Технические тренировки как правило требуют

Техническая подготовка спортсмена

Психологические основы технической подготовки. Общие положения и основные понятия [ править | править код ]

Техническое совершенствование является одним из важнейших видов подготовки спортсмена, ведь с помощью хорошей техники движений в соревновании можно компенсировать не только показатели антропометрических данных (рост, вес, длина конечностей), но часто и снижение уровня физических возможностей: силы, быстроты, гибкости, выносливости, связанное, например, с возрастом, утомлением или травмой. Техническая подготовленность в различных видах спорта помогает решить разные задачи: в скоростно-силовых видах позволяет достичь максимума в главной фазе упражнения, в циклических видах экономит силы для решающего рывка, в единоборствах и спортивных играх дает возможность реализовать тактические замыслы, а в сложнокоординационных видах является одним из основных критериев оценки выступления! Поэтому интерес к освоению и совершенствованию техники оправдан со стороны всех участников учебно-тренировочного процесса.

В теории и методике спортивной тренировки технической подготовке спортсменов уделяется много внимания. Разработаны общие принципы обучения технике движений, выявлены биомеханические особенности различных упражнений и физиологические механизмы их реализации. На основании общих закономерностей в каждом виде спорта конкретизированы цели и задачи технической подготовки, формы, средства и методы совершенствования мастерства. В спортивной психологии тоже есть немало теоретических положений и практических рекомендаций для повышения эффективности технической подготовки спортсменов, которым и посвящен материал данного раздела.

Читайте также:  Метод положительного подкрепления во время тренировки

Как и все другие виды, техническую подготовку спортсмена можно условно разделить на две части — общую и специальную. Критерием разделения целесообразно использовать степень соответствия исполняемого упражнения соревновательному. Но при этом анализировать следует не только метрические показатели движения (расстояния, углы, амплитуды), но также динамические (соотношение силовых усилий) и энергетические (биохимические и физиологические механизмы обеспечения мышечной работы). Поэтому в каждом виде спорта техническая подготовка приобретает свою специфику, на которую, в свою очередь, оказывают влияние психологические особенности спортсмена, тренера, условий тренировки, соревновательных задач и т.д.

Неоценимый вклад в изучение биомеханических и психофизиологических механизмов управления движением внес Н. А. Бернштейн (1896—1966). И хотя результаты многих его исследований были полноценно изданы лишь в 1990-х гг., выявленные им закономерности лежат в основе практически всех существующих методик обучения и совершенствования движения (М. М. Боген, А. А. Тер-Ованесян и др.).

Техника движения — это система двигательных актов, способствующих наиболее рациональному его исполнению.

Схема управления произвольными движениями человека в целом выглядит так:

Цель → Двигательная задача → Программа движения → Движение

Из этих четырех обязательных фаз любого движения три первых являются полностью психическими актами, т.е. не имеют внешних проявлений, но именно они фактически определяют результат. Поэтому при любой технической ошибке не нога или рука спортсмена действуют неправильно, а именно его мозг подает ошибочные сигналы мышцам.

Спортивная техника — это способ решения двигательных задач спортивного соревнования, который может рассматриваться как:

  • идеальный образец (модель) движения;
  • характеристика мастерства спортсмена (техническая подготовленность);
  • оценка исполнения движения (уровень качества);
  • совокупность движений, разрешенных правилами соревнований (техника вида спорта).

Для каждого вида спорта обычно существует базовая техника, которую спортсмен осваивает в начале занятий, и которая описывается в учебниках. У различных тренеров базовая техника, которой они обучают своих учеников, может иметь принципиальные биомеханические особенности, что с дальнейшей индивидуализацией техники дает возможность говорить о различных «школах». Любые международные соревнования наглядно демонстрируют разнообразие технического мастерства спортсменов, а наиболее эффективные приемы становятся очередным образцом для подражания. Абстрагируясь от индивидуальности спортсмена, для техники конкретного вида спорта можно выделить следующие характеристики:

  • рациональность — определяется простотой и логичностью способа достижения результата;
  • экономичность — характеризуется количеством энергии, требуемой на исполнение технического приема;
  • информативность — проявляется в точности прогноза дальнейших действий спортсмена. Для решения тактических задач бывает необходимо как скрыть свои намерения (например, в единоборствах), так и наоборот — показать их своим партнерам для эффективного группового взаимодействия (например, в спортивных играх).

