Суд по делу йога

Содержание
  1. Контекст вопиющий: человек молится, а его за это наказывают
  2. Михаил Фролов, адвокат, Гильдия экспертов по религии и праву: «Если нет указания сверху – есть шанс отбиться»
  3. У них есть план по противодействию экстремизму, по выявлению подозрительных религиозных проявлений. И когда встречается что-то непонятное, государству проще запретить, чем попытаться понять. Из девяти моих дел четыре явно спущены сверху.
  4. «Сложности начинаются, когда религиозное объединение не нарушает закон: оно зарегистрировано в Минюсте, сдает вовремя всю отчетность и проходит все проверки без замечаний. А по телевизору с подачи заинтересованных лиц вдруг говорят, что это секта. Не секрет, что за этим часто стоит РПЦ, которая не заинтересована в конкурентах. Под предлогом борьбы с сектами удобно вставлять палки в колеса законопослушным религиозным организациям, причем делать это могучими руками государства»
  5. Наиль Насибулин, заявитель по «делу о йоге»: «Это не донос. Донос – это когда человек стукачит»
  6. Я вынес для себя, что кришнаитский монах и проповедник может легко отречься от своей веры, чтобы не платить штраф. Еще поразили грубость и хамство, которые позволяют себе люди других религий в отношении православия. Я получаю очень много неприятных слов в личных сообщениях от незнакомых людей.
  7. Обвинения в убийстве и лекции для богачей. Йог, которого полюбил глава Сбербанка

Контекст вопиющий: человек молится, а его за это наказывают

Адвокат и заявитель по «делу йога» – о перспективах преследования за религиозную деятельность

26 января Совет по правам человека при президенте РФ предложил вывести из пакета Яровой поправку о миссионерской деятельности, назвав ее оскорбительной для верующих людей. Это произошло после того, как на сайте Российской общественной инициативы (РОИ) петиция за отмену «антитеррористических поправок» набрала 100 тысяч голосов.

Читайте также:  Все медитации валерия синельникова

За нарушение «миссионерской поправки» депутата Госдумы Ирины Яровой сегодня судят несколько религиозных организаций. За полгода с принятия закона состоялось около сорока подобных дел. В Петербурге только что прошел судебный процесс над «йогом» Дмитрием Угаем, который закончился в его пользу: дело прекратили.

«Новая» поговорила с Михаилом Фроловым, который защищал Угая и уже участвовал в девяти подобных делах, и с Наилем Насибулиным, который, собственно, и написал на йога заявление в полицию.

Михаил Фролов, адвокат, Гильдия экспертов по религии и праву: «Если нет указания сверху – есть шанс отбиться»

Михаил Фролов // Фото: religjourn.ru

– Вы легко победили в суде по «делу йога». Вы сразу знали, что оно развалится?
– В России дело может казаться выигрышным, а суд, независимо от материалов, решит совершенно иначе. Но в этом деле были очень слабые материалы обвинения. Участкового хватило только на составление протокола, доказательствами он не озаботился. Вероятность прекращения дела была большая. Но даже будь она маленькая, я бы все равно поехал на этот суд. Потому что судить за йогу – неправильно. (Фролов ранее представлял интересы индуистских организаций, участвовал в громком деле Бхагавадгиты: в 2011 году томская прокуратура требовала признать экстремистским этот главный канонический текст кришнаитов, что вызвало международный скандал. – Ред.) Если бы делом занималась прокуратура, результат мог быть другим. А для полицейских это еще непривычная статья. И очень важно, что заявление поступило «снизу». Потому что, будь это указание сверху, все было бы совсем по-другому. А инициативу рядового заявителя отработали спустя рукава.

– С чего начинаются такие дела? Случайно или по доносам?
– Два дела, которые я вел, точно начались с доносов. Но я бы все-таки не стал называть это доносами. У граждан есть право обращаться в правоохранительные органы, если они считают, что нарушен закон, и ничего зазорного в этом нет. Но зачастую без всяких «писем с мест» прокуратуре дают указания уважаемые органы, которым никто не в силах отказать.

Читайте также:  Лучшие рюкзаки для тренировок

У них есть план по противодействию экстремизму, по выявлению подозрительных религиозных проявлений. И когда встречается что-то непонятное, государству проще запретить, чем попытаться понять. Из девяти моих дел четыре явно спущены сверху.

