- Как стать футбольным судьей?
- Каким должен быть футбольный судья?
- Категории футбольных судей
- Как стать футбольным судьей в России?
- Сколько зарабатывает футбольный судья в России?
- Зарплата футбольного судьи в РПЛ
- Зарплата футбольных судей в Европе
- автореферат и диссертация по педагогике 13.00.04 для написания научной статьи или работы на тему: Начальная подготовка футбольных арбитров
- Автореферат диссертации по теме «Начальная подготовка футбольных арбитров»
Как стать футбольным судьей?
Профессия футбольного арбитра считается одной из самых неблагодарных. Рефери зачастую оказывается под давлением болельщиков и футболистов. Несмотря на это, многие молодые ребята всерьёз задумываются о судейской карьере. В этой статье мы расскажем, как стать футбольным судьей и сколько зарабатывают арбитры в России и за рубежом. Поехали!
Каким должен быть футбольный судья?
Качества футбольного судьи:
- Психологическая устойчивость
Футбольный арбитр находится под огромным давлением. Представьте, спорный момент. Болельщики ревут, футболисты и тренеры кричат. Атмосфера очень напряженная. Рефери нужно абстрагироваться от внешних раздражителей и хладнокровно вынести вердикт. Поверьте, это очень сложно.
- Отличная физическая подготовка
Футбольные судьи за игру пробегают больше, чем футболисты (если говорить про главных арбитров). Это примерно 10-12 км. Из футболистов больше всех пробегают полузащитники — 8-11 км.
Рефери должен постоянно находиться в движении, успевать за эпизодами. Правильное расположение судьи напрямую влияет на правильность принятия решения.
- Безупречное знание правил
Арбитр должен знать правила настолько хорошо, что, если его разбудят поздней ночью, он смог бы наизусть рассказать любой пункт. К сожалению, есть судьи, которые не до конца знают всех правил футбола.
Предлагаю посмотреть видео со сборов судей ПФЛ в Новогорске.
Категории футбольных судей
У футбольных арбитров существует несколько категорий (от высшей к низшей):
Арбитры с данной категорией имеют право обслуживать международные матчи. На данный момент в России 39 судей ФИФА (включая судей-женщин и футзальных арбитров).
- Судья всероссийской категории
Всероссийская категория позволяет арбитру судить матчи РПЛ. Чтобы ее получить, арбитр должен пройти все необходимые семинары, сдать экзамены по физической подготовке и обладать первой категорией в течение 2 лет.
- Судья первой категории
Первая категория присваивается арбитру, если он имеет стаж судейства соревнований не менее 2 лет с момента получения второй категории и провел не менее 30 игр в качестве судьи или ассистента судьи.
- Судья второй категории
Арбитру присваивается вторая категория, если он имеет стаж судейства не менее года с момента получения звания судьи третьей категории и провел не менее 15 матчей в качестве судьи или ассистента судьи.
- Судья третьей категории
Для получения третьей категории нужно иметь стаж судейства соревнований не менее года с момента получения звания «Юный судья», а также провести не менее 10 игр в качестве судьи или ассистента судьи.
Звание «Юный судья» присваивается, как правило, молодым людям от 14 до 16 лет. По достижении возраста 16 лет срок действия данной категории истекает.
Как стать футбольным судьей в России?
Если человек ставит себе высокие цели, например, судить премьер-лигу и международные матчи, то начинать карьеру нужно как можно раньше. Хороший возраст — 18-24 года.
Что нужно делать?
1 шаг. В каждом регионе есть судейская коллегия и районная администрация футбола. Нужно узнать информацию о ближайшем наборе в судейский корпус. Какие документы нужны для поступления и каковы требования к кандидатам.
2 шаг. Собираешь все необходимые документы и подаешь заявку.
3 шаг. Проходишь обучающий курс. В процессе обучения ты изучаешь правила футбола, жесты судей, разбираешь спорные ситуации.
4 шаг. Сдача экзаменов: сначала теория, потом практика.
Новички начинают судейскую карьеру с детских матчей. Если получается хорошо, то их привлекают к судейству любительских чемпионатов. С ростом опыта и квалификации арбитра подпускают к более серьезным матчам.
Стать футбольным судьей сейчас может практически любой человек с улицы. На обучение приходят даже те, кто никогда не играл в футбол. Да, им приходится тяжелее, но если у человека есть харизма и сила духа, то все складывается хорошо.
Раньше ситуация была другой. При приеме кандидатов обязательно учитывали опыт игры в футбол. Считалось, что судья должен знать футбол изнутри, а не только из книжек и журналов.
До какого уровня может дорасти футбольный судья?
Смотря, какие цели он себе ставит. Кто-то в перспективе хочет стать арбитром ФИФА, а кому-то хорошо и во втором дивизионе. В судействе много зависит от удачи. Ты можешь безукоризненно работать на многих турнирах, но далеко не факт, что тебя заметят. Личные отношения тоже играют большую роль. Если у тебя плохие отношения с начальником, то путь наверх тебе закрыт.
Сколько зарабатывает футбольный судья в России?
Зарплата футбольного судьи напрямую зависит от того, какие турниры он судит. За судейство коммерческих турниров и турниров предприятий можно получить примерно 5 000 рублей за один игровой день.
За судейство детских турниров в Москве могут платить 1 200 рублей за игру. Если отсудить несколько матчей, то можно заработать неплохие деньги.
Судьи любительских турниров в регионах могут получать 400-500 рублей за игру. Один судья может отработать 5 и более матчей за один игровой день, поэтому 2500-3000 рублей зарабатывать вполне реально (если говорить про мини-футбол, форматы 6 на 6, 7 на 7 и 8 на 8).
В КФК (3 дивизион) у судей нет оклада, им платят по факту за отработанную игру. Главный арбитр получает 6 000 рублей, боковые рефери — по 3 000 руб., резервный — 1 000 рублей.
В ПФЛ оклад также отсутствует. Главный судья получает 12 000 руб. за матч, лайнсмены — по 6 000.
Начиная с ФНЛ, у судей появляется оклад. Правда, он совсем небольшой — 10 000 рублей. Основной доход идет с гонораров за матч. Главный рефери зарабатывает 35 000 руб. за игру.
Зарплата футбольного судьи в РПЛ
Если взять РПЛ, то уровень зарплат арбитров и футболистов несопоставим. О зарплатах футболистов мы говорили в отдельной статье.
Доход судьи в РПЛ состоит из двух частей: оклада и гонорара. Гонорар главного арбитра — 115 000 рублей за матч. Оклад — 30 000 руб. в месяц. Эта сумма дается судьям на подготовку. На эти деньги можно снять зал для тренировок, оплатить услуги тренера или массажиста. Конечно, на оклад особо не проживешь, но, когда у рефери травма и он не может судить матчи, ему приходит хоть какой-то минимум.
Лайнсмены в премьер-лиге получают 55 000 руб. за матч, резервный судья — 8 700 руб. Раньше, если судейская бригада отработала плохо, ей урезали гонорар. Сейчас такого нет.
С недавних пор на матчах работает бригада арбитров ВАР. Арбитр VAR получает 57 500 рублей за матч (половина гонорара главного судьи), его помощник — 28 750 рублей.
О системе VAR мы подробно рассказывали ранее. Что это за система? Зачем она нужна и как она работает? Рекомендуем к прочтению!
Арбитр ФИФА Сергей Карасев жаловался на напряженный график судей в РПЛ. В субботу он мог обслуживать матч в качестве главного арбитра, а уже в понедельник работать на VAR. Получается, что за 3 дня он отработал 2 матча. Это очень тяжело. Нормальный график для рефери — 1 матч в неделю.
Зарплата футбольных судей в Европе
Гонорары главных арбитров в ТОП-5 чемпионатов:
- Франция (Лига 1) — 2 700 евро за матч
- Германия (Бундеслига) — 3 500 евро за матч
- Италия (Серия А) — 3 400 евро за матч
- Испания (Ла Лига) — 6 000 евро за матч
- Англия (АПЛ) — 1 300 евро за матч
Вы удивитесь: почему у судей в Англии такие маленькие гонорары? Это же АПЛ!
Дело в том, что кроме гонораров, у арбитров в Англии есть неплохой оклад, который колеблется в районе 40-45 тысяч евро в год. Сумма оклада зависит от квалификации судьи. Если сложить оклад и гонорары, то арбитры в АПЛ могут зарабатывать 70-75 тысяч евро в год.
Высокие гонорары получают международные арбитры. Главный арбитр на чемпионате Европы может получать около 10 000 евро за матч, боковые — по 5 000 евро. На чемпионатах мира доходы судей еще выше.
