Тренажер для дсп тренировка
+7 (931) 542-58-59
+7 (812) 572-39-04
ОБУЧАЮЩИЕ СИСТЕМЫ И ТРЕНАЖЕРЫ ДЛЯ ОПЕРАТИВНОГО ПЕРСОНАЛА ХОЗЯЙСТВА ПЕРЕВОЗОК
Имитационный тренажер ДСП/ДНЦ
Настоящим прорывом в обучении оперативного персонала хозяйства перевозок является имитационный тренажер ДСП/ДНЦ. Наш тренажер разработан на базе реального автоматизированного рабочего места поездного диспетчера. Практические занятия на тренажере ДСП/ДНЦ позволяют работникам изучать и осваивать безопасные методы работы , закреплять навыки действий в стандартных и, что особенно важно, в нестандартных ситуациях.
Тренажер моделирует работу ЭЦ железнодорожных станций, блокировки на перегонах, движение подвижных единиц. В нем реализованы различные типы станций, а пульт-манипулятор, компьютерный или аналоговый, полностью копирует работу реальных устройств.
При обучении на тренажере обучаемому предлагается пульт-манипулятор со всеми элементами управления, присутствующими в реальных условиях: путевое развитие станции, повторители светофоров, кнопки задания/отмены маршрутов, рукоятки индивидуального перевода стрелочных переводов, амперметр, вспомогательная кнопка, искусственная разделка, установка красных колпачков, перевод стрелок с помощью курбеля, запирание на закладку и навесной замок, вспомогательная смена направления движения по АБ и т.д. Моделируется работа локомотивного депо, работа на путях необщего пользования, восстановительный поезд, ускорение игрового времени.
Для работы в Имитационном тренажере ДСП/ДНЦ разработаны различные полигоны: двухпутные и однопутные участки, с автоблокировкой и полуавтоблокировкой на перегоне, различные железнодорожные станции: от небольшой промежуточной до крупной участковой станции, с разными типами устройств ЭЦ на станциях (МРЦ, РЦА, РЦ).
В дополнение к набору типовых полигонов, который включает в себя различные комбинации участков, станций, устройств, по запросу заказчика мы выполняем объектную ориентацию тренажера по местным условиям. Причем повторяется не только путевое развитие станций, топология участков, но и возможна адаптация под системы ДЦ/ДК, которые используются на рабочих местах персонала. Для каждого учебного полигона создан набор деловых игр: от простого к сложному, от отработки действий в стандартных ситуациях до работы в условиях пропуска внеграфиковых поездов, возникновения нестандартных ситуаций, выдачи предупреждений, организации «окон», обслуживания подъездных путей.
Важно, что инженеры-преподаватели без участия разработчика могут на тренажере ДСП/ДНЦ самостоятельно смоделировать практически любую нестандартную ситуацию: ложная занятость, ложная свободность, неисправности стрелок и светофоров, неисправность тормозов у локомотива, уход вагонов и многие другие. Задача обучаемого – отработать свои действия при возникновении подобных ситуаций.
Источник
ИМИТАЦИОННЫЙ ТРЕНАЖЕР ДСП/ДНЦ
1 ИМИТАЦИОННЫЙ ТРЕНАЖЕР ДСП/ДНЦ «Работа дежурного по станции и поездного диспетчера по приему, отправлению и пропуску поездов» Часть 1 Санкт-Петербург 2009 г
2 2 СОДЕРЖАНИЕ СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ. 3 ВВЕДЕНИЕ. 4 I. ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ ИМИТАЦИОННОГО ТРЕНАЖЕРА Внешний вид экрана имитационного тренажера ДСП/ДНЦ Описание рабочего места ДСП Описание рабочего места ДНЦ Выбор станции Ввод номера поезда, длинносоставности, тяжеловесности Просмотр расписания движения поездов по станции Регистрация заступающей смены Журнал диспетчерских приказов Выдача предупреждений и предоставление технологических окон Выдача предупреждений на поезда Применение кнопок автодействия светофоров. 18 II. ОПИСАНИЕ ГРАФИКА ИСПОЛНЕННОГО ДВИЖЕНИЯ Внешний вид страницы ГИД Просмотр нормативного графика Ввод номера поезда, длинносоставности, тяжеловесности Выдача предупреждений и предоставление технологических окон Выдача предупреждений на поезда. 22
3 3 СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ АБ автоматическая блокировка; АРМ автоматизированное рабочее место; ВК вспомогательная кнопка; ГИД график исполненного движения; ДНЦ поездной диспетчер; ДСП дежурный по станции; ИР искусственная разделка; МРЦ маршрутно-релейная централизация; НГДП нормативный график движения поездов; ПАБ полуавтоматическая блокировка; СП стрелочный перевод; СЦБ устройства сигнализации, централизации и блокировки; ЭЦ электрическая централизация.
4 4 ВВЕДЕНИЕ В результате реформирования железнодорожный транспорт превратился в рыночную сферу, важнейшей задачей которого является привлечение объемов перевозок, повышение качества транспортного обслуживания клиентов, скорости и надежности доставки грузов. Решение поставленных задач возможно через оптимизацию перевозочного процесса, что в значительной мере зависит от качества работы оперативного персонала станций и отделений дорог. Умение грамотно продуманно поступать в различных поездных ситуациях, включая нестандартные, оперативно принимать и реализовывать оптимальные решения, предупреждать возникновение ошибок со стороны других участников производственного процесса, ведет к организации эффективной работы и улучшению эксплуатационных показателей. Имитационный тренажер ДСП/ДНЦ предназначен для обучения, тренажа и проверки знаний как оперативного персонала хозяйства перевозок ОАО «РЖД», так и студентов, обучающихся по специальности «Организация движения и управление на транспорте (железнодорожном)». Разработанные учебные программы используются на предприятиях ОАО «РЖД» и в учебном процессе специализированных учебных заведений. Система апеллирует к творческим способностям оперативного работника, освобождая его от выполнения монотонных рутинных действий, позволяет моделировать поездную ситуацию, дает возможность выбора нескольких наиболее приемлемых решений, позволяет оценить результат выбранного решения, дает рекомендации для каждой оперативной ситуации и оценивает результаты работы. Обучение проводится на базе компьютерного учебного класса, который представляет собой помещение с рабочими местами, оборудованное компьютерами (объединены локальной вычислительной сетью), средствами связи и нормативными документами для ведения контроля, учета и отчетности, предусмотренными должностными обязанностями с целью полной имитации реально действующих рабочих мест.
5 5 I. ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ ИМИТАЦИОННОГО ТРЕНАЖЕРА 1.1. Внешний вид экрана имитационного тренажера ДСП/ДНЦ После запуска имитационного тренажера АРМ ДСП/ДНЦ на экране дисплея появляется рабочий экран (рис. 1), состоящий из: 1. Основного меню команд, расположенного в верхней части экрана. 2. Панели инструментов. 3. Поля для графических схем (при первом запуске необходимо вызвать нужную графическую схему через меню). 4. Строки справочной информации, расположенной в нижней части экрана. Вся работа в имитационном тренажере осуществляется только после включения игрового времени. Для запуска игрового времени необходимо выбрать из пункта основного меню «Тренажер» команду «Время» «Пуск». Время в любой момент игры можно остановить. Для этого продублируйте запуск времени и выберите команду «Пауза». Кнопки панели инструментов служат для: работы с графиком исполненного движения; предварительного просмотра графика исполненного движения; регистрации заступающей смены; работы с журналом диспетчерских приказов; просмотра расписания движения поездов по станции; отображения графика исполненного движения; выбора диспетчерского участка; выбора и изменения параметров отображения; выбора и изменения параметров расчета; расчета прогнозного графика движения поездов; планирования подходов при расчете прогнозного ГДП; увеличения фрагмента графика исполненного движения; увеличения (уменьшения) масштаба отображения станции и участка; вызова машиниста по поездной радиосвязи.
6 6 1. Основное меню команд 2. Панель инструментов 5. Часы с игровым временем 3. Поле для графических схем 4. Строка справочной информации Рис. 1. Вид рабочего экрана при работе в имитационном тренажере ДСП/ДНЦ в должности ДНЦ. В поле для графических схем могут быть изображены: пульт-табло железнодорожной станции «рабочее место ДСП»; схема железнодорожного участка «рабочее место ДНЦ»; лист ГИД «рабочее место ДНЦ» Описание рабочего места ДСП При работе в имитационном тренажере в режиме АРМ ДСП на экране дисплея в поле для графических схем представлено пульт-табло станции (рис. 2). На пульт-табло изображена схема станции в осях путей. Номера путей показаны черной цифрой непосредственно над каждым путем (главные пути пронумерованы римскими цифрами, остальные арабскими). Полезная длина пути в условных вагонах указана рядом с номером пути. Светофоры на станциях подразделяются на маневровые 1 и поездные (рис. 2). На пульт-табло станции они представлены повторителями соответствующих сигналов. По сигналам повторителей маневровых светофоров в движение приводятся только маневровые единицы. Синий сигнал соответствует нормальному положению, светофор 1 — маневровые светофоры разрешающие или запрещающие производство маневров
7 7 закрыт. При правильном задании маршрута (см. далее) для маневровой единицы сигнал переключается на лунно-белый. Повторитель маневрового светофора Н3м Номер пути Полезная длина пути Повторитель маневрового светофора М7 Повторитель входного светофора Н Участки удаления нечет. напр-е Повторитель выходного светофора Н3 Стрелочный перевод 9 Участки приближения нечет. напр-е Участки приближения чет. напр-е Участки удаления чет. напр-е Кнопки управления стрелочными переводами Кнопки задания поездных маршрутов Кнопки искусственного размыкания секций маршрутов Кнопки задания маневровых маршрутов Рис. 2. Схема пульт-табло станции, расположенной на двухпутном участке и оборудованной МРЦ, в условия АБ. Поездные светофоры подразделяются на выходные 2 и входные 3. В тренажере выходные и маневровые светофоры совмещены и на пульт-табло станций представлены одним повторителем (рис. 2). Причем красный сигнал относится к выходному светофору и в нормальном положении закрыт. В случае если задается поездной маршрут, то красный сигнал переключается на зеленый. Синий сигнал повторителя соответствует маневровому светофору. В нормальном положении он также закрыт. Если задается маневровый маршрут, то синий сигнал переключается на лунно-белый. Повторители входных светофоров для приема поезда на станцию с правильного пути имеют два сигнала: красный и серый, а с неправильного пути один сигнал — красный. Красный сигнал соответствует закрытому (нормальному) положению входного светофора. Для приема поездной единицы на станцию задается маршрут (см. далее), при этом показание сигнала изменяется на зеленый. Серый является повторителем пригласительного сигнала, который используется при приеме поезда в том случае, когда нет возможности открыть входной светофор. Порядок пользования пригласительным сигналом описан в п. 5.3 Настоящей инструкции. Стрелочные переводы (СП) обозначены на схеме желтыми цифрами, указывающими их номер. На пульт-табло справа и слева расположены кнопки управления СП и съездами (рис. 2). Кнопка «+» переводит стрелку в плюсовое положение, кнопка «-» в минусовое, а кнопка «А» в режим автоматического перевода стрелок при задании маршрутов. При загрузке имитационного тренажера кнопки управления СП установлены в режим автоматического перевода. Чтобы проконтролировать положение СП, необходимо одновременно нажать две кнопки курсора «мыши» (рис. 3.), что заменяет нажатие кнопки подсветки на реальных пульт-табло станций. 2 — выходные светофоры разрешающие или запрещающие поезду отправиться со станции на перегон. 3 — входные светофоры разрешающие или запрещающие поезду следовать с перегона на станцию.
8 8 Рис. 13. Фрагмент пульт-табло станции при проверке положения СП. Кроме кнопок управления стрелочными переводами на пульт-табло станции размещены: кнопки задания поездных маршрутов, кнопки задания маневровых маршрутов, кнопки искусственного размыкания секций маршрутов (рис. 2). Следует обратить особое внимание на порядок задания маршрута. Как правило, маршрут задается следующим образом: от попутного светофора за встречный. Пример 1: для задания маршрута приема поезда с перегона на третий приемоотправочный путь (рис. 4), необходимо нажать кнопку светофора Н (попутный по ходу движения поезда), затем кнопку светофора Ч3 (встречный по ходу движения поезда). Таким образом, маршрут задан от светофора Н за светофор Ч3. Встречный светофор Попутный светофор Рис. 4. Фрагмент пульт-табло станции при заданном маршруте. Необходимо отметить, что при задании поездных маршрутов участвуют только поездные светофоры, а при задании маневровых маршрутов маневровые. Пример 2: В случае если за попутным светофором следующий светофор также попутный (рис. 5), тогда маршрут задается нажатием кнопки светофора М6 (попутный по ходу движения) и нажатием кнопки светофора М14 (попутный по ходу движения). Таким образом, в данном примере маршрут задается от светофора М6 до светофора М14.
