Тренировка как составная часть
Название работы: Спортивная тренировка, ее составные части
Предметная область: Физкультура и спорт
Описание: Тренировка является важнейшей частью спортивной подготовки. Физическая подготовка это педагогический процесс направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки.
Дата добавления: 2015-02-19
Размер файла: 24.65 KB
Работу скачали: 47 чел.
Федеральное агентство морского и речного транспорта
ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова»
Кафедра Физической Культуры
«Спортивная тренировка, ее составные части».
Выполнила: студентка II курса
заочной формы обучения
Руководитель: Измайлов Н.Г.
- Понятие спортивной тренировки
- Составляющие части тренировки
Понятие спортивной тренировки.
Спортивная Тренировка — это специально организованный педагогический процесс, направленный на достижение высоких спортивных результатов в избранном виде спорта. Спортивная тренировка организуется в рамках системного использования физических упражнений, с одной стороны, и сочетания их с отдыхом и иными средствами восстановления организма. Тренированность — это мера приспособления организма к конкретной работе. Спортивная тренировка может считаться правильной лишь в том случае, если она вызывает правильные положительные анатомо-физиологические изменения в организме. Тренировка является одной из форм подготовки спортсмена. Подготовка — понятие более широкое, чем тренировка поэтому подготовку стоит рассматривать как длительный педагогический процесс, направленный на использование всей совокупности тренировочных и вне тренировочных средств, методов, форм и условий (лекции, беседы, соревнования, образ жизни, специализированное питание, методы восстановления и т.д.), с помощью которых обеспечивается необходимая степень готовности к спортивным достижениям.
Готовность к достижению спортивных результатов характеризуется соответствующим уровнем развития физических качеств — силы, быстроты, выносливости и других, степенью владения техникой и тактикой (технико-тактическая подготовленность), необходимым уровнем развития психических и личностных свойств (психологическая подготовленность), соответствующим уровнем знаний (теоретическая подготовленность).
Спортивная тренировка направлена на достижение высоких спортивных результатов в избранном виде спорта. Уровень спортивных достижений растет. Это требует не только глубоких и всесторонних знаний об особенностях спортивной тренировки, но и изменений средств, методов и форм организации занятий по физическому воспитанию.
Тренировка является важнейшей частью спортивной подготовки. Только в ней осуществляется формирование специальных знаний, навыков и умений, воспитание физических качеств и повышение функциональных возможностей организма спортсменок, воспитание требуемых качеств личности. Это педагогический процесс с многообразными воспитательными, оздоровительными и образовательными задачами.
Основное содержание тренировки отражается в программах по видам спорта для различных организационных форм занятий: для коллективов физической культуры, зля детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, для спортсменов высших разрядов.
Составляющие части тренировки
В тренировке выделяют следующие разделы: техническая, тактическая, физическая, психическая, теоретическая, интегральная подготовка. Термин «подготовка» здесь употребляется в узком значении по сравнению с термином «подготовка спортсмена». Выделение сторон тренировки условно и делается для удобства планирования, контроля, выбора средств, методов и др.
Техническая подготовка — это педагогический процесс, направленный на овладение специфическими для каждого вида спорта двигательными действиями. Обучение спортивной технике начинается в детско-юношеском возрасте. По мере увеличения возраста и спортивного мастерства техника совершенствуется с учетом индивидуальных особенностей спортсмена. В конечном счете, должно быть сформировано двигательное умение, позволяющее добиваться максимального эффекта в различных условиях.
Тактическая подготовка — педагогический процесс, направленный на овладение рациональными формами ведения соревновательной борьбы. Она включает в себя изучение закономерностей соревновательной деятельности, правил а положений в конкретном виде спорта, общих положений современной отечественной и зарубежной тактики спортсменов, своих соперников; освоение умений строить свою тактику в предстоящих соревнованиях; моделирование необходимых условий в тренировке и контрольных соревнованиях для практического овладения тактическими построениями.
