Конвергенция глаз: её нарушения и упражнения для тренировки
Автор:
Фоменко Наталия Ивановна
Мед. портал:
При бинокулярном зрении, а точнее, в ходе совмещения монокулярных зрительных изображений и создания условий для их слияния в бинокулярный образ огромное значение имеет конвергенция глаз.
В случае видимого или скрытого косоглазия у детей, она нередко нарушается. При этом зачастую отмечается ее ослабление, неустойчивость или полное ее отсутствие.
У детей с вылеченным косоглазием (интропией и инфорией) нарушения конвергенции могут вызвать декомпенсацию равновесия глазных мышц, нарушение симметричного положения глаз, а также развитие обратной девиации (отклонению глаза в обратном направлении).
При скрытом расходящемся косоглазии, нарушения конвергенции часто вызывают мышечную астенопию, появление и усиление функциональной близорукости, прогрессирование осевой миопии и переход скрытого косоглазия в явную форму.
Как проверить состояние конвергенции глаз?
Состояние конвергенции глаз ребенка можно проверить самостоятельно, достаточно простым способом. Этим же способом можно контролировать эффективность тренировок:
- Необходимо посадить ребенка к себе лицом на отдалении 60-80 см и закрыть один свой глаз.
- Посередине между собой и ребенком, необходимо поставить в вертикальное положение карандаш так, чтобы открытым своим глазом видеть его как бы в наложении на лицо ребенка по срединной линии «переносье – подбородок».
- При этом, верхний конец карандаша, должен располагаться на уровне глаз ребенка.
- Ребенку нужно предложить смотреть в открытый Ваш глаз и выяснить, сколько карандашей он при этом видит – один или два (при наличии бинокулярного зрения, в таком случае возникает физиологическая диплопия или двоение предметов).
- В случае, когда ребенок видит один карандаш, тест можно закончить. Налицо нарушение бинокулярного зрения (зрительное впечатление подавлено в одном из глаз), которое требует дополнительного лечения.
- Если ребенок видит два карандаша, нужно предложить ему смотреть далее только на верхний кончик карандаша, который начните медленно приближать к его лицу внимательно следя за проекцией карандаша на срединную линию лица ребенка.
- В случае отсутствия конвергенции, по степени приближения карандаша, один глаз ребенка будет все явственнее поворачиваться к носу, в то время, как второй глаз, будет все сильнее поворачиваться к виску (кнаружи).
- При наличии конвергенции, по мере приближения к лицу ребенка карандаша, оба его глаза симметрично станут поворачиваться к носу. Так будет продолжаться, пока расстояние между переносьем и карандашом (в случае нормального объема конвергенции) не сократится до 5-6 см или ближе. После этого, повернутым к носу, остается один глаз, а второй отклоняется кнаружи.
- Затем, нужно определить и записать наименьшее расстояние от карандаша до глаз, при котором повернутыми к носу были еще оба глаза (это расстояние называют «ближайшей точкой конвергенции»), при последующем лечении, оно должно уменьшаться.
- Далее, поместите карандаш на расстоянии 10 см от переносья ребенка, попросите его смотреть на карандаш в течение 1-1,5 минут. При устойчивой конвергенции, глаза будут симметрично повернуты к носу в течение всего времени просмотра и стоять неподвижно, без каких-либо неприятных ощущений для ребенка. Если один либо оба глаза начали колебаться спустя минуту или меньше или возник зрительный дискомфорт, нужно записать время устойчивой позиции его глаз. Во время последующих тренировок, это время должно увеличиваться.
- Предложите ребенку, усилием воли без карандаша свести оба глаза к носу и посмотреть на свое переносье (не на лоб и не на кончик носа). Если ему это удается, значит ребенок обладает «волевой конвергенцией» и может ее использовать в процессе дальнейших занятий.
Лечение нарушений конвергенции
При отсутствии конвергенции, не менее четырех раз в день, ежедневно обязательно проводить следующее лечебное упражнение, длительностью 3-5 минут:
- На расстоянии в 20-30 см от глаз пациента вертикально устанавливается карандаш (можно использовать собственный палец) и просят смотреть мимо него вдаль. Пациент при этом должен видеть 2 изображения карандаша (или пальца).
- В продолжении упражнения, пациенту сначала нужно посмотреть на видимое изображение правого объекта (карандаша или пальца), таким образом, чтобы был виден левый объект. После этого, нужно перевести медленный взгляд на левый объект, стараясь не потерять правый из виду.
- Подобную попеременную фиксацию пациенту необходимо делать и далее, для начала в медленном, а после в ускоряющемся постепенно темпе, предпринимая попытки посмотреть на объект двумя глазами одновременно. При успешной попытке видимые двойные изображения друг к другу приближаются, а в случае включения механизма конвергенции – сливаются друг с другом в единое изображение.
