Тема школа дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика для школьников.
методическая разработка

Скачать:

Вложение Размер
dyhatelnaya_gimnastika.docx 21.14 КБ

Предварительный просмотр:

Сегодня значительно увеличилось число школьников, страдающими разными отклонениями состояния здоровья. Немало детей отстаёт в физическом и умственном развитии, часто заболевает инфекционно-вирусными заболеваниями и пр. Часто болеют — сталкиваются со сложностями в своевременном усвоении знаний. Один из способов профилактики и укрепления здоровья детей — дыхательная гимнастика для школьников.

Дыхательная гимнастика – это система упражнений, направленная на оздоровления организма.

Цель проведения дыхательной гимнастики со школьниками — это, прежде всего, укрепление их здоровья.

Значение такой гимнастики для общего физического развития велико, ведь:

  • упражнения для органов дыхания помогают насытиться кислородом каждой клеточке организма ребёнка;
  • упражнения учат ребятишек управлять своим дыханием, что, в свою очередь, формирует умение управлять собой;
  • правильное дыхание улучшает работу головного мозга, сердца и нервной системы ребёнка, дыхательной и пищеварительной системы организма, укрепляет общее состояние здоровья;
  • дыхательная гимнастика — отличная профилактика болезней органов дыхания.

Дыхательную гимнастику полезно будет выполнять, прежде всего, школьникам, которые часто болеют простудными заболеваниями, бронхитами и бронхиальной астмой. У детей, страдающими заболеваниями органов дыхания, выполнение дыхательных упражнений значительно облегчает болезнь, сокращает её длительность и уменьшает возможность развития осложнений. В этом случае дыхательная гимнастика играет роль дополнения к традиционному лечению (медикаментозному и физиотерапевтическому).

Правильно подобранный комплекс упражнений дыхательной гимнастики поможет развитию ещё несовершенной дыхательной системы ребёнка и укрепит защитные силы его организма.

Основа гимнастики — носовое дыхание, ведь оно стимулирует нервные окончания всех органов, которые находятся в носоглотке.

Одна из основных задач — научить малыша правильно, достаточно глубоко дышать, при этом максимально наполняя лёгкие, вдыхая, и расширяя грудную клетку, а выдыхая — освобождать лёгкие от воздуха, который там остался, выталкивая его с помощью сжатия лёгких. Ребёнок, который не до конца выдыхает, оставляет в лёгких «отработанный» воздух, мешающий поступлению свежего воздуха в нужном объёме.

Немаловажно использовать и упражнения, направленные, наоборот, на быстрое поверхностное дыхание.

Как проводить гимнастику со школьником

1. Дыхательную гимнастику с детьми школьного возраста можно проводить дважды в течение 10-30 минут, и делать это лучше не ранее, чем через час после приёма пищи.

2. Важно, чтобы занятия были проведены в интересной детям игровой форме.

3. Интересной будет дыхательная гимнастика с применением игрушек.

4. Если занятия проводятся в помещении, то нужно предварительно проветривать его.

  1. Нагрузку можно увеличивать постепенно, увеличивая число повторений и усложняя упражнения.

Примерный комплекс дыхательной гимнастики

Послушаем свое дыхание

Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам — состояние организма.

Исходное положение — стоя, сидя, лежа (как удобно в данный момент) . Мышцы туловища расслаблены.

В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:

  • куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;
  • какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части — волнообразно) ;
  • какое дыхание: поверхностное (легкое) или глубокое;
  • какова частота дыхания: часто происходит вдох-выдох или спокойно с определенным интервалом (автоматической паузой) ;
  • тихое, неслышное дыхание или шумное.

Данное упражнение можно проводить до физической нагрузки или после, чтобы дети учились по дыханию определять состояние всего организма.

Дышим тихо, спокойно и плавно

Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.

Исходное положение — стоя, сидя, лежа (это зависит от предыдущей физической нагрузки) . Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.

Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос (повторить 5-10раз) .

Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.

Подыши одной ноздрей

Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

Исходное положение — сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание) .

2. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки — через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка».

3-4. То же другими ноздрями.

Повторить 3-6 раз.

Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрей сделать вдох-выдох (сначала той ноздрей, которой легче дышать, затем другой) . Повторить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрей отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.

Ветер (очистительное, полное дыхание)

Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.

Исходное положение — лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

Повторить 3-4 раза.

Примечание. Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) легкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.

Радуга, обними меня

Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.

Исходное положение — лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

  1. Исходное положение — стоя или в движении.
  2. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.
  3. Задержать дыхание на 3-4 секунд.
  4. Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи; одна рука идет под мышку, другая на плечо.

Повторить 3-4 раза.

Повторить 3-5 раз упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данной презентации изложен теоретический материал по строени. органов дыхания, даны обоснования о необходимости проведения упражнений по развитию дыхания, приведены практические материалы.

использование дыхательной гимнастики в работе с детьми.

Правильное речевое дыхание, четкая, ненапряженная артикуляция являются основой и для звучного голоса.

Как пыхтит тесто? «Пых-пых-пых…».

В консультации даются рекомендации по профилактике нарушений дыхательной функции обучающихся коррекционной школы, с использованием эффективных методов развития правильного физиологического и речевого .

Дыхательная гимнастика Стрельниковой – это уникальная методика, направленная на развитие и улучшение многих физиологических процессов человека. Она очень полезна детям, т.к. способствует лучшему разви.

Источник

Дыхательная гимнастика
учебно-методический материал на тему

ФОРМИРОВАНИЕ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ, ВОСПИТАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ

Скачать:

Вложение Размер
ВОСПИТАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ 28.5 КБ
ФОРМИРОВАНИЕ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ 63 КБ
УПРАЖНЕНИЯ 35.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

1.Надуть щёки и удерживать их надутыми (контроль шпателем, зеркалом

2.Глубокий вдох через нос и ровный выдох через рот (бесшумно).

3.Сдувание ватки, бумажек, пластмассовых шариков, комков бумаги, под-

дувание в воздухе пушинок, ватки на нитке.

4.Вдох носом — фонация с широко открытым ртом и прижатым языком

5.Вдох через нос, толчкообразный выдох через широко открытый рот, кон-

троль за диафрагмальным дыханием.

6.Вдох через нос — плавный выдох через рот. Ток вохдуха направлен в по —

лость рта, язык прижат ко дну ротовой полости.

7.То же управление, но с удержанием кончика языка рукой, салфеткой. Нос

после вдоха можно зажимать.

8.Задувание свечи на расстоянии, катание по столу катушек, круглых пало-

чек, вращение вертушек, дутьё на игрушки из пластмассы на воде, на бумажные фигурки на столе, на полоски бумаги, пускание мыльных

9.Надувание резиновых игрушек.

10.Нюхать пахучие вещества и предметы,( цветы , духи, яблоки, апельсины)

с речевым сопровождением, с выдохом на длительных гласных: а, у, и,

с интонацией удовольствия.

11.Длительное произношение гласных и согласных, сочетаний гласных и со-

гласных звуков. Произношение прямых слогов с увеличением их количества.

12.Стихи, потешки, сказки ( короткая стихотворная строка на одном выдохе).

13.Скороговорки, пословицы на одном выдохе в 3-4 слова.

14.Счёт, ряд слов, дни недели, названия месяцев, времён года — за один выдох.

15.Фразы, их спряжение.

16.Дуть на воду до образования брызг, задуванием удерживать пламя свечи в

наклонном положении, игра на губной гармошке, дудке (музыкальных

17.Храпение на вдохе и выдохе ( спящий), гудение, свист.

18.Дутьё в стеклянную трубку, пузырёк.

