Темы занятий йоги для детей

Педагогический проект «Хатха-йога — нетрадиционный метод оздоровления дошкольников»

Татьяна Казанцева
Педагогический проект «Хатха-йога — нетрадиционный метод оздоровления дошкольников»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 9 «Золотой ключик»

Педагогический проект

Тема: «Хатха-йога — нетрадиционный метод оздоровления дошкольников»

выполнила: инструктор по физкультуре

Городской округ г. Бор

Разработка инновационных оздоровительных технологий для ДОУ — первоочередная и своевременная задача.

Актуальность выбранной работы определена особой социально-экономической и социально-гигиенической ситуацией в стране: по данным РАМН РФ, в последнее время отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей.

В настоящее время профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей является одним из приоритетных направлений в оздоровлении детей, который включает все виды здоровьесберегающих технологий (дыхательной, корригирующей гимнастик, психогимнастики, точечного массажа, элементов релаксации) с включением гимнастики Хатха-йоги.

Йога — это полноценная гимнастика, гармонично развивающая все мышцы тела, и прекрасное средство борьбы с искривлением позвоночника.

Дети — это маленькие йоги, они естественны и открыты от природы, они чистые и гибкие, их сознание свободно от страха и социальных стереотипов. Если с раннего возраста удается включиться в программу здорового образа жизни, тогда с возрастом человек не утратит легкости и подвижности тела, радостного отношения к миру, сохранит свежесть и молодость тела, духа и души.

Детский вариант йоги разработан специально с учетом физических, психологических особенностей ребенка, для того, чтобы поддерживать здоровье, развивать гибкость и выносливость, умение концентрировать внимание с ранних лет.

Регулярные занятия йогой с инструктором и дома помогут ребенку стать уравновешенным и спокойным, научиться концентрироваться, укрепят здоровье и иммунитет, повысят сопротивляемость организма к различным заболеваниям, исправят осанку, помогут сформировать сильное и гибкое тело. Психологический эффект йоги — рост активности, прилив бодрости, устранение хандры и меланхолии, повышение настроения.

Научная новизна и практическая значимость

Гимнастика с элементами хатха-йоги доступна детям дошкольного возраста. В отличие от других физических упражнений, имеющий динамический характер, в гимнастике хатха-йоги, основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку.

Хатха-йога – сочетание физических упражнений на расслабление и дыхательной гимнастике. Доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных упражнений.

Занятие хатха-йогой для детей – это профилактика сколиоза, астмы, простудных заболеваний.

Дети становятся спокойнее, добрее, у них появляется уверенность в своих силах. Йоговские упражнения требуют особую сосредоточенность, это развивает у детей внимание и усидчивость, организованность, воображение, волевые качества детей. Улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, организм очищается от шлаков, снимается усталость, укрепляются слабые мышцы, развивается гибкость, улучшается осанку.

Большинство упражнений в хатха-йоге естественны, физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, определённые положения людей, предметы. Использование знакомых образов животных, птиц помогают детям представить ту или иную позу (будят фантазию и воображение).

Хатха-йога проводится на основе взаимного доверия, понимания и интереса, с учётом индивидуальных особенностей и возможностей детей.

Главная задача оздоровительной гимнастики: формирование навыков здорового образа жизни и укрепления здоровья детей.

Наилучшим способом общения с детьми является игра. Игра – это способ познания мира. «Игра помогает воспитанию, ибо она питает нашу любознательность и лежит в основе всякого развития и творчества», — говорил Блаженный Августин. Игра, а точнее сам факт наличия в любой игре правил, учит ребенка понимать, что в жизни есть тоже определенные законы. При этом, когда ребенок играет, он не испытывает страха, что может сделать что-то неправильно. Поэтому – с йогой детей необходимо знакомить именно через игру.

