- ЕГЭ по Обществознанию
- Время
- Теория по обществознанию
- Особенности предмета
- Экзамен
- ЕГЭ по обществознанию с решением
- Тренировка для егэ по обществознанию
- Виды ценных бумаг
- Научное познание
- Мировоззрение, его виды и формы
- Проблемные темы ЕГЭ по обществознанию
- Перечень элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ по обществознанию
- Изменения в ЕГЭ 2022 по обществознанию
- Чек-лист НПА по обществознанию
- Политическое лидерство
- Конспект на тему «Социальный контроль»
- Как подготовиться к ЕГЭ по обществознанию в 2022 году
- Типы заданий
- Первая часть, задания 1– 16
- Вторая часть, задания 17–25
- С чего начать подготовку к ЕГЭ по обществознанию
- Можно ли подготовиться к ЕГЭ по обществознанию самостоятельно
- Как подготовиться к ЕГЭ по обществознанию с нуля
- Стратегия и тактика на экзамене
- Что запомнить
ЕГЭ по Обществознанию
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию станет для вас намного легче с разделом нашего портала. Мы разобрали задачи, привели тесты для самопроверки и тренировки. У нас Вы найдете описание экзамена и полезные рекомендации. Уверены, что с нами Вы успешно сдадите ЕГЭ по обществу в 2022 году!
Общая информация об экзамене
ЕГЭ по обществознанию состоит из двух частей, которые в сумме содержат 29 заданий.
Первая часть содержит 20 заданий с кратким ответом.
Ответ на задания первой части дается соответствующей записью в виде слова или словосочетания или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов.
Задания 1–3 – понятийные задания базового уровня – нацелены на проверку знания и понимания биосоциальной сущности человека, основных этапов и факторов социализации личности, закономерностей и тенденций развития общества, основных социальных институтов и процессов.
Задания 4–19 базового и повышенного уровней, направлены на проверку сформированности умений:
- характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма)
- применять социальноэкономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Задания этой группы представляют традиционные пять тематических модулей обществоведческого курса:
- человек и общество, включая познание и духовную культуру (задания 4–6)
- экономика (задания 7–10)
- социальные отношения (задания 11, 12)
- политика (задания 13–15)
- право (задания 16–19)
Вторая часть содержит 9 заданий с развернутым ответом.
В заданиях второй части ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки.
Задания второй части (21–29) в совокупности представляют базовые общественные науки, формирующие обществоведческий курс средней школы (социальную философию, экономику, социологию, политологию, социальную психологию, правоведение.
Распределение заданий по частям экзаменационной работы
Части работы | Количество заданий | Максимальный первичный бал | Тип заданий |
1 часть | 20 | 35 | Краткий ответ |
2 часть | 9 | 27 | Развернутый ответ |
Итого | 19 | 62 |
Время
На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа 55 минут.
Рекомендуемое время для выполнения различных заданий:
- для каждого из заданий 1–3, 10: 1–4 минуты
- для каждого из заданий 4–9, 11–28: 2–8 минут
- для задания 29: 45 минут
Источник
Теория по обществознанию
ЕГЭ по обществознанию пользуется большой популярностью у школьников. Экзамен считается легким: не нужно делать расчеты, не нужны трудоемкие вычисления. Эта легкость обманчива, и сдать экзамен бывает сложно по двум причинам. Во-первых, курс обществознания состоит из нескольких разделов, которые лишь условно связаны между собой, поэтому структурировать полученные знания может быть непросто. Во-вторых, по время испытания придется быстро переключаться между разными разделами, что потребует собранности, умения сосредотачиваться.
Особенности предмета
Обществознание представляет собой дисциплину, которая включает в себя комплекс наук, так или иначе связанных с социумом. Это социология, психология, социальная философия, история, история, культурология, политология, экономика, юриспруденция, этика и др.
