Здоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастика
Татьяна Корепанова
Здоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастика
Здоровьесберегающие технологии – система мер, направленная не только на сохранение и стимуляцию здоровья, но и на активное формирование здорового образа жизни. Эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей.
В работе воспитателя не обойтись без артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика включена как в НОД, так и в режимные моменты. Даже самые простые движения всех органов артикуляции (губ, челюстей, языка) оказывает благотворное влияние на активизацию мыслительной деятельности, четкость произношения звуков, координацию движений. Упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме и основаны на непроизвольных движениях, не утомляют детей, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи. Например, для некоторых детей широкое открывание рта и удерживание этого положения – трудная задача. Это упражнение вызывает у детей интерес, устойчивость внимания: «рыбка открывает рот и ловит корм», «крокодил широко открыл рот», «бегемот разинул рот, булки просит бегемот». Движения языка влево-вправо дети с желанием выполняют, когда даются такие задания: «язычок моет пол, потолок, протирает стены», «собака виляет хвостиком», пытаемся достать языком до носа и до подбородка. Вот некоторые упражнения, которые я испоьзую. для артикуляционной гимнастики.
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краев и до десны.
Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и
верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние
и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
2.«Хоботок»
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у.
Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их
Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в
таком положении под счёт от 1 до 5-10.
3.«Домик открывается»
Ротик широко открыт,
Язычок спокойно спит.
Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.
Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а», подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.
4. Чередование «Хоботок» — «Улыбка» —
Хобот вытянул слоненок.
Вот зевает бегемот,
Широко открыв свой рот.
Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.
Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у — и»,
«и – у — а»,удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.
5. «Любопытный язычок»
Вот и вышел на порог
«Что он скачет взад-вперед?» —
Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.
Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот
остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.
6.«Лягушка»
Ниже нижнюю губу
Опущу я, как смогу.
Цель: отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать
подвижность и укреплять мышцы губ.
Описание: Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает
её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.
7. «Зайчик»
Губку верхнюю подняв,
Замер зайчик, зубки сжав.
Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.
Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская
её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.
8. «Окошко»
Рот прикрою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубки рядышком стоят
И в окошечко глядят.
Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.
Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.
9. «Язык здоровается с подбородком»
Долго спать он не привык.
И спросил у подбородка:
— Эй, какая там погодка?
Цель: отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении).
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку, затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.
10. «Язык здоровается с верхней губой»
Улыбнись, не будь груба,
Здравствуй, верхняя губа!
Цель: отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать
его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связке (уздечки, если
Описание: Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка
на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.
Всем огромное спасибо за внимание и голоса!
Здоровьесберегающие технологии. Гимнастика после сна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 Консультация на тему: Здоровьесберегающие технологии – гимнастика.
Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе (дыхательная гимнастика) Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе. Задачи: 1. формирование элементарных представлений.
Артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика Проводить гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые движения у детей закреплялись, становились более прочными.
Артикуляционная гимнастика Упражнения артикуляционной гимнастики[/b] УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА 1. Поднимание и опускание плеч. При поднимании – вдох через нос,.
Артикуляционная гимнастика Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №272» Г. Ижевск ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ Составитель:.
Артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов — кинем. Выработка той.
Артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика 1. «Распевка» пропеваем гласные звуки Аааааа, оооооо, уууууу, ыыыыыы, ээээээ А – как можно широко раскрыть.
Артикуляционная гимнастика Apтикуляционная гимнастика. «Лягушка-слоник». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы и удерживать это положение 5—7 секунд,.
Доклад из опыта работы «Здоровьесберегающие технологии» (дыхательная гимнастика А. Стрельниковой) Введение Здоровье человека всегда будет актуальной темой. Его невозможно удержать лекарствами. Есть более действенное средство — движение.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Дыхательная гимнастика по методике А. Н. Стрельниковой для детей дошкольного возраста Цель: пропаганда здорового образа жизни, посредством ознакомления с новыми здоровьесберегающими технологиями. Задачи:ознакомление с дыхательной.
Источник
Комплекс артикуляционной гимнастики по лексическим темам
Лариса Каменчук
Комплекс артикуляционной гимнастики по лексическим темам
Артикуляционная гимнастика по лексическим темам.
«Язычок в лесу» — язычок «шагает» по зубкам.
«Листики качаются на ветру» — «Часики».
«Опадают листики с деревьев» — «Качели».
«Дятел стучит по стволу» д-д-д-д-д-д.
«Спрячем горох за щечку» — упр. «Футбол».
«Язычок пролазит в огород» — упр. «Расческа».
«В огороде стоит качеля» — упр. «Качеля».
«Пограничники ползут» — упр. «Расческа»
«Танк едет на бой» — упр. «Оближем наши зубки по кругу».
