Спортивно-прикладная гимнастика
Спортивно-прикладная гимнастика является составной частью общей и специальной физической подготовки спортсменов в различных видах спорта. Успешное решение задач, связанных с совершенствованием физической подготовки, осуществляется применением разнообразных упражнений для развития силы, гибкости, выносливости, быстроты, ловкости. С помощью гимнастических упражнений можно избирательно воздействовать на развитие функций различных систем организма, в частности на различные группы мышц, на разные части тела, органы, и варьировать объем и характер физических нагрузок с учетом индивидуальных особенностей спортсмена. Это и позволяет применять спортивно-прикладную гимнастику, как важнейшее средство в повышении спортивных результатов. С помощью упражнений спортивно-прикладной гимнастики успешно решаются задачи укрепления здоровья спортсменов, совершенствования необходимых двигательных качеств. Применяемые упражнения содействуют воспитанию смелости, решительности и других волевых качеств. Богатое содержание гимнастических упражнений помогает успешно решать задачи физической подготовки спортсменов различного пола, возраста и степени их подготовленности. Эти упражнения находят широкое применение в занятиях с детьми и подростками.
С целью специальной физической подготовки, способствующей повышению спортивных достижений в том или ином виде спорта, целесообразно (предпочтительнее) применять такие упражнения,
которые по структуре и характеру мышечных напряжений являются типичными или сходными с двигательной деятельностью в том или ином виде спорта. Так, например, в видах спорта, где имеются движения с вращением тела (фигурное катание на коньках, борьба, прыжки в воду и др.), рекомендуется применять акробатические упражнения, с помощью которых целенаправленно совершенствуются опорно-двигательный аппарат и органы равновесия (функции вестибулярного анализатора). В других же видах, где гимнастические упражнения применяются для преимущественного воздействия на органы дыхания, кровообращения, большое место занимают ОРУ, различные упражнения со скакалкой и разнообразные прыжки и подскоки, выполняемые поточным способом (бокс, борьба, легкая атлетика и др.)*.
Для совершенствования двигательных качеств спортсменов в тех видах спорта, где проявляются в основном скоростно-силовые качества (баскетбол, волейбол, футбол, метания, прыжки, бег на короткие дистанции, фехтование и др.), рекомендуются упражнения с легкими отягощениями (гантели, набивные мячи, амортизаторы, гимнастическая палка и др.). Различные гимнастические прыжки (как опорные, так и неопорные) очень полезны для игровиков и легкоатлетов.
Для стрелков, городошников, шахматистов целесообразны упражнения общего воздействия: упражнения типа потягиваний, чередующиеся движения для рук, ног, туловища; те же упражнения с постепенным повышением их интенсивности; упражнения разностороннего воздействия, например лазанье, упражнения на гимнастической стенке, скамейке, разнообразные прыжки, а также упражнения на расслабление, на ощущение правильной осанки и т. п.
Основными средствами (упражнениями) епортивно-прикладной гимнастики являются:
— ОРУ без предметов и с предметами (гимнастические палки,
гантели, набивные мячи, скакалки, резиновые амортизаторы и
— упражнения на гимнастических снарядах массового типа (гимнастическая стенка, скамейка, канаты, шесты, подвесные площадки), а также на коне, козле, кольцах, брусьях, перекладине и др.;
— акробатические упражнения, прыжки на батуте, трамплине:
— неопорные, вспомогательные и опорные прыжки.
В целях совершенствования тех или иных физических качеств рекомендуется применять следующие упражнения:
— для развития силы — скоростно-силовые упражнения с мак
симально возможной скоростью (с допредельным весом), а также с
предельным весом до появления первых признаков утомления и
упражнения комплексного воздействия. Так, борцам, гребцам,
* При этом следует указать, что для различных целей могут применяться упражнения с одними и теми же предметами. Так, например, упражнения со скакалкой могут совершенствовать двигательную координацию (что важно в спортивной, художественной гимнастике), а в боксе подскоки со скакалкой выполняются на время для развития выносливости.
штангистам необходимы упражнения на гимнастических снарядах с блочными устройствами, игровикам — упражнения с предметами, динамичные, но несложные упражнения, разнообразные прыжки и подскоки;
— для развития гибкости — упражнения с постепенным увеличением амплитуды, с применением помощи товарища, упражнения на снарядах: гимнастической стенке, канатах, шестах и др. Например, пловцам важна хорошая подвижность в плечевых суставах, а игровикам (футбол, баскетбол) — подвижность в тазобедренных и голеностопных суставах;
— для совершенствования ловкости — прежде всего упражнения на координацию движений, акробатические (с вращением в различных плоскостях и различными способами), а также самые разнообразные прыжки.
