Технико тактическая тренировка футболистов

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ФУТБОЛИСТОВ
статья по физкультуре на тему

Материал статьи будет полезен тренерам футбольных команд

Скачать:

Вложение Размер
uprazhneniya_dlya_sovershenstvovaniya_fizicheskoy_i_tehniko-takticheskoy_podgotovlennosti_futbolistov.docx 15.98 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ФУТБОЛИСТОВ

В тренировочном процессе футболистов могут использоваться самые разнообразные средства и методы, с помощью которых совершенствуются основные физические качества и технико-тактическое мастерство спортсменов. Охарактеризуем те из них, которые имеют преимущественную направленность на развитие отдельных качеств.

Для развития быстроты используются:

1. Бег под команду с высокого старта на 20-60м.

2. Старты из различных положений (лежа, стоя на коленях, боком или спиной в сторону старта, после выполнения кувырка вперед и пр.).

3. Эстафетный бег на отрезках 20-60м.

4. Бег с высоким подниманием бедра и семенящий бег на 10-30м с установкой на максимальную частоту движений.

5. Ускорения 50-60м.

6. Бег (старты, ускорения) “в гору” и “под гору” — на отрезках 20-40м.

7. Бег высокой интенсивности на коротких отрезках (30-50м) с отягощениями “манжетами” на руках и ногах.

8. Прыжковый бег на 20-40м.

Одним из вариантов развития быстроты футболистов является использование метода сопряженного воздействия, суть которого заключается в целенаправленном воздействии на проявления быстроты и точности одновременно (Д.С.Махди, 1981). В связи с этим необходимо, чтобы пробегание коротких отрезков чередовалось с выполнением на максимальных или околомаксимальных скоростях отдельных элементов игры, требующих проявления точностных характеристик:

9. Быстрое ведение мяча 20-30м — удар в заданную треть ворот.

10.Обводка стоек (4-5 стоек) — удар по воротам — на время.

11.Ведение мяча 20-30м, обводка стоек (4-5 штук) — длинная передача партнеру — на время.

В качестве специфических для футбола средств, направленных на повышение скоростного потенциала, можно использовать также следующие упражнения:

12.Ведение мяча на время — 20-40м

13.Ведение мяча (20м), обводка 4-5 стоек на время

14.Быстрое освобождение от персональной опеки — игрок находится в поле (без мяча), ему противодействует “противник”, по сигналу тренера игрок делает два-три быстрых обманных движения и резко ускоряется на 20-30м.

15.По аналогии с вышеизложенным группой футболистов (без мяча) выполняются упражнения: “создание искусственного офсайда — по отношению к команде противника”, “избежание создания офсайда — по отношению к своей команде”, “быстрое построение (перестроение) линии защиты (нападения)”.

16. Выход на мяч — игрок в поле стремительно ускоряется (20-25м) к предполагаемому месту приземления мяча в то время, как другой игрок выполняет удар (либо вбрасывает мяч) из стандартного положения.

Ценными также являются упражнения с мячом, выполняемые с партнерами или в группах.

17. Игроки выстраиваются колоннами навстречу друг другу.

Игрок А передает мяч игроку В и тут же стартует, обегает оба флажка, расположенных с его стороны, и становится в конец противоположной колонны В. Игрок В принимает мяч, обрабатывает его, ведет до определенной отметки, делает оттуда передачу следующему игроку в колонне А, стартует, обегая флажки сбоку, и становится в конец колонны А.

18.Четыре игрока становятся по углам квадрата со стороной 15м. В центре этого квадрата лежит много мячей. По сигналу игроки резко стартуют к центру квадрата, подхватывают по мячу и ведут его в свой угол. Доведя его туда, сразу же снова кидаются к центру за вторым мячом и т.д.

Разрешается также “воровать” чужие мячи, но только из противоположного угла. Выигрывает тот, у кого к моменту, когда все мячи разобраны, их будет больше всего.

Вариант: кто быстрее всех приведет в свой угол 5 мячей.

19. Игрок из группы С, выстроившейся в колонну по одному у линии, обозначающей короткую сторону прямоугольника, стартует, получает передачу от игрока А, на высокой скорости обрабатывает мяч, играет “в стенку” с игроком В и отдает его обратно игроку А, а сам в спринтерском темпе обегает флажок, установленный в середине противоположной стороны прямоугольника, и возвращается в конец своей колонны.

