Тренировка мозга выучить 10 стихотворений

Стихи для развития памяти у взрослых. Какие выбрать?

Здравствуйте, дорогие читатели! О том, что для улучшения памяти нужно учить стихи, слышали многие. Но почему именно стихи? Почему нельзя взять любую книгу в прозе, выбрать отрывок и начать его учить? Можно, конечно. Но стихи лучше. Давайте в этой статье разберемся, почему может ухудшиться память и какие стихи для развития памяти у взрослых лучше всего брать для заучивания.

Что вообще такое память? Это мыслительный процесс, который включает в себя запись, хранение и извлечение информации. Запись – это запоминание, а извлечение – это вспоминание. Противоположным запоминанию является забывание. Забывание служит важным условием запоминания. Оно разгружает центральную нервную систему, освобождая место для новых связей. Если бы мы помнили все, что когда-либо воспринимали, наш мозг наверное бы взорвался…

Причины ухудшения памяти

Процессы памяти могут ухудшаться по очень многим причинам.

Во-первых, это непосредственное воздействие на мозг различных факторов. Например, черепно-мозговая травма, инсульт, опухолевые процессы. Это могут быть инфекционные заболевания мозга и его оболочек (менингит, энцефалит), воздействие лекарственных препаратов. Сюда же отнесем курение, алкоголь и наркоманию.

Во-вторых, к ухудшению памяти приводят нарушения в обмене веществ и заболевания сердечно-сосудистой системы. В этом случае нарушается кровоснабжение мозга и его обменные процессы. Это, конечно, сказывается на его функционировании.

Читайте также:  Одежда для тренировок гимнасток

В-третьих, на функцию памяти влияют внешние факторы. Это недостаток витаминов, стрессовые ситуации, недосыпание. Информационные перегрузки тоже ухудшают память. Неправильное питание обедняет организм необходимыми нутриентами. Из-за этого мозг не получает достаточного питания и реагирует снижением памяти.

В-четвертых, это возрастные изменения. В основном это склеротические изменения сосудов головного мозга. С возрастом сосуды становятся менее эластичными, сужается их просвет. За счет этого ухудшается кровоснабжение и доставка питательных веществ к мозгу.

Чтобы развивать память, нужно поддерживать хорошую работу мозга. Для этого хорошо соблюдать три простых правила:

1. Обеспечить достаточный уровень кислорода в крови, чтобы обеспечить активность и работоспособность мозга. Для этого нужно проводить достаточно времени на воздухе.

2. Заниматься спортом и вести здоровый образ жизни.

3. Достаточно спать. Это обеспечивает нормальную работу мозга.

Стихи для развития памяти

Заучивание стихов – простой и эффективный способ развития памяти. У меня, например, во время химиотерапии память ухудшилась значительно. Ощущения, знаете ли, не из приятных. Чтобы исправить ситуацию, я стала учить стихотворения. Теперь, спустя несколько лет после лечения, когда все функции организма давно восстановились, я уверенно могу сказать – этот способ работает!

Почему стихи? В стихотворениях есть ритм, рифмы. Они позволяют быстрее запоминать по сравнению с прозаическим текстом. К тому же, в стихах есть сюжет и яркие художественные образы. При чтении воображение рисует картины, которые помогают запомнить произведение.

Казалось бы, сейчас возьму томик стихов любимого поэта, Асадова или Ахматову, и начну учить его стихи. Это, конечно, хорошо. Первое время мозг будет принимать нагрузку, память будет развиваться. Но постепенно он привыкнет к манере поэта, к его стихотворным размерам, образам. Уровень развития памяти будет снижаться.

Что делать? Чтобы память развивалась наиболее эффективно, важно давать мозгу для запоминания задачи разной направленности. То есть, нужно брать для заучивания стихи, которые отличаются друг от друга содержанием, ритмом, эмоциональной направленностью, построением.

Вот такие разнообразные стихи для развития памяти у взрослых я для вас подобрала.