Для усиления уже имеющейся конвергенции применяют 3 упражнения, которые выполняют ежедневно по 3-4 раза в течение 3-5 мин. Их можно чередовать, применяя в разных сеансах то одно, то другое упражнение. Но в течение дня каждое из упражнений обязательно сделать 3-4 раза.
- Упражнение №1. Пациент вертикально устанавливает карандаш (или свой палец) в отдалении от глаз на 15-20 см, после чего, 15-20 секунд смотрит вдаль (лучше на горизонт за окном), фиксируя при этом внимание на двойном изображении карандаша, затем переводит свой взгляд на карандаш (как бы сливая двойные его изображения). Таким образом, на карандаш необходимо смотреть не менее 5-7 секунд, после чего снова смотреть вдаль и повторять цикл. При каждом новом цикле или перед началом очередного упражнения, карандаш обязательно придвигают на 0,5-1 см к глазам.
- Упражнение №2. Пациент устанавливает карандаш (или свой палец) вертикально на расстояние вытянутой руки и, зафиксировав его взглядом, медленно начинает приближать объект к глазам до возникновения его двоения, затем в том же темпе, отодвигает карандаш от себя, пытаясь усилием воли как можно быстрее слить двойные изображения объекта. После этого, карандаш отодвигается на прежнее расстояние вытянутой руки, цикл повторяется.
- Упражнение №3. Данное упражнение целесообразно применять у пациентов, которые имеют волевую конвергенцию. В начале его выполнения, пациент становится к окну лицом так, чтобы был виден горизонт (или любая дальняя перспектива). Усилием воли, ему необходимо свести глаза к переносью и удерживать их в течение 5-7 секунд, затем не менее 15-20 секунд смотреть вдаль и вновь свести глаза к переносью, т.е. повторять цикл. За сеанс нужно сделать 3-5 циклов.
Для повышения устойчивости конвергенции обязательно выполнять следующее упражнение:
- Сначала нужно определить ближайшую точку конвергенции (как описано выше) и, в эту позицию либо дальше на 1-2 см от глаз установить карандаш. Вначале пациента просят по возможности дольше фиксировать карандаш обоими глазами, затем дают ему отдохнуть, глядя вдаль, далее повторяют цикл. За сеанс должно быть выполнено 2-3 цикла. Повторяют упражнение 2-3 раза ежедневно.
Для выполнения упражнения №3, пациента можно научить волевой конвергенции. Это делается следующим образом:
- Нужно поставить карандаш (палец) на расстоянии 10-12 см от глаз и предложить смотреть на него. При удачной попытке пациента свести глаза к носу, необходимо предложите ему, удержать глаза в таком положении усилием воли и после того, как карандаш убрали. Сделав несколько удачных попыток, пациент постепенно научится удерживать глаза в этом положении.
Затем нужно предложить ему сводить глаза не используя карандаш. Через какое-то время у него станет получаться и он сможет применять волевую конвергенцию при выполнении упражнений.
Обратившись в Московскую Глазную Клинику, каждый пациент может быть уверен, что за результаты лечения будут ответственны одни из лучших российских специалистов. Уверенности в правильном выборе, безусловно, прибавит высокая репутация клиники и тысячи благодарных пациентов. Самое современное оборудование для диагностики и лечения заболеваний глаз и индивидуальный подход к проблемам каждого пациента – гарантия высоких результатов лечения в Московской Глазной Клинике. Мы проводим диагностику и лечение у детей старше 4 лет и взрослых.
Уточнить стоимость той или иной процедуры, записаться на прием в «Московскую Глазную Клинику» Вы можете по телефону 8 (800) 777-38-81 (ежедневно с 9:00 до 21:00, бесплатно для мобильных и регионов РФ) или воспользовавшись формой онлайн-записи.
Источник
Комплекс упражнений при близорукости
В настоящее время доказано, что, например, близорукость чаще возникает у детей с отклонением в общем состоянии здоровья. Среди детей, страдающих близорукостью, число практически здоровых в 2 раза меньше, чем среди всей группы обследованных школьников. Учеными офтальмологами МНИИ глазных болезней им. Гельмгольца и специалистами Федерального центра Л ФК и спортивной медицины разработаны специальные физические упражнения для мышц глаза. Эти физические упражнения (или их варианты) необходимо выполнять с целью профилактики появления и прогрессирования нарушения зрения. Мы приводим несколько из этих упражнений, наиболее простых и доступных для выполнения их на уроках во время школьных занятий и дома.
Крепко зажмурить глаза на 3 — 5 секунд, а затем открыть глаза на 3 — 5 секунд.
Повторить 6 — Зраз.
