Средства спортивно прикладной гимнастики

Спортивно-прикладная гимнастика

Спортивно-прикладная гимнастика является составной частью общей и специальной физической подготовки спортсменов в различ­ных видах спорта. Успешное решение задач, связанных с совершен­ствованием физической подготовки, осуществляется применением разнообразных упражнений для развития силы, гибкости, вынос­ливости, быстроты, ловкости. С помощью гимнастических упражне­ний можно избирательно воздействовать на развитие функций раз­личных систем организма, в частности на различные группы мышц, на разные части тела, органы, и варьировать объем и характер фи­зических нагрузок с учетом индивидуальных особенностей спорт­смена. Это и позволяет применять спортивно-прикладную гимнас­тику, как важнейшее средство в повышении спортивных результа­тов. С помощью упражнений спортивно-прикладной гимнастики успешно решаются задачи укрепления здоровья спортсменов, со­вершенствования необходимых двигательных качеств. Применяе­мые упражнения содействуют воспитанию смелости, решительности и других волевых качеств. Богатое содержание гимнастических упражнений помогает успешно решать задачи физической подго­товки спортсменов различного пола, возраста и степени их подго­товленности. Эти упражнения находят широкое применение в за­нятиях с детьми и подростками.

С целью специальной физической подготовки, способствующей повышению спортивных достижений в том или ином виде спорта, целесообразно (предпочтительнее) применять такие упражнения,

которые по структуре и характеру мышечных напряжений явля­ются типичными или сходными с двигательной деятельностью в том или ином виде спорта. Так, например, в видах спорта, где име­ются движения с вращением тела (фигурное катание на коньках, борьба, прыжки в воду и др.), рекомендуется применять акробати­ческие упражнения, с помощью которых целенаправленно совер­шенствуются опорно-двигательный аппарат и органы равновесия (функции вестибулярного анализатора). В других же видах, где гимнастические упражнения применяются для преимущественного воздействия на органы дыхания, кровообращения, большое место занимают ОРУ, различные упражнения со скакалкой и разнообраз­ные прыжки и подскоки, выполняемые поточным способом (бокс, борьба, легкая атлетика и др.)*.

Читайте также:  Как поздравить с днем рождения учителя йоги

Для совершенствования двигательных качеств спортсменов в тех видах спорта, где проявляются в основном скоростно-силовые качества (баскетбол, волейбол, футбол, метания, прыжки, бег на короткие дистанции, фехтование и др.), рекомендуются упражне­ния с легкими отягощениями (гантели, набивные мячи, амортиза­торы, гимнастическая палка и др.). Различные гимнастические прыжки (как опорные, так и неопорные) очень полезны для игрови­ков и легкоатлетов.

Для стрелков, городошников, шахматистов целесообразны уп­ражнения общего воздействия: упражнения типа потягиваний, че­редующиеся движения для рук, ног, туловища; те же упражнения с постепенным повышением их интенсивности; упражнения разно­стороннего воздействия, например лазанье, упражнения на гимнас­тической стенке, скамейке, разнообразные прыжки, а также упраж­нения на расслабление, на ощущение правильной осанки и т. п.

Основными средствами (упражнениями) епортивно-прикладной гимнастики являются:

— ОРУ без предметов и с предметами (гимнастические палки,
гантели, набивные мячи, скакалки, резиновые амортизаторы и

— упражнения на гимнастических снарядах массового типа (гимнастическая стенка, скамейка, канаты, шесты, подвесные площадки), а также на коне, козле, кольцах, брусьях, перекладине и др.;

— акробатические упражнения, прыжки на батуте, трамплине:

— неопорные, вспомогательные и опорные прыжки.

В целях совершенствования тех или иных физических качеств рекомендуется применять следующие упражнения:

— для развития силы — скоростно-силовые упражнения с мак­
симально возможной скоростью (с допредельным весом), а также с
предельным весом до появления первых признаков утомления и
упражнения комплексного воздействия. Так, борцам, гребцам,

* При этом следует указать, что для различных целей могут применяться упражнения с одними и теми же предметами. Так, например, упражнения со скакалкой могут совершенствовать двигательную координацию (что важно в спортивной, художественной гимнастике), а в боксе подскоки со скакалкой выполняются на время для развития выносливости.

штангистам необходимы упражнения на гимнастических снарядах с блочными устройствами, игровикам — упражнения с предметами, динамичные, но несложные упражнения, разнообразные прыжки и подскоки;

— для развития гибкости — упражнения с постепенным уве­личением амплитуды, с применением помощи товарища, упражнения на снарядах: гимнастической стенке, канатах, шестах и др. Напри­мер, пловцам важна хорошая подвижность в плечевых суставах, а игровикам (футбол, баскетбол) — подвижность в тазобедренных и голеностопных суставах;

— