- Задания со слогами для дошкольников
- Задания для разминки
- Деление слов на слоги
- Деление слов на слоги
- Правила деления слов на слоги
- сборник упражнений по русскому языку.Деление слова на слоги.Правила переноса. методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Система игровых упражнений, направленных на развитие слоговой структуры слова
Задания со слогами для дошкольников
Ребёнок уже знает буквы и звуки, учится читать по слогам? Родителям в помощь задания, игры и упражнения для изучения слогов.
Чтобы закрепить навык чтения по складам вы можете использовать любые готовые тексты с разбивкой слов на слоги.
Здесь мы предлагаем задания в игровой форме. Начните с упражнений, которые учат делить слова на слоги, находить ударный слог.
Задания для разминки
Раздели дольку апельсина на столько частей, сколько слогов в слове.
Раздели на слоги и закрась ударный слог.
Раздели схемы слов под картинками на слоги, как в примере, и поставь ударение.
Соедини слово со схемой.
Сравни слова по количеству звуков, слогов и месту ударения. Впиши слова в схемы, чтобы равенства были верными:
а) найди пары слов с одинаковым местом ударения;
б) найди пары слов с одинаковым количеством звуков.
Рекомендуем также выполнять задания типа: «Составляем слова из складов», определяем гласные и согласные, глухие и звонкие, твердые и мягкие звуки, отгадываем устные ребусы с первым ударным слогом, судоку с буквами.
Подключайтесь к ЛогикЛайк!
Более 150 000 детей развивают мышление на LogicLike.com.
Материалы родителям в помощь:
Понравился материал? Поделитесь полезной находкой с друзьями!
Источник
Деление слов на слоги
В этом разделе мы будем тренироваться делить слова на слоги. (Не путайте с делением слов для переноса, которое рассматривается в другом разделе. Это несколько разные вещи, так как существуют определенные правила переноса слов.)
Деление слов на слоги
Представьте себе, ребенок уже слитно читает, мы его научили, какие бывают буквы — гласные и согласные, научили считать буквы в слове, а затем начали подходить к переносу слов, и снова вернулись к слогам. В этой ситуации часто дети путаются, и вместо деления на слоги делят слово по буквам.
Как же научить ребенка делить слова на слоги? Для этого существует множество способов.
Правила деления слов на слоги
- слоги всегда образуются с помощью гласных букв, поэтому, сколько в слове гласных, столько же и слогов. Слог может состоять из одной гласной, но без гласных слогов не бывает. Примеры: мо-ло-ко, ё-жик, и.т.д.
- Если слог состоит из нескольких букв (кроме первого слога), то он всегда начинается с согласной буквы. (Исключение — случаи, когда предыдущий слог оканчивается на Й: рай-он).
Раньше правила деления на слоги и для переноса были одинаковые, за исключением того, что нельзя переносить или оставлять на строке одну букву. Новые правила деления на слоги, по которым дети учатся сейчас, значительно сложнее, и, самое главное, отличаются от деления слов для переноса.. Особенно это касается слов с несколькими согласными в середине слова. Мы делили: кош-ка, ок-но, клас-сы и др.
По новым правилам, только сонорные согласные (м, н, л, р, мь, ль,нь,рь) и Й «прилипают» к первому слогу, в остальных же случаях все согласные «отходят» ко второму слогу. Например: кром-ка, бан-ка, бань-ка, май-ка, но: ша-пка, ра-вный, и т.д.
Два одинаковых согласных при делении на слоги обязательно отходят ко второму слогу: да-нный,
о-ттечь. При этом деление тех же слов для переноса будет другое — дан-ный, от-течь, шап-ка и т.д.
В любом случае тренироваться делить слова на слоги нужно постоянно, особенно, если с этим проблемы. Слоги можно пропевать, скандировать, как на стадионе. Помогает «прохлопывание» слов в ладоши. Часто логопеды и учителя советуют ставить тыльную сторону кисти руки под подбородок, и громко произносить слово, при этом подбородок касается руки с каждым слогом.
Мы предлагаем вам онлайн игру-тренажер «Деление слов на слоги». В ней нужно перетаскивать черточки-разделители на слово. Подобные задания часто встречаются в тестах по русскому языку в 1 классе. В этой игре мы будем делить слова на слоги. В следующем разделе мы потренируемся делить слова для переноса.
Если у вас не открываются игры или тренажёры, читайте здесь .
Источник
сборник упражнений по русскому языку.Деление слова на слоги.Правила переноса.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
Дидактический материал для самостоятельной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delenie_slova_na_slogi.doc | 433 КБ |
Предварительный просмотр:
ГУ «Начальная школа №2»
Деление слова на слоги
Правила Переноса слов
Слоги – это части слова, на которые оно делится при произнесении.
Ок–но, а–ку-ла, ве-ре-те-но, пя-ти-э-таж-ный
Сколько букв может быть в слоге?
Слог может состоять из одной буквы, но обязательно гласной, а из согласной – никогда. Слог может состоять и из двух, трех и нескольких букв, но гласная буква обязательно одна и есть в каждом слоге.
Гласный звук образует слог.
Как определить количество слогов в слове?
Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Л и ст, к о -р а , д е -р е -в о , л и ст-в е н-н и -ц а , пр и -кл ю -ч е -н и — е
Как называются слова, в которых один слог, два слога, три слога?
Слова, в которых один слог, называются односложными,
слова, в которых два слога, — двусложными,
слова, в которых три слога, — трёхсложными.
Как слова делятся для переноса?
Для переноса слова делятся на две части.
Делить слова для переноса можно только по слогам, но при этом одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку.
Какие слова переносить нельзя?
Слова, состоящие из одного слога, и слог, состоящий из одной буквы, переносить нельзя.
Например: класс, осы, юла.
