Танцевальная гимнастика для пожилых людей

Танцевальная гимнастика для пожилых людей

Инструментарий

Программы обучения

Танцевальная терапия: теория и практика

Телесно-ориентированная терапия психосоматических заболеваний

Прикладные аспекты телесной терапии: системный подход

Скоро

III Международная научно-практическая конференция «Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии»

VIII Международная научно-практическая конференция «Медицинская (клиническая) психология: исторические традиции и современная практика»

Международная конференция «Ананьевские чтения – 2021. 55 лет факультету психологии СПбГУ: эстафета поколений»

Международная конференция «Дифференциальная психология и психофизиология сегодня: способности, образование, профессионализм»

Всероссийская конференция с международным участием «Альянс психологии, психотерапии и фармакотерапии. Наука и реальный мир в лечении психических расстройств»

VII Международная научно-практическая конференция «Психологическое здоровье личности: теория и практика»

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»

V Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление»

Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»

Международная научно-практическая конференция «Общение в эпоху конвергенции технологий»

Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»

Танцевально-двигательная терапия для пожилых людей

Автор

В октябре 2015 года состоялась защита дипломных проектов выпускников программы дополнительного профессионального образования «Танцевально-двигательная терапия: теория и практика» в Институте практической психологии «Иматон».

Руководитель программы, кандидат психол. наук Наталия Юрьевна Оганесян поделилась своими размышлениями по поводу подготовки специалистов и обозначила круг наиболее актуальных тем, затронутых в дипломных проектах выпускников.

Предлагаем Вашему вниманию краткое изложение дипломного проекта «Исследование влияния танцевально-двигательной терапии на психомоторную сферу пожилых людей на отделении реабилитации в Государственном центре социального обслуживания населения». Проект выполнила Наталья Юрьевна Вахина (Нижний Новгород) под руководством Борисовой Д.Ю. — психолога, танцевального терапевта Городской психиатрической больницы №1 им. П.П. Кащенко.

Научные медико-социальные исследования показывают в целом неудовлетворительное положение пожилых граждан России по социально — медицинским, демографическим и экономическим показателям. Положение усугубляется малообеспеченностью, одиночеством и достаточно низким уровнем медико-социальной помощи .

Одной из важнейших форм социальной защиты пожилых людей и инвалидов является социальное обслуживание, которое представляет собой деятельность специальных служб по оказанию социальных услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации пожилых граждан.

Начало системе социального обслуживания людей пожилого возраста и инвалидов положили стационарные учреждения социального обслуживания населения. В последнее десятилетие получили развитие такие новые типы стационарных учреждений социального обслуживания, как геронтологические центры и дома милосердия. Расширение спектра услуг, оказываемых пожилым людям в стационарных учреждениях, имеет в основном медицинскую, оздоровительную, реабилитационную и психологическую направленность.

Очень мало наработок, методик и механизмов осуществления мероприятий по медико-социальной реабилитации людей пожилого возраста. Наиболее эффективно это направление работы присутствует в геронтологических центрах, но в стационарных учреждениях индивидуальные программы медико-социальной реабилитации пожилых практически отсутствует. Следовательно, проблема состояния здоровья, медико-социальной реабилитации пожилых людей с разработкой индивидуальной программы реабилитации в стационарных учреждениях в настоящее время актуальна. И поэтому есть необходимость в специальной организации и специальных реабилитационных мероприятиях помощи пожилому человеку. Этим как раз занимаются центры социальной помощи населению. И для того, чтобы поддержать психическое и физическое здоровье пожилого человека, на это и была направлена моя работа на отделении реабилитации в Государственном центре социального обслуживания населения.

Вышесказанное и обусловливает актуальность выбранной темы дипломной работы.

Цель исследования: изучение влияния танцевально-двигательной терапии на психомоторную сферу людей пожилого возраста.

В качестве объекта изучения была выбрана психомоторная сфера пожилых людей.

Предметом изучения является влияние танцевально-двигательной терапии на психомоторную сферу пожилых людей на отделении реабилитации в Нижегородском Государственном центре социального обслуживания населения.

Гипотеза работы заключается в следующем: Танцевально-двигательная терапия положительно влияет на психомоторную сферу пожилых людей.

Настоящее исследование было проведено на базе Нижегородского государственного центра социального обслуживания населения. В нём приняло участие 26 человек, 3 мужчин и 23 женщин в возрасте от 60 до 90 лет. Но в процессе работы было обследовано 7 человек, так как остальные участники непостоянно посещали занятия. В связи со спецификой состояния здоровья большинства участников были сформированы 2 группы танцевально-двигательной терапии.