– И кого обычно хватают?
– На кого пальцем покажут, того и хватают. Я даже не могу назвать это гонениями – это пока хаотичные попытки правоприменителей «на земле» выполнить план по «закону Яровой», подстелить соломку и защититься от непонятного. Но когда государство точно знает, что религиозная группа опасна (например, в случаях запрещенных судом направлений радикального исламизма), оно действует предметно: дела оформляются иначе, работа идет грамотно и масштабно.

У прессы «закон Яровой» пока вызывает интерес, особенно его «миссионерская» часть. Статья еще очень новая, к ней не привыкли. Да и контекст вопиющий: человек молится, как это делали его предки, и вдруг его за это наказывают.

– Есть регионы, где пакет Яровой особенно популярен?
– География обширна – Золотое кольцо, Калининград, Тверь, Архангельск. Системы пока нет – примериваются. Кстати, на Камчатке 26 января будет такое же дело – одно из возбужденных «на всякий случай». Хотя кого можно поймать на Камчатке, где все тихо, иногда только вулкан просыпается. (Когда интервью готовилось к публикации, пришло сообщение, что Фролов выиграл этот суд.Ред.)

4 ноября в Петропавловске-Камчатском было сообщение о том, что заминирован торговый центр «Пирамида». Оно оказалось ложным, но при эвакуации в здании обнаружили группу кришнаитов, которые пили чай. Они арендовали помещение в «Пирамиде» уже несколько лет, и никому до них дела не было. Но теперь на них решили опробовать «закон Яровой». Им вменяется только то, что они там сидели, не будучи зарегистрированными как религиозная группа.

Пока сложно говорить о статистике, поскольку проигранные в первой инстанции дела будут обжалованы. Четыре дела уже прекращены в первой инстанции, еще в четырех моих подзащитных признали виновными. Наказывают обычно минимальным штрафом, поскольку привлекают в первый раз.

– Как вы оцениваете религиозные поправки из пакета Яровой?
– У государства есть потребность контролировать религиозную идеологию, чтобы не допустить распространения экстремизма. Чтобы это отслеживать, и был разработан правовой институт миссионерской деятельности, который пресекает анонимное распространение религиозной идеологии. Но авторы закона не посоветовались ни с религиозными организациями, ни с практикующими в этом направлении юристами. Не были получены заключения профильного комитета Госдумы и правительства. Все это привело к принятию сурового, непонятного и трудновыполнимого закона.

– А как боролись с сектами до принятия пакета?
– Правовых механизмов для противодействия так называемым сектам предостаточно. Есть 239-я статья Уголовного кодекса («Создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан». – Ред.), в законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» прописаны основания для ликвидации религиозного объединения. С теми, которые действительно нарушают закон, правоохранительные органы разбираются быстро.

«Сложности начинаются, когда религиозное объединение не нарушает закон: оно зарегистрировано в Минюсте, сдает вовремя всю отчетность и проходит все проверки без замечаний. А по телевизору с подачи заинтересованных лиц вдруг говорят, что это секта. Не секрет, что за этим часто стоит РПЦ, которая не заинтересована в конкурентах. Под предлогом борьбы с сектами удобно вставлять палки в колеса законопослушным религиозным организациям, причем делать это могучими руками государства»

Религии кришнаитов пять тысяч лет, они одними из первых, в 1988 году, зарегистрировались в России и права граждан за всю историю пребывания в РФ не нарушали ни разу. Однако в СМИ начинают нагнетать истерию, бездоказательно обвиняют их в деструктивности, смешивают все в кучу, приводят ужасные случаи из жизни сект. И вот уже и государство, и общество готово бороться с «сектой». И сектой она становится не потому, что нарушает закон, а потому, что не относится к традиционным для России религиям.

– Зачем нужна «миссионерская» поправка? Ведь и раньше можно было наказать, например, за человеконенавистническую проповедь.
– Раньше можно было легко наказывать за то, что уже совершено. «Закон Яровой» направлен не столько против уже состоявшейся сомнительной проповеди, сколько на возможность ее профилактики. Чтобы все проповедники были учтены, чтобы можно было узнать, от какой религиозной организации человек действует, а религиозные организации, в свою очередь, следили сами за тем, кого они уполномочили и что он там говорит. Но недостатки закона становятся всю более очевидными: человек может соблюсти закон, но его все равно привлекут к ответственности.

