Техника тренировки внимания ттв

Исполнительный контроль и гибкость внимания

В метакогнитивной теории психологические расстройства связаны с утратой когнитивных ресурсов и гибкости внимания. Психологические изменения и контроль над когнитивными процессами требует ресурсов для обработки, однако они ограничены КАС, и это становится проблемой. Утрата ресурсов и исполнительного контроля означает что индивиды испытывают недостаток контроля по типу “сверху-вниз” или подавление активности низкоуровневых и более рефлексивных¹ сетей эмоциональной обработки в мозге (например, амигдалы). К тому же, фокусирование внимания на угрозе ограничивает доступ индивида к информации, которая может скорректировать ошибочные представления в пугающей ситуации. Следовательно, для лечения было бы полезно разработать техники, которые восстанавливают ресурсы, повышают гибкость исполнительного контроля над обработкой и повышают поток корректирующей информации, поступающей в обработку. Для этой задачи были разработаны такие техники как Тренировка Внимания (Уэллс, 1990; см. главу 24) и Ситуативная Перефокусировка Внимания (Уэллс и Папагергю, 1998; см. главу 26) как часть МКТ.

Техника Тренировки Внимания (ТТВ) заключается в фокусировании внимания во вне на многочисленных аудиальных стимулах и состоит из тренировки избирательного внимания, переключения внимания и разделения внимания. Она практикуется в течении отдельных практических сессий в большей степени, чем применяется как техника совладания². Эмпирические данные свидетельствуют о хорошем эффекте техники применительно к тревоге и депрессии (для получения представления см. Уэллс, 2006). Например, в экспериментальных исследованиях серии случаев³ ТТВ показала улучшения симптомов панического расстройства (Уэлллс, 1997), ипохондрии (Папагерню и Уэллс, 1998) и рекурентной депрессии (Папагерню и Уэллс, 2000). Она так же показала связь с нейробиологическими изменениями, заключающимися в уменьшении активности амигдалы у депрессивных пациентов (Сигл, 2007). Тренировка внимания часто упоминается в когнитивно-поведенческих подходах “новой волны”, таких как Терапия Принятия и Ответственности (ACT; Хэйс, 1999), но она не является тем же самым, что и ТТВ (см. главу 24).

Читайте также:  План тренировки по боксу или тайскому боксу

Другая техника, связанная с работой внимания, используемая в МКТ — Ситуативная Перефокусировка Внимания (SAR; Уэллс и Папагергю, 1998). Она использовалась для перенаправления внимания в процессе экспозиции угрожающих или провоцирующих тревогу ситуаций. Целью применения техники является увеличение потока новой и способствующей адаптации информации, попадающей в сознание, чтобы индивид мог эффективнее изменить и обновить свои ошибочные убеждения. Например, при социофобии индивиды направляют внимание внутрь на самих себя, когда попадают в социальную ситуацию, вызывающую у них страх. Это является частью их паттерна отслеживания угрозы и копинг-стратегией, так как они боятся произвести плохое впечатление. Эти стили направления внимания ухудшают обработку внешней информации, которая была бы полезна для изменения негативных убеждений о других людях, таких как убеждение о том, что каждый человек пристально наблюдает за ними. В процессе изменения дисфункциональных убеждений необходимо перенаправлять внимание во время выполнения экспозиции таким образом, чтобы происходило фокусирование на других людях в окружении. Таким образом, применение экспозиции в метакогнитивной терапии не зависит от повторяемости и длительности экспозиции, а зависит от управления когнитивными процессами во время экспозиции для максимальной эффективности обучения новому.

САР так же применяется в МКТ для лечения травм, в которых стиль внимания индивида изменяется после травматического эпизода. Отслеживание угрозы после травмы часто состоит из фокусирования на потенциальных источниках опасности в окружении, которое усиливает восприятие текущей опасности и сохраняет тревожность. Для восстановления когнитивных процессов к обычному состоянию обработки, терапевт работает с пациентом над обнаружением и изменением фокуса внимания с помощью техник, например даёт задание замечать нейтральные и безопасные стимулы в окружении.

Уровни управления

Метакогнитивная теория саморегуляции исполнительных функций (S-REF) отличается от теорий Бека и Эллиса и большинства других когнитивных подходов к психопатологии, основанных на теории обработки информации. В ней есть когнитивная архитектура, содержащая полноценную структуру, в которой различаются знания или убеждения, сознательная обработка в реальном времени (требующая внимания) и автоматическая низкоуровневая эмоциональная обработка, а также природа отношений между ними. Это важно, потому что отношения между этими факторами, по всей видимости, являются источником расстройства и могут быть более важны, чем содержание негативных мыслей и социальных убеждений. Теория схем Бека использует термины, ассоциирующиеся с подходами информационной обработки, такие как схема и искажения внимания. Она, на самом деле, фокусируется в большей степени на когнитивном содержании, нежели объясняет как именно информация передаётся, в какой форме, как она проходит по уровням от стимула к реакции и как когнитивные уровни связаны между собой. Этот уровень объяснений требуется для точной оценки процесса информационной обработки и в большей степени это описано в S-REF модели.

