Двигательная подготовка фехтовальщика — V
Упражнения для совершенствования двигательных
качеств и приемов фехтования
Упражнение 1
И.п. стопы под прямым углом, колени выпрямлены. Руки на поясе. Приседания, приподнимая пятки и разводя колени.
Упражнение 2
И.п. боевая стойка. Глубокие приседания, приподнимая пятки и разводя колени. Следить за тем, чтобы звенья обеих ног не выходили за пределы своей плоскости.
Упражнение 3
И.п. боевая стойка. Поочередное переступание на месте левой и правой ногой, сохраняя уровень общего центра тяжести тела и приподнимая колени.
Упражнение 4
И.п. боевая стойка. Выпрыгивание вверх и возвращение в исходное положение без искажения боевой стойки.
Упражнение 5
И.п. боевая стойка. Выполнение серий приседаний и прыжков в боевой стойке, без контроля зрения. Оценивая правильность положения стоп, голеней, бедер, плеч, рук, головы.
Упражнение 6
И.п. боевая стойка. Переступание на месте, постепенно достигающее максимальной частоты.
Упражнение 7
И.п. боевая стойка, пятки слегка приподняты. Серийные передвижения шагами вперед и назад в пределах одного метра с акцентом на четкость движений. Сохранять прямолинейность движений и расстояние между стопами.
Упражнение 8
И.п. боевая стойка, пятки слегка приподняты. Медленные шаги вперед. Акцент на свободное перемещение впередистоящей ноги и быстрое приставление сзади стоящей.
Упражнение 9
И.п. боевая стойка, пятки слегка приподняты. Медленные шаги назад при сохранении прямолинейности движений и расстояния между стопами.
Упражнение 10
И.п. боевая стойка, пятки слегка приподняты. Серийное выполнение шагов вперед и назад с произвольным изменением быстроты перемещений.
Упражнение 11
И.п. боевая стойка, пятки слегка приподняты. Дозированное по времени выполнение шагов вперед и назад с интервалами на отдых. Следить за сохранением прямолинейности движений, расстоянием между стопами, плавностью движений.
Упражнение 12
И.п. боевая стойка, руки на поясе. Выполнение выпада за счет смещения тела вперед толчком сзади стоящей ноги и махом впередистоящей.
Упражнение 13
И.п. боевая стойка у гимнастической стенки. Выполнение выпада, держась свободной рукой за перекладину и следя за правильностью маха впередистоящей ногой, направлением пятки вперед и уровнем поднимания бедра.
Упражнение 14
И.п. выпад. Покачивание тазом вниз при постепенном доведении амплитуды движения до максимальной.
Упражнение 15
И.п. выпад. Покачивание тазом вниз с одновременным наклоном туловища (плечи горизонтально) вперед.
Упражнение 16
И.п. выпад с опорой ноги о скамейку. Покачивание тазом вниз, увеличивая угол сгибания колена впередистоящей ноги.
Упражнение 17
И.п. боевая стойка. Рывковые движения туловищем вперед.
Упражнение 18
И.п. выпад. Возвраты в боевую стойку толчком впередистоящей ноги за счет нескольких покачиваний тазом. Следить за сохранением типового конечного положения.
Упражнение 19
И.п. боевая стойка. Выпад с максимальной быстротой и амплитудой, уход с выпада назад при использовании возможностей «растянутых: мышц.
Упражнение 20
И.п. выпад. Несколько покачиваний тазом, возврат назад в боевую стойку толчком впередистоящей ноги (держать ее несколько секунд на весу, не касаясь стопой пола).
Упражнение 21
И.п. выпад. Покачивания тазом, затем толчком впередистоящей ноги закрыться назад в боевую стойку и, не касаясь стопой пола, повторно выполнить выпад.
Упражнение 22
И.п. выпад. Согнуть сзади стоящую ногу и выпрямить впередистоящую ногу, подняв ее носок (пятка на полу). Затем, выпрямив сзади стоящую и согнув впередистоящую ногу, вернуться в положение выпада.
Упражнение 23
И.п. боевая стойка. Выполнить выпад небольшой длины, затем без задержки выпад максимальной длины.
Упражнение 24
И.п. выпад. Закрыться вперед в боевую стойку и сделать выпад.
Упражнение 25
И.п. боевая стойка. Выполнить три выпада, последовательно закрываясь вперед.
Упражнение 26
И.п. боевая стойка с глубоким сгибанием ног. Слитно выполнить выпад и закрытие назад.
Упражнение 27
И.п. боевая стойка. Выполнить прыжковый выпад с мощным толчком сзадистоящей ногой и переходом в фазу полета.
Упражнение 28
И.п. низкая боевая стойка. Прыжок вперед-вверх с приземлением на сзадистоящую ногу и переход в бег.
Упражнение 29
И.п. боевая стойка. Прыжок вперед толчком впередистоящей ноги до полного ее выпрямления, сочетаемый с одновременным махом бедра сзадистоящей ноги вперед-вверх и переходом в бег.
Упражнение 30
И.п. боевая стойка. Прыжковая «сгрела» С акцентированным движением таза вперед и равномерным наклоном туловища.