Подражание – еще один метод обучения детей. Названия асан, изображающих позы зверей, птиц, растений, даются в доступной и понятной детям форме.Например: «кузнечик», «цапля», «лягушка», «кошечка», «дерево» и т. д. Это повышает их интерес к окружающему миру, развивает внимание и наблюдательность ребенка. Асаны – позы йоги, направленные на развитие координации, силы, гибкости и выносливости, хорошо подходят для детей. Не все асаны просты в исполнении, поэтому они помогают ребенку развивать силу воли, чувствительность и узнать много нового о себе. Эти интересные упражнения укрепляют мышцы, делают их более эластичными, разрабатывают суставы, делая движения ребенка красивыми и пластичными, а кроме того, укрепляют внутренние органы и улучшают самочувствие. Йога помогает развить гибкость, хорошую осанку и координацию движений и впоследствии избежать таких распространенных заболеваний позвоночника как, сколиоз. Кроме того, йога повышает сопротивляемость различным заболеваниям и укрепляет организм. Йога также является отличным средством расслабления. Она дает выход для природной детской активности, поэтому особенно полезна неуравновешенным, нервным, не умеющим сосредоточиться, невнимательным детям. На занятиях детской йогой асаны сочетаются с динамичными играми. Со стороны может казаться, что дети просто бегают, прыгают и играют, лишь на некоторое время принимая статичные позы,однако в действительности такое занятие дает комплексный положительный эффект: укрепляется позвоночник, улучшается осанка и координация движений, повышается гибкость и выносливость. Вместе с тем, дети не теряют интереса к занятиям, не утомляются и дают выход энергии. Детская энергия направляется на созидание, на укрепление здоровья, следование здоровому образу жизни и развитие позитивного отношения к окружающему миру.

В ходе занятий йогой ребенок получает навыки управления своим телом и процессами, которые в нем происходят. Это позволяет ему вступить во взрослую жизнь готовым к любым ее проявлениям, научиться воспринимать ее полнее и ярче.

Цель проекта:

Научить детей заботиться о своём здоровье с помощью специальных упражнений и правил индивидуального поведения, направленных на поддержание чистоты тела. Формировать потребность в ЗОЖ.

1. Совершенствование психических процессов.

2. Познание своего характера, укрепление воли.

3. Развитие внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии, умения управлять своими поступками и чувствами.

4. Развитие умения снимать усталость, укреплять слабые мышцы, развивать гибкость, улучшать осанку, правильно дышать, расслабляться.

5.Духовное обогащение: учить быть чистоплотным внешне и внутренне, терпеливым, спокойным, весёлым, не причинять вреда другим.

6. Формирование осанки.

7. Развитие потребности в здоровом образе жизни.

8. Создание эмоционального благополучия.

Вид проекта: творческо-информационный, практико-ориентировочный.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: педагоги, родители, дети.

Образовательная область: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественное»

• Предполагаемый результат. Созданы необходимые условия для физического развития детей как в ДОУ, так и в семье.

• У детей сформированы представления о здоровом образе жизни, они имеют простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

• Снизилась заболеваемость, повысился уровень гибкости, улучшилась осанка.

• Дети стали спокойнее, добрее, у них появилась уверенность в своих силах. У детей развито внимание и усидчивость, организованность, воображение, волевые качества, сформировано умение расслабляться.

• Результаты представлены в форме мультимедийной презентации, фотовыставок.

Программно-методическое обеспечение.

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010

2. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления: Программно-методическое пособие. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС. 2000.

3. Белов В. И. Йога для всех М. «КСП» 1997.

4. Латохина Л. И. Хатха-йога для детей М., Просвещение. 1993.

5. Латохина Л. И. Творим здоровье души и тела. СПб,1997.

6. В. Осипова. Поза ребенка «Хатха-Йога в детском саду». Ж. Обруч №3-1997.

«Формирование у старших дошкольников осознанного отношения к своему здоровью посредством выполнения мудр — йога пальцев рук». Воспитатель МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 27» г. Воркуты Губанова Ирина Ивановна, 1 квалификационная категория (из опыта.

Консультация для родителей «Массаж — метод естественного оздоровления детей с ЗПР» Психологические исследования у детей с задержкой психического развития (ЗПР) указывают на то, что у них недостаточно сформированы такие.

Хатха-йога для детей 5–7 лет С давних пор наши предки заботились об охране здоровья и жизни, процветании, благополучии, духовном развитии подрастающего поколения. В.

Конспект НОД по физическому развитию c элементами хатха-йоги для дошкольников пятого года жизни «У самого синего моря» Программное содержание:Учить детей пролезать в обруч, упражнять в прыжках вверх с касанием двумя руками предмета подвешенного на 10-12см.

