Тонус ног у ребенка гимнастика

Гипертонус: мифы и рифы

Каждый родитель в той или иной степени сталкивался с термином «мышечный тонус» у ребенка. Будь-то повышенный или будь-то пониженный, но это история, которая всегда присутствует, и врачи не просто так уделяют тонусу серьезное внимание. Потому, что по сути, мышечный тонус – это не только те мышцы, которые двигают скелет, это еще и гладкая мускулатура. Все, что касается внутренних органов – это тоже тонические отношения, которые так или иначе, влияют на нашу жизнедеятельность.

Важно понимать, что мышечный тонус – не может быть причиной самого себя. Для изменения каких-то тонических отношений всегда есть причина.

Чтобы стало понятнее, расскажу на конкретном примере.
Вчера был на консультации и смотрел 5-месячного богатыря, которому поставили гипертонус. Он, действительно, напряженный, и связано это в его конкретном случае с протеканием родов. Упругенький такой парень, не везде все раздвигается, и ему поставили гипертонус мышц. На самом деле, никакого гипертонуса там нет, и я сейчас объясню почему. Это ситуация компенсаторного напряжения, когда ребенку тяжело произвольно себя ощущать. И когда в спокойном состоянии он себя не ощущает, единственно возможное средство, через которое он может это делать – это напрячься. Собственно говоря, мы все так делаем.

Любая новая деятельность сопровождается напряжением. Кто из вас не умеет кататься на коньках, попробуйте на них встать и при этом отследите свой тонус. Кто не умеет кататься на велосипеде, попробуйте сделать то же самое. Кто не умеет водить машину… и так дальше по списку. Кто не умеет ездить на горных лыжах, встаньте на лыжи и оцените свой тонус. Вы поймете, что у вас фрагментарно, именно в этот момент, будет возникать гипертонус мышц . Все потому, что у вас нет опыта ощущений в этой сфере. Это своеобразная приспособительная реакция организма на новизну, что нужно напрячься, по крайней мере, на всякий случай. Но уж точно не расслабиться. Вспомните, еще такой момент, в ситуациях новых нам часто говорят: «Ну расслабься, расслабься, будет тебе проще». Но как же тут расслабишься, когда это ново и непонятно.

Читайте также:  Птицы прилетели пальчиковая гимнастика

Вот ровно то же самое случается у детей. И в данном случае, что происходит: ребенку назначают курс детского массажа, для того, чтобы этот тонус снять. Снимают ребенку компенсаторный мышечный тонус и нарушают компенсаторные механизмы. Тем самым отбирают способность к компенсации у ребенка. Проверить с таким ли видом тонуса мы имеем дело – очень просто. Тонус компенсаторный, если ребенок, который зажат, в активных произвольных действиях, когда что-то пытается сделать, сбрасывает тонус и его нормализует. Вот у этого парня, руки были зажаты, но когда ему даешь игрушку, то он их расправляет и берет ее. С ногами сейчас это продемонстрировать чуть сложнее, так как в силу своего возраста, он ими активно не пользуется, но когда начнет переворачиваться и поползет, картина будет та же самая. Лежа «бежит» ногами – показали что-то интересное, внимание сфокусировалось на предмете, ноги остановились.

Это и есть компенсаторный мышечный тонус, который массажем ни в коем случае снимать нельзя, ничем нельзя снимать. Его можно убирать только собственной активностью ребенка, и чем больше будет активности у ребенка, тем в более значительный промежуток времени будет осуществляться нормализация тонуса и формирование нормальных тонических ощущений.

Почему в этой ситуации малышу не подходит массаж? Да потому, что массаж в 90% случаев – это пассивное воздействие (мало кто делает массаж с сопротивлением), которое никаким образов не стимулирует активность ребенка. Наоборот, эффект – абсолютно противоположный. И это очень важный момент, который нужно четко понимать.

Вообще, гипертонуса, как такового в чистом виде, если мы не говорим о каких-то патологических состояниях, не бывает. В большинстве случаев у нормотипичных детей – это компенсирующая ситуация. То есть, ребенок этим что-то компенсирует. Он через нарастание мышечного тонуса ищет выход в сложившейся ситуации. И если уж так случилось, что тонус повышен, уходить от этого напряжения нужно через собственную активность ребенка. Если в данном случае и применять массажные приемы, то это все должно быть с сопротивлением, с каким-то действием.

