Тренировки конвергенции глаз
Конвергенция глаз играет большую роль при бинокулярном зрении в процессе совмещения монокулярных зрительных впечатлений, создания условий для слияния их в бинокулярный образ. У детей она нередко нарушается, особенно при видимом или скрытом косоглазии. При этом может отмечаться ее ослабление, неустойчивость, либо она вообще может отсутствовать.
У детей с вылеченной интропией и с инфорией ее нарушения могут привести к декомпенсации равновесия глазных мышц, к нарушению симметричного положения глаз и к развитию обратной девиации.
Нарушения конвергенции при экзофории часто приводят к мышечной астенопии, к появлению и усилению функциональной близорукости, к прогрессированию осевой миопии и к переходу скрытого косоглазия в явную экзотропию.
Состояние конвергенции глаз у Вашего ребенка Вы можете проверить сами простым способом. Им же можно контролировать успешность тренировок.
1) посадите ребенка лицом к себе, на расстоянии 60-80 см, закройте свой один глаз;
2) примерно посередине между ребенком и Вами поставьте вертикально карандаш так, чтобы Вы открытым глазом видели его как бы наложенным на середину лица ребенка по линии «переносье – подбородок», а верхний его конец располагался на уровне его глаз;
3) предложите ребенку смотреть в Ваш открытый глаз и выясните, видит он при этом «один» или «два» карандаша (при бинокулярном зрении в этих условиях возникает физиологическая диплопия);
4) если ребенок смотрит в Ваш глаз и при этом видит «один карандаш», то на этом контроль заканчивается. У Вашего ребенка нарушено бинокулярное зрение (подавлено зрительное впечатление одного из глаз) и ему требуется дополнительное лечение;
5) если он видит «два карандаша», предложите ему далее смотреть только на верхний конец карандаша, который Вы начинаете медленно приближать к лицу ребенка (Внимание! Все время следите за проекцией его на середину лица ребенка!);
6) при отсутствии конвергенции по мере приближения карандаша к лицу ребенка один его глаз все более и более поворачивается к носу, а второй глаз при этом все сильнее поворачивается кнаружи (к виску);
7) при наличии конвергенции оба глаза ребенка по мере приближения к нему карандаша симметрично все более и более поворачиваются к носу до тех пор, пока расстояние между его переносьем и карандашом (при нормальном объеме конвергенции) не уменьшится до 5-6 см, а у некоторых детей и ближе; после этого один глаз остается повернутым к носу, а другой отклоняется кнаружи; определите и запомните (запишите) наименьшее расстояние от глаз до карандаша, при котором оба глаза еще были повернуты к носу (его называют «ближайшая точка конвергенции»); в процессе лечения оно должно уменьшаться;
8) поставьте карандаш в 10 см от переносья ребенка и предложите ему смотреть на него 1-1,5 мин; при устойчивой конвергенции в течение этого срока оба глаза должны быть симметрично повернуты к носу и стоять неподвижно, никаких неприятных ощущений Ваш ребенок при этом не должен испытывать. Если менее чем через 1 мин один или оба глаза начнут «колебаться», либо появятся неприятные ощущения, запомните время устойчивой позиции глаз; в процессе тренировок оно должно увеличиваться;
9) предложите ребенку без карандаша, усилием воли свести глаза к носу (посмотреть не на кончик носа и не на лоб, а на свое переносье); если это ему удается, то он обладает «волевой конвергенцией«, которую он может использовать в процессе упражнений.
А. При отсутствии конвергенции ежедневно, не менее 4 раз в день проводят по 3-5 мин следующее лечебное упражнение:
- пациент устанавливает на расстоянии 20-30 см от глаз вертикально карандаш (или свой палец) и смотрит мимо него вдаль; при этом он должен видеть два изображения карандаша;
- сначала ему нужно посмотреть, например, на изображение «правого карандаша» так, чтобы при этом был бы виден и «левый карандаш», после чего нужно медленно перевести взгляд на «левый карандаш», стараясь не потерять из виду и «правый»;
- такую попеременную фиксацию пациент продолжает делать и далее, сначала в медленном, а затем в постепенно ускоряющемся темпе, делая при этом попытки посмотреть на карандаш «одновременно двумя глазами»; при успешной попытке двойные изображения приближаются друг к другу, а при включении механизма конвергенции — «наслаиваются» друг на друга и «сливаются» в одиночное изображение.
