Технология зрительной гимнастики для дошкольников

Картотека гимнастики для глаз для детей дошкольного возраста
картотека

Картотека гимнастики для глаз для детей дошкольного возраста

Скачать:

Вложение Размер
gimnastika_dlya_glaz_novaya.docx 245.82 КБ

Предварительный просмотр:

« Гимнастика для глаз»

(по тематическим неделям)

Гимнастика для глаз – это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами.
Цель гимнастики для глаз: профилактика нарушений зрения дошкольников.
Задачи:
• Предупреждение утомления,
• Укрепление глазных мышц,
• Снятие напряжения.
Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора.
Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.

Темы, освещаемые в методической разработке, представлены в виде текстовой таблицы.

Источник

Зрительная гимнастика как технология сохранения и стимулирования здоровья дошкольников

Алевтина Николаева
Зрительная гимнастика как технология сохранения и стимулирования здоровья дошкольников

В настоящее время практически невозможно найти человека, не знающего проблем со зрением. Взрослый человек в очках не вызывает никаких эмоций, настолько привычным для нас стало это явление. А вот ребенок в очках, да еще с толстыми линзами, вряд ли кого оставит безучастным.

Зрение можно улучшить так же, как это удается с другими частями тела, с помощью упражнений. Зрительная гимнастика — это безопасный и эффективный способ профилактики зрительных нарушений и улучшения зрения. Система зрительной гимнастики – это комплексы упражнений для глаз различной направленности с использованием разного оборудования.

Поэтому в соответствии с современными требованиями здоровьесберегающей организации деятельности детей с нарушением зрения в условиях нашего ДОУ, система визуальных тренировок является необходимой.

Обязательным компонентом коррекционной работы с этими детьми являются минутки отдыха для глаз посредством простых и доступных всем упражнений.

С малышами рекомендую проводить игры-упражнения,подготавливающие ребенка к более сложным упражнениям:

а)обучение пальмингу проходит через следующие игры: «Темно – светло», «Сделай, как было», «Глазки уснули» и т. д. ;

б) обучение техники моргания: «Бабочка», «Прятки», «Моргалочка», «Сожмем – разожмем глазки» и т. д. ;

в) обучение техники вращения глаз: «Небо – земля», «Часики», «Мельница» и т. д. ;

Обязательной для детей, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика. Все атрибуты глазных гимнастик, варьируются в зависимости от вида и темы проводимого занятия, времени года, возраста детей с учетом цветового контраста.

Условия проведения зрительной гимнастики

1. Соблюдать длительность проведения гимнастики 2-3 минут в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах. Упражнения рекомендуется проводить дважды в день.

2. Выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а также видом занятия.

3. Возможно сочетание зрительной гимнастики с физкультурными упражнениями, при этом допустимы повороты головы в соответствии с упражнениями.

4. После выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать. Важно проводить гимнастику в бытовой, игровой деятельности, на прогулке, перед занятиями, во время занятий, между занятиями. В общей сложности зрительная гимнастика проводится до 6 раз в день во всех возрастных группах.

Упражнения могут выполняться в статичном положении, а могут быть динамичными, могут проводиться по одному, а могут комплексно (3-5 упр., форма организации детей может быть групповой, подгрупповой или индивидуальной.

Для облегчения выполнения упражнений зрительной гимнастики, можно использовать «волшебную палочку с огоньком», указку со зрительным стимулом. Массу положительных эмоций вызывают у детей «волшебные игры для глаз» – изложенные в занимательной игровой стихотворной форме с использованием потешек, чистоговорок.

Также зрительные гимнастики можно проводить с использованием предметов. При выполнении дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные располагаются дальше. Для гимнастики необходимо использовать не очень крупные предметы.

Хорошо подбирать предметы в соответствии с тематикой занятий. Например, при изучении птиц, для зрительного ориентира можно использовать фигурку яркой птички и т. п.

Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребёнок до конца проследил движение предмета, который должен быть крупным, ярким. Глаза должны двигаться по широкой, большой амплитуде. Предмет показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой.

Также использую в работе тренажеры, разработанные разными авторами, которые адаптировала для занятий с дошкольниками, схем Базарнова, различные лабиринты.

«Тренажеры-лабиринты»можно придумать самим и изготовить их из подручных средств: фланелеграфа, атласных лент, разных картинок. Они могут быть переносными и стационарными, нарисованными на стене. Детям предлагается найти глазами какую-либо игрушку или фигуру. Затем “пробежать” глазами по дорожке, в обратную сторону, затем снизу – вверх, сверху-вниз.

Очень удобно использовать в работе тренажеры-баннеры, так как они легко моются и удобно хранятся в скрученном виде.

Органично вписываются в интерьер различные зрительные ориентиры или сигнальные метки, которые расположены на стене или дверях и используются в зрительных гимнастиках. Дети поочерёдно по сигналу педагога показывают рукой метку и фиксируют взгляд на объекте (время фиксации 2-3сек.).

Настенные офтальмотренажеры представлены виде схем, размещаются выше или против лица.

В своей работе активно использую и индивидуальные тренажеры для развития поисковой реакции, например, расскажи сказку, покажи героев.

Для гимнастикиглаз можно использовать мелкие предметы и проводить ее по словесным указаниям: посмотрели вверх-вниз и т. д.

Для визуального тренинга, где необходимо следить за пальцем руки, можно использовать пальчиковый кукольный театр, или специально сделанные, изображения героев сказок, которые можно надеть на палец. Эти приёмы помогут детям с интересом выполнять однообразные упражнения, направленные на развитие глазодвигательных мышц.

Детям с расходящимся косоглазием необходимо направлять взгляд вперед и вниз. Для этого используем тренажер с направляющими нитями для машины и самолета.

Одним из новейших вариантов использования зрительных гимнастик является электронная физминутка. Система упражнений, представленная в виде мультимедийных презентаций сохраняет зрение, способствует развитию прослеживающей функции глаз, повышает мотивацию детей к выполнению зрительной гимнастики, вызывает приятные эмоции, снимает зрительное напряжение. Методика проведения электронной физминутки проста в использовании. Слайды сопровождаются музыкой, которая внедрена в презентацию (для каждой темы музыка своя). Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании объектов моргают глазками.

И в конце, хочу отметить что, эффективность позитивного воздействия на зрение детей различных визуальных тренировок, составляющих здоровьесберегающую технологию, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной “встроенностью” в общую систему, направленную на благо здоровья слабовидящих детей и отвечающую единству целей и задач.

Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей Семинар-практикум для педагогов, направленный на ознакомление и внедрение в свою образовательную деятельность методов арт-терапии. Семинар.

Профилактика эмоционального выгорания педагогов, с целью сохранения психологического здоровья Семинар – тренинг на тему «Профилактика эмоционального выгорания педагогов, с целью сохранения психологического здоровья»..

Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов. Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации.

Дыхательная гимнастика как средство сохранения, укрепления и закаливания организма. Дыхание человека — это один из основных физиологических процессов. От того как мы дышим зависит наше здоровье – сопротивляемость организма.

Методическая разработка «Зрительная и дыхательная гимнастика в детском саду» Основная цель применения разных видов гимнастики — это здоровье детей. Я уже выставляла материал по пальчиковой гимнастике, теперь вот решила.

Здоровьесберегающие технологии для сохранения психологического здоровья детей Проблема психологического здоровья подрастающего поколения в последние годы привлекает внимание специалистов различных сфер общественной.

Работа с родителями как фактор сохранения здоровья ребенка Я работаю во второй младшей группе по программе А. Васильевой 2010г Так как эта группа была набрана недавно, из детей ранее не посещающих.

Рекомендации воспитателям для сохранения психологического здоровья • Каждый день начинайте с «нового листа». В «реку жизни», нельзя войти дважды. • Чаще улыбайтесь. Улыбайтесь всему. Как изумляются дети.

Здоровьесберегающая среда как фактор сохранения и укрепления здоровья детей Здоровьесберегающая среда как фактор сохранения и укрепления здоровья детей I. Здоровьесберегающая среда ДОУ Здоровьесберегающая среда.

Здоровьесберегающая технологии стимулирования и сохранения здоровья Здоровьесберегающие технологии — технологии стимулирования и сохранения здоровья Описание материала: Опыт работы по применению здоровьеберегающих.

Источник

Зрительная гимнастика, ее место и роль в организованной образовательной деятельности

Екатерина Барановская
Зрительная гимнастика, ее место и роль в организованной образовательной деятельности

Зрительная гимнастика – это часть коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушениями зрения. Состоянием глазных мышц во многом определяется зрительная работоспособность. Поэтому зрительная гимнастика эффективна в случае её регулярного проведения, с учетом нарушенных зрительных функций и под обязательным наблюдением врача-офтальмолога.

Цель зрительной гимнастики – включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые приходится основная нагрузка.

