Танцевально-ритмическая гимнастика для дошкольников
Марина Чубакова
Танцевально-ритмическая гимнастика для дошкольников
В последнее время в дошкольных учреждениях всё чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей. Наиболее популярной считается ритмическая гимнастика, в которой сочетаются гимнастика и ритмический танец.
Я решила изменить традиционное проведения утренней гимнастики, и проводить её в форме танцевально-ритмической гимнастики, которая состоит из комплекса общеразвивающих и танцевальных упражнений. Для этого обратилась к программе «Са-Фи-Дансе Е. Г. Сайкиной, Ж. Е. Фирилёвой, которая является оздоровительно-развивающей программой.
Почему я решила проводить такую гимнастику с детьми?
Во-первых, танцевально-ритмическая гимнастикаспособствует укреплению здоровья детей:
• Формирует правильную осанку
• Содействует развитию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой системы организма.
• Содействует профилактики плоскостопия.
Во-вторых, совершенствует психомоторные способности дошкольников:
• Развивает мышечную силу, координацию
• Развивает чувства ритма, музыкальный слух, память,
• Развивает умение согласовывать движения с музыкой.
• Формирует навыки выразительности и пластичности танцевальных движений.
На каждую возрастную группу мною предусмотрен отдельный комплекс, соответствующий данному возрасту.
Для детей 4-5 лет это комплексы состоящие из простых движений руками вверх, вниз, в стороны, полуприседания с поворотами, прыжковые движения на двух ногах, наклоны. Музыкальное сопровождение не превышает по времени пяти минут.
Для детей 5-6 лет – составляю комплексы, в которые включаю движения на координацию рук и ног (сделать круг рукой одновременно с полуприседанием; Бег на месте одновременно поднимая прямые руки вверх,добавляю больше танцевальных движений. Обращаю внимание на выразительное исполнение движений, на мимику.
Для детей 6-7 лет предусматриваются более сложные по строению комплексы. Используется смена темпа движений, движения на ориентировку в пространстве (право, лево). Включается больше прыжковых и беговых движений, а также движений со сложной координацией (поочередное поднимание левой и правой руки с одновременным движением ногами).
Почему детям нравиться такая гимнастика?
В первую очередь, потому что движения выполняются под музыку. Для такой гимнастики подбирается, детские песни, современные песни, которые имеют образный характер («Часики», «Веселые поросята», «Облака», «Божья коровка»).
Стараюсь подбирать песни, в которых присутствует куплет и припев, т. к. на припев движения обычно повторяются и дети чувствуют себя уверенней, а под музыку со словами легче запомнить то или иное движение.
Зарядка проводиться по показу педагога, а это для детей наглядный пример правильности выполнения движений.
На такой зарядке дети с удовольствием превращаются в часики, изображая движение стрелочек руками, «катаются по небу на облаках», или изображают озорных поросят, или становятся легкими воздушными божьими коровками.
Когда дети запомнили комплекс зарядки, я добавляю небольшие перестроения и получается самостоятельный танец, который можно использовать в утренниках.
Благодаря такой гимнастике, каждый новый день в детском саду дети начинают с веселого танца и получают огромный заряд бодрости. Очень приятно видеть, когда и воспитатели делают с детьми такую зарядку, т. к. это полезно и для взрослых.
Предлагаю вашему вниманию комплекс танцевально-ритмической гимнастики для детей старшей группы.
(песня «Ни кола, ни двора» поет Клара Румянова)
И. п. – основная стойка;
1 – 4 – полуприседая, на каждый счет увести колени вправо, влево, вправо, влево, руки работают, как при ходьбе.
5 – 8 — повторить счет 1-4, но вставая.
А. 1 – и – полуприседая и вставая, правую ногу выставить на носок в сторону, руки на поясе.
2 – и – приставить правую ногу к левой.
3 – и – повторить счет 1-и с другой ноги.
4 – и – приставить левую ногу к правой.
5-и – 8-и – повторить счет 1-и – 4-и.
Б. 1 – и – с полуповоротом налево подняться на носки, поднять плечи, руки в стороны книзу, ладонями вперед («удивление»)
2 – и – основная стойка (полуприсед, руки на поясе)
3-и – 4-и – повторить счет 1-и – 2-и в другую сторону.
5-и – прыжком стойка ноги врозь.
6 – и – руки вверх, пальцы в «замок».
А. 1 – и – наклон вперед, руки резко вниз, пальцы в «замок» («рубка дров»).
2 – и – выпрямиться, руки вверх, пальцы в «замок».
3-и – 4-и – повторить счет 1-и – 2-и.
