- Сборник развивающих упражнений актерского тренинга для руководителей детских театральных кружков и студий
- Картотека театрализованных игр, этюдов, упражнений для детей разного возраста
- Картотека театрализованных игр и этюдов
- ЭТЮДЫ
- ИГРЫ – ПАНТОМИМЫ
- Загадки – пантомимы:
- Этюды на развитие творческого воображения.
- Этюды на общение.
- Игры на развитие выразительной мимики.
Сборник развивающих упражнений актерского тренинга для руководителей детских театральных кружков и студий
Марина Отиева
Сборник развивающих упражнений актерского тренинга для руководителей детских театральных кружков и студий
В данный сборник вошли наблюденные и авторские упражнения, апробированные на театральных занятиях театрального объединения.
Развивающий характер тренинга раскрывается в выявлении и развитии специальных творческих способностей, необходимых в сценической деятельности и работе актера:
концентрированное и многоплоскостное внимание;
чувство пространства и композиции;
образная, эмоциональная память и память тела;
гибкость и отзывчивость тела и так далее.
ЗНАКОМСТВО
Данный цикл упражнений предназначен для первых занятий. Цель его – знакомство педагога с группой, знакомство учащихся друг с другом, диагностика психофизических данных учащихся.
«ЗНАКОМСТВО С МЯЧОМ»
Участникам предлагается встать в круг. Педагог (стоящий либо тоже в круге, либо в его центре) кидает по очереди участникам мяч; участники должны вернуть педагогу мяч, одновременно назвав свое имя.
Упражнение рекомендуется начинать, используя большой яркий мяч. На первом круге проведения упражнения нужно сделать акцент, чтобы учащиеся «пристроились» к мячу: его размеру, весу, расстоянию, на которое его нужно кинуть, а также координацию голосового посыла и физического действия броска.
В процессе усложнения педагог использует мячи все меньшего и меньшего размера, а также при возможности помещения увеличивает расстояние броска, что требует более серьезного сосредоточения внимания и распределения физических усилий.
Вариант 1. Мяч бросается через удар мяча в пол. При этом участникам предлагается представить, что звук (во время произнесения имени) соответствует полету мяча и опускается «вниз», как будто бы падает в пропасть, что в свою очередь активизирует грудные резонаторы. Это простое упражнение в свою очередь диагностирует физические зажимы ног (напряженные прямые ноги во время ловли и бросания мяча, спины и рук (слишком сильный бросок, при котором мяч летит намного дальше, чем нужно, либо мышечную вялость (мяч недолетает до цели, состояние речевого аппарата и голосовых данных и общую координацию движений и речи.
Вариант 2. Мяч бросается по воздуху (без падения на пол). При этом участникам предлагается во время произнесения имени сохранять ощущение полета звука вниз, тогда как мяч летит наверх. В этом упражнении также важно отметить, что необходимо «попадать звуком в партнера», то есть, называть имя для партнера, чтобы тот запомнил, и чтобы конец звучания совпадал с моментом, когда мяч оказывается в руках партнера, а не улетал в сторону или падал на середине круга.
«ПОВТОРИ МОЕ ИМЯ» («РИТМ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ»)
Это упражнение является хорошим продолжением предыдущего.
Участники стоят в круге (педагог среди них). Педагог предлагает участникам одновременно, то есть хором называть по очереди имена всех присутствующих по часовой стрелке, начиная с педагога. Здесь важно, чтобы все называли того или иного человека именно так, как он сам себя назвал в предыдущем упражнении (Дима, а не Дмитрий, например, т. к. от того как человек сам себя представил всем зависит то, как он хочет, чтобы его называли в этой группе.
Вариант 1. То же, что и прежде, только хоровое произнесение каждого имени отбивается ритмически двумя хлопками в ладоши. Это ритмическое привнесение очень хорошо организует начало упражнения (2 начальных хлопка исполняют роль затакта, собирая внимание) и весь его ход, не давая хоровому звучанию «расползаться».
Вариант 2. Сохраняя предыдущие условия, участникам предлагается так назвать имена друг друга, чтобы они чем-то запомнились, или нужно не просто назвать имя, а «представить», «презентовать» человека, при этом можно использовать соответствующие жесты. При ритмической организации этого варианта упражнения возникает нечто вроде забавного танца.