Читайте также:  Что лучше есть после тренировок дома

S-REF модель представляет когнитивные процессы в виде трёхуровневой структуры: (1) сети низкоуровневой автоматической обработки, которые обрабатывают информацию рефлексивно и вне осознания и включают в себя примитивные сети эмоциональной обработки; (2) уровень сознательной стратегической обработки, которая требует ресурсов обработки; она преимущественно сознательна и отвечает за интерпретацию и реализацию стратегий; и (3) уровень хранящихся знаний, которые имеют метакогнитивную природу и управляют обработкой.

Дифференциация между уровнями и описание взаимных связей между ними важна, потому что она помогает наблюдать роль автоматических высокоуровневых реакций, низкоуровневых (субкортикальных) эмоциональных процессов и способов их взаимодействия с сознательными процессами в развитии и сохранении психических расстройств. Поэтому этот подход важен для исследований нейробиологических процессов. Например, он предлагает связывать стратегии обработки с активностью схем и структур эмоциональной обработки в мозге, которая может подвергаться проверке и модификации. Например, КАС блокирует адекватный контроль эмоциональной обработки «сверху-вниз»; таким образом избавление от КАС позволяет восстановить контроль и позволяет эмоциональной обработке эффективно и гибко работать в своём нормальном режиме. Это является базовым предположением теории МКТ для посттравматического стрессового расстройства.

Различие между уровнями и спецификация их взаимоотношений определяет расстройства преимущественно на уровне стратегий или сознательных процессов, связанных с метакогнитивными убеждениями. Таким образом, теория МКТ отличается от ранних когнитивных представлений об искажениях в эмоциональных расстройствах (например, Вильямс, 1998), больше подчёркивая эффект стратегий обработки в реальном времени, нежели роль автоматических искажений во внимании. Это отличается от когнитивной теории Бека (1976) тем, что нет прямой связи когнитивных искажений с активностью схем. Вместо этого их связывают со стилем сознательной обработки, который является продуктом метакогниций. Подобным образом, признаки влияния искажений наблюдались в таких задачах, как эмоциональный тест Струпа (Мэтьюз и Маклид, 1985) по отношению к обработке, в большей степени связанной с такими стратегиями как поддержание фокуса внимания на источнике угрозы (отслеживание угрозы), чем по отношению к автоматическим процессам. Это имеет значение при разработке терапии искажений: это значит, что терапевт будет изменять метакогнитивные убеждения, которые поддерживают стратегии мониторинга угрозы и пациенты будут проинструктированы применять альтернативные реакции, связанные с вниманием.

Использование АТТ и САР и фокусирование на изменении метакогниций, контролирующих внимание, является особенностью МКТ. Когда стратегии управления вниманием используются в КПТ или в стресс-менеджменте, они концентрируются на отвлечении от мыслей, эмоций и болезненных переживаний как копинг-стратегии. Напротив, изменение фокуса внимания в МКТ разработано с целью избавления от КАС, усиления метакогнитивного контроля и улучшения доступа к новой информации для обновления знаний.

Типы знаний

Мы уже видели как метакогнитивный подход отделяет метакогнитивные знания от других знаний о себе и мире. Другая область, в которой метакогнитивный подход отличается от других когнитивных теорий — способ представления знаний. КПТ и РЭПТ обращаются к семантическому содержимому знаний и выражают их соответствующими схемами или иррациональными убеждениями в вербальной декларативной форме (например, «Я никчёмен», «Я должен получать одобрение от каждого человека чтобы быть стоящим»). Это полезная эвристика, но метакогнитивная теория считает что это не лучший путь представления знаний в когнитивной системе и может оказаться более полезным думать о знаниях как о наборе программ или планов, которые управляют мышлением и поведением (Уэллс и Мэттьюз, 1994, 1996). В сущности, эти метакогнитивные программы для управления обработкой и составляют процедурную базу знаний. Маркером для этих операций будут такие декларативные утверждения как «Я должен беспокоиться чтобы избежать вреда», но это декларативное убеждение будет тесно связано с планами, направляющими работу систем обработки в реализации беспокойства. В этом сценарии модификация убеждений будет включать не только вербальное изменение на уровне убеждений в метакогнитивных процессах, но также предоставление индивидам альтернативных планов обработки.