Учебный курс разделен на несколько тем:
- Человек и общество
- Право
- Политика
- Экономика
- Социальные отношения
На экзамене вас ждут вопросы по всем этим темам. Справиться с заданиями без подготовки будет очень непросто даже тем, кто получал хорошие оценки на уроках обществознания с пятого по одиннадцатый класс. Необходимо освежить знания, вспомнить определения, систематизировать пройденное. Для этого требуется изучение теории по обществознанию.
Экзамен
Каждый экзаменационный билет содержит четыре типа заданий:
- с необходимостью выбрать один или несколько верных ответов;
- на выявление структурных элементов понятий;
- на знание терминологии, определение понятий;
- на установление соответствий позиций.
На 20 заданий требуется дать краткий ответ, на 9 – развернутый. Также выпускникам предстоит написать эссе. При сдаче экзамена без знания теории обойтись никак нельзя.
Источник
ЕГЭ по обществознанию с решением
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Уровни (стороны) познания:
1. Чувственное познание — осуществляется с помощью органов чувств — осязания, обоняния, слуха, зрения.
2. Рациональное познание (от лат. ratio – разум) — познание, основанное на абстрактном мышлении.
Формы чувственного познания:
Ощущение — отражение отдельных свойств предмета (явления), возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.
Восприятие — целостный чувственный образ предмета (явления), непосредственно воздействующего на органы чувств.
Представление — чувственно-наглядный обобщенный образ предмета (явления), сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.
Формы рационального познания:
Понятие — мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета (явления).
Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете (явлении), связь понятий.
Умозаключение — мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Уровни (стороны) познания:
1. Чувственное познание — осуществляется с помощью органов чувств — осязания, обоняния, слуха, зрения.
2. Рациональное познание (от лат. ratio – разум) — познание, основанное на абстрактном мышлении.
Формы чувственного познания:
Ощущение — отражение отдельных свойств предмета (явления), возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.
Восприятие — целостный чувственный образ предмета (явления), непосредственно воздействующего на органы чувств.
Представление — чувственно-наглядный обобщенный образ предмета (явления), сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.
Формы рационального познания:
Понятие — мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета (явления).
Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете (явлении), связь понятий.
Умозаключение — мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Уровни (стороны) познания:
1. Чувственное познание — осуществляется с помощью органов чувств — осязания, обоняния, слуха, зрения.
2. Рациональное познание (от лат. ratio – разум) — познание, основанное на абстрактном мышлении.
Формы чувственного познания:
Ощущение — отражение отдельных свойств предмета (явления), возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.
Восприятие — целостный чувственный образ предмета (явления), непосредственно воздействующего на органы чувств.
Представление — чувственно-наглядный обобщенный образ предмета (явления), сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.
Формы рационального познания:
Понятие — мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета (явления).
Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете (явлении), связь понятий.
Умозаключение — мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Сферы жизни общества:
1. социальная (необходима для удовлетворения потребностей в контактах, общении с другими людьми, в общности и коллективности)
2. экономическая (необходима для удовлетворения материальных потребностей)
3. политическая (необходима для удовлетворения в законе и порядке)
4. духовная (необходима для удовлетворения потребности в самореализации и самососовершенствовании, познании).
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Направления развития общества:
Прогресс — это такой тип развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному.
Противоположностью прогресса является регресс.
Регресс — направление развития, для которого характерно движение от высшего к низшему, от более совершенного, к менее совершенному. Это процесс деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам.
Стагнация. Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться или даже приостанавливаться.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Способности — это свойства личности, позволяющие ей успешно осуществлять какую-либо деятельность.
Способности включают в себя: задатки, талант, гениальность.
Задатки — это заложенная генетически предрасположенность человека к какому-либо виду деятельности (например, музыкальный слух).
Талант — высокая степень развития способностей.
Гениальность — высшая степень развития способностей.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Сферы жизни общества:
1. социальная (необходима для удовлетворения потребностей в контактах, общении с другими людьми, в общности и коллективности)
2. экономическая (необходима для удовлетворения материальных потребностей)
3. политическая (необходима для удовлетворения в законе и порядке)
4. духовная (необходима для удовлетворения потребности в самореализации и самососовершенствовании, познании).
