Тактика тренировок по хоккею
В данном проекте представлены хоккейные тактические схемы, знакомство с которыми поможет продвинутым хоккейным болельщикам получить более глубокое представление о происходящем на площадке во время хоккейного матча, а также понять мотивы каких-то тренерских решений и игровых действий хоккеистов обеих команд. Кроме того, эта информация может быть полезна юным или начинающим хоккеистам (или хоккейным специалистам) в освоении тонкостей хоккея и повышения хоккейного мастерства.
Для поиска информации по конкретной игровой ситуации или тактической схеме применена трехуровневая структура навигации: 1-й уровень — раздел, 2-й — глава, 3-й — страница (статья с информацией). Такая стуктура отображается в навигационном меню с соответствующими ссылками. При этом все три уровня есть лишь в первых двух разделах (атака и оборона), в других разделах какие-то из уровней могут отсутствовать.
Для более точного понимания или трактовки информации (с возможным частичным искажением смысла при переводе) на каждой русскоязычной странице есть ссылка («Engl») для быстрого перехода к английскому тексту первоисточника и обратно на русский («Рус»).
Оформление страниц адаптировано для чтения текста на мобильных устройствах (смартфон, планшет), однако из-за большого количества горизонтально ориентированных картинок (со схемами ледовой площадки), содержащих мелкие детали, при использовании телефона с небольшим экраном рекомендуется повернуть его на 90 градусов.
Хоккейная терминология
При описании тактических хоккейных схем здесь используются некоторые термины и понятия, отсутствующие или малораспространенные в русскоязычных СМИ, литературе и документах. Это связано, в частности, с особенностями языка оригинального англоязычного источника, написанного канадскими специалистами с широким использованием специфичной терминологии и хоккейного сленга.
Первоисточник — книга Ryan Walter, Mike Johnston «HOCKEY PLAYS AND STRATEGIES«, 2010), известная на русском языке в переводе Е. Е. Репман (рискну предположить, что это — Елена Евгеньевна).
В частности, к подобным нестандартным терминам и понятиям, используемым при описании хоккейных схем, относятся :
Кроме того, в тексте встречаются названия отдельных тактических приемов или схем, например: «воронка», «торпедо» и т.п. , которые могут иметь другие русскоязычные наименования.
Форчекинг и бэкчекинг
Эти понятия хоккейной тактики подробно описаны и прокомментированы в соответствующих разделах. Здесь же приведу лишь соображения и предположения о происхождении этих английских терминов, не имеющих однозначных русскоязычных аналогов, а потому ипользуемых в тексте без перевода, но на кириллице
Определения в толковом словаре:
Сheck — stop or slow down the progress of something undesirable — остановить или замедлить развитие чего-то нежелательного.
Применительно к хоккею это означает оборонительное действие, направленное на разрушение атаки противника или завладение шайбой.
Fore — впереди, Back — назад, обратно Сhecking — сдерживание.
Таким образом, форчекинг (forechecking) — это оборонительные действия впереди, т.е. в зоне нападения, а бэкчекинг (backchecking) — это оборонительные действия сзади, т.е в зоне защиты, с возвращением игроков назад в свою зону.
fore-check — to obstruct or impede the movement or progress of an attacking opponent in the opponent’s own defensive zone — блокировать или препятствовать перемещению или движению вперед атакующего противника в его собственной зоне защиты.
Forechecking — play an aggressive style of defense, checking opponents in their own defensive zone, before they can organize an attack — агрессивная игра в обороне, сдерживание противников в их собственной зоне защиты прежде чем они смогут начать атаку.
back-check — to skate back toward one’s defensive zone obstructing or impeding the movement or progress of one or more opponents on attack — катиться обратно в свою зону защиты, блокируя или препятствуя перемещению или движению вперед одного или нескольких противников при атаке.
Backchecking — rushing back to the defensive zone in response to an opposing team’s attack — быстрое и стремительное перемещение назад в свою зону защиты в ответ на атаку соперника.
Слот и пятачок
Слот на хоккейной площадке — это условная зона прямоугольной формы, образованная пересечением четырех прямых линий: поперек площадки это синяя линия и линия, проходящая через центры кругов вбрасывания; а вдоль площадки — две касательные к окружностям (границам кругов вбрасывания) с внутренней стороны.
Еще короче можно дать определение слота как зоны между кругами от усов до синей линии.
Таким образом, приблизительные размеры прямоугольного слота — 4 на 13 метров, а расстояние от нижней границы слота (ближней к воротам) до границы площади ворот составляет примерно 4 метра. Сразу замечу, что в некоторых схемах это расстояние может быть уменьшено, т.е. нижняя граница слота будет приближена к воротам.
При описании хоккейных схем также употребляются понятия:
Из рисунка видно, что верхняя часть слота high slot расположена ближе к синей линии, а нижняя часть слота low slot — ближе к воротам. Причем в случае нижнего слота его граница может располагаться еще глубже, чем на рисунке, т.е. ближе к площади ворот (более определенно можно говорить лишь исходя из контекста конкретной схемы).
В русскоязычной хоккейной терминологии широко употребляется неформальное понятие «пятачок» (или «пятак»). Однако в общем случае эти два понятия: пятачок и слот — не эквивалентны, и переводить всегда «slot» как «пятачок» будет ошибкой (которая допущена, в частности, в упомянутом выше переводе). В то же время, использование уточняющих определений «ближний пятачок» и «дальний пятачок» в некоторых случаях может оказаться достаточно точным.
Для понимания разницы между терминами «пятачок» и «слот» можно проследить их происхождение и проникновение в хоккей.
В обыденной речи пятачок — это маленькая круглая площадка, а также вообще тесное, ограниченное пространство. Именно в этом смысле он вошел в хоккейный лексикон. Поэтому в хоккее пятачком (в общем случае) обычно называют небольшое пространство (возможно, круглой формы), расположенное непосредственно перед воротами, начиная от границы синей площади ворот и выше, где очень любят собираться и толкаться хоккеисты в большом количестве. Отсюда и распространенное выражение «лезть на пятак».
«Пятачок — это место на площадке, где толпятся и толкаются несколько хоккеистов без видимой цели и заметных результатов :-)» © В.И.
Slot — это щель или паз вытянутой прямоугольной формы. Например, в банкоматах слот — щель, в которую вставляется карточка, в автоматах слот — паз, в который бросают монетки и т.п. Отсюда же происходит термин слот в электронике: прямоугольный разъем, в который можно вставить плоскую ответную часть (слот для установки печатной платы, слот USB и т.д).
Вероятно, в хоккейный сленг термин «слот» для обозначения соответствующей зоны на площадке попал как по схожести формы, так и по его функциональному назначению. «Хоккеист как пятак вкатывается через слот на пятачок к воротам :-)» © В.И.
В то же время, строгого и формального определения понятий «слот» и «пятачок», зафиксированных в каких-либо правилах или документах, по всей видимости, не существует. Что является причиной некоторой путаницы и вольности в их употреблении. Забавно, но можно даже встретить мнение о том, что круг вбрасывания это и есть пятак (он ведь такой же круглый). Или могут назвать пятачком площадь ворот.
Half-Boards
При описании хоккейных тактических схем используется понятие «Half-Boards» (буквально — «полуборт» или «пол-борта» ).
Для которого отсутствуют аналоги в русскоязычном хоккейном лексиконе, хотя эта позиция на площадке имеет четко фиксированные параметры и определенное функциональное назначение. Мне показалось, что употребление в данном случае словосочетания «полуборт» достаточно кратко, легче запоминается и отражает суть, при этом звучит более привычно, нежели калькированная запись на кириллице без перевода
Итак, определение и толкование данного термина:
In a hockey rink, the half boards are the area along the side boards half-way between the blue line and the goal line, roughly from the hash marks to the top of the faceoff circle.
Half-boards — это область вдоль боковых бортов, расположенная на полпути между синей линией и линией ворот, примерно от усов (хэш-меток) до вершины круга вбрасывания.
Half Boards» >
При этом нужно подчеркнуть, что представление о том, что Half-Boards — это весь длинный борт, является заблуждением.
It is a popular misconception that the half boards are the entire section of boards on the sides of the rink.