– Эту поправку лучше отменить или отредактировать?
– Для верующих – лучше отменить. Но государство на это не пойдет и ограничится редактированием. Надеюсь, после формирования правоприменительной практики на уровне Верховного суда РФ ситуация прояснится. Сейчас все ждут, когда в ВС поступят первые дела: какую позицию он займет, так и будет. Например, один из ключевых вопросов. Гражданин, который не относится ни к одному религиозному объединению, вправе лично от себя распространять вероучение или уже нет? Если Верховный суд подтвердит это право, то любой сможет отречься от своей организации и выйти из-под действия «закона Яровой». А если не подтвердит, то произойдет отчуждение конституционного права граждан распространять свои религиозные убеждения, что тоже допустить нельзя.

Наиль Насибулин, заявитель по «делу о йоге»: «Это не донос. Донос – это когда человек стукачит»

Наиль Насибулин // Фото: vk.com

– Вы общались с Дмитрием Угаем после того, как проиграли суд?
– Да, мы немного поговорили. Я ему сказал, что лично против него ничего не имею. Как мне показалось, он отнесся с пониманием. Правда, потом «ВКонтакте» он публично назвал меня говном. Было несколько человек в зале, которые пришли меня поддержать, – представители общественных движений, юристы, которых тоже волнуют проблемы, связанные с нетрадиционными религиозными движениями. И они знают, что это был не просто философ, а проповедник-кришнаит. Я с очень многими людьми познакомился в связи с этим процессом. В соцсетях многие мне пишут, чему я приятно удивлен.

– Как вы отнеслись к решению суда закрыть дело?
– Спокойно. Мировые судьи, на мой взгляд, не обладают достаточной компетенцией, чтобы разбираться в подобного рода делах (о миссионерской деятельности. – Прим. авт.). Это была игра в одни ворота. Как мировой судья может что-то определить, если он даже не знает основ религиоведения? Как минимум такие дела должны рассматривать районные суды при наличии религиоведческой экспертизы. Да и полицейские, которым я написал заявление, даже не знали, что такие поправки приняли. Пришлось объяснять.

– Родственники и друзья следили за процессом?
– На работе только один-два человека были в теме, остальные ничего не говорили. Друзья тоже сначала не поняли, в чем сыр-бор. Они слышали об этом только из заголовков СМИ и удивлялись: «Так это ты был?!» Прикол в том, что заголовки не отражали того, что произошло в действительности. Везде пишут, что программиста и философа сажают в тюрьму за йогу, хотя это абсолютно не так. С чего вы взяли, что он программист, если в суде сказано, что он безработный? И в тюрьму его никто не сажал – ему грозил штраф.

– Многие называют вас доносчиком…
– Это не донос. Донос – это когда человек стукачит или сообщает ложные сведения. А я написал о том, что знал из открытых источников: о том, что, возможно, совершается нарушение закона о миссионерской деятельности. И попросил проверить. Я никого ни в чем не обвинял. Просто сообщил о том, что скрывается от людей. Сообщил, что незарегистрированная религиозная группа ведет деятельность под прикрытием культурного мероприятия.

– Что вы из этой истории вынесли для себя?
– Это был не самый тяжелый для меня суд (Наиль имеет в виду свой бракоразводный процесс, который тянулся несколько лет. – Прим. авт.). Я знаю много историй, когда ломаются судьбы и распадаются семьи из-за того, что люди уходят в эти организации, исключают себя из общественной жизни, среди кришнаитов, пятидесятников, свидетелей Иеговы. Моя жена так сильно увлеклась эзотерикой, Блаватской, что это приблизило развод. У нее была наставница, которая дискредитировала меня, когда я воспротивился новому увлечению жены.

А на суде с Угаем было много прессы. Я понял, что там много искажений, что шумиху раздувают искусственно. За этим явно стоят какие-то силы, которые используют ситуацию в своих целях.

Я вынес для себя, что кришнаитский монах и проповедник может легко отречься от своей веры, чтобы не платить штраф. Еще поразили грубость и хамство, которые позволяют себе люди других религий в отношении православия. Я получаю очень много неприятных слов в личных сообщениях от незнакомых людей.

– Вы считаете себя православным активистом?
– Нет, и я не ассоциирую себя с людьми, которые громят выставки и запрещают показ фильмов. То, что я открыто заявляю о своей вере, не делает меня православным активистом. А они пусть проповедуют, но открыто говорят, кто они есть. Существует понятие конфессиональной анонимности: когда ты выступаешь от имени определенной религиозной организации, но скрываешь это. В некоторых странах такая анонимность уголовно наказуема.

Кстати, сайт Vedalife (на фестивале Vedalife задержали Дмитрия Угая; на время судебных разбирательств сайт был недоступен. – Прим. авт.) возобновил свою работу. Они почувствовали полную безнаказанность, даже не дождавшись истечения срока на обжалование.

– Какие-нибудь организации приглашали вас поучаствовать в их работе после процесса?
– Только православные татары пригласили на собрание их общественного движения, а больше никто.

– В будущем вы будете действовать так же?
– Не исключаю. Не вижу в этом ничего зазорного. Если протокол был составлен, значит, должностное лицо посчитало, что есть нарушение закона.

Источник

Обвинения в убийстве и лекции для богачей. Йог, которого полюбил глава Сбербанка

Коллаж © L!FE Фото: © РИА Новости / Евгения Новоженина / Владимир Астапкович

— Человеческое общество, религия, государства — всё это разрушится, и это хорошо! Пользы от этого будет больше, чем вреда, — вещал бородатый мужчина в чалме. Правда, говорил он это не на собрании секты, как можно было бы предположить, а с трибуны 22–го Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ). А слушали его ведущие российские и международные экономисты, банкиры и политики.

Именно с этой сцены выступал индийский йог и мистик Садхгуру Джагги Васуде, провозгласивший наступление новой — транзитной — эпохи развития человечества. Эпоха эта, по словам Садхгуру, покажется людям прекраснее, чем все мечты о коммунизме. Работать будут роботы, человек же будет заниматься исключительно творческим процессом: писать посты в социальные сети, рисовать картинки или содержать винотеку — не ради прибыли, но только ради общения. Конечно, попасть в этот волшебный мир будущего получится далеко не у всех, а только у успешных и богатых. Впрочем, кого интересует судьба бедных неудачников, вся роль которых сводится только к тому, чтобы стать почвой под колёсами прогресса.

Йогин, мистик, основатель фонда «Иша» Садхгуру на Петербургском международном экономическом форуме 2018. Фото: © РИА Новости / Евгения Новоженина

Самое интересное то, что Садхгуру на Петербургский экономический форум пригласил не кто-нибудь, а сам глава Сбербанка России Герман Греф, который вот уже много лет подряд мнит себя «главным архитектором будущих элит».

Как манипулировать массами

Когда в 2007 году Герман Оскарович возглавил правление Сбербанка России, акционеры встретили его, мягко говоря, неприветливо. «Вы своим либеральным курсом разрушили страну, теперь собираетесь сделать то же самое и с нашим банком?» — таким был первый вопрос от одного из акционеров, заданный на первом же совещании.

Но вскоре все убедились, что репутация Грефа как «демократа» и «либерала» абсолютно не соответствует реальности. Стиль управления Грефа в банке, скорее, напоминал тотальную диктатуру, замкнутую на личности самого Грефа.

Герман Греф. Фото: © РИА Новости / Григорий Сысоев

— Греф очень уверен в своих идеях, фанатично их отстаивает, может наговорить нелицеприятные вещи, — поделился один из бывших сотрудников Сбербанка. — Когда он пришёл в Сбербанк, то сразу же дал понять, что демократии в банке нет и быть не может, что все подчинённые должны выполнять только его указания. В кратчайшие сроки он внедрил жёсткую корпоративную культуру со многими ритуалами. Например, сотрудники обязаны участвовать в спортивных играх, проходить тренинги личностного роста, строить свою жизнь в соответствии с рекомендациями корпоративных психологов. Конечно, далеко не всем сотрудникам нравится такое вторжение в личную и семейную жизнь, но переубедить Грефа практически невозможно.

— Без ритуалов, без пирамиды власти, без жёсткой иерархии ничего не построить. Потом, когда уровень культуры подрастает, значение ритуалов утрачивает свою важность, но до этого же нужно ещё дорасти, — говорил Греф.

А вот ещё несколько высказываний от главы Сбербанка:

— Великий министр юстиции Китая Конфуций начинал как великий демократ, а кончил как человек, который придумал целую теорию конфуцианства, которое создало страты в обществе, а великие мыслители, такие как Лао-цзы, придумали свои теории Дао, зашифровывая их, боясь донести до простого народа, потому что они понимали: как только все люди поймут основу своего «Я», самоидентифицируются, управлять, то есть манипулировать ими, будет чрезвычайно тяжело.