Как можно перенести слова с буквами Й,Ь,Ъ?
Буква Й при переносе не отделяется от гласной.
Например: май – ка, зай — ка.
Буквы Ь и Ъ при переносе не отделяется от согласной.
Например: боль — шой, подъ — езд.
Как можно перенести слова с двойными согласными буквами?
При переносе слова с двойными согласными одна буква остаётся на строчке, а другая переносится.
Например: кас — са, рас — сказ.
1. Слог разрывать нельзя.
- Слова из одного слога не переносятся.
- Одну букву нельзя переносить и оставлять на строке .
Деление слов на слоги и перенос слов могут не совпадать .
Источник
Система игровых упражнений, направленных на развитие слоговой структуры слова
татьяна зинина
Система игровых упражнений, направленных на развитие слоговой структуры слова
Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников предполагает воздействие на все компоненты речевой системы.
Комплексная системалогопедического воздействия включает:
• развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
• развитие речевого дыхания и голоса;
• коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация звуков);
• развитие фонематического слуха, формирование навыков фонематического восприятия;
• работа над слоговой структурой слова;
• расширение и обогащение словаря (активного и пассивного);
• развитие грамматического строя речи;
• формирование интонационно-выразительной стороны речи;
• формирование связной речи;
• воспитание самоконтроля за речью;
• формирование практических умений и навыков пользования правильной речью.
Развитие слоговой структуры слова у дошкольников с дизартрией осуществлялось через систему игровых упражнений. Их цель – содействовать формированию познавательной активности ребенка. Коррекционная работа проводилась на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях.
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.Можно выделить два этапа:
• подготовительный; цель данного этапа – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка;
• собственно коррекционная работа; цель – коррекция дефектов слоговой структуры слов у ребенка.
На этом этапе предлагаются игровые упражнения сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.
Работа на невербальном материале.
1. Игровые упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан)
2. Работа над ритмом (сначала над простым, а затем над сложным).Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона.
-Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике;
-Сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши, и поднять карточку с цифрой;
-Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанным символами;
-Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному рисунку;
-Произвольное воспроизведения ритма ребенком с последующей записью ритмического рисунка символами;
-Воспроизведение долгих звуков (дудка, губная гармошка – символ «-» и коротких«+» — барабан, бубен).Ритмический рисунок может быть следующим: —++, ++-+— и т. д.
3.Формирование общей координации движений под ритмическую музыку:
маршировка, легкий бег.
4. Упражнения на развитиединамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак- ребро, кулак- ребро-ладонь.
5. Упражнения на развитие координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки – ребро правой руки и т. д.)
6. Графические упражнения на переключение (продолжи строчку): 0-0-0…;+=+=…
Работа на вербальном материале.
. Игровые упражнения, направленные на формирование пространственно- временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко- слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.
Упражнения на развитие оптико-пространственной ориентации.
Упражнение 1.
Ребенок сидит на стуле, глаза закрыты. Взрослый звенит в колокольчик., держа его перед ребенком, за ним, над и под стулом, справа и слева. Нужно правильно сказать, где звенит колокольчик.
Упражнение 2.
Взрослый называет действие предмета или предмет. Ребенок отвечает, далеко это или близко.
(Карандаш лежит, пальмы растут, аквариум стоит, кукла лежит, мама работает и т. д.)
Упражнение 3.
Ребенок перемещается в пространстве по инструкции взрослого.
Робот идет вперед… стоп. Направо …стоп. Вниз (под стол… стоп. Влево…стоп и т. д.
Упражнения на развитие сомато-пространственной ориентации.
Упражнение1.
После показа взрослым ребенок повторяет движения, отвечая на вопросы.
Взрослый. Где находится сердце?
Взрослый. Где у тебя темя?
Взрослый. Где у тебя спина?
Взрослый. Где живот?
Упражнение 2.
Ребенок самостоятельно показывает :левый мизинец, правый локоть, правый носок, левое запястье, левое бедро и т. д.
Упражнения 3.
Ребенок выполняет «перекрестные» движения,показывая : правой рукой левую щеку, левый бок правой рукой, левой рукой правый висок, мизинцем правой руки левый глаз и т. д.
Упражнения 3.
Взрослый молча выполняет движения, ребенок должен повторить той же рукой или ногой,избегая зеркальности: правая рука вверх, левая нога в сторону и т. д.
Упражнения 4
Взрослый просит выполнить называемые движения без показа образца.
Упражнения на развитие ориентации в двухмерном пространстве.
Упражнение 1.
Поставь вверху листа точку, внизу палочку, нарисуй справа крестик, слева птичку, проведи в левом нижнем углу волну и т. д.
Упражнение 2.
От поставленной на листе точки ребенок, без отрыва руки, ребенок должен рисовать линию под команды взрослого.
Едем направо, стоп, вверх, стоп, направо и т. д.
Упражнение 3
Ребенок должен продолжить ряд: хх / хх / хх / ; … Подборка игровых упражнений по теме «Одежда и обувь» Здравствуйте,хочу поделиться с вами подборкой игр и упражнений на тему «Одежда и обувь» На организованной деятельности по окружающему.
Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.
Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого.
Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин» Цель: Учить детей делить слова на слоги. Материал: Две куклы, картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов. Ход игры: На.
Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» (1 тип — двусложные слова) 1. Пальчиковая гимнастика:.
Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова «Грибы» Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова по теме «Грибы». Составила: учитель – логопед Катина Светлана.
Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР. Цель: Формирование слоговой структуры слова. Задачи: 1. Закреплять умение воспроизводить слова различного слогового состава; 2. Автоматизировать.
Логопедическое занятие по теме «Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры» Открытое логопедическое занятие с детьми 6-7 лет по теме “Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры.
Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова Слоговая структура слова — это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.
Источник