Источник
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ТАКТИКЕ В СОВРЕМЕННОМ МЕТОДЕ ПОДГОТОВКИ ХОККЕИСТОВ
А. С. Павлов, канд. пед. наук, старший методист хоккейной школы ЦСКА
Аннотация. Проблема тактической подготовки в современном хоккее является наиболее актуальной и широко обсуждаемой в настоящее время. В теории и методике хоккея понятие тактики хоккея не в полной мере отражает предопределяющие аспекты эффективного обучения хоккеистов тактическим действиям. В связи с этим предложено альтернативное определение термина «тактика игры в хоккей». Расширена классификация тренировочных упражнений, разработанная А.П.Бондарчуком. Обосновано введение блока тренировочных упражнений тактической направленности в тренировочный процесс хоккеистов.
Ключевые слова: подготовка хоккеистов, тактика, тренировочные упражнения тактической направленности.
Тактическая оснащенность хоккеистов и хоккейной команды — один из определяющих факторов результата выступления команды в соревнованиях. В подготовке хоккеистов всегда уделялось внимание их обучению тактическим действиям. Еще Анатолий Владимирович Тарасов писал, что команда, в которой хоккеисты владеют техническим и тактическим мастерством, всегда будет представлять собой сильный коллектив.
Профессор кафедры теории и методики хоккея РГУФК, доктор педагогических наук В. П. Савин в своем учебнике рассматривал понятие «тактика» как рациональное построение и организация коллективных и индивидуальных действий хоккеистов при оптимальном использовании средств и методов борьбы с противников для достижения победы [6]. Таким образом, составляющими тактических действий хоккейной команды являются индивидуальные, групповые и командные действия. Отдельно в теории и методике хоккея рассматриваются атакующие и оборонительные действия. Процесс обучения тактическим взаимодействиям хоккеистов включает в себя теоретическую и практическую подготовку — с непосредственной отработкой на льду конкретных индивидуальных, групповых и командных тактических заданий.
А. П. Бондарчуком (2014) была разработана удобная для практики спорта классификация тренировочных упражнений: общеподготовительные, специально-подготовительные, специально-развивающие и соревновательные [2]. Учитывая многообразие технических приемов и действий хоккеистов в игровой практике на льду, было предложено выделить тренировочные упражнения технической направленности [3, 4, 5].
Работу над тактической подготовкой хоккеистов сложно отнести к одному из вышеописанных тренировочных средств спортивной подготовки в силу особенностей и условий выполнения упражнений и их специфической направленности. В связи с вышесказанным представляется целесообразным выделить в подготовке отдельные тренировочные упражнения тактической направленности (рисунок 1). Эти упражнения могут быть «встроены» в предложенный нами ранее этапный специализированный комплексно-вариативный метод построения годичного цикла подготовки квалифицированных хоккеистов [3, 4, 5].
Рисунок 1. Этапный специализированный комплексно-вариативный метод построения годичного цикла подготовки квалифицированных хоккеистов с включением упражнений тактической направленности.
Стоит подчеркнуть, что основой тактической подготовки хоккейной команды является степень освоенности и объем технических приемов, которыми владеет каждый игрок. То есть уровень технической подготовленности хоккеистов является базой для формирования их тактических индивидуальных, групповых и командных действий и определяет саму возможность овладения теми или иными тактическими приемами игры в хоккей. Канадский специалист Шон Финн в ходе своего доклада на конференции по проблемам подготовки хоккеистов, прошедшей в Музее хоккейной славы в 2017 году, отметил следующее: «Не важно насколько физически и тактически развит хоккеист, он никогда не станет профессионалом, если не умеет кататься и не владеет многими другими техническими составляющими».
Более того, наиболее слабое звено технической подготовленности каждого хоккеиста игровой «пятерки» будет являться «лимитирующим фактором» по отношению к успешности выполнения игровым звеном тактического задания тренера. Данный «лимитирующий фактор» будет препятствовать освоению возможных тактических действий по следующим причинам:
1) Отсутствие достаточной маневренности в технике катания, скорости движения хоккеиста для занятия определенной позиции на площадке в строго определённый момент.
2) Недостаточный уровень владения клюшкой и шайбой: недостаточная сформированность навыка контроля шайбы (лишние короткие перебирания шайбы без необходимости, ведение шайбы со зрительным контролем); отсутствие стабильного навыка приема и передачи шайбы с удобной и неудобной стороны; отсутствие стабильного навыка броска (в движении, с передачи партнера в одно касание, выполнение броска из нестандартных положений и т.д.).