Физическая подготовка — это педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки. Она подразделяется на общую и специальную. В задачи общей физической подготовки входит содействие укреплению здоровья и гармоничному физическому развитию и совершенствованию жизненно важных двигательных навыков. В задачи специальной физической подготовки входит воспитание физических качеств, специфичных для данного вида спорта.
Психическая подготовка — педагогический процесс, направленный на воспитание личности спортсмена, его моральных и волевых качеств. Она осуществляется на всем протяжении многолетней подготовки на тренировочных занятиях, учебно-тренировочных сборах, соревнованиях. Эта работа тесно связана с воспитательной работой тех учреждений, в которых спортсмен учится или работает.
Теоретическая подготовка — это педагогический процесс повышения идейно-теоретического уровня спортсмена, вооружение его определенными знаниями и умениями использовать их в тренировочных занятиях и соревнованиях. Она осуществляется на всем протяжении подготовки спортсменов. Требования в спорте настолько возросли, что без глубоких знаний рассчитывать на высокие спортивные показатели нельзя. Недооценка теоретической подготовки приводит к непониманию сути выполняемого тренировочного задания. Непонимание порождает п активность, механическое повторение упражнений.
Интегральная подготовка — педагогический процесс, направленный на то, чтобы спортсмен умел целостно реализовывать в соревновательной деятельности все разделы тренировки. Этим обусловлены задачи интегральной подготовки: осуществление связи между всеми разделами подготовки и реализации ее в соревновательной деятельности; достижение стабильности действий спортсменов в сложных условиях соревнований, которые являются высшей формой интегральной подготовки .
Успех тренировки во многом зависит от правильного решения вопросов
нагрузки и отдыха.
Нагрузка это определенная величина воздействия физических упражнений на организм занимающихся, а также степень преодолеваемых при этом объективных и субъективных трудностей.
Показателями нагрузки являются, с одной стороны, величины, характеризующие внешние параметры совершаемой работы (продолжительность, скорость выполнения 30 упражнений, количество повторений, подходов, элементов, вес, и т.д.); с другой величины показателей функциональных и связанных с ними сдвигов в организме, (степень увеличения час, легочной вентиляции, потребление кислорода, ударный и минутный объем крови и др.). Первые относятся к «внешней» стороне нагрузки, вторые — «внутренней».
Критерием достаточности дозы нагрузки являются показатели утомления
(субъективного и объективного) потливость, покраснение или побледнение, снижение работоспособности, нарушение координации, повышение час при постоянной интенсивности внешней работы.
Интервалы отдыха между упражнениями могут быть следующих типов:
1) полные (ординарные), гарантирующие к моменту очередного повторения
практически такое восстановление работоспособности, которое было зафиксировано до его предыдущего выполнения, что дает возможность повторить работу без дополнительного напряжения функций;
2) напряженные (неполные), при которых очередная нагрузка попадает на
состояние более или менее значительного не довосстановления, что, однако, не обязательно будет выражаться в течение известного времени без существенного изменения внешних количественных показателей, но с возрастающей мобилизацией физических и психологических резервов;
3) «минимакс» — наименьший интервал отдыха между упражнениями, после
которого наблюдается повышенная работоспособность (суперкомпенсация), наступающая при определенных условиях в силу закономерностей восстановительных процессов.
По сравнению с интервалами отдыха между упражнениями. Интервалы отдыха между занятиями более существенно влияют на процессы восстановления, долговременной адаптации организма к тренировочным нагрузкам.
При ординарном интервале между занятиями уровень работоспособности спортсменов к началу следующего занятия восстанавливается до уровня, который был зафиксирован в начале предыдущего.
Жесткий интервал между занятиями короче, чем ординарный; происходит более значительная суммация эффектов предыдущего и очередного занятий, отмечается более полная мобилизация резервных возможностей организма, в связи с чем может возникать либо стимуляция к развертыванию суперкомпенсационных процессов, либо снижение работоспособности.
Суперкомпенсационный интервал соразмерен по времени, достаточен для наступления фазы суперкомпенсации , что позволяет на очередном занятии выполнить более значительную, чем на предыдущем, нагрузку.