Консультация для родителей на тему: «Хатха — йога для дошкольников» Все лучшее, что есть в нашем обществе оно стремиться отдать детям. Сегодня они составляют почти треть населения Земли, и забота об их будущем.

Нетрадиционные средства оздоровления дошкольников Нетрадиционные средства оздоровления дошкольников. Цель: 1. Заинтересовать родителей проблемой оздоровления детей нетрадиционными средствами.

Мастер-класс «Нетрадиционный метод рисования ладошкой в первой младшей группе» В своей работе я использую нетрадиционный метод рисования ладошкой, который мне очень нравится, да и моим ребятам тоже. Какое счастье излучают.

Нетрадиционный метод рисования. Печатки своими руками Развивать изобразительные способности нужно начинать с раннего дошкольного возраста, так как задатки творческих способностей даны человеку.

Проект «Игры с водой как метод оздоровления детей раннего возраста в период адаптации» Тема проекта: «Игры с водой – как метод оздоровления детей раннего возраста в период адаптации». Разработчик проекта: воспитатель.

Консультация по физическому развитию «Закаливание как фактор оздоровления дошкольников» «В здоровом теле – здоровый дух» Актуальность проблемы. Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий.

Источник

Составляем план занятия йогой для детей

Здравствуйте, друзья!

Мы с вами уже рассмотрели рекомендации и предложения по организации урока детской йоги, специфику занятий йогой с детьми разных возрастных групп, в последней статье этого цикла давайте разберем структуру урока и примеры игр и заданий.

Я предлагаю за основу класса взять следующую структуру:

ОБЪЕДИНЯЮЩАЯ ИГРА ИЛИ ЗАДАНИЕ

Если вы занимаетесь более чем с одним ребенком, в начале класса предложите им разместить их коврики в форме круга. Это учит детей тому, что все равны. Кроме того, все могут видеть друг друга.

Затем организуйте групповое упражнение для разогрева. Что это может быть?

  • Выполнение поз для разогрева под музыку. Вы показываете, а все дети повторяют. Прекрасно подходит для этого серия «Сурья Намаскар — приветствие солнцу». Можно повторить 4-5 раз.

  • Игра «Волна». Вы – ведущий делаете движение, следующий за вами ребенок его повторяет и, так далее все выполняют это движение по кругу, затем вы делаете следующие и, все опять повторяют друг за другом. Таким образом выполняются 8-10 поз на разогрев в более интерактивной форме.
  • Игра «Зеркало». Дети разбиваются на группы по два человека, один показывает позы йоги, а второй – «зеркало» их повторяет. Потом они меняются ролями. Дайте им 2-3 минуты на одного человека.
  • Игра «Веревочка». Два человека держат веревку, а остальные проходят под ней, выполняя позы йоги, которые вы загадаете. Потом этих детей меняют следующие.

ВЫПОЛНЕНИЕ АСАН ЙОГИ

Для этой части урока хорошо подойдут следующие игры:

  • Йога-путешествие. Выберете место назначения для вашего путешествия, это может быть Африка или Индия, Мексика или Бразилия, Австралия или Россия, что вашей душе угодно. Расскажите детям об этом месте, покажите его на карте, обсудите с ними на каком языке говорят местные люди, как они выглядят, какой там климат, чем оно замечательно и т.д. Затем вместе с ними, используя позы йоги, соберите чемодан, доберитесь в аэропорт на машине, затем совершите перелет на самолете или переезд на поезде, станцуйте приветственный национальный танец по прилету, а затем съездите в лес, чтобы посмотреть местных животных и выполнить их позы. Используйте фантазию.
  • Сказка про животных или волшебная история вашего сочинения. Например расскажите им сказку о колобке и выполните позы бабки и дедки, колобка, медведя, лисы, зайца. Этот вариант очень хорош для маленьких деток.
  • Парная йога. Существует огромное количество асан йоги, которые интереснее и полезнее выполнять в парах. За счет этого достигается более глубокая проработка поз и, развивается чувство доверия к партнеру.

ВЕСЕЛАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ИГРА

Предлагаю некоторые варианты игр, а дальше используйте воображение, вспомните детские игры, в которые играли вы, поищите в интернете и подумайте, как их можно связать с йогой и позами.