Упражнения спортивно-прикладной гимнастики применяются на разных этапах подготовки спортсмена, во всех периодах тренировки, но обязательно с учетом особенностей вида спорта. При этом в видах спорта, в которых учитывается форма, точность и стиль движений, в таких, как фигурное катание на коньках, прыжки в воду и др., следует добиваться требуемого стиля, что так необходимо во многих других видах спорта, где упражнения преимущественно выполняются свободно, с максимальной амплитудой движения.
При подборе упражнений для любой группы спортсменов рекомендуется отдавать предпочтение тем упражнениям, которые «в большей степени способствуют улучшению спортивной техники.
Во время занятий необходимо предусматривать соответствующие меры безопасности. Очень важно обучить спортсменов приемам самостраховки. Так, например, футболистам для этой цели следует научиться уверенно выполнять перекаты, кувырки, падения; волейболистам — падения в упор лежа, перекаты, кувырки назад и т. п.
Источник
Спортивно-прикладная гимнастика
Спортивно-прикладная гимнастика является составной частью общей и специальной физической подготовки спортсменов в различных видах спорта. Успешное решение задач, связанных с совершенствованием физической подготовки, осуществляется применением разнообразных упражнений для развития силы, гибкости, выносливости, быстроты, ловкости. С помощью гимнастических упражнений можно избирательно воздействовать на развитие функций различных систем организма, в частности на различные группы мышц, на разные части тела, органы, и варьировать объем и характер физических нагрузок с учетом индивидуальных особенностей спортсмена. Это и позволяет применять спортивно-прикладную гимнастику, как важнейшее средство в повышении спортивных результатов. С помощью упражнений спортивно-прикладной гимнастики успешно решаются задачи укрепления здоровья спортсменов, совершенствования необходимых двигательных качеств. Применяемые упражнения содействуют воспитанию смелости, решительности и других волевых качеств. Богатое содержание гимнастических упражнений помогает успешно решать задачи физической подготовки спортсменов различного пола, возраста и степени их подготовленности. Эти упражнения находят широкое применение в занятиях с детьми и подростками.
С целью специальной физической подготовки, способствующей повышению спортивных достижений в том или ином виде спорта, целесообразно (предпочтительнее) применять такие упражнения, которые по структуре и характеру мышечных напряжений являются типичными или сходными с двигательной деятельностью в том или ином виде спорта. Так, например, в видах спорта, где имеются движения с вращением тела (фигурное катание на коньках, борьба, прыжки в воду и др.), рекомендуется применять акробатические упражнения, с помощью которых целенаправленно совершенствуются опорно-двигательный аппарат и органы равновесия (функции вестибулярного анализатора). В других же видах, где гимнастические упражнения применяются для преимущественного воздействия на органы дыхания, кровообращения, большое место занимают ОРУ, различные упражнения со скакалкой и разнообразные прыжки и подскоки, выполняемые поточным способом (бокс, борьба, легкая атлетика и др.)*.
Для совершенствования двигательных качеств спортсменов в тех видах спорта, где проявляются в основном скоростно-силовые качества (баскетбол, волейбол, футбол, метания, прыжки, бег на короткие дистанции, фехтование и др.), рекомендуются упражнения с легкими отягощениями (гантели, набивные мячи, амортизаторы, гимнастическая палка и др.). Различные гимнастические прыжки (как опорные, так и неопорные) очень полезны для игровиков и легкоатлетов.
Для стрелков, городошников, шахматистов целесообразны упражнения общего воздействия: упражнения типа потягиваний, чередующиеся движения для рук, ног, туловища; те же упражнения с постепенным повышением их интенсивности; упражнения разностороннего воздействия, например лазанье, упражнения на гимнастической стенке, скамейке, разнообразные прыжки, а также упражнения на расслабление, на ощущение правильной осанки и т. п.
Основными средствами (упражнениями) спортивно-прикладной гимнастики являются:
— ОРУ без предметов и с предметами (гимнастические палки, гантели, набивные мячи, скакалки, резиновые амортизаторы и др-);
— упражнения на гимнастических снарядах массового типа (гимнастическая стенка, скамейка, канаты, шесты, подвесные площадки), а также на коне, козле, кольцах, брусьях, перекладине и др.;
— акробатические упражнения, прыжки на батуте, трамплине: — неопорные, вспомогательные и опорные прыжки.
В целях совершенствования тех или иных физических качеств рекомендуется применять следующие упражнения:
— для развития силы — скоростно-силовые упражнения с максимально возможнойскоростью (с допредельным весом), а также с предельным несом до появления первых признаков утомления и упражнения комплексного воздействия. Так, борцам, гребцам, штангистам необходимы упражнения на гимнастических снарядах с блочными устройствами, игровикам — упражнения с предметами, динамичные, но несложные упражнения, разнообразные прыжки и подскоки;
— для развития гибкости — упражнения с постепенным увеличением амплитуды, с применением помощи товарища, упражнения на снарядах: гимнастической стенке, канатах, шестах и др. Например, пловцам важна хорошая подвижность в плечевых суставах, а игровикам (футбол, баскетбол) — подвижность в тазобедренных и голеностопных суставах;
— для совершенствования ловкости — прежде всего упражнения на координацию движений, акробатические (с вращением в различных плоскостях и различными способами), а также самые разнообразные прыжки.