Читайте также:  Гимнастика для лечения вальгусной деформации детей

Держите пример: мы давим ребенку на ноги, он оказывает сопротивление и начинает их выпрямлять , и в это время мы делаем массаж. Происходит одновременное воздействие: ребенок толкает ноги и в действии сам нормализует свой тонус, а вы в этом момент дополнительно помогаете ему массажем.

Но это уже не массаж ребенку в чистом виде. Это та история, когда вы с минимальными вмешательствами в деятельность ребенка, помогаете ему справиться САМОМУ.

Первый год жизни малыша — это фундамент для успешного будущего. Удивительно, но именно в этом возрасте мы получаем первый опыт успешности, принимаем свои первые решения, начинаем верить в себя и свои силы.

Для родителей самых маленьких, основываясь на наиболее частых вопросах, задачах и переживаниях мам и пап, я создал цикл мини-лекций про малышей от 0 до 3-х лет «Онлайн-азбука. Действительно важное».

Онлайн-азбука — это большой сборник лекций, который включает более 60 видео-роликов про моторику, психику, игрушки по возрастам, диагнозы ортопедов и многое другое, что действительно важно знать родителям.

Об авторе

Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.

Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.

Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.

Источник

Детский массаж для ног ребёнка до года

Детский массаж при гипертонусе у детей до года. Приёмы медицинского массажа на релаксацию мышц внутренней стороны бедра, задней поверхности голени, массаж для улучшения навыков опоры на ступню.

Если у малыша имеется гипертонус мышц нижних конечностей, то следствием этого будет затруднённое отведение бедра в сторону, скрещивание ног при ведении подмышки в вертикальном положении. До того, как начать выполнение комплекса лечебной гимнастики, сделайте массаж, способствующий релаксации и разогреву мышц.

Особенностью массажа для детей с гипертонусом будет упор на приём массажа поглаживание, в т.ч. и бедра изнутри, обходя половые органы. Приёмы массажа растирание и разминание выполняют только по внешней стороне бедра. Усиленное воздействие оказывается при массаже спины на область поясницы и ягодичную. Активно применяют массаж по рефлексогенным точкам. Особое внимание уделяют отведению бедра (пассивному) при согнутой в коленном суставе ноге. Т.н. упражнение «лягушка».

Упражнение лягушка. Дотроньтесь кончиком пальца или двух сразу до области тазобедренного сустава. При отведённом бедре там отчётливо ощущается ямка. Воздействуйте на данную точку приёмом массажа «вибрация» с компрессией и параллельно с тем, отводите с приёмом массажа «встряхивание» бедро в наружную сторону. При проведении данного упражнения и приёмов массажа нельзя преодолевать сопротивление мышц, лучше подольше их разогревать массажем. Не делайте резких рывков. Всё это может привести к болевым ощущениям у малыша и как следствие — к рефлекторному напряжению мышц бедра.

Выполните массаж рефлексогенной точки в области срединной отметки бедра изнутри. В сочетании с параллельно проводимым отведением согнутой в колене нижней конечности (делайте с одновременным приёмом массажа «встряхивание») помогает добиться релаксации мышц приводящих бедро. Кроме того, можно добиться расслабления мышц нижних конечностей, качая ребёнка в области тазового пояса. Выполняется в исходном положении лёжа на спине с согнутыми нижними конечностями. Отводить согнутые нижние конечности можно только после того, как при помощи приёма массажа вибрация будет достигнуто расслабление мышц. Не преодолевайте сопротивление мышц!

После выполнения этого приёма массажа и упражнения сделайте широкое пеленание. Для этого сверните пелёнку в несколько сложений и вложите её между ног, зафиксировав её при помощи одежды или другой пелёнки. С целью профилактики нежелательных последствий гипертонуса мышц нижних конечностей подобный тип пеленания рекомендован, в том числе, и здоровым детям на первых месяцах жизни. Упражнения на выпрямление и сгибание ног, шаги скольжением, топанье по столу подошвами ступнёй выполняются только с предварительным широким раздвиганием бёдер по сторонам. Будет полезным также ползание в соответствии с рефлексом, раздвигание ног, согнутых в коленях в положении лёжа на животе. Обучите ребёнка забавляться со ступнями ног. Покажите, как замечательно они достают до рта. Данное действие помогает и в физическом и в интеллектуальном развитии малыша.
Так как тёплая вода оказывает отличное миорелаксирующее воздействие, то многие из описываемых упражнений можно делать во время принятия ванны. Если у ребёнка повышен тонус икроножных мышц, то удерживаемый вертикально малыш, когда вы его ведёте подмышки, встаёт не на всю ступню, а на пальчики. В этом случае понижен тонус мышц голени спереди и ступни с тыльной стороны, имеется ослабление и перерастяжение мышц данных групп и при этом икроножные мышцы находятся в состоянии повышенного тонуса. Всё это говорит о том, что при массаже нижних конечностей необходимо осуществлять дифференцированный подход.