Источник
ТРЕНИРОВКА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ, ЕЁ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Спортивная деятельность характерна для спорта как многогранного общественного явления, т.к. она затрагивает различные сферы деятельности человека. Достижение максимального результата невозможно без вовлечения в сферу спорта большого количества специалистов различных профессий. Социологи,физиологи, врачи, педагоги,тренеры,психологи, строители, инженеры, менеджеры, юристы и многие другие обеспечивают функционирование спорта в стране.
Для осуществления эффективной соревновательной деятельности и достижения значимых результатов необходима четко отлаженная система подготовки спортсмена.Включающая следующие компоненты:
— систему дополнительных факторов, повышающих эффективность тренировочной и соревновательной деятельности.
«Система подготовки спортсмена» — понятие значительно шире, чем спортивная тренировка и представляет собой совокупность различных знаний, средств, методов, организационных форм и условий, взаимодействующих между собой на основе определенных принципов, правил и обеспечивающих наилучшую степень готовности спортсмена к достижениям, а также практическая деятельность по его подготовке.
Основной формой подготовки спортсмена является спортивная тренировка, которая осуществляется в виде обязательных тренировочных и самостоятельных занятий проходящих под руководством тренера. Спортивная тренировка представляет собой специализированный педагогический процесс, направленный на развитие физических, духовных, и психологических способностей.
Важнейшим компонентом в системе подготовки спортсмена является система соревнований. Она определяет цели и направленность подготовки спортсменов, а также используется как одно из важнейших средств специализированной тренировки, позволяющей сравнивать и повышать уровень подготовленности спортсменов. Соревнования выступают как цель, средство и метод подготовки спортсмена. Соревнования — важный фактор познания человеческих возможностей и формирования этических взаимоотношений, а также форма общения между людьми или группами людей. Соревнование – это специальная сфера, деятельности позволяющая объективно сравнивать способности спортсменов и обеспечивать их максимальные проявления.
Конечным результатом соревновательной деятельности является спортивные достижения (результат), которое характеризуется количественным уровнем показателей. Спортивное достижение — это показатель спортивного мастерства и способностей спортсмена, выраженный в конкретных результатах.
Кроме спортивной тренировки, соревнований в систему подготовки спортсмена входят факторы, усиливающие, дополняющие и оптимизирующие эффект тренировки и соревнований к ним относят:
— подготовку кадров – специалистов и тренеров;
— систему отбора и спортивной ориентации, направленных на выявление одаренных детей, подростков и спортсменов на основе изучения задатков, способностей и индивидуальных особенностей занимающихся;
— научно-методическое и информационное обеспечение;
— факторы внешней среды.
Необходимо различать понятия спортивной тренировки и подготовки спортсмена. (Так если спортсмен выполняет физические упражнения, идет спортивная тренировка, а если он изучает противника, просматривая видеозапись, идет подготовка спортсмена, а тренировки нет.)
Подготовка спортсмена– это многосторонний процесс использования всей совокупности факторов (знаний средств, методов, организационных форм и условий), с помощью которых обеспечивается наивысшую готовность спортсмена к спортивным достижениям, а также сама практическая деятельность по его подготовке.
Готовность – это достигнутый уровень, физической и психологической работоспособности и степень совершенства необходимых умений и навыков.
Спортивная тренировка – это часть и основная форма подготовки спортсмена, построенная на основе методов упражнения.
Спортивная тренировка – это специализированный педагогический процесс, основанный на использовании физических упражнений с целью совершенствования различных качеств, способностей, сторон подготовки обеспечивающих спортсмену достижение наивысших показателей в избранном виде спорта.
Целью спортивной тренировкиявляется подготовка спортсменов к активной жизнедеятельности, защите Родины, а затем к достижению максимально возможного для данного спортсмена уровня подготовленности, гарантирующего запланированный результат в соревнованиях, т.е. развитие личности спортсмена и на этом фоне достижение высоких спортивных результатов.
