Тренировка морфологический разбор причастия

Практическая работа по русскому языку на тему «Правописание причастий. Морфологический разбор причастия»

Практическая работа по теме «Причастие».

Повторение §12–25 (УМК М.Баранов, Т.Ладыженская и др.)

Учитель диктует небольшой текст. Просит учеников найти и подписать все причастия, выделить обособленные определения (если их несколько). Первое причастие записывается на доске, выполняется морфологический разбор, остальные причастия дети разбирают самостоятельно. Когда работа выполнена, обучающиеся получают карточку и проверяют первое задание.

Самооценка, две отметки: за правильность написания текста и за выполнение морфологического разбора причастий.

Когда выполнены все задания, то выставляется третья отметка, обучающиеся за урок выводят общий балл, оценивают свою работу на уроке, как они усвоили пройденный материал.

Если учитель планирует выполнить данную практическую работу в течение одного урока, тогда задания 2 и 3 можно записать в тестовой форме.

Задание 1. Проверьте текст. Выполните морфологический разбор причастий.

Только что пребывали* мы в цивилизованном мире мощёных и заасфальтированных улиц и площадей, в мире высотных зданий, автобусов и троллейбусов, переполненных спешащими людьми. Но стоило перебраться через большой неподвижный водоём, как мы очутились в царстве природы. Каменные ступени, стёртые тысячами человеческих шагов, вели на самое дно ущелья. (По Н. Ткаченко)

*Пребывать – быть, находиться где-либо.

Прибывать – где-то появиться в определённое время.

I. Троллейбусов (каких?) переполненных.

Н.ф. – переполненный; переполнить+^ЕНН(ый).

II. Пост.пр.: страд., прош.вр., сов.в., невозвр.

Непост.пр.: в полн.ф., во мн.ч., в род.п.

III. Троллейбусов (каких?) переполненных (определение).

I. Людьми (какими?) спешащими.

Н.ф. – спешащий; спешить+^ащ(ий).

II. Пост.пр.: действ., наст.вр., несов.в., невозвр.

Непост.пр.: во мн.ч., в тв.п.

III. Людьми (какими?) спешащими (опред.).

I. Ступени (какие?) стёртые.

Н.ф. – стёртый; стереть+^Т(ый).

II. Пост.пр.: страд., прош.вр., сов.в., невозвр.

Непост.пр.: в полн.ф., во мн.ч., в им.п.

III. Ступени (какие?) стёртые (опред.).

1. Спишите, определите часть речи выделенных слов.

а) Незнакомец оказался раненным в ногу.

б) Масляные краски быстро заканчивались, и нужно было покупать новые.

в) Замасленные олифой руки оттирались только песком.

г) На тарелке красовалась стопка румяных масленых блинов.

2. Спишите, объясните написание Н и НН в словах.

Можно предложить ученикам выполнить это задание, распределив слова с пропущенными буквами (Н или НН) по группам.

Здесь тоже есть варианты: по частеречной принадлежности или Н и НН.

а) карти..ная галерея, карма..ный календарь, кожа..ный ремень.

б) тополи..ный пух, безветре..ный день, серебря..ное блюдо.

в) серебря..ная пряжка, сви..ная тушёнка, страница исписа..на

г) дли..ный путь, кожа..ный портфель, комната украше..на

3. В каком ряду на месте всех пропусков должны быть две буквы н?

а) кова..ный сундук, выполне..ная работа, соломе..ная сторожка.

б) ране..ный в плечо, решё..ная задача, оловя..ный солдатик.

в) прочита..на утром, ране..ная птица, серебря..ный звон, лу..ная ночь

г) плетё..ная корзина, нежда..ный праздник, выполне..ное обещание.

1. Выпишите выделенные слова, которые являются краткими причастиями.

1) Платье длинно, дело сделано, решение революционно.

2) Уборка закончена, событие описано, пуговица оторвана.

3) Трава зелена, лицо румяно, поступь величественна.

4) Девушка болезненна, пропасть бездонна, дверь затворена.

5) Дом не убран, всё истинно мудрое – просто, торжественно ступают.

6) Награда заслужена, решение согласовано, собрание сорвано.

7) Шумит таинственно, соревнование организовано, внимание отвлечено.

8) Законно требовать, отвечать устно, заявлять письменно.

Укажите номер(а) предложения(ий), в котором(ых) на месте пропуска должна стоять одна н.

1) Туман засеребрился под лу_ым светом.

2) Тополи_ый пух летит в долину.

3) Осе_ий полдень светел, и на север уходят тучи.

4) Как изменилось всё под утре_им солнцем.

5) Ветря_ая мельница появилась в Европе в X веке.

6) Чтобы быть верными друзьями, надо быть увере_ыми друг в друге.

7) Пламе_ое чувство изъясняется кротко, но сильно.

8) Нет ничего счастливее беспричи_ого счастья.

Касатых Е. А. Русский язык. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Е. А. Касатых. – М.: Просвещение, 2014.

Рыбченкова Л. М. Русский язык. Поурочные разработки. 7 класс : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012.

