Тренировка как составная часть

Тренировка как составная часть

Название работы: Спортивная тренировка, ее составные части

Предметная область: Физкультура и спорт

Описание: Тренировка является важнейшей частью спортивной подготовки. Физическая подготовка это педагогический процесс направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки.

Дата добавления: 2015-02-19

Размер файла: 24.65 KB

Работу скачали: 47 чел.

Федеральное агентство морского и речного транспорта

ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова»

Кафедра Физической Культуры

«Спортивная тренировка, ее составные части».

Выполнила: студентка II курса

заочной формы обучения

Руководитель: Измайлов Н.Г.

  1. Понятие спортивной тренировки
  2. Составляющие части тренировки

Понятие спортивной тренировки.

Спортивная Тренировка — это специально организованный педагогический процесс, направленный на достижение высоких спортивных результатов в избранном виде спорта. Спортивная тренировка организуется в рамках системного использования физических упражнений, с одной стороны, и сочетания их с отдыхом и иными средствами восстановления организма. Тренированность — это мера приспособления организма к конкретной работе. Спортивная тренировка может считаться правильной лишь в том случае, если она вызывает правильные положительные анатомо-физиологические изменения в организме. Тренировка является одной из форм подготовки спортсмена. Подготовка — понятие более широкое, чем тренировка поэтому подготовку стоит рассматривать как длительный педагогический процесс, направленный на использование всей совокупности тренировочных и вне тренировочных средств, методов, форм и условий (лекции, беседы, соревнования, образ жизни, специализированное питание, методы восстановления и т.д.), с помощью которых обеспечивается необходимая степень готовности к спортивным достижениям.

Готовность к достижению спортивных результатов характеризуется соответствующим уровнем развития физических качеств — силы, быстроты, выносливости и других, степенью владения техникой и тактикой (технико-тактическая подготовленность), необходимым уровнем развития психических и личностных свойств (психологическая подготовленность), соответствующим уровнем знаний (теоретическая подготовленность).

Спортивная тренировка направлена на достижение высоких спортивных результатов в избранном виде спорта. Уровень спортивных достижений растет. Это требует не только глубоких и всесторонних знаний об особенностях спортивной тренировки, но и изменений средств, методов и форм организации занятий по физическому воспитанию.

Тренировка является важнейшей частью спортивной подготовки. Только в ней осуществляется формирование специальных знаний, навыков и умений, воспитание физических качеств и повышение функциональных возможностей организма спортсменок, воспитание требуемых качеств личности. Это педагогический процесс с многообразными воспитательными, оздоровительными и образовательными задачами.

Основное содержание тренировки отражается в программах по видам спорта для различных организационных форм занятий: для коллективов физической культуры, зля детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, для спортсменов высших разрядов.

Составляющие части тренировки

В тренировке выделяют следующие разделы: техническая, тактическая, физическая, психическая, теоретическая, интегральная подготовка. Термин «подготовка» здесь употребляется в узком значении по сравнению с термином «подготовка спортсмена». Выделение сторон тренировки условно и делается для удобства планирования, контроля, выбора средств, методов и др.

Техническая подготовка — это педагогический процесс, направленный на овладение специфическими для каждого вида спорта двигательными действиями. Обучение спортивной технике начинается в детско-юношеском возрасте. По мере увеличения возраста и спортивного мастерства техника совершенствуется с учетом индивидуальных особенностей спортсмена. В конечном счете, должно быть сформировано двигательное умение, позволяющее добиваться максимального эффекта в различных условиях.

Тактическая подготовка — педагогический процесс, направленный на овладение рациональными формами ведения соревновательной борьбы. Она включает в себя изучение закономерностей соревновательной деятельности, правил а положений в конкретном виде спорта, общих положений современной отечественной и зарубежной тактики спортсменов, своих соперников; освоение умений строить свою тактику в предстоящих соревнованиях; моделирование необходимых условий в тренировке и контрольных соревнованиях для практического овладения тактическими построениями.