3) Совершение двигательных действий на фоне усложняющих выполнение упражнений факторов: «помехи» игровым действиям, создаваемые игроками соперника; повышение скорости выполнения упражнения; уменьшения игрового пространства; и т.д.
Обучение звеньев и пятерок хоккеистов каждой конкретной игровой схеме в определенной мере можно соотнести с теорией функциональных систем [1]. При этом построения тактических взаимодействий хоккеистов в конкретных игровых ситуациях могут рассматриваться как построения функциональных систем высшего порядка. Соответственно, тактическая подготовка хоккеистов должна быть направлена на построение таких систем взаимосодействий игроков в различных игровых ситуациях, которые отвечали бы требованиям их наибольшей эффективности.
В подготовке хоккеистов при обучении их определённым вариантам тактических действий в конкретной игровой ситуации сначала осуществляется теоретическая подготовка с четким формированием представления о задачах и последовательности действий, затем на практике выполняются целенаправленные упражнения тактической направленности с условно ограниченной свободой игровых действий. Суть заключается в формировании у хоккеиста наиболее эффективного стереотипа действий в конкретной игровой ситуации. При этом анализируется промежуточный и конечный результаты выполнения упражнений, оценивается уровень технической оснащенности хоккеистов. По результатам анализа выполнения тактических упражнений должны вноситься определённые корректировки в направленность и содержание технических упражнений, выполняемых в тренировочном процессе команды для ликвидации «слабых звеньев» уровня специальной подготовленности хоккеистов.
В связи с вышесказанным предлагается ввести в теорию и практику хоккея следующее определение тактики игры в хоккей: тактика игры в хоккей – это наиболее эффективный способ организации оборонительных и атакующих действий команды, обеспечивающий реализацию индивидуального спортивного мастерства каждого из хоккеистов игрового звена в условиях взаимосодействия с партнёрами и противодействия сопернику с целью достижения высокого спортивного результата.
Таким образом, тактическая подготовка является неотъемлемой частью процесса подготовки хоккеистов, по своей сути являясь логическим продолжением обучения хоккеистов техническим приемам. При этом обеспечивается формирование у спортсменов четкого представления о своем местонахождении на ледовой площадке в тот или иной игровой момент. Содержание и систематичность отработки тактических взаимодействий в тренировочном процессе, при которой хоккеистам предлагаются к освоению наиболее эффективные решения в конкретной игровой ситуации, наряду с непрерывной работой над уровнем технической подготовленности хоккеистов, неизбежно приведут к положительной динамике в результатах выступления команды на соревнованиях.
1. Анохин, П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. — «Медицина», Москва, 1968. – 546 с., ил.
2. Бондарчук, А. П. Этапно-совмещенные способы построения подготовительных периодов / А. П. Бондарчук // Олимпийский бюллетень / Центр. олимп. акад. – М. – 2014. – N 15. – С. 132-136.
3. Павлов, А. С. Комплексная программа многолетней подготовки в спортивных школах / А. С. Павлов, Н. Н. Урюпин, А. Е. Деев, С. Е. Павлов. – М.: Издательство «ОнтоПринт», 2019 – 164 с.
4. Павлов, А. С. Современные принципы спортивной педагогики, реализованные в этапном специализированном комплексно-вариативном методе построения годичного цикла подготовки квалифицированных хоккеистов / А. С. Павлов, А. Е. Деев, С. Е. Павлов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, Том 12, № 2, Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2017 – С. 86-96
5. Павлов, С. Е. Современные технологии подготовки спортсменов высокой квалификации / С. Е. Павлов, А. С. Павлов, Т. Н. Павлова – М. : Издательство «ОнтоПринт», 2019. – 294 с.
6. Савин, В. П. Теория и методика хоккея: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 400 с.
Павлов, А.С. Принципы обучения тактике в современном методе подготовки хоккеистов / А.С. Павлов / Научно-методические аспекты подготовки спортсменов : материалы межрегиональной научно-практической конференции (Омск, 19–20 ноября 2019 г.): [Электронный ресурс]. – Омск : Изд-во СибГУФК, 2019.
Источник