5-и – 6-и – повторить счет 1-и – 2-и.
7 – и – повторить счет 1 – и.
8 – и – прыжком ноги вместе, руки выпрямить вперед, пальцы в «замок» ладонями от себя.
Б. 1 – и – полуприсед, согнуть правую ногу в сторону.
2 – и – поставить ноги вместе.
3 – и – полуприсед, согнуть левую ногу в сторону.
4 – и– поставить ноги вместе.
5-и – 6-и – основная стойка в полуприседе, движение «хвостик» лицом вперед.
7-и – 8-и – прыжком повернуться на 180 градусов, движение «хвостик»
А. 1 – и – выставить ногу на пятку вперед, руки раскрыты в стороны («распашонка»)
2 – и – И. П. (ноги вместе, руки на поясе)
3 – и – повторить счет 1-и с другой ноги.
4 – и – повторить счет 2-и.
5-и – 6-и – повторить движения части Б. Первого куплета счет 1-и – 2-и.
7-и – 8-и – повторить движения части Б. Первого куплета счет 3-и – 4-и.
Б. 1-и – 4-и – повторить движения части А. Второго куплета счет 1-и – 4-и.
5-и – 6-и – повторить движения части Б. Первого куплета счет 5-и – 6-и.
Припев. Повторить движения припева.
1-и – 4-и – движения коленями вправо, влево, приседая вниз.
5-и – 8-и – движения коленями вправо, влево, вставая наверх.
Припев. Повторить движения припева.
«Радость в движениях — ключик к здоровью» Всё, что приносит радость, связано со здоровьем. Оно является самым ценным из всех благ. Поэтому необходимо его беречь и сохранять. Конфуций.
Студия «Ритмика» (старший возраст) Я веду студию ритмики. Посещают студию дети старшего возраста. Выступаем на различных праздниках. «Озорные девчонки» Пластический этюд.
Источник
Мастер-класс «Танцевально-ритмическая гимнастика для детей старшего дошкольного возраста на занятиях физкультурой»
Татьяна Погодаева
Мастер-класс «Танцевально-ритмическая гимнастика для детей старшего дошкольного возраста на занятиях физкультурой»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 91» «Голосок»
Мастер – класс
«Танцевально – ритмическая гимнастика для детей старшего дошкольного возраста на занятиях по физической культуре»
инструктор по физической культуре
Цель: систематизация представлений у педагогов о танцевально – ритмической гимнастики, как о средстве физической культуры, развивающей двигательную активность у дошкольников.
— познакомить педагогов с некоторыми видами ритмопластики;
— закрепить знания участников мастер-класса об организации и проведении физических упражнений с элементами ритмопластики;
— повысить профессиональную компетентность участников мастер-класса.
— Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мастер-класс будет посвящен танцевально – ритмической гимнастики, которую можно использовать как средство физической культуры, развивающей двигательную активность у дошкольников. Сегодня, как показывает статистика, наблюдается ухудшение здоровья детей. Проведённые исследования установили, что современные дети сильно подвержены гиподинамии.Долгое проведение за компьютером только усугубляет ухудшение здоровья: нарушается осанка, зрение; очень большая нагрузка накладывается на нервную систему. Здоровье всегда считалось одной из высших ценностей человека — основой активной творческой жизни. Крепкое здоровье необходимо и педагогу, потому что от него в огромной степени зависит здоровье детей.
В течении трех лет я работаю по теме «Влияние ритмопластики на физическое развитие детей дошкольного возраста. Кроме этого я веду кружок дополнительного образования по хореографии. За основу я беру программу по танцевальной гимнастики «СА-ФИ-ДАНСЕ», библиотека программы «Детство». В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики. Это не только возможность для ребенка хорошо провести время и выплеснуть накопившуюся энергию, но и освоение жизненно необходимых умений и навыков, закладка фундамента будущего физического и психического здоровья, а также создание предпосылок сознательного ведения здорового образа жизни. Поэтому я решила использовать танцевально-ритмические движения не только в рамках хореографического кружка, но в физкультурно-оздоровительной работе в целом.
Уважаемые коллеги! Как вы поддерживаете свою двигательную активность? Как вы поддерживаете двигательную активность своих воспитанников?
Сегодня я предлагаю одно из средств, развивающих двигательную активность воспитанников — это танцевально-ритмическая гимнастика.