«Танкисты стреляют» — упр. «Месим тесто».
«Лётчики летают» — упр. «Часики».
а) «стрельба» : к-г, к-г. к-г.
в) «самолет» — ллллл
г) «вертолет» :ррр-рррр
д) «барабан»: д-д-ддд, д-д-ддд
«Зайчик» — поднять только верхнюю губу, обнажая верхние зубки.
«Сердитый волк» — нижнюю губу прикусить верхней губой.
«Ежик фыркает» — вибрация губ.
«Лосенок сосёт молоко и чмокает» — «почмокать»
«Волк кусает губы» — покусать сначала нижнюю губу, затем –верхнюю.
Дети выполняют артикуляционные упражнения под медленную музыку в медленном темпе, под быструю – в быстром.
• «Кошечка лакает молоко»
• «Коза жуёт траву»
• За-за-за – прибежала к нам коза.
• Зы-зы-зы – ой, беда у той козы.
• Зо-зо-зо — не поют козлята «ЗО».
• Зу-зу-зу – надо выручить козу.
Животные жарких стран
«Слон» — буду подражать слону, губы трубочкой тяну.
«Бегемотики» — рот пошире открываем, в бегемотиков играем.
«Обезьяны на качелях» — на качелях из лианы вверх взлетают обезьяны.
«Полосатая лошадка» — упр. «Лошадка».
«Жираф жует листочки.» — покусывать язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя.
«Морж широко открывает рот и ловит рыбёшек»-окошечко.
«Полярная сова и пингвины снесли яйца»-губы трубочкой вытянуть маленькой и затем большой.
«Тюлень цедит воду сквозь зубы»-улыбочка,сблизить зубы:с-с-с-с-с-с
«Морж на лежбище»-положить широкий язык на нижнюю губу.
«Дельфин на охоте»— острым языком двигать влево-вправо.
«Тюлень ловит рыбу»-язык чашечкой.
1. «Жнем колоски» — облизываем верхнюю губу широким языком, придерживаем подбородок.
2. «Молотьба» — Рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о небо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук [Д].
3. «Веем зерно» — Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка.
4.«Спрятать зёрнышки попеременно то за левую, то за правую щёчки». (Надувать попеременно то левую, то правую щёки.)
«Пили гости чай из чашек» — упражнение «Чашечка».
«Чаю в чашки наливаем, сахар ложкой мы болтаем» — упр. «Болтушка».
«Подуем на горячий чай» — ФФФФФФФФ….
«Муха угощала блинчиками» — упр. «Блинчик».
«Хоботок». Сомкнутые губы вытянуть вперед.
«Шмель». Рот открыть. Язык в виде чашечки поднять вверх, боковые края прижать к коренным зубам. Передний край должен быть свободен. Посередине языка пустить воздушную струю, подключить голос,произнося с силой: «дзззз», «джжж».
«Комарик кусает». Узкий язык максимально выдвигать вперёд и убирать вглубь рта.
«Бабочка летает вокруг цветка». Приоткрыть рот и облизать губы языком по кругу по часовой и против часовой стрелки.
«Кузнечик». Широко открыть рот, улыбнуться. Кончиком узкого языка попеременно касаться основания (бугорков) то верхних, то нижних зубов.
«Пчела». Улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх к бугоркам (альвеолам). Пытаться произнести «джжж», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд.
У меня в моем лесу есть подружки сосульки. Они такие худенькие
(Втягивают щеки в себя.)
Как-то раз гуляли мы Снеговичком – Толстячки по лесу (Надувают щеки)
и повстречались с Сосульками. (Втягивают щеки в себя, надувают щеки).
Как мы обрадовались этой встрече!
Мы стали улыбаться друг другу, (Улыбка)
Целоваться друг с другом, (Губы вытягивают трубочкой)
Радоваться друг другу. (Чередование улыбки и «трубочки»)
Но вдруг Сосульки стали удивляться: «Ах, вы такие толстые!»
(Дети смотрят, подняв брови и широко открыв глаза)
Рассердились мы Снеговички: «Не такие уж мы и толстые!»
(Хмурят брови, морщат губы, смотрят сердито).
Сосульки говорят: «Посмотрите, какой у нас остренький носик!»
(Язычком делают упражнение «иголочка»)
А мы им в ответ: «Зато у нас есть широкая лопата!»
(Язычком делают упражнение «лопатка»)
Сморщили нос Сосульки: «Фу! Не хотим с вами разговаривать!»
Скривили губы Снеговички: «Пф! Ну и не надо!»
(Изображают на лице возмущения, кривя уголки рта).
“Голодные птенчики” — максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы)и произносить слоги: “Ам-ам-ам-ам-ам”.