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ

Упражнение 1 «Надуй шарик»

Выбрать удобную позу ( сидя, стоя), положить одну руку на живот, другую

сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос

( живот при этом выпячивается вперед, а нижняя часть грудной клетки рас —

ширяется, что контролируется одной или другой рукой). После вдоха сразу

же произвести свободный плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).

Вот мы шарик надуваем, Шарик лопнул — выдыхаем ,

А рукою проверяем: Наши мышцы расслабляем .

Стихотворный текст произносит логопед, а дети выполняют нужные

Упражнение 2 «Часики»

Сидя на стуле, ноги развести на ширину плеч, руки опустить. Отвести ле —

вую руку в сторону и положить на затылок: медленно наклоняясь вправо,

легко похлопать правой рукой по левому боку — вдох. Вернуться в исходное

положение — полный выдох. (Живот втянуть, расслабиться). То же в другую

Тик- так, тик- так, Наклон влево , наклон вправо,

Ходят часики вот так: Наклон влево , наклон вправо.

Упражнение 3 «Щука».

Сидя на стуле, ноги развести на ширину плеч, руки положить ладонями на ребра. Вдох — легко надавливать руками на ребра, в конце вдоха — руки в сто-

роны; выдох — надавливать руками на ребра.

Щука в омуте жила, Щи готовила гостям,

Воду щёткою мела, Угощение лещам.

Упражнение 4 «Наклоны»

Выполняются стоя, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вперед —

глубокий вдох (надуть живот), опустить руки вниз и отведя их назад, накло-

ниться вперёд — полный выдох (живот втягивается).

Долго дятел дуб долбит -руки вперёд вверх

Клювом дятел дуб долбит -руки вниз назад

Тук, тук, тук, тук, тук, тук, -руки вперёд вверх

Ведь жучков найдёт он тут -руки вниз назад

Упражнение 5 «Шагают ножки»

Во время ходьбы на месте- руки вверх- вдох, опустить руки- выдох.

По ровненькой дорожке, Шагают наши ножки

По ровненькой дорожке, По пням, по кочкам,

Шагают наши ножки. По камушкам, по камушкам,

В ямку- бух! ( присесть )

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НОСОВОГО И РОТОВОГО ДЫХАНИЯ

Упражнение 6 « Вдох- выдох»

Выполняется стоя. Произвести короткий, спокойный вдох через нос, за-

держать на 2- 3 секунды воздух в лёгких, затем произвести протяжный плав-

ный выдох через рот. Таким же образом выполняется ряд следующих упраж-

вдох через нос — выдох через рот

вдох через рот — выдох через нос

вдох через рот — выдох через рот

Носом вдох, а выдох ртом — соответствующие движения

Дышим глубже, а потом

Шаг на месте не спеша.

Как ? Покажем малышам

Упражнение 7 « Ветер дует»

Стоя, спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.

Я подую высоко, -руки поднять вверх, встать на носки, подуть

Я подую низко, -руки перед собой, присесть и подуть

Я подую далеко, -руки перед собой, наклон вперед, подуть

Я подую близко. -руки положить на грудь и подуть на них

РАЗВИТИЕ СИЛЫ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ВЫДОХА. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

ДИАФРАГМАЛЬНОГО ТИПА ДЫХАНИЯ

Упражнение 8 «Деревце качается»

Стоя, наклонять туловище и двигать руками под чтение текста.

Ветер дует нам в лицо, — дуть, махи руками в лицо, сильная струя

Закачалось деревцо. -наклоны туловища вправо, влево

Ветер дует тише, тише, — дуть, махи руками в лицо, слабая струя

Деревцо всё выше, выше -потянуться , руки вверх

Упражнение 9 « Осенние листики»

Выполняется стоя. В руках листочки, сделанные из бумаги.

Мы листики осенние -руки вверх, покачивающие движения влево-вправо

На веточках сидели

Дунул ветерок -подуть на листочки

И мы полетели. -легкие взмахи руками

Мы летели, мы летели -медленно приседать

И на землю тихо сели -присесть

Упражнение 10 «Одуванчик»

Выполняется сидя на корточках, раскрытые ладони рук на уровне рта.