Зрительная гимнастика предполагает совершенствование движений глазами в различных направлениях из разных исходных положений. Последовательно переводить взгляд с предмета на предмет, находящиеся в разных местах, фиксировать взгляд на предметах, находящихся на различных участках площадки, зала, комнаты; находить предметы вблизи, вдали; прослеживать глазами действия согласно словесному слогу.

Офтальмологами доказано положительное влияние физкультминуток на состояние органа зрения и формирование рефракции глаз у детей, при котором улучшается мозговое кровообращение и укрепляется склера глаза.

Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и кровоснабжение глазных яблок, нормализует тонус глазодвигательных мышц, способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению учебного материала.

Гимнастику глаз проводят постоянно со всеми детьми или индивидуально во всех возрастных группах, несколько раз в течение дня от 3-х до 5-ти мин. Упражнения для глаз одинаковы для всех возрастных групп, но дозировка должна постепенно увеличиваться в старшем дошкольном возрасте.

В целях охраны зрения непрерывная продолжительность зрительногоанализатора должна быть регламентирована:

гимнастика для глаз или отдельные упражнения из комплекса физкультминутки проводятся на занятиях и связаны со зрительным напряжением, на 10-11 минуте в течение 2-3 минут,

— на 14-17 минуте занятия – физкультминутка для снятия мышечного напряжения в течение трех минут,

— в случаях, когда первая половина занятия не связана со зрительной нагрузкой, например, на занятиях по развитию речи (чтение, рассказывание, то на 11-13 мин. проводится физкультминутка для мышечного расслабления, а на 17-18-й мин. занятия – упражнения для глаз.

В комплекс зрительной гимнастики включаются также упражнения на улучшение и укрепление аккомодации для детей с расходящимся косоглазием, а для детей со сходящимся косоглазием – упражнения на расслабление конвергенции, на улучшение кровообращения и циркуляции глазной жидкости; на укрепление глазодвигательных мышц; для снятия зрительного утомления; на совершенствование центрального и периферического зрения.

Условия проведения зрительной гимнастики.

1. Фиксированное положение головы (дети стоят, стараясь не поворачивать головы, дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони, дети лежат на ковре руки за головой — это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз.

2. Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минут в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах. Упражнения рекомендуется проводить дважды в день.

3. Выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а так же видом занятия.

При проведении зрительной гимнастикинеобходимо соблюдать общие правила:

— всегда снимать очки;

— сидеть (стоять) прямо, не напрягаться расслабить плечи и опустить их;

— следить за дыханием оно должно быть глубоким и равномерным;

— сосредоточить все внимание на глазах;

— после выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать.

В практике нашего ДОУ педагогами применяются разные варианты использования зрительных гимнастик:

— с опорой на схему;

— с сигнальными метками;

— с индивидуальными офтальмотренажерами;

— с настенными и потолочными офтальмотренажерами;

— анимированные зрительные гимнастики.

Виды зрительной гимнастики для глаз.

«Моргание»

«Метки на стекле»

«Круговые движения головы»

«Двоение в глазах»

Упражнения на улучшение и укрепление аккомодации (рекомендуется для детей с расходящимся косоглазием)

«Метка на стекле»

«Круговые движения головой»

«Двоение в глазах»

Зрительная гимнастика на укрепление глазодвигательных мышц.

«Круги в темноте»

Зрительная гимнастика на улучшение кровообращения и циркуляции глазной жидкости.

«Полюби свои глазки»

«Моргалки»

Упражнения для снятия зрительного утомления

«Моргание»

Игры на развитие прослеживающей функции глаза.

«Прокати шар в ворота»

«Проследи за движением флажка»

«Обведи контур фигуры»

«Проследи за движением машин»

«Проследи, как летит бабочка»

«Подбрось мяч и поймай»

«Проследи за огоньками»

«Посмотри, как качается фонарик»

• Лабиринты разнообразные.

Игры, способствующие развитию фиксации взора и повышению остроты зрения.

«Попади указкой в колечко»

Магнитные игры: «Ловись, рыбка!», «Посади бабочку на цветок такого же цвета»

«Подбрось мяч вверх и поймай его»

«Сосчитай, сколько раз зажегся фонарик»

«Сколько лампочек загорится на панели и какого они цвета?»

«Нарисуй фигуры по трафарету»

• Работа с конструктором.

• Нанизывание бус, колец.

• Закрашивание контура, силуэта.

• Штриховка контура, силуэта.

• Собирание мелких предметов по группам.

