Тренировка теннисиста
Первые уроки в теннисе проходят, как правило, достаточно успешно, и основы техники вы можете освоить довольно быстро, но точностью, силой и стабильностью ударов овладевают не сразу. Без серьезных, целенаправленных занятий вряд ли научитесь хорошо играть, даже если обладаете всеми необходимыми для игры качествами.
Поэтому на каждой тренировке теннисист должен стремиться освоить что-то новое, научиться уверенно управлять мячом с помощью ракетки. Без этого невозможно осуществить самый простой тактический замысел. Теннисист должен постоянно усложнять решаемые на площадке задачи. Постепенно переходя от простого к сложному, новичку следует научиться: посылать мяч через сетку одиночными ударами; выполнять серию ударов, т.е. более или менее стабильно обмениваться ударами с партнером, посылая мяч с запасом 0,5-1 м над сеткой;
играть коротко или длинно, т.е. варьировать длину ударов; посылать мячи справа направо, слева налево, справа налево и слева направо (вдоль боковых линий); менять направление ударов — поочередно вправо, влево, причем так, чтобы мячи попадали в пределы площадки «с запасом», примерно в метре от задней и боковых линий;
играть сильно или мягко, коротко или глубоко, кроссом или по линии, иначе говоря, научиться менять ритм, длину, направление удара, вид и степень вращения мяча.
Желательно, чтобы обучением руководил опытный тренер. Он вовремя сумеет заметить ошибки и найти нужные советы или упражнения, которые помогут исправить недостатки. Но возможность работать с тренером есть не у каждого любителя.
Чаще всего работать над техникой приходится самостоятельно или с помощью партнера. Хорошо, если партнер опытен и может долго держать мяч в игре, направляя его в определенное место с разной скоростью и вращением.
Совершенствовать выполнение различных ударов лучше всего на площадке, играя с партнером через сетку. Но не забывайте и о пользе игры у стенки. У стенки вы можете отрабатывать удары с разным вращением по отскочившему мячу справа и слева, удары с лета, смэш, подачу и т.д. Можно заметно улучшить качество выполнения ударов, подход к мячу, работу ног, научиться смотреть на мяч, стабилизировать точку нанесения ударов по мячу, давая себе задание выполнить определенный технический прием 10, 20, 50 раз подряд. Можно нарисовать на стенке круг или квадрат и стараться направлять все мячи в мишень, работая над точностью ударов и т.д. Опытные теннисисты проводят у стенки часовую тренировку (выполняя до 1000 различных ударов) и получают при этом нагрузку большую, чем в трехсетовом матче. И хотя работа у стенки менее эмоциональна, нежели с партнером на площадке, польза от нее может быть велика.
Как же правильно организовать свою тренировку? Для некоторых любителей этот вопрос не актуален. Выйдя на площадку и сделав 2-3 удара по мячу, они спрашивают друг друга: «Ну что? Поехали? «И начинают игру со счетом. Как правило, у таких теннисистов или колено завязано, или локоть побаливает, или плечо ноет. В чем дело? Тренировка построена неграмотно, что, конечно же, может привести к травмам.
Как и в других видах спорта, тренировка в теннисе состоит из трех частей: подготовительная, основная, заключительная.
В подготовительной части — ее часто называют разминкой — теннисист разогревает свое тело, готовит сердечнососудистую, дыхательную системы, мышцы и связки к нагрузкам. Разогревание перед игрой существенно снижает вероятность появления травм.
Разминка может занять 5-10 минут, перед соревнованием получше прогрейтесь — 15—20 минут. Но пренебрегать ею вовсе нельзя. Для разминки можно использовать динамические упражнения и статические.
Динамические упражнения хорошо разогревают мышцы, и это важно при невысокой температуре воздуха. Они направлены также на растяжку основных групп мышц, улучшение их эластичности. Поэтому еще до выхода на площадку следует побегать, сделать упражнения, включающие в работу мышцы рук, туловища, ног. Правило такое: вначале включать в работу небольшие группы мышц, а затем основные.
Например, можно включить в разминку круговые движения в лучезапястном, локтевом и плечевом суставах. Наклоны туловища вперед, в стороны, повороты туловища вправо, влево. Отжимания от скамейки (для женщин — от стены) — 10-15 раз, выпады вправо и влево, вперед. Прыжки через скакалку (100-150 подскоков).
Статические упражнения направлены на растяжение мышц и улучшение эластичности мышц, связок. Их выполняют, как правило, при игре в жарком климате и когда игрок хочет сохранить свою энергию, чтобы полностью «выложиться» в матче. При этом варианте разминки игрок, используя в качестве опоры выступ стены в зале, стойку шведской лестницы и т.п., опирается рукой, например, а тело поворачивает в другую сторону. Мышцы передней поверхности руки в этом случае растягиваются. Теннисист, держа ногу одноименной рукой за голеностопный сустав, может согнуть ее в колене, касаясь пяткой ягодицы. Тогда будут растягиваться мышцы передней поверхности бедра. При растяжении улучшается кровоснабжение мышцы, быстрее «выходят» продукты распада, образующиеся при работе. Поэтому такие упражнения на растяжение целесообразно делать и после тренировки.
Если общую часть разминки делать совершенно нет времени, то в крайнем случае можно прибегнуть к энергичному растиранию мышц. Обязательно нужно растереть игровую руку, плечи, коленные суставы.
В специальной части разминки делаются упражнения с ракеткой: круговые движения в плечевом суставе, имитация ударов справа, слева, подачи, «восьмерка».
Затем начинающий теннисист может повторить подбива-ние мяча вниз и вверх правой и левой стороной струн. На каждом следующем занятии он может вводить по одному, по два новых упражнения с мячом и ракеткой.
Опытные игроки игру на корте начинают, как правило, с нескольких ударов с лета, стоя на расстоянии 3—4 м от сетки, посылают мячи влево, вправо, выше, ниже и т.п. 3-5 минут. Это позволяет быстрее «почувствовать» мяч, сконцентрировать внимание.
Далее можно перейти к ударам по отскочившеу мячу, используя эти удары в пределах поля подачи. Это упражнение требует хорошей работы ног, хорошего контроля движений, умения выполнять удары с разным вращением и тонко чувствовать мяч. Затем переходят к основной части тренировки.
Основная часть тренировки может длиться от 40 минут у начинающих до 140 минут у спортсменов-теннисистов.
В начале основной части идет обучение технике и тактике у начинающих теннисистов и совершенствование техники и тактики у квалифицированных игроков. Затем следуют упражнения, развивающие быстроту и ловкость, силу, и в конце основной части решаются задачи, связанные с воспитанием выносливости.
Практика показывает: использование разнообразных средств позволяет игрокам выполнять большой объем работы без переутомления. Это значит, что нужно иметь набор упражнений, комбинаций и их вариантов. Важно также, чтобы эти задания не повторялись из тренировки в тренировку.
Ниже приводятся некоторые упражнения, направленные на овладение основными ударами с лета и с отскока, с различным направлением и вращением. Переходить к следующему упражнению следует после освоения предыдущего, более простого. Упражнение можно считать освоенным, если вы с партнером перекидываете мяч через сетку 7-10 раз. Важно также не включать в одну тренировку более 1 или 2 новых упражнений.
I. Партнеры на линии подачи играют по отскочившему мячу слева или справа по линии, слева или справа по диагонали, отвечая:
— крученым на резаный;
— крученым на крученый;
— резаным на крученый;
— резаным на резаный.
II. Партнеры повторяют задание предыдущего упражнения, но находятся уже на задней линии площадки.
III. Партнеры играют с лета:
— слева и справа по диагоналям;
— слева и справа по линиям;
— слева и справа налево;
— слева и справа направо.
IV. Один играет с лета, его партнер выполняет удары с отскока:
— плоские справа направо;
— крученые справа Направо;
— плоские справа налево;
— крученые справа налево;
— плоские слева налево;
— резаные слева налево;
— крученые слева налево;
— резаные слева направо;
— крученые слева направо.