Например, предотвращение рецидива тревожности и депрессии не будет сфокусировано только на проверке и изменении остаточного уровня уверенности в истинности декларативных убеждений, как это было бы в случае стандартной КПТ, но будет так же включать обучение пациента задействованию новых способов мышления и копинга (совладания) в реагировании на негативные мысли, убеждения и эмоции. Однако, это не просто другой тип нового реагирования. Это не вариант общего обучения релаксации или социальных навыков, но это специфическое обучение такому реагированию, которое противоположно КАС и любая новая изученная стратегия не должна быть использована как избегание или способ предотвращения кажущейся (ошибочной) угрозы. При формировании и отработке новых способов реагирования индивид разрабатывает базу знаний или программ для поддержки этих новых способов реагирования в будущем.

Следовательно, ключевая особенность МКТ — включение в обучение компонента, который помогает пациентам укреплять новые планы для регуляции познавательных процессов и поведения. Это обычно составляет часть предупреждения рецидива и отличает МКТ от других терапевтических подходов, которые обучают предотвращению тревоги, навыкам социального взаимодействия, ассертивности¹.

Ассертивность-способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него.) и другим навыкам.

Источник

Метакогнитивная терапия

Метакогнитивная терапия является развитием когнитивной терапии. После первой волны, бихевиоризма , и второй волны, когнитивного поворота , метакогнитивная терапия, наряду с другими формами терапии, включается в третью волну, согласно которой концепции внимательности придается большее значение в терапии. Он был разработан Адрианом Уэллсом (о различии между метакогнитивной терапией и метакогнитивным обучением и когнитивно-поведенческой терапией см.).

Содержание

Отличие от когнитивной терапии

В то время как в когнитивной терапии, разработанной Аароном Т. Беком , считается, что дисфункциональные схемы являются причиной психических расстройств, в метакогнитивной терапии предполагается, что убеждения о том, как думать, увековечивают расстройство. Так, например, мысль: «Я никчемный» не будет отвечать за развитие депрессии, как предполагается в теории Бека, но придает значение мысли и положительному метакогнитивному убеждению, что он размышляет или думает о ней. — Чтобы что-то изменить, придется столкнуться с опасениями. В когнитивной терапии можно попытаться подвергнуть сомнению содержание мысли, например, путем сбора ситуаций, в которых человек чего-то достиг, или посредством сократовского диалога о том, что в первую очередь определяет ценность человека. Однако в метакогнитивной терапии можно предположить, что эти техники уже придают мысли нереалистичный смысл и тратят много времени на размышления о ней. Тогда эта мысль будет скорее спусковым крючком для размышлений и тревог. Вместо этого метакогнитивная терапия пытается рассматривать эту мысль, как и другие мысли повседневной жизни, которым не уделяется особого внимания.

техники

Откладывая беспокойство и задумчивость

Пострадавшим дается задача отложить беспокойство и размышления, сознательно произнеся в уме «стоп» (техника остановки мысли) и договорившись о фиксированном времени, в которое они могут подумать об этом в течение 15 минут, но ни в коем случае не обязаны. В отличие от «времени размышлений», которое обычно используется в когнитивно-поведенческой терапии, пострадавшего не просят использовать стратегии решения проблем в течение этого согласованного времени, но разрешается размышлять над ними, как раньше. Ему решать, действительно ли он использует эти 15 минут. Если он решит это сделать, он должен записать причину, по которой он выбрал это. Цель этой техники, с одной стороны, состоит в том, чтобы сократить время на дисфункциональные мыслительные процессы и показать, что мыслительные процессы можно контролировать, то есть поставить под сомнение негативное метакогнитивное убеждение в неконтролируемости. Также важно дать понять, что нежелательные мысли не следует подавлять, потому что это приведет к учащению нежелательных мыслей (эффект отскока). Вместо этого следует отложить только последующую повышенную озабоченность нежелательными мыслями.

Техника тренировки внимания (ATT)

Цель техники тренировки внимания — отвлечь внимание от дисфункциональных мыслительных процессов и вовне. Этим метакогнитивная теория отличается от других техник внимательности, которые также направляют внимание на внутренние процессы, такие как MBSR или ACT .

Есть три упражнения, которые длятся в общей сложности 15 минут, и их следует повторять как домашнее задание:

  • Селективное внимание: заинтересованное лицо должно обращать внимание не менее чем на 3 звука, указанных в комнате одновременно (пять минут).
  • Смена внимания: заинтересованный человек должен сосредоточить свое внимание на трех других шумах внутри или за пределами комнаты. Затем ему следует сосредоточить свое внимание только на одном из 6-8 шумов и быстро переключить его на другой (5-6 минут).
  • Разделенное внимание: в конце концов, следует сосредоточить внимание на всех звуках одновременно. Это задание должно быть довольно сложным (две-три минуты).

Обособленная внимательность

Поведенческие эксперименты показывают возможность избавиться от мыслей, не уделяя дальнейшего внимания, с помощью разных слов, которые не имеют большого значения для человека. Еще одно упражнение — представить тигра без активного изменения изображения, чтобы изменения в изображении наблюдались только пассивно.

литература

Питер Фишер и Адриан Уэллс: метакогнитивная терапия

Источник

Оцените статью