Б. Для усиления имеющейся конвергенции применяют три вида упражнений (см. ниже), которые делают ежедневно, 3-4 раза в день (упражнения 1 и 2 — по 3-5 мин). В течение дня их можно чередовать, то есть в одном сеансе применить упражнение 1, в другом упражнение 2 и так далее.
Упражнение 1. Пациент устанавливает вертикально карандаш (свой палец) в 15-20 см от глаз, после чего он то 15-20 сек смотрит вдаль (лучше через окно на горизонт) и при этом фиксирует внимание на двойных изображениях карандаша, то переводит взгляд на карандаш (сливая при этом его двойные изображения) и смотрит на него 5-7 сек, после чего снова смотрит вдаль и повторяет цикл. При каждом цикле или перед очередным упражнением карандаш придвигают к глазам на 0,5-1 см.
Упражнение 2. Пациент устанавливает вертикально карандаш (свой палец) на расстоянии вытянутой руки и, фиксируя его взглядом, медленно приближает его к глазам до появления его двоения, затем так же медленно отодвигает его от себя, стараясь как можно быстрее усилием воли слить двойные изображения карандаша, после чего отодвигает его на расстояние вытянутой руки и повторяет цикл.
Упражнение 3 применяют у пациентов, имеющих волевую конвергенцию (см. выше п. 9). Пациент становится лицом к окну так, чтобы ему была видна дальняя перспектива (лучше — горизонт). Усилием воли он сводит глаза к переносью, удерживает их в этом положении 5-7 сек, затем 15-20 сек смотрит вдаль и вновь сводит глаза к переносью, повторяя цикл. За один сеанс делают 3-5 циклов.
В. Устойчивость конвергенции можно повысить следующим упражнением. Определяют положение ближайшей точки конвергенции (см. выше п. 7), устанавливают вертикально в эту позицию или дальше от глаз на 1-2 см карандаш. Сначала пациент старается как можно дольше фиксировать карандаш двумя глазами, затем он (примерно в 2-3 раза большее время) отдыхает, глядя вдаль, и далее повторяет цикл. За один сеанс выполняют 2-3 цикла. Упражнение делают ежедневно, 2-3 раза в день.
Г. Научить пациента волевой конвергенции для применения упражнения № Б-3 можно следующим образом. Поставьте карандаш в 10-12 см от его глаз и предложите смотреть на него. Как только пациент повернет оба глаза к носу, предложите ему усилием воли удержать глаза в этом положении после того, как Вы уберете карандаш. Через несколько таких попыток пациент научится удерживать глаза приведенными к носу. Затем предложите ему научиться «сводить глаза» без карандаша. Через некоторое время он научится это делать и сможет использовать при упражнениях волевую конвергенцию.
Словарь терминов
Бинокулярный — двуглазый (например, бинокулярное зрение — зрение двумя глазами одновременно).
Дивергенция глаз — установка их в параллельное положение при рассматривании удаленных предметов.
Диплопия — двоение предметов (физиологическое — двоится предмет, расположенный ближе или дальше фиксируемого взглядом объекта; патологическое — двоится рассматриваемый объект).
Интропия — явное (видимое) сходящееся косоглазие, при котором один из глаз отклоняется кнутри, к носу.
Инфория — скрытое сходящееся косоглазие.
Конвергенция глаз — сведение их кнутри, к носу при взгляде на близко расположенный предмет.
Монокулярный — одноглазый (например, монокулярное зрение — зрение только одним глазом
Мышечная астенопия — болезненное состояние, проявляющееся усталостью глаз, неприятными ощущениями в них, болями в глазах или около них (часто — в висках), головными болями (в 75% МА — главная их причина). Чаще протекает в виде приступа, возникающего во время или после зрительной работы на близком расстоянии.
Обратная девиация — отклонение глаза в противоположном направлении, например — к виску при бывшем ранее отклонении его к носу.
Экзотропия — явное (видимое) расходящееся косоглазие, при котором один из глаз отклоняется кнаружи, к виску.
Экзофория — скрытое расходящееся косоглазие
Автор: В.И. Поспелов, профессор кафедры офтальмологии с курсом ПО. Красноярский государственный медицинский университет.