V. Партнеры играют с отскока «треугольник»:
— слева и справа налево;
— слева налево и направо;
— справа и слева направо;
— справа налево и направо.
VI. Один играет с отскока, его партнер с лета, направляя мяч:
— слева и справа налево;
— слева налево и направо;
— справа и слева направо;
— справа направо и налево.
VII. Оба игрока выполняют упражнение «восьмерка».
1. Оба играют с лета:
2. Один — с лета, другой — с отскока:
3. Оба — с отскока:
В заключительной части тренировочного занятия следует постепенно снижать нагрузку и переходить к процедурам, способствующим восстановлению организма игрока.
Поэтому в конце тренировки желательно сделать расслабляющую пробежку и статические упражнения на растяжение мышц. Затем принять теплый душ с переходом на контрастный. Теннисным партнерам следует знать хотя бы простейшие приемы массажа. Массаж можно сделать после душа в раздевалке. «Пройдитесь руками» друг другу по спине. Помассируйте мышцы спины вдоль позвоночника вибрирующими движениями, разминаниями, потряхиваниями вверх и вниз (5-6 раз). И непременно почувствуете себя лучше, менее уставшим.
После игры на жестком покрытии, асфальте очень болят ноги. Тем, кто играет часто, нужно укреплять голеностопы.
Этому способствуют бег по песку, подъемы на носках, вращательные движения в коленных и голеностопных суставах, ходьба на наружной и внутренней части стоп. Облегчит боль и самомассаж икроножных мышц. Сядьте, согните ногу в колене и поставьте на скамейку, где вы сидите. При этом икроножная мышца расслабится. Обеими руками сделайте разминающие движения на мышце, ее потряхивание. При регулярных тренировках такой массаж нужно делать два раза в день. Специальный крем для спортсменов «Никофлекс» поможет восстановить работоспособность мышц. Но пользоваться им нужно в умеренных дозах.
Источник
Обучение настольному теннису с использование большого количества мячей
Обучение настольному теннису с использование большого количества мячей
Сутягина Ирина Викторовна,
тренер- преподаватель по настольному теннису
С О Д Е Р Ж А Н И Е
1 .Пояснительная записка .
2. Методы обучения
3. Задачи, решаемые тренировкой с использованием большого количества мячей
Учебно-методитческая рекомендация составлена на основании личного опыта работы, опыта работы китайских, советских тренеров-преподавателей.
Данная работа решает вопросы обучения, совершенствования технических приемов в настольном теннисе на разных этапах подготовки.
Главная задача заключается в правильном подборе средств для освоения приемов игры в настольном теннисе и применения в игре на счет, его технической, тактической и психологической (методом разъяснений и убеждений) подготовки. Основным условием выполнения этой задачи является целенаправленная подготовка юных теннисистов , которая предусматривает :
— подготовку теннисистов на уровне ДЮСШ, области, России;
— подготовку смелых, волевых , дисциплинированны инициативных, самостоятельно думающих игроков ;
— развитие специальных (технических, физических, тактических) качеств.
Настольный теннис – это увлекательнейшее зрелище, где лучшие спортсмены разных стран показывают высочайшее мастерство, молниеносную реакцию и тончайшую координацию движений.
Для успешного формирования навыков игры прежде всего нужно составить некую модель движений с характеристиками удара по скорости , амплитуде , направлению и ритму , силе и вращению мяча . Эта модель основа того или иного удара .Настольный теннис – вид спорта индивидуальный , где и техника у каждого индивидуальна – поэтому тренеру чтобы поставить технику приходится прибегать к различным методам и средствам (в данном случае использование большого количества мячей).
Правильнее выполнение движений зависит от индивидуальных способностей спортсмена. Игра побуждает к творчеству и самовыражению.
Основной задачей тренировки с применением большого количества мячей является:
— многократное повторение того или иного элемента в течении
длительного времени не отвлекаясь, что ведет к быстрому освоению технических приемов;
— увеличение интенсивности тренировки;
— увеличение плотности тренировки.