Техническая подготовка — процесс освоения и совершенствования спортивной техники.

Как следует из определения, техническая подготовка разделяется на процесс обучения приемам и процесс совершенствования технического мастерства.

Техническая подготовленность — степень владения спортивной техникой, т.е. системой движений, соответствующих особенностям конкретного вида спорта и направленных на достижение высоких спортивных результатов.

Техническая подготовленность является как показателем мастерства спортсмена, что выражается его квалификацией (например, мастер спорта знает больше приемов, чем перворазрядник, и выполняет их эффективнее), так и компонентом его общей готовности к соревнованию, например, текущая быстрота и точность выполнения «коронных» приемов. К характеристикам технической подготовленности можно отнести:

  • объем — определяется количеством действий, которые умеет выполнять или выполняет спортсмен. Выделяют общий (характеризуется суммарным количеством действий, которые освоены спортсменом) и соревновательный объем (оценивается по числу различных действий, выполняемых в условиях соревнований);
  • разносторонность — характеризуется степенью разнообразия двигательных действий, которыми владеет спортсмен и которые он применяет в соревнованиях;
  • вариативность — способность изменять выполнение действия, приспосабливая его к изменяющимся условиям соревнования;
  • эффективность владения техникой — это степень близости реально выполняемых спортсменом движений к наиболее рациональному варианту. Различают абсолютную (соответствие движений идеальной модели), сравнительную (эталон — техника высококвалифицированных спортсменов) и реализационную (сопоставление достигнутого результата с потенциальной возможностью).

Освоенность техники — оценка результата обучения. Для хорошо освоенных движений типичны:

1) стабильность при выполнении его в стандартных условиях;

2) устойчивость (как сравнительно малая изменчивость) результатов при выполнении в изменившихся условиях, в эмоциональном возбуждении;

3) автоматизированность выполнения;

4) сохранение двигательного навыка при перерывах в тренировке.

Психологические особенности совершенствования техники [ править | править код ]

Время, затраченное на изучение технического приема, определяется сложностью его биомеханической и ритмической структуры. Если в спортивных играх, единоборствах и сложнокоординационных видах совершенствование технического мастерства ориентировано на расширение соревновательного арсенала приемов, то в циклических и скоростно-силовых видах преимущественно корректируются отдельные особенности технического выполнения соревновательных упражнений.

В работе по исправлению ошибок в технике рекомендуется ориентироваться на следующие приемы:

1) акцентировать внимание спортсмена на неправильной фазе движения с установкой выполнить ее без ошибки в рамках целостно выполняемого упражнения («частичная деавтоматизация»);

2) использовать подводящие упражнения, с помощью которых ошибочная фаза движения корректируется отдельно от других. Затем заново сформировать двигательную программу целостно-конструктивным методом;

3) использовать эффект «забывания» ошибок при преднамеренных перерывах в работе над данным двигательным действием. Это приводит к сравнительно более быстрому угасанию появившихся ошибочных компонентов двигательной программы по сравнению с более прочной правильной основой техники.

На качество технического исполнения соревновательных упражнений, т.е. на техническое мастерство спортсмена, влияет большое количество факторов. На рис. приведена классификация помех деятельности, которые должны моделироваться в тренировочном процессе для формирования помехоустойчивости техники спортсмена.

Источник

Типы спортивных тренировок

Содержание

Классификация и типы тренировочных занятий [ править | править код ]

В статье представлены три практически важные классификации отдельных тренировочных занятий с точки зрения их (1) организации, (2) задач и (3) уровня нагрузки.