Эти разные, разные стихотворения…

Давайте начнем с Александра нашего Сергеевича. Как вы думаете, в чем гений и талант Пушкина? Почему его стихи были так популярны в его время? В частности, из-за того, что они прекрасно ложились на память. Да уж, его слог не спутаешь ни с кем другим.

А сейчас возьмем Эдуарда Асадова. Другой ритм, другая лексика.

Ну а теперь резко меняем вектор и обрушиваем на нашу память Владимира Маяковского. Вот это запомнить реально непросто! Резкий, рубленый стих, с шатающимся ритмом – та еще задача!

Вернемся к лирическому настрою и выучим стихотворение Игоря Северянина.

Слабо запомнить отрывок из «Илиады» Гомера?

Теперь попробуйте выучить «числовое стихотворение». Трудность в том, что в нем нет ни сюжета, ни образов. Мышление при запоминании не подключается, так что тренируем механическую память. Только ритм в помощь! Напишите в комментариях, что было основой при запоминании: стихотворный ритм или зрительное представление цифр?

А вот шедевр Даниила Хармса. Называется «Мама Няма аманя». Попробуйте запомнить, когда ничегошеньки не понятно! Можно только догадываться, что имел в виду автор. Да и догадки будут у каждого свои…

Не оставим в стороне и современную поэзию. Возьмем стихотворение «С ним внутри» талантливой молодой поэтессы Веры Полозковой.

Как правильно учить стихи

Экспериментально доказано, что при запоминании стихотворения легче всего усваиваются начало и конец, а наиболее трудно – средняя часть. Чтобы легко заучивать стихи, я предлагаю вам такой алгоритм:

прочитайте стихотворение целиком, медленно, с выражением, чувствуя его ритм;

оцените, понятен ли вам смысл произведения, нет ли незнакомых слов (если есть, уточните их значение в словаре);

прочитайте стихотворение еще раз, мысленно представляя описываемые образы и ситуации;

учите стихотворение по строфам (нескольким строкам): прочитали первую строфу – повторили, прочитали вторую – повторили;

повторять стихотворение очень важно с интервалами: непрерывное повторение, заучивание вплоть до полного запоминания не принесет желаемого результата.

Итак, подведем итоги. Даже при незначительном ухудшении памяти нужно срочно исправлять ситуацию. Стихи для развития памяти у взрослых – отличный способ, который хорошо работает. Для более эффективной работы памяти нужно брать для заучивания стихи, разные по стилю, ритму, стихотворному размеру. Учите стихи разных эпох и направлений: классики кардинально отличаются, например, от футуристов.

И, конечно, не надо забывать основной принцип развития – от простого к сложному. Память будет развиваться только тогда, когда будет получать все более сложный материал. Тренируйте память, и мозг скажет вам за это спасибо!

Источник

Стихи для развития памяти взрослым и детям

Память — один из самых важных инструментов интеллекта, однако он, как и любой другой навык, требует постоянного внимания, тренировки и развития.

Зачем учить стихи?

Поэзия гораздо легче воспринимается мозгом (конечно, если стихи хорошие) и потому процесс запоминания проходит быстрее и проще. Именно поэтому в школе детям задают для заучивания стихи очень часто, а вот прозу — достаточно редко.

Ежедневное запоминание хотя бы нескольких стихотворных строчек формирует между нейронами новые связи, поэтому способности памяти расширяются, стимулируя развитие и других когнитивных способностей.

Кроме того, учить стихи полезно и по другим причинам:

  • Происходит развитие речи . Заучивание новых слов, оборотов, фраз расширяет словарный запас и обогащает речь художественными выражениями;
  • Улучшается дикция . Постоянное чтение вслух (еще лучше — перед публикой) развивает ораторские способности, помогает свободно общаться на любом уровне без стеснения, делает речь разборчивой, разрабатывает интонацию.