Спокойно вдохнуть и выдохнуть черер рот на воображаемую головку одуванчика на ладонях.

Я шарик пушистый, А дунул ветерок —

Белею в поле чистом, Остался стебелек.

Упражнение 11 «Снежинки»

Выполняется стоя. Держа в руках кусочки ваты, произвести вдох и подуть

на них. Струя длительная и холодная.

С неба падают зимою Лёгкие пушинки,

И кружатся над землёю Белые снежинки.

Упражнение 12 «Пила»

Выполняется стоя. Имитировать пилку бревна, руки на себя- вдох, руки от

себя с замедлением движений- выдох.

Пила, пила, Мы домик строим

Пили живей, Для зверей.

Упражнение 13 «Повороты»

Выполняется стоя, руки на поясе, повороты туловища в стороны, влево

поворот- вдох, вправо- выдох.

Боком- боком, боком- боком, Ветром вся взъерошена,

Ходит галка мимо окон. Снегом запорошена.

Упражнение 14 «Перекаты»

Выполняется стоя, руки на поясе, подниматься на носки- вдох, опускаться

на пятки- выдох, т.е. «перекатываться». Корпус держать прямо.

Ты носочки поднимай, Уточка- на дудочке,

Ты носочки опускай. Петушок- на будочке,

Чики- чики чикалочки! Зайчик- на тачке,

Едет гусь на палочке, Мальчик на собачке.

Упражнение 15 «Хлопки»

Выполняется стоя, руки опущены вдоль туловища. На вдох- развести руки

в стороны, на выдох- поднять прямую ногу и сделать хлопок под коленом.

С барабаном ходит ёжик, С барабаном за плечами

Целый день играет ёжик. Ёжик в сад забрёл случайно.

Упражнение 16 «Стирка»

Выполняется стоя, руки опущены вдоль туловища. Поднять руки вверх- вдох,

наклонить туловище вперёд, опустить руки, потрясти кистями- выдох. Маму я свою люблю, Я стираю, полоскаю,

Я всегда ей помогу. С ручек воду отряхаю.

Упражнение 17 «Ищем землянику»

Руки на поясе, ноги на ширине плеч. Произвести вдох. Наклоняясь, левой

рукой коснуться пальцев правой ноги, правая рука остаётся на поясе- выдох.

Выпрямиться- вдох. Собираем землянику. Теперь ягодка у левой ноги- быс-

тро собираем её, придётся опять наклониться.

Мы шли, шли, шли, Раз, два, три, четыре, пять,

Землянику нашли. Ищем ягодку опять.

Упражнение 18 «Колёса»

Выполняется стоя, руки к плечам. Круговые движения локтями по 4 раза

в каждую сторону. Дыхание свободное.

Катились колёса, Скатились колёса

Колёса, колёса, На луг под откос,

Катились колёса, И вот что осталось

Всё влево, всё косо. От этих колёс.

Упражнение 19 «Зайка скачет»

Руки на поясе, прыжки на месте, ритмичные, лёгкие. Дыхание свободное,

Прыг- скок, прыг- скок, Прыг- скок, прыг- скок,

Зайки скачут скок- поскок Прыг- зайчонок под кусток.

На зелёненький лужок.

Упражнение 20 «Зарядка»

Выполнение соответствующих движений под чтение текста. Дыхание

Все выходят на зарядку -ходьба на месте

Дружно делают зарядку: -наклоны

Влево- вправо! Влево- вправо!

Получается на славу! -присесть

Встали! Выдохнуть! Вдохнуть! -потрясти руками

Теперь можно отдохнуть. -встряхнуть ступни ног

Раз- два! Раз- два! — наклоны туловища

Замелькали пятки, -бег на месте

Как чудесно босиком — бег на носках

Бегать на зарядке! -бег на пятках

Умеют все ребятки

С носков вставать на пятки, -соответствующие движения

Вдохнуть и потянуться,

Присесть и разогнуться.