Массаж при гипертонусе. Положите малыша на спину, согните его ноги и немного разведите бёдра. Начните массаж с воздействия на подошвы ступнёй. Одновременно с этим выполняйте приём массажа встряхивание ступни, сгибание ступни вперёд. Чтобы процесс сгибания ступни прошёл легко, сделайте массаж по точкам: приём массажа — компрессионное воздействие в области щиколотки сзади. Данный приём массажа выполняется достаточно интенсивно и глубоко. После этого выполните массаж передней стороны голеней и ступнёй. Приём массажа — поглаживание и приём массажа — растирание. Массаж икр выполняется менее интенсивно. Приём массажа — поглаживание. Приём массажа — растирание (без компрессии, в медленном темпе). Приём массажа — разминание (без особой компрессии, в медленном темпе). Приём массажа — встряхивание мышц задней поверхности голеней.
Положите ребёнка на живот. Нижние конечности согнуты. Голени подняты вверх под прямым углом к поверхности стола. Нежно, без резкости, сопровождая действие приёмом массажа «вибрация», выполните приём массажа «компрессия» на область подошв, с одновременным потягиванием ахиллова сухожилия. При этом, если малышу выпрямить ноги, то ступни должны находиться не на столе. Чтобы развить у ребёнка навык опирания на ступню, выполняют специальные упражнения для ступнёй. В основе их лежат врождённые рефлексы человека. Возьмите ступню ребёнка двумя пальцами (средний и указательный). Выполните приём массажа «компрессионное воздействие» в области подушечки основания пальцев при помощи своего большого пальца. В ответ на данное действие произойдёт рефлекторное сгибание ступни. После этого, проведите по наружному ребру ступни пальцем (с компрессией). Произойдёт разгибание ступни. Направление движения — от пальцев в сторону пятки.

Массаж в области тыльной поверхности ступней.

Приём массажа поглаживание. Выполнять большими пальцами. Направление движений — от оснований пальцев к щиколотке, обходя сами щиколотки от передней поверхности назад. Весьма положительный эффект дают упражнения, основанные на рефлексе опирания на ноги с последующим их распрямлением. Возьмите малыша подмышки и поставьте на стол. Удерживая его вертикально, добейтесь того, чтобы он встал на ножки. Если ставить малыша полусогнутыми ногами на опору, то происходит рефлекторное их выпрямление.

Рефлекторное хождение. Возьмите малыша подмышки и поднимите до вертикального положения. Поставьте его на опору и, немного наклоняя вперёд его корпус, проведите его к себе и от себя. Рефлекторно он будет совершать шагающие движения.

Для выпрямления ног и развития навыка опирания на ступню, полезно выполнять упражнение на ползанье, причём, как в горизонтальном, так и в полувертикальном и в вертикальном положении, а также ползанье на спине.

Занятия на мяче. Качайте малыша на мяче в положении лёжа на животе с таким расчётом, чтобы он при движении назад опускался на полную ступню и отталкивался от опоры. Следите за правильной постановкой ступнёй!

Для развития навыков опирания также подойдёт укладывание большого надувного мяча в кроватку, чтобы малыш его «футболил» ногами.
Шаг скольжением. Данное упражнение предназначено для малышей в возрасте от 4-х месяцев. К этому времени нормализуется физиологический мышечный тонус. Если гипертонус сохраняется, то это упражнение заменяют на топ-топ по столу в положении лёжа.

