- Прописи для коррекции почерка
- ПИСАТЬ КРАСИВО
- ПОЧЕРК НА ВЫБОР
- НАУЧИТСЯ ПИСАТЬ КАЖДЫЙ
- БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО МАТЕРИАЛА
- ПИСАТЬ КРАСИВО
- ПОЧЕРК НА ВЫБОР
- НАУЧИТСЯ ПИСАТЬ КАЖДЫЙ
- БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО МАТЕРИАЛА
- Прописи для дошкольников
- Прописи для дошкольников – буквы и цифры
- Прописи для детей 5-6 лет
- Прописи для детей 6-7 лет
- Прописи по точкам
- Прописи для школьников
- Прописи для 1 класса
- Прописи для малышей
- Testplay Тренажер для письма с рельефными дорожками — отзыв
- Хотите быстро научить ребенка писать? Тогда вам пригодится ТРЕНАЖЕР для письма. Как пользоваться, когда ждать результат, какие недостатки у тренажера — подробные фото в отзыве.
- Прописи для каллиграфии (скачать и распечатать) + пособия и рекомендации по чистописанию
- Содержание:
- ↑ Указания для учителя о применении прописей при обучении письму в начальной школе
- ↑ Боголюбов Н.Н. Методика чистописания
- ↑ Курс каллиграфии и конторской скорописи
- ↑ Прописи с частой косой линейкой для первоклашек и дошкольников
- ↑ Разлиновка для распечатки и занятия каллиграфией
Прописи для коррекции почерка
ПИСАТЬ КРАСИВО
Искусство красивого письма ценилось во все времена, но в современном мире ровный разборчивый почерк встречается все реже и реже. К счастью, улучшить свой почерк можно в любом возрасте, нужно лишь желание и немного усилий.
ПОЧЕРК НА ВЫБОР
Уникальная возможность выбора почерка. Тренажер содержит адаптированные для самостоятельного изучения рукописные шрифты, подбери себе почерк из нашего каталога!
НАУЧИТСЯ ПИСАТЬ КАЖДЫЙ
Благодаря пошаговой методике, представленной в книге, можно максимально эффективно изменить почерк.
БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО МАТЕРИАЛА
В тренажере вы найдете огромное количество упражнений для освоения строчных и заглавных букв, укрепления мышц кисти руки, а также слитного написания букв в тексте.
ПИСАТЬ КРАСИВО
Искусство красивого письма ценилось во все времена, но в современном мире ровный разборчивый почерк встречается все реже и реже. К счастью, улучшить почерк можно в любом возрасте, нужно лишь желание и немного усилий.
ПОЧЕРК НА ВЫБОР
Уникальная возможность выбора почерка. Тренажер содержит адаптированные для самостоятельного изучения рукописные шрифты, подбери себе почерк из нашего каталога!
НАУЧИТСЯ ПИСАТЬ КАЖДЫЙ
Благодаря пошаговой методике, представленной в книге, можно максимально эффективно изменить свой почерк.
БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО МАТЕРИАЛА
В тренажере вы найдете огромное количество упражнений для освоения строчных и заглавных букв, укрепления мышц кисти руки, а также слитного написания букв в тексте.
Источник
Прописи для дошкольников
Вы можете скачать и распечатать любые из представленных материалов на данной странице. Прописи для дошкольников, малышей и школьников распределены на категории, что значительно упрощает выбор.
Выберите из списка те прописи, по которым вы хотите, чтобы занимался ваш ребенок. Скачайте в удобном для вас формате, либо распечатайте их прямо с нашего сайта.
Выберите прописи по алфавиту
Прописи для дошкольников – буквы и цифры
Всевозможные прописи с прописными буквами и цифрами от 1 до 10 доступны для дошколят. Методический материал позволяет развивать руку, мелкую моторику, тренируют концентрацию и усидчивость во время выполнения заданий. Чтобы развивать логическое мышление у дошкольников, рекомендуется использовать материал, где встречаются цифры.
Прописи для детей 5-6 лет
Развивайте красивый почерк у детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет. Желательно заранее подготовить ребенка к школе, так как именно в этом возрасте они легко обучаемы и способны с легкостью познавать что-то новое. Если не позаботиться об этом заранее, то детям будет тяжело в начальной школе.
Прописи для детей 6-7 лет
Для дошкольников от 6 до 7 лет желательно использовать прописи по математике, так как они смогут не только развивать руку, но и с легкостью запомнят цифры.
Важны вспомогательные пособия и по письму. С их помощью будет легко подготовить ребенка в школе или помочь ему в первом классе. Прописи по письму не только научат выводить элементы букв правильно и под нужным углом, но и будут способствовать тому, чтобы ребенок учился читать уже написанные прописные буквы, что часто вызывает проблему на начальной стадии обучения юного ученика.
Прописи по точкам
Такой вид обучающих материалов сегодня стал особенно популярным. Прописи по точкам рассчитаны для детей 5-6 лет.
Не всегда мышление ребенка в этом возрасте способно усваивать информацию о том, что ему нужно научиться писать и считать по определенным правилам, которые установлены системой образования. Такие стандартные методы могут не восприниматься малышом, поэтому лучше отдать предпочтение обучению в форме игры.
