодействие при старении очень важно для поддержания хорошего психического здоровья, памяти и предотвращения деменции и болезни Альцгеймера.

Спите достаточно

Очень важен полноценный сон. Он нужен для формирования памяти и внимания, а его недостаток может вызвать серьёзные интеллектуальные и эмоциональные трудности. Сон менее 8 часов, согласно исследованиям Медицинского центра Рочестерского университета, негативно влияет на уникальный процесс самоочищения головного мозга, который был открыт учёными в 2012 году. В результате в тканях мозга накапливаются токсичные белки (бета-амилоид и тау-белок), повышение уровня которых наблюдается при болезни Альцгеймера.

Чистите зубы

В это сложно поверить, но у тех, кто пропускает чистку зубов, повышается риск не только возникновения кариеса, но и повреждения клеток мозга! Ученые Бергенского университета (Норвегия) нашли прямую связь между заболеваниями дёсен (гингивитом) и болезнью Альцгеймера. Оказалось, что бактерии Porphyromonas gingivalis, вызывающие заболевания дёсен, также производят белок, который разрушает нервные клетки, что приводит к нарушениям памяти.

Конечно, это не единственная причина болезни Альцгеймера, но пока учёные создают лекарство, уже сейчас можно заняться профилактикой и защитить себя от возможной угрозы: достаточно регулярно чистить зубы не менее двух минут два раза в день, а также каждые полгода посещать стоматолога для профилактической гигиены и осмотра.

Добавьте физической активности

Физические упражнения усиливают кровообращение, питая нейроны кислородом, помогают предотвратить стресс, уменьшить вероятность появления тревоги и депрессии, улучшить качество сна и снизить резистентность к инсулину.

Как минимум четыре крупных метаанализа существующих исследований пришли к одному и тому же выводу: физическая подготовка заметно сказывается на когнитивных способностях. В общем, выходя на прогулку или лишний раз пользуясь лестницей вместо лифта, вы действительно умнеете!

Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Источник

Когда нужна тренировка памяти у пожилых людей

В старости память — копилка, которую невозможно открыть.

Очень часто случается, что человек переходит границу и уже врачи про него говорят — . после 50. после 60, после 70. Память теряет свою форму и ему предлагают выполнять упражнения для тренировки памяти у пожилых людей. Но всегда ли это необходимо?

Старость – синоним «слабоумия»?

Принимал участие в создании Устава Лиги Наций — в частности, предложил мандатную систему. Философ, один из основателей философского течения современного холизма.

Не совсем так и, следовательно, не у всех. Считается что, несмотря на то, что уже к 40 годам нейроны в мозгу начинают гибнуть, объем «серого вещества» из-за таких потерь уменьшаться, а полости заполняются цереброспинальной жидкостью – это не должно катастрофически влиять на остроту ума человека в возрасте.

Природа позаботилась снабдить мозг резервным запасом клеток, поэтому естественная потеря некоторых из них малосущественна для нашего интеллекта и памяти. Но тренировка памяти у пожилых людей является панацеей от слабоумия.

Так почему же кто-то и в семьдесят пять, и в восемьдесят лет превосходно соображает, а о ком-то в 60 говорят, что он выжил из ума?

Главной причиной здесь являются нарушения мозгового кровообращения связанные с микроинсультами, происходящим малозаметно, но губительно для мозга. У всех разный образ жизни — подвижность, питание, экология и наследственность, конечно.

И у некоторых людей, при неблагоприятных факторах и начинается старческое слабоумие. Которое проще предупредить, чем полностью вылечить. Так как же улучшить память после 60 лет? Это можно поправить и не без успеха. И лекарствами и специальными упражнениями для тренировки памяти.

Тесты на память для пожилых людей

Для начала оцените свое состояние и пройдите простые тесты для проверки памяти.

Вариант теста на проверку памяти №1

Чаще всего люди страдают потерей кратковременной памяти. В одно ухо влетело, в другое вылетело. Но сейчас проверим вашу способность запомнить небольшой список слов одной тематики. Например, вы пошли в магазин за покупками и хотите купить небольшой набор привычных товаров:

  1. Хлеб
  2. Молоко
  3. Сыр
  4. Пакет для мусора
  5. Помидоры
  6. Зубочистки
  7. Батарейки
  8. Мыло
  9. Яблочный сок
  10. Пряники

Просмотрите этот список в течении 40 секунд и запомните. Попробуйте написать его на бумаге и посчитайте ошибки. Ошибок нет:

  • У вас нет проблем с памятью. Поздравляю! Но учтите — список простой. Не возгордитесь уж слишком! Или вы еще слишком молоды?