Упражнение 31
И.п. боевая стойка. Прыжковая «стрела» С преодолением максимального расстояния.
Упражнение 32
И.п. легкий бег. Серия прыжков вперед, имитирующих «стрелу’>.
Упражнение 33
И.п. выпад. «Стрела» С приземлением на сзади стоящую ногу и переход в короткие убыстряющиеся (скрестные) шаги.
Упражнение 34
И.п. передвижение вперед в боевой стойке. После нескольких шагов с ускорением выполнить прыжковую «стрелу’>.
Упражнение 35
И.п. боевая стойка у мишени, дистанция средняя. Укол в мишень с выпадом, нанизав на клинок кольцо диаметром 10-12 см, отпущенное партнером.
Упражнение 36
И.п. боевая стойка. Укол с выпадом в кольцо, брошенное партнером.
Упражнение 37
И.п. боевая стойка у мишени, дистанция дальняя. Укол в сектор мишени, указанный клинком тренера (партнера), с шагом вперед и выпадом. По ходу движения сектор укола может внезапно меняться.
Упражнение 38
И.п. боевая стойка у мишени, дистанция средняя. Укол (удар) в мишень с выпадом, затем, стоя на выпаде, повторный укол (удар).
Упражнение 39
И.п. боевая стойка у мишени. Укол (удар) с выпадом по сигналу тренера (партнера). Применяются истинные и ложные сигналы.
Упражнение 40
И.п. боевая стойка с гимнастической палкой. Перебирание пальцами вдоль гимнастической палки (вперед-назад). .
Упражнение 41
И.п. боевая стойка. Прыжок вперед через гимнастическую скамейку при сохранении типовых положений.
Рис.1. Упражнения для совершенствования боевой стойки
Рис.2. Упражнения для совершенствования шагов вперед и назад
Рис. 3. Упражнения для совершенствования выпада
Рис. 4. Упражнения для совершенствования точности уколов
Рис. 5. Упражнения на мишени
По материалам:
Тышлер Д.А., Мовшовнч А.Д. Физическая подготовка юных фехтовальщиков. — М.: Советский спорт, 1996.
Тышлер Д. А., Мовшович А. Д. Двигательная подготовка фехтовальщиков. — М.: Академический проект, 2000
Источник
Тренировка начинающих взрослых фехтовальщиков
Тренировка начинающих взрослых фехтовальщиков
д.п.н., профессор РГУФКСиТ
В последнее десятилетие разительно изменилась картина, отражающая возрастные границы спортсменов, занимающихся фехтованием. Привычные для советских времен сроки завершения спортивной карьеры и начала занятий фехтовальным спортом существенно расширились.
Наблюдая соревнования (особенно по фехтованию на шпагах), можно убедиться, что в них принимают участие известные ранее мастера этого вида оружия, которым уже за сорок, а также возрастные новички. Характерной приметой нового времени стали также национальные первенства стран, Чемпионаты Европы и Мира по фехтованию для ветеранов. Вместе с тем процесс тренировки возрастных спортсменов пока еще не оснащен проверенными практикой методиками. Не подкреплен научно обоснованными рекомендациями (в том числе и со стороны спортивной медицины), в которых были бы отражены особенности организма зрелых пожилых спортсменов.
Совсем недавно сложившая клубная статистика возрастных показателей начинающих взрослых фехтовальщиков приводит к убеждению, что большинство из них приходит заниматься фехтованием с 25 до 50 лет. Поэтому с учетом неизбежных изменений в соответствии с возрастом было бы правильно условно разделить их на две группы: 30 – 40 лет и 41 – 50 лет в соответствии с положением о соревнованиях для ветеранов фехтования.
По результатам опроса занимаю- щихся большинст во взрослых но- вичков первоначально рассматри- вают занятия фехтованием как некую разновидность фитнеса, позволяющую поддерживать орга- низм в должной физической форме. Одновременно с этим реализуется желание познать и освоить культуру и эстетику движений, свойствен- ную фехтованию. Увлекаясь занятиями, многие из них в даль- нейшем приходят к регулярным тренировкам на любительском уровне и охотно принимают участие в ветеранских турнирах и даже соревнованиях для профессио- налов. Исходя из того, что по меди-
цинским показателям данный контингент допущен к систематическим тренировкам, многие педагоги считают, что все они способны переносить высокие физические и эмоциональные нагрузки. Это глубоко ошибочное суждение, чреватое порой серьезными последствиями для здоровья. Ведь занятия фехтованием оказывают ощутимое воздействии на:
- опорно-двигательный аппарат;
- сердечно-сосудистую систему;
- эмоционально-психическую сферу.
Следовательно, необходимо учитывать характерные возрастные изменения связок, сухожилий, предельно допустимую частоту сердечных сокращений и возможности дыхания, а также влияние чрезмерного эмоционального возбуждения на работу сердечно-сосудистой системы во время участия в соревновательных поединках.