Прописи для школьников
Такие прописи часто запрашивают в школе, чтобы дать те самые азы, которые так необходимы ребенку на начальном уровне обучения. Многие родители принимают решение приобретать дополнительные тетради, чтобы улучшать навыки ребенка дома. В любом случае, такие прописи дают все необходимые базовые знания, которые станут фундаментом в обучении ребенка грамоте и счету.
Прописи для 1 класса
Прописи для первоклассников можно смело назвать основными тетрадками в начальной школе. Задачей ребенка является научиться писать красиво и быстро. Для малыша такое задание кажется непреодолимо сложным. Времени в образовательной программе первого класса на прописи отводят очень мало.
Прописи содержат много картинок, которые делают обучение легче и помогают отвлечь внимание ребенка, когда в этом есть необходимость, от сложной задачи – обучения элементов строчных букв.
Прописи для малышей
Для малышей в возрасте 2-3 лет подойдут прописи, который помогут освоить азы письма и математики. Издания рассчитаны на развитие мелкой моторики детской ручки, подготовки ее к письму. Ребенку в тетрадях 3+ нужно будет научиться проводить линии, штрихи, закрашивать изображения так, чтобы не заходить за его границы.
Младшая группа детей в возрасте 4+ лет уже куда более усидчива и немного лучше воспринимает процесс обучения. Рабочая тетрадь для них содержит разнообразные поучительные, но увлекательные упражнения, которые помогут освоить основные навыки, обучат ребенка правильно писать.
Чтобы будущему ученику было проще писать буквы и цифры, в заданиях даются ориентиры в виде точек, которые помогут соблюдать необходимое расстояние и выводить элементы правильно, под нужным углом.
В 5 лет ребенок уже сможет легко учить буквы и совершенствовать свои навыки письма и счета. Средняя группа прописей уже основана на такой форме занятий, которая поможет вызвать у малыша интерес к учебе. Задания основаны на развитии не только мелкой моторики, но и на координацию движений руки.
В прописях есть упражнения, в которых нужно дополнить узор, дорисовать сказочного героя по контуру, найти буквы в изображении и т.д. Такие педагогические приему всегда интересны детям, поэтому процесс обучения будет проходить легко и не принужденно.
Источник
Testplay Тренажер для письма с рельефными дорожками — отзыв
Хотите быстро научить ребенка писать? Тогда вам пригодится ТРЕНАЖЕР для письма. Как пользоваться, когда ждать результат, какие недостатки у тренажера — подробные фото в отзыве.
Про существование тренажера для письма Testplay я ранее никогда не слышала. Эту штуку я случайно увидела в магазине развивающих игрушек и купила с мыслью о том, что моему ребенку этот тренажер будет не лишним, ведь мы как раз готовим его к школе.
》》》 ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Цена: 400 руб/1 800 тг
(на Озоне, к примеру, такой тренажер стоит 219 р.)
Возраст: 4-9 лет
Язык тренажера: русский
(выпускается на 12 языках)
Место покупки: магазин развивающих игрушек
Тренажер упакован в картонную коробку, на которой подробно расписана вся интересующая родителей информация. Чуть ниже с ней можно будет ознакомиться поближе.
》》》 ЧТО ТАКОЕ ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ПИСЬМА?
Как понятно из названия, это пособие для обучения детей письму. Причем обучение с таким тренажером должно происходить намного быстрее, чем обычным способом (по прописям).
Об этом производитель заявляет так:
Это единственное пособие, которое по сравнению с традиционным подходом
ускоряет овладение письмом в 2,5–3,0 раза!
Да ведь это обычный трафарет, скажете вы!
Да-да, он самый. Но. не совсем обычный.
Тренажер Testplay представляет из себя пластину с выгравированным на ней алфавитом. Пластина двухсторонняя, т.е. буквы нанесены с обеих сторон. Буквы имеются как прописные, так и печатные, кроме того, есть еще цифры, а также отдельные элементы прописных букв.
Пластина небольшого размера, компактная, в пенал, конечно, не поместится, но много места в столе или в рюкзаке не займет. Довольно прочная, выполнена из качественного пластика. Случайно сломаться или треснуть вряд ли сможет.
》》》 КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ? МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ.
Вроде бы трафарет как трафарет, ничего необычного на первый взгляд. Как же он способствует быстрому освоению письму?
Особенность такого трафарета заключается в том, что элементы выдавлены на нем не просто так, а в виде рельефных дорожек, обводя по которым информация воспринимается не только зрительно, но еще тактильным и звуковым методом.
Короче говоря, буквенные дорожки не ровные, а «в точечку». При обведении букв это хорошо ощущается пальцами, ручка подпрыгивает и при этом издается щелкающий звук.
Эффект тренажёра основан на включении в процессе письма дополнительно к зрительному анализатору кинестетического (сенсорного) и слухового (звукового) анализаторов.
Буквы воспринимаются ребенком в виде «считываемых» с рельефной дорожки сенсорных и звуковых сигналов.