Вот так, вот так:

Присесть и разогнуться.

Встали! Выдохнуть! Вдохнуть!

Теперь можно отдохнуть.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Упражнение 21 « Погрей ладошки»

Имитировать дутьё на озябшие руки, произнося при этом шепотом: ф-ф-ф

Зайка беленький сидит -присесть, руки ладонями вверх у головы, покру-

И ушами шевелит. тить ими

Зайке холодно сидеть, -встать. потирая руки

Надо лапочки погреть. -подуть на них

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать. -поскакать

Упражнение 22 «Жук жужжит»

Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе произносить: « ж-ж-ж»

Я- жук, я- жук, я здесь живу. -плавно размахивать руками

Я всё жужжу, жужжу, жужжу: -ритмично переступать ногами

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж -руки рупором, произноситьзвуки на

Упражнение 23 «Паровоз гудит»

Стоя, спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произносить: « у-у-у»

Мчится поезд во весь дух: -круговые ритмичные движения согнутыми

Чух- чух! Чух- чух! в локтях руками

Паровоз гудит: — остановиться

Упражнение 24 «Петушок кричит»

Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе протяжно произнести: «ку-ка-ре-ку-у»

Тихо, тихо всё кругом

Все уснули крепким сном. , -сидеть на корточках

Петушок один вскочил, -встать, руки поднять вверх

Всех ребяток разбудил: -подняться на носки

Ку-ка-ре-ку-у! -произнести на выдохе

Упражнение 25 «Ребята заблудились»

Ходьба по кругу, спокойное ритмичное дыхание, на выдохе произносить:

Летом Вова и Марина Они кричали в лесу:

В лес ходили за малиной. Ау — ау — ау!

Упражнение 26 «Буква О»

Стоя, выполнять движения руками, произнося фразы на выдохе, с правиль-

ным воспроизведением вдоха на паузах.

Не под окном, а около — руки вверх, в стороны, кругом

Катилось О и охало, — дважды плавные круговые движения перед собой

О охало, О охало, — те же движения

Не под окном, а около. — руки в стороны, вниз

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО А.Н. СТРЕЛЬНИКОВОЙ

( АДАПТИРОВАННЫЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)

Упражнение 27 «Малый маятник»

Стоя, руки опущены, кивать головой вперед- назад, вдох- выдох. Движения

и вдохи идут одновременно, вдохи шумные и короткие.Выдох произвольный.

Тик- так, тик- так, Вперёд — тик, назад — так,

Я умею делать так: Тик — так, тик — так.

Упражнение 28 «Кошка»

Ноги на ширине плеч. Движения напоминают движения кошки, которая

подкрадывается к воробью. Повторяются её движении — чуть- чуть приседая,

поворачиваться то влево, то вправо. Тяжесть тела переносить то на правую

ногу, то на левую, одновременно поворачиваясь. Шумно нюхать воздух

справа- слева, в темпе шагов. Выдох произвольный.

Топ, топ, топ — вот крадётся чёрный кот.

Упражнение 29 «Обними плечи»

Поднять руки на уровень плеч. Согнуть их в локтях. Повернуть ладони к себе и поставить их перед грудью, чуть ниже шеи. Бросать руки навстречу: они

параллельно друг другу. Спокойный темп шагов. Одновременно с каждым

броском, когда руки теснее всего сошлись, повторять короткие шумные вдохи. Руки не уводить далеко от тела, локти не разгибать. Выдох произволь-

На лугу кузнечики.