20. Параллельное упражнение со сменой мест для пар игроков. Игрок А передает свой мяч вправо, а игрок Д — влево. Игроки В и С получают мяч и ведут его, обводя флажок с внешней стороны, и делают передачу игрокам А и Д, обегающим их сзади, а заодно и с внутренней стороны флажков и с линии штрафной площади бьют по воротам. Затем игроки меняются местами. Упражнение проводится в соревновательной форме.

21. Параллельное упражнение для пар игроков. Один из двоих ведет мяч, второй бежит параллельно. Перед самым флажком ведущий мяч играет “в стенку”, причем ответный пас идет к линии штрафной площади, откуда и производится прицельный удар по воротам. Форма упражнения — соревновательная.

22. Четыре группы игроков располагаются по углам футбольного поля вдоль боковых его линий . По свистку первый игрок в каждой из групп ведет мяч в быстром темпе вдоль боковой линии до самой средней линии поля и оттуда делает нацеленную передачу первому игроку другой колонны своей половины поля, после чего в спринтерском темпе бежит в “хвост” своей группы. Игроки А, В, С и Д соревнуются между собой.

23. Игроки располагаются двумя колоннами по одному , у каждого первого игрока по мячу. Сначала стартует игрок А: он в быстром темпе ведет мяч до линии штрафной площадки и наносит оттуда прицельный удар по воротам. В этот момент стартует с мячом игрок В. После удара игрок А поворачивается и бежит в направлении В, чтобы помешать ему. После того, как игрок В обведет игрока А, он бьет по воротам и сразу же бежит, чтобы помешать следующему игроку группы А выйти с мячом на ударную позицию. Это упражнение помогает игроку отработать умение резко переходить от атакующих действий к оборонительным и наоборот.

24. Так же, как и в предыдущем упражнении, игроки выстраиваются в две колонны по одному. Игрок А на максимальной скорости ведет мяч, с линии штрафной площади бьет по воротам, затем поворачивается и бежит в направлении начавшего уже к этому времени движение в сторону ворот игрока В. Тот, увидев повернувшегося к нему игрока А, играет с ним “в стенку”, получает мяч на линии штрафной площади, обрабатывает его на скорости и бьет по воротам, после чего поворачивается в сторону начавшего уже движение с мячом следующего игрока А и зеркально повторяет упражнение. Все упражнение проделывается в максимально высоком темпе. Цель упражнения — отработать умение действовать в условиях крайнего дефицита времени.

25. Упражнение выполняется каждым из игроков в максимально высоком темпе. Игрок В бежит к отметке, где установлен флажок и где он получает мяч, адресованный ему сюда игроком А, ведет его в быстром темпе за второй флажок, откуда передает его следующему игроку группы А, а первый игрок А после передачи перебегает на место В. Упражнение выполняется попеременно в обе стороны. После этого реализуется усложненный вариант данного упражнения.

26. Упражнение также выполняется в соревновательной форме. Игрок А ведет мяч “слаломом” между стойками (флажками). Игрок В стартует с другой стороны из глубины поля и бежит в спринтерском темпе к линии штрафной площади, где получает передачу от игрока А, которую тот делает после того, как он обвел последнюю стойку.

Источник

Методика тактической подготовки и практические рекомендации

Вся работа над тактикой футбола — это больше практическая работа, чем теория. Попробуем на практических примерах рассмотреть способы совершенствования тактических навыков футболистов. Теоретические занятия нам необходимы как вспомогательная и предварительная подготовка. Если команда и ее игроки недостаточно теоретически подготовлены, плохо представляют смысл и задачу групповых командных перемещений, то и польза от последующих практических занятий будет неполной.
Игроки должны индивидуально совершенствоваться и при более полном понимании своих задач быстрее осваивать тактические элементы. Методические приемы, которыми воспользуется тренер, помогут ему в какой-то степени ускорить процесс обучения воспитанника. Но в любом случае поставить игру команды можно лишь тогда, когда тренер ее хорошо представляет и ясно понимает, как выстраивается подготовительная работа. Такой целенаправленный повторяющийся тренинг представляет собой не только тренировку физического состояния футболистов, но и осмысление собственных действий, где каждый играет по тренерскому сценарию.

Напомним, что футбольное созревание проходит несколько этапов:
1. Восприятие и анализ игровых ситуаций.
Главная цель теоретической подготовки на макетах (класс) — это сфокусировать задачу, показать ключевые моменты, на которые необходимо обратить внимание, а также обозначить индивидуальные действия футболистов, которые обеспечивают решение ситуации. Не следует слишком много времени тратить на объяснение задачи, поскольку вся необходимая работа будет осуществляться на футбольном поле. Расходуя слишком много времени на объяснения, вы рискуете уйти от цели занятий, и все внимание команды переключится на второстепенные задачи. В нашем случае — это не легкая атлетика, где ученик заинтересован передать все свои индивидуальные ощущения, которые у него возникают на дорожке стадиона.
2. Мысленное решение ситуации.
3. Двигательное решение игровой ситуации.