Обратная сторона упаковки хорошо все объясняет:
Таким образом, становится понятно, что пользоваться трафаретом Testplay очень просто: ребенку необходимо несколько раз обвести букву по рельефным дорожкам пластины, а затем воспроизвести изучаемую букву в тетради.
》》》 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРЕНАЖЕРА ДЛЯ ПИСЬМА. РЕЗУЛЬТАТ.
Когда сын стал заниматься по тренажеру для письма, ему уже исполнилось 6 лет. До этого он мог свободно писать печатными буквами. Изучение прописных букв находилось у нас как раз в процессе освоения — писал по прописям в садике и дома. Скажу без прикрас — процесс этот давался ребенку сложно. Да и интереса не вызывал, что и неудивительно.
И тут на наше счастье появился у нас этот тренажер Testplay.
Интереса к обучению это особо не прибавило, но ребенку обводить буквы по трафарету стало легче, нежели в прописи. Прописи мы пока отложили.
От методики мы решили не отступать: ребенок обводит несколько раз изучаемую букву на пластине, а затем пробует писать ее самостоятельно в тетради. Если буква не получается — снова обводим на трафарете.
И . что называется, лед тронулся.
Результат от такого письма действительно я увидела и увидела довольно быстро — не знаю точно сколько по времени, может через неделю или чуть больше.
Я не говорю о том, что через неделю почерк сразу стал вдруг ровным и красивым! Не все так сразу. Но после тренажера улучшение почерка действительно стало заметно.
Прописные буквы у сына стали получаться намного лучше — более аккуратные, закругленные и адекватного размера. Ребенок и сам радовался, что буквы у него получаются все лучше и лучше.
Могу показать показать сравнительный результат по нашим многострадальным тетрадкам, после того, как ребенок стал писать вместе с тренажером (разница примерно месяц):
По-моему, результат довольно неплохой.
Так выглядит исписанная пластина:
Кстати, что касается очищения трафарета — производитель рекомендует отмывать его мылом, однако на деле чернила ручки таким образом отмываются долго и не полностью. Я же оттираю пластину просто спиртом. Пластик от спирта совершенно не портится.
》》》ЕСТЬ ЛИ НЕДОСТАТКИ У ТРЕНАЖЕРА ДЛЯ ПИСЬМА?
Несмотря на радость от использования такой пластины-трафарета, я все же смогла обнаружить и недостатки. Посмотрите внимательно на трафарет вблизи:
Прописная буква «к» маленькая: на трафарете их две. Зачем — мне не очень понятно. Та, что первая, она немного странная, да и неудобная, ее так никто не пишет.
Прописная «К» большая: тоже не особо красивая и правильная, на мой взгляд. Но на трафарете есть и более распространенный и привычный вариант этой буквы (вверху пластины)
Прописная буква «з» маленькая: на первый взгляд выбита она нормально. Но, я заметила, что после обведения трафарета, сын как-то странно ее пишет на бумаге. Попросила его еще раз обвести на пластине. Обвел, снова написал на бумаге. Что-то не то.
Остальные буквы нареканий у меня не вызвали — специально попробовала обвести их сама.
Как видите, письмо с таким трафаретом требует обязательного наблюдения и своевременной корректировки, если что вдруг не так.
В целом, такой тренажер для письма Testplay я могу рекомендовать в приобретение для детей дошколят или школьников начальных классов. Действительно помогает быстро освоить письмо, научиться правильно писать буквы, улучшить почерк. Вещь нужная, но. учитывайте и маленькие недочеты. Не забывайте контролировать процесс и помогать маленькому ученику в нелегком для него деле.
Спасибо за внимание!
Источник
Прописи для каллиграфии (скачать и распечатать) + пособия и рекомендации по чистописанию
Категория: | Дети и их воспитание |
---|
| Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 204 094, фото: 12
Содержание:
↑ Указания для учителя о применении прописей при обучении письму в начальной школе
Выработка хорошего почерка у учащихся — одна из основных задач школы при обучении письму.
Для осуществления этой задачи программы рекомендуют строить обучение письму на систематически подобранном материале, доступном возрасту учащихся, соблюдать последовательность в развитии навыков написания букв, входящих в состав слов и путем специальных упражнений устранять индивидуальные отклонения и недостатки, нарушающие четкость и разборчивость письма.
Для занятий чистописанием выделяется из уроков русского языка один урок в шестидневку. В первом классе в первом полугодии эти занятия происходят в связи с занятиями по букварю 3—4 раза в шестидневку в пределах до 10 минут в первой четверти и до 15 минут — во второй. Во втором полугодии I класса и во II классе занятия чистописанием ведутся два раза в шестидневку, для чего выделяется половина урока на каждое занятие из уроков русского языка * .
__________
* Программа начальной школы, изд. 1935 г.
В первом полугодии учащиеся овладевают письмом всех строчных букв: пишут элементы букв и буквы, затем слова и короткие предложения.
Во втором полугодии дети овладевают письмом заглавных букв, упражняясь главным образом в письме имен. Заглавные буквы пишутся простым шрифтом, как и строчные, за исключением Б, Е, В, Д, Р.
Во II классе продолжается и закрепляется работа I класса. Учащиеся учатся писать более ускоренно (сравнительно с первым годом), четко и красиво, по двум линейкам и изучают начертание заглавных букв общепринятым шрифтом. Индивидуальные отклонения и недостатки, нарушающие разборчивость письма, устраняются путем постановки специальных упражнений для отдельных учащихся в виде переписывания целых слов, слогов, букв или их элементов.
Обучение письму чернилами следует начинать в неграмотных классах в конце сентября, а в грамотных — со второй недели пребывания детей в школе. Надо завести каждому ученику перочистку, сделанную из фланелевых или суконных кусочков материи.
В целях воспитания наилучшего отношения ученика к тетради следует выставлять в классе образцы лучших детских работ, чтобы стимулировать учащихся на правильный, красивый, четкий и ровный почерк и на опрятность тетради.
Предлагаемые прописи дают учителю образцы правильного письма, а ученику помогают научиться правильно писать на систематически и целесообразно подобранном материале. Материал для чистописания расположен от легкого к трудному. Начиная с упражнений на букву К, материал дан параллельно обучению грамоте по букварю. Этот материал дает образцы правильного начертания букв, правильного соединения букв в слова и правильной организации странички.
Прописи обслуживают учащихся I и II классов, но они могут быть полезны в целях исправления почерка и для учащихся III и IV классов.
Для первого класса прописи содержат все виды работ по чистописанию соответственно программе, изд. 1935 г.
Для второго класса даются:
а) предварительные упражнения с переходом на более мелкий шрифт;
б) начертание строчных и прописных букв, расположенных в порядке трудности, а также слова с этими буквами;
в) образец урока на заглавные буквы П и Т, раскрывающий систему работы; подобным же образом строятся и другие уроки на ту или иную букву;
г) связный текст на различные способы соединения букв в словах.
Если учитель найдет нужным число упражнений по каждому виду работ увеличить, то это он может сделать на специально -подобранных упражнениях, согласованных как с задачами чистописания, так и правописания.
Каждый урок чистописания строится по следующему плану:
- Постановка цели работы сегодняшнего урока.
Приготовление к письму тетради и ручки.
Проверка уменья держать тетрадь и ручку; наблюдение за правильностью посадки.
Показ учителем на доске слов письменным шрифтом с анализом букв на составные элементы.
Разбор написанного с точки зрения начертания: откуда начать и где кончить, как соединить один штрих с другим, как соединить одну букву с другой и т. д.
Работа с прописями. Учащиеся самостоятельно рассматривают и прочитывают текст прописи, который они будут писать, находят знакомые буквы, выделяют новую букву, сравнивают свое письмо с написанным в прописи. После такой подготовки дети пишут в прописи самостоятельно, а учитель может работать с другим классом, если их у него два.
Учет работы. В процессе работы или по окончании занятий чистописанием учитель просматривает тетради учащихся, указывая общие недочеты и недочеты каждого ученика, исправляя их путем написания образца на классной доске или в тетрадях учащихся.
В деле обучения письму огромную роль играет письмо самого учителя. Показ здесь— лучший способ обучения. Вот почему учителю нужно позаботиться о техническом совершенстве письма на доске и в тетради ученика. Письмо учителя должно быть просто, четко и красиво, с соблюдением нормальных форм букв, без употребления всяких лишних или условных штрихов и излишних украшений (зигзаги, хвостики, росчерки и пр.).
Каждый учитель, прежде чем писать на доске, должен хорошо ознакомиться с текстом и начертанием букв в прописи. Если учитель этого не сделает, может получиться большое расхождение в начертания букв в прописи и в его образце на доске, а тогда и прописи, как наглядное пособие, потеряют свое значение.
↑ Боголюбов Н.Н. Методика чистописания
Уникальное издание. Очень подробно описана методика обучения красивому письму. Сегодня, обычные школьные прописи 1955 года, кажутся каллиграфией. Прописи прилагаются.
↑ Курс каллиграфии и конторской скорописи
Приступая к 5-му изданию Курса каллиграфии и конторской скорописи, книгоиздательство «Круг Самообразования» оставило без изменения общий план издания, сохранив главным образом, простоту и общедоступность изложения. Цель издания — дать возможность каждому в короткое время самостоятельно научиться писать быстро и красиво—оправдалась тем успехом, какой выпал на долю первых четырех изданий «Курса каллиграфии».
Красивый и беглый почерк является неотложной потребностью всякаго грамотнаго человека. Он необходим для учителей, чиновников, конторщиков, банковых служащих, приказчиков, чертежников, артельщиков, торговцев и т. д.—словом, в очень многих занятиях, широко распространенных. Неясный и уродливый почерк очень часто служит причиной материальнаго неустройства тех лиц, которым приходится на службе или в своем деле заниматься корреспондированием.
Нет такого уродливого почерка, которого нельзя было-бы исправить и сделать красивым. Предлагаемая система обучения ведет к исправлению почерка наиболее верным и наиболее коротким путем.
Особое внимание обращено на то, чтобы учащийся относился к делу сознательно т. е., чтобы понимал, для чего делается каждое упражнение, и чтобы видел, что это упражнение действительно необходимо. При самообучении такое сознательное отношение к делу вполне обеспечивает успех в занятиях.
Полный курс каллиграфии и конторской скорописи заключается в шести отделах:
1) Предварительныя упражнения;
2) Каллиграфический почерк;
3) Конторская скоропись;
4) Прямое письмо;
5) Рондо и готик;
6) Изящные шрифты: Батард, Фрактурный, Модно-Славянский.
Для удобства практических занятий, к теоретической части курса прилагается альбом изящно выполненных таблиц, в которых приведены образцы всех букв, цифр и шрифтов.
Возникновение каллиграфии относится к глубокой древности.
На самых древних египетских, вавилонских и ассирийских памятниках встречаются надписи, которые показывают,что искусство воспроизводить письменные знаки уже в те далекие от нас времена было высоко развито. В древнем Китае каллиграфия достигла высокой степени совершенства.
Письменные знаки, употребляемые нами в настоящее время, ведут свое происхождение не от египетских и китайских письмен, а вернее всего от финикийских. Древние греки, повидимо, заимствовали свой алфавит у финикиян и, значительно видоизменив его, передали затем древним римлянам. Здесь он подвергся новым изменениям и вместе с христианством почти в неизменном виде распространился по всей Европе. Только в Германии средневековые монахи придали латинскому шрифту угловатую и кудреватую форму и выработали так называемый готический шрифт. На русский алфавит латинский шрифт оказал также сильное влияние, но часть букв нашего алфавита заимствована из греческого.
Уже в древней Греции, а затем в Риме каллиграфия пользовалась большим почетом и очень высоко ценилась. Книгопечатание в то время еще не было изобретено, и единственным способом составления книг было писание их на пергаменте. Этот способ требовал большого искусства, так как о скорописи тогда еще не знали, и единственным письменным шрифтом был тот самый шрифт, который теперь употребляется в типографиях, т.-е. в те времена писали печатными буквами.
Расцвет каллиграфии относится, однако, к второй половине средних веков, когда особенно быстро стал возрастать спрос на книги. В эту эпоху были созданы удивительные по красоте и изяществу шрифты. Не только почти все так называемые фигурные шрифты (рондо, готик и др.) но и многие из теперешних типографских шрифтов перешли к нам по наследству от средневековых каллиграфов. В последние годы как раз можно было наблюдать в типографском деле возвращение к средневековым шрифтам.
С изобретением книгопечатания каллиграфия теряет свое прежнее значение и на долгие годы останавливается в своем развитии. Окончательно, однако, каллиграфия никогда не была вытеснена, а в последнее десятилетие интерес к ней снова возродился,— и в развитии каллиграфии наступил новый период расцвета еще более пышного, чем в средние века.
Область применения каллиграфии в настоящее время чрезвычайно обширна. Необыкновенное развитие книгопечатания, неслыханный рост газетнаго дела, огромное распространение рекламы, наконец, вывесочное и плакатное дело создали обширный спрос на разнообразнейшие фигурные шрифты. Число таких шрифтов в настоящее время уже очень велико, но каждый день приносит нам в этой области что-нибудь новое. Таким образом, вытесненная сначала изобретением типографских шрифтов, каллиграфия в настоящее время призвана к новой жизни дальнейшим развитием того же типографского дела.
Изобретение книгопечатания совершило огромный переворот в книжном деле и впервые создало возможность широкого распространения грамотности. Одновременно с распространением грамотности явилась потребность в таких письменных знаках, которые по своей форме были бы проще каллиграфических и не требовали для своего воспроизведения ни особого искусства, ни большой затраты времени. Научившись читать, люди захотели также уметь писать, и притом писать легко и быстро. Фигурные каллиграфические шрифты совершенно не годились для этой цели. Необходимо было выработать скорописный шрифт, которому не трудно было бы обучиться, необходимо было значительно упростить прежние каллиграфические шрифты. Это и было сделано, но не сразу, а постепенно.
Старинная скоропись очень сильно отличается от теперешней скорописи. В прежнее время не торопились жить и не торопились писать. Поэтому в старинной скорописи мы встречаем чрезвычайное обилие разнообразных завитков, украшений и росчерков, которые крайне затрудняли и замедляли писание. Наше деловое время совершенно отбросило все эти каллиграфические хитрости и тонкости и выработало простую экономную скоропись. Прежняя же скоропись превратилась в наше время в так называемый каллиграфический (министерский) шрифт, который стоит на границе между действительно каллиграфическими (фигурными) шрифтами и скорописью.
Введение всеобщего обучения в Европе в значительной степени содействовало упрощению скорописи. В последние 20 лет педагоги посвятили немало сил этому вопросу и не только ввели в скорописный шрифт упрощения, но и выработали метод обучения письму, который в наиболее короткое время дает наиболее верные результаты. Вслед за педагогами, вопросом о выработке почерков занялись крупные ученые, которые с физиологической и психологической точки зрения подвергли изучению вопрос о движениях, совершаемых при писании. Посредством многочисленных опытов были изучены движения пальцев, кисти, предплечья, плечевого сустава и всей руки (исследование Джедда, Гольдшейдера и Крепелина) и определена скорость писательных движений у больных и здоровых людей; время затрачиваемое на каждую букву алфавита (исследования Гросса и Диля), и влияние алкоголя на писательные движения (исследования Мейера). Наконец, был произведен целый ряд наблюдений над зависимостью угла наклона букв к линейке от длины пальцев и руки а также от угла, образуемого тетрадью с краем стола (исследования Маркса Лобзена).
