- Международный журнал
- гуманитарных и естественных наук
- Восточные оздоровительные системы
- Роль восточных оздоровительных систем в формировании здорового образа жизни, их характеристика. Отличия системы йогов от обычных физических упражнений. Сущность индийской аюрведы с точки зрения медицины. Анализ аспектов физической реакции по Джумаеву.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Подобные документы
Международный журнал
гуманитарных и естественных наук
Сбитнева О. А. Современные и традиционные системы физических упражнений как средство оздоровительной направленности студентов в процессе образовательной деятельности / О. А. Сбитнева. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – 4. – С. 65-68.
С ОВРЕМЕННЫЕ И ТРАДИЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В
ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
О.А. Сбитнева , старший преподаватель
Перм ский государственный аграрно- т ехнологический университет име ни академика Д.Н. Прянишникова
( Росси я, г . Пермь)
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы здоровья студентов. Материалы статьи отображают значимость современных и традиционных оздоровительных систем. Рассмотрено влияние физической активности на учебный процесс. Обсуждаются пробл е мы пассивного образа жизни студентов. Приведен краткий обзор пользы йоги в разных в и дах спорта.
Ключевые слова: физическая активность, здоровье, физические нагрузки, современные и традиционные оздоровительные системы, образ жизни.
Проблема здоровья никогда не теряла своей актуальности . В наше время пробл е мы здоровья остаются самыми значимыми, тревожащими современный мир. Ухудш е ние здоровья зависит от целого ряда факт о ров , в том числе недостаток двигательной активности. В ажно последовательно фо р мировать здоровье на протяжении всего п е риода обучения. Поступив в ВУЗ, студенты сталкивается со многими проблемами: н ер е гулярное и неправильное питание, недос ы пание , недостаточная физическая акти в ность , д лительное пребывание в душных помещениях , п риобретение вредных прив ы чек (курение, алкоголь и др.) , п остоянные стрессы , б ольшая умственная, физическая нагрузка , н апряжение зрения. У словия и режим обучения, приобретение знаний, умений, навыков, достижение уровня физ и ческой подготовленности, гарантирует о х рану и укрепление здоровья студентов. Зд о ровье является потребностью жизнеде я тельности. Успешность усвоения знаний, творческая самоотдача, психологический комфорт, самосовершенствование, во мн о гом зависят от здоровья студентов. Здоровье играет большую роль в образовательном процессе, его отсутствие ведет к снижению умственной, физической работоспособн о сти. Адаптироваться к новым условиям жизни, обучения, труда , возможно собл ю дая ЗОЖ, направленный на укрепление здоровья и профилактику заболеваний. В е дя здоровый образ жизни, необходимо пр и держиваться некоторых правил: абсолю т ный отказ от пагубных привычек, ежедне в ное умеренное здоровое питание, систем а тическая двигательная активность, полн о ценный сон, гигиена (личная и обществе н ная), непрерывный контроль над эмоциями, интеллектуальное развитие, духовное и с о циальное самочувствие. Неотъемлемой ч а стью становления всесторонне развитых студентов, будущих специалистов, является фи зическое и психическое здоровье. Пр о цессы восприятия, внимания, мышления, памяти имеют большое значение в подг о товленности студентов к деятельности. Учебная деятельность ориентирована на умственный труд. Основная нагрузка пр и ходится на ЦНС, ее высший отдел головной мозг. Длительное пребывание в «сидячей» позе отрицательно воздействует на орг а низм. В современном обществе первое м е сто занимают « сидячие » работы . «Сидячий» образ жизни является фактором риска мн о гих заболеваний опорно-двигательного а п парата, сердечно — сосудистой , лимфатич е ской , нервной, пищеварительной, дыхател ь ной, иммунной систем. В студенческие г о ды организм молодых людей подвержен большому риску разви тия хронических з а болеваний. Одним из сп особов поддерж а ния здоровья, являю тся физические нагру з ки, оздоровительная физическая культура. Появляется необходимость в комплексах различных физических и психических у п ражнений , современных и традиционных оздоровительных систем.