По прежнему остаются актуальными занятия в тёплой ванне, как помогающие расслабить мышцы-сгибатели, проводите их во время купания малыша. Исходное положение в таких случаях будет стоя с фиксацией вертикального положения при помощи удержания за грудную клетку впереди и сзади.
Ребёнка ставят в ванне на дно, и слегка наклоняя вперёд побуждают делать шагающие движения. Уложите для уменьшения скольжения, на дно коврик из резины или силикона. При совершении плавательных движений старайтесь добиваться, чтобы малыш толкался от стенок ванны. Для малышей более старшего возраста, тех, которые уже умеют стоять опираясь, рекомендовано упражнение «приседания». Выполнять его следует с опорой на взрослого. Делает упражнение ребёнок сам, держась за вас или за опору. Можно выполнять его в форме игры «Будь маленьким» и «Будь большим», соответственно, присядь и встань во весь рост. Не заставляйте ребёнка ходить, если он этого не хочет и не может. Как только мышцы и костная система малыша будут готовы к тому, чтобы ходить, малыш сразу же захочет этим воспользоваться, начнёт вставать и переступать. Если форсировать данное событие, то можно добиться искривления костей нижних конечностей. Не принесут пользы и «прыгунки», так как они способствуют закреплению навыка опоры на пальчики, а не на всю ступню, что неправильно.

Приёмы ЛФК и медицинского массажа для повышения мышечного тонуса

Наблюдения в течении долгих лет показывают, что занятия гимнастикой каждый день и массаж способствуют укреплению и развитию мускулатуры малыша, а это как нельзя более важно для малышей, чей мышечный тонус недостаточен.

Чтобы натренировать мускулатуру задней поверхности шеи, спинно-ягодичной области, подойдут все приёмы и методы массажа, но делать массаж в данном случае надо интенсивнее и по силе и по скорости движений массажа. Наиболее востребованы будут приёмы массажа растирание и разминание. Также обязательно следует включить в курс детского массажа: приём массажа постукивание, приём массажа хлопки, стимулирующий приём массажа щипки, тонизирующий массаж рефлексогенных точек.

Источник

Гипертонус мышц у ребенка

У ребенка грудного возраста могут быть разные варианты мышечного тонуса. В норме в первые три месяца жизни у малыша выражен физиологический гипертонус, который постепенно снижаясь приходит к физиологическому или нормотонусу. Если были проблемы во время перинатального периода, то последствием может стать следующие изменения мышечного тонуса:

  1. гипертонус мышц у ребенка или повышенный мышечный тонус (нефизиологический), сохраняется после 3 месяцев
  2. гипотония мышц или пониженный мышечный тонус
  3. мышечная дистония – непостоянное или неравномерное нарушение мышечного тонуса в разных мышечных группах, по ощущениям при тестировании нечто среднее между гипо- и гипертонусом.

Обычно педиатр, невролог, ортопед обращают внимание на мышечный тонус и определяют его изменения. Сами родители так же могут увидеть изменения мышечного тонуса у малыша. Какие отклонения можно заметить читайте по ссылке. Далее я расскажу, какие занятия рекомендую родителям, если был определен гипертонус мышц у ребенка.

Если гипертонус мышц у ребенка в ногах

Упражнение 1

Положите малыша на спину. Одну ногу выпрямите и придерживайте в области коленного сустава. Другую ногу согните в коленном суставе, и бедро отводите в сторону с потряхивающими движения с легким давлением на внутреннюю поверхность бедра и задержитесь на несколько секунд в положении максимального отведения. Затем ноги поменяйте. Повторите упражнение по 5 раз с каждой стороны.

Упражнение 2

Затем поднимите прямые ноги ребенка под прямым углом к поверхности стола и разведите их в стороны. Повторите упражнение 5-7 раз

Упражнение 3

Теперь разведите выпрямленные ноги малыша, при этом пятки должны скользить по поверхности стола. повторите упражнение 5-7 раз.

Рекомендации остеопата для родителей

1.Детям до трех месячного возраста – широкое пеленание.

2. Детям после трех месяцев широкое пеленание можно заменить положением на руках так, чтобы бедра ребенка были в положении разведения на боку у матери.

3. Детям второго полугодия можно сидеть верхом на мягкой игрушке с широкой спиной.

Упражнение 4

Ребенок лежит на спине. Возьмите ноги ребенка так, чтобы ваши руки располагались в области коленных суставов. Медленно поднимите ножки над поверхностью стола, сгибая их только в тазобедренных суставах, коленные суставы фиксированы. На определенном этапе вы ощутите сопротивление движению и начало сгибания ног в коленных суставах. оказывайте противодействие сгибанию ног в коленных суставах, увеличивая на несколько сантиметров амплитуду движения, растягивая мышцы-сгибатели. Задержитесь на несколько секунд и возвратите ножки в исходное положение. Повторите упражнение 4-5 раз. С каждым занятием угол свободного подъема ног будет увеличиваться.

