Тренировка каратэ годзю рю

Особенности защитных действий в годзю рю

Почему в Окинавском каратэ нет блоков или способы традиционной защиты в Годзю рю?! Для начала два парадоксальных заявления. Первое – в Окинавском каратэ Годзю рю как таковых блоков почти нет. Второе – объем действий традиционно относящихся к борьбе (захваты, болевые воздействия на суставы, выведения из равновесия, удушения) в традиционном каратэ Окинавы больше нежели ударов. Отсюда и специфика защиты, как и особенности ее интеграции в общий рисунок боя.

Блок в его классическом понимании защитного действия, когда ваша конечность энергично становится на пути его бьющей конечности, вообще не имеет смысла.

Если предположить что возникла несколько утопичная ситуация, когда противник наносит вам удары один за другим, а вы без устали их блокируете, в значении отбиваете, то данная ситуация носит патовый характер.

Без изменения позиции, совершая блокирующие действия, требующие значительных энергозатрат, вы вынуждены повторять их вновь и вновь, надеясь только на то, что противник устанет раньше вас. Тем не менее, на первом этапе обучения, то есть на этапе освоения базового кихон, ученику дают именно такие укэ – выполненные с максимальной силой блокирующие движения. И в этом есть свой смысл.

Во-первых, так проще всего объяснить как включать в движения танден и спину, во-вторых, обмениваясь такими блоками, начинающие укрепляют руки, в-третьих, они получают первичное представление о дистанции, они знакомятся с принципом «в защите всегда скрывается атака». На самом примитивном его уровне – блоком «го», можно не только отбить удар, но и травмировать конечность противника.

Но все вышеперечисленное гарнир к главному блюду – пониманию очень важного для годзю рю принципа «точка контакта». Речь идет о месте в пространстве и времени, когда каратека вынужден взаимодействовать с конечностью противника.

Читайте также:  План тренировок по бегу для детей

В отличии от многих школ боевых искусств, в годзю рю (как и в одном из материнских стилей цюаньфа – Пейхо – Белый журавль) точка контакта в этом направлении Окинавского каратэ всегда «жесткая». То есть атакующий противник должен быть подавлен как физически так и психологически уже в начале своей атаки (в идеале). Плюс именно такое взаимодействие лучше всего обеспечивает «взламывание» обороны противника с целью сближения и перехвата инициативы. Именно поэтому на этапе старта ученичества адепты школы учатся максимально жесткому, как с точки зрения воздействия так и структуры собственного тела, противодействию атаке.

Но для того, чтобы понять школу, как полноценную систему, и развиться в ней как полноценный боец, необходима эволюция в понимании точки контакта, которая заключается в понимании, принятии и освоении ее трансформаций.

Под этой красивой и наукообразной фразой, которая должна характеризовать меня, как образованного и начитанного человека, я подразумеваю следующее: момент контакта с атакой может либо замереть на этапе «Го» (жесткий) и тогда это патовая ситуация, либо развиться в «Дзю» и «Мутими».

1. Усилия «Дзю». На этапе реализации атакующего движения противника, блокирующая рука входит в контакт с конечностью вашего оппонента и затем сопровождает ее, не изменяя траектории, но являясь своего рода опорой для изменения позиции вашего тела. То есть мы используем точку контакта для перемещения себя в пространстве.
Таким образом, вы пропускаете атакующую конечность мимо себя, одновременно двигаясь внутрь приватной зоны противника используя и инерцию его атаки и свое передвижения.
При этом открывается простор для многочисленных контратакующих действий, от нанесенного синхронно с защитным действием удара (благо такой блок не требует значительного усилия), до перехода к энергичному рывку с последующим броском, болевым и так далее.