Типы занятий в зависимости от особенностей их организации [ править | править код ]

Существует много возможных форм организации тренировки, которые используются в мировой тренерской практике; их можно разделить на три основные категории (см. табл. 1)

Как можно видеть в таблице 1, каждая форма организации и соответствующий ей тип тренировки имеют свои специфические преимущества, а также ограничения. Групповые тренировки как организационная форма позволяют тренерам управлять максимальными нагрузками. Этот тип наиболее часто используется во время тренировочных сборов и так называемой централизованной подготовки, когда спортсмены одинакового уровня тренируются вместе. Это преобладающая форма в командных видах и спортивных единоборствах. Следует отметить, что долгосрочная подготовка с использованием только групповых тренировок имеет совершенно ясные психологические и нейрофизиологические ограничения. Когда спортсмены тренируются с высокой мотивацией, в условиях конкуренции и продолжительного эмоционального напряжения, это может привести к чрезмерному и хроническому возбуждению центральной нервной системы и, в конечном итоге, к эмоциональному истощению. Вот почему важно найти гармоничное сочетание строго запрограммированных командных тренировок в рамках этого и других типов тренировочных занятий.

Таблица 1. Классификация тренировочных занятий в зависимости от их организации

Коллективно выполняемая нагрузка в соответствии со строгим или гибким планом

Командный дух, эмоциональность, использование конкуренции и партнерства

Запрограммированное занятие под руководством тренера

Сосредоточение внимания тренера и спортсмена на корректных деталях выполнения нагрузки / техники движений

Запрограммированное занятие, выполняемое спортсменом самостоятельно

Снижение эмоционального напряжения,тренировка проводится в удобное время и в удобном месте

Свободная или почти свободная тренировка без строгого плана

Раскрепощение инициативы спортсмена, самостоятельное регулирование уровня нагрузки

Сочетание первых двух организационных форм

Разнообразие, возможность объединения преимуществ других форм

Индивидуальные тренировки применяются для воплощения как весьма амбициозных и строго запрограммированных планов (как и в упомянутом выше групповом типе), так и для более свободной и менее напряжённой подготовки. Их использование больше годится для индивидуальных видов спорта, чем для командных и единоборств. В некоторых видах спорта, таких, например, как фигурное катание, индивидуальные тренировки составляют почти всю подготовительную программу высококвалифицированных спортсменов. Тем не менее, даже в командных видах спорта они вносят вклад в программу тренировки в целом. В футболе, баскетболе, хоккее на льду и т.п. предсезонная подготовка игроков мирового класса является их личной обязанностью. Звёзды мирового класса должны найти свои собственные средства, тренера для решения свих задач и вписаться в соответствующее расписание тренировок, которые, как правило, индивидуальны.

Пример. Высокопрофессиональный и успешный футболист в возрасте 30-33 лет регулярно выполнял месячный специализированный цикл подготовки в начале сезона (мезоцикл был посвящен развитию максимальной скорости). Для этой цели он нанял высококвалифицированного тренера (специализировавшегося в легкоатлетическом спринте), который планировал, руководил и контролировал его тренировочный процесс. Цикл подготовки состоял из индивидуальных тренировок, проводимых под руководством тренера и частично самим спортсменом. Такая специализированная работа позволила ему поддержать высокий уровень максимальной скорости, несмотря на возникшие трудности, вызванные его возрастом и предшествовавшими травмами (Mark Tunis, личное сообщение автору).

Смешанные тренировки часто используются во многих видах спорта. В индивидуальных видах спорта индивидуальная часть тренировки, как правило, применяется для совершенствования техники, восстановления и расслабления; в командных видах и единоборствах она, как правило, посвящена кондиционной тренировке, приобретению технических навыков и релаксации.