9 9 Попутный светофор Попутный светофор Рис. 5. Фрагмент пульт-табло станции при заданном маршруте. Задание маршрута в режиме АРМ ДСП возможно следующим способом: Наведите курсор «мыши» на кнопку попутного светофора и нажмите левую клавишу. Затем наведите курсор «мыши» на кнопку встречного светофора и нажмите левую клавишу. Если задается маршрут для поездной единицы то рассматриваются поездные кнопки, если маневровый маршрут маневровые кнопки. Кнопка «Отмена набора» предназначена для возможности отказа от ошибочного нажатия кнопки задания маршрута. При задании маршрута под названием станции загорается лампочка (рис. 6), показывая направление задаваемого маршрута и тип маршрута (горит зеленая лампочка задается поездной маршрут, белая маневровый). Правильно заданный маршрут обозначается на схеме белой полосой. Задается поездной маршрут в нечетном направлении Рис. 6. Фрагмент пульт-табло станции при задании поездного маршрута в нечетном направлении. Для отмены уже заданного маршрута необходимо: Нажать на пульт-табло кнопку «Отмена маршрута» и кнопку светофора, который был задан первым в данном маршруте, при этом под названием станции загорится соответствующая лампочка (рис. 7). Для отмены маршрута существует два режима, которые определяются свободностью или занятостью предмаршрутного участка: 1. При свободном предмаршрутном участке отмена осуществляется с задержкой в 6 секунд, для защиты системы ЭЦ (лампа «С» горит ровным красным светом);
10 10 2. При занятом предмаршрутном участке отмена производится с выдержкой времени 3 минуты для поездного маршрута (лампа «П» горит ровным красным светом), 1 минута для маневрового маршрута (лампа «М» горит ровным красным светом). Отмена поездного маршрута при занятом предмаршрутном участке Отмена маневрового маршрута при занятом предмаршрутном участке Отмена любого маршрута при свободном предмаршрутном участке Рис. 7. Фрагмент пульт-табло станции при отмене поездного маршрута. Если маршрут не задается по какой-либо причине и маршрутные кнопки при этом мигают, то для отмены задания маршрута необходимо на пульт-табло нажать кнопку «Отмена набора». Кнопка «ИР» (рис. 2) предназначена для искусственной разделки маршрута. Она необходима в тех случаях, когда после проследования подвижной единицы какие-либо секции маршрута остались не разомкнутыми (горят белым цветом). Тогда нужно нажать кнопки не разомкнувшихся секций и кнопку «ИР», и с выдержкой 3-4 минуты осуществится размыкание секций, ранее не разомкнутых. Кнопка «ВК» (рис. 2) позволяет при ложной занятости стрелочного изолированного участка осуществить перевод стрелки, входящей в данный изолированный участок Описание рабочего места ДНЦ Станция участка Подход с соседнего участка Подход с соседнего участка Перегон Рис. 8. Вид рабочего места ДНЦ.