Упражнение укрепляет мышцы век, способствует расслаблению мышц глаза и улучшению кровообращения в них.
Смотреть прямо перед собой 2 — 3 секунды, держать палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25 — 30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3 — 5 секунд, опустить руку.
Повторить 10 — 12 раз.
Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на
Быстро моргать в течение 1 минуты с перерывами.
Упражнение способствует улучшению кровообращения.
Вытянуть вперед руку, смотреть на кончик пальца, расположенный на средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнет двоиться.
Повторить 6 — 8раз.
Упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальца.
Повторить в течение 1 минуты.
Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.
Поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25 — 30 см от глаз, смотреть двумя глазами на кончик пальца 3 — 5 секунд, прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 3 — 5 секунд, убрать ладонь, смотреть двумя глазами на кончик пальца 3 — 5 секунд, поставить палец левой руки по средней линии лица на расстоянии 25 — 30 см от глаз, смотреть двумя глазами на кончик пальца 3 — 5 секунд, прикрыть ладонью правой руки правый глаз на 3 — 5 секунд, убрать ладонь, смотреть двумя глазами на кончик пальца 3 — 5 секунд.
Повторить 5 — 6раз.
Упражнение укрепляет мышцы глаз (бинокулярное зрение).
Отвести руку в правую сторону, медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево и при неподвижной голове следить за пальцем, медленно передвигать палец полусогнутой руки слева направо и при неподвижной голове следить за пальцем.
Повторить 10 — 12 раз.
Упражнение укрепляет мышцы глаза горизонтального действия и совершенствует их координацию.
Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее яблоко обоих глаз, спустя 1 — 2 секунды снять пальцы с век. Повторить 3 — 4раза.
Указательными пальцами фиксировать кожу надбровных дуг, медленно закрывать глаза, пальцы удерживают кожу надбровных дуг.
Повторить 8 — 10раз.
Второй, третий и четвертый пальцы рук положить так, чтобы второй палец находился у наружного угла глаза, третий — на середине верхнего края орбиты и четвертый — у внутреннего угла глаза; медленно закрыть глаза. Пальцы оказывают этому небольшое сопротивление.
Повторить 8 — 10раз.
Медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно, голова неподвижна.
Повторить 8 — 12 раз.
Медленные круговые движения глазами в одном, а затем в другом направлении.
Повторить 4 — 6раз.
Метка на стекле (упражнение для внутренних мышц глаз)
Тренирующийся (в назначенных ему очках для дали) встает у окна на расстоянии 30 — 35 см от оконного стекла. На этом стекле на уровне глаз прикрепляют круглую метку диаметром 3 — 5 мм. Вдали на линии взора, проходящей через эту метку, он намечает какой-либо предмет для фиксации и затем по очереди переводит взгляд то на метку на стекле, то на этот предмет. Упражнения проводят 2 раза в день в течение 15 — 20 дней. В первые 2 дня продолжительность сеанса упражнений 3 мин., в последующие 2 дня — 5 мин., в остальные дни — 7 мин. Перерыв между курсами 10 — 15 дней.
Телевизоры, компьютерные игры, работа на компьютере способствуют переутомлению зрительного анализатора, спазму аккомодации и нарушению зрения.
При длительной работе на компьютере часто возникают боли и жжение в глазах, покраснение глаз, слезотечение, ухудшается зрение, появляются светобоязнь, головные боли, утомляемость. Для устранения или уменьшения болезненных проявлений рекомендуется:
- Экран дисплея расположить выше уровня глаз.
- Освещение кабинета должно быть на уровне освещения экрана, а стены выкрашены в светлые тона.
- Расположить в кресле опору на уровне поясничного изгиба позвоночника в виде валика.
- Через каждые 20 — 30 минут работы проводить короткую физкультурную паузу:
— движения глазными яблоками в разные стороны 3 — 5 раз;
— потягивание 2 — 3 раза;
— большие повороты головы и всего корпуса;
— малые повороты (только головы);
— проводить попеременно зажмуривание и выпячивание глаз (по 3 с), 5-6 повторений.
Еще некоторые советы для профилактики переутомления глаз:
— Читайте при достаточно ярком освещении, но во время чтения свет не должен падать в глаза.
— Чаще закрывайте глаза, чтобы дать им отдых.
— Переводите периодически взгляд от ближних предметов на дальние.
— Воспринимайте увиденное без усилия, не вглядывайтесь.
— Периодически подставляйте глаза свету.
— Дышите легко и непрерывно.
— Следите за своей осанкой, не сутультесь.
— Не читайте сразу после приема пищи.
— Не читайте в транспорте.
— Ограничивайте просмотр телепередач для школьников до 40 — 50 минут в день на расстоянии 2,5 — 3 метров.
Источник