Источник
автореферат и диссертация по педагогике 13.00.04 для написания научной статьи или работы на тему: Начальная подготовка футбольных арбитров
Автореферат диссертации по теме «Начальная подготовка футбольных арбитров»
На правах рукописи
КУЛАЛАЕВ Павел Николаевич
НАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ФУТБОЛЬНЫХ АРБИТРОВ
13.00.04 — теория п методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук
Работа выполнена на кафедре физического воспитания Волжского института строительства и технологий (филиала) ГОУ ВПО «Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет»
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор
Якимович Виктор Степанович
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Сучилин Анатолий Александрович
кандидат педагогических наук Марушкин Юрий Федорович
Ведущая организация: Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
Защита диссертации состоится 20 декабря 2006 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 311.011.01 при Волгоградской государственной академии физической культуры по адресу: 400005, г. Волгоград, проспект Ленина, 78, ауд. 52.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Волгоградской государственной академии физической культуры.
Автореферат разослан » ноября 2006 г.
Ученый секретарь диссертационного совета,
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность. Отличительными особенностями современного футбола являются возросшая интенсивность игры и жесткая атлетическая борьба по всему полю, что обусловлено не только рационализацией техники и тактики, но, прежде всего, более высоким уровнем физической работоспособности футболистов (С.Ю. Тюленьков, 1996; A.A. Сучилин, 1997; А.И. Шамардин, 2000; А.И. Шамардин, И.Н. Солопов, 2000). Так как любое соревнование, в том числе и игра в футбол, регламентируется правилами, за соблюдением которых следят спортивные судьи, то от их отбора, расстановки, и, конечно, профессиональной подготовленности во многом зависит эффективность любой соревновательной деятельности (Н.Ф. Синигина, 2004).
Подготовке спортивных судей в научной литературе уделено недостаточно внимания. Причём, в имеющихся немногочисленных работах исследовательский акцент сделан преимущественно на повышение качества и оценки судейства (А.Г. Абиев, 1989; М.В. Прохорова, Л.Н. Петров, 1991; Ю.К. Гавер-довский, 2002; М.П. Ступень, 2003 и др.). В диссертационных исследованиях, посвященных совершенствованию спортивного судейства, нашли отражение, в основном, общие вопросы его улучшения (М.А. Давыдов, 1988; И.А. Калиму-лин, 1995; Г.П. Венглинский, 1998; В.Н. Зуев, 1999; А.И. Трофимов, 2002; М.И. Цукерман, 2003; А.Б. Курдюков, 2004 и др.).
Современная динамика футбольного матча, значительное количество технико-тактических действий игроков и их активное перемещение, а также постоянно изменяющиеся ситуации игры нередко приводят к ошибочным действиям судьи, что снижает к нему доверие игроков и зрителей, повышает накал борьбы и атмосферы матча. Чаще всего это связано с недостаточным уровнем подготовленности футбольного арбитра (КЛ. Вихров, 1987; В. Липатов, 2001; С. Ху-саинов, 2001; А. Будогосский, А. Спирин, 2003; А. Будогосский, Е. Турбин, 2004; Е. Турбин, 2004).
Футбольному арбитру, как и футболисту, необходима специальная подготовка, чтобы соответствовать высоким требованиям соревновательной деятельности. Важно, что основы будущего профессионализма закладываются на этапе начальной подготовки, которой свойственен комплексный характер, охватывающий все её стороны (A.A. Сучилин, А.П. Золотарев, М.М. Шестаков, 2005).
Современные методические рекомендации, касающиеся подготовки футбольных арбитров (К.Л. Вихров, 1987; В. Липатов, 2001; С. Хусаинов, 2001; А. Будогосский, А. Спирин, 2003; Е. Турбин, 2004), в основном предназначены для высококвалифицированных судей, обслуживающих матчи профессиональных команд, в которых начальная подготовка арбитров рассматривается только фрагментарно.
Футбол является одним из наиболее массовых видов спорта, который требует также и массовой подготовки квалифицированных арбитров для судейства соревнований различного ранга: детей, юношей, взрослых квалифициро-
ванных футболистов, футболистов-профессионалов. Однако анализ специальной литературы позволяет констатировать, что качество судейства во многом снижается из-за неразработанности методики подготовки футбольных арбитров, что и обусловило актуальность темы исследования.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс подготовки футбольных арбитров.
Предмет исследования: средства, методы и формы начальной подготовки футбольных арбитров.
Цель исследования: разработать и научно обосновать методику начальной подготовки футбольных арбитров.
Гипотеза. Методика начальной подготовки футбольных арбитров будет продуктивной и педагогически целесообразной, если при её разработке будут: а) определены структура и содержание подготовки судей; б) установлены причины и условия принятия арбитрами ошибочных решений в различных игровых ситуациях; в) выявлены параметры двигательной деятельности судей (главный арбитр и его помощник); г) разработаны средства, методы и формы начальной подготовки футбольных арбитров.
1. Определить структуру и содержание начальной подготовки футбольных арбитров.
2. Теоретически и экспериментально обосновать концепцию принятия ошибочных решений при судействе футбольных матчей.
3. Определить содержание, объем и пульсовые режимы двигательной деятельности футбольных арбитров при судействе соревнований.
4. Теоретически и экспериментально обосновать методику начальной подготовки футбольных арбитров.
Теоретико-методологические основы исследования: деятельностный подход (А.Н. Леонтьев); фундаментальные идеи в области психологии восприятия (Б.Г. Ананьев, X. Дельгадо, В.Д. Глезер, A.M. Иваницкий, А.Р. Лурия, А. Моль, К. Прибрам, Г. Тамар, М.С. Шехтер); теоретико-методические основы подготовки футболистов (А.П. Золотарев, И.Н. Солопов, A.A. Сучилин, С.Ю. Тюленьков, А.И. Шамардин, М.М. Шестаков) и футбольных арбитров (А. Будо-госский, К.Л. Вихров, Н.В: Левников, В.Г. Липатов, А.Н. Спирин, С.Г. Хусаи-нов); базовые положения теория визуального восприятия (Д. Иглмэн, Т. Сей-новски); теория ошибочных действий (А.К. Болотова, Ю.К. Стрелков, 3. Фрейд, R. Gregory, Н. Leibowitz); теоретико-методические основы повышения надёжности действий людей сложных профессий (В.Д. Небылицын, Г.С. Никифоров), в том числе, и спортсменов (Ю.М. Блудов, В.В. Коренберг, В.А. Плахтиенко, Ю.И. Смирнов).
1. Педагогические: изучение, анализ и обобщение материалов научно-методической литературы, педагогические наблюдения, фото и видеосъемка игровых ситуаций и двигательной деятельности, контрольные испытания, педагогический эксперимент.
2. Общенаучные: дедукция, индукция, анализ и синтез, обобщение и конкретизация.
3. Психофизиологические: оценка зрительного восприятия и зрительной памяти по специально разработанной компьютерной программе с использованием стандартного пакета программ: АСОБее 4,0,1гГапУ1е\у; пульсометрия.
4. Математико-статистическая обработка данных, проверка статистических гипотез.
Базой исследования были футбольные арбитры Волжского и Волгограда, игроки футбольных команд «Металлург» и «Энергия» г. Волжского Волгоградской области; студенты Волжского института строительства и технологий (филиала) Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета.
Исследование проводилась в три этапа. Первый этап (2003-2004 г.г.) был посвящен решению первой задачи исследования, в ходе которого были изучены: структура и содержание начальной подготовки футбольных арбитров; проблемы надёжности в спорте и в подготовке футбольных арбитров. Дана характеристика профессиональной деятельности судей, определены ошибки футбольных арбитров, систематизированы причины ошибочных решений судей, рассмотрены пути, способы и средства подготовки футбольных судей. Это позволило сформулировать актуальность диссертационной работы, её задачи, методы и организацию исследования.
На втором этапе (2004-2005 гг.) была решена вторая задача исследования: теоретически и экспериментально обоснована концепция принятия футбольными арбитрами ошибочных решений в различных игровых ситуациях. Теоретическую основу составили общепринятые теории возникновения ошибок действия, знания об особенностях зрительного аппарата человека и его зрительного восприятия. Экспериментально обоснование было получено в ходе оценки зрительного восприятия и зрительной памяти 22 судей по футболу различной квалификации по разработанной психофизиологической методике на базе стандартного пакета компьютерных программ, анализа пульсограмм, содержания и объема двигательной деятельности главных судей и их помощников во время обслуживания футбольных матчей различного уровня.
Заключительный третий этап исследования (2005-2006 гг.) включал в себя разработку и экспериментальное обоснование методики начальной подготовки футбольных арбитров. Теоретическая разработка логически вытекала из решения первых трех задач исследования, а экспериментальная её проверка осуществлялась в ходе педагогического эксперимента. На этом этапе были внедрены полученные результаты в практику начальной подготовки футбольных арбитров регионального и Российского масштабов, окончательно оформлен текст диссертационной работы, выполнены публикации основных материалов исследования.