До 4-х ошибок

  • Вы не слишком выделяетесь из всех. У вас нормальная память для пожилого возраста. Но лучше само по себе, без выполнения упражнений и тренировок уже не станет.

5 ошибок и более

  • Самим понятно, что без поддержки ваш мозг угасает. Надо что-то делать. (А вы, наверное, добавили в этот список батон? Значит у вас еще и шаблонное мышление.

Кстати забыть список покупок в магазине можно не только по причине плохой памяти. Попытки удержать его в голове может помешать перегруженность мозга стоящими перед вами задачами. Вы хотите помнить список, а в голове крутится: выключила ли я утюг, а позвонила ли внучке и надо встретиться с МарьИванной — вчера договорились.

Поэтому в магазине желательно расслабиться и сосредоточиться только на том деле, которым вы сейчас занимаетесь. Все равно остальные одновременно не сделать.

Вариант теста на проверку памяти №2

Попробуйте нарисовать циферблат часов.

Вариант теста на проверку памяти №3

Возьмите листок бумаги и составьте список 5-10 абонентов — ваших близких, например — и их телефонные номера, которые вы помните. Если вы сможете сделать это по памяти, то все хорошо. Если нет — посмотрите в телефонной книжке. Постарайтесь запомнить номера. Запишите их снова, не подглядывая. Вспомните их на другой день, через 3 дня.

  • Если вы смогли правильно написать большую часть контактов, то с вашей памятью все в порядке.
  • Если путаница в цифрах начинается уже с 4-5 символа в номере, то очевидно, что у вас есть проблемы с памятью.
  • Если через какое-то время вы не помните ни одного номера, то с долговременной памятью проблемы.

Для запоминания применяйте специальные методики, основанные на мнемотехнике.

Как тренировать память пожилым людям: упражнения

Главное упражнение — физическая активность

Важно понять, что когнитивные способности — возможность думать, соображать — зависит от мозгового кровообращения. И здесь тренировка памяти заключается в его сохранении и поддержании на должном уровне. Всем, кому за 50, пожилым и пенсионерам, как воздух нужна физическая активность.

Но здесь есть одна засада: вы быстро устаете, вам лень двигаться, заниматься спортом или хотя бы простыми физическими упражнениями. И, раз уж вы малоподвижный пожилой пенсионер, не гоняете кровь по венам и артериям, то организм продолжает зашлаковываться токсинами, образующимися в результате жизнедеятельности организма, отчего появляется лень и апатия.

Круговорот из которого сложно выйти без невероятных событий, которые вас подтолкнут к действию. Но это может быть как резкое ухудшение здоровья, так и встреча жизнерадостными друзьями которые потянут вас за собой обратно к молодости и здоровью.

Упражнение 1 — Руки в зеркале

Кладем перед собой лист бумаги и рисуем двумя руками зеркальные изображения.

Правой рукой круг и левой круг. Затем квадрат, треугольник и другие фигуры. Сначала маленькие, затем побольше. Если получается — рисуем несимметричные фигуры — облачко, чашку с ручкой, цветок и т.п. Сразу это не получится, поэтому можно просто взять картинку и обводить ее контуры левой и правой рукой одновременно. Самое сложное — рисовать одновременно разные фигуры разными руками. Но это уже не у всякого молодого с твердой памятью получиться. Но стремиться к этому можно и нужно. Это упражнение для поддержания обоих полушарий мозга в согласии.

Упражнение 2 — Бабушки на скамейке. Для тренировки памяти и образного мышления

— У моей жены очень ужасная память!
— Что, ничего не помнит?
— Нет. Она помнит все!

Вспомните только, что увиденного человека, прошедшего мимо вас. Попробуйте мысленно составить его портрет. Описать его внешность, во что одет, обут, что несет в руках. Какая у него походка. Продолжите уже изобретать, выдумывать, что тоже полезно — откуда и куда он идет, зачем. Это упражнение развивает не только наблюдательность, но и фантазию.