Упражнения спортивно-прикладной гимнастики применяются на разных этапах подготовки спортсмена, во всех периодах тренировки, но обязательно с учетом особенностей вида спорта. При этом в видах спорта, в которых учитывается форма, точность и стиль движений, в таких, как фигурное катание на коньках, прыжки в воду и др., следует добиваться требуемого стиля, что так необходимо во многих других видах спорта, где упражнения преимущественно выполняются свободно, с максимальной амплитудой движения.
При подборе упражнений для любой группы спортсменов рекомендуется отдавать предпочтение тем упражнениям, которые в большей степени способствуют улучшению спортивной техники.
Во время занятий необходимо предусматривать соответствующие меры безопасности. Очень важно обучить спортсменов приемам самостраховки. Так, например, футболистам для этой цели следует научиться уверенно выполнять перекаты, кувырки, падения; волейболистам — падения в упор лежа, перекаты, кувырки назад и т. п.
Источник
Глава XV спортивно-прикладная гимнастика
ХАРАКТЕРИСТИКА СПОРТИВНО-ПРИКЛАДНОЙ ГИМНАСТИКИ
Достижение высоких спортивных результатов возможно только на основе тесной взаимосвязи физической и технической подготовки занимающихся. Успешное решение задач, направленных на совершенствование физической подготовки, осуществляется путем применения разнообразных упражнений для развития силы, гибкости, выносливости, быстроты, ловкости. Такого рода упражнения с целью достижения высоких результатов в тех или иных видах спорта называют спортивно-прикладными. Всю сумму этих упражнений называют спортивно-прикладной гимнастикой.
С помощью упражнений спортивно-прикладной гимнастики решаются задачи укрепления здоровья спортсменов, совершенствования необходимых двигательных качеств, обучения спортивной технике, профилактики травматизма. Упражнения спортивно-прикладной гимнастики содействуют воспитанию смелости, решительности и других волевых качеств. Движения, связанные с вращениями, совершенствуют функцию вестибулярного аппарата.
Богатое содержание упражнений спортивно-прикладной гимна-
стики помогает решать задачи физической подготовки спортсменов различного пола, возраста и степени их подготовленности.
При обучении спортивной технике в различных видах спорта также используются гимнастические упражнения. Постепенное овладение этими упражнениями позволяет повысить эффективность обучения, сократить сроки освоения техники. Например, для обучения прыжкам с шестом применяются: размахивания небольшой амплитуды (на перекладине, кольцах); высокий вис согнувшись с подтягиванием на руках на гимнастической стенке, перекладине, перевороты в стойку на руках (на дорожке и снарядах, таких как перекладина, кольца и др.).
Упражнения спортивно-прикладной подготовки широко приме няются при проведении разминки и заключительной части трени ровки, особенно в занятиях с детьми и подростками.
Современной теории физического воспитания присуще стремление классифицировать виды спорта по признаку преимущественного развития физических качеств (Дьячков В. М., Матвеев Л. П., Фарфель В. С). Все виды спорта с точки зрения развития различных двигательных качеств можно условно разделить на следующие группы:
Баскетбол, волейбол, футбол, легкоатлетические метания, прыжки, бег на короткие дистанции, фехтование и др. (скоростно-силовые качества).
Лыжные гонки, ходьба и бег, конькобежный спорт, плавание, гребля и др. (выносливость).
Спортивная и художественная гимнастика, акробатика, прыжки в воду, слалом, прыжки на лыжах с трамплина, фигурное катание, водные лыжи и др. (ловкость и точность).
Борьба, бокс, хоккей, альпинизм, охота, спортивное ориентирование и др. (комплекс качеств).
Стрельба, городки, шахматы, рыболовство и др. (глазомер, тактическое мышление).
Особенности подбора упражнений для групп видов спорта
В зависимости от принадлежности того или иного вида спорта к одной из указанных выше групп подбираются комплексы упражнений спортивно-прикладной гимнастики. Например, для спортсменов, избравших какой-либо из-видов спорта, отнесенных к 5-й группе, подбираются упражнения общего воздействия. Перечень упражнений:
Упражнения выпрямляющие типа потягиваний.
Последовательно чередующиеся упражнения для рук, туловища и ног, выполняемые в удобном ритме и темпе.
3. Повторение указанных упражнений в различном методиче ском оформлении с постепенным повышением интенсивности. На пример, наклоны вперед и назад, сгибания и приседания, махи но гами в стороны, выпады и т. п.