Опыты эти и исследования еще далеко не закончены. Среди педагогов, например, нет единогласия по вопросам, связанным с обучением письму: одни стоят за прямой шрифт, другие отстаивают наклонный. Наконец, есть серьезные исследователи, которые предлагают некоторые видоизменения современного скорописного шрифта (напр., перенесение нажима, изменение формы закругления). Среди таких педагогов отметим Георга Ланга, написавшего большое исследование о современной скорописи. В общем целом, работы педагогов за последния 20 лет устранили из обучения письму немало предрассудков и ошибок и открыли новые пути обучения письму.
При составлении настоящего «Курса каллиграфии и конторской скорописи» мы руководились стремлением объединить в одно целое все более или менее прочно установленные выводы современной научной педагогики.
При писании совершается целый ряд движений,— пальцами, кистью руки предплечьем и всей рукой. Главное требование, которому должна удовлетворять всякая система обучения письму, заключается поэтому, в том, чтобы она приучала учащегося к свободным и твердым писательным движениям, т. е. к таким движениям, которые при наименьшем усилии или напряжения мускулов давали наибольший результат. Свободные и уверенные движения представляют основу каллиграфии и скорописи. Почерк не может быть свободным и красивым, если он не опирается на свободные движения. Поэтому развитие свободных писательных движений должно составлять главную цель всякой системы обучения письму.
С этой точки зрения спор о прямом и наклонном письме имеет второстепенное значение. Ни прямой, ни наклонный почерк не противоречат свободе писательных движений. Трудно даже сказать, при каком почерке свобода движений больше. Поэтому и прямое и наклонное письмо одинаково пригодны. Нельзя, сказать того же о почерке, наклоненном влево (а не вправо, как обыкновенно). Такой наклон самым решительным образом противоречит свободе писательных движений, так ,как буквы, наклоненные влево, можно писать, лишь неестественно выгнув правую руку и поставив ручку не вдоль бумаги, как обыкновенно, а поперек. Поэтому-то такой вымученный почерк производит крайне неприятное, отталкивающее впечатление.
К вопросу о прямом и наклонном письме мы еще будем иметь случай вернуться в отделе, посвященном прямому письму, — и там мы разовьем свои взгляды полнее.
Для того, чтобы научиться писать, нужно научиться свободных писательных движениях.
Обучение письму есть или точнее должно быть обучением свободным писательным движениям.
В этом-то и заключается основа нашей системы.
Поэтому-то в ней такое видное место уделено целому ряду упражнений, цель которых заключается в развитии свободы писательных движений. Учащийся должен с полным сознанием отнестись к этим упражнениям, понять их цель и вдуматься в самую систему. Он должен твердо, ясно и неуклонно помнить, что без свободы писательных движений ему никогда не удастся добиться свободного и правильного почерка. А эта свобода может быть достигнута только путем строгого выполнения предлагаемых нами упражнений. Поэтому-то мы самым подробным образом разбираем каждое упражнение и стремимся к тому, чтобы, приступая к нему, учащийся совершенно ясно понимал, для какой цели дано это упражнение и какие движения оно развивает.
Курс наш рассчитан не только на тех лиц, которые еще не умеют писать и лишь начинают учиться, но в одинаковой степени и на тех, кто уже учился писать, но обладает плохим, испорченным почерком и желает исправить его. И для тех, и для других наши упражнения одинаково важны: причиной дурного почерка всегда бывают несвободные, неправильные, связанные или же неуравновешенные движения. Наши упражнения дают возможность отучиться от таких неправильных и несвободных движений.
Учащимся важно также помнить, что, не работая, ничего нельзя добиться. Приобрести красивый, беглый почерк каким-нибудь чудом невозможно: для этого нужно поработать. А работать — значит аккуратно выполнять все упражнения и не торопиться вперед. В течение всего курса мы неустанно будем повторять : не торопитесь вперед, в противном случае вам придется вернуться назад. Помните, что особенно в каллиграфии и скорописи нужно придерживаться золотого правила: тише едешь, дальше будешь. Идите дальше лишь тогда, когда прочно усвоите старое: чем меньше вы будете торопиться вперед, тем скорее и успешнее доберетесь до конца.
Мы почли необходимым не только привести образцы упражнений в нашем курсе, но и выделить их в особый альбом. При чтении курса постоянное заглядывание в альбом было бы обременительно. Поэтому мы ввели образцы наших упражнений в текст. С другой стороны, пользоваться образцами, помещенными в тексте, при писании упражнений также было бы неудобно: книга легко треплется, да и ставить ее на стол неудобно. Гораздо большие удобства в этом случае представляет таблица, которую удобно поставить против себя на столе и на которой нет ничего, кроме необходимых в данный момент упражнений.