Достоверность полученных результатов обеспечивалась надежной методологической основой исследования, соответствием научных методов постав-
ленным задачам, значительным объёмом эмпирических данных, полученных независимыми экспертами, репрезентативностью выборок испытуемых, корректностью использования методов математической статистики, применением современных информационных технологий.
Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что в ней впервые:
— теоретически и экспериментально обоснована концепция начальной подготовки футбольных арбитров, основу которой составили исследования двигательной деятельности судей во время судейства игр, а также их ошибочных решений в различных игровых ситуациях;
— конкретизированы причины ошибочных действий помощников главного арбитра в различных игровых ситуациях в футболе на примере положения «вне игры»;
— определены параметры двигательной деятельности главных арбитров и их помощников во время судейства футбольных матчей разного уровня: юношеские соревнования, чемпионаты города и области;
— разработана методика начальной подготовки футбольных арбитров на учебно-тренировочных сборах, включающая компьютерную программу совершенствования зрительного восприятия и тактического мышления начинающих судей.
Теоретическая значимость работы заключается в дополнении теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки положениями и выводами диссертации, в которых:
— раскрыто понятие и сущность ошибок в решениях футбольных арбитров, связанных со зрительным восприятием;
— научно обоснован комплексный подход к разработке методики начальной подготовки футбольных арбитров.
Полученные результаты могут служить теоретико-методической основой для построения учебно-тренировочного процесса футбольных арбитров на этапе начальной подготовки.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что использование разработанных средств, методов и форм подготовки футбольных арбитров на учебно-тренировочных сборах обеспечивает:
— интенсивный рост физической подготовленности, в первую очередь важных для судей качеств общей и специальной выносливости;
— повышение качественного уровня зрительного восприятия судей, что способствует формированию умения долгосрочно запоминать игровые ситуации на футбольном поле во время игры, предвидеть их и правильно оценивать.
Полученные результаты могут быть использованы в практике работы школ молодого арбитра различного уровня, коллегий футбольных арбитров городских, областных и всероссийской федераций футбола.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Методика начальной подготовки футбольных арбитров, обеспечивающая большую эффективность их работы, включает в себя:
. — практические занятия для повышения уровня физической подготовленности, соответствующей рангу состязаний: при судействе юношеских соревнований внимание акцентируется на тренировках в аэробно-восстановительной зоне (ЧСС до 140 уд/мин, общий метраж ходьбы и бега до 6000 м); при судействе чемпионатов города среди взрослых — в аэробной развивающей зоне (ЧСС до 160 уд/мин, общий метраж ходьбы и бега до 8000 м); при судействе чемпионатов области — в смешанной аэробно-анаэробной зоне (ЧСС до 180 уд/мин, общий метраж бега ходьбы и бега до 9000 м) и частично в анаэробно-гликолитической зоне (ЧСС до 190 уд/мин).
— теоретические занятия, которые представляет собой специально разработанные при помощи компьютерных технологий упражнения, направленные на повышение зрительного восприятия и формирование умения запоминать игровые ситуации на футбольном поле, а также предвидеть их развитие.
2. Зрительное восприятия игровой ситуации с участием большого количества игроков продолжительностью менее 300 мс не позволяет помощникам арбитра точно определить месторасположение и действие футболистов в момент длинной передачи мяча (более 30 м). В такой ситуации количество судейских ошибок превышает 60 %.
3. Причина ошибочных действий футбольных арбитров при принятии решений в сложных игровых ситуациях, в том числе при положениях «вне игры» заключается в недостаточной физической подготовленности и запаздывающим зрительным восприятием, лимитированным скоротечностью и быстрой сменой технико-тактических взаимодействий игроков.
Апробация результатов исследования. Основные материалы диссертации докладывались на международных (Ставрополь, 2006; Волгоград, 2006), всероссийской (Великие Луки, 2005), региональных (Волгоград, 2005, 2006), внутривузовских (Волжский 2002-2006) научно-методических и научно-практических конференциях, обсуждались на заседаниях кафедры физического воспитания Волжского института строительства и технологий, кафедре теории и методики футбола Волгоградской государственной академии физической культуры, опубликованы в 5 работах на международном, общенациональном и региональном уровнях, в том числе в реферируемом журнале.
Внедрение результатов исследования в практику. Результаты исследования внедрены в систему подготовки футбольных арбитров г. Волжского и Волгоградской области, о чём свидетельствуют соответствующие акты.
Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложения. Текст работы изложен на 167 страницах машинописного текста компьютерной верстки, содержит 31 таблицу, 14 рисунков, 3 приложения. Список литературы включает 203 источника, из них 6 на иностранных языках и 1 в электронной версии.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
В начале первой главы «Состояние и перспективы разработки проблем в подготовке футбольных арбитров» анализируются исследования по изучению надежности деятельности человека, в том числе и спортивной. Сделано заключение, что одним из центральных факторов повышения надёжности является установление причин возникновения ошибок действий, а, следовательно, средств и способов их устранения. Это самый перспективный путь повышения надёжности в любой деятельности. Естественно, что не исключением является и процесс спортивного судейства. Далее приводится характеристика профессиональной деятельности судей, обслуживающих футбольные матчи. Эта характеристика включает: определения «спортивный судья» и «арбитр»; инструктивные документы, определяющие должность судьи по спорту; исторические сведения о формировании судейства в футболе; функции главного судьи и его помощника; механизм судейства; профессионально значимые и личностные качества арбитра; требования к профессиональной подготовленности футбольных судей. Затем классифицируются судейские ошибки арбитров, анализируются причины и условия их возникновения. Подчеркивается, что наиболее часто судьи в футболе ошибаются при определении положения «вне игры». Далее перечисляются рекомендуемые в спортивной практике пути, способы и средства подготовки футбольных арбитров уменьшающих количество судейских ошибок в футболе. В резюме отмечается, что истинная причина или природа ошибок футбольных арбитров скрыта для невооруженного глаза наблюдателя, и заключается не только в недостаточной физической и теоретической их подготовленности, хотя это и является определяющим фактором, но и в особенности строения зрительного аппарата человека и его способности к восприятию зрительной информации. Это в итоге и не позволяет разработать адекватные методики начальной подготовки футбольных арбитров. Результаты анализа литературных данных послужили основанием для формулировки гипотезы работы, постановки задач и определения методов их решения. Подробно эти позиции описаны во второй главе работы «Задачи, методы и организация исследования».
В начале третьей главы «Теоретическое и экспериментальное обоснование концепции судейских ошибок в футболе» делается анализ существующих методик подготовки футбольных арбитров различной квалификации. Отмечается, что в основном внимание специалистов при подготовке судейских кадров в футболе сосредоточено на двух её видах: теоретической и физической. Психологическая подготовка рассматривается как необходимая, но не должная. Подчеркивается, что средние результаты физической подготовленности судей различной квалификации (Премьер-Лиги, 1-го, И-го дивизионов) имеют статистически значимые различия. То есть, чем выше квалификация футбольного арбитра, тем выше и уровень его физической подготовленности, так как с повышением ранга соревнований возрастают и физические нагрузки во время судейства игр.
Это заключение подтверждено и в ходе исследования частоты сердечных сокращений (ЧСС) судей Региональной, I и Н-ой категорий при обслуживании
футбольных матчей различного уровня: всероссийский юношеский турнир, чемпионат г. Волжского среди мужчин, чемпионат Волгоградской области среди мужчин. В результате исследования были определены средние величины процентного соотношения времени работы футбольных арбитров в различных пульсовых диапазонах при судействе футбольных матчей разного уровня. Эти данные представлены в таблице 1. Одновременно определяли и рассчитывали состав и объем двигательной деятельности судей во время обслуживания указанных игр (таблица 2).
В итоге установили, что у помощников главных судей, обслуживающих юношеские соревнования (II-я судейская категория), во время игры объем двигательной деятельности в среднем составляет около 2000 м. В основном это: ходьба и медленный бег приставными шагами. Как следствие у них больше всего времени ЧСС находится в диапазонах 91-120 уд/мин (62,4 % игрового времени). Во время судейства таких игр у главных арбитров (1-я судейская категория) двигательная деятельность превышает 6000 м. Её состав преимущественно представляют ходьба и медленный бег, при которых ЧСС находится в диапазонах 111-140 уд/мин (60,5 % игрового времени). Главный арбитр на чемпионате города по футболу среди мужчин (1-я судейская категория) по показателям ЧСС во время игры близок к помощникам судей, обслуживающих чемпионат области взрослых спортсменов. Так, во время судейства таких игр у арбитров больше всего времени двигательная деятельность проявляется в медленном беге, беге в среднем темпе и беге с ускорениями (общий объем более 8000 м), когда ЧСС находится в диапазонах 121-150 уд/мин (55,7 % игрового времени). У главных арбитров, обслуживающих Чемпионат области среди мужчин, и имеющих квалификацию «Судья 1-ой и Региональной категории», во время игры дольше всего ЧСС находится в диапазонах 151-180 уд/мин (56,0 % игрового времени), когда выполняется бег в среднем темпе, бег с ускорением и максимальной скоростью. Общий объем двигательной деятельности приближается к 9000 м.