Упражнения разностороннего воздействия (прыжки, лазанье, упражнения на гимнастической стенке, скамейке с набивными мячами, с амортизаторами).
Упражнения избирательного характера повышенной интенсивности на силу, гибкость, скорость, ловкость с учетом режима спортивной деятельности.
Упражнения успокаивающего типа (ходьба и легкий бег, упражнения на расслабление, на ощущение правильной осанки, дыхательные и т. п.).
Для совершенствования двигательных качеств спортсменов в скоростно-силовых видах спорта (1-я группа) рекомендуются:
Упражнения с легкими отягощениями. Используются гантели, набивные мячи, амортизаторы. При выполнении упражнений сериями скорость движений не должна снижаться. Предназначены для метателей, футболистов и др.
Прыжки неопорные (простые) и опорные. Полезны для баскетболистов, теннисистов, волейболистов, легкоатлетов. Разновидности прыжков:
а) прыжки на двух «ли одной на месте, с продвижениями впе ред, в стороны, назад; прыжки с маховыми движениями руками, с поворотами, в полуприседе и приседе; особенно ценны прыжки из приседа на максимальную высоту, а также темповые подскоки сги бая ноги вперед;
б) прыжки в высоту на препятствие (конь, козел) с последующи ми разнообразными соскоками;
в) соединения прыжков и упражнений (например, с разбега или с места наскок в упор присев на коне или козле); соскок в полупри сед, длинный кувырок и прыжок с поворотом на 360°.
При проведении занятий со спортсменами данной группы наиболее эффективны комплексы, состоящие из упражнений на скорость— 50%; силу — 25% и выносливость — 25% (С. В. Каледин).
Двигательная деятельность спортсменов, нуждающихся в развитии выносливости (2-я группа), характеризуется многократным повторением циклических действий. Для спортсменов этой группы целесообразны общеразвивающие упражнения на силу, гибкость, выносливость; полезно также лазанье (особенно для специализирующихся по гребле, автомотоспорту и лыжам). Отдельные упражнения и комплексы следует выполнять до относительно полного утомления (3-я группа).
Для фигуристов, прыгунов в воду, слаломистов и других весьма полезны акробатические прыжки (на дорожке, с трамплина, на батуте).
Они оказывают положительный эффект на функцию вестибулярного аппарата, особенно в безопорных положениях, поэтому здесь можно рекомендовать: перекаты, кувырки, перевороты, сальто и простейшие соединения из них. Фигуристам (парное катание) целесообразно использовать также акробатические поддержки.
Следует отметить, что акробатические прыжки полезны всем
спортсменам для воспитания смелости и умения управлять движениями своего тела в пространстве. С этой же целью на занятиях полезно использовать тренажеры (вращающиеся колеса, качели, лопинги). Упражнения подобного типа особенно полезны футболистам, баскетболистам, волейболистам, хоккеистам, борцам, теннисистам, прыгунам в воду, парашютистам.
Спортсмены 4-й группы должны применять самые разнообразные средства спортивно-прикладной гимнастики.
Всем спортсменам необходима хорошо развитая гибкость. При выполнении заданий на развитие гибкости прежде всего необходимо соблюдать правило постепенного увеличения амплитуды движений.
При подборе упражнений для любой группы спортсменов следует отдавать предпочтение тем упражнениям, которые содействуют улучшению спортивной техники. Например, пловцам полезны упражнения на увеличение подвижности в плечевых и голеностопных суставах, барьеристам, футболистам — на увеличение подвижности в тазобедренных и т. п.
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Упражнения спортивно-прикладной гимнастики следует подбирать с учетом характера двигательной деятельности спортсменов.
Большинство движений должно носить динамический характер и выполняться свободно, с широкой амплитудой, чаще в форме конкретных заданий. Например, взмах ногой до уровня головы, прыжок с касанием мяча, на точность приземления и т. п.
При выполнении упражнений следует изменять их временные и пространственные параметры. Например, прыжок на максимальную длину, на % или половину от показанного максимального результата или броски набивных мячей на дальность; следует также выполнять отдельные упражнения в различные временные отрезки: в удобном, среднем или максимальном темпе.
Стиля выполнения упражнений, специфичного для гимнастов, необходимо добиваться только в том случае, если он является составной частью.спортивной техники (прыжки в воду, фигурное катание и др.).
При выполнении упражнений на снарядах следует исключать длительные статические напряжения, связанные с задержкой дыхй* ния. Прыжки через снаряды и напрыгивания на них целесообразно выполнять без гимнастического мостика.
Во время проведения занятий важно предусматривать соответствующие меры безопасности. Необходимо обучать спортсменов способам самостраховки. Футболистам рекомендуется для этой цели выполнять, например, перекаты, кувырки, падения; волейболистам— падения в упор лежа, перекаты, кувырки назад и т. п.
Источник