  • Эстафета с заданиями. В позе йоги преодолеть дистанцию, дуть легкий мячик до финиша, перенести маленький мячик ногой, пройти по веревочке на полу с закрытыми глазами, пройти с книгой на голове и не уронить ее и многое другое. Здесь можно использовать различные аксессуары: мячи разных размеров, скакалки, карточки с позами йоги.
  • Нарисовать любимую позу йоги или придумать свою позу, раскрасить чакру или мандалу, можно давать это задание индивидуально или разделить детей на группы.
  • Игра «Танцы». Каждый ребенок выбирает позу животного, вы включаете музыку и, дети танцуют в позе выбранного животного. Затем вы останавливаете музыку и, они должны замереть в позе все того же животного. Затем все выбирают другого зверя, и игра продолжается.
  • Вы даете детям описание животного, а они должны догадаться, кто это. Они могут задавать дополнительные вопросы. После того как дети отгадали, все выполняют позу этого животного.
  • Игра «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура акулы замри». И все замирают в позе акулы. Затем меняете акулу на других обитателей моря и играете дальше.
  • Сделайте карточки с природными явлениями, такими как солнце, ветер, луна, дерево, цветок, гора и т.д. Затем разделите детей на группы. Загадайте каждой группе, используя позы йоги, показать то явление, которое им выпало, чтобы другие группы догадались.

Напомните детям что эта часть класса проходит в полной тишине.

  • Упражнения на дыхание. Лучше выполнять стоя. Я приведу только несколько примеров, на самом деле таких упражнений существует очень много.

Подготовительное упражнение.
Сделать глубокий вдох и задержать дыхание насколько возможно. Выполнить 5-10 раз.

Упражнение «Воздушный шарик».
Перед выполнением упражнения нужно выдохнуть воздух из грудной клетки ртом, чтобы она втянулась. Затем медленно делаем вдох через нос, а выдох— через рот. При выполнении упражнения обязательно нужно следить, чтобы живот и плечи оставались неподвижными. Выполнить 6-10 раз.

Упражнение «Обдуваем плечи».
Делаем вдох, затем поворачиваем голову налево, делаем выдох через рот, губы при этом свернуты в трубочку. Продолжаем выполнение этого упражнения в следующем порядке: голова находится прямо – «вдох», голова повернута направо – «выдох», голова прямо – «вдох», голову опускаем к подбородку – «выдох», голова прямо – «вдох», голову поднимаем наверх – «выдох», голова прямо – «вдох». Выполнить упражнение 5-10 раз.

Упражнение «Потягушечки».
На вдохе – хорошо подтягиваемся, поднимаемся на носки, на выдохе – руки опускаем, встаем на всю стопу, наклоняемся вниз и произносим: «У-х-х…» Выполнить 4-5 раз.

Упражнение «Паровоз».
Ходим по кругу, имитируя паровоз, делая соответствующие движения руками и приговаривая «Чух-чух-чух». Выполнять 20-30 сек.

  • Медитация. Попросите детей лечь на коврики или сесть в позу лотоса и закрыть глаза. Скажите, что нужно успокоится, расслабиться и следить за дыханием. После чего совершите с ними путешествие на волшебный остров, где всегда светит солнце, где теплое море, где хорошо и радостно. Либо попросите их представить животного, которое является их другом, и они могут доверить ему любой секрет, радостную новость или переживание. Другие темы для медитации: представить по очереди разные цвета, наблюдать за дыханием, совершить полет в облаках с радугой или полет на ковре самолете, прогулка в красивом саду.

  • Массаж. Мы уже говорили о важности прикосновения, при выполнении массажа также выполняется принцип «получать и отдавать». Можно выполнять в кругу, где каждый делает массаж своему соседу, или разделить детей на пары. Эта часть класса одна из самых любимых.
  • Упражнение «Шавасана». Дети ложатся на коврики, закрываю глаза, расслабляют тело и, их задача пролежать так две минуты, не шевелясь и не разговаривая.

Итак, мы рассмотрели структуру занятий йогой для детей: объединение и разогрев, выполнение асан, веселая активная часть и расслабление. Данная информация носит исключительно рекомендательную форму. Что будет работать для вас и ваших детей можно определить только опытным путем.

Поэтому экспериментируйте, фантазируйте, веселитесь и играйте вместе с детьми. Самое главное, чтобы и вы и дети получали от этого удовольствие.

Источник

Читайте также:  Методика силовой тренировки это
Оцените статью