Второй и третий этап охватывают два направления: мышление и действие.

Оба направления необходимо приспособить к практической работе на футбольном поле. Одним словом, нам необходим перенос теоретического материала (макет) в игру (поле). В работе над тактическими элементами необходим одновременно показ на макете и последующее практическое исполнение в игре. Игра ставится не словами и теорией, а практическими действиями и упражнениями на тренировочном поле. Такое использование средств (на макете) непосредственно на футбольном поле призвано акцентировать последующую реакцию и ощущение для обеспечения переноса усвоенного. На макете более доступно можно определить, какие действия и в каком порядке необходимо совершить игрокам, то есть мы задаем и решаем поставленную задачу в графической форме. Нам необходима подробная детализация для получения игроком большей конкретной информации. И чем чаще мы будем привлекать воспитанников к анализу необходимой ситуации, тем быстрее они определятся в ней.

Для уточнения еще раз повторимся: тренер всю тактическую ситуацию раскладывает на макете и потом требует ее практического исполнения на поле, тем самым виртуальная игра переносится в действие на поле. То есть мы выстраиваем алгоритм решения ситуации и действия игроков на поле. Важно не просто механическое повторение упражнений, а умение видеть и понять игровую идею. Это уже определенный стиль мышления, которому необходимо учиться. Процесс совершенствования в нашем случае — это и есть последовательность смены действия и состояний в обучении.

Методика, восстанавливающая и повторяющая отдельные игровые моменты, полезна тем, что может переносить происходящее в игру. Это, конечно, важный методический прием, порождающий необходимый индивидуальный и групповой опыт. Такое обучение, при котором происходит одновременно собеседование и совершенствование, гарантирует полноту предлагаемой информации и получение постоянной обратной связи. Есть ошибки, которые видны сразу после исполнения, но есть ошибки, которые выявляются при анализе ситуации. Игровые моменты скоротечны и динамичны, и нам вряд ли удастся избежать ошибок. Именно на это и будет сориентирована последующая работа тренеров.

Именно тактические задачи и построения мы должны выделить в упражнения. К примеру: игра при угловых ударах, игра при штрафном ударе, развитие атаки, игра в защите и т.д. То, что мы рассматривали в методическом классе, должно воспроизводиться на поле и повторно коредактироваться на макетах (поле). Нам необходимо тренировать ситуацию или эпизод, отношение к нему, поиск выгодных позиций, то есть получить навыки решения игровых ситуаций — все то что мы рассматривали теоретически на макетах. Данный прием обогащает игроков навыками и умением, формирует основные мыслительные процессы, но не гарантирует творческих способностей. Развитие творческих способностей — это уже другой подход и другая методика подготовки. Последнее слово принадлежит не наигранным тактическим комбинациям, а игровому творчеству футболиста, будь это индивидуальная игра или целевые задачи всей команды.

Еще один важный момент, который нельзя упустить, — это подготовительные упражнения под тренируемую задачу, эпизод или действие, которое мы собираемся совершенствовать. Если поставлена задача «стандартных положений», то это игра головой, игра на опережениях и т.д. Если «игра в линию», то это подготовительные упражнения различных перемещений, ускорений, скрещиваний и т.п.
Нам необходимо зафиксировать игру и увидеть, все ли сделано, как надо. Во-первых, мы проверяем исполнение тактических задач, как результат нашей тренировочной работы, во-вторых, мы увидим, как воспринимает игрок все то, что от него требовали. Хватает ли его способностей исполнять наши требования. Надо дать понять ему, что его работа будет проверяться, тогда он будет анализировать, а мы в свою очередь на него воздействовать. В старших учебных группах желателен вариант, при котором игроки рассказывают о своей игре, кто и как понимает свои обязанности на поле, где он имеет право на импровизацию и где она должна быть ограничена. Таким образом, он формирует сценарий своей игры. Даже не важно, что он допустил ошибки и почему он так играл, главное то, что он думает об игре, анализирует ее и прогнозирует следующую.