Физическая подготовка — это педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки. Она подразделяется на общую и специальную. В задачи общей физической подготовки входит содействие укреплению здоровья и гармоничному физическому развитию и совершенствованию жизненно важных двигательных навыков. В задачи специальной физической подготовки входит воспитание физических качеств, специфичных для данного вида спорта.

Психическая подготовка — педагогический процесс, направленный на воспитание личности спортсмена, его моральных и волевых качеств. Она осуществляется на всем протяжении многолетней подготовки на тренировочных занятиях, учебно-тренировочных сборах, соревнованиях. Эта работа тесно связана с воспитательной работой тех учреждений, в которых спортсмен учится или работает.

Теоретическая подготовка — это педагогический процесс повышения идейно-теоретического уровня спортсмена, вооружение его определенными знаниями и умениями использовать их в тренировочных занятиях и соревнованиях. Она осуществляется на всем протяжении подготовки спортсменов. Требования в спорте настолько возросли, что без глубоких знаний рассчитывать на высокие спортивные показатели нельзя. Недооценка теоретической подготовки приводит к непониманию сути выполняемого тренировочного задания. Непонимание порождает п активность, механическое повторение упражнений.

Интегральная подготовка — педагогический процесс, направленный на то, чтобы спортсмен умел целостно реализовывать в соревновательной деятельности все разделы тренировки. Этим обусловлены задачи интегральной подготовки: осуществление связи между всеми разделами подготовки и реализации ее в соревновательной деятельности; достижение стабильности действий спортсменов в сложных условиях соревнований, которые являются высшей формой интегральной подготовки .

Успех тренировки во многом зависит от правильного решения вопросов

нагрузки и отдыха.

Нагрузка – это определенная величина воздействия физических упражнений на организм занимающихся, а также степень преодолеваемых при этом объективных и субъективных трудностей.

Показателями нагрузки являются, с одной стороны, величины, характеризующие внешние параметры совершаемой работы (продолжительность, скорость выполнения 30 упражнений, количество повторений, подходов, элементов, вес, и т.д.); с другой – величины показателей функциональных и связанных с ними сдвигов в организме, (степень увеличения час, легочной вентиляции, потребление кислорода, ударный и минутный объем крови и др.). Первые относятся к «внешней» стороне нагрузки, вторые — «внутренней».

Критерием достаточности дозы нагрузки являются показатели утомления

(субъективного и объективного) – потливость, покраснение или побледнение, снижение работоспособности, нарушение координации, повышение час при постоянной интенсивности внешней работы.

Интервалы отдыха между упражнениями могут быть следующих типов:

1) полные (ординарные), гарантирующие к моменту очередного повторения

практически такое восстановление работоспособности, которое было зафиксировано до его предыдущего выполнения, что дает возможность повторить работу без дополнительного напряжения функций;

2) напряженные (неполные), при которых очередная нагрузка попадает на

состояние более или менее значительного не довосстановления, что, однако, не обязательно будет выражаться в течение известного времени без существенного изменения внешних количественных показателей, но с возрастающей мобилизацией физических и психологических резервов;

3) «минимакс» — наименьший интервал отдыха между упражнениями, после

которого наблюдается повышенная работоспособность (суперкомпенсация), наступающая при определенных условиях в силу закономерностей восстановительных процессов.

По сравнению с интервалами отдыха между упражнениями. Интервалы отдыха между занятиями более существенно влияют на процессы восстановления, долговременной адаптации организма к тренировочным нагрузкам.

При ординарном интервале между занятиями уровень работоспособности спортсменов к началу следующего занятия восстанавливается до уровня, который был зафиксирован в начале предыдущего.

Жесткий интервал между занятиями короче, чем ординарный; происходит более значительная суммация эффектов предыдущего и очередного занятий, отмечается более полная мобилизация резервных возможностей организма, в связи с чем может возникать либо стимуляция к развертыванию суперкомпенсационных процессов, либо снижение работоспособности.

Суперкомпенсационный интервал соразмерен по времени, достаточен для наступления фазы суперкомпенсации , что позволяет на очередном занятии выполнить более значительную, чем на предыдущем, нагрузку.