При повторных кругах проведения этого варианта упражнения рекомендуется менять направление движения (до этого называние имен шло по часовой стрелке, теперь же – против, начинать не с педагога, а с какого-нибудь другого участника и через какой-то промежуток времени менять положение в круге, чтобы последовательность имен не «ложилась на язык», то есть не запоминалась механически. Также при повторных проведениях (2-й, 3-ий круг и т. д.) нельзя повторять использованные ранее жесты, что провоцирует учащихся мгновенно реагировать и придумывать новые варианты.
Далее учащиеся также хором называют имя, но только тот человек, чье имя не называется, молчит, не подсказывая остальным, как его зовут, он только использует жесты, все должны вспомнить и озвучить его имя.
«ЧТО ОБЩЕГО?» (групповые скульптуры)
Участники делятся на малые группы (по 3-4 человека в каждой в зависимости от общего количества детей в группе). В каждой малой группе участникам нужно в течение 5-8 минут рассказать о себе и найти нечто, объединяющее всех в этой группе, после чего это нужно воплотить в застывшей позе или «скульптуре». Всем остальным участникам коллектива нужно отгадать, что объединяет членов той или иной группы.
Упражнение можно выполнять во многих вариантах, меняя составы групп и темы для «скульптур»: «что мы любим», «что ненавидим» и т. д.
НАСТРОЙКА ДРУГ НА ДРУГА
Говорить друг другу «Доброе утро» или «Здравствуйте» — в этом заключено всё упражнение. Актеры, пришедшие на занятие заниматься тренингом еще не готовы к нему. Им нужно время, чтобы погрузиться в атмосферу и настроиться друг на друга.
Участникам тренинга предлагается ходить по комнате в хаотическом движении, ничего не играть, не суетиться, просто ходить, видеть друг друга и общаться глазами – только не разговаривать! Почувствовать себя в команде. Это еще не театр, но уже команда.
Ходить по площадке в хаотическом движении. Когда вы встречаетесь с кем-то, то нужно:
a) сказать друг другу «доброе утро»;
b) представить себя партнеру;
c) пожать друг другу руки;
Комбинировать разные виды приветствий.
Найти свой собственный способ поприветствовать партнера.
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
Любое занятие актерского тренинга хорошо начинать с мышечной разминки. Упражнения, приведенные ниже с одной стороны хорошо прогревают мышцы, мобилизуют физический аппарат, избавляют от излишнего мышечного напряжения, с другой, дают хороший эмоциональный запал к последующему ходу занятия.
«МОЙ МЯЧ – ВАША ГОЛОВА»
У ведущего в руке – мяч. Учащиеся стоят напротив в положении «Стайка». Ведущий предлагает учащимся представить, что мяч в его руках – это их голова. Ведущий начинает медленно двигать мячом, учащиеся – соответственно головами. Таким образом комбинируется упражнение на внимание и мышечная разминка шеи. Движения мяча, диктующие повороты и наклоны головы должны быть медленными, чтобы не повредить мышцы и позвоночник. Постепенно можно вносить разные темпы и амплитуды в упражнение, например – резко опустить мяч до уровня пола – учащиеся должны также опустить голову на уровень пола и т. п.
Участникам, стоящим в круге, предлагается представить, что все находятся на огромном батуте. Всем нужно начать прыгать (хорошо при этом использовать ритмичную заводную музыку). Прыжки должны быть разными. (На более позднем этапе можно предложить использовать прыжки на корточках). После можно предложить в прыжках поменяться местами в круге, предварительно связавшись глазами с партнером. Важно в упражнении следить за ритмичностью дыхания.
«ГАЗЕТА» (СЖАТЬ СЕБЯ)
Встать ноги широко, руки вытянуты в стороны и наверх. Представить, что вы – разглаженный лист газеты, причем мышцы лица также растянуты «во всех направлениях», рот открыт. Теперь представить, что эту газету кто-то начинает медленно сминать в маленький шарик – начиная от пальцев рук нужно начать медленное скручивающее движение.
УПРАЖНЕНИЯ НА ВНИМАНИЕ
Участники стоят в круге лицом в одном направлении (друг за другом). Ведущему и участникам нужно договориться о «системе знаков», например:
1 хлопок – идти вперед по кругу;
2 хлопка – остановиться;
1 свисток – идти спиной вперед;
2 свистка – идти в противоположном направлении.
Участники движутся по кругу, реагируя на команды ведущего и выполняя соответствующие действия. Необходимо сохранять равные расстояния между друг другом, чтобы круг не терял своей формы.
Когда задание успешно выполнено, ведущий может «изменить язык» — предыдущая система знаков будет иметь абсолютно противоположное значение, например:
1 хлопок теперь будет значить «идти в противоположном направлении»
1 свисток — остановиться;
2 хлопка – идти спиной вперед;
2 свистка – идти по кругу вперед.
После этого можно опять «изменить язык», введя абсолютно новые знаки и соответствующие им задания, например:
3 хлопка – поднять руки вверх;
3 свистка – прыгать на одной ноге и т. д.
Или можно присваивать одному знаку несколько команд, например:
2 хлопка = остановиться, поднять руки;
1 свисток = двигаться спиной вперед, руки положить на колени и так далее.
При проведении этого упражнения ведущий может использовать звуки одного или несколько музыкальных инструментов или различные аккорды или даже коротенькие мелодии в качестве знаковой системы.
На более позднем этапе выполнения упражнения участникам предлагается не только успевать реагировать на тот или иной сигнал, соотнести с ним верную команду, выполнить ее, но также оправдать ее, моментально сочинив предлагаемые обстоятельства и ответив на вопрос: почему я это делаю?
(На данном этапе участникам не обязательно стоять в круге: они могут двигаться хаотично)
«ВЛЕВО ЗНАЧИТ ВПРАВО»
Участники располагаются на тренировочной площадке в положении «стайкой» и выполняют следующие инструкции ведущего:
«Вперед» — маленький прыжок вперед;
«Назад» — маленький прыжок назад;
«Влево» — шаг влево;
«Вправо» — шаг вправо.
Хлопок в ладоши – хлопнуть в ладоши;
Удар ногой в пол – поворот вокруг себя на 180 градусов.
Как мы видим, «язык» команд соответствует действиям, которые необходимо выполнить за исключением последней команды.
Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.
Дидактическая игра «Мозаика из кружков цветной бумаги» Образовательная область: «Познавательное развитие» Составление мозаики из кружков цветной бумаги доставляет большое удовольствие у детей,.
Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через систему развивающих игр и упражнений Цель: повышение эффективности работы по математическому развитию детей на основе применения системы развивающих игр Задачи: 1. Сформировать.
Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей детских дошкольных учреждений «Музыкальная шкатулка» Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей детских дошкольных учреждений «Музыкальная шкатулка» (направленный на развитие.
Отчетный концерт вокального и танцевального кружков. Сценарий мюзикла ДЕТИ ПОД МУЗЫКУ ВБЕГАЮТ В ЗАЛ, РАССАЖИВАЮТСЯ. ПЕСНЯ «СКАКАЛКА» Кто на лавочке сидел, Кто на улицу глядел, Толя пел, Борис молчал, Николай.
Повышение эффективности коррекционно-развивающих занятий посредством применения учителем-логопедом развивающих игр Особое место в жизни ребёнка занимает игра. Наиболее эффективным средством развития, отвечающим возрастным особенностям дошкольников, является.
Рекомендации для родителей по проведению развивающих игр, упражнений летом Проводя итоговое родительское собрание в мае, раздаю родителям такие памятки. Прошу иногда играть со своими детьми в развивающие игры. Игры.
Сборник упражнений, направленных на развитие эмоциональной устойчивости детей «Здоровый малыш» На современном этапе развития общества актуальность проблемы физического и психического здоровья детей не вызывает сомнения. В последние.
Сценарий презентации кружков и студий в техникуме Сценарий Презентации кружков и студий «Пригласительный билет в творчество» Вед. Добрый день! Здравствуйте! Мы начинаем нашу встречу Простыми.
Семинар с элементами тренинга «Наиболее выраженные симптомы эмоционального выгорания у педагогов детских садов» Цель: обратить внимание педагогов на проблему сохранения их психологического здоровья. Задачи: 1. Дать представление о «синдроме эмоционального.