Источник
Тренировка для егэ по обществознанию
Безработица — это социально-экономическое явление, при котором часть населения не может найти работу.
Виды ценных бумаг
Ценные бумаги – та тема экономики, которая всё чаще встречается в первой и второй части ЕГЭ по обществознанию.
Научное познание
Инфографика по обществознанию.
Мировоззрение, его виды и формы
Пункт 1.2 кодификатора ЕГЭ по обществознанию.
Проблемные темы ЕГЭ по обществознанию
Участники ЕГЭ 2021 г. испытали затруднения при выполнении заданий: базового и повышенного уровня сложности по темам «Налоги», «Понятие и виды юридической ответственности»; повышенного уровня по темам «Постоянные и переменные затраты», «Финансовые институты. Банковская система», «Основные источники финансирования бизнеса»; «Избирательные системы»; высокого уровня по темам «Истина и ее критерии», «Политическая система общества», «Политический процесс».
Перечень элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ по обществознанию
Приложение к новой демоверсии 2022.
Изменения в ЕГЭ 2022 по обществознанию
Обзор изменений в новой демоверсии ЕГЭ по обществознанию.
Чек-лист НПА по обществознанию
Все нормативно-правовые акты для ЕГЭ по обществознанию.
Политическое лидерство
Тема может встретиться на ЕГЭ по обществознанию.
Конспект на тему «Социальный контроль»
Механизмы социального контроля играют решающую роль в укреплении всех институтов общества. По отношению к обществу социальный контроль имеет две основные функции: защиту и стабилизацию.
Источник
Как подготовиться к ЕГЭ по обществознанию в 2022 году
Как запоминать сложные понятия и почему в ответах лучше не мудрить
Типы заданий, литература, учебники и лайфхаки — готовимся к ЕГЭ-2022 по обществознанию вместе с экспертом.
Обществознание — самый популярный предмет по выбору для сдачи ЕГЭ. Экзамен состоит из двух частей:
- в первой — 16 заданий, за которые можно получить до 29 первичных баллов;
- во второй — 9 заданий общей «стоимостью» 28 баллов.
Успешно сдать экзамен помогут хорошая память, начитанность и умение письменно рассуждать, структурировать информацию, анализировать текст, аргументировать свою позицию.
В относительно спокойном режиме необходимо заниматься на протяжении всего 11-го класса. С должной мотивацией подготовиться к ЕГЭ реально за два месяца интенсивных занятий. Этого времени достаточно, чтобы рассмотреть необходимый объём теории и потренироваться писать развёрнутые ответы.
Типы заданий
Первая часть, задания 1– 16
В первой части работы предлагаются задания с кратким ответом. К первому типу относятся задания, где нужно исключить два признака или понятия, «выпадающих» из общего ряда.
Задания второго типа предполагают выбор от двух до четырёх верных суждений из пяти.
В традиционном задании третьего типа ученикам предстоит установить соответствие между перечнями признаков, характеристик или терминов. Нужно найти, что к чему относится.
Четвёртый тип заданий предполагает анализ смоделированной ситуации и выбор от двух до четырёх правильных ответов из шести возможных.
Экзамен включает графическое задание, которое строится на основе таблицы со статистическими данными или, например, столбчатой диаграммы. Для выполнения задания нужно изучить информацию и выбрать верные ответы.
Тема заданий 12 и 13 известна заранее. Задание 12 посвящено основам конституционного строя РФ и конституционным правам и обязанностям человека (1 и 2 главы Конституции РФ), а задание 13 проверяет знание полномочий органов государственной власти или разграничение предметов ведения между РФ и субъектами Федерации.
Вторая часть, задания 17–25
Блок заданий с 17-го по 20-е — это текст, посвящённый одному из пяти разделов обществознания, и четыре вопроса к нему.
- Чтобы ответить на задание 17, достаточно внимательно прочитать и проанализировать текст.
- В ответах на задание 18 нужно продемонстрировать умения дать определение предложенному термину. В этом году требования к ответу сделали более чёткими: в объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.