Другой пример. Легендарный Эдсон Арантес Ду Насименту (Пеле) сказал в интервью, снятом для документального фильма: «Часто я оставался после тренировок и совершенствовал удары, пасы и игру головой» («Пеле навсегда» режиссёра Anibal Massaini Neto, Бразилия, 2004). Было бы справедливо сказать, что именно комбинация командной работы и индивидуального мастерства была тем, что сделало этого спортивного гения таким выдающимся.

Многие факторы определяют соотношение используемых типов тренировки. Это спортивная специфика, средства тренировки, количество спортсменов под опекой тренера, доступность индивидуальных приспособлений для самонаблюдения (типа мониторов ЧСС фирмы «Полар», секундомеров и т.д.), возможность комбинирования упражнений, выполняемых в помещении и на улице, в рамках одной тренировки, а также особенности каждого спортсмена и его предпочтения в плане работы в группах или индивидуально.

Классификация занятий в зависимости от выполняемых в них заданий [ править | править код ]

Спортивная практика требует, чтобы мы дифференцировали тренировки в зависимости от превалирующих задач. В таблице 2 представлена классификация тренировочных занятий в зависимости от выполняемых в них заданий.

Таблица 2. Классификация тренировочных занятий в зависимости от выполняемых в них заданий

Совершенствование физических качеств, общей и/или специфической по виду спорта двигательной подготовленности

Этот тип тренировочного занятия является преобладающим во многих видах спорта и часто комбинируется с выполнением технических задач

Приобретение новых технических навыков, совершенствование техники движений

Этот тип тренировки решает задачи совершенствования движений и требует оценки показателей его качества

Тактическая или техникотактическая тренировка

Приобретение новых тактических (или технико-тактических) навыков, совершенствование индивидуальной и/или командной тактики

Физические и теоретические задания могут объединяться, теоретические занятия могут включаться дополнительно

Оценка уровня развития способностей спортсмена

Могут моделироваться специфические по виду спорта соревновательные условия

Развитие различных физических качеств в сочетании с решением разнообразных задач

Возможности: 1) сочетание различных типов тренировок; 2) комбинирование различных задач при выполнении определённых упражнений

Кондиционные тренировки, посвящённые развитию общих и специфических по виду спорта двигательных способностей, формируют важную часть тренировочных программ во многих видах спорта. Очень часто этот тип тренировочных занятий включает техническую работу, хотя и не слишком напряжённую. В таких тренировках могут использоваться различные организационные формы, такие как групповые или индивидуальные, проводимые тренером или самими спортсменами.

Технические тренировки, как правило, требуют больше внимания и организационных усилий. Процесс овладения новыми техническими навыками (или совершенствование техники движений) необходимо оценивать в режиме реального времени и немедленно корректировать в последующих попытках. Конечно, такая работа должна тщательно контролироваться тренером или специально привлечёнными экспертами. Однако многие тренеры слабо владеют технической спецификой, и в этой области не найдётся много экспертов. Поэтому для них важны поиски достоверных источников подобной информации (Yessis, 2006). Индивидуальные тренировки, проводимые самими спортсменами, не подходит для этой цели.

Таким образом, дополнительным фактором, влияющим на уровень сложности технических тренировок, является использование средств визуализации, таких как видеозаписи, для обеспечения спортсменов объективной информацией о качестве выполнения соревновательного упражнения и значимых деталях правильной техники. Следует подчеркнуть, что освоение движений (совершенствование техники движений) требует высокой мобилизации познавательных и координационных способностей спортсменов. Поэтому такой тип тренировки даёт значительную нагрузку на центральную нервную систему, что должно быть принято во внимание при планировании тренировочного процесса.