Упражнение 5

Малыш лежит на спине. Растягиваем икроножные мышцы. Для этого сгибаем стопы в голеностопных суставах до прямого угла. Ноги при этом должны быть выпрямленными в коленных суставах. Повторить упражнение 7-10 раз.

Упражнение 6

В положении ребенка лежа на спине с согнутыми ногами покатайте маленький массажный мячик. Для этого обхватите рукой стопу ребенка, установите ее на мячик в прямом положении и при движении от себя доводите стопу до соприкосновения пятки со столом. При движении к себе с поверхностью стола соприкасается мысок ребенка. Повторите упражнение 10 раз с каждой стороны

Дополнительно приемами массажа активно стимулируем тыльное сгибание стоп. Для этого ноги малыша согните в коленях и стопы поставьте на стол. Интенсивно и одновременно растирайте наружный и внутренний края стопы своими 1 и 2 пальцами. Ответная ожидаемая реакция – приподнимание мыска над поверхностью стола при опирающейся на стол пятке

Положите ребенка на животе с выпрямленными ногами, стопы при этом должны свешиваться с края стола. Производите поглаживающие движения по подошве, от пятки к мыску с легким давлением в конце, добиваясь расслабления мышц.

Необходимое условие выполнения пассивного сгибания конечности в суставах для растяжения мышц – это отсутствие активного сопротивления со стороны ребенка выполняемому движению. В противном случае можно получить обратный эффект до появления мышечной контрактуры в икроножной мышце

Рекомендации остеопата для родителей

Во время курса коррекции не давать нагрузку на ноги ребенка. Не допускать прыжковых движений при поддержке. Не использовать прыгунки и ходунки.

Если гипертонус мышц у ребенка в руках

В положении лежа на животе массажными приемами разминания и растягивания прорабатываем заднюю поверхность шеи верхний плечевой пояс и верхнюю половину туловища. При правильном выполнении приемов массажа голова и плечи начинают опускаться, шея визуально удлиняется.

В положении лежа на животе массажными приемами разминания и растягивания прорабатываем заднюю поверхность шеи верхний плечевой пояс и верхнюю половину туловища. При правильном выполнении приемов массажа голова и плечи начинают опускаться, шея визуально удлиняется.

Упражнение 1

После массажных приемов, сначала одну руку (со стороны гипертонуса) вытяните вперед, сопровождая движение медленным поглаживанием с дополнительным растягиванием мышц, начиная от предплечья и заканчивая у гребня подвздошной кости. Задержите руку в этом положении на несколько секунд, туловище выведите в прямое положение. Далее такое же растягивание произведите снизу вверх, т.е. от гребня подвздошной кости до подмышечной области, но при этом своей рукой придерживайте таз ребенка. Затем повторите тот же прием но с другой стороны.

Упражнение 2

После получения эффекта расслабления ребенок может непродолжительное время сохранять приданную позу. Поэтому переходим к следующим пассивным движениям: выпрямите руки в локтевых суставах, затем согните их, имитируя движения пловца «брасом». Затем ладонями ребенка при вытянутых руках удерживаем игрушку, хлопаем ладошками. Повторяем упражнение 5-7 раз.

Рекомендации остеопата для родителей

Необходимы условием для сохранения равномерного распределения мышечного тонуса по сторонам и формирования симметричного мышечного корсета является положение туловища ребенка во время его активного бодрствования, например, на руках у родителей. Если ребенка носить на одной руке лицом к себе, то его желание увидеть происходящее стимулирует поворот головы в одну сторону с разворотом туловища при фиксированном тазовом поясе. При длительном несимметричном положении ребенка на руках родителей оно будет сохраняться и в положении лежа, как на спине, так и на животе. В соответствии с этим родителям даются следующие рекомендации:

Оптимальное положение на руках у родителей это, когда ребенок находится спиной к родителю, одна рука фиксирует грудную клетку ребенка, другая поддерживает в области ягодиц или бедер. При этом поворот головы не будет ограничен, а запрокидывание головы назад будет не возможным. Будут также свободны для манипуляций и руки ребенка. Позвоночник будет находиться по средней линии, без вертикальной нагрузки и без разворотов.

Источник

Оцените статью