- В задании 19 нужно проиллюстрировать примерами положения текста.
- В задании 20 необходимо продемонстрировать умение рассуждать на ту или иную тему, связанную с проблемой, затронутой в тексте.
ЕГЭ по обществознанию в 2022 году включает новое задание второй части — задание 21. Оно включает в себя анализ графиков спроса и предложения, определение изменения равновесной цены.
Задание 22 представляет собой обществоведческую задачу: даётся смоделированная или реальная ситуация и вопросы, ответы на которые нужно сформулировать самостоятельно.
Ещё одним новым заданием в ЕГЭ-2022 по обществознанию стало задание 23. Оно предполагает проверку знания Конституции и законодательства РФ.
В задании 24 ученикам предстоит составить сложный по структуре план из трёх и более пунктов по заданной теме: например, «Политические партии» или «Налоги и их воздействие на экономику страны». Тезисы плана должны раскрывать тему и не должны содержать фактических ошибок. Количество подпунктов каждого пункта было не менее трёх. Исключение составляют только те случаи, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.
В ЕГЭ-2022 убрали мини-сочинение, а задание на составление сложного плана объединили тематически с новым заданием 25. По большому счёту, оно предполагает развёрнутый ответ по одному из пунктов плана с демонстрацией умений объяснять и иллюстрировать примерами теоретические положения из курса обществознания.
С чего начать подготовку к ЕГЭ по обществознанию
Учебники. Для подготовки к экзамену советую выбрать учебник Л. Н. Боголюбова за 10–11 классы и интерактивный учебник «Фоксфорда» — в них собрана основная теория, которой достаточно для сдачи экзамена.
Широкий кругозор полезен, но штудировать энциклопедии перед ЕГЭ необязательно: нет смысла распыляться на разные источники, лучше тренироваться писать планы и работать с текстом.
Выбирайте доступные курсы из каталога, применяйте промокод в корзине и занимайтесь бесплатно в течение недели
Кодификаторы и демоверсии. Имеет смысл писать планы по темам из кодификатора на сайте ФИПИ. Они не на 100% совпадают с заданиями ЕГЭ, но зачастую очень схожи или представляют собой часть темы из задания.
Выполнять задания из демоверсий нужно непременно, а ещё стоит расширять словарный запас. Выпускникам будет полезно смотреть новости политики и экономики. При этом все незнакомые термины нужно записывать и находить их значение.
Источники. В ЕГЭ-2022 очевидно выросло количество заданий из блока «Право». Следует обратиться к спецификации ЕГЭ по обществознанию, которая выложена на сайте ФИПИ. На страницах 16–17 дан краткий перечень нормативных правовых актов, которые раскрывают отдельные темы единого государственного экзамена по обществознанию. В течение года их следует внимательно изучить.
Лайфхаки. Трудными темами для школьников из года в год остаются «Органы государственной власти», «Издержки производства», «Юридическая ответственность». Чтобы получить преимущество на ЕГЭ, нужно уделить внимание этим разделам, проработать их разными способами: составить таблицы, нарисовать картинки, схемы, придумать ассоциации для лучшего запоминания.
Воспользуйтесь хитростью, чтобы запомнить полномочия палат Федерального Собрания. Выучите назубок всё, что касается, например, только Госдумы. Если в задании будет что-то похожее на функции Госдумы, а вы это не заучили, значит, оно относится к Совету Федерации. С полномочиями других органов власти, например, судом, вы Совет Федерации точно не перепутаете.
Вопросы. Тем, кто занимается с преподавателем, рекомендую не просто слушать лекции, а перед каждой встречей читать материал самостоятельно с карандашом и блокнотом в руке. Самое эффективное — задавать собственные вопросы, а не пытаться запоминать готовые ответы.
Бывает, школьник читает параграф и думает: «В общих чертах, вроде бы, всё понятно». На экзамене же в вопросе по этой теме выясняется, что не всё было ясно, и вылезают ошибки.
Вопросов в процессе чтения должно возникать много, и их обязательно нужно задавать учителю.