Человек, который знает наизусть множество стихов, имеет богатый культурный багаж и воспринимает его адекватно, то есть понимает то, что хотел сказать автор. А это — уже шаг к личностному росту. В пожилом возрасте именно интенсивная умственная деятельность и заучивание стихов помогли многим известным людям сохранить ясность ума и твердую память.

Какие стихи лучше учить для улучшения памяти?

Заучивание стихов должно быть не обычной зубрежкой, а осознанным восприятием информации.

Именно ритмическое построение и (дополнительно) эмоциональная наполненность стихотворений позволяют быстро выучить заданный материал, что намного тяжелее при заучивании прозы.

Однако обязательность осознанности порождает определенные различия между заучиванием поэзии взрослым человеком и нюансами при осуществлении того же процесса у детей.

Стихотворения для развития памяти у взрослых

Главное правило — поэзия должна вам нравиться. Стихи известных поэтов имеют четкий ритм, понятный и доходчивый смысл, а для многих являются любимыми. Поэтому запоминание будет легким и приятным процессом. Кому-то будет проще воспринимать информацию визуально, другим — на слух, третьи для облегчения запоминания помогают себе жестикуляцией.

Примеры стихов развивающих память для взрослых

  1. Пушкин Александр Сергеевич — «Возрождение»

Но краски чуждые, с летами,
Спадают ветхой чешуёй;
Созданье гения пред нами
Выходит с прежней красотой.

Так исчезают заблужденья
С измученной души моей,
И возникают в ней виденья
Первоначальных, чистых дней.

Частые звездочки, звездочки тесные!
Что в вас прекрасного, что в вас могучего?
Чем увлекаете, звезды небесные,
Силу великую знания жгучего?

И почему так, когда вы сияете,
Маните в небо, в объятья широкие?
Смотрите нежно так, сердце ласкаете,
Звезды небесные, звезды далекие!

Посмотри, как преображена
Огневой кожурой абажура
Конура, край стены, край окна,
Наши тени и наши фигуры.

Ты с ногами сидишь на тахте,
Под себя их поджав по-турецки.
Все равно, на свету, в темноте,
Ты всегда рассуждаешь по-детски.

Замечтавшись, ты нижешь на шнур
Горсть на платье скатившихся бусин.
Слишком грустен твой вид, чересчур
Разговор твой прямой безыскусен.

Пошло слово любовь, ты права.
Я придумаю кличку иную.
Для тебя я весь мир, все слова,
Если хочешь, переименую.

Разве хмурый твой вид передаст
Чувств твоих рудоносную залежь,
Сердца тайно светящийся пласт?
Ну так что же глаза ты печалишь?

Детская поэзия для развития памяти

Заучивание стихов с ребенком подчиняется также нескольким общим рекомендациям, в соответствии с которыми и стоит выбирать поэтические произведения:

  • Основное требование — все слова должны быть понятны ребенку и соответствовать его уровню развития. Если некоторые из них неизвестны малышу, следует объяснить их значение — это расширит его кругозор;
  • Стихотворение должно соответствовать возрасту ребенка . Если произведение для 3-4-летнего малыша наполнено, главным образом, существительными и глаголами, то в 4-5 лет в стихотворении уже присутствуют абстрактные величины и явления, причем обязательно добавляется мотивация — для утренника, рассказа бабушке и дедушке. С 6 лет содержание становится еще более сложным, а к заучиванию добавляется анализ текстов.

Как правило, в детских изданиях имеется разбивка по разным возрастам, облегчающая выбор подходящих текстов.

Примеры стихов развивающих память для детей

Как солнцу рады ласточки,
Как высоко взвились!
Звенит их криком радостным
Вся голубая высь.

Поля кругом раскинулись, —
Конца им не видать.
Рожь поднялась, волнуется, —
Простор и благодать!

Но в сердце, как в ромашке,
Мы увезем домой
Июльские ромашки —
Пусть светят нам зимой.

Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов
На них разбросаны букеты.

Миленькая мамочка,
Мама, улыбнись!
Своим сердцем ласковым
Ты ко мне прижмись!