Источник
Конвергенция глаз: её нарушения и упражнения для тренировки
Автор:
Фоменко Наталия Ивановна
Мед. портал:
При бинокулярном зрении, а точнее, в ходе совмещения монокулярных зрительных изображений и создания условий для их слияния в бинокулярный образ огромное значение имеет конвергенция глаз.
В случае видимого или скрытого косоглазия у детей, она нередко нарушается. При этом зачастую отмечается ее ослабление, неустойчивость или полное ее отсутствие.
У детей с вылеченным косоглазием (интропией и инфорией) нарушения конвергенции могут вызвать декомпенсацию равновесия глазных мышц, нарушение симметричного положения глаз, а также развитие обратной девиации (отклонению глаза в обратном направлении).
При скрытом расходящемся косоглазии, нарушения конвергенции часто вызывают мышечную астенопию, появление и усиление функциональной близорукости, прогрессирование осевой миопии и переход скрытого косоглазия в явную форму.
Как проверить состояние конвергенции глаз?
Состояние конвергенции глаз ребенка можно проверить самостоятельно, достаточно простым способом. Этим же способом можно контролировать эффективность тренировок:
- Необходимо посадить ребенка к себе лицом на отдалении 60-80 см и закрыть один свой глаз.
- Посередине между собой и ребенком, необходимо поставить в вертикальное положение карандаш так, чтобы открытым своим глазом видеть его как бы в наложении на лицо ребенка по срединной линии «переносье – подбородок».
- При этом, верхний конец карандаша, должен располагаться на уровне глаз ребенка.
- Ребенку нужно предложить смотреть в открытый Ваш глаз и выяснить, сколько карандашей он при этом видит – один или два (при наличии бинокулярного зрения, в таком случае возникает физиологическая диплопия или двоение предметов).
- В случае, когда ребенок видит один карандаш, тест можно закончить. Налицо нарушение бинокулярного зрения (зрительное впечатление подавлено в одном из глаз), которое требует дополнительного лечения.
- Если ребенок видит два карандаша, нужно предложить ему смотреть далее только на верхний кончик карандаша, который начните медленно приближать к его лицу внимательно следя за проекцией карандаша на срединную линию лица ребенка.
- В случае отсутствия конвергенции, по степени приближения карандаша, один глаз ребенка будет все явственнее поворачиваться к носу, в то время, как второй глаз, будет все сильнее поворачиваться к виску (кнаружи).
- При наличии конвергенции, по мере приближения к лицу ребенка карандаша, оба его глаза симметрично станут поворачиваться к носу. Так будет продолжаться, пока расстояние между переносьем и карандашом (в случае нормального объема конвергенции) не сократится до 5-6 см или ближе. После этого, повернутым к носу, остается один глаз, а второй отклоняется кнаружи.
- Затем, нужно определить и записать наименьшее расстояние от карандаша до глаз, при котором повернутыми к носу были еще оба глаза (это расстояние называют «ближайшей точкой конвергенции»), при последующем лечении, оно должно уменьшаться.
- Далее, поместите карандаш на расстоянии 10 см от переносья ребенка, попросите его смотреть на карандаш в течение 1-1,5 минут. При устойчивой конвергенции, глаза будут симметрично повернуты к носу в течение всего времени просмотра и стоять неподвижно, без каких-либо неприятных ощущений для ребенка. Если один либо оба глаза начали колебаться спустя минуту или меньше или возник зрительный дискомфорт, нужно записать время устойчивой позиции его глаз. Во время последующих тренировок, это время должно увеличиваться.
- Предложите ребенку, усилием воли без карандаша свести оба глаза к носу и посмотреть на свое переносье (не на лоб и не на кончик носа). Если ему это удается, значит ребенок обладает «волевой конвергенцией» и может ее использовать в процессе дальнейших занятий.
Лечение нарушений конвергенции
При отсутствии конвергенции, не менее четырех раз в день, ежедневно обязательно проводить следующее лечебное упражнение, длительностью 3-5 минут:
- На расстоянии в 20-30 см от глаз пациента вертикально устанавливается карандаш (можно использовать собственный палец) и просят смотреть мимо него вдаль. Пациент при этом должен видеть 2 изображения карандаша (или пальца).