Для достижения этой цели в процессе тренировки решаются следующие основные задачи:
1. Укрепление здоровья содействие оптимальному физическому развитию;
2. Развитие основных двигательных качеств – силы, быстроты, ловкости, выносливости и гибкости;
3. Обучение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков и умений (ходьба, бег, прыжки, метания, плавание и т.д.);
4. Развитие специальных физических способностей и повышение функциональных возможностей организма, обеспечивающих успешное выполнение соревновательных упражнений.
5. Развитие и совершенствование психических, интеллектуальных, морально-этических, волевых, эстетических качеств обеспечивающих максимальное проявление усилий спортсмена во время тренировок и соревнований;
6. Освоение техники и тактики избранной спортивной дисциплины;
7. Приобретение теоретических и практических знаний, позволяющих рационально строить тренировку.
8. Комплексное совершенствование способности к реализации достигнутого уровня подготовленности в соревнованиях.
С точки зрения педагогики спортивные достижения не являются самоцелью, т.к. на пути к ним и через них достигаются существенные для общества и личности ценностей. Крепкое здоровье, высокоразвитые физические и психологические способности, повышенная трудоспособность. Спортивные качества входят составной частью в общую систему воспитания гармонически развитой личности. Положительный эффект спортивной тренировки должен выражаться в:
— повышенном уровне, функциональных возможностей организма,
— общей и специальной работоспособности,
— в большой степени совершенства двигательных умений и навыков.
Эти характеристики состояния спортсмена определяют его тренированность.
Тренированность– обычно связывают с биологическими (функциональными и морфологическими), приспособительными изменениями, происходящими в организме под воздействием тренировочных нагрузок и выражающихся в работоспособности. Изменения в организме протекают в двух направлениях:
1. Увеличиваются функциональные возможности различных органов и систем организма на базе структурных и биохимических изменений.
2. Совершенствуется координация их деятельности со стороны ЦНС и ее само регуляция.
Таким образом, тренированность – это мера приспособленности организма к конкретной работе, достигнутая путем тренировки.
Различают общую тренированность – степень приспособленности к различным видам деятельности и специальную – степень приспособленности к требованиям данного вида спорта.
Подготовленность— понятие более ёмкое, чем тренированность – это все то, что дает спортсмену подготовка:
— определенную степень развития физических качеств (физическая подготовленность);
— уровень спортивно-технического мастерства (технико-тактическая подготовленность;
— необходимый уровень психологической готовности и твердую целевую установку (психологическая подготовленность);
— необходимый уровень интеллектуального развития, тактического мышления и теоретических знаний (теоретическая подготовленность).
Подготовленность и тренированность имеют тенденцию к повышению, при этом они цикличны.
Высшей формой тренированности – является состояние спортивной формы – это состояние оптимальной готовности к спортивным достижениям.
Следовательно, спортивная тренировка – есть процесс управления спортивной формой.
Спортивная форма имеет три фазы развития:
Первая фаза – становления (накопление) спортивного мастерства – повышение функционирования деятельности организма (накопление строительного материала).
Вторая фаза – стабилизации спортивной формы – соединение всех видов подготовки в единый эффект, повышенное функциональное состояние всех органов и систем, а также координация ЦНС их деятельности, высокая экономичность работы и врабатываемость и ускоренное восстановление работоспособности.
Третья фаза – временная утрата спортивной формы.
Критерии спортивной формы:
1. Спортивные результаты.
2. Высокие показатели педагогического контроля всех видов подготовленности.
3. Хорошие показатели врачебного контроля.
4. Экономичность и эффективность спортивной деятельности.
5. Быстрая восстанавливаемость работоспособности.
Условия осуществления тренировочного процесса:
1. Режим труда, учебы, тренировки.
2. Углубленный врачебно-педагогический контроль.
3. Условие восстановления, реабилитации.
4. Эффективность тренировочного процесса.
В подготовке спортсмена принято различать следующие органически связанные между собой виды: физическую, техническую, тактическую, теоретическую, психологическую и интегральную подготовки.
Система спортивной тренировки – это совокупность знаний, достижений и практическая деятельность по организации и проведения тренировочного процесса.
Источник