Оздоровительные системы — это системы обеспечивающие формирование здоровья человека на основе практических методик, которые подразделяются на современные и традиционные. Современные оздоровител ь ные системы формиру ются в странах мол о дой культуры, позволяют обеспечить фо р мирование здоровья на основе системного подхода. Это шейпинг, аэробика, стре т чинг , пилатес , ритмическая гимнастика, калланетика . Шейпинг – это комплекс ри т мических упражнений и здорового питания, направленные на коррекцию фигуры и п о вышения тонуса мышц. Аэробика – это ра з новидность физической тренировки, когда специальные движения выполняются под ритмичную музыку, которая помогает сл е дить за ритмом выполнения упражнений. Улучшает деятельность дыхательной, се р дечно- сосудистой , нервной систем. Укре п ляется костная система. Наиболее популя р ными видами аэробики являются степ-аэробика и аква-аэробика . Стэп-аэробика это танцевальная аэробика, которая пров о дится на специальных платформах, наз ы ваемых «степами». Аква-аэробика – это у п ражнения, выполняемые в воде. Стретчинг – это спортивная гимнастика, подвид фитн е са, представляющий собой комплекс у п ражнений способствующих растяжке мышц и связок тела. Используется в качестве ра з минки, профилактики (гипокинезии, осте о пароза ) и лечению различны заболеваний. Положительно влияет на центральную и п е риферическую нервную систему. Активиз и руются обменные процессы. Пилатес – это комплекс статических упражнений, напра в ленных на развитие гибкости и подвижн о сти в сочетании с правильным дыханием и поддержанием тела в равновесии. Основная задача пилатеса заключается во взаимоде й ствии всех мышечных групп, связок и с у хожилий. Это способствует укреплению мышечной ткани организма, увеличению эластичности связок, поднятию настроения и морального состояния. Оказывает благ о творное действие на иммунную, лимфат и ческую, сердечно – сосудистую систему. Ритмическая гимнастика – разновидность оздоровительной гимнастики. Важным эл е ментом ритмической гимнастики является музыкальное сопровождение. Занятия ри т мической гимнастикой улучша ют работу сердечно-сосудистой , дыхательной систем, укрепляю т мышцы, восстанавливают коо р динац ию движений, исправляют осанку. В ырабатывается выносливость, силовые к а чества, улучшается подвижность суставов. В ритмическую гимнастику можно вкл ю чать следующие движения: движения о т дельными частями тела, сгибания и разг и бания, повороты и вращения с большим и маленьким напряжением, махи ногами и р у ками; ходьба, бег, подскоки, прыжки; эл е менты художественной гимнастики , танц е вально-хореографические . Калланетика – это комп лекс гимнастических упражнений. Это система комплексных статических у п ражнений, направленных на сокращение и растяжение мышц. Способствует коррекции фигуры. Традиционные системы родом из стран с непрерывн ой и старейшей культ у рой — Индии и Китая. Это йо га, ушу и цигун в их основе лежа т гимна стические компле к сы, дыхательная гимнастика , элементы пс и хофизического тренинга, изобразительного искусства, философской системы и опред е ленных взглядов на жизнь. Йога и спольз о валась для единения человека с божеством. Занятия приводят к полной гармонии тела, души и психики . Есть несколько путей до с тижения , на и х основе йога имеет нескол ь ко направлений. Регулярная практика ра з личных поз йоги, а также дыхательных у п ражнений помогает укрепить мышцы, ра з вить качественно новую силу, а также улучшить мышечную эластичность и массу. Йога является незаменимым помощником многих спортсменов. Средства йоги спосо б ствует оздоровлению организма, укрепл е нию координации движений, развитие пс и хоэмоциональной устойчивости у карат э ков . Восстановление и повышение спорти в ной работоспособности с применением средств йоги. Комплексы упражнений с применением йоги направлены на корре к тировку дисбаланса опорно – двигательного аппарата, разогрев, концентрацию, устойч и вость психоэмоционального состояния, б ы стрые восстановительные процессы. Йогу включают для развития гибкости суставов, связок, мышц волейболисты. Отмечается положительное воздействие на отделы п о звоночника, как средство борьбы со стре с сом, эмоциональным перевозбуждением. Польза йоги для силовых видов спорта (пауэрлифтинг, гиревой спорт, тяжелая а т летика, бодибилдинг) становится очеви д ной. Постановка правильного дыхания спортсменов; концентрация внимания на выполняемом действии; гибкость суставов, позвоночника; профилактика травматизма являются неотъемлемыми факторами пр и менения йоги в тренировочном процессе тяжелоатлетов. Средства йоги дают во з можность разогреть мышцы и поддерживать их в хорошей форме у легкоатлетов. У п ражнения йоги положительно влияют на формирование правильной осанки и пов ы шение подвижности суставов и позвоно ч ника. Стимулируют нервную, сердечно – сосудистую, эндокринную, дыхательную систему. Применяя упражнения йоги, спортсмен контролирует свое тело, дых а ние; концентрируется на выполнении дв и жений, двигательной деятельности. Йога полезна и для баскетболистов. Помогает предотвратить ряд травм; повысить по д вижность суставов; укрепить мышцы; улучшить баланс тела, способствующий лучшему контролю движений тела, его п о ложения в пространстве. Ушу – совоку п ность боевых искусств , объединяющи х множество стилей. Ушу строится на при н ципах управления внутренней энергии, к о торые развиваются с помощью психофиз и ческой тренировок, позволяющие активиз и ровать скрытые возможности органи з ма. Упражнения развивают координацию, быстроту двигательной реакции, гибкость, подвижность в суставах, выносливость. Ц и гун и спользуется с оздоровительной, тер а певтической цел ью . Упражнения просты в выполнении, отсутствует ограничение по состоянию здоровья. Основой упражнений является дыхательная гимнастика . Систему упражнений Цигун назначают при язвах, гастрите, гипертонии и т.д. Применение о з доровительных систем ведет к полной га р монии души и тела. С помощью этих си с тем функционирование внутренних органов нормализуется, укрепляются все основные системы организма, улучшается эмоци о нальное состояние, повышается концентр а ция внимания, уверенность в собственных силах. Физическая акти вность, оздоров и тельная физическая культура являются зн а чимыми для функциональной жизнеде я тельности организма на протяжении всей жизни. Укрепление, сохранение здоровья является возможным при применении с о временных, традиционных оздоровител ь ных систем. Регулярная физическая де я тельность способна приостановить возра с тные изменения физиологических функций. Физическая культура и спорт занимает ва ж ное место в учебе, работе, отдыхе.
Б иблиографический список
- Алексеев, С.В. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности: Монография / С.В. Алексеев, Р.Г. Гостев, Ю.Ф. Курамшин. — М.: Теор. и практ. физ. культ., 2013. – 780 c.
- Бароненко , В.А . Здоровье и физическая культура студента: Учебное пособие / В.А. Бароненко. — М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2012. — 336 c.
- Барчуков, И.С. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник. / И.С. Барчуков и др. — М.: Советский спорт, 2013. — 431 c.
- Виленский , М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: Учебное пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. — М.: КноРус, 2013. — 240 c.
- Дианов , Д.В. Физическая культура. Педагогические основы ценностного отношения к здоровью / Д.В. Дианов, Е.А. Радугина, Е Степанян. — М.: КноРус, 2012. — 184 c.
- Кобяков, Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни: Учебное пособие / Ю.П. Кобяков. — Рн/Д: Феникс, 2012. — 252 c.
MODERN AND TRADITIONAL SYSTEMS OF PHYSICAL EXERCISE AS A MEANS OF IMPROVING ORIENTATION OF STUDENTS IN EDUCATIONAL ACTIVITIES
O.A. Sbitneva , senior lecturer
Perm state agrarian and technological university named after Academician D.N. Pryanishnikov
Abstract. The article deals with the problems of students ‘ health. The materials of the article r e flect the importance of modern and traditional health systems. The influence of physical activity on the educational process is considered. The problems of students ‘ passive lifestyle are discussed. A brief overview of the benefits of yoga in different sports is given.
Keywords: physical activity, health, exercise, modern and traditional health systems, a way of life.
Источник
Восточные оздоровительные системы
Роль восточных оздоровительных систем в формировании здорового образа жизни, их характеристика. Отличия системы йогов от обычных физических упражнений. Сущность индийской аюрведы с точки зрения медицины. Анализ аспектов физической реакции по Джумаеву.
Рубрика | Спорт и туризм |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 22.01.2011 |
Размер файла | 23,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Синтезируя точки зрения множества литературных источников религиозного и этического характера, можно сказать, что духовность находит свое выражение в естественном стремлении личности к Истине, Добру, Общему Благу, Красоте (главным образом, красоте мыслей побуждении й поступков), Совершенству, Справедливости, в стремлении и желании любить и понимать всех людей, помогать им, с любовью и уважением относиться к Природе.
1. Роль восточных оздоровительных систем в формировании здорового образа жизни, их характеристика
Восточные оздоровительные системы — это целостные .комплексные направления социокультуры Востока, сочетающие функции оздоровления, лечения, образования и тренировки, воздействующие не только на отдельные органы и системы, но и на весь организм человека в целом, на его духовное, нравственное и физическое здоровье, это наука о духовном и физическом совершенствовании человека.