Источник
Картотека театрализованных игр, этюдов, упражнений для детей разного возраста
Наталья Киселева
Картотека театрализованных игр, этюдов, упражнений для детей разного возраста
Картотека театрализованных игр и этюдов
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. Учатся думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. У детей развиваются способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Театрализованные игры позволяют ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные игры помогают всесторонне развивать ребенка.
В данном сборнике представлены игры, направленные на развитие выразительности речи и эмоциональной сферы ребенка четырех – пяти лет. Этюды способствуют обогащению умения детей передавать художественными средствами образ персонажа. Предложенные игры и этюды помогут сформировать коммуникативные навыки и умения
Игра «Измени голос»
Цель: развитие внимания, наблюдательности, воображения детей.
Дети приветствуют друг друга от имени любого придуманного или сказочного
персонажа (лисы, зайца, волка, надевают (по желанию) костюмы и рассказывают,
на кого они стали похожи. Педагог помогает им изобразить выбранных героев через
выразительные движения, мимику, голос.
Игра «Где мы были, мы не скажем»
Цель: способствование развитию чувства правды и веры в вымысел; обучение согласованным действиям.
Дети выбирают водящего, который уходит за дверь, а оставшиеся ребята вместе с воспитателем договариваются, кого или что они будут изображать. Затем приглашают водящего, который входит со словами: «Расскажите, где вы были, что вы делали». Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем! (если действие). Кого видели, покажем (если животное) и т. д. во время игры педагог помогает н6айти наиболее характерные особенности животных или предметов и выразительно их передать.
Подвижная игра «Смелые мышки»
Цель: развитие выразительности жестов и мимики.
Сначала дети слушают стихотворение:
Вышли мышки как-то раз
Посмотреть который час.
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон…
Убежали мышки вон.
Педагог предлагает детям превратиться в мышек и выразительно изобразить их, используя жесты и мимику.
Подвижная игра «Дождь»
Цель: обучение детей умению согласовывать свои действия с другими детьми; развитие воображения.
Детям дается возможность представить и изобразить, как капли дождя стучат по крыше, дороге. Показать, как дети шлепают по лужам, хлопают в ладоши и веселятся после дождя. Далее педагог объясняет, что в игре вместо дождя будет звучать музыка, напоминающая журчание воды, звон капелек. Когда музыка звучит, все дети шлепают по лужам (из картона или воображаемым). Как только музыка закончится, значит — надвигается «гроза» — все собираются вместе под крышей (зонтом). Детям предлагается изобразить «грозу» (постукивающие движения кулаками, хлопки в ладоши). В тот момент, когда дети изображают грозу, педагог говорит:
Гром повсюду, гром гремит,
В небе молния блестит!
Кончилась гроза, и мы опять,
Будем весело играть!
Игра «В гостях у бабушки»
Цель: развитие выразительности жестов, мимики, голоса.
Педагог, встречая детей, говорит, что сегодня к ним в гости обещала прийти
необычная гостья – бабушка Забава, которая любит играть и веселиться.
Предлагает позвать бабушку Забаву словами:
Здравствуй, бабушка Забава,
В гости ждем тебя сюда!
Приходи к нам поиграть,
Т-с-с-с, тихо, тишина.
Может, бабушка пришла?
Педагог просит детей очень тихо, на цыпочках, поискать бабушку, жестом
призывая к соблюдению тишины. Далее педагог «находит» бабушку (надевает фартук и платок) и действует от ее имени.
Бабушка Забава хочет познакомиться с детьми и подружиться. Предлагает
поиграть. Дети встают в круг. До кого бабушка Забава дотронется, тот называет свое имя. После этого бабушка Забава интересуется, как дети узнают друг друга при встрече (подсказать детям, что у каждого есть свои особенности).
Цель: развитие внимания, наблюдательности.
Один ребенок описывает кого-то из детей, остальные по приметам угадывают.
Игра повторяется несколько раз. Водящие меняются.
Игра «Изобрази героя»
Цель: развитие выразительности движений, жестов, мимики, голоса.
Ведущий предлагает изобразить сказочных персонажей, напоминая, что у каждого из них свои особенности, по которым их легко узнать:
Шубка очень хороша!
Рыжий хвост, хитры глаза,
— Люблю курочек – да-да!