Преподаватели. Можно готовиться к экзамену самостоятельно, а можно заниматься с преподавателем. Репетитор или учитель на курсах расскажет, как применять знания из разных областей обществознания в жизни. Экзамены закончатся, а впереди школьника ждёт жизнь в экономических реалиях, в политической и правовой системах. Знания из курса обществознания пригодятся и в транспорте, и в магазине, и в конфликтных житейских ситуациях.
Опытный преподаватель научит, как легче запомнить сложные понятия и схемы к экзамену. Например, часто ученики путают формы познания: ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение и умозаключение. В помощь школьникам я предлагаю акрофоническую фразу: «Очень вредный преподаватель, поэтому стараюсь учить». По первым буквам этого выражения нетрудно восстановить все шесть форм познания: о — ощущение, в — восприятие, п — представление и так далее.
Можно ли подготовиться к ЕГЭ по обществознанию самостоятельно
К ЕГЭ по любому предмету можно готовиться самому. Для этого существуют учебники, различные бесплатные сервисы, например открытый банк ФИПИ. Но результат будет не таким эффективным, как если бы вы посещали курсы или дополнительные занятия в школе. По большому счёту, вы столкнётесь с двумя главными трудностями:
- Если вам сложно будет разобраться с той или иной темой, вы потратите много времени на её понимание. Да, скорее всего, вы разберётесь, но сколько вы потеряете ценных минут или часов? Сказать сложно.
- Проверка второй части. Многие задания, где надо давать развёрнутый ответ, имеют различные варианты правильных решений. Их все невозможно уместить в свою работу. В конечном счёте вам сложно будет понять, ответили вы верно или нет.
Как подготовиться к ЕГЭ по обществознанию с нуля
Надо руководствоваться простыми правилами:
- Изучайте и разбирайте теорию по учебнику обществознания за 10–11-й классы. Например, Л. Н. Боголюбова и «Фоксфорда». Это создаст вам необходимый теоретический фундамент.
- После этого переходите к практике — решайте тесты и развёрнутые задания по различным блокам обществознания.
- Выберите время и проведите для себя или пройдите пробный ЕГЭ. Оцените свой уровень.
- Посвящайте часть своего времени просмотру или чтению новостей, это точно поможет.
- В идеале можно записаться на курсы, где вам помогут разобраться со сложными вопросами обществознания.
Стратегия и тактика на экзамене
Времени на работу даётся достаточно. Чтобы не запутаться, лучше выполнять задания с первого до последнего, не перескакивать. Если встретился сложный вопрос, можно оставить его на потом и вернуться, когда всё остальное будет сделано. В заданиях тестового плана лучше попытаться написать наугад, чем не писать ничего, а во второй части ЕГЭ написать хоть что-то.
Задания могут казаться знакомыми, но каждое следует читать до конца. Вопросы могли поменяться, действовать «на автомате» не стоит.
Что запомнить
1. Чтобы получать актуальную информацию, следует выбирать последние издания учебников Л. Н. Боголюбова за 10–11 классы и «Фоксфорда», изучить перечень документов из спецификации в актуальной версии (например, на сайте «Консультант +»), а также следить за новостями политики и экономики.
2. Полезно читать материалы самостоятельно, записывать свои вопросы, чтобы затем задать их учителю. Значение незнакомых терминов следует уточнять в справочниках и словарях.
3. Письменные ответы лучше оформлять чётко и писать развёрнутыми, но не заумными фразами.
4. Даже если вопрос на экзамене кажется знакомым, следует вдумчиво его прочесть, чтобы избежать ошибок по невнимательности.
5. Сложные темы легко усвоить, если использовать мнемотехнические приёмы.
6. Учить готовые клише и примеры для развёрнутых комментариев бесполезно. На экзамене проверяют умение понять мысль и аргументировать свою позицию.
7. Чтобы научиться писать план, нужно не просто владеть теорией, но уметь её структурировать. Поэтому лучше написать тренировочные варианты не менее десяти раз.
Источник