- В продолжении упражнения, пациенту сначала нужно посмотреть на видимое изображение правого объекта (карандаша или пальца), таким образом, чтобы был виден левый объект. После этого, нужно перевести медленный взгляд на левый объект, стараясь не потерять правый из виду.
- Подобную попеременную фиксацию пациенту необходимо делать и далее, для начала в медленном, а после в ускоряющемся постепенно темпе, предпринимая попытки посмотреть на объект двумя глазами одновременно. При успешной попытке видимые двойные изображения друг к другу приближаются, а в случае включения механизма конвергенции – сливаются друг с другом в единое изображение.
Для усиления уже имеющейся конвергенции применяют 3 упражнения, которые выполняют ежедневно по 3-4 раза в течение 3-5 мин. Их можно чередовать, применяя в разных сеансах то одно, то другое упражнение. Но в течение дня каждое из упражнений обязательно сделать 3-4 раза.
- Упражнение №1. Пациент вертикально устанавливает карандаш (или свой палец) в отдалении от глаз на 15-20 см, после чего, 15-20 секунд смотрит вдаль (лучше на горизонт за окном), фиксируя при этом внимание на двойном изображении карандаша, затем переводит свой взгляд на карандаш (как бы сливая двойные его изображения). Таким образом, на карандаш необходимо смотреть не менее 5-7 секунд, после чего снова смотреть вдаль и повторять цикл. При каждом новом цикле или перед началом очередного упражнения, карандаш обязательно придвигают на 0,5-1 см к глазам.
- Упражнение №2. Пациент устанавливает карандаш (или свой палец) вертикально на расстояние вытянутой руки и, зафиксировав его взглядом, медленно начинает приближать объект к глазам до возникновения его двоения, затем в том же темпе, отодвигает карандаш от себя, пытаясь усилием воли как можно быстрее слить двойные изображения объекта. После этого, карандаш отодвигается на прежнее расстояние вытянутой руки, цикл повторяется.
- Упражнение №3. Данное упражнение целесообразно применять у пациентов, которые имеют волевую конвергенцию. В начале его выполнения, пациент становится к окну лицом так, чтобы был виден горизонт (или любая дальняя перспектива). Усилием воли, ему необходимо свести глаза к переносью и удерживать их в течение 5-7 секунд, затем не менее 15-20 секунд смотреть вдаль и вновь свести глаза к переносью, т.е. повторять цикл. За сеанс нужно сделать 3-5 циклов.
Для повышения устойчивости конвергенции обязательно выполнять следующее упражнение:
- Сначала нужно определить ближайшую точку конвергенции (как описано выше) и, в эту позицию либо дальше на 1-2 см от глаз установить карандаш. Вначале пациента просят по возможности дольше фиксировать карандаш обоими глазами, затем дают ему отдохнуть, глядя вдаль, далее повторяют цикл. За сеанс должно быть выполнено 2-3 цикла. Повторяют упражнение 2-3 раза ежедневно.
Для выполнения упражнения №3, пациента можно научить волевой конвергенции. Это делается следующим образом:
- Нужно поставить карандаш (палец) на расстоянии 10-12 см от глаз и предложить смотреть на него. При удачной попытке пациента свести глаза к носу, необходимо предложите ему, удержать глаза в таком положении усилием воли и после того, как карандаш убрали. Сделав несколько удачных попыток, пациент постепенно научится удерживать глаза в этом положении.
Затем нужно предложить ему сводить глаза не используя карандаш. Через какое-то время у него станет получаться и он сможет применять волевую конвергенцию при выполнении упражнений.
Обратившись в Московскую Глазную Клинику, каждый пациент может быть уверен, что за результаты лечения будут ответственны одни из лучших российских специалистов. Уверенности в правильном выборе, безусловно, прибавит высокая репутация клиники и тысячи благодарных пациентов. Самое современное оборудование для диагностики и лечения заболеваний глаз и индивидуальный подход к проблемам каждого пациента – гарантия высоких результатов лечения в Московской Глазной Клинике. Мы проводим диагностику и лечение у детей старше 4 лет и взрослых.
Уточнить стоимость той или иной процедуры, записаться на прием в «Московскую Глазную Клинику» Вы можете по телефону 8 (800) 777-38-81 (ежедневно с 9:00 до 21:00, бесплатно для мобильных и регионов РФ) или воспользовавшись формой онлайн-записи.
Источник