Следующий этап тактического совершенствования — это искусственное изменение задач для скорости принятия решений в игровых ситуациях. Скоростное исполнение и скорость принятия решений начинает быть и будет решающим фактором в дальнейшем совершенствовании. Главная задача тренера найти и подобрать соответствующие упражнения на всех периодах подготовки футболистов. То есть мы моделируем игровые ситуации, приближенные по скорости и напряженности к соревновательной обстановке, а также ведение игры по определенной тактической схеме. При тактической подготовке важно целостное понимание задач тренировки для подбора необходимых средств. Если есть цель, тогда находятся и средства для ее совершенствования. Конечно, мы при этом теряем качество, но будем помнить, что качество -это достижение цели, но не сама цель. Рассматривая игру высокого уровня, заметим, что главный признак современного футбола — это отсутствие времени как на исполнение, так и на принятие тактических решений в игре.

Последующее совершенствование футбола — это искусственное изменение стандартных и нестандартных ситуаций, решение поставленных задач с различных позиций, с изменением направления атаки, количества атакующих и т.д. Моделируя разнообразные требования и помехи, игроки обретают установку на их преодоление.
Игровая тактическая грамотность нашего воспитанника — это уже обеспечение непрерывной оценки позиционной игры. Нам необходимо отследить каждое движение футболиста, выбор позиции, понимание игровых моментов, то есть развить способность анализировать игру. Если забивается гол или происходит голевой момент, то необходимо проследить движение всех игроков, которые непосредственно могли повлиять на ситуацию.

Наблюдая за действиями игрока, можно не только объяснить ошибочные действия, но и понять мотивы, движущие воспитанником. Чтобы игра, которая ему присуща, не вступила в противоречия с той игрой, которая ему не характерна. Мы формируем его постоянную готовность к игре, к решению игровых ситуаций, а это не что иное, как продолжение процесса совершенствования.
Для того чтобы изменить отношение или понимание игры, необходимо постоянное внимание. Действия и движения игрока должны быть адекватны игровой ситуации. Даже футболисты высокого уровня не всегда могут постоянно контролировать свою игру или игру в целом. Вполне естественно то, что не все обладают значительными волевыми усилиями, умением владеть собой в сложных ситуациях, а также концентрировать свое внимание. Игровое внимание — качество более широкое, которое отличается специфическими свойствами. Если кратко охарактеризовать, то это реагирование и прогнозирование перемещений и взаимодействий противника, происходящих одновременно.

Дальнейшей главной задачей тренера является необходимость научить воспитанника контролировать свою позиционную игру и свою постоянную готовность. Чтобы управлять ситуацией, необходимо находиться над ней, то есть находиться на более высоком уровне. Эффект появляется тогда, когда игрок понимает суть происходящего и что ему при этом делать. Игрок, постоянно проигрывающий свои единоборства или неверно принимающий решения, может парализовать игру всей команды. Футбол, в плане обучения, сложный вид спорта, и наша задача добиться простого, эффективного и надежного выполнения всех технико-тактических элементов. В этом плане хочется обратить внимание коллег на готовность (физическую и психологическую) лучших команд Европы, которая, несомненно, тренируется. Психологическая устойчивость и надежность — вот что в первую очередь характеризует уровень лучших европейских футбольных команд.

Если рассматривать подготовку футбольных молодежных сборных команд, то задачи и методические требования, конечно, становятся другими. Очень важна идея, с которой приходит тренер в сборную. Как педагог, он должен выстроить все взаимоотношения с окружающими, как тренер — в достаточно простой форме объяснить игрокам цели и задачи сборов. Для того чтобы в будущем расставить игровые акценты, тренер должен дать хотя бы минимум методической грамотности игрокам, разобраться в их индивидуальной игре, понять, как они играют в своих клубах и объяснить требования к игре, которую они будут создавать. Создание базовой игры, где каждый должен дополнять друг друга, сложный процесс, и здесь, конечно, нужен опыт. Если разложить все личностные составляющие игроков сборной, то в настоящее время мы видим их полную заинтересованность в прогрессе, их стремление удовлетворить своё самолюбие, показать свое «Я» в игре.
Подготовка команд мастеров является работой принципиально другого типа. Можно много и эмоционально тренировать, но это будет неэффективно, если не прослеживается игровая идея, под которую делается вся подготовительная и созидательная работа.
Тактическое совершенствование проходит несколько стадий. Без ошибок невозможно пройти весь путь обучения — таков жизненный алгоритм. Ошибки, проигранные игры — это неизбежное и естественное явление в профессиональном росте воспитанника, и здесь задача педагога найти тренировочные средства и пути практического осуществления, с помощью которых можно было бы избежать их повторений. И если тренер найдет и раскроет многие детали игры не в общих чертах, а в решениях конкретных игровых ситуаций, тогда он воспитает футболиста.

Источник

Читайте также:  Уровень сахара при тренировках
Оцените статью