Танцевальная гимнастика для пожилых людей
Инструментарий
Программы обучения
Танцевальная терапия: теория и практика
Телесно-ориентированная терапия психосоматических заболеваний
Прикладные аспекты телесной терапии: системный подход
Скоро
III Международная научно-практическая конференция «Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии»
VIII Международная научно-практическая конференция «Медицинская (клиническая) психология: исторические традиции и современная практика»
Международная конференция «Ананьевские чтения – 2021. 55 лет факультету психологии СПбГУ: эстафета поколений»
Международная конференция «Дифференциальная психология и психофизиология сегодня: способности, образование, профессионализм»
Всероссийская конференция с международным участием «Альянс психологии, психотерапии и фармакотерапии. Наука и реальный мир в лечении психических расстройств»
VII Международная научно-практическая конференция «Психологическое здоровье личности: теория и практика»
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»
V Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление»
Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»
Международная научно-практическая конференция «Общение в эпоху конвергенции технологий»
Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»
Танцевально-двигательная терапия для пожилых людей
Автор
В октябре 2015 года состоялась защита дипломных проектов выпускников программы дополнительного профессионального образования «Танцевально-двигательная терапия: теория и практика» в Институте практической психологии «Иматон».
Руководитель программы, кандидат психол. наук Наталия Юрьевна Оганесян поделилась своими размышлениями по поводу подготовки специалистов и обозначила круг наиболее актуальных тем, затронутых в дипломных проектах выпускников.
Предлагаем Вашему вниманию краткое изложение дипломного проекта «Исследование влияния танцевально-двигательной терапии на психомоторную сферу пожилых людей на отделении реабилитации в Государственном центре социального обслуживания населения». Проект выполнила Наталья Юрьевна Вахина (Нижний Новгород) под руководством Борисовой Д.Ю. — психолога, танцевального терапевта Городской психиатрической больницы №1 им. П.П. Кащенко.
Научные медико-социальные исследования показывают в целом неудовлетворительное положение пожилых граждан России по социально — медицинским, демографическим и экономическим показателям. Положение усугубляется малообеспеченностью, одиночеством и достаточно низким уровнем медико-социальной помощи .
Одной из важнейших форм социальной защиты пожилых людей и инвалидов является социальное обслуживание, которое представляет собой деятельность специальных служб по оказанию социальных услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации пожилых граждан.
Начало системе социального обслуживания людей пожилого возраста и инвалидов положили стационарные учреждения социального обслуживания населения. В последнее десятилетие получили развитие такие новые типы стационарных учреждений социального обслуживания, как геронтологические центры и дома милосердия. Расширение спектра услуг, оказываемых пожилым людям в стационарных учреждениях, имеет в основном медицинскую, оздоровительную, реабилитационную и психологическую направленность.
Очень мало наработок, методик и механизмов осуществления мероприятий по медико-социальной реабилитации людей пожилого возраста. Наиболее эффективно это направление работы присутствует в геронтологических центрах, но в стационарных учреждениях индивидуальные программы медико-социальной реабилитации пожилых практически отсутствует. Следовательно, проблема состояния здоровья, медико-социальной реабилитации пожилых людей с разработкой индивидуальной программы реабилитации в стационарных учреждениях в настоящее время актуальна. И поэтому есть необходимость в специальной организации и специальных реабилитационных мероприятиях помощи пожилому человеку. Этим как раз занимаются центры социальной помощи населению. И для того, чтобы поддержать психическое и физическое здоровье пожилого человека, на это и была направлена моя работа на отделении реабилитации в Государственном центре социального обслуживания населения.
Вышесказанное и обусловливает актуальность выбранной темы дипломной работы.
Цель исследования: изучение влияния танцевально-двигательной терапии на психомоторную сферу людей пожилого возраста.
В качестве объекта изучения была выбрана психомоторная сфера пожилых людей.
Предметом изучения является влияние танцевально-двигательной терапии на психомоторную сферу пожилых людей на отделении реабилитации в Нижегородском Государственном центре социального обслуживания населения.
Гипотеза работы заключается в следующем: Танцевально-двигательная терапия положительно влияет на психомоторную сферу пожилых людей.
Настоящее исследование было проведено на базе Нижегородского государственного центра социального обслуживания населения. В нём приняло участие 26 человек, 3 мужчин и 23 женщин в возрасте от 60 до 90 лет. Но в процессе работы было обследовано 7 человек, так как остальные участники непостоянно посещали занятия. В связи со спецификой состояния здоровья большинства участников были сформированы 2 группы танцевально-двигательной терапии.