Упражнение 30 «Насос»

Взять в руки свёрнутую газету или палочку, думая, что это насос для накачи-

вания шины автомобиля. Вдох- в крайней точке наклона. Кончился наклон-

кончился вдох. Не тянуть его разгибаясь, но не разгибаться до конца. Шину

нужно быстро накачать и ехать дальше. Повторять вдохи одновременно с на-

клонами часто, ритмично, легко. Голову не поднимать. Смотреть вниз на

воображаемый насос. Выдох произвольный.

Накачаем шину, Чу- чу- чу — чу- чу- чу,

Шину у машины. Всех до дачи прокачу.

Упражнение 31 «Постучи молотком»

Стоя, выполнять наклоны. Руки вытянуть вперёд, пальцы сомкнуты в замке.

Наклон- вдох. Выдох произвольный.

А ну- ка веселее Покрепче, поровнее

Ударим молотком, Мы гвоздики забьём:

Тук- тук, тук- тук.

Предварительный просмотр:

Образовательная программа «Школа 2100»

Путешествие в прекрасное

( Методические рекомендации для воспитателей,

учителей и родителей). М., «Баласс»,2002

Упражнение «Ветер и ветерок»

Детям раздаются салютики, сделанные из гофрированной бумаги. «Салютики» без палочек, их удобно держать в руке. Объяснить детям, как

дуть на салютики, чтобы он приходил в движение. Короткий вдох (носом)-

длинный выдох (ртом).Можно проверить себя упражнением «подуй в ладо-

ши». Сначала тихий ветерок слабо дует (лёгкий выдох ртом), затем подул

сильный ветер( глубокий вдох и сильный долгий выдох).

Упражнение «Надуваем щёки как воздушный шар».

Цель: Закрепить правильность выполнения вдоха и выдоха.

Надуваем щёки как шарик.вдыхаем воздух носом, а выдыхаем с закрытым

ртом, раздувая щёки. Затем хлопаем по щекам- лопнул шарик. Повторить

несколько раз. Выполнять с небольшим отдыхом для восстановления дыха-

Упражнение — игра «Насосик» по методике А.Стрельниковой.

Дети ставят руки на пояс. Делают лёгкий вдох и выдох. Затем слегка при-

седают- вдох, выпрямляются- выдох (ртом). Постепенно приседания становятся всё ниже, вдох и выдох- длительнее. Надо добиваться,чтобы

движения были ритмичными, дыхание контролируемо. Повторять много раз.

Упражнение «Собираем грибы».

Наклон- вдыхаем воздух носом, ищем гриб; подъём- выдыхаем ртом, нашли грибок, положили его в корзинку.

Что надо делать в лесу, чтобы не потеряться? (кричать АУ)

Руки рупором у рта, вдохнуть носом и продолжительно, не очень громко

кричать АУ. Объяснить: «Я вдохнула носом воздух, наполнила лёгкие возду-

хом, а теперь выдыхаю и кричу:АУ-у-у! долго и продолжительно. Но одна девочка ушла очень далеко. Каким голосом мы её будем звать? (громким).

Давайте её позовём : вдох носом, долгий выдох и громко «АУ-у-у!»

Упражнение «Надуем мячи разного размера»

Цель: Закрепить правильность дыхания: вдох носом, выдох ртом( на один

вдох- несколко коротких выдохов). Согласовывать дыхание с плавными

Дети встают свободно по залу. Обговаривают, какой мяч будут надувать

(желательно начинать с самого малого). Показывают размер мяча руками.

При этом делают вдох, далее на выдохе показывают размер мяча. Затем начи-

нают надувать воображаемый мяч. Руки ставят у рта, сомкнутыми ладошками и пальцами, образуя отверстие, куда будут дуть. Затем делают

один вдох и несколько прерывистых выдохов. На каждый выдох руки, рас —

крываясь, расходятся — мяч надувается постепенно. «Надутый» мяч кладут на пол. Затем определяется размер другого мяча, и мяч надувается до того объ-

ёма, который дети наметили. Упражнение повторяется. Надувают самый

Упражнение «Лепим и бросаем снежки»

Сгребаем снег двумя руками в кучку. Берём его и начинаем сжимать ладош-

ками (правая наверху, левая внизу; левая наверху, правая внизу) 2 — 3 раза.