2. Усилие «Мутими». Любимая фишка годзю рю. Смысл в том, чтобы не дать атаке развиться. Поймать ее на этапе, когда мышцы спины уже передали импульс опорного усилия в руку или ногу, и она только начала свой «свободный» полет в вашу сторону.
Воздействия с помощью мутими могут быть «давящими» и «пересекающими». Цель подобной защиты войти в контакт с атакующей конечностью противника пребывая в состоянии, когда мышцы спины активно включены в работу. При этом руки остаются эластичными и не дожидаясь когда удар пройдет точку, после которой он набирает наибольшую силу за счет включения бедер, плечей или танден – это не важно.
Главное, это в тот самый момент, когда спина уже толкнула и разгон атаки только начался, двинуться навстречу атаке противника и либо пресечь ее, изменив траекторию, либо взять под контроль для дальнейших манипуляций с тушкой жертвы. В этом случае точка контакта трансформируется в изменение траектории противника с одновременным сближением и сохранении жесткой структуры тела.

Я убежден, что правильное понимание уровней защиты просто необходимо для правильного понимания бункая, скрытого в движении ката.

Например, чрезвычайно важно понять, что за усилие скрыто в этом конкретном движении. Предполагает это усилие воздействие го, дзю, или мутими. Как оно взаимодействует с такими принципами контратаки, как «мост», одновременность и упреждение и так далее. Это может стать универсальным ключом к пониманию движений ката и к пониманию техники каратэ, в данном случае годзю рю.

К слову, в Окинавском каратэ прогресс в понимании трансформаций защиты отражается на исполнении ката. Речь идет о том, что при неизменном рисунке движений меняется тайминг.

Например, обладатель шодан будет выполнят движения ката наиболее мощно и жестко, тогда как его старший «высокодановый» товарищ будет демонстрировать большое количество плавных, внешне не столь боевитых движений.

Источник

Основы ГОДЗЮ-РЮ каратэ (стр. 1 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7

Основы ГОДЗЮ-РЮ каратэ

Н. Госэй Ямагучи

(THE FUNDAMENTALS OF GOJU-RYU KARATE By N. Gosei Yamaguchi)

Пер. с англ. .– М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999

В предлагаемой вниманию читателей книге Госэя Ямагучи приведено описание базовой техники и начального этапа изучения одного из наиболее распространенных и известных во всем мире классических стилей (или школ) каратэ-до, а именно стиля годзю-рю.

Эта книга будет полезной для всех тех, кто занимается или просто интересуется каратэ-до вообще и годзю-рю в частности.

Хотелось бы обратить внимание читателя на следующие факты, бесспорные и очевидные для специалистов, но не всегда известные тем, кто только приступает к изучению искусства.

1. Бесспорно, собственно каратэ-до как таковое – чисто японский (точнее, окинавский) феномен, в основе которого лежат боевые искусства материкового Китая, особым образом трансформированные в конкретных исторических условиях средневековой Окинавы.

Однако рукопашный бой без оружия («искусство пустой руки») существовал у очень многих народов мира. Здесь для иллюстрации достаточно упомянуть хотя бы только североиндийские и непальские виды борьбы, как минимум несколько сотен видов китайского ушу (гун-фу), а также, так или иначе, генетически и исторически связанные с ним (в регионе влияния китайской цивилизации) корейские, вьетнамские, тайские, индонезийские и другие виды боевых искусств с их национальной и региональной спецификой, древнегреческий панкратион, французский сават, афро-бразильскую капуэйру и, конечно же, так называемую славяно-горицкую борьбу с ее поистине бесчисленными разновидностями. Этого напоминания здесь достаточно, ибо только перечисление существующих или существовавших типов и видов боевых искусств без применения оружия заняло бы не один десяток страниц.

2. Годзю-рю – один из наиболее известных и распространенных стилей каратэ-до – отнюдь не является единственным «классическим» стилем. Не будет ошибкой утверждать, что в силу определенных исторических условий из четырех «классических» стилей (сётокан, годзю-рю, сито-рю и вадо-рю) он стал одним из самых распространенных. Особой популярностью он пользовался в самой Японии (особенно в университетах), в США, Бразилии и в тех странах Восточной Европы и Африки, где преподавали мастера годзю-рю.

(Следует особо подчеркнуть, что первая секция каратэ-до в России, в частности в Москве, возникшая еще в 1967 году в Университете дружбы народов имени Патриса Лумумбы (ныне – Российский университет дружбы народов), была именно группой годзю-рю. Ее создал один из замечательных представителей этого стиля, неоднократный чемпион своей префектуры и серебряный призер чемпионатов Японии 1964–1966 годов Хидэо Хасимото, изучавший годзю с детства у своего отца, который в свое время учился у основоположника годзю Тёдзюна Мияги. В возрасте 21 года Хасимото стал обладателем четвертого дана черного пояса. Некоторые из тех, кто в 1967–1972 годах учился годзю-рю в Москве у Хидэо Хасимото, позднее создали свои группы и обучали этому стилю учеников не только в России, но и на Украине, в Молдавии, Узбекистане, Грузии, а также в некоторых странах Азии, Африки и Латинской Америки.)

Отметим, что в рамках каждого из классических стилей имеется как минимум несколько (а иногда десятки) его разновидностей, направлений или школ (часто называемых стилями). При этом понятно и естественно, что каждый мастер своего стиля (школы) вполне искренне считает его единственно правильным, классическим и подлинным, «аутентичным».

3. Приводимая автором книги терминология годзю (названия стоек, движений и приемов) ни в коем случае не может считаться универсальной для всех стилей (школ) каратэ-до. В других стилях (школах) имеется множество других видов базовой техники: стоек, защит, ударов и т. п., не говоря уже о формальных упражнениях – ката. Естественно, отличаются и названия одной и той же (или очень и очень схожей во многих стилях) техники (приема). С другой стороны, наоборот, разные приемы часто обозначаются одним и тем же термином в разных школах (и даже в работах разных авторов в рамках одного стиля).

4. В данном переводе книги Ямагучи применена такая транскрипция (а точнее, транслитерация) японских терминов, которая хотя и несколько отличается от нормативной, все же стала за последние десятилетия традиционной, привычной и, я бы сказал, отчасти уже даже нормативной в многочисленных изданиях по каратэ-до на русском языке (например, «чюдан шюто-учи» вместо классически нормативного «тюдан сюто-ути» и т. п.). Мы ведь пишем и произносим «Иокогама» вместо нормативного «Ёкохама». Здесь это сделано намеренно, отнюдь не для закрепления устоявшихся «ошибок», а просто для облегчения понимания и произношения, тем более что подавляющее большинство каратэков за пределами Японии и пишут, и произносят специальные термины именно таким образом.

5. Очень много людей за пределами Японии, в том числе в России, начинали и, к сожалению, до сих пор продолжают учить каратэ-до по книгам, и только по книгам. Да, некоторым из них, единицам, бесспорно удалось стать отличными бойцами, спортсменами и даже мастерами и чемпионами, но это все же только исключения, а отнюдь не правило.

Книга Ямагучи, впрочем, как и любая другая книга по каратэ-до, не лишена недостатков.

Во-первых, автор приводит не всю базовую технику. Так, здесь не описаны, например, такие удары, как «кумадэ», слишком поверхностно объяснены защиты типа «какэ укэ», «тэйшё укэ», не показаны их варианты и т. п.

Во-вторых, приведенная классификация приемов недостаточно чёткая, например в раздел ударной техники включен ряд блоков, и несмотря на то, что во многих случаях провести ясное разделение между ударом и блоком действительно невозможно, все же такая классификация вызывает некоторую путаницу.

В-третьих, описания некоторых движений (особенно базовых, наиболее значимых) отнюдь не всегда достаточно исчерпывающи и полностью понятны из оригинального авторского текста, а по фотографиям понять их практически невозможно, поскольку траектории движений показаны не везде. Так, автор недостаточно четко объясняет перемещения в основных стойках и изменения «камаэ».

Названные недостатки не умаляют бесспорных достоинств книги, но особо хотелось бы подчеркнуть, что ее нужно рассматривать ТОЛЬКО И ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО как справочник, но ни в коем случае не как УЧЕБНИК, в частности потому, что каратэ-до в принципе невозможно научиться по книгам и учебникам.