Понимая фехтование как искусство, которым желают овладеть начинающие взрослые, не следует забывать, что данный вид деятельности является весьма нагрузочным для организма занимающихся. Поэтому во время индивидуального урока или боевой практики всегда необходимо держать на контроле объем и интенсивность нагрузки, а также координационно-моторную сложность осваиваемых действий, чтобы не навредить.
Первые тренировочные занятия с начинающими взрослыми фехтовальщиками должны проходить в ознакомительно-подготовительном режиме, имея в виду объяснение сути приемов и подготовку мышц и суставов для их выполнения. Затем, последовательно осваивая приемы нападения и маневрирования, следует использовать их как средство постепенного повышения уровня двигательной подготовленности для дальнейшего освоения более сложных и трудоемких упражнений. Ведь у спортсменов-любителей нет отдельного дня физической подготовки. Поэтому для укрепления мышц и костно-связочного аппарата, повышения выносливости вполне реально использовать средства фехтования во время тренировочных занятий.
Необходимо также иметь в виду, что двухразовые тренировки в неделю (чаще начинающие взрослые занимаются крайне редко) не позволяют в профессиональном режиме осваивать технику и тактику фехтования. К тому же 40 – 50 индивидуальных уроков небольшой продолжительности в течение годового сезона, а также слабая переносимость нагрузок не дают должного эффекта в освоении средств единоборства из-за низкого объема многократных повторений. Кроме того тренировка начинающих взрослых фехтовальщиков в подавляющем большинстве не проводится групповым методом. Следовательно, парные упражнения, как связующее звено между индивидуальным уроком и тренировочными боями, проводятся крайне нерегулярно, что существенно снижает эффекты освоения техники фехтования. Обучая взрослых новичков, имеет смысл получше присмотреться к их индивидуальным морфо-функциональным, психомоторным и двигательным особенностям, чтобы оснащать адекватными средствами единоборства с учетом длины тела и конечностей, координационных и сенсорных способностей. Не следует добиваться стандартной длины выпада, если сорокалетний начинающий фехтовальщик не обладает должным уровнем гибкости. Адаптировать двигательные качества таких спортсменов к соревновательной деятельности следует за счет правильной техники. Быстрота атаки в данном случае может быть достигнута с помощью адекватной схватке дистанции и пространственной точности действий оружием, а также опережающего туловище посыла острия на укол.
Подобным образом следует распорядиться и особенностями двигательного реагирования, формируя, например, «поздний парад» у спортсмена, быстро и точно дифференцирующего раздражители и обладающего хорошей выдержкой. А также оснащая преднамеренными действиями того, кто неплохо прогнозирует вероятные намерения противника и обладает коротким временем простой двигательной реакции. Аналогичным образом следует использовать преимущества спортсмена в реакциях предвосхищения, обучая его средствам единоборства и тактическим умениям, построенным на хорошем чувстве дистанции.
Как показывает практика, начинающие взрослые, уже сформировавшие минимальный состав действий, отличаются зрелым пониманием сути единоборства с оружием, легче осваивают тактические знания и умения и затем применяют их в соревновательных поединках. Вместе с тем поиск момента для активных действий во время боя и их реализацию во многом обеспечивает уровень владения приемами нападения и маневрирования. Именно данная часть подготовленности начинающих взрослых фехтовальщиков представляет собой проблемное звено. Стремясь поднять интерес занимающихся к занятиям фехтованием посредством личного общения во время индивидуального урока, большинство тренеров оставляет без внимания процесс освоения приемов передвижений. Все это усугубляется еще и тем, что из тренировки практически выпадают групповые упражнения в передвижениях, используемые в занятиях с новичками. Таким образом, в работе с подобным контингентом необходима установка тренера на 15-20 минутную самостоятельную работу над приемами нападения и маневрирования, выполняемую на каждом тренировочном занятии, включая также упражнения с мишенью.
Тренируя начинающих взрослых фехтовальщиков, следует тщательно контролировать стиль общения во время индивидуального урока, отказываясь от авторитарных и директивных замечаний и установок в пользу демократичного и либерального педагогического контакта. Ведь тренер, порой, бывает намного младше ученика, что нельзя не учитывать во время тренировочного сотрудни- чества.
Подводя итог особенностям работы с на- чинающими взрослыми фехтовальщи- ками, следует отметить, что основным методом обучения и тренировки должен быть индивидуальный урок. Вместе с тем в занятиях широко используются упражнения у зеркала, с мишенью, с ма-
некеном, самостоятельная работа над передвижениями, а также учебно-тренировочные бои с установками на применения осваиваемых действий и тактических умений их подготовки в боевых схватках.
Аркадьев В.А. Фехтование.- М.: Физкультура и спорт, 1959.- 372 с.
Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека.- М : Теория и практика физической культуры, 2000.-274 с.
Мовшович А.Д.Фехтование на шпагах. Научные данные и спортивная тренировка.- М.: Академический проект, 2008.- 134 с.
Тышлер Д.А. Спортивное фехтование.- М.: ФОН, 1997.- 385 с.
Тышлер Д.А., Мовшович А.Д. Двигательная подготовка фехтовальщиков.- М.: Академический проект, 2007.-152 с.
Источник