Презентация «Танцевально-ритмическая гимнастика для детей старшего дошкольгого возраста на занятиях физкультурой»
Танцевально-ритмическая гимнастика– это система физических и танцевальных упражнений, построенная на связи движений и музыки. (слайд №1)
Средства ритмопластики это: игровая гимнастика, игровой стретчинг, игровой самомассаж, хореография, игровые танцы, логоритмика, музыкально-ритмические композиции. (слайд №2)
Ритмопластика сегодняшнего дня использует средства художественной гимнастики (слайд №4, общеразвивающие упражнения (слайд №5, свободную пластику (слайд №6, суставную гимнастику (слайд №7, элементы современного танца (слайд №8). Это своеобразный синтез гимнастики и йоги (слайд №9, классического балета и аэробики (слайд №10, народного танца и диско (слайд №11)
Отличительные признаки ритмопластики заключаются в танцевальной манере выполнения упражнений.
При всем разнообразии форм, ритмическая гимнастика имеет ряд специфических черт, делающих ее особенно привлекательной и популярной.
Этими особенностями являются:
1. Сочетание общеразвивающих упражнений с элементами народно-
бытовых и характерных танцев, диско-танцев и танцев в стиле «ретро», рок,
брейк, фанк и др.
2. Модернизация гимнастических элементов за счет введения
3. Тесная связь движений с музыкой и музыкальными направлениями.
4. Большая эмоциональная насыщенность за счет высокой экспрессии
движений и активной роли преподавателя на занятиях.
5. Высокая динамичность и разнообразие движений.
6. Возможность эмоционального самовыражения и нервно-психической
7. Расширение двигательных возможностей и повышение культуры
8. Коллективный характер занятий.
9. Поточный способ выполнения упражнений
Содержание ритмопластики составляют общеразвивающие упражнения, поэтому допустимо их выполнение с детьми дошкольного возраста.Упражнения выполняются из различных исходных положений: стоя (слайд №13, сидя (слайд №14, лёжа на спине (слайд №15, на животе, на боку (слайд №16, в различных упорах (слайд №17).
В содержание занятий следует включать знакомые детям упражнения, а также новые упражнения, рассчитанные на конкретную возрастную категорию. В содержание занятий входят: бег, прыжки, различные виды ходьбы, ритмичные упражнения в сочетании с полуприседаниями, приставными шагами, выразительными движениями рук. Небольшие волнообразные движения туловищем дополняют упражнения, превращая их в своеобразный спортивный танец. (слайд №18)
Из упражнений составляются комплексы,которые включают в себя 3 части: вводную – это упражнения динамического характера,воздействующие на весь организм: ходьба, бег, прыжки. Основная часть включает в себя упражнения, тренирующие крупные мышечные группы, упражнения, развивающие координацию движений, умения ритмично выполнять упражнения под музыку.Выполняются упражнения различного характера: упражнения для мышц шеи и плечевого пояса.Далее выполняются упражнения интенсивного характера: наклоны, раскачивания туловища, приседания, выпады, упражнения, развивающие гибкость, стрейчинг (упражнения на растяжку).Заключительная часть включает: упражнения на расслабление. Цель таких упражнений обеспечить максимальное восстановление организма в короткий промежуток времени.Это могут быть упражнения из исходных положений: стоя, сидя, лёжа. (слайд №19)
— В ритмопластике допускается давать названия упражнениям. Это помогает правильно осмыслить характер выполнения. Музыкальное сопровождение лучше использовать знакомое.
Системные занятия благотворно влияют на деятельность ЦНС, на развитие и укрепление мышечной системы. Органов кровообращения и дыхания. Под влиянием упражнений увеличивается объем мышц, растет их сила и эластичность. В процессе упражнений развивается и тренируется сердечная мышца.
Направленности танцевально-ритмической гимнастики.
Оздоровительная направленность танцевально-ритмической гимнастики определяет психофизическое состояние ребенка и оказывает влияние на его растущий организм.
Образовательная направленность формирует и совершенствует двигательные умения и навыки в основных видах движений.
Воспитательная направленность воспитывает положительные,нравственно-волевые черты личности: инициативность, самостоятельность, взаимопомощь, настойчивость, смелость. Укрепляются органы дыхания, увеличивается объем грудной клетки. (слайд № 20)
На каждую возрастную группу мною предусмотрен отдельный комплекс, соответствующий данному возрасту.
Для детей 5-6 лет – составляю комплексы, в которые включаю движения на координацию рук и ног (сделать круг рукой одновременно с полуприседанием; Бег на месте одновременно поднимая прямые руки вверх, добавляю больше танцевальных движений. Обращаю внимание на выразительное исполнение движений, на мимику.
Для детей 6-7 лет предусматриваются более сложные по строению комплексы. Используется смена темпа движений, движения на ориентировку в пространстве (право, лево). Включается больше прыжковых и беговых движений, а также движений со сложной координацией (поочередное поднимание левой и правой руки с одновременным движением ногами) .