6. При работе над переводом книги переводчик, испытывая глубочайшее уважение к тексту и к его автору, Мастеру Госэю Ямагучи, не счел возможным изменять или «улучшать» оригинальный текст. Он сознательно сохранил и стиль, и форму изложения автора, и только взял на себя смелость добавить свои комментарии и уточнения (всюду только в круглых скобках и с пометкой «Прим. пер.») исключительно в случаях крайней, с его точки зрения, необходимости.

Моему отцу Гогэну Ямагучи,

отдавшему всю свою жизнь

искусству каратэ, посвящается

Много лет назад, когда я еще только изучал английский язык, я случайно встретил одного человека. В ходе нашей долгой и сложной беседы я наконец понял, что этот человек был Учителем. К сожалению, я не смог понять название того предмета, который он преподавал, несмотря на то что он повторил его несколько раз. Я до сих пор вспоминаю, что он был обескуражен, когда я признался в том, что никогда раньше и не слышал о существовании преподаваемого им предмета.

Во время руководимого мной чемпионата по каратэ этот же человек подошел ко мне и назвал меня обманщиком. Представьте себе мое удивление, когда я узнал, что он был моим коллегой – инструктором каратэ. Недоразумение проистекало только из его произношения слова «каратэ»: насколько помню, у него это слово звучало приблизительно как «кваради».

Приведенный эпизод может служить примером той же проблемы, с которой чаще всего сталкивается любой американский турист, когда японский приятель приглашает его на игру в «бэйсубору». Любой любитель бейсбола знает, что такое «нижний мяч», «левый принимающий» и «страйк». Однако сколько американцев смогли бы распознать эти термины в соответствующих японских словах, которые произносятся как «горо», «рэфуто» и «суторайку»?

Я и на самом деле не мог протестовать против того, что инструктор по каратэ назвал меня обманщиком. Вероятно, мое поведение было похоже на то, как если бы я сделал вид, что якобы ничего не понимаю в этой теме. Однако дело было просто-напросто в том, что при нашей первой встрече мы не смогли найти общего языка по тому вопросу, который был отлично известен нам обоим.

Подобное отсутствие понимания между людьми общих интересов всегда весьма грустно, и особенно когда это касается инструкторов каратэ. Все мы претендуем на то, что именно мы преподаем «подлинное каратэ», но довольно трудно найти каких-либо двух инструкторов, которые бы одинаковым образом определили это искусство. Для некоторых каратэ – это только поединок, бой. Для других – это прежде всего шоу. Иные рассматривают его как религию, как средство обучения, как путь к физическому совершенству, как спорт, как систему самообороны. И это только некоторые из дюжины других возможных точек зрения.

Бесспорно, как и мои предшественники, я чувствую свою вину в том, что считаю собственное определение единственно правильным определением «подлинного каратэ». Вспоминаю эпизод, который произошел в школе другого инструктора. Некоторые из моих учеников, наблюдая необычные упражнения, выполнявшиеся учениками этой школы, начали с усмешкой покачивать головой и саркастически посмеиваться. Я уж было собрался упрекнуть их в отсутствии вежливости, но вдруг увидел в зеркале собственное лицо. На моем лице была такая же явная и малоприятная усмешка.

Существует притча о нескольких слепых, никогда не видевших слона. Однажды они получили возможность прикоснуться к слону в надежде понять, что это такое. Позже, когда они собрались для обмена впечатлениями, между ними возник большой спор. Один из них сказал, что слон напоминает шерстяной хлыст. Другой счел его большим деревом. А третий думал, что слон напоминает шершавый потолок.

Каким бы образом вы ни определили искусство каратэ, оно многогранно. Оно, каратэ, одновременно принадлежит к умственной и физической сферам, оно и артистично, и гротескно, и практично (самооборона) и непрактично (спорт), оно жестоко и изящно, абстрактно и конкретно, научно и духовно. Есть ли в этом непримиримые противоречия? Полагаю, что нет.