— Любое массовое управление подразумевает элемент манипуляции. Как жить, как управлять таким обществом, где все имеют равный доступ к информации, все имеют возможность получать напрямую непрепарированную информацию через обученных правительством аналитиков, политологов и огромные машины, которые спущены на головы.

Герман Греф. Фото: © РИА Новости / Григорий Сысоев

Чтобы внутри Сбербанка сотрудники активнее проникались его идеями, Греф не раз приглашал Садхгуру выступить с лекциями, на которых тот рассказывал о сути человеческих страданий и способе избавиться от них, о необходимости самосовершенствования, о работе мозга, тела и энергетике.

Так, на одной из таких лекций Садхгуру заявил, что путь к успеху — модернизация человеком самого себя.

— Если ваша биохимия получит этот апгрейд — вот это путь к успеху. Что работает, то работает, что не работает, то не работает. Если вы свободны от страдания или если вы потеряли страх перед страданием, вы бы с удовольствием входили в самые турбулентные ситуации и отрабатывали их легко. Какие сложности стоят перед всеми другими? Для нас нужны какие-то сложности, поэтому, как только у вас появляется аллергия на сложные ситуации и неприятие их, вы подавляете этот свой инструментарий, и вы тогда увидите, что люди, которые сидят дома, они страдают гораздо больше, чем те, которые справляются со сложными ситуациями. Просто когда жизнь становится проще, это не значит, что количество страданий уменьшается, люди иногда могут мучиться из-за простых вещей и страдать очень сильно, — заявил Садхгуру.

А чтобы справиться со стрессом, Садхгуру советовал практиковать медитацию: «Люди страдают из-за неспособности управлять собственным разумом, мыслями, эмоциями, энергией и собственной биохимией. Вопрос в том, есть ли у вас инструмент, для того чтобы работать в более сложной ситуации, есть ли у вас возможности, поэтому старайтесь сделать апгрейд самих себя».

Омск мани падме хум!

Знающие Грефа люди утверждают, что буддизмом Герман Оскарович увлекся в конце «нулевых», когда различные духовные практики привели его в село Окунёво Омской области. Слава этого села началась еще в 90-х, когда прошёл слух, что какие-то археологи нашли недалеко от села некие артефакты неизвестной древней цивилизации, и вскоре в Окунёво началось настоящее паломничество лиц с подвижной психикой. Затем к делу подключились индийские йоги и мистики, увидевшие в созвучии названия Омска и мантры «Ом!» некий знак. Индийские мудрецы провозгласили Окунёво новым центром «энергетического поля» Земли и «колыбелью» нового человечества, которому ещё только предстоит заселить нашу планету после Апокалипсиса.

Кришнаиты на этнофестивале «Солнцестояние — Окунёво» в Омской области. Фото: © РИА Новости / Алексей Мальгавко

Ну а пока «конца света» ещё не произошло, все ведущие буддистские секты поспешили открыть в Окунёво свои представительства — так, именно здесь находится «Омкар Шива Дхам», главный ашрам (буддистский монастырь) российских поклонников Бабаджи. Если вы не в курсе, Бабаджи — это индийский йог, основатель транснациональной секты, адепты которой почитают своего «гуру» как воплощение бога Шивы. Интересно, что на соседней улице в Окунёво находится и ашрам поклонников культа Сатьи Саи Бабы — это ещё один йог, также претендовавший на статус воплощения Шивы. Помимо сектантов-буддистов, в Окунёво также проживают общины неоязычников, поклонников Рериха и Блаватской и сам чёрт знает кто ещё.

Кришнаиты на этнофестивале «Солнцестояние — Окунёво» в Омской области. Фото: © РИА Новости / Алексей Мальгавко

Доподлинно неизвестно, какой именно из ашрамов посещал Герман Оскарович и как долго он впитывал в себя крупицы религиозной мудрости омских сектантов, но именно с тех пор, как уверяют знающие его люди, он и увлёкся «варной» — буддистской моделью кастового общества. Дескать, низшими слоями общества — кастами «шудра» и «вайшьи», согласно древнеиндийской классификации, должны управлять силовики из касты «кшатриев», причём это не столько полицейские и военные, как это было в Индии, но и те самые «имплементаторы» для бизнеса, о нехватке которых так сокрушается Греф. А вот самими «кшатриями» должно править высшее сословие «брахманов».