В связи с неразглашением персональных данных, фамилии и имена участников танцевально-двигательной терапии были изменены.

Танцевально-двигательная терапия проводилась в течении 1,5 месяцев, два раза в неделю, длительностью 1 час.

Для получения достоверных результатов были выбраны следующие методики: тест для определения самочувствия, активности, настроения «САН»; «Телесный анализ» Н.Ю.Оганесян; Метод включённого наблюдения.

В основе проведённой программы ТДТ для пожилых людей с целью коррекции психомоторных и эмоциональных нарушений лежат разработки Н.Ю. Оганесян, Д.Ю. Толошиновой, А.Гиршона, Шкурко, Веремеенко и других. Занятия проводились в групповой форме, закрытой, гетерогенной по полу и возрасту группе. Зал специально оборудован: стулья по количеству респондентов, музыкальный центр, диваны для релаксации, мячи, шарфы. Длительность занятия 60 минут.

Разработка программы танцевально-двигательной терапии по коррекции психомоторных нарушений у людей пожилого возраста. Цель программы: коррекция моторных и эмоциональных нарушений у людей пожилого возраста посредством танцевально-двигательной терапии.

  • развитие психомоторной активности;
  • расширение диапазона и потенциала движений;
  • развитие психомоторных способностей;
  • снижение уровня личностной тревожности ;
  • формирование положительного образа физического Я;
  • улучшение психологического самочувствия во время взаимодействия с другими людьми;
  • использование основных упражнений, которые в дальнейшем могут быть использованы пожилыми людьми самостоятельно.

Принципы, лежащие в основе проведения программы:

  1. Принцип не нанесения ущерба.
  2. Принцип доброжелательности, внимательности.
  3. Принцип развития через конкретную деятельность и упражнения (танцевально-двигательная терапия).
  4. Принцип систематичности.
  5. Принцип возникновения личной заинтересованности человека.

Организационные аспекты реализации программы: программа, направленная на коррекцию эмоциональных и моторных нарушений у людей пожилого возраста посредством танцевально-двигательной терапии, рассчитана на 10 занятий по 60 мин, 2 раза в неделю. Представляем тематический план разработанный для группы ветеранов ВОВ

1 группа. Ветераны ВОВ.

Тема занятий

Форма проведения

Время

Знакомство, установление эмоционально-положительного контакта

Беседа, заполнение тестов, разминка. Работа с образом. Парная импровизация с тканью. Общий танец с тканью.

Расслабление, снятие мышечных зажимов

Цель: обеспечить физическую активизацию перед началом цикла занятий, научить чувствовать свое тело

Индивидуальный танец своего имени, обсуждение опыта. Упражнение на ритм. Общая импровизация

Расширение диапазона и потенциала движений

Цель: формировать навык осознавания тела в движении, навык установления контакта с другими в танце

Танец частей тела, работа на координацию, «Зеркало» с танцтерапевтом. Общий танец«Сиртаки»обсуждение опыта

Развитие ощущения пространства и работа с образным мышлением

Цель: снятие мышечных зажимов, снижение физического и эмоционального напряжения, работа с образом

Разминка, работа с образом, Зеркало с терапевтом. Танец Ручеёк, обсуждение опыта

Работа с мышечной памятью и воображением

Цель: снятие мышечных напряжений, тренировка мышечной памяти

Разминка «мы в лесу», Придумывание общего танца. Индивидуальная импровизация с тканью обсуждение опыта

Развитие чувства ритма, ощущение пространства

Цель: развитие умения чувствовать свое тело, и ритм

Разминка, упражнения на ритм, импровизация с тканью индивидуальная, общий танец «Калинка», обсуждение опыта

Расширение диапазона движений

Цель: развитие умения расслабляться, взаимодействовать в телесном контакте с другим, расширение диапазона движений

Разминка, упражнение на типы движений, повторение общего танца, работа с тканью в паре, групповая импровизация

Развитие пространственного воображения

Цель: снятие физического и эмоционального напряжения, развитие способности получать удовольствие от своего тела, от движений, танца

Разминка работа в парах с тканью, общий танец«Калинка-малинка»,Релаксация на диванах, обсуждение

Развитие мышечного тонуса и поднятие эмоционального тонуса

Цель: снятие мышечных зажимов, развитие чувства ритма и умения получать удовольствие от танца

Ритмическая разминка, работа на координацию,Индивидуальная импровизация «Калинка –малинка» обсуждение опыта

Беседа,Индивидуальная импровизация танецстканью,общийтанец«Белоруссия»ритуал прощания

Приводим структуру 4 занятия

Цель: снятие мышечных зажимов, снижение физического и эмоционального напряжения.