Источник

ТРЕНАЖЕР: Морфологический разбор причастий. НЕ с причастиями

Вначале тестирования рекомендуем повторить уроки по темам: Морфологический разбор причастия . Слитное и раздельное написание не с причастиями. Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Рекомендуем посмотреть также Мини-конспект в спойлере.

В настоящем тренажере 26 вопросов. Ответ на каждый вопрос сразу. К правильному ответу даются объяснения (комментарий). Есть ограничения по времени тестирования. В случае явно плохих результатов (меньше 15% правильных ответов) тестирование по теме «Русский язык 7 класс. Морфологический разбор причастий. НЕ с причастиями» заканчивается досрочно! Неудовлетворительная оценка выставляется, если правильных ответов меньше 50% ! Вернуться на страницу «Русский язык 7 класс».

Пример морфологического разбора причастия.

Устный разбор.
Заклеен (конверт) — причастие, обозначает признак предмета по действию: конверт (каков?) заклеен. Начальная форма — заклеенный. Имеет постоянные морфологические признаки: страдательное, прошедшего времени, совершенного вида. Употреблено в краткой форме, в единственном числе, в мужском роде. В предложении является именной частью составного сказуемого.

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Так как причастия образованы от глагола, то в них, как и в глаголах, после шипящих под ударением пишется буква Ё, без ударения — Е

Например: подвешенный, прикрученный, копчённый, сгущённый.

Примечание: в примере указаны написания причастий, а не отглагольных прилагательных, у которых пишется одна буква Н.

Русский язык 7 класс. ОНЛАЙН-ТРЕНАЖЕР:
Морфологический разбор причастий. НЕ с причастиями

Этот Тренажер завершит свою работу через 45 минут !

Нажмите здесь, чтобы запустить «ТРЕНАЖЕР»

Источник

Морфологический разбор причастия

Морфологический раз­бор при­ча­стия — это опре­де­ле­ние посто­ян­ных и непо­сто­ян­ных грам­ма­ти­че­ских при­зна­ков при­ча­стия, обла­да­ю­ще­го свой­ства­ми гла­го­ла и прилагательного.

Укажем план мор­фо­ло­ги­че­ско­го раз­бо­ра при­ча­стия. Приведем образ­цы раз­бо­ра при­ча­стий, име­ю­щих раз­ную грам­ма­ти­че­скую фор­му в предложении.

В рус­ском язы­ке при­ча­стие име­ет харак­тер­ные для него при­зна­ки, отли­ча­ю­щие его от дру­гих гла­голь­ных форм. Прежде чем выяс­нить это, вспом­ним, что такое причастие.

  • све­тить­ся — свет ящ ийся вда­ли огонек;
  • заржа­веть — заржа­ве вш ий замок;
  • хра­нить — береж­но хран им ая фото­гра­фия;
  • соста­вить — составл енн ая таб­ли­ца.

Признаки глагола и прилагательного у причастия

Как гла­голь­ная фор­ма, при­ча­стие име­ет посто­ян­ные признаки:

  • залог (дей­стви­тель­ный или страдательный);
  • вид (совер­шен­ный или несовершенный);
  • воз­врат­ность
  • вре­мя (насто­я­щее или прошедшее).

От име­ни при­ла­га­тель­но­го при­ча­стие, обо­зна­ча­ю­щее при­знак, свя­зан­ный с дей­стви­ем, вос­при­ня­ло непо­сто­ян­ные грам­ма­ти­че­ские признаки:

Хотя при­ча­стия обра­зу­ют­ся от гла­го­лов с помо­щью фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суф­фик­сов, учтем, что началь­ная фор­ма у при­ча­стия такая же, как и у име­ни прилагательного.

Страдательные при­ча­стия обра­зу­ют пол­ную и крат­кую фор­му, подоб­но каче­ствен­ным прилагательным.

Сравним:

  • кра­сив ый — пей­заж кра­сив , девуш­ка кра­сив а , опи­са­ние кра­сив о , дети кра­сив ы ;
  • раз­бро­санн ый — мусор раз­бро­сан , листва раз­бро­сан а , сено раз­бро­сан о , цве­ты раз­бро­сан ы .

Учитывая все ука­зан­ные грам­ма­ти­че­ские осо­бен­но­сти этой гла­голь­ной фор­мы, соста­вим план мор­фо­ло­ги­че­ско­го разбора.

План морфологического разбора причастия

I. Часть речи. Общее зна­че­ние (вопрос, от како­го гла­го­ла обра­зо­ва­но, началь­ная форма)

II . Морфологические признаки

а) посто­ян­ные признаки:

б) непо­сто­ян­ные признаки:

  • пол­ная или крат­кая форма;
  • падеж (в пол­ной форме);
  • чис­ло
  • род (в фор­ме един­ствен­но­го числа)

III . Синтаксическая роль

Приведем образ­цы раз­бо­ра дей­стви­тель­ных и стра­да­тель­ных при­ча­стий насто­я­ще­го и про­шед­ше­го вре­ме­ни, а так­же стра­да­тель­ных при­ча­стий в крат­кой форме.