Основной особенностью восточных оздоровительных систем является отношение к проблеме Высшего «Я», которое объединяет воедино все стороны и формы проявления бытия во всех философско-мировоззренческих учениях -это соединение с Абсолютом, познание себя как части Абсолюта и контроль своего психофизического состояния, которые являются методологической основой восточных оздоровительных систем — даосизма, буддизма, индуизма, конфуцианства.
Такой подход обусловил многие специфические особенности как теоретико-методологических, так и практических основ применения восточных оздоровительных систем. Очень важной, в теоретическом и практическом плане, чертой восточных оздоровительных систем является, например, неразрывность союза самосознания занимающегося в состоянии медитации — как статической (сидячая медитация), так и динамической, т.е. при выполнении упражнений, с высшим Сознанием.
Различие теоретико-методологических подходов Востока и Запада к проблеме психофизического совершенствования человека, на наш взгляд, отражено в таблице 2, предложенной С.В. Калмыковым [118].
Восточные оздоровительные системы включают в себя: медитативные практики; восточные оздоровительные гимнастики, восточную медицину; восточные единоборства.
Главной особенностью восточных оздоровительных систем является использование различных медитативных практик в арсенале своих средств. Медитативные практики Востока — это специальные методики, применяющиеся в различных сферах восточной культуры и искусства и предназначенные для расширения умственно-психических возможностей человека, достижения озарения и прозрения в результате длительного размышления в состоянии углубленной сосредоточенности психики и ума.
2. Оздоровительные системы йоги
оздоровительный аюрведа йог упражнение
Йога — учение о путях и способах контроля физического тела, психики и ума, признающее существование в человеке неосознанных сил и возможностей управления ими через определенную систему физических и духовных упражнений [121].
Характерные отличия системы йогов от обычных физических упражнений состоят в том, что почти все физические упражнения связаны с быстрыми и энергичными движениями, а упражнения йоги включают в себя преимущественно плавные движения или статические позы, которые выполняются с полной концентрацией внимания и сопровождаются полным расслаблением мышц и нервной системы. После занятий физическими упражнениями по западным методикам человек испытывает утомление, а упражнения йогов, если их выполнять правильно, не оставляют никаких неприятных ощущений.
В зависимости от философских и религиозных направлений — на даосскую, буддийскую, тантрическую, индуистскую или ведическую.
По способу постижения «Я» и Истины или Нирваны — на низшую (Карма йога, Мантра йога, Хатха йога, где основное внимание в практике уделяется 1-4 ступени, объектом выступают принципы Яма и Нияма, или телесные аспекты , и высшую (Раджа йога, Бхакти йога, Кундалини йога, Сахаджа йога и т.п.), где постижение Истины происходит через контроль эмоций, мыслей, концентрацию внимания и углубленную медитацию.
По времени образования — на классическую (Хатха йога, Бхакти йога, Кундалини йога, Раджа йога и др.), возникнувшую до XX пека н.э., и неоклассическую (Интегральная йога, Пурна йога, Агни йога, Сахаджа йога, трансцедентальная и др.), появившуюся в XX веке.
Классический йогический путь оздоровления и духовного совершенствования тгоедполагает восемь ступеней (Патанджали):
1. Яма (общие нравственные требования).
2. Нияма (дисциплина).
4. Пранаяма (управление дыханием).
5. Пратьяхара — выключение чувств, введение чувств под контроль бодрствующего сознания, не связывание мыслей с внешним миром.
6. Дхарана (концентрация).
7. Дхьяна — медитация, длительное размышление о предметах, явлениях или истине.
8. Самадхи — созерцание, экстаз, озарение, постижение, просветление. Восточные оздоровительные гимнастики.
Гимнастика цигун является важным элементом восточной народной медицины и рассматривается как одно из главных средств для поддержания и укрепления здоровья в пожилом возрасте, а также лечения многих болезней [147,156,236]. Цигун — обобщающее название созданных в Китае систем закалки и совершенствования возможностей укрепления психики и тела, лечения и укрепления здоровья посредством дыхательных упражнений, направленных на стимуляцию жизненной энергии. Гимнастика цигун состоит из двух взаимосвязанных и одновременно протекающих компонентов: физического — дыхательных упражнений — и психологического — медитативных упражнений. Физический компонент можно, в свою очередь, разделить на два взаимосвязанных процесса: контроль за дыханием, контроль за положением тела, а психологический компонент несет в себе контроль за сознанием.
Эти три формы являются общими для многих видов упражнений, применяемых в цигун: а) расслабляющие упражнения, б) восстановительные упражнения, в) медитативные упражнения.