11 11 При работе в имитационном тренажере в режиме АРМ ДНЦ на экране дисплея изображен полигон схема участка, включающая группу станций, перегоны между ними и подходы с четного и нечетного направлений (рис. 8). На схеме перегоны представлены в виде группы блок-участков (чёрные прямоугольники). Занятый блок-участок «горит» красным цветом, а при наведении на него курсора «мыши» появляется информационное окно, сообщающее номер поезда, занимающего данный участок, и его индекс и состав (рис. 9). Рис. 9. Фрагмент рабочего места ДНЦ. Задание маршрута в режиме АРМ ДНЦ возможно двумя способами: 1. Наведите курсор «мыши» на повторитель попутного светофора и нажмите левую клавишу. Затем наведите курсор «мыши» на повторитель встречного светофора и нажмите левую клавишу. В появившемся диалоговом окне выберите команду «Задание» (рис. 10) Рис. 10. Диалоговое окно задания/отмены маршрута. При нажатии на первый повторитель светофора значок курсора «мыши» (стрелка) изменяется на значок поезда (вместо появляется ), что показывает режим задания маршрута. Для выхода из этого режима необходимо нажать правой кнопкой «мыши» на свободном месте пульт-табло. Либо после нажатия на второй повторитель светофора в появившемся диалоговом окне выбрать команду «Отмена» (рис. 10). 2. Выполнить действия как при задании маршрута в режиме АРМ ДСП Отменить заданный маршрут можно так: 1. Продублировать задание маршрута по способу 1 и в появившемся диалоговом окне выбрать команду «Отмена» (рис. 10). 2. Выполнить действия как при отмене маршрута в режиме АРМ ДСП. Команда «Б/сигн.» (рис. 10) позволяет в режиме АРМ ДНЦ задать маршрут без открытия соответствующего сигнала (СП установятся в положение задаваемого маршрута). В соответствии с планом проведения урока в имитационном тренажере АРМ ДСП/ДНЦ перегоны между станциями могут быть: в зависимости от числа главных путей на перегоне: 1) однопутные; 2) двухпутные;
12 12 в зависимости от средств сигнализации и связи: 1) оборудованные автоблокировкой (АБ); 2) оборудованные полуавтоблокировкой (ПАБ) Выбор станции Переход от станции к станции может осуществляться несколькими способами: при помощи пункта основного меню «Станция» (рис. 11). Выбрать необходимую станцию из появившегося подменю с перечнем станций и соответствующих им цифровых клавиш (комбинации клавиш). Рис. 11. Перечень станций. при помощи цифровых клавиш. Нажать цифровую клавишу, соответствующую станции. при помощи клавиш PgUp и PgDn. Нажимать указанные клавиши для последовательного перехода от станции к станции Ввод номера поезда, длинносоставности, тяжеловесности Для того чтобы ввести номер поезда, установить при необходимости тяжеловесность, длинносоставность, необходимо навести курсор «мыши» на объект, занятый поездом, и нажать правую клавишу. После этого во вспомогательном меню выбрать команду «Номер и индекс..» (рис. 12).
13 13 Рис. 12. Выбор команды «Номер и индекс». В появившемся окне ввести номер поезда, индекс, при необходимости установить длинносоставность, тяжеловесность, негабаритность (рис. 13). Рис. 13. Ввод номера и индекса поезда Просмотр расписания движения поездов по станции Для просмотра расписания движения поездов по станции необходимо при активном окне табло станции нажать кнопку «Расписание» или в пункте основного меню «Справки» выбрать команду «Расписание». В окне «Расписание движения» (рис. 14) можно получить информацию о временах прибытия, отправления и стоянке поездов на станции, а также установить категории отображаемых поездов (наведите курсор «мыши» на соответствующие кнопки и нажмите левую клавишу). Кроме того, при наведении курсора «мыши» и нажатии левой клавишей на верхние заголовки ( поезда, Приб. ст., Отпр. ст., Стоянка), можно отсортировать содержимое столбцов по возрастанию/убыванию. Для удобства работы расписание можно вывести на печать. Рис. 14. Расписание движения поездов по станции.
14 Регистрация заступающей смены В имитационном тренажере предусмотрена регистрация смены, заступающей на дежурство. Для этого необходимо либо в пункте основного меню «Диспетчер» вызвать команду «Регистрация смены», либо нажать кнопку «Регистрация смены» на панели инструментов. В появившемся окне (рис. 15) из списка выбрать фамилию заступающего на дежурство ДНЦ. Рис. 15. Регистрация заступающей смены. Добавление списка допустимо только Администратору Журнал диспетчерских приказов В тренажере имеется возможность работать с журналом диспетчерских приказов, который содержит приказы по следующей тематике: автоматическая блокировка; диспетчерская централизация; полуавтоматическая блокировка; телефонные средства связи; приказы из 7, 8 Глав ИДП; общие приказы; приказы ДГЦС; уведомления и требования. Для того чтобы отдать приказ, необходимо выбрать из пункта основного меню «Диспетчер» команду «Журнал диспетчерских распоряжений» или нажать кнопку «Журнал диспетчерских распоряжений», расположенную на панели инструментов.