В связи с неразглашением персональных данных, фамилии и имена участников танцевально-двигательной терапии были изменены.
Танцевально-двигательная терапия проводилась в течении 1,5 месяцев, два раза в неделю, длительностью 1 час.
Для получения достоверных результатов были выбраны следующие методики: тест для определения самочувствия, активности, настроения «САН»; «Телесный анализ» Н.Ю.Оганесян; Метод включённого наблюдения.
В основе проведённой программы ТДТ для пожилых людей с целью коррекции психомоторных и эмоциональных нарушений лежат разработки Н.Ю. Оганесян, Д.Ю. Толошиновой, А.Гиршона, Шкурко, Веремеенко и других. Занятия проводились в групповой форме, закрытой, гетерогенной по полу и возрасту группе. Зал специально оборудован: стулья по количеству респондентов, музыкальный центр, диваны для релаксации, мячи, шарфы. Длительность занятия 60 минут.
Разработка программы танцевально-двигательной терапии по коррекции психомоторных нарушений у людей пожилого возраста. Цель программы: коррекция моторных и эмоциональных нарушений у людей пожилого возраста посредством танцевально-двигательной терапии.
- развитие психомоторной активности;
- расширение диапазона и потенциала движений;
- развитие психомоторных способностей;
- снижение уровня личностной тревожности ;
- формирование положительного образа физического Я;
- улучшение психологического самочувствия во время взаимодействия с другими людьми;
- использование основных упражнений, которые в дальнейшем могут быть использованы пожилыми людьми самостоятельно.
Принципы, лежащие в основе проведения программы:
- Принцип не нанесения ущерба.
- Принцип доброжелательности, внимательности.
- Принцип развития через конкретную деятельность и упражнения (танцевально-двигательная терапия).
- Принцип систематичности.
- Принцип возникновения личной заинтересованности человека.
Организационные аспекты реализации программы: программа, направленная на коррекцию эмоциональных и моторных нарушений у людей пожилого возраста посредством танцевально-двигательной терапии, рассчитана на 10 занятий по 60 мин, 2 раза в неделю. Представляем тематический план разработанный для группы ветеранов ВОВ
1 группа. Ветераны ВОВ.
Тема занятий
Форма проведения
Время
Знакомство, установление эмоционально-положительного контакта
Беседа, заполнение тестов, разминка. Работа с образом. Парная импровизация с тканью. Общий танец с тканью.
Расслабление, снятие мышечных зажимов
Цель: обеспечить физическую активизацию перед началом цикла занятий, научить чувствовать свое тело
Индивидуальный танец своего имени, обсуждение опыта. Упражнение на ритм. Общая импровизация
Расширение диапазона и потенциала движений
Цель: формировать навык осознавания тела в движении, навык установления контакта с другими в танце
Танец частей тела, работа на координацию, «Зеркало» с танцтерапевтом. Общий танец«Сиртаки»обсуждение опыта
Развитие ощущения пространства и работа с образным мышлением
Цель: снятие мышечных зажимов, снижение физического и эмоционального напряжения, работа с образом
Разминка, работа с образом, Зеркало с терапевтом. Танец Ручеёк, обсуждение опыта
Работа с мышечной памятью и воображением
Цель: снятие мышечных напряжений, тренировка мышечной памяти
Разминка «мы в лесу», Придумывание общего танца. Индивидуальная импровизация с тканью обсуждение опыта
Развитие чувства ритма, ощущение пространства
Цель: развитие умения чувствовать свое тело, и ритм
Разминка, упражнения на ритм, импровизация с тканью индивидуальная, общий танец «Калинка», обсуждение опыта
Расширение диапазона движений
Цель: развитие умения расслабляться, взаимодействовать в телесном контакте с другим, расширение диапазона движений
Разминка, упражнение на типы движений, повторение общего танца, работа с тканью в паре, групповая импровизация
Развитие пространственного воображения
Цель: снятие физического и эмоционального напряжения, развитие способности получать удовольствие от своего тела, от движений, танца
Разминка работа в парах с тканью, общий танец«Калинка-малинка»,Релаксация на диванах, обсуждение
Развитие мышечного тонуса и поднятие эмоционального тонуса
Цель: снятие мышечных зажимов, развитие чувства ритма и умения получать удовольствие от танца
Ритмическая разминка, работа на координацию,Индивидуальная импровизация «Калинка –малинка» обсуждение опыта
Беседа,Индивидуальная импровизация танецстканью,общийтанец«Белоруссия»ритуал прощания
Приводим структуру 4 занятия
Цель: снятие мышечных зажимов, снижение физического и эмоционального напряжения.