Источник

ТРЕНИРОВКА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ, ЕЁ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Спортивная деятельность характерна для спорта как многогранного общественного явления, т.к. она затрагивает различные сферы деятель­ности человека. Достижение максимального результата невозможно без вовлечения в сферу спорта большого количества специалистов различных профессий. Социологи,физиологи, врачи, педагоги,тренеры,психологи, строители, инженеры, менеджеры, юристы и многие другие обеспечивают функционирование спорта в стране.

Для осуществления эффективной соревновательной деятельности и достижения значимых результатов необходима четко отлаженная система подготовки спортсмена.Включающая следующие компоненты:

— систему дополнительных факторов, повышающих эффективность тренировочной и соревновательной деятельности.

«Система подготовки спортсмена» — понятие значительно шире, чем спортивная тренировка и представляет собой совокупность различных знаний, средств, методов, организационных форм и условий, взаимодействующих между собой на основе определенных принципов, правил и обеспечивающих наилучшую степень готовности спортсмена к достижениям, а также практическая деятельность по его подготовке.

Основной формой подготовки спортсмена является спортивная тренировка, которая осуществляется в виде обязательных тренировочных и самостоятельных занятий проходящих под руководством тренера. Спортивная тренировка представляет собой специализированный педагогический процесс, направленный на развитие физических, духовных, и психологических способностей.

Важнейшим компонентом в системе подготовки спортсмена является система соревнований. Она определяет цели и направленность подготовки спортсменов, а также используется как одно из важнейших средств специализированной тренировки, позволяющей сравнивать и повышать уровень подготовленности спортсменов. Соревнования выступают как цель, средство и метод подготовки спортсмена. Соревнования — важный фактор познания человеческих возможностей и формирования этических взаимоотношений, а также форма общения между людьми или группами людей. Соревнование – это специальная сфера, деятельности позволяющая объективно сравнивать способности спортсменов и обеспечивать их максимальные проявления.

Конечным результатом соревновательной деятельности является спортивные достижения (результат), которое характеризуется количественным уровнем показателей. Спортивное достижение — это показатель спортивного мастерства и способностей спортсмена, выраженный в конкретных результатах.

Кроме спортивной тренировки, соревнований в систему подготовки спортсмена входят факторы, усиливающие, дополняющие и оптимизирующие эффект тренировки и соревнований к ним относят:

— подготовку кадров – специалистов и тренеров;

— систему отбора и спортивной ориентации, направленных на выявление одаренных детей, подростков и спортсменов на основе изучения задатков, способностей и индивидуальных особенностей занимающихся;

— научно-методическое и информационное обеспечение;

— факторы внешней среды.

Необходимо различать понятия спортивной тренировки и подготовки спортсмена. (Так если спортсмен выполняет физические упражнения, идет спортивная тренировка, а если он изучает противника, просматривая видеозапись, идет подготовка спортсмена, а тренировки нет.)

Подготовка спортсмена– это многосторонний процесс использования всей совокупности факторов (знаний средств, методов, организационных форм и условий), с помощью которых обеспечивается наивысшую готовность спортсмена к спортивным достижениям, а также сама практическая деятельность по его подготовке.

Готовность – это достигнутый уровень, физической и психологической работоспособности и степень совершенства необходимых умений и навыков.

Спортивная тренировка – это часть и основная форма подготовки спортсмена, построенная на основе методов упражнения.

Спортивная тренировка – это специализированный педагогический процесс, основанный на использовании физических упражнений с целью совершенствования различных качеств, способностей, сторон подготовки обеспечивающих спортсмену достижение наивысших показателей в избранном виде спорта.

Целью спортивной тренировкиявляется подготовка спортсменов к активной жизнедеятельности, защите Родины, а затем к достижению максимально возможного для данного спортсмена уровня подготовленности, гарантирующего запланированный результат в соревнованиях, т.е. развитие личности спортсмена и на этом фоне достижение высоких спортивных результатов.