15 15 Рис. 16. Журнал диспетчерских приказов. В появившемся окне (рис. 16) выполнить следующие действия: 1. Выбрать нужный приказ. 2. Отредактировать текст приказа (редактирование текста приказа возможно только внутри скобок ). 3. Нажать на кнопку «Станция» для раскрытия списка станций. 4. Навести курсор «мыши» на станцию и нажать два раза на левую клавишу для внесения наименования станции в приказ. Кнопка «Пред. просмотр» предназначена для предварительного просмотра приказа. Для просмотра журнала диспетчерских приказов следует нажать на кнопку «Журнал» и в появившемся окне (рис. 17) выбрать тип поиска приказов (по времени, по номеру, по фамилии ДНЦ). Рис. 17. Поиск приказов. Журнал диспетчерских приказов сохраняется в файле gdspr.gpr, находящемся в папке C:\Zadacha. При необходимости файл можно очистить или удалить. Файл при запуске тренажера будет создан заново.
16 Выдача предупреждений и предоставление технологических окон Для того чтобы с пульта ДЦ или табло станции установить предупреждение/окно на объект ЭЦ, участок перегона или на весь перегон, необходимо: 1. Подвести курсор «мыши» к объекту и нажать правую клавишу. 2. В появившемся вспомогательном меню выбрать команду «Установить» (рис. 18). Рис. 18. Фрагмент пульт-табло станции при установке предупреждения /окна. 3. В окне «Ввод предупреждения» (рис. 19) ввести данные по предупреждению: поставить галочку «весь перегон», если ограничение действует на протяжении всего перегона, или набрать с какого и по какой километры скорость движения поездов будет ограничена; указать допустимую скорость для пассажирских, грузовых поездов и электросекций либо допустимую скорость для всех поездов; указать в графе «Период действия» время окончания предупреждения или выбрать пункт «До отмены». Для того чтобы ввести данные для окна, необходимо поставить галочку в графе «Ввести данные для окна» (рис. 20). Место действия предупреждения Скорость 25 км/ч для всех поездов Ограничение скорости действует до отмены Рис. 19. Ввод предупреждения.
17 17 Рис. 28. Ввод «окна». Для отмены действующего предупреждения / окна необходимо продублировать его задание и в появившемся вспомогательном меню выбрать команду «Удалить» (рис. 18) Выдача предупреждений на поезда Для установки предупреждения с пульта ДЦ и табло станции на поезд необходимо: 1. Подвести курсор «мыши» к объекту, который занят поездом, и нажать правую клавишу. 2. В появившемся вспомогательном меню выбрать команду «Установить» (рис. 21). Рис. 21. Выбор команды «Установить предупреждение». 3. В окне «Ввод предупреждения на поезд» (рис. 22) установить скорость, которую не должен превышать данный поезд. Рис. 22. Ввод предупреждения на поезд. Допустимая скорость движения поезда км/ч
18 Применение кнопок автодействия светофоров В имитационном тренажере имеется возможность переключения светофоров в режим автодействия, т.е. при условии свободности пути приема и первого блок-участка удаления маршрут пропуска поезда замыкается и светофоры (входной, маршрутный, выходной) открываются автоматически. Чтобы включить автодействие светофоров: 1. Приготовьте маршрут пропуска поезда по главному пути станции. 2. Наведите курсор «мыши» на кнопку «АДЧ» или «АДН» (в зависимости от направления пропускаемого поезда) и нажмите левую клавишу, при этом кнопка включения автодействия будет сигнализировать красным цветом (рис. 23). Включено автодействие четных светофоров. Кнопка отжата. Нечетные светофоры сняты с автодействия. Рис. 23. Фрагмент пульт-табло станции при включенном автодействии четных светофоров. Для того чтобы отключить автодействие светофоров, наведите курсор «мыши» на кнопку «АДЧ» или «АДН» соответственно и нажмите правую клавишу (кнопка отжата и не горит красным цветом) (рис. 23). В случае возникновения неисправности устройств СЦБ автодействие светофоров необходимо отключить.