Может ли кто-нибудь действительно обвинить в неправильном понимании того слепого, который счел слона похожим на шерстяной хлыст? Слепой потрогал его хвост, и, конечно же, этот хвост был важной, неотъемлемой частью слона. Но как он мог бы попытаться убедить других, тех, кто прикоснулся к слоновьей ноге или брюху? Вероятнее всего, в конце концов и он сам, и остальные пришли бы к выводу, что все они заблуждались.

Кто может сказать, кто из слепых был ближе всего к пониманию того, что есть слон на самом деле? Во всяком случае не я. Как и у любого из слепых, мой подход к каратэ субъективен и неизбежно не полон.

Каратэ постоянно развивается, изменяется. Одной из наиболее характерных черт этого искусства являются изменения, вносимые многими людьми в разное время и в разных местах.

Нет такого человека, кто сумел бы понять и осознать всё каратэ в целом.

Н. Госэй Ямагучи,

«Годзю-кай каратэ-до США»

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ГОДЗЮ-РЮ КАРАТЭ

Годзю-рю по сравнению со всеми другими японскими стилями каратэ испытало наибольшее китайское влияние. В конце XIX века самый известный специалист по окинавскому стилю наха-тэ Канрио Хигаонна уехал в город Фучжоу в Китае и изучил там искусство так называемого китайского бокса (имеется в виду ушу. – Прим. пер.) – цзи-цзи. Его последователь и в будущем основатель стиля годзю-рю Тёдзюн Мияги тоже учился в Китае с 1904 по 1908 год.

Считается, что Хигаонна изучал внешние, жесткие стили цзи-цзи, а именно стиль хун – разновидность шаолинь-цюань. Мияги, однако, изучал не только шаолинь-цюань, но и па-куа-цюань, так называемый стиль «руки восьми триграмм». Наряду с и-цюань и тай-цзи-цюань, па-куа-цюань является одним из наиболее распространенных внутренних, мягких стилей.

Таким образом, изучив эти два стиля в дополнение к уже известному ему окинава-тэ, Мияги преобразовал традиционное наха-тэ в новую систему преподавания каратэ, которую он назвал годзю-рю. Это была первая школа, ставшая стилем в полном смысле слова.

Значение японского слова «год-зю» состоит из двух терминов. «Го» означает жесткий, твердый, а «дзю» – мягкий. Считается, что теория соединения двух противоположностей зародилась в Китае в рамках искусства «у-пэй-цзи». Мияги удалось соединить стиль жесткого кулака «шаолинь-цюань» с мягким стилем «па-куа-цюань».

Тёдзюн Мияги родился 25 апреля 1888 года в городе Наха на Окинаве. В 1929 году Гогэн Ямагучи, который был в то время основателем и ведущим инструктором клуба каратэ Университета Рицумэйкан в Киото, пригласил его приехать в Японию. Впоследствии Тёдзюн Мияги назначил Ямагучи представителем и последователем своей новой системы в Японии.

В 1930 году Ямагучи добился включения каратэ в систему «Бутоку-кай» – официальной правительственной организации японских боевых искусств.

В этом же году центральное представительство годзю открылось в Токио рядом со знаменитым Институтом дзюдо «Гихо-Кай».

Мияги скончался в 1953 году, и руководителем годзю на Окинаве стал Мэйтоку Яги. В это время Ямагучи продолжал развивать искусство каратэ в самой Японии. Популярность этого стиля значительно возросла как в Японии, так и за ее пределами, после того как в 1950 году в Токио был открыт центр Всеяпонской ассоциации годзю «Дзэн нихон каратэ-до годзю-кай». К 1970 году в стране уже было 450 тысяч членов этой ассоциации.

Кроме Японии, ассоциации годзю сегодня существуют в Таиланде, Гонконге, Корее, на Тайване, Филиппинах, в Австралии, Германии, Италии, Великобритании, Мексике, Канаде и США.

(В течение 1971–1975 годов подобные организации были созданы в России, на Украине, в Казахстане, Узбекистане, Грузии, Армении, Молдавии, Литве, Эстонии, Чехословакии, Польше, Югославии, а позже и в Новой Зеландии, Египте, Боливии, Бразилии, Перу, Коста-Рике, Руанде, на Ямайке и во многих других странах. – Прим. пер.)