Стараюсь подбирать песни, в которых присутствует куплет и припев, т. к. на припев движения обычно повторяются и дети чувствуют себя уверенней, а под музыку со словами легче запомнить то или иное движение.
Движения выполняются по показу педагога, а это для детей наглядный пример правильности их выполнения.
Когда дети запомнили комплекс движений, я добавляю небольшие перестроения и получается самостоятельный танец, который можно использовать на праздниках и развлечениях.
Комплексы с элементами ритмопластики проводятся в различных формах двигательной деятельности:
— Как часть занятия по физической культуре;
— Вместо динамической паузы ;
— На празднике или развлечении;
— При проведении утренней гимнастики, что усиливает её оздоровительный и эмоциональный эффект (как игротанец). (слайд №21)
Я предлагаю вашему вниманию несколько комплексов танцевально-ритмической гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста (видео №1, №2, № 3, №4.)
Занимаясь ритмопластикой в течении трех лет и посещая кружок хореографии мы добились хороших результатов:
— Диплом за 2 место «Дошкольник 21 века» (слайд №22, 23);
-Диплом за 1 место «Маленькая страна» (слайд № 24,25);
— Благодарность за участие в городском флешмобе «Читай всегда, читай везде» (слайд №26,27);
-Участие в благотворительных концертах (слайд 28,29);
— Принимаем активное участие в праздника, развлечениях и концертах в ДОУ (слайд №30).
А сейчас, уважаемые педагоги, я приглашаю всех выполнить комплекс с элементами ритмопластики, который можно использовать при проведении утренней гимнастики, динамической паузы «Бременские музыканты».
Комплекс танцевально — ритмической гимнастики «Бременские музыканты»
(музыка из мультфильма «Бременские музыканты»)
1 часть: Вводная.
1. Ходьба по кругу с высоким подниманием колена.
2. Ходьба с движениями рук «звездочки» 1-4 – руки вверх, 5-8 руки к плечам.
3. «Хлопушки» — ходьба на носках, с хлопками рук над головой.
4. «Вертушки» — ходьба на пятках, сдвижением рук перед грудью «вертушка».
5. Ходьба пружинистым шагом, корпус отпущен вниз, руки тянуться к полу «тряпошные куклы».
6. «Сосны» — ходьба с высоким подниманием колена, руки вверх.
7. Боковой галоп, с хлопкам над головой.
8. «Хлопушки» — 1,2 –выпад через прыжок вправо, хлопок возле правого уха; 3,4- то же влево. 5-8 – четыре подскока.
9. Бег с высоким подниманием бедра.
10. Спокойный шаг с престроением.
2 часть: Основная.
1. «пружинка» — пружинистые движения ногами с хлопками над головой.
1. «притопы» — шаг на месте, ноги широко расставлены, в полуприсяде, колени смотрят в стороны.
2. «притопы с пяткой» — притоп левой ногой, правую ногу выводим на пятку, то же с другой ногой.
3. «Дрожалка» — ноги широкой стойкой, в полуприсяде, сведение и разведение колен.
4. «выпады» вправо влево поочередно.
5. «фонарики» — пружинистые движения ногами с выведением рук вправо вверх, влево вверх, кисти ук работают как «фонарики».
6. «квадрат» — прыжки по четырем точкам, с добавлением движением рук «вертушка».
7. Прыжки с высоким подниманием бедра, с хлопком под коленом, поочередно правой и левой ногой.
8. Прыжки с хлопком по пятке, поочередно правой и левой ногой.
Упражнения на полу:
1. Сидя на полу, ноги вытянуты вперед, движения стопами «носочки поссорились».
2. «Паровоз» — сидя на полу, движения бедрами с продвижением вперед на счет 8, то же назад.
3. «Березка» — стойка на лопатках.
4. Сидя на полу, ноги в стороны, сгибание и разгибание ног в колене поочередно правой и левой ногой, 1,2-правой, 3,4-правой, 4 хлопка вытянутыми рукам перед грудью «пушка».
5. «Муха» — стопы вместе, колени в стороны, движения коленями вверх-вниз.
6. «Моталочка» — упор на предплечье, нои согнуты в коленях, поочередные движения ногами вверх-вниз.
7. «Бабочка» -упор на предплечье, ноги прямые вверху, сведение и разведение ног в стороны.
8. «Березка» см. упр. № 3
9. Повтор упр. №4 «Пушка»
10. Лежа на животе, «рыба» — руки вытянуты вперед, ноги вместе, 1-8 – ноги руки оторвать от пола, поочередные движения руками и ногами.
11. «Клубок» — упор на колени, свернуться в «клубок»
12. «Звезды» — на раз- из положения «клубок» встать на колени, руки вверх, пальцы раскрыты, на два – в и. п. «клубок».
1. «Хлопушка» — выпады вправо и влево через прыжок, хлопок возле правого и левого уха.
2. «Пиф-паф» — прыжком ноги в широкую стойку, наклон вперед, руки вытянуть вперед, кисти соединить ладонями.
3. «Твист» — закручиващиеся движения ног с приседанием.
4. Выпады – 1,2-выпад вправо на левое колено. 3,4- то же влево на правое колено.
5. Прямой галоп по кругу с движением рук.
Заключительная часть: упр. На расслабление (дыхательные упражнения стоя)
1. «Солнце»— 1-4 присесть, 5-8 встать, округленные руки поднять наверх.
2. Поворот вокруг на носках, округленные руки наверху.
3. «Стена» — руки в стороны, ноги в широкой стойке. Покачивания влево и вправо.
4. «Радуга»— Приседания с движениями рук, полукруг рукам вверху (рисуем радугу).
5. Повтор упр. «солнце» №1
6. «Свечка» — руки наверху над головой, ладони вместе. Медленно присесть, и выпрямиться в и. п.
Педагогам предлагается разделиться на группы. Каждой группе предлагается музыка, под которую они должны придумать танцевальную композицию, и показать ее коллегам.
(Педагоги занимаются постановкой и показом танцевальных композиций).
Уважаемые коллеги большое спасибо за ваши яркие выступления, и за активное участие в мастер-классе. Надеюсь, вы все получили большое удовольствие от нашего сотрудничества!
Завершая свой мастер – класс, я предлагаю вам выразить свой интерес к теме, своё отношение к содержанию мастер-класса с помощью смайликов:
веселый — всё понравилось, хочу использовать в своей практике,
спокойный — понравилось, но некоторые идеи были спорными.
грустный — идеи не заинтересовали.
Рефлексия «Чему я научилась»
Каждому участнику предлагается лист бумаги в виде листика,на котором написано неоконченное предложение:
Я была удивлена тем, что…
Мне нравится, что…
Я была разочарована тем, что…
Самым важным для меня было…
Уважаемые педагоги, спасибо за внимание! Надеюсь мастер-класс был для вас полезным!
«Букет тюльпанов». Мастер-класс для детей старшего дошкольного возраста Описание: данный мастер-класс предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Назначение: подарок маме к 8 марта, день рождение, а.
Физкультурный праздник для старшего дошкольного возраста «С физкультурой все мы дружим. Нам здоровье очень нужно» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад образовательного вида «Огонёк» п. г. т. Верхнеднепровский Смоленской.
Мастер-класс для детей старшего дошкольного возраста «Морозное окно» Мастер-класс для детей старшего дошкольного возраста «Морозное окно» 1. Для работы нам понадобятся: — лист синего картона — лист коричневой.
Мастер-класс для детей старшего дошкольного возраста «Осенние деревья» Осень-прекрасная пора,когда листья деревьев окрашиваются в яркие краски. Сегодня с ребятами мы сделали несколько осенних деревьев. Для первого.
Мастер-класс для детей старшего дошкольного возраста «Снегирь из пшена» Хочу предоставить на ваш суд очередную работу моего воспитанника, называется она- «Снегирь из пшена» У этой работы довольно большой подготовительный.
Мастер-класс для родителей и детей старшего дошкольного возраста «Семейное гнездышко» Тема: Семейное гнездышко. Цель: Способствовать возрождению семейного воспитания и сближению членов семьи, через совместное творчество. Задачи:.
Мастер-класс по изготовлению поделки «Бычок» для детей старшего дошкольного возраста Дети,сегодня я предлагаю вам смастерить того,кто у коровки сынок, Росточком он невысок, У него четыре ножки, Есть и хвостик, есть и рожки,.
Мастер-класс «Снеговик-франт» для детей старшего дошкольного возраста Зима – время веселья и забав для детворы. Много снега — много радости. Скорее на улицу, и лепить что – нибудь из снега! Самое первое и самое.
Мастер-класс для педагогов «Эмоции детей старшего дошкольного возраста» Цель мастер-класса: Мотивировать педагогов на использование в практике своей работы, представленные игровые подходы для развития коммуникативных.
Музыкально-дидактическая игра «Ритмическая мозаика» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическая игра разработана музыкальным руководителем Снытниковой Ольгой Германовной МАДОУ «Центр развития ребенка д/с №144» Пермь 2014.
Источник