При работе с большим количеством мячей новичков проще научить двигаться у стола (так как есть возможность спокойно без суеты, осмысленно сделать подход к мячу и начать атаку).
Настольный теннис относится к числу наиболее популярных спортивных игр, он развивает координацию движений, ловкость, гибкость, быстроту, скорость реакции, внимание, мышление, эмоциональную устойчивость. Во время игры можно легко регулировать физические и психические нагрузки, определять каждому для себя в зависимости от возраста, подготовленности, состояния здоровья степень интенсивности занятий их продолжительность и регулярность. Все это плюс нехитрый инвентарь делают настольный теннис одним из самых любимых и доступных для систематических занятий видов спорта.
В настольном теннисе существуют различные варианты ударов, при которых сила удара преобразуется в первую очередь во вращение, а не в скорость полета мяча. При помощи накладок с хорошим сцеплением поверхности мячу можно придать вращение со скоростью до 170 оборотов в секунду !
Но для того что бы добиться определенных результатов нужно очень много работать и работать в связке тренер-ребенок (воспитанник) — родители. И если это односторонняя работа тренер – ребенок, то очень сложно добиться определенных результатов. Хотелось бы, что бы родители поняли, что если отдают ребенка в спорт то они понимали, что это не простое
время препровождение, а титанический труд как тренера так и воспитуемого .Многие родители видя, что ребенок с большим удовольствием бежит на тренировку начинают спекулировать этим. Плохие отметки в школе — наказан тренировками. Наказали раз, наказали два…., ребенок отстал от своих сверстников Кто-то будет тренироваться с удвоенной силой ,а кто-то пойдет на улицу — там его лучше поймут… , а ведь учебой никто наказывать не будет- школа это святое…. Но многие недопонимают, что делают большую ошибку.
Как вести учеников от незнания к знанию от неумения к умению – одна из стержневых задач деятельности преподавателя. Способов обучения много, но, ни один из них не является универсальным. Способы передачи ученикам знаний и умений, воздействие преподавателя на учеников, работа самих учеников – все это относится к методам и методическим приемам.
Метод обучения – это способ преподавания тренером и усвоения спортсменом учебного материала
Методический прием – это способ реализации метода в соответствии с конкретной задачей обучения
Следовательно, внутри каждого метода используются его разнообразные методические приемы. Прием позволяет применять соответствующий метод в конкретных условиях. Именно по этому тот или иной метод используется при решении самых разнообразных задач на любом этапе обучения и при работе с любым контингентом обучающихся.
Методических приемов так много, что и не поддаются какому – либо строгому учету. Различие в уровне преподавания объясняется часто именно разным объемом методических приемов , которыми владеют тренеры .
Обучение процесс двусторонний: тренер учит, ученики учатся. Поэтому и применяемый метод обучения – это не только способ
выполняющий информационную и управляющую функции, но и способ
учения обучающегося. Ведущая роль тренера и ведомая ученика всегда взаимосвязаны.
Специальную систему методов и методических приемов обучения, иногда и форм и организаций занятий, созданную для изучения конкретного двигательного действия, принято называть методикой обучения.
Нужно выделить три взаимосвязанных звена:
осмысливание задачи обучения (складывается из понимания обучающимся поставленной перед ним задачи, понять основу техники и ведущие движения изучаемого действия.)
составление проекта ее решения ;
попытка выполнить двигательное действие.
В настольном теннисе существуют различные варианты ударов и для того чтобы их освоить и закрепить применяются различные методы .
При тренировки с партнером удары максимальной
скорости и силы приводят к завершению розыгрыша очка и пока вновь мяч будет введен в игру и вновь создастся ситуация для выполнения удара на пределе скоростно-силовых возможностей ,пройдет слишком много времени. Причем пауза между двумя успешными попытками настолько велика , что надежды на закрепление положительного опыта, скорее всего, следует считать безосновательными.
Для совершенствования эффективной атаки выход
заключается в применении равномерного, повторного методов тренировки с использованием большого количества мячей. Этот метод получил широкое распространение в подготовки спортсменов ведущих теннисных стран благодаря целому ряду преимуществ по сравнению с тренировкой с партнером
-возможность выполнять упражнение непрерывно в течении относительно длительного времени с постоянной интенсивностью, стремясь сохранить заданную скорость ,постоянный темп ;
— возможность в десятки раз увеличить интенсивность тренировки и управлять ею в широких пределах;
— возможность увеличить плотность тренировки сложных элементов и ударов , направленных на выигрыш очка, в решающей степени увеличить число удачных попыток и сократить интервал времени между ними ;
— возможность гораздо более эффективно тренировать устойчивость атакующей игры против разнообразных вращений , длины и направлений мяча ;
— возможность акцентированного специального тренировочного воздействия на конкретные технико-тактические элементы спорт смена при одновременной коррекции его действий со стороны тренера
— возможность совершенствования специальной физической подготовки в условия , максимально приближенных к игровым .
На практике тренировка выглядит следующим образом тренер, имея рядом с собой коробку с большим количеством мячей на специальной подставке, достает из нее сразу по 5-6 мячей, набрасывает их перед
собой на стол один за другим и наносит удары в желаемом темпе с нужной скоростью и вращением , в необходимых направлениях.
Спортсмен производит ответные удары с большой силой и скоростью в соответствии с поставленной задачей.. Независимо от того попал он на стол или нет — в игру вводится следующий мяч и таким образом достигается непрерывность тренировки.
Режим работы тренер должен выбирать в соответствии
с поставленной задачей тренировки и реальными возможностями спортсмена. Для того, чтобы тренировка с большим количеством мячей была
более эффективно, следует внимательно относиться к некоторым немало важным деталям.. Прежде всего необходимо обеспечить, чтобы к началу каждой серии спортсмен был предельно мобилизирован на выполнение
задания, настроен на полное проявление своих скоростно-силовых возможностей. Каждый удар должен выполняться им со значительным внутренним напряжением, подобным натуживанию штангиста.
Тренер должен также следить , чтобы точность попадания
в указанные точки стола (мишени ) не опускалась ниже 50 %,поскольку
в таком же случае теннисист будет закреп- лить неправильные навыки
и тренировка даст отрицательный эффект.
При обработке комбинаций следует заботится о максимальном соответствии направляемых спортсмену мячей реальной игровой ситуации . Чем лучше решена эта проблема , тем на больший положительный перенос
в игру на счет можно рассчитывать.
Задания с большим количеством мячей рекомендуются применять не более 60 минут и не более чем на двух тренировках подрят при двухразовых занятиях в день. Сочетания этого вида тренировки с заданиями в парах позволяет теннисистам постоянно переносить в естественную игру навыки, приобретенные интенсивным методом.
Тематическое содержание тренировочных заданий так же как и упражнений в парах может иметь целью совершенствование техники ударных движений , техники работы ног, точности направлений, устойчивости к смене вращений и т.д. Отдельное время в обязательном порядке должно уделяться тренировке подач и их приема.
Задания тактической направленности могут включать в себя
— начало атаки топ-спином против срезки или скидкой с коротких мячей,
— борьба за инициативу в темповом розыгрыше с частым выполнением сильнейших ударов и вращений,
— прием сильной атаки с частыми встречными ударами с целью перехвата инициативы.
Допускается сочетание циклов разных тренировочных режимов в одном занятии, но общую положительность интенсивности тренировок превышать не рекомендуется, поскольку любые сильнодействующие средства надо исполнять в меру.
Особенно этот метод тренировки хорош для закрепления элементов у спортсменов начальной подготовки. Так как за время работы на большом количестве мячей спортсмен выполняет больше имитационных движений, благодаря чему появляется мышечная память-(навык) и ребенок быстрее осваивает технику. Движения становятся более уверенными, что способствует игровому опыту. Примером тому могут служить моя работа с шестилетками. Для того чтобы дети освоили быстрее тот или иной элемент им приходилось концентрировать внимание на работе рукой без сочетания с ногами, когда был двигательный навык закреплен, тогда подключали передвижение ног. Мне нравится этот метод- он эффективен.
Источник