Гогэн Ямагучи родился 20 января 1909 года в южной провинции Японии Кагосима. Он внес огромный вклад в развитие каратэ. Ямагучи ввел метод дзю-кумитэ (свободный спарринг), который впоследствии стал основой спортивного каратэ. Ему удалось собрать группу из семидесяти инструкторов боевых искусств стран Азии и организовать их показательные выступления и поединки в Японии.

После Второй мировой войны Гогэн Ямагучи сумел объединить все школы каратэ в единую организацию. В результате этого в 1964 году была создана Всеяпонская федерация каратэ.

В годзю-рю каратэ существует пять последовательных этапов и программ (методик) обучения. Первый из них включает в себя разминку, иными словами, набор специализированных разогревающих движений (включая так называемую «набивку» и растяжку. – Прим. пер.). Второй метод называется «кихон» (базовые, или основные, формы). Сюда включены основные формы защит, ударов руками и ногами, выполняемые на месте. Следующей программой является «кихон идо» (основные движения, или базовые формы в движении). После этого обучающийся переходит к двум главным методикам, а именно к ката и кумитэ. Ката – это определенная и строго заданная последовательность движений, выполняемых в одиночку. Внешне ката напоминает танец. Кумитэ, называемое также спаррингом, – это варианты поединка с той или иной степенью условности.

Программы «ката идо» и «нэко аши» относятся к категории «кихон идо» (базовые формы в движении). Однако это все же подготовительные программы, служащие переходными между основными методами, с одной стороны, и ката и кумитэ – с другой. Программа «ката идо» предназначена для освоения поворотов для ката, а программа «нэко аши» помогает изучить технику ног и перемещений как подготовку к кумитэ.

Так как нет возможности подробно описать в одной книге все искусство годзю-рю каратэ, то на следующих страницах этой книги мы описываем в основном базовые стойки, позиции и приемы. Единственная формальная программа, которую мы даем целиком и полностью, это «кихон номер 1», то есть первый уровень методики кихон. Тем не менее для того, чтобы читатель получил представление о некоторых методах годзю продвинутого уровня, в последнем разделе книги показаны более сложные приемы из методик кихон идо, ката и кумитэ.

Программа изучения кихон состоит из комбинаций основных блоков, ударов руками и ногами, основных стоек и позиций. Поскольку формы кихон выполняются последовательно, по одному движению, они считаются статическими действиями. После того как нога выполняет движение во время исполнения той или иной отдельной формы, она всегда возвращается в исходное положение. Поэтому кихон, подобно точке в геометрии, определяется как «пространство, не имеющее измерений».

Впоследствии формы, изученные в кихон, объединяются в последовательные простые цепочки, и это называется «кихон идо». Такие цепочки, или связки, состоят из перемещений вперед и назад по прямым линиям. Используя термины геометрии, можно сказать, что кихон идо выполняется в одном, как бы в «линейном» измерении.

Когда ученик приступает к изучению программ ката и кумитэ, он уже перемещается в плоскости, в двух измерениях. Иными словами, процесс обучения годзю-рю представляет собой как бы некую последовательность, постепенное увеличение числа измерений – от точки к линии, а затем и к плоскости.

На схеме показана последовательность учеб­ных программ годзю-рю, а также составляющие части этих программ.

УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ В ГОДЗЮ-РЮ

Люди обычно естественным образом принимают те или иные стойки для сохранения равновесия, при этом вес тела распределяется между обеими ногами в разной пропорции.

Используемые в каратэ стойки основаны на применении законов физики, кинетики и физиологии. Каждый ученик должен «подогнать» эти стойки к собственным «размерам». Самыми главными «размерами» являются рост и длина ног. Изображенные здесь стойки годзю приведены в определенной последовательности. Переходы из стойки в стойку осуществляются перемещениями стоп под углом 45 или 90°.

Источник

Оцените статью