Термин техника физических упражнений

Техника физических упражнений (понятие техники), спортивная техника, основа и основное звено, детали техники

Различные способы решения двигательной задачи принято называть техникой физических упражнений (Ю.Ф. Курамшин, 2003).

Техника физических упражнений –наиболее эффективный способ выполнения физических упражнений (Л.Т. Ромашова, 1995).

Техника физических упражнений –способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью (Л.П. Матвеев, 1976; Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2002).

Двигательные действия состоят из отдельных движений. При этом не все движения в нем являются одинаково важными. В связи с этим различают основу техники движений, основное (ведущее) звено и детали техники.

Основа техники– это совокупность относительно неизменных и достаточных для решения двигательной задачи движений (движения, которые обязательны для выполнения техники).

Основное (ведущее) звено техники– это наиболее важная и решающая часть в технике данного способа выполнения двигательной задачи (решающая часть упражнения, влияющая на результат).

Детали техники– это такие особенности движения, которые могут в известных пределах видоизменяться, не вызывал нарушений его основного механизма (второстепенная часть способа выполнения упражнения).

Детали техники могут быть различными у разных занимающихся и зависят от их индивидуальных особенностей. Правильное использование индивидуальных особенностей каждым занимающимся характеризует его индивидуальную технику.

Основные характеристики техники физических упражнений:

· пространственные характеристики (положение тела, траектория (путь) движения);

· временные характеристики (длительность и темп движения);

· пространственно-временные (скорость движения);

· силовые характеристики (сила движения);

· ритмическая характеристика (ритм).

Краткая характеристика методов физического воспитания

Метод —это разработанная с учетом педагогических закономерностей система действий педагога (учителя, преподавателя, тренера), целенаправленное применение которой позволяет организовать определенным способом теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую освоение им двигательных действий, направленных на развитие физических качеств и формирование свойств личности (Ю.Ф. Курамшин, 2003).

Под методамифизического воспитания понимаются способы применения физических упражнений (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2002).

Под методическим приемом понимают способы реализации того или иного метода в конкретной педагогической ситуации.

Методика – это совокупность (система) средств и методов, направленных на достижение определенного конечного результата в процессе физического воспитания (В.П. Лукьяненко, 2003).

Методический подходпредставляет собой совокупность способов воздействия педагога на занимающихся, выбор которых обусловлен определенной научной концепцией, логикой организации и осуществления процесса обучения, воспитания и развития.

Методическое направление– это один из путей в методике обучения двигательным действиям или развития физических качеств, ориентирующий на использование однородных, однотипных заданий, методов и методических приемов, позволяющих решить поставленную задачу за счет воздействия какого-то одного доминирующего фактора.

В физическом воспитании различают следующие группы методов:

· организации занимающихся в процессе физического воспитания;

· обучения двигательным действиям;

· развития физических качеств;

· воспитания нравственных и морально – волевых качеств;

· научных исследований в физической культуре и спорте.

Характеристика методов организации учебной деятельности занимающихся в физическом воспитании

К методам организации занимающихся в процессе физического воспитания относятся следующие:

· фронтальный метод (всеучащиесяпод руководством учителя выполняют одно и то же задание в общем построении, в одном ритме);

· поточный метод (предусматривает выполнение заданий потоком – один за другим);

· посменный метод(посменное выполнениеупражнений понесколько человек);

· групповой метод(применяется при большом количествеучащихся основной части урока: учащиеся делятся на группы, и каждая группа выполняет свое определенное задание; по сигналу педагога происходит смена мест занятий);

· индивидуальный метод (каждый ученик получает индивидуальное задание и выполняет его самостоятельно, педагог осуществляет контроль его выполнения.Данный метод применяется при работе с учащимися с низким уровнем развития и подготовленности, в подготовительной медицинской группе, со спортсменами высокой квалификации);

· круговой метод (выполнение разных понаправленностиупражнений на «станциях», расположенных по кругу).

Характеристика методов обучения двигательному действию

Для решения задач физического воспитания используется множество различных методов, как неспецифических(общепедагогических, применяемых во всех случаях обучения и воспитания,– это словесные и наглядные методы), так и специфических(характерных только для процесса физического воспитания).

Методы обучения двигательным действиям делятся на следующие группы:

Методы словесного воздействия по назначению можно условно объединить в следующие группы:

· методы рассказа, описания, объяснения, где слово используется как средство передачи знаний;

· методы команды, распоряжения, приказа (воздействия словом в целях управления деятельностью занимающихся);

· методы разбора, замечания, словесной оценки, где слово используется как средство анализа и оценки деятельности занимающихся.

Источник

Техника физических упражнений: общее понятие, основа техники, главное звено, детали.

Техника физических упражнений – способ выполнения двигательного действия, с помощью которых двигательная задача решается наиболее целесообразно с относительно большей эффективностью.

В любом физическом упражнении выделяют три части: подготовительную, основную (ведущую) и заключительную (завершающую).

Подготовительная фаза предназначена для создания наиболее благоприятных условий выполнения главной задачи действия (например, стартовое положение бегуна на короткие дистанции, замах при метании диска и т.п.).

Основная фаза состоит из движений (или движения), с помощью которых решается главная задача действия (например, стартовый разгон и бег на дистанции, выполнение поворота и финального усилия в метании диска и т.п.).

Заключительная фаза завершает действие (например, пробежка по инерции после финиша, движения для сохранения равновесия и погашения инерции тела после выпуска снаряда в метаниях и т.п.).

В практике физической куьтуры, для конкретизации частей упражнения по их выделяют следующие характеристики и элементы двигательных действий: основы техники, основное звено, детали.

К основе техники относятся главные элементы упражнения, без которых оно не может быть выполнено или будет искажено. Например, «прыжок в длину с разбега»: разбег, отталкивание, полет, приземление.

Основное звено (базовое звено) — это наиболее важный элемент основы техники, например: отталкивание в прыжках, беге иди ходьбе; положение руки при броске мяча от плеча сверху.

Детали техники — к ним относят второстепенные элементы не влияющие на конечный результат (в беге — движение рук, кисти, характер выноса ноги и пр.).

Техника упражнений зависит от индивидуальных особенностей спортсмена, таких как антропометрические показатели (рост, вес и др.), от двигательных способностей (уровень развития гибкости, силы, быстроты, выносливости), от психики (особенности восприятия, темперамента и др.) и особенностей обучения (школа движений).

Для сопоставительной характеристики техники упражнений определяют «эталон техники физических упражнений» — т. е. образец техники, принятый к образцу обучению. Как правило, это техника лучших спортсменов, которая служит для данного периода эталоном подражания.

Различают также «стандарт техники физических упражнений» — это образцы техники, которая, как правило, описана в учебниках, и которой учат всех.

«Индивидуальная техника физических упражнений» — это техника проявляющаяся в деталях для данного конкретного спортсмена. Это грамотное использование индивидуальных особенностей спортсменом для более эффективного или удобного выполнения заданного упражнения. Выдающиеся спортсмены часто имеют индивидуальный (неповторимый) стиль выполнения соревновательных упражнений.

Критерии оценки качества техники.

Под педагогическими критериями эффективности техники понимаются признаки, на основе которых преподаватель может определить (оценить) меру соответствия наблюдаемого им способа исполнения двигательного действия и объективно необходимого.

Существует образцовая (эталонная) техника выполнения упражнений. Но практика показывает, что техника всегда индивидуальна, так как отражает особенности физического развития каждого атлета (его антропометрические данные, уровень развития физических качеств).

Технику двигательного действия принято отражать в описательных (визуальных, словесных) и биомеханических характеристиках. Во втором случае возможно посредством соответствующих количественных показателей точно указать, как движения совершаются в пространстве и во времени (кинематические характеристики), а также какие при этом взаимодействуют силы и их величины (динамические характеристики).

Особое значение имеют такие показатели как ритм и темп двигательного действия.

Ритм — обобщенная характеристика техники. В ней отражается не только строго определенная длительность движений и их фаз, но и распределение во времени акцентированных мышечных усилий.

Концентрация же усилий в активных фазах движений с повышением их мощности ведет к увеличению продолжительности пассивных фаз. Такая соразмерность движений придает двигательному действию слаженность, гармоничность, определяет его экономичность и высокую результативность.

Темп — частота или количество движений в единицу времени. Выделяют типичные темпы, максимальный, субмаксимальный, большой и умеренный. Большое значение придаётся и конкретным темпам, к которым можно отнести различные варианты и их сочетания. Нередко темп разбирается в сопоставлении со скоростью. В этом случае, отмечается их родство, проявляющееся в высокой двигательной активности организма. Последнее состоит в том, что при одной и той же скорости темп может быть различным, если отличается длина и амплитуда движения. Особо важную роль темп играет в тех видах упражнений, в которых итоговый показатель оценивается эффективностью каждой из серии движений (бокс, хоккей и прочие).

Качественные характеристики движений. Они представляют собой комплекс частичных признаков в их единстве. Качественные характеристики многообразны, тем не менее некоторые из них можно выделить. Так, понятие «точность движения» включает пространственные, временные и силовые характеристики.

Эффективность движения — спортивная результативность данного варианта технической подготовки

Точность движения — это степень соответствия требованиям двигательной задачи, которая будет выполнена, если движение соответствует ей по всем вышеперечисленным характеристикам.
Экономичность движения — движения, отличающиеся отсутствием или минимумом лишних движений и минимально необходимыми затратами энергии.

Простота упражнения — время, необходимое для обучения данному упражнению.

Энергичность движения — движения, выполняемые с ярко выраженной силой, скоростью, мощностью, благодаря чему преодолеваются значительные сопротивления.

Пластичность движения — движения с постепенно изменяющимся мышечным напряжением, постепенным ускорением или замедлением, с закрепленными траекториями при изменении направления движений.

Плавные движения характерны для художественной гимнастики.

Выразительность движения — выражение психического состояния ребенка через выполнение упражнений с эмоциональным отражением замысла: мимики, экспрессии и т.д.

Опираясь на свойства процесса адаптации, можно, как мы теперь видим, целенаправленно подбирать те или иные варианты выполнение упражнений, регулируя их частоту, интенсивность, длительность и качественные характеристики повторений, сознательно формировать новые качественные признаки двигательной функции занимающихся, т.е. программировать и осуществлять её развитие в заданном направлении и с намеченными промежуточными и конечными ориентирами.

Источник

Понятие о технике физических упражнений

Техника физического упражнения — способ решения двигательной задачи.

Рациональная техника — это вариант, отвечающий основным физиологическим, биомеханическим и другим закономерностям построения системы движений.

Оптимальная техника — это вариант, отвечающий не только закономерностям построения движения, но и индивидуальным особенностям организма занимающегося.

В технике любого физического упражнения выделяют подготовительную, основную и заключительную фазы.

1. Подготовительная фаза способствует созданию наиболее благоприятных условий для выполнения главной задачи действия (например, старт при беге на короткую дистанцию и т.д.).

2. Основная фаза состоит из движений, с помощью которых решается главная задача действия (например, стартовый разгон в беге, финальное усилие в метании и т.д.).

3. Заключительная фаза завершает действие (например, сохранение равновесия после выполнения броска и т.д.).

Но для анализа техники движения этого деления бывает недостаточно, и поэтому в технике также выделяют основы техники, ведущее звено координации, детали техники.

Основы техники — это совокупность ее элементов, отличающая данный способ решения двигательной задачи от другого способа. В эту совокупность входят относительно неизменные, необходимые и достаточные для решения двигательной задачи движения. Иногда основами техники называют фазовую структуру движения (например, основы техники прыжка в длину с разбега будут составлять фазы разбега, отталкивания, полета и приземления).

Ведущее звено координации (основное звено) — главный элемент техники, без которого невозможно решение двигательной задачи (его основные характеристики: кратковременность и приложение максимальных усилий). В фазовой структуре есть фаза, качество выполнения которой в наибольшей степени определяет эффективность и результативность движения (например, в прыжке в длину с разбега — ведущее звено координации заложено в фазе отталкивания, так же, как и в нападающем ударе в волейболе (основы техники — фазы разбега, отталкивания, удара, приземления), поскольку наибольшее усилие спортсмен проявляет именно в этой фазе, к тому же именно высокий прыжок создает наиболее благоприятные условия для выполнения удара по мячу (чем выше над сеткой находится спортсмен, тем большую силу он может вложить в удар и тем больше у него вариантов выполнения нападающего удара).

Детали техники — менее существенные ее элементы, незначительно влияющие на результат. Детали техники определяют индивидуальные особенности спортсмена (например, в беге – положение корпуса или движения руками).

Каждое двигательное действие имеет динамическую и кинематическую структуру, изучение которой позволяет выявлять ошибки в технике выполнения движения и вносить необходимые и своевременные коррективы.

1. Динамические характеристики касаются сил, влияющих на движения тела человека. Различают внутренние и внешние силы:

К внутренним силам относятся:

— пассивные силы опорно-двигательного аппарата (эластичность и вязкость мышц, тонус мышц в покое);

— активные силы двигательного аппарата (сила тяги мышц);

— реактивные силы (силы отражения, возникающие при взаимодействии звеньев тела в процессе движений с ускорениями (например, маховые движения рук создают реактивные силы).

К внешним силам относятся силы, действующие на тело человека со стороны внешней среды. При выполнении упражнений внешними силами будут:

— сила тяжести собственного тела;

— сила реакции опоры;

— сила сопротивления внешней среды;

— сила, проявляемая при работе со внешними отягощениями;

Анализ и учет сил, действующих и определяющих движения тела

человека, позволяют уточнять кинематическую структуру движения.

2. Кинематические характеристики — характеристики внешней картины движения: пространственные, временные, пространственно-временные.

Пространственные — положение тела и траектория движения, которая складывается из формы, направления и амплитуды движения.

Учет пространственных характеристик позволяет избежать многих лишних энергетических затрат, так, например, от положения тела зависят:

— условия работы мышц;

— условия работы внутренних органов;

— сила сопротивления внешней среды;

Временные характеристики — длительность и темп (темп — частота повторения движения в единицу времени). Каждое двигательное действие имеет свою темповую структуру, которая определяет конечный результат.

Пространственно-временные характеристики — скорость и ускорение. Анализ скорости проводится в различные моменты выполнения движения, например, выделяют скорость одиночного движения, внутрицикловую скорость, скорость преодоления отрезка или всей дистанции в целом. Ускорения в движениях перераспределяют влияние сил на тело человека, и поэтому их важно учитывать при анализе техники выполнения двигательного действия.

Существует еще одна характеристика техники — ритм. Ритм — это интегральная характеристика, объединяющая влияние динамических и кинематических характеристик, это отражение совокупности временных и силовых показателей, т.е. распределение силовых акцентов во времени. Анализ ритма движения может, например, помочь в уточнении основ техники и ее ведущего звена координации (в сложнокоординационных движениях), позволяет уточнить влияние асимметрии на динамическую и кинематическую структуру движения (в попеременных циклических движениях — бег, плавание способами кроль на груди и на спине).

Таким образом, становится очевидным тот факт, что техника должна анализироваться по конкретным показателям и в их взаимосвязи в процессе выполнения целостного двигательного действия.

Дата добавления: 2015-12-26 ; просмотров: 2828 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Читайте также:  Основные физические упражнения при плоскостопии детей
Оцените статью