С помощью цигун можно добиться понижения возбудимости нервных процессов, в частности, двигательного анализатора, а часто и общего тормозящего влияния на нервную деятельность, общего успокоения «й отвлечения человека, стабилизации психоэмоционального состояния [124].
Цигун помогает восстановить жизненные силы, выработать иммунитет к различным заболеваниям и ликвидировать некоторые функциональные сбои организма, помогает накапливать энергию.
ЦИ-регулирование дыхания. Это — первый подход цигуна Отправная точка занятий цигуном — изучение дыхания. Дыхательные упражнения просты, могут выполняться практически любым человеком, практически везде и практически в любое время. Существуют, по сути дела, только два базовых упражнения, известных как брюшное и обратное дыхание, которые составляют основу множества других упражнений Большая часть подвижного цигуна изучается в комбинации движения и дыхания. Многие умственные упражнения используют сосредоточение и дыхательную технику.
Второй подход — ЦЗИН: регулирование тела. Овладев базовой техникой дыхания, человеку необходимо научиться использовать дыхательные упражнения для регулирования тела. Одной из основных задач цигуна является контроль тока ЦИ по энергетическим каналам. Внутри человеческого организма есть места, в которых энергия движется неравномерно, могут ощущаться болезненные места в шее, плечах, спине, ногах. Болезненные места указывают на блокировки в энергетических центрах и каналах. * ШЭНЬ: регулирование сознания — третий подход цигуна. Регулирование сознания требует от человека, прежде всего, успокоения ума, успокоения эмоций. Кроме того, упражнения, направленные на регулирование сознания, развивают в человеке способность использовать сознание для направления потока своей энергии — ЦИ.
У-ШУ является традиционным китайским видом спорта. У-ШУ как система упражнений возникла из потребности в подготовке к труду и ведению военного дела. Прикладность У-ШУ сочеталась с философской основой, определившей теорию и методику овладения упражнениями.
Еще в Ш веке нашей эры знаменитый врач Хуа То придумал оздоровительную гимнастику «игры пяти зверей», в основу которой были положены движения пяти животных: аиста, оленя, медведя, обезьяны и тигра Он говорил, что человек, постоянно занимающийся гимнастикой, не болеет, как не изнашивается постоянно смазываемый маслом дверной шкворень.
Растет интерес к У-ШУ среди спортсменов и тренеров, представляющих различные виды спорта. Оказалось, что решения многих проблем, над которыми бьются спортивные специалисты, можно найти, если обратиться к многовековому наследию культуры У-ШУ. В У-ШУ, например, существуют детально разработанные комплексы упражнений, которые могут помочь научиться сохранять устойчивость во время даже очень быстрого перемещения, что весьма важно для подготовки гимнастов и фигуристов.
Все виды У-ШУ подразделяются на два направления: внутреннее (мягкое) и внешнее (жесткое). Первое соотносится с канонами даосской натурфилософии, второе — с канонами философии буддийской.
В школах мягкого направления основной упор делается на развитие энергетических способностей организма, на управление биоэнергией «ци», позволяющей многократно усилить приемы рукопашного боя. Обучение строится на представлениях, в которых отражены единство макрокосма и микрокосма, принципы адаптации к природе, спонтанности и естественности.
Основные положений мягкого направления нашли отражение в философском труде «Лао-Цзы» (IV-1II век до н.э., по имени автора) преодоление силы с помощью слабости и жесткого с помощью мягкого.
Лао-Цзы разработал основные требования к занятиям У-ШУ:
исключение всех мыслей и желаний, мешающих концентрации внимания;
естественность протекания внутренней деятельности организма.
Жестким школам присуща большая доля агрессивности, применение в схватках различных приемов; единоборств, требующих значительного развития силы, быстроты реакции; использование на изнурительных тренировках тестов (пробивание и раскалывание твердых предметов).
3. Восточная медицина — индийская аюрведа
Основной целью восточной медицины с нашей точки зрения является профилактика заболеваний. Под термином «восточная медицина» в восточных оздоровительных системах подразумевается комплекс знаний и умений по использованию нетрадиционных методов восточных оздоровлений, решительных систем в целях диагностики, лечения, оздоровления, улучшения общего самочувствия, адаптации и гармонизации человека с природой.
Восточная медицина в рамках программы восточных оздоровительных систем включает в себя:
самодиагностику психического и физического состояния, выявление внутренних болезней, душевного дискомфорта методами биолокации, при помощи врача-биоэнергетика, тестирования;
методы саморегуляции, аутотренинга через дыхательную практику, медитативные техники, точечный массаж, акупрессуру и акупунктуру;
методику само- и взаимореанимации в повседневной жизни и экстремальных ситуациях на основе использования элементов медитативных техник;
методы повышения уровня работоспособности, самочувствия, мироощущения на основе использования элементов оздоровительных гимнастик и йоги.
Одним из древнейших видов восточной медицины является Аюрведа. Аюрведа — система оздоровления, которая практикуется в Индии свыше 5 тысяч лет. Говоря об Аюрведе как системе оздоровления, нельзя забывать о том, что избавление от телесных недугов не рассматривается этим учением как конечная цель. Физическое здоровье — это лишь одно из условий духовного совершенствования, оно нужно человеку для того, чтобы приблизиться к пониманию Истины. В основе Аюрведы лежит философия Санкхья (сан — «истина», кхья — «знание»).
Аюрведа предлагает множество способов для обретения внутреннего покоя и здоровья. Единство тела, души и духа — главная цель этого учения, по достижении которого восстанавливается истинная гармония между человеком и окружающим его миром. Это состояние достигается равновесием всех элементов жизни [22, 63].
На трудах Аюрведы основываются все известные направления восточной медицины. Знания Аюрведы использовали и такие представители современной медицины, как Герберт Шелтон, Кацудзо Ниши и другие исследователи. В России учение Аюрведы практиковал личный врач Его Императорского Величества Н. Бадмаев. Современный взгляд на развитие Аюрведы высказал президент Американской ассоциации аюр-ведической медицины Д. Чопра: «Медицина будущего, — сказал он, — по моему глубокому убеждению, будет построена на том, что каждый станет своим собственным целителем».
Основные философско-мировоззренческие понятия Аюрведы: Пуруша (Дух) и Пракрити (Материя) — эти два начала определяют все, что существует во Вселенной. Проявляются они и в человеке. Человек — это часть Природы, часть Космоса. Он, так же как и деревья, реки, горы -лишь проявление единой космической энергии.
В природе Пракрити проявляется в трех гунах, являющихся основой всего сущего. Первая гуна — саттва (равновесие, чистота); вторая — раджас (движение) и третья -тамас (инерция).
Ощущение глубокого внутреннего родства человека с окружающим миром пронизывает все тексты Аюрведы. Можно сказать, что в человеке отражается все устройство Вселенной, так же как капля воды содержит все свойства океана.
Один из основных постулатов Аюрведы: как и вся остальная природа, тело человека состоит из пяти элементов — эфира (пространства), воздуха (ветра), огня (жара), воды (жидкости) и земли (твердого вещества), которые должны находиться в гармонии и балансе.
Элемент эфира проявлен в человеческом теле в различных полостях — ротовой, носовой, брюшной, в желудочно-кишечном тракте, дыхательных путях и т.д.
Воздух — второй космический элемент, символизирующий движение. В человеческом теле воздух проявляется в пульсации сердца, расширении и сокращении легких, в работе мышц, в движениях стенок желудка и кишечного тракта. Все движения центральной нервной системы (передача нервных импульсов) целиком управляются воздухом.
Третий элемент — огонь. Источник огня в теле человека-это обмен веществ (метаболизм). Огонь действует в системе пищеварения. Другая важная функция огня — контролировать процессы мышления. Огонь проявляется также в органах зрения (в сетчатке глаза, воспринимающей свет).
Вода — четвертый важный элемент в теле. Она называется Водой Жизни, настолько она необходима человеку. Элемент воды проявляется в процессах выделения желудочного сока и в работе слюнных желез, слизистых оболочках.
Земля — пятый, последний элемент космоса Жизнь стала возможна потому, что земля держит все живое и неживое на своей поверхности. Подобно этому в человеческом теле твердые структуры тела — кости, хрящи, мускулы, сухожилия, кожа и волосы- связаны с элементом земли. Основой здоровья человека является сбалансированность этих пяти элементов в теле человека и управление жизненной энергией (праной). Наука Аюрведы утверждает, что основные элементы мироздания — эфир, воздух, огонь, вода и земля — проявляются в человеческом теле как три фундаментальных принципа или признака, названные дошами (табл.3). Три доша отвечают за поддержание жизнедеятельности, образование и распад тканей тела, их удаление из организма, а также за психические проявления: эмоции страха, гнева, алчности и высший уровень человеческих эмоций-сочувствие и любовь. Вата можно рассматривать как тонкую энергию, управляющую биологическим движением. Вата управляет дыханием, сокращением мышц, движением в мышцах и тканях, пульсацией сердца, движением цитоплазмы и клеточных мембран, нервными импульсами, продвижением пищи по пищеварительному тракту. Эта доша контролирует такие эмоции, чувства и ощущения, как страх, тревога, беспокойство, боль, спазмы. Питта регулирует пищеварение, питание, растворение веществ, обусловливает температуру тела, цвет кожи, блеск глаз, а также управляет интеллектом и пониманием.
Капха переводится как «биологическая вода». Капха ответственна за биологическую крепость и прочность тканей тела, энергию и стабильность, поддерживает хорошую память, дает энергию для сердца и легких, поддерживает иммунитет. В сфере психики капха отвечает за эмоции привязанности, любви, алчности и долговременной зависти.
Три доша руководят деятельностью обмена веществ: анаболизм (ассимиляция) — капха, метаболизм (обмен) — питта и катаболизм (диссимиляция) — вата. Равновесие трех доша — необходимое условие для здоровья. Как показывает практика, лишь небольшое количество людей по своему соматическому типу соотносятся с характеристиками «чистых» типов Вата, Питта или Капха. У большинства людей управляющими являются две доши, но из них одна все же доминирует над остальными.
Одним из основных положений Аюрведы является учение о биоэнергетической системе человека.
Биоэнергетическая система человека основана на взаимодействии энергетических центров (чакр) через систему энергетических каналов. Учение об энергетических центрах Аюрведы практически полностью совпадает с учением йоги, имея общий источник-Веды. Наиболее полно биоэнергетическая структура человека будет рассмотрена в главе о Сахаджа йоге. В Аюрведе большое внимание уделяется самосовершенствованию, и все лечебные меры направлены на то, чтобы способствовать прогрессу в духовной жизни, как уже говорилось выше. Аюрведа дает знание не только о том, как лечить болезни, но и о том, как различные аспекты жизни помогают или препятствуют духовному росту. Гармоничные отношения с окружающей средой — это залог здоровья. Аюрведа описывает много режимов, направленных на то, чтобы достичь такой гармонии. Рекомендуемые действия включают в себя медленное принятие пищи в располагающей, спокойной обстановке; использование арома- и цветотерапии; утреннюю гимнастику; натирание маслом; массаж; медитацию, йогические упражнения и многое другое.
4. ЧЖУД-ШИ — Тибетская медицина
Тибетская медицина, как и большинство восточных медицинских систем, задачей врача считает не только исцеление человека от болезней. Не менее, а, возможно, даже и более важной задачей считается предотвращение болезни путем установления гармоничных отношений человека с окружающей его средой. Поэтому значительная часть основного труда тибетской медицины «Чжуд — щи» посвящена вопросам правильного образа жизни (в том числе правилам поведения и морали) и способам профилактики заболеваний [238].
В тибетской медицине, как и Аюрведе, основа миропонимания человека- микрокосм — является интегральной частью большого Космоса, и процессы, происходящие в теле человека, аналогичны процессам, происходящим в Космосе, и неразрывно связаны с ними. Тибетская медицина утверждает, что любые изменения физического и психологического состояния человека происходят под влиянием различных факторов окружающей среды. Во-первых, это — объективные факторы, которые человек изменить не способен, — климатические условия региона проживания, смена времен года; во-вторых, это субъективные факторы, определяемые самим человеком, — образ жизни, характер питания, условия быта, вид трудовой деятельности, особенности сексуальных отношений. В связи с этим предлагается неблагоприятные для организма действия объективных факторов корректировать с помощью факторов субъективных.
Внутренняя среда организма — микрокосм — у разных людей имеет свои отличительные особенности. В зависимости от особенностей внутренней среды организма, тибетская медицина выделяет группы людей с более или менее схожим характером внутренней среды — конституциональные типы — люди конституции ветра, желчи и слизи, и в трактате «Чжуд -ши» дается множество советов и рекомендаций, касающихся различных заболеваний, здорового питания и здорового образа жизни с непременным учетом конституционального типа человека. Обобщая анализ видов восточной медицины можно сделать вывод о том, что все они своей основной целью считают профилактику болезни, рассматривают человека в единстве всех его аспектов: физического, психического, энергетического, существование человека в гармонии с природой.
5. Психофизическая рекреация — оздоровительный аспект
Рекреация (от латинского слова recreatio — восстановление, от дых) -восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда [215].
В последнее время в научных кругах наблюдается значительный интерес к проблемам физической рекреации, с нашей точки зрения, корректнее говорить о психофизической рекреации, так как в одной из первых своих работ Ф.Лагранж писал «Во всяком упражнении работа состоит из двух частей: одна — производится мышцами, другая — нервными клетками Нервные центры главенствуют в движениях, управляют ими и согласуют их» [139, С.212-213]. Наиболее полные экспериментальные данные о взаимодействиях психофизиологических функций и моторики содержат работы, выполненные В.С. Фарфелем, Л.Е. Любомирским, Б.Г. Ананьевым с сотрудниками, Р. Херманом, Я.М. Коцем с сотрудниками, Б.К. Коржаковым и другими. В данной работе употребляется термин «психофизическая рекреация», так как, с нашей точки зрения, в рекреационных занятиях необходимо воздействие как на физический, так и на психический аспекты личности человека.
Обширное определение физической рекреации дала B. Dracka (1979), которая определила физическую рекреацию как компонент физической культуры и рекреации, который включает в себя гимнастическую, спортивную, туристическую, танцевальную и прочую физическую активность, направленную на повышение и поддержание физической и духовной формы, на восстановление трудоспособности, на регулирование неблагоприятного влияния монотонной работы и нездоровой жизненной среды, на предупреждение заболеваний, на двигательную активность и увлекательное проведение свободного времени
По мнению А.Д. Джумаева, «. Решающим в рекреации является её направленность на сохранение здоровья и профилактику возникновения болезни, ослабления организма или компенсации перенагрузки, восстановление работоспособности, а также поддержание оптимального функционального состояния органов» [87, с.11].
В.М. Выдрин (1986) отмечает, что физическая рекреация представляет собой процесс использования физических упражнений, игр, а также естественных сил природы с целью активного отдыха, развлечения, переключения с других видов деятельности для устранения психологического, интеллектуального утомления, получения удовольствия, наслаждения от занятий физическими упражнениями
А.Д. Джумаев [87J выделил шесть аспектов физической рекреации:
1. Удовлетворение биологических потребностей людей в двигательной активности.
2. Удовлетворение потребности в развлечении, получении удовольствия, наслаждения.
3. Переключение с одного вида деятельности на другой.
4. Активизация деятельности организма с помощью физических упражнений.
5. Профилактика неблагоприятных воздействий.
6. Восстановление сниженных или временно утраченных функций организма.
На наш взгляд, в предыдущих исследованиях рекреационной физической культуры недостаточное внимание было уделено такой проблеме, как снятие психоэмоционального напряжения, используя такие нетрадиционные методы, как медитация, пранаяма (дыхательные упражнения) и т.п.
Специфическими чертами физической рекреации является отсутствие принуждения, полная добровольность выбора средств, времени, места занятий, а также их форм и методов в зависимости от личных желаний, вкусов, настроений и конкретных условий.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Факторы здорового образа жизни. Современные проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни школьников. Основные условия для укрепления здоровья. Роль физических упражнений в формировании здорового образа жизни школьников.
дипломная работа [68,0 K], добавлен 22.10.2007
Физическая культура как компонент здорового образа жизни человека. Современные системы физических упражнений. Западные и восточные нетрадиционные системы: атлетическая гимнастика, спортивная аэробика, гидроаэробика, стретчинг, шейпинг, йога, у-шу, цигун.
реферат [54,7 K], добавлен 09.06.2009
Роль и значение физической культуры в воспитании здорового образа жизни человека. Составление комплекса упражнений утренней гимнастики для людей в возрасте, физкультминутки для учащихся высших учебных заведений. История возникновения Олимпийских игр.
шпаргалка [59,8 K], добавлен 25.11.2014
Значение физических упражнений для здоровья. Типы телосложения, их характеристика. Влияние образа жизни человека на его фигуру. Системы оздоровительной физической культуры. Утренняя гигиеническая гимнастика. Производственная и ритмическая гимнастика.
презентация [3,0 M], добавлен 29.11.2015
Общие предварительные сведения о здоровом образе жизни. Структурные группы здорового образа жизни. Здоровый образ жизни в суточном режиме дня студента. Возрастание роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни студента.
реферат [21,6 K], добавлен 14.11.2008
Понятие здорового образа жизни, его главные составляющие. Влияние средств физической культуры на здоровье школьников 15-17 лет. Физическая культура и оптимизация режима двигательной активности как одни из важнейших компонентов здорового образа жизни.
дипломная работа [225,4 K], добавлен 13.10.2015
Определение здорового образа жизни и его роли в обеспечении здоровья студентов. Возрастание значения физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни студентов, основные формы и методы реализации этой программы на базе обучения в ВУЗе.
реферат [36,2 K], добавлен 12.11.2011
Источник