Образцы морфологического разбора причастий

Во дво­ре к нам бро­сил­ся лаю­щий пёс.

I. Лающий — это при­ча­стие, обо­зна­ча­ет при­знак по дей­ствию и отве­ча­ет на вопрос какой?

Образовано от гла­го­ла «лаять». Начальная фор­ма лаю­щий.

II . Морфологические признаки

а) посто­ян­ные признаки:

  • дей­стви­тель­ное причастие
  • несо­вер­шен­ный вид
  • насто­я­щее время
  • невоз­врат­ное
  • пол­ная форма
  • име­ни­тель­ный падеж
  • един­ствен­ное число
  • муж­ской род.

III . Синтаксическая роль — определение.

В небе мы с тру­дом раз­ли­ча­ем уле­тев­ше­го голубя.

I. Улетевшего — это при­ча­стие, обо­зна­ча­ет при­знак по дей­ствию и отве­ча­ет на вопрос како­го?

Образовано от гла­го­ла «уле­теть». Начальная фор­ма уле­тев­ший.

II . Морфологические признаки

  • дей­стви­тель­ное причастие
  • совер­шен­ный вид
  • насто­я­щее время
  • невоз­врат­ное

б) непо­сто­ян­ные признаки:

  • пол­ная форма
  • вини­тель­ный падеж
  • един­ствен­ное число
  • муж­ской род

III . Синтаксическая роль — определение.

Чтобы не загряз­нять поч­ву, необ­хо­ди­мо обра­тить вни­ма­ние на состав исполь­зу­е­мых удобрений.

I. Используемых — это при­ча­стие, обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та по дей­ствию и отве­ча­ет на вопрос каких?

Образовано от гла­го­ла «исполь­зо­вать». Начальная фор­ма — исполь­зу­е­мый

II . Морфологические признаки

а) посто­ян­ные признаки:

  • стра­да­тель­ное
  • несо­вер­шен­ный вид
  • насто­я­щее время
  • невоз­врат­ное

б) непо­сто­ян­ные признаки:

  • пол­ная форма
  • роди­тель­ный падеж
  • мно­же­ствен­ное число

III . Синтаксическая роль — определение.

Приглушенный воем вет­ра стук колес уба­ю­ки­вал пас­са­жи­ров поезда.

I. Приглушенный — при­ча­стие, обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия, отве­ча­ет на вопрос какой?

Образовано от гла­го­ла «при­глу­шить». Начальная фор­ма при­глу­шен­ный.

II . Морфологические признаки

а) посто­ян­ные признаки:

  • стра­да­тель­ное
  • совер­шен­ный вид
  • про­шед­шее время
  • невоз­врат­ное

б) непо­сто­ян­ные признаки

  • пол­ная форма
  • име­ни­тель­ный падеж
  • един­ствен­ное число
  • муж­ской род

III . Синтаксическая роль — определение

Спортсмен едва видим в обла­ке водя­ных брызг.

I. Видим — это при­ча­стие, обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та по дей­ствию, отве­ча­ет на вопрос каков?

Образовано от гла­го­ла «видеть». Начальная фор­ма види­мый

II . Морфологические признаки

а) посто­ян­ные признаки:

  • стра­да­тель­ное
  • несо­вер­шен­ный вид
  • насто­я­щее время
  • невоз­врат­ное

б) непо­сто­ян­ные признаки:

  • крат­кая форма
  • един­ствен­ное число
  • муж­ской род

III . Синтаксическая роль — сказуемое

Если в пере­ле­те на юг ласточ­ка застиг­ну­та моро­зом, она впа­да­ет в спячку.

I. Застигнута — при­ча­стие, обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия, отве­ча­ет на вопрос како­ва?

Образовано от гла­го­ла «застиг­нуть». Начальная фор­ма застиг­ну­тый.

II . Морфологические признаки

а) посто­ян­ные признаки:

  • стра­да­тель­ное
  • совер­шен­ный вид
  • про­шед­шее время
  • невоз­врат­ное

б) непо­сто­ян­ные признаки

  • крат­кая форма
  • един­ствен­ное число
  • жен­ский род

III . Синтаксическая роль — сказуемое.

Все поле засе­я­но цве­ту­щей души­стой гречихой.

I. Засеяно — при­ча­стие, обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия, отве­ча­ет на вопрос како­во?

Образовано от гла­го­ла «засе­ять». Начальная фор­ма засе­ян­ный

II . Морфологические признаки

а) посто­ян­ные признаки:

  • стра­да­тель­ное
  • совер­шен­ный вид
  • про­шед­шее время
  • невоз­врат­ное

б) непо­сто­ян­ные признаки:

  • крат­кая форма
  • един­ствен­ное число
  • сред­ний род

III . Синтаксическая роль — сказуемое.

Видеоурок «Морфологический разбор причастий (7 класс)»

Источник

Читайте также:  Упражнения йоги для вегето сосудистой дистонии
Оцените статью