Упражнения, способствующие развитию органов зрения.

• Упражнения для улучшения циркуляции крови в органе зрения.

• Упражнения для укрепления глазодвигательных мышц.

• Упражнения по улучшению процесса аккомодации.

• Упражнения на снятие зрительного утомления.

Комплекс упражнений на развитие различных мышц глазодвигательного аппарата.

• Упражнения на укрепление наружных мышц глаз.

• Упражнения на тренировку внутренних мышц глаза.

• Упражнения на укрепление окологлазных мышц.

• Упражнения на укрепление глазных мышц, тренировку и массаж хрусталиков, улучшение кровообращения, питания глаз и лечение близорукости.

• Общеукрепляющие упражнения для глаз.

Игровые упражнения для детей дошкольного и младшего школьного возраста по снятию зрительного утомления.

• Раскачивание и повороты.

Моргание.

• Массажный тренинг «Третий глаз»

• Массаж пальцев и рук.

• Игровая гимнастика для пальцев

В век компьютерных технологий появилась возможность и необходимость использовать в работе анимированную зрительную гимнастику.

Упражнения имеют лечебный, образовательный и игровой характер, что важно для детей дошкольного возраста. Дети отправляются в путешествие вместе со сказочным персонажем под музыку, закрепляют умение ориентироваться в пространстве.

Анимированные зрительные гимнастики создаются в программе PowerPoint. Чаще всего, на практике презентации, созданные в данном редакторе, используют только для эффективной визуализации выступлений перед аудиторией. Но возможности PowerPoint очень разнообразны. Одной из таких возможностей является анимация и функция триггер.

Триггер – это средство анимации, позволяющее задать условие действия или времени выделенному элементу. При этом анимация запускается по щелчку.

Использование триггеров в обучающих играх позволяет сделать их интерактивными, то есть предметы могут двигаться в разных направлениях, появляться и исчезать, привлекая внимание детей сказочными персонажами и героями.

Триггер в переводе с английского означает спусковой крючок, затвор. С помощью триггера можно задать действие любому объекту, причем последовательность этих действий мы можем выбирать в зависимости от желания и ситуации. Открывать задания можно по мере их выполнения. Щелчок левой кнопкой мыши по объекту анимирует его, заставляя выполнять заранее заданное действие. Наличие триггеров значительно повышает интерактивность презентации. Несомненно, презентации с триггерами очень интересны. Они уже больше похожи на флеш-игры, ведь мы задействуем анимационные эффекты. А если добавить еще и звуки!

На самом деле создать презентацию с триггерами не так уж сложно. Самое главное — четко усвоить алгоритм действий.

По рекомендациям врача-офтальмолога, учитывая зрительные диагнозы и зрительные нагрузки плеоптического или ортоптического периодов лечения, составляются комплексы гимнастик с использованием ИКТ.

Комплекс составляется также с учетом возрастных особенностей с постепенным усложнением, содержит достаточный объем наглядного материала для развития у ребенка зрительного внимания и памяти, навыков зрительного анализа и синтеза, точных прослеживающих движений глаз и пространственной ориентировки. Также в него включаются задания, способствующие развитию графических способностей детей, внимания, мышления.

Зрительная гимнастика как здоровьесберегающая технология на музыкальных занятиях для детей с нарушением зрения Забота о здоровье детей – важнейшая задача всего общества. Одним из условий полноценного развития детей дошкольного возраста является высокий.

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» «В гостях у бабушки» в младшей группе.

Опыт работы по теме: «Место и роль игровой деятельности в образовательном процессе в условиях введения ФГОС ДО» Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение Детский сад №2 комбинированного вида Опыт работы по теме «Место и роль.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности «Воздух вокруг нас» Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно – исследовательской деятельности в средней группе МБДОУ № 1. Тема:.

Зрительная гимнастика младшая группа повторять 2-3 раза сентябрь Огуречик Огуречик, огуречик, Не ходи на тот конечик, Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызет.

Зрительная гимнастика для дошкольников Зрительная гимнастика:• проводится с целью предупреждения нарастающего утомления, укрепления глазных мышц и снятия напряжения; • благотворно.

Зрительная гимнастика как технология сохранения и стимулирования здоровья дошкольников В настоящее время практически невозможно найти человека, не знающего проблем со зрением. Взрослый человек в очках не вызывает никаких эмоций,.

Зрительная гимнастика в коррекционной работе логопеда Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное.

Источник

Читайте также:  Эпикондилит локтевого сустава комплекс упражнений
Оцените статью