19 19 II. ОПИСАНИЕ ГРАФИКА ИСПОЛНЕННОГО ДВИЖЕНИЯ 2.1. Внешний вид страницы ГИД Поле ГИД (рис. 24) разбито на несколько зон: поле имен станций и перегонных времен хода; поле графика, содержащего пути станции, часовую шкалу и сетку времени. Рис. 24. График исполненного движения. Чтобы получить информацию о нитке поезда, необходимо навести на нее курсор «мыши». В результате нить обозначится другим цветом и появится информационное окно, сообщающее номер поезда, индекс, вес, длину в условных вагонах и другую сопутствующую информацию (рис. 24). Для просмотра графика с 0 до 24 часов необходимо: а. 1. Установить курсор «мыши» на строку времени (рис. 24); 2. Нажать левую клавишу и перемещать «мышь» вправо / влево. б. Воспользоваться клавишами управления курсором. Изменение масштаба ГИД осуществляется клавишами и. Для того чтобы «раскрыть» станцию по осям путей (рис. 24), наведите курсор «мыши» на нее и нажмите два раза на левую клавишу. Эта функция позволяет определить путь станции, на котором производились операции с поездом.
20 Просмотр нормативного графика Для просмотра нормативного графика движения поездов (далее НГДП) в имитационном тренажере возможны следующие способы его отображения: 1. Нормативный график. 2. ГИД на нормативном графике. 3. Нормативный график на ГИД. Для того чтобы выбрать способ отображения нормативного графика, необходимо вызвать окно «Свойства графика» и выбрать вкладку «Отображение» одним из следующих способов: 1. На поле ГИД нажать правую кнопку «мыши» и выбрать команду «Параметры отображения» (рис. 25). Рис. 25. Выбор команды «Параметры отображения». 2. В режиме просмотра ГИД нажать кнопки Ctrl+O. 3. В режиме просмотра ГИД на панели инструментов нажать кнопку «Параметры отображения». В появившемся окне «Свойства графика» (рис. 26) наведите курсор «мыши» на выбранный режим отображения и нажмите левую клавишу. Рис. 26. Окно «Свойства графика», вкладка «Отображение».
21 Ввод номера поезда, длинносоставности, тяжеловесности Для того чтобы с поля ГИД ввести номер поезда, установить при необходимости тяжеловесность, длинносоставность, необходимо на поле ГИД навести курсор «мыши» на нитку поезда и нажать правую кнопку. После этого во вспомогательном меню (рис. 27) выберите команду «Номер и индекс. ». Рис. 27. Выбор команды «Номер и индекс». В появившемся окне введите номер поезда, индекс, при необходимости установите длинносоставность, тяжеловесность, негабаритность Выдача предупреждений и предоставление технологических окон Для того чтобы с поля ГИД установить предупреждение / окно на участок перегона или на весь перегон необходимо: 1. На ГИД курсор «мыши» навести на перегон, на котором будет действовать предупреждение / окно, и нажать правую клавишу. 2. В появившемся вспомогательном меню выбрать команду «Ввод предупреждения / окна» (рис. 28). Рис. 28. Выбор команды «Ввод предупреждения / окна».
22 22 3. В окне «Ввод предупреждения» (рис. 19) ввести необходимые данные о предупреждении либо, поставив галочку в графе «Ввести данные для окна» (рис. 20), установить окно. Отменить действующее предупреждение / окно возможно следующим способом: 1. Навести курсор «мыши» на линию, обозначающую действие ограничения / окна, и нажать правую кнопку; 2. В появившемся вспомогательном меню выбрать команду «Отменить» (рис. 29). Рис. 29. Фрагмент ГИДа при отмене предупреждения на ограничение скорости Выдача предупреждений на поезда Для того чтобы с поля ГИД установить предупреждение на поезд, необходимо: 1. На ГИД курсор «мыши» навести на поезд, на который необходимо выдать предупреждение об ограничении скорости, и нажать правую кнопку. 2. В появившемся вспомогательном меню выбрать команду «Установить» (рис. 30). Рис. 30. Выбор команды «Установить». 3. В окне «Ввод предупреждения на поезд» (рис. 22) установить скорость, которую не должен превышать данный поезд.
Источник