Получился твёрдый комочек. Берём комочек в правую руку, бросаем в кор —

зинку, где лежат мячи. При этом делаем вдох носом — бросок, на «Ух!» —

Упражнение «Песенка кукушки»

Чтобы весело играть,

Надо правильно дышать.

Вы помните песенку кукушки? Как долго может петь кукушка? Может очень

долго, даже целый день.

То кукушка на суку

Целый день поёт : «Ку-ку -ку-ку -ку-ку».

Давайте вместе эту песенку с вами проговорим.

Вдохнули — начали: То кукушка на суку

Вдохнули — Целый день поёт:

Вдохнули — Куку- куку- куку.

Упражнение «Рубка дров»

Что делает человек с топором? (Рубит дрова) Лёгкая это работа? (Нет, труд-

ная) Для того, чтобы делать такое движение, надо хорошо наполнить лёгкие

воздухом (показывает: медленный вдох, резкий выдох — Ух!). Кто может по —

казать, как рубит дрова дровосек? А теперь все вместе. Встали свободно, но-

ги на ширину плеч. Медленный долгий вдох — руки подняли над головой и быстрый резкий выдох на наклон туловища вниз — Ух! ( 5 раз)

Сели удобно, вдохнули медленно носом, наклонились вперёд, руки впереди; резко выдохнули, туловище распрямили, руки прижали к животу — Ух! (5 раз)

Упражнение «Большое и маленькое солнце»

Осенью солнышко тёплое, ласковое, но не горячее. Его золотые лучи осве —

щают жёлтые листья на деревьях и от этого цвета всё вокруг нас становится

новым и красивым.Летом солнышко длиже к земле, оно огромное (показыва-

ет руками, какое отромное: вдох- руки поднять, задержать дыхание, выдох —

развести руки широко в стороны). Осенью оно дальше от земли и кажется

нам очень маленьким (показывает: вдох- руки вперёд, ладони смотрят в пол,

задержать дыхание, выдох- ладони обрисовывают объём с небольшой детский мяч). Давайте сейчас будем рисовать движениями рук большое солн-

це и маленькое солнышко.

Маленькое солнышко я держу в ладошках,

А большое солнце вижу из окошка.

Маленькое солнышко я беру руками,

А большое солнце — высоко над облаками.

Маленькое солнышко мне в ладоши светит,

А большое солнце светит всей планете.

Маленькое солнышко уснёт в моих ладошках,

А большое солнце ляжет за окошком.

Я скакалочку кручу

И скачу, скачу, скачу.

Я могу скакать на месте,

На одной ноге, на другой ноге

И двумя ногами вместе.

Я скакалочку кручу

И скачу, скачу, скачу.

Руки опустили вниз и чуть вывернули- держим скакалочку, а сейчас давайте

покрутим сразу двумя руками одновременно: «Чтобы весело играть, будем

правильно дышать» Вдохнули- прыгнули и скакалочку покрутили, выдох —

нули. ( 2 — 3 раза). А сейчас долго будем скакать. Главное в игре — выполнять

все движения на выдохе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данной презентации изложен теоретический материал по строени. органов дыхания, даны обоснования о необходимости проведения упражнений по развитию дыхания, приведены практические материалы.

использование дыхательной гимнастики в работе с детьми.

Правильное речевое дыхание, четкая, ненапряженная артикуляция являются основой и для звучного голоса.

Как пыхтит тесто? «Пых-пых-пых…».

В консультации даются рекомендации по профилактике нарушений дыхательной функции обучающихся коррекционной школы, с использованием эффективных методов развития правильного физиологического и речевого .

Материал для ознакомления родителей с дыхательными упражнениями.

Источник

Читайте также:  Утренняя зарядка для детских садов от 4 5 лет
Оцените статью