Исполнение: индивидуальное. Продолжительность: 10-15 минут. Еще 15 минут занятия выделяется для обсуждения полученного опыта, их впечатлений, эмоций.

Музыкальное сопровождение: шлягеры тех лет. Исполнение: индивидуально и с танцевальным терапевтом. Ход занятия: Танцевальный терапевт предлагает каждому поочерёдно протанцевать с ним в паре, сначала терапевт показывает движения с разной амплитудой, динамикой, работая в пространстве, клиент повторяет, далее терапевт повторяет движения за клиентом. Обсуждение.

Длительность занятия увеличивалась постоянно, ориентируясь на самочувствие участников группы.

Оценка результатов исследования.

В результате полученных данных по методике САН можно сделать следующие выводы, в начале курса танцевально-двигательной терапии показатели по самочувствию активности и настроению были достаточно низкими, по сравнению с результатами в конце курса занятий. Особенно хочется заметить, что показатели в графе самочувствия и настроения после курса ТДТ располагаются в диапазоне выше 5 баллов, что свидетельствует о благоприятном состоянии испытуемого. Можно сделать вывод, что занятия танцевально-двигательной терапией оказали благотворное влияние на субъективное психоэмоциональное и физическое состояние организма пожилых людей. У всех респондентов показатели самочувствия и настроения выросли заметно, что не сказать про показатель активность, у троих испытуемых (Глушенкова, Харковенко, Морозова) этот показатель снизился, что говорит, об усталости и простых физических недомоганиях в этом возрасте. У остальных участников этот показатель вырос после танцевально-двигательной терапии.

Результаты исследования отражены в диаграмме ниже.

Ниже приведены результаты по методике «Телесный анализ» Оганесян Н.Ю., полученные по одному участнику танцевально терапевтической группы. Также были проанализированы все испытуемые в отдельности.

Источник

Не выходя из дома-аэробика, гимнастика,танцы для тех, кому за 50 Проводим время с пользой

Из-за карантина многие люди остались без работы. Хорошего в этом мало, но раз уже так сложилось, то стоит использовать образовавшееся свободное время с пользой для себя!

Согласитесь, что не каждая из нас, ходит в тренажерный зал. А заниматься в одиночку — на самом деле очень не просто. Но есть замечательный вариант!

Не выходя из дома — заниматься с группой

В основном всевозможные каналы демонстрируют сложные упражнения для молодых людей, желающих довести свою фигуру до совершенства. Когда я искала упражнения для себя, мне попадались «Супер-сжигающие» тренировки ног или живота.

Глядя на такие упражнения, у меня тогда вообще пропало желание заниматься. Почти ни одного из предложенных движений я выполнять не могу.

Почти отчаявшись найти что-нибудь подходящее, я наткнулась на отличный видеоролик, где женщина демонстрировала доступные упражнения в подходящем для меня темпе.

Под приятную музыку, женщина выполняет и комментирует простые в исполнении упражнения на протяжении 25 минут.

Но, несмотря, что упражнения не сложные — 25 минут стоя оказалось слишком утомительно для моей ноги (у меня диспластический коксоартроз правого тазобедренного сустава), но я решила, что если нашлись эти упражнения, найду еще проще.

И я нашла вот этот получасовой комплекс лечебной гимнастики.

Этой гимнастикой я начала заниматься в декабре 2017 года ( весила я тогда 82 кг. За 100 дней я тогда похудела на 19 кг, и сейчас, в мои 50 лет, при росте 167 я вешу 63 кг и замечательно себя чувствую).

Гимнастику я не бросаю. Каждое утро, до завтрака я трачу 30 минут, чтобы вместе с этими виртуальными женщинами, под руководством тренера выполнять простые упражнения.

Все упражнения — в положении лежа. Но, несмотря на простоту, эта гимнастика дает отличный эффект, так как упражнения рассчитаны так, что задействуют все группы мышц.

Милые дамы, вы сейчас находитесь в вынужденной изоляции? Не паникуйте и не расстраивайтесь. Используйте время для своего здоровья. Включайте ютуб, и присоединяйтесь!

Поверьте, главное — не сложность упражнений, а регулярность их выполнения!

Желаю всем крепкого здоровья и хорошего настроения.

Источник

Читайте также:  Тренировки при ушибе ребер
Оцените статью