↑ Прописи с частой косой линейкой для первоклашек и дошкольников
Прописи старого образца по русскому, украинскому и белорусскому языкам (узкая линейка, на каждую букву).
Но довольно предисловий! На этой странице выложены прописи по русскому языку для «первого класса», которые я изготовил в полном соответствии со своими понятиями о том, какими им надлежит быть.
Во-первых, я вернулся к частой косой линейке, которая так облегчала жизнь первоклашкам в пору моего детства.
Во-вторых, образец буквы повторяется несколько раз на строке. После каждого образца следует пробел, куда ребенок вписывает свою букву. Это нужно для того, чтобы в поле зрения ребенка всегда находился именно образец, а не его же собственная корявая буква, написанная минутой раньше.
В-третьих, пространство, отведенное ребенку для тренировки, никак не ограничено. Даже если ему не хватило листа для того, чтобы научиться писать какую-либо букву, точно такой же лист всегда можно распечатать заново. А значит, появляется возможность сформулировать задание для ребенка таким образом, что работать халтурно и наспех не будет иметь никакого смысла. Не «испиши столько-то строк», а «напиши столько-то красивых букв».
Впрочем, не хочу утомлять читателя пространными комментариями и методическими указаниями. Сами прописи расскажут о себе красноречивее меня.
Файлы для скачивания:
- Чистый лист с линовкой;
Пример страницы (для быстрого ознакомления);
Образцы написания букв (алфавит);
Содержание и указатель;
Прописи (палочки, крючочки и русские буквы, 73 страницы);
Каждый день желаю здоровья автору когда занимаюсь письмом с дочкой -первоклассницей! Кончились слезы,истерики и нервотрепка! Посадить заниматься теперь не проблема, у ребенка все получается и это прибавляет энтузиазма.Когда отработаем букву в этих прописях-в школьной уже пишет все правильно и красиво.(по прописям программы Гармония писать научиться нереально).Еще раз большое спасибо. Теперь всем знакомым рекомендую.
Огромное спасибо за Ваш сайт! Я нашла то,что долго искала-мои родные детские прописи, которые позволили мне иметь хороший почерк. Не могу видеть спокойно почерк своей дочери, она учится в 5 классе. Разрушена целостная система обучения детей, которая оттачивалась десятилетиями, взамен созданы программы-уроды, и это,к сожалению касается не только чистописания.
Подскажите, пожалуйста, а в каком количестве Вы рекомендуете распечатывать каждый лист? Достаточно ли в одном экземпляре? Я имею в виду, что некоторые буквы (элементы) не очень получаются, следует ли переходить к другим или стоит отрабатывать написание буквы до получения удовлетворительного результата?
Тренироваться писать каждый элемент, каждую букву надо до тех пор, пока не будет получаться более или менее прилично (хотя перфекционизм тоже не к чему). Эти прописи, на мой взгляд, тем и хороши, что всякую страницу можно распечатать любое число раз — столько, сколько нужно. По моему опыту, больше всего экземпляров требуется для самых первых страниц — с палочками и крючочками. Еще одно любопытное наблюдение: даже если ребенок научился идеально выводить «базовый» крючок, это еще совсем не значит, что у него сразу начнет хорошо получаться буква «и», которая состоит из двух таких одинаковых крючков.
Вы рекомендуете для прописей особую ручку (её мы нашли и купили) и ламинированную бумагу, а вот её мы найти в продаже не можем. Подскажите, пожалуйста, какую-нибудь самую распространённую марку такой бумаги, возможно, я что-то не так поняла.
Леонид Некин
Я не то, чтобы что-то рекомендую, а рассказываю о своих собственных предпочтениях, которые у Вас могут оказаться другими — с учетом Вашей конкретной ситуации, о которой мне ничего неизвестно. Я как-то упомянул, что мне нравится капиллярная ручка «Stabilo point 88». Что же касается бумаги, то я использую обычную бумагу для струйных и лазерных принтеров плотностью 80 грамм на квадратный метр, распечатывая на ней файлы прописей. У малышей, которые только начинают учиться писать, капиллярная ручка может на этой бумаге немного расплываться, потому что малыши выводят буквы очень медленно и часто давят изо всех сил. На мой взгляд, это не является недостатком такой бумаги. Наоборот — у ребенка появляется дополнительная обратная связь, благодаря которой он быстрее учится писать правильно — так, чтобы капиллярные чернила не расплывались. Ламинированную бумагу я никогда не пробовал — я думаю, что она не нужна, хотя, наверное, чернила не будут на ней расплываться даже у маленького ребенка.
Но возник вопрос по написанию маленькой буквы г. Неужели она пишется именно так? Мне всегда казалось что она просто вписывается в одну наклонную клетку, а у Вас вписана в две.
Леонид Некин
Может быть, Вы и правы насчет одной клетки. Но согласно идее, которая заложена в основу прописей, буква «г» — это не просто буква «г», но еще и базовый элемент, который встречается в написании букв «п», «р» и «т» и сам, в свою очередь, базируется на букве-крючочке «i».