Мама – как волшебница,
Если улыбается,
Каждое желание
У меня сбывается!

Поцелует мама –
Плохое забывается.
Новый день, веселый день
Сразу начинается!

Да неужели жизнь – не сказка?
А быль? Природы красота
Не может сказкой называться?
И сказка – это доброта!

Она нас всех отучит злиться,
Научит всех людей дружить…
Кто сказки в жизни сторонится,
Тому на свете скучно жить!

Могут даже у ребят
Сбыться все желания,
Нужно только, говорят,
Приложить старания.

Не лениться, не зевать,
И иметь терпение,
И ученье не считать
За своё мучение.

Говорят: под Новый год
Что ни пожелается —
Всё всегда произойдёт,
Всё всегда сбывается.

Как же нам не загадать
Скромное желание —
На «отлично» выполнять
Школьные задания.

Чтобы так ученики
Стали заниматься,
Чтобы двойка в дневники
Не смогла пробраться!

Как правильно учить стихотворения взрослому?

Методик заучивания существует несколько, однако большей популярностью пользуется классическая схема:

  1. Начинать заучивание за несколько (2-3) дней до срока;
  2. Прочитывать текст несколько раз подряд, лучше вслух — так к визуализации добавится звуковое восприятие;
  3. Представить образы и события, описываемые в произведении. При возможности — даже зарисовать;
  4. Выделить главных действующих лиц стихотворения и проникнуться чувствами, которые стремится передать автор;
  5. Переписать текст на бумагу, так усилится визуальное восприятие;
  6. Еще раз медленно прочитать стихотворение вслух, запоминая формы слов и их время;
  7. Начать заучивание по принципу «снежный ком»: запомнить первую строчку, затем первые 2 строчки, затем — первые 3 и т. д.;
  8. Составить шпаргалку из первых букв строчек.

Как учить стихи ребенку?

Если взрослый может заставить себя учить стихи простым усилием воли, то ребенок часто капризничает и не хочет заниматься заучиванием. Поэтому для осуществления процесса запоминания стоит придерживаться нескольких рекомендаций:

  • Начинать знакомство со стихами следует в самом раннем возрасте — когда малыш еще лежит в коляске;
  • Стихотворение должно соответствовать возрасту ребенка;
  • Заучивание должно быть обязательно эмоциональным и с выражением;
  • Следует объяснять ребенку непонятные слова;
  • Часто повторять стихотворения (любые) малышу во время прогулок и игр — это поможет ему привыкнуть к стихотворной речи.

Стихотворения для развития памяти можно проиллюстрировать рисунком — это облегчит процесс запоминания и превратит его в увлекательную игру. Не стоит сбрасывать со счетов и мотивацию — возможность порадовать близких или удивить друзей может стать мощным рычагом для осуществления заучивания стихотворения.
[table “2” not found /]

  1. Буреш Я: Методика и основные эксперименты по изучению мозга и поведения / Я. Буреш, О. Бурешова, Дж.П. Хьюстон. -М.,1991. 400с.
  2. Cavanaugh, J. C., & Poon, L. W. (1989). Metamemorial predictors of memory performance in young and older adults. Psychology and Aging, 4, 365-368. doi: 10.1037/08827974.4.3.365
  3. Ковалев Г.В. Ноотропные средства,/ Ковалев Г.В. Волгоград, 1990.
  4. Verhaeghen, P., Marcoen, A., & Goossens, L. (1992).Improving memory performance in the aged through mnemonic training: A meta-analytic study. Psychology and Aging, 7(2),242-251.doi:10.1037/0882-7974.7.2.242
  5. Cronbach, L. J. (1951). Coefficient alpha and the internal structure of tests. Psychometrika, 16, 297-335.
  6. Воронина, Т. А. Современные проблемы фармакологии ноотропов: состояние и перспективы / Т. А. Воронина // Фармакология и токсикология. 1987. -№ 3.

Источник

Оцените статью