Таким образом, полученные результаты позволяют сделать заключение, что величина физической нагрузки при судействе футбольных матчей у арбитров зависит от ранга соревнований. При этом их двигательная деятельность находится в различных зонах мощности: от аэробно-восстановительной зоны до анаэробно-гликолитической. Этот факт необходимо учитывать при планировании тренировочных занятий в начальной подготовке футбольных арбитров. Кроме этого, при ЧСС более 180 уд/мин у человека существенно снижается способность к концентрации внимания и принятию быстрых и верных решений, то есть, вероятность ошибки значительно возрастает.
Теоретическую часть концепции составили также современные представления о механизме зрительного восприятии человека, о сущности категории «ошибка», о причинах и условиях возникновения ошибок деятельности. Анализ научной литературы, прямо и косвенно посвященной психологии восприятия (Б.Г. Ананьев, 1960, 1980; А. Моль, 1966; X. Дельгадо, 1971; А.Р. Лу-рия, 1974; К. Прибрам, 1975; A.M. Иваницкий, 1984; В.Д. Глезер, 1985), а также непосредственно экспериментальные исследования зрительного восприятия
Средние величины частоты сердечных сокращений (ЧСС) в % от общего времени работы футбольных судей различной
специализации в зависимости от ранга соревнований (М ± а)
Ранг соревнований Судейская специализация ЧСС различных пульсовых интервалов в % от общего времени работы
70-80 81-90 91100 101110 111120 121130 131140 141150 151160 161170 171180 181190
Всероссийский юношеский турнир 1992 г.р. Гл. судья (п=5) 1,2 ±0,9 1,9 ±1,6 9,7 ±2,8′ 22,7 ±5,6 31,2 ±43 19,6 ±5,8 10,9 ±4,7 3,0 ±1,2
Помощники (п=10) 5,5 • ±2,7 15,0 ±3,2 22,4 ±4,4 23,1 ±3,8 16,9 ±2,9 10,3 ±3,6 5,1 ±2,9 1,7 ±1,1
Чемпионат г. Волжского среди мужчин Гл. судья (п=5) 1,5 ±1,1 4,0 ±2,8 6,8 ±3,1 7,1 ±2,7 12,2 ±4,5 19,1 ±3,4 203 ±2,9 16,3 ±3,2 9,8 ±2,2 2,9 ±1,1
Помощники (п=10) 0,6 ±0,3 9,0 ±3,3 12,3 ±3,8 11,7 ±3,4 23,0 ±2,4 273 ±2,9 10,2 ±3,3 3,9 ±2,7 2,0 ±1,6
Чемпионат Волгоградской области среди мужчин Гл.судья (п=5) 1,5 ±1,1 3,0 ±2,4 2,8 ±2,6 5,7 ±1,9 3,0 ±1,3 1,6 ±1,4 4,7 ±2,2 10,4 ±2,9 17,3 ±3,1 21,7 ±3,6 17,0 ±2,8 1,3 ±0,7
Помощники (п-10) 2,4 ±1,6 3,1 ±1,8 6,3 ±2,3 7,9 ±2,2 15,0 ±3,2 15,2 ±3,6 18,1 ±3,6 12,9 ±2,8 10,2 ±2,8 5,1 ±1,9 3,7 ±2,1
Состав и объем двигательной деятельности судей различной специализации в зависимости от ранга соревнований (М± а)
Вид двигательной деятельности (м)
Ранг соревнований Судейская специализация деятельности (м) Ходьба Медленный бег бег приставными шагами и спиной вперед Бег в среднем темпе Бег ^ускорением Бег с максимальной скоростью
Всероссийский Гл. судья 6155 2067 1745 68 1245 1030 —
юношеский (п=5) ±527 ±245 ±164 ±16 ±108 ±93
турнир 1992 г .р. Помощники 2120 738 532 624 108 118 —
10) ±256 ±85 ±61 ±78 ±14 ±22
Чемпионат Гл. судья 8476 2236 2418 54 1846 1820 102
г. Волжского (п=5) ±1564 ±211 ±198 ±23 ±171 ±167 ±28
среди мужчин Помощники 3304 862 766 802 274 540 60
(п=10) ±427 ±93 ±88 ±94 ±27 ±49 ±12
Чемпионат Гл. судья 8896 2056 2233 63 2456 1904. 184
Волгоградской области среди мужчин (п=5) ±1264 ±213 ±244 ±28 ±197 ±108 ±22
Помощники (ч=10) 3682 ±383 798 ±57 845 ±86 1023 ±101 340 ±46 598 ±37 78 ±24
Н.В. Праздниковой (В. Демидов, 1987) позволили сделать заключение, что человек сначала распознаёт ситуацию, а затем, через определенное время (в среднем 260 мс), определяет объекты, участвующие в ней.