— Вы будете удивлены, но если вы не практикуете медитацию, то на более или менее приличные позиции в Сбербанке вы даже не сможете претендовать, — рассказывал один из бывших менеджеров банка. — Прямо не скажут, что не взяли из-за этого, но на собеседовании уточнят обязательно. И если нет, то не возьмут.

Судя по частоте приглашений йога Садхгуру в Россию, инициатором которых является Греф, именно он претендует сегодня на роль духовного наставника главы самого крупного банка России.

Настоящее имя Садхгуру — Джагги Васудев, он родился в 1957 году в семье врача в городе Майсур индийского штата Карнатака. Учился в Майсурском университете на факультете английской литературы и называет себя последователем европейских философов, в частности Альбера Камю и Франца Кафки. И увлёкся йогой — впрочем, в те годы это ещё не было модным мейнстримом.

Но в возрасте 25 лет, как сказано в официальной биографии гуру, Джагги неожиданно достиг просветления, медитируя на склоне холма.

Вернувшись из астрала, в котором Васудев, по его словам, провёл 30 дней, он бросил карьеру бизнесмена и целиком посвятил себя йоге. Причём не просто йоге, а йоге для богатых и успешных бизнесменов, которым Садхгуру — таков был псевдоним Джагги Васудева — помогал лечить депрессию и различные неврозы.

Бизнес оказался востребованным, и вскоре Джагги Васудев открыл Центр Иша Йоги в городе Коимбатура (это второй по величине город в штате Тамилнад, входящий в двадцатку крупнейших и густонаселённых городов Индии). Вскоре он стал одним из популярных и богатых индийских гуру, а его коллективные медитации — никаких скучных сидений в позе лотоса, только рейв-дискотека до утра! — стали посещать сотни тысяч человек.

Блистательный путь гуру чуть не нарушила смерть жены. Именно Садхгуру обвинили в её смерти, которая во время медитации впала в транс и умерла, не приходя в сознание. Отец женщины заявил в полицию, но через некоторое время дело прекратили за отсутствием улик. Сам Садхгуру объяснял смерть супруги тем, что она покинула тело, достигнув махасамадхи.

В 1999 году Васудев основал «Фонд Иша» (Isha — это «божество») и вышел на международный уровень, открыв несколько зарубежных филиалов, в том числе и в США, где он стал проводить классы йоги для корпоративного лидерства и «инклюзивной экономики». Дела быстро пошли в гору — в 2005 году в штате Теннесси был открыт Институт внутренних наук Isha. В этом Институте есть зал для медитации — самое большое помещение для медитации в Западном полушарии.

Также Джагги Васудев становится частым гостем практически на всех экономических форумах, проходящих в Америке, где он начинает читать лекции о скором наступлении пост-пост-индустриального «транзитного» общества — дескать, человек, освобождённый роботами с искусственным интеллектом от необходимости трудиться ради выживания, стоит на пороге гигантского эволюционного скачка, когда избранные мыслители могут полностью освободить ресурсы своего головного мозга для обдумывания неких важнейших вещей.

Джагги Васудев выступает во время церемонии закрытия на Всемирном экономическом форуме в Давосе, Швейцария, 28 января 2007 года. Фото: ©AP Photo / Virginia Mayo

Правда, что делать при этом с сотнями миллионов простых индийцев, не говоря уже о других народах, вынужденных — видимо, за отсутствием роботов — ежедневно горбатиться на тяжёлой работе, гуру так и не придумал. Все эти «шудры» и «вайшьи» вообще как-то совершенно не вписываются в концепции светлого будущего.

Впрочем, подробно пересказывать все «откровения» Садхгуру нет никакого смысла — как метко отметил протоиерей Владимир Вигилянский, слушавший выступление «гуру» на ПМЭФ, речь мистика оказалась «смесью банальности с абракадаброй».

Действительно, просто удивительно, что представители мировой «элиты» финансовых кругов, которые вроде бы имеют дипломы престижных вузов, ведутся на примитивные рассуждения недоучившихся провинциальных «мыслителей», чьи разглагольствования напоминают реплики одного чеховского персонажа: Человек без воды существовать не может… Лошади едят овес… Волга впадает в Каспийское море.

Правда, когда такими идеями заражаются люди, влияющие на экономику страны (а Сбербанк это всё же важный механизм отечественной финансовой системы), становится немного боязно.

Источник

Оцените статью