Упражнение 3 — Пишем изложение

Помните — как в школе на уроках по русскому языку? Прослушав небольшую передачу или новости по радио или телевидению, составьте краткое изложение услышанного. Можете про себя, но для тренировки памяти лучше на бумаге. При этом нам необходимо:

  • понять и запомнить услышанный текст, определить его основную мысль
  • как можно более точно сохранить и передать авторский стиль и речевую стилистику
  • точно передать детали и факты, если они есть в тексте
  • точно запомнить важные для понимания текста фразы, написать их в правильной логической последовательности
  • излагать текст в правильной последовательности, с полноценным началом и концовкой

Упражнение 4 — Отвыкаем от привычек

Многие вещи мы делаем на «автопилоте», не задумываясь, а значит ни капли не нагружая мозг. Попробуйте «проснуться», сделать привычные действия по новому, положите одежду перед сном в другое место, почистите зубы левой рукой, походите по городу новыми маршрутами. Делайте что-то с закрытыми глазами: помойте посуду, сложите одежду в шкафу стопочкой, найдите ключи в ящике с мелочами, попейте чай или кофе с булочками или печеньем.

Упражнение 5 — Осмысленность видимого изображения

Вы привыкли каждому объекту приписывать определенные привычные свойства. А что если сбить с толку ваш мозг таким простым заданием. Каждое слово выделено своим цветом. Смотрите на текст и вслух называйте цвет, которым он написан. Сначала медленно, а затем как сможете быстро. Читайте вперед, назад, вразнобой. красный синий зеленый черный синий голубой белый синий красный коричневый красный зеленый синий черный белый желтый коричневый зеленый синий красный голубой желтый Левое полушарие мозга специализируется на тексте , речи. Правое — на обработке информации. Когда вы пытаетесь вывести мозг из заблуждения между тем, что видите и тем, что читаете, происходит восстановление ослабленных связей между нейронами и восстановление работы мозга. Попробуйте еще раз:

Упражнение 6 — Запоминание списка

Это упражнение подходит для запоминания списка как связанных, так и не связанных общим смыслом предметов, вещей, явлений. Каждому предмету придумывается действие, связывающее его с другим предметом и так описывается вся цепочка из списка. Для этого существуют специальные тренажеры. Вот пример того, как выглядит один из них. Вам показывается список слов, по одному на несколько секунд, за это время вы придумываете с ними рассказ, который можете легко запомнить. Например: Я посмотрел вверх класса и увидел выход. Пролетев в него я оказался перед входом и мне на голову упала капля из трубы, которую держал президент, ведущий кружок. и т.д. и т.п. Бред! Скажете вы. Так и есть! Но именно он и запоминается. Можете проверить. Иначе бы такого метода запоминания информации из списка слов не существовало.

Упражнение 7 — Учим стихи

Если давно не читали стихов, то вам обязательно понравиться. Это улучшает и память, и внимание, и пробуждает интерес к творчеству. Приятно будет посидеть с книжкой в уютном кресле, перелистывая страницы книги.

Упражнение 8 — Играем на музыкальных инструментах

Конечно, если вы уже раньше умели играть на гитаре или баяне, то все просто. Вспоминайте старые мелодии. А если не умели — то хоть играйте на ложках, но не слишком громко 🙂 В любом случае мозг будет работать лучше.

Упражнение 9 — Позитивное мышление

К старости многие начинают ворчать и брюзжать. «Не та нынче молодежь пошла». Как только захотите что-то или кого-то покритиковать — дерните себя за рукав и остановитесь. При позитивном настрое улучшается настроение и кровообращение. А с ними и работа мозга. Вы можете одеть себе резиночку на запястье и щелкать ей по коже. Неприятные ощущения, связанные с этим, отучат вас от постоянной критики.

Упражнение 10 — Развитие мелкой моторики пальцев

Его легко можно делать в любой обстановке — дома, на работе , в транспорте. Для начала достаточно взять маленькую палочку, простую авторучку или карандаш и вращать ее между пальцами. Пальцам будет тяжело, они не будут слушаться, будут двигать палочку не в ту сторону, в какую вы хотите. Она будет дергаться, дрожать и падать на пол. А может все будет хорошо с самого начала. В любом случае произойдет позитивное развитие мелкой моторики, что благоприятно скажется на развитии обоих полушарий мозга. Выполнять лучше с менее развитой руки и уделять ей больше внимания. Затем можно делать это задание двумя руками сразу. В конце уже использовать одновременно две палочки в одной руке. Палочку нужно фиксировать в некоторых положениях и сжимать ее рукой, массировать кончики пальцев, что так-же стимулирует кровообращение мозга, хоть вы и разминаете пальцы а не голову.

Видео сборник упражнений для развития и укрепления мозга у пожилых

Это интересные упражнения, советую посмотреть. Такие отзывы к нему оставляют зрители:

Источник

Оцените статью