Как увидишь ты зарю,
Вышли зайки погулять,
Стали прыгать и играть.
Ходит по лесу медведь.
Если спросят. Что он любит,
Скажет: «Меду бы поесть!»
Дети изображают разных персонажей.
Игра «Хитрый маленький зверек»
Цель: развитие внимания, наблюдательности, быстроте реакции, памяти.
Педагог предлагает детям представить, что все они разные зверята, и сидят в
клетках в зоопарке. Одного из детей выбирают на роль посетителя зоопарка. Он будет стоять в центре, и делать различные движения и жесты. «Зверята»
передразнивают посетителя, точно повторяя его жесты и движения. «Посетителя» выбирают с помощью считалки:
Над лучами, над водой
Хлынул дождик проливной.
А потом повисло в небе коромысло.
Ребятишек радует золотая радуга.
«Посетители в течении игры меняются несколько раз.
Игра «Скажи о друге ласковое слово»
Цель: формирование у детей доброжелательного отношения друг к другу.
Педагог собирает детей в хоровод со словами:
В хоровод. В хоровод
Здесь собрался народ!
Раз-два-три – начинаешь ты!
Вслед за этим педагог берет в руки надувное сердечко и ласково обращается к рядом стоящему ребенку. Например: — Сонечка, доброе утро!
Педагог уточняет, какие ласковые и добрые слова мы можем произносить,
обращаясь к своим друзьям (Здравствуйте, как я рад (а) тебя видеть; какие красивые у тебя волосы; у тебя нарядная рубашка и пр.) После этого дети снова идут по кругу с песенкой. Педагог передает сердечко
следующему ребенку, который должен, в свою очередь, ласково обратиться к рядом стоящему малышу.
Игровая пляска «Лучшие друзья»
Цель: обучение детей умению согласовывать свои действия с текстом и с
Поплясать становись и дружку поклонись.
Поплясать становись и дружку поклонись.
Будем все приседать: дружно сесть и дружно встать.
Будем все приседать: дружно сесть и дружно встать.
Машут ручки ребят – это птички летят.
Машут ручки ребят – это птички летят.
Топни ножкой одной и притопни другой.
Топни ножкой одной и притопни другой.
Ручки – хлоп, ручки – хлоп, еще раз: хлоп да хлоп.
Ручки – хлоп, ручки – хлоп, еще раз: хлоп да хлоп.
Вот и кончился пляс, поклонись еще раз.
Вот и кончился пляс, поклонись еще раз.
Игра «Что я умею»
Цель: способствование развитию памяти, чувства правды.
Педагог встречает детей и предлагает поиграть в игру «Я умею…» Дети,
передавая мяч друг другу, говорят о том, что они умеют делать. Первым игру
начинает взрослый (например: «Я умею веселиться» и т. д.)
Игра на интонирование слов
Цель: развитие внимания, наблюдательности, воображения детей.
Детям предлагается с различным интонированием проговорить привычные слова: «здравствуйте» — радостно, приветливо, небрежно, угрюмо; «до свидания» — с сожалением, с огорчением или надеждой на скорую встречу; «спасибо» — уверенно, нежно, нетерпеливо, обиженно; «извините» — неохотно, с раскаянием.
Игра «Изобрази вкус яблока»
Цель: развитие выразительности мимики, воображения.
Педагог предлагает детям имитировать, как они кусают яблоко, изображая
мимикой, какое оно, по их мнению, на вкус. Причем первым начинает взрослый, а дети отгадывают (кислое, сладкое, горькое, вкусное и т. д.). Педагог нацеливает детей на то, что каждому может показаться яблоко на вкус разным, и от этого будет зависеть мимика.
ЭТЮДЫ
Этюд «Хвастливый заяц»
Цель: развитие умения передавать характер с помощью движения, мимики,
Заяц гордо хвастается. Голова откинута назад. Голос громкий, уверенный.
Этюд повторяется несколько раз разными детьми.
Цель: развитие умения передавать эмоциональное состояние с помощью
мимики и жестов.
Грустное настроение – брови сведены, глаза потуплены, смотрят вниз, уголки рта
Настроение радости – веселые глаза, приподнятые уголки рта.