Для достижения этой цели в процессе тренировки решаются следующие основные задачи:

1. Укрепление здоровья содействие оптимальному физическому развитию;

2. Развитие основных двигательных качеств – силы, быстроты, ловкости, выносливости и гибкости;

3. Обучение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков и умений (ходьба, бег, прыжки, метания, плавание и т.д.);

4. Развитие специальных физических способностей и повышение функциональных возможностей организма, обеспечивающих успешное выполнение соревновательных упражнений.

5. Развитие и совершенствование психических, интеллектуальных, морально-этических, волевых, эстетических качеств обеспечивающих максимальное проявление усилий спортсмена во время тренировок и соревнований;

6. Освоение техники и тактики избранной спортивной дисциплины;

7. Приобретение теоретических и практических знаний, позволяющих рационально строить тренировку.

8. Комплексное совершенствование способности к реализации достигнутого уровня подготовленности в соревнованиях.

С точки зрения педагогики спортивные достижения не являются самоцелью, т.к. на пути к ним и через них достигаются существенные для общества и личности ценностей. Крепкое здоровье, высокоразвитые физические и психологические способности, повышенная трудоспособность. Спортивные качества входят составной частью в общую систему воспитания гармонически развитой личности. Положительный эффект спортивной тренировки должен выражаться в:

— повышенном уровне, функциональных возможностей организма,

— общей и специальной работоспособности,

— в большой степени совершенства двигательных умений и навыков.

Эти характеристики состояния спортсмена определяют его тренированность.

Тренированность– обычно связывают с биологическими (функциональными и морфологическими), приспособительными изменениями, происходящими в организме под воздействием тренировочных нагрузок и выражающихся в работоспособности. Изменения в организме протекают в двух направлениях:

1. Увеличиваются функциональные возможности различных органов и систем организма на базе структурных и биохимических изменений.

2. Совершенствуется координация их деятельности со стороны ЦНС и ее само регуляция.

Таким образом, тренированность – это мера приспособленности организма к конкретной работе, достигнутая путем тренировки.

Различают общую тренированность – степень приспособленности к различным видам деятельности и специальную – степень приспособленности к требованиям данного вида спорта.

Подготовленность— понятие более ёмкое, чем тренированность – это все то, что дает спортсмену подготовка:

— определенную степень развития физических качеств (физическая подготовленность);

— уровень спортивно-технического мастерства (технико-тактическая подготовленность;

— необходимый уровень психологической готовности и твердую целевую установку (психологическая подготовленность);

— необходимый уровень интеллектуального развития, тактического мышления и теоретических знаний (теоретическая подготовленность).

Подготовленность и тренированность имеют тенденцию к повышению, при этом они цикличны.

Высшей формой тренированности – является состояние спортивной формы – это состояние оптимальной готовности к спортивным достижениям.

Следовательно, спортивная тренировка – есть процесс управления спортивной формой.

Спортивная форма имеет три фазы развития:

Первая фаза – становления (накопление) спортивного мастерства – повышение функционирования деятельности организма (накопление строительного материала).

Вторая фаза – стабилизации спортивной формы – соединение всех видов подготовки в единый эффект, повышенное функциональное состояние всех органов и систем, а также координация ЦНС их деятельности, высокая экономичность работы и врабатываемость и ускоренное восстановление работоспособности.

Третья фаза – временная утрата спортивной формы.

Критерии спортивной формы:

1. Спортивные результаты.

2. Высокие показатели педагогического контроля всех видов подготовленности.

3. Хорошие показатели врачебного контроля.

4. Экономичность и эффективность спортивной деятельности.

5. Быстрая восстанавливаемость работоспособности.

Условия осуществления тренировочного процесса:

1. Режим труда, учебы, тренировки.

2. Углубленный врачебно-педагогический контроль.

3. Условие восстановления, реабилитации.

4. Эффективность тренировочного процесса.

В подготовке спортсмена принято различать следующие органически связанные между собой виды: физическую, техническую, тактическую, теоретическую, психологическую и интегральную подготовки.

Система спортивной тренировки – это совокупность знаний, достижений и практическая деятельность по организации и проведения тренировочного процесса.

Источник

Читайте также:  Измеритель пульса для тренировок нагрудный
Оцените статью