“Птенчики глотают пищу” — сглатывание слюны.
“Клювы разных птиц” — медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.
“Птенчики ждут пищу” — сделать из языка “чашечку” и удерживать ее под счет до “шести”.
“Очень вкусная пища!” — присасывать “широкий” язык к небу, затем произносить звук а.
“Аист” Вытянуть “острый” — язык как можно дальше изо рта и удержать под счет до “шести-восьми”.
«Пишем письмо» — упр. «Покусывание кончика языка».
«Складываем письмо в конверт» — упр. «Расческа».
«Приклеиваем на конверт марку» — упр. «Оближем губки».
«Читаем газету» — упр. «Качеля».
Пыхтит паровоз. Укрепление губ при беззвучном произнесении согласного звука п-п-п-п-п Темп произнесения то убыстрять, то замедлять.
Лодочка качается на волнах. Поставить указательные пальцы к уголкам губ. Медленно поднимать и опускать уголки губ сначала с |помощью пальцев, затем без их помощи.
Лодочка. Рот открыт. Язык высунуть «лодочкой» («желобком», держать неподвижно.
Гребем веслом. Перемещать язык из одного угла рта в другой.
Застегивание и расстегивание молнии.
Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до «пяти» (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию).
Большие пуговицы и маленькие пуговки.
Максимально округлить губы (большая пуговица, вытянуть губы узкой «трубочкой» (маленькая пуговка).
Упражнения для языка
Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «пяти-шести»).
Воротник с широкими и острыми краями.
Чередовать положения «широкого» и «узкого» языка. Положить «широкий» язык на нижнюю губу («круглый воротничок»). Вытянуть «острый» язык — «воротничок с острыми краями».
Широко открыть рот и прижать кончик языка к верхним зубам, удерживать его в таком положении (под счет до «шести»).
Шитье на разных швейных машинках.
Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы,боковые края прижать к коренным зубам и произносить: «Д-д-д-д-д» (шьем на электрической швейной машинке, «Т-т-т-т-т» (шьем на ручной швейной машинке).
Кончик языка «иголочкой» ритмично касается верхней губы, начиная с уголка рта.
«Листаем букварь» — упр. «КАЧЕЛЯ».
«Пишем в тетрадях предложения» — упр. «ЧАСИКИ».
«Открываем и закрываем портфель» — упр. «ГАРМОШКА».
«Вытаскиваем из портфеля школьные принадлежности» — упр. «РАСЧЕСКА».
Физминутки к лексическим темам для детей с ОНР «Осень» Дождь на улице идёт: -покачивание головой влево — вправо; Кап-кап-кап… -вверх-вниз указательными пальцами; Дома мы сидим, грустим:.
Домашние задания по лексическим темам в средней группе Лексическая тема: Осень. Признаки осени. 1. Побеседуйте с ребёнком о времени года, которое наступило. Закрепите в речи ответ на вопрос.
Картотека пальчиковых игр и физкультминуток по лексическим темам Сентябрь. 3 неделя. «Огород. Овощи. Растения моей местности». Пальчиковая игра. «У Лариски – две редиски» У Лариски- По очереди разгибают.
Комплекс артикуляционной гимнастики «Ребятки и зверятки» для детей старшей и подготовительной групп. Комплекс артикуляционной гимнастики «Ребятки и зверятки» (для детей старшей и подготовительной групп). Цель: выработка качественных,.
Конспект занятия по лексическим темам «День Защитника Отечества» (старшая логопедическая группа) ТЕМА : «ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА» Цель: Систематизировать, обобщать и расширять представления детей об армии, о родах войск, военной технике,.
Развивающие игры для систематизации знаний по основным лексическим темам Игра№1 тема :«Овощи» Правила игры: Для игры потребуется кубик, фишки для 2-4 человек. Фишки расставляются на старте, игроки бросают кубик.
Словарь минимум по лексическим темам (старшая и подготовительная группа) Тема: «Осень. Периоды осени. Деревья осенью» Существительные: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, период, месяц, туман, заморозок, изморозь,.
Тематическая подборка упражнений и игр по лексическим темам. Дидактические игры для детей 5-7 лет по теме: «Дары леса: грибы, ягоды». Цель: Систематизировать и закреплять знания детей о грибах и лесных.
Тематический комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков «Авторская сказка», «День рождения Мышки» «Авторская сказка в артикуляционной гимнастике». «День рождения Мышки». Логопед: — Стоит в поле теремок, теремок — Он не низок, не высок,.
Викторина «Умники и умницы» по лексическим темам за 1-е полугодие для старших дошкольников Цель: создание эмоционально – комфортного настроя у детей к речевым играм, формирование успешной личности. Задачи: 1. Выявить победителей.
Источник