Этюд «Изобрази жестом»
Цель: развитие выразительности жестов, движений, мимики.
Дети, стоя в кругу, жестами изображают слова, которые им называет педагог:
«высокий», «маленький», «там», «я», «до свидания», «здравствуй», «нельзя», «иди сюда», «уходи отсюда», «тише» и др.
Этюд «Глухая бабушка»
Ребенок разговаривает с глухой бабушкой (роль бабушки исполняет педагог,
которая, оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой надо
разговаривать при помощи рук, так как она ничего не слышит. Бабушка спрашивает: «Где Саша?» (называет имя любого ребенка, «Чьи это книги?», «Чьи игрушки?», «Где мама?» и т. п. ребенок жестами отвечает.
Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Детям
предлагается так перейти дорогу, чтобы не разбудить котенка, знаками показывая друг другу: «тише!».
Детям предлагается показать, как они любят свою игрушку, котеночка, собаку и т. д.
Этюд «Вкусная конфета»
У педагога в руках воображаемый кулек с конфетами. Он протягивает его по
очереди детям. Они берут по одной конфете, жестом благодарят, разворачивают обертку и берут конфету в рот, показывая мимикой и жестами, какие они на вкус.
Этюд «Невоспитанный мышонок»
Мышонок идет по лесу. С ним здороваются зайцы, белки, а он отворачивается.
Этюд «Мышонок хочет играть с друзьями»
Мышонок подбегает к друзьям, а они отворачиваются от него.
Этюд «Мышонок мирится с друзьями»
Мышонок подбегает к зайцам, белкам, другим животным, которых дети могут выбрать по желанию, и говорит им вежливые слова.
ИГРЫ – ПАНТОМИМЫ
Игра – пантомима «Утка»
Цель: развитие пантомимических навыков, мелкой моторики рук.
Педагог читает стихотворение:
Пестрая утка на камне сидела, Утка пугала в реке пескаря:
В толстую дудку утка гудела «Кря, кря, кря!»
Во время чтения дети стоят, заложив руки за спину, переваливаясь с боку на бок.
Реплику утки говорят громко все вместе.
Педагог встает в отдалении от детей и зовет их, поставив на пол воображаемую миску с кормом:
— Утятки мои, идите ко мне. Я вас покормлю.
Педагог уточняет и показывает: как ходят утки, как они машут крыльями.
Вытягивают шеи, едят.
Игра – пантомима «Лиса»
Цель: развитие пантомимических навыков, умения свободно двигаться.
Педагог предлагает детям во время чтения стихотворения изобразить
характерные особенности движений, голоса, мимики лисы, побуждая показать наиболее выразительный образ:
Ступает мягко, хитрее всех,
Пушистый хвост, рыжий мех!
Голосом ласковым говорит она.
Что за красавица эта лиса!
Игра – пантомима «Озорной щенок»
Цель: развитие пантомимических навыков и творческого воображения.
Исполнитель вскакивает, кивает головой, машет хвостом и пр.
Игра – пантомима «Щенок ищет»
Исполнитель заглядывает под стол, стул, оглядывается, прислушивается, вертит головой и т. д.
Игра – пантомима «Гордый петушок»
Исполнитель идет, высоко поднимая ноги, хлопает крыльями по бокам, кричит «Ку-ка-ре-ку!» и пр.
Игра – пантомима «Пугливый мышонок»
Ребенок сжимается в комочек с испуганным выражением мордочки, пытается
спрятаться, стать незаметным.
Игра – пантомима «Злая собака»
Исполнитель с широко открытыми глазами зло рычит, лает.
Игра – пантомима «Пчела»
Ребенок со злым выражением лица машет «крыльями», жужжит «Уж-ж-жалю!»
Игра – пантомима «Лягушка»
Исполнитель приседает, растопырив «лапки», неторопливо прыгает и квакает.
Игра – пантомима «Озорная кошка»
Изображающий выгибает спину и с бегающими глазами шипит и фыркает.
Игра – пантомима «Угадай, кого покажу»
Цель: развитие пантомимических навыков, умения отождествлять себя с
Педагог предлагает детям разделиться на две команды: одни дети изображают, а другие угадывают. Пантомимически, передавая характерные особенности, иногда, помогая голосом, дети показывают щенка, петуха, мышонка, собаку, пчелу, кошку, лягушку. Затем дети меняются.
Игра – пантомима «Угадай, кого встретил щенок?»
Цель: обучение умению свободно двигаться, используя все окружающее
пространство; формирование навыков импровизации.
Детям предлагается самостоятельно выбрать персонаж из сказки В. Сутеева «Кто сказал «мяу»? и, храня свой выбор в секрете, изобразить его путем имитации движений. Игра повторяется по желанию детей, т. к. одного и того же героя каждый ребенок изображает по-своему.
Игра-пантомима «Пойми меня»
Цель: развитие пантомимических навыков.
Педагог дает детям задание загадать любого персонажа из сказки В. Сутеева
«Яблоко», но держать свой замысел в секрете. Затем загадавшему нужно
изобразить своего героя, а детям отгадать, обосновывая ответ. Игра повторяется по желанию детей.
Игра-пантомима «Угадай, кто попросился под грибок»
Ребенок, имитируя движения сказки В. Сутеева, просится под грибок. Остальные дети пробуют догадаться, кто это.
-Упражнение «Маленький народ»
А из этих из ворот
Вышел маленький народ.
Один дядя вот такой (нахмурить брови)
Другой дядя вот такой (удивленно приподнять брови, приоткрыть рот)
Третий дядя вот такой (сделать брови домиком, опустить уголки губ)
А четвертый вот такой (широко улыбнуться)
Одна тетя вот такая (изобразить очки)
Другая тетя вот такая (причесывать волосы)
Третья тетя вот такая (смотреть в зеркало)
А четвертая такая (подбочениться)
Один мальчик вот такой (высунуть язык)
Другой мальчик вот такой (прищурить один, потом другой глаз)
Третий мальчик вот такой (приоткрыть рот, движение языком вправо-влево)
А четвертый вот такой (надуть щеки).
Показать, как Коза (Баба Яга, Красная Шапочка и др.):
• смотрится в зеркало ;
• пробует любимое блюдо
• пробует нелюбимое блюдо
Загадки – пантомимы:
• в зоопарке: отгадать, кто сидит в клетке;
• отгадать профессию (по характерным движениям и позе);
• отгадать, каким образом происходило путешествие (на лодке самолёте, поезде и пр.);
• отгадать, какая на улице погода;
• определить по походке прохожего (балерина, солдат, очень старый человек, манекенщица, человек, которому жмут ботинки, и т. д.).
Показать (руками или пальцами):
Показать частями тела:
• как твои плечи говорят: «Я горжусь»;
• как твоя спина говорит: «Я старый, больной человек»;
• как твой палец говорит: Иди сюда!»
• как твои глаза говорят: «Нет»;
• как твой нос говорит: «Мне что не нравиться. «
1. Представьте себя собачкой в будке. Серьёзная собачка. Ага, кто-то идёт, надо предупредить (рычим).
2. Берём снежинку в руку и говорим ей хорошие слова. Говорим быстро, пока не растаяла.
3. Мальчик гладит котёнка, который прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трётся головой о руки мальчика.
4. У ребёнка в руках воображаемый кулёк (коробка) с конфетами. Он угощает товарищей, которые берут и благодарят. Разворачивают фантики, кладут конфеты в рот, жуют. Вкусно.
5. Весенний снеговик, которому весеннее солнце напекло голову; испуганный, ощущает слабость и недомогание.
Этюды на развитие творческого воображения.
1. Перевёрнутый ящик-телевизор. Дети сидят на стульях и смотрят «передачу». Кто какую передачу смотрит? Пусть каждый расскажет о том, что он видит.
2. Передать книгу друг другу так, как будто это:
— фарфоровая статуэтка и т. д.
3. Взять со стола карандаш так, как будто это:
— горячая печёная картошка;
4. Выполнять различные движения:
• нанизывать бусы на нитку;
• есть пирожное и т. д.
5. Игра «Зеркало». Дети распределяются на пары и договариваются, кто будет «Зеркалом», и кто — «Человеком, смотрящимся в зеркало» Далее дети принимают любые позы, а «Зеркало» повторяет их с максимальной точностью. После 3-4 поз партнёры меняются местами.
Примечание: это упражнение можно использовать на занятиях как физкультминутку.
Этюды на общение.
Задания (в руках у детей куклы «би-ба-бо» или обыкновенные игрушки).
1. Куклы встречаются друг с другом и:
б) спрашивают друг друга о здоровье,
2. Одна кукла нечаянно толкнула другую. Надо попросить прощения и, соответственно, извинить.
3. Кукла празднует день рождения. К ней приходят её друзья и:
а) поздравляют с днём рождения и дарят подарки.
б) кукла благодарит за поздравление и приглашает к столу.
в) один из гостей опоздал: попросить прощение за опоздание.
г) один из гостей нечаянно разлил на скатерть компот, разыграть действия хозяев и провинившегося.
3. Некоторые задания можно предложить детям исполнить без кукол:
а) объяснить «маме», почему испачкана одежда после посещения детского сада;
б) извиниться перед детьми за то, что мяч покатился и сломал постройки из песка.
Цель: учить детей элементам искусства пантомимы, развивать выразительность мимики. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании выразительного образа.
1. Одеваемся на улицу. Раздеваемся.
2. Моем посуду. Вытираем.
3. Мама с папой собираются в театр.
4. Как падает снежинка.
5. Как скачет солнечный зайчик.
6. Рыбалка: сборы, поход, добывание червей, закидывание удочки, лов.
7. Разводим костер: собираем разные ветки, колем щепочки, зажигаем, подкладываем дрова. Потушили.
8. Волк крадется за зайцем. Не поймал.
9. Лошадка: бьет копытом, встряхивает гривой, скачет (рысью, галопом).
10. Котенок на солнышке: жмурится, нежится.
11. Обиженный щенок.
12. Поросенок в луже.
14. Принцесса капризная, величественная.
15. Бабушка старенькая, хромает.
16. Холодно: мерзнут ноги, руки, тело.
17. Ловим кузнечика. Ничего не получилось.
18. Гадкий утенок, его все гонят (голова опущена, плечи сведены назад).
Игры на развитие выразительной мимики.
Цель: учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа.
3. Сердитый дедушка.
4. Лампочка потухла, зажглась.
5. Грязная бумажка.
7. Рассердились на драчуна.
8. Встретили хорошего знакомого.
11. Испугались забияку.
12. Умеем лукавить (подмигивание).
13. Показать, как кошка выпрашивает колбасу (собака).
15. Получить подарок.
Картотека детских этюдов для развития эмоциональной сферы Цель – развитие эмоциональной сферы. Этюд на выражение удивления. «Фокусник» Девочка (мальчик) очень удивилась: она увидела, как фокусник.
Картотека психогимнастических этюдов на выразительность жеста и эмоций Картотека психогимнастических этюдов на выразительность жеста и эмоций 1. Это я! Это мое!Ребенок разговаривает с глухой бабушкой, которая.
Картотека театрализованных игр Картотека театрализованных игрИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ МИМИКИ. Цель: учить использовать выразительную мимику для создания яркого.
Картотека театрализованных игр для детей старшего дошкольного возраста «Немой диалог» на развитие артикуляции Воспитатель: Представьте себе, что ваша мама в магазине, а вы ждете ее на улице, у витрины. Она.
Картотека театрализованных игр для младшего возраста ИГРЫ — СТИХИ Цель: учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для.
Картотека театрализованных игр для старших дошкольников Игры на мышечное напряжение и расслаблениеКАКТУС И ИВА Цель. Развивать умение владеть мышечным напряжением и расслаблением, ориентироваться.
Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста (2 часть) Вашему вниманию предлагаю 2 часть картотеки тематических игр и упражнений по развитию речи. Тема: «Обувь». 1. Пальчиковая игра «Сколько.
Картотека упражнений по развитию дыхания для детей дошкольного возраста 1. Упражнение «Снег» Возьмите вату, порвите её на маленькие кусочки — снежинки. Снежинки держим на руке и начинаем сдувать, изображая сильную.
Картотека упражнений на развитие дыхания для детей дошкольного возраста. Часть 2 1. Упражнение «Бегемотик» Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить привычные приемы дыхательной гимнастики. Ребенок, находится в.
Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы» Зимующие птицы 1. «Назови ласково» Программные задачи. Закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных.
Источник