Тактические или технико-тактические тренировки фокусируются в основном на приобретении новых тактических навыков и совершенствовании индивидуальной и/или командной тактики. Еще одна функция таких тренировок заключается в соединении тактических и технических навыков, что крайне важно для успешной соревновательной деятельности. Частично тактические тренировки можно проводить совместно с теоретической и психологической подготовкой. Тем не менее большая часть этой работы должна планироваться и реализовываться тщательно в специфических по виду спорта условиях, когда можно частично смоделировать стрессовые соревновательные ситуации. Этот тип тренировки более характерен для командных видов спорта и единоборств, где значимость тактических навыков относительно выше.

Контрольные тренировки предназначены, главным образом, для оценки уровня развития физических и технических способностей спортсменов, т.е. специально подобранных компонентов подготовленности (специфической по виду спорта силы или выносливости), и могут проводиться в искусственно создаваемых условиях с максимальным приближением к условиям предстоящих соревнований. Поскольку эти тренировки требуют от спортсменов максимальных усилий, они должны быть тщательно организованы, обеспечены соответствующим оборудованием, расположенном в подходящих внешних условиях, а также должны проводиться при поддержке и тесном сотрудничестве с тренерским коллективом.

Комбинированные тренировки посвящены развитию нескольких спортивных способностей (например, физических и технических или физических и технико-тактических) в рамках одного занятия. Так, первая часть тренировки может быть посвящена освоению движений, в то время как вторая — кондиционной тренировке. Точно так же контрольная тренировка может сопровождаться кондиционной. Другой вариант комбинированной тренировки объединяет решение различных тренировочных задач в специфических по виду спорта специальных упражнениях. Такой подход предполагает одновременное развитие специфической по виду спорта двигательной способности и совершенствование соответствующего технического навыка. Подобные тренировочные средства двойного комбинированного эффекта называют сопряжёнными упражнениями. Обычно такое сопряжение обеспечивается при выполнении упражнений в специально организованных условиях, когда скорость передвижения снижается за счёт внешнего сопротивления или увеличивается за счёт специальных приспособлений (Maglischo, 1992). Оно также может быть реализовано при применении специализированных силовых упражнений.

Пример. Упражнения с дополнительным сопротивлением широко распространены и осо бенно популярны в циклических видах типа бега, плавания, гребли на байдарках и каноэ, академической гребли и др. Обычно такие упражнения направлены на совершенствование навыка приложения силы в рамках существующей специфической по виду спорта технической схемы и увеличение уровня мышечной выносливости. Вариант с внешним сопротивлением, искусственно снижающим скорость передвижения, обычно реализуется с помощью относительно недорогого оборудования. Предполагается, что упражнения с искусственно увеличенной скоростью передвижения облегчают спортсмену выход на высокоскоростные режимы и часто помогают преодолеть так называемый «скоростной барьер». Комбинированный эффект таких упражнений заключается в совершенствовании специфического по виду спорта технического навыка, а также в увеличении максимальной скорости или специфической по виду спорта скоростной выносливости.

Классификация занятий в зависимости от их целей [ править | править код ]

С точки зрения анализа планирования тренировочного процесса и выполнения этих планов особое значение имеет дифференцирование тренировочных занятий по нагрузке. Для практических целей необходимо перечислить три главные функции тренировочного занятия: развитие, поддержание и восстановление. Правильно выбранный уровень нагрузки должен соответствовать этим целям. Фактически каждый план тренировки представляет собой специфическую комбинацию этих типов занятий: некоторые занятия предназначены для развития, другие необходимы для поддержания определённых способностей на уже достигнутом уровне; а для восстановления планируются специальные занятия. Поэтому классификация тренировочной нагрузки в зависимости от целей занятия имеет практический смысл. Таблица 3, основанная на такой классификации Зациорского [Zatsiorsky] (1995), представляет количественно ранжированную шкалу (от 1 до 5) тренировочных занятий, в которой ранг 1 соответствует самой маленькой нагрузке, а 5 — самой большой.

Таблица 3. Классификация тренировочных нагрузок (количественная шкала) в зависимости от целей их выполнения (no Zatsiorsky, 1995; в редакции Issurin, 2003)

Источник

Оцените статью