Забавное открытие! На экране просто пропуски для написания букв, а на распечатке страницы тонкие контурные буковки для их последующего обведения. Очень приятно и полезно, спасибо Вам за заботу!!
Леонид. Спасибо большое за Ваш сайт, надеюсь, что мне очень помогут ваши прописи исправить почерк. Я распечатала чистый лист и попробовала написать алфавит, это просто супер, никогда такие красивые буквы не получались, в тетрадки просто в линейку (как сейчас продают), в такой разлиновке, всё просто и понятно, как вести ручку. Прочитала Вашу статью про ручки, купила себе по Вашим рекомендациям, теперь буду стараться. Может показаться странным, что я взрослая девушка, пишу прописи, но мне очень срочно нужно исправить почерк. В детстве мне его не поставили, мучаюсь до сих пор. Я специалист с красным дипломом, прочитала не одну научную статью про постановку почерка в начальной школе. Но Ваши прописи внесли самый большой вклад. Спасибо большое!
я не смог понять как из ваших прописей сделать тетрадь.
В частности если рассматривать полную пропись (где 73 листа), у Вас каждый лист разделен красной линией, я так понимаю это линия сгиба, а сгибая по ней сделать нормальную тетрадь не получается. Также если просто прошить все листы по левой стороне то не очень смотриться красная линия по центру. Может быть у Вас есть вариант где правая и левая часть разнесены на отдельные листы, или файл без красной полосы по центру.
Леонид Некин
Я совсем не предполагал, что из этих листов будут делать тетрадь. Для начала, нет более верного способа испугать ребенка, как предъявить ему сразу весь объем предстоящей работы. Далее, вовсе не факт, что ребенку понадобится ровно один экземпляр каждого листа. По моему опыту, для того чтобы научиться писать более или менее прилично самые первые палочки и крючочки, требуется по нескольку листов. И вообще, весь смысл этих прописей состоит в том, что листы допечатываются по мере надобности. Наконец, писать на одном листочке просто удобнее, чем в толстой тетради (из 73 листов). Красная линия посередине проведена для того, чтобы строчки не казались слишком длинными, а не для того, чтобы по ней сгибать. Хотя, пожалуй, можно и согнуть, но не в ту сторону, чтобы получалась тетрадь, а в другую — чтобы получился как бы один маленький двусторонний лист.
Все 4 файла распечатываются неправильно.
Леонид Некин
Тогда проблема, похоже, в Вашем принтере (возможно, ошибка в программе, его обслуживающей). Вы можете попробовать перед тем, как печатать, зайти из окошка печати в «свойства принтера» и что-нибудь там поменять, например, изменить качество печати на самое лучшее из всех возможных (может быть, сейчас у Вас выбран вариант «Черновик»?). В «расширенных свойствах» (доступных из окошка печати Adobe Reader) можно попробовать выбрать «печать как картинку». Если это ошибка программирования, то может помочь даже небольшое изменение масштаба (например, 99% или 101%). В порядке эксперимента, можно также попробовать изменить ориентацию бумаги с портретной на альбомную.
Если ничто это не поможет, остается радикальное средство — конвертировать PDF-файл в какой-нибудь растровый формат, например, TIFF или BMP (только не JPG, так как этот формат «теряет» качество).
Елена
Принтер Canon. С качеством печати в свойствах принтера я уже экспериментировала — толку мало. Мне помогло изменение масштаба и изменение ориентации бумаги на альбомную, как Вы мне подсказали. ( сама бы точно не догадалась). Я изменила сразу две настройки ( вполне возможно, достаточно было бы настроить что-то одно). Качеством печати очень довольна. СПАСИБО ВАМ .
на экране все отлично, но при печати косые линии отсутствуют. Распечатывала на лазерном принтере.
проблема, как оказалось, в цвете. При цветной печати все отлично(!), при черно-белой печати косые линии практически не видны(еле заметны).
В готовых «Прописях для начинающих» очень плохо пропечатываются фоновые линии,- и косые, и горизонтальные.
(Никакой «экономии тонера» и выставлено «Наилучшее качество печати» ).
Леонид Некин
Судя по тому, что Вы упомянули про тонер, речь идет о черно-белом лазерном принтере. Он передает голубую линию серым цветом, точнее отдельными черными точками на белом фоне. В толщину линии попадает не слишком много таких точек, отчего линия видна очень плохо. Пока мне пришло в голову вот что. У всякого (особенно черно-белого) принтера где-то в установках должна быть предусмотрена возможность отображать любой цвет (в том числе голубой) чисто черным. Если этой возможностью воспользоваться, то проблема будет решена.
http://nekin.info/e24.htm это лучший сайт по правописанию!
↑ Разлиновка для распечатки и занятия каллиграфией
Наш товарищ Игорь Ильин из Ленинграда прислал разлиновки для занятий каллиграфией и чистописанием.
Для работы с прописью был сгенерирован pdf файл, который позволяет печатать разные типы разлиновки. Пропись, как известно, используется как образец, а писать можно на листах А4 с распечатанной разлиновкой. 5 типов разлиновки — 5 уровней сложности.
Источник