По сути, футбольному арбитру приходится принимать решение не по самой ситуации, а по её последствиям. Поэтому ошибиться в таких случаях очень легко, что и происходит на самом деле при судействе футбольных матчей различного уровня: начиная от детских соревнований, и заканчивая финальными играми Чемпионатов мира. Любая ошибка, в чем бы она ни состояла, имеет ментальную природу: человек неправильно подумал, а затем уже сделал. Причина того, что арбитр неправильно думал, заключается в ошибке зрительного восприятия — не успел обнаружить, не сумел различить, не узнал. Следовательно, причина их возникновения обусловлена, прежде всего, точностью получения зрительной информации и уж затем правильностью её интерпретации, так как варианты трактовки возникающих игровых ситуаций в Правилах соревнований по футболу прописаны конкретно и однозначно.
Для проверки теоретической концепции возникновения судейских ошибок в футболе был организован специальный эксперимент. В эксперименте приняли участие, как судьи различной квалификации (всего 12 человек, из них 6 человек — судьи И-ой и 1-ой категории; 6 человек — судьи Региональной категории), так и спортсмены футболисты (всего 20 человек, квалификация I-II разряд, возраст 18-25 лет). Всем участникам эксперимента предлагалось выполнить два вида испытаний. В первом при помощи специально разработанной программы на экране компьютера последовательно возникало 10 фотографий (статическое изображение) различных игровых ситуаций, из которых пять соответствовали положению «вне игры», а пять — нет, во втором демонстрировали аналогичные видеофрагменты (динамическое изображение). Игровые ситуации отличались друг от друга по сложности зрительного восприятия. Изображение демонстрировалось только один раз. Времени на размышление увиденного изображения не предоставлялось, то есть испытуемые должны были отвечать без малейшего промедления. С каждой серией эксперимента длительность экспозиций рассматриваемых картинок увеличивалась на 20 мс (от 60 мс до 320 мс). Очередность показа картинок в каждой последующей серии эксперимента произвольно менялась. Испытуемым необходимо было ответить на следующий вопрос: есть или нет положение «вне игры», и кто в нём находится?
В результате установили, что количество правильных ответов при анализе наличия или отсутствия положения «вне игры» в большей мере зависит не от сложности самой ситуации, а от времени, необходимого для её полноценного восприятия. Минимальный порог такого времени в зависимости от сложности игровой ситуации различен и колеблется в пределах 200 мс: простая ситуация (2 игрока) — 120 мс; сложная ситуация (6 игроков) — 320 мс (рис. 1).
При демонстрации фотографий сложных игровых ситуаций, в которых участвуют шесть игроков, включая вратаря, проявилась квалификационная разница испытуемых. Так, футболисты стали правильно оценивать игровые ситуации при длительности экспозиции картинки в 320 мс, судьи I-II-ой категории —
в 280 мс, судьи Региональной категории — в 240 мс. Этот факт демонстрирует рис. 2. При показе видеофрагментов сложных игровых ситуаций длительностью 320 мс ошибались все испытуемые. Доля ошибок составила величииу 12,7 % от всех ответов. Причем, существенное их уменьшение зафиксировано почти при максимальном времени экспозиции (300-320 мс). Меньшие промежутки времени практически не позволяют принять безошибочное решение. Характерно, что судьи менее квалифицированные на всех стадиях этого эксперимента ошибались чаще. Эту ситуацию демонстрируют рис. 3 и 4.
80 100 Время экспозиции, мс
тф ш*. футболисты В — Судьи 1-2 ой категорий • Судьи Региональной категории
Рис. 1. Количество правильных ответов испытуемых (в %) при опознании простой ситуации «вне игры» (участвуют 2 игрока) в зависимости от времени
Источник