Исполнение: индивидуальное. Продолжительность: 10-15 минут. Еще 15 минут занятия выделяется для обсуждения полученного опыта, их впечатлений, эмоций.
Музыкальное сопровождение: шлягеры тех лет. Исполнение: индивидуально и с танцевальным терапевтом. Ход занятия: Танцевальный терапевт предлагает каждому поочерёдно протанцевать с ним в паре, сначала терапевт показывает движения с разной амплитудой, динамикой, работая в пространстве, клиент повторяет, далее терапевт повторяет движения за клиентом. Обсуждение.
Длительность занятия увеличивалась постоянно, ориентируясь на самочувствие участников группы.
Оценка результатов исследования.
В результате полученных данных по методике САН можно сделать следующие выводы, в начале курса танцевально-двигательной терапии показатели по самочувствию активности и настроению были достаточно низкими, по сравнению с результатами в конце курса занятий. Особенно хочется заметить, что показатели в графе самочувствия и настроения после курса ТДТ располагаются в диапазоне выше 5 баллов, что свидетельствует о благоприятном состоянии испытуемого. Можно сделать вывод, что занятия танцевально-двигательной терапией оказали благотворное влияние на субъективное психоэмоциональное и физическое состояние организма пожилых людей. У всех респондентов показатели самочувствия и настроения выросли заметно, что не сказать про показатель активность, у троих испытуемых (Глушенкова, Харковенко, Морозова) этот показатель снизился, что говорит, об усталости и простых физических недомоганиях в этом возрасте. У остальных участников этот показатель вырос после танцевально-двигательной терапии.
Результаты исследования отражены в диаграмме ниже.
Ниже приведены результаты по методике «Телесный анализ» Оганесян Н.Ю., полученные по одному участнику танцевально терапевтической группы. Также были проанализированы все испытуемые в отдельности.
Источник
Не выходя из дома-аэробика, гимнастика,танцы для тех, кому за 50 Проводим время с пользой
Из-за карантина многие люди остались без работы. Хорошего в этом мало, но раз уже так сложилось, то стоит использовать образовавшееся свободное время с пользой для себя!
Согласитесь, что не каждая из нас, ходит в тренажерный зал. А заниматься в одиночку — на самом деле очень не просто. Но есть замечательный вариант!
Не выходя из дома — заниматься с группой
В основном всевозможные каналы демонстрируют сложные упражнения для молодых людей, желающих довести свою фигуру до совершенства. Когда я искала упражнения для себя, мне попадались «Супер-сжигающие» тренировки ног или живота.
Глядя на такие упражнения, у меня тогда вообще пропало желание заниматься. Почти ни одного из предложенных движений я выполнять не могу.
Почти отчаявшись найти что-нибудь подходящее, я наткнулась на отличный видеоролик, где женщина демонстрировала доступные упражнения в подходящем для меня темпе.
Под приятную музыку, женщина выполняет и комментирует простые в исполнении упражнения на протяжении 25 минут.
Но, несмотря, что упражнения не сложные — 25 минут стоя оказалось слишком утомительно для моей ноги (у меня диспластический коксоартроз правого тазобедренного сустава), но я решила, что если нашлись эти упражнения, найду еще проще.
И я нашла вот этот получасовой комплекс лечебной гимнастики.
Этой гимнастикой я начала заниматься в декабре 2017 года ( весила я тогда 82 кг. За 100 дней я тогда похудела на 19 кг, и сейчас, в мои 50 лет, при росте 167 я вешу 63 кг и замечательно себя чувствую).
Гимнастику я не бросаю. Каждое утро, до завтрака я трачу 30 минут, чтобы вместе с этими виртуальными женщинами, под руководством тренера выполнять простые упражнения.
Все упражнения — в положении лежа. Но, несмотря на простоту, эта гимнастика дает отличный эффект, так как упражнения рассчитаны так, что задействуют все группы мышц.
Милые дамы, вы сейчас находитесь в вынужденной изоляции? Не паникуйте и не расстраивайтесь. Используйте время для своего здоровья. Включайте ютуб, и присоединяйтесь!
Поверьте, главное — не сложность упражнений, а регулярность их выполнения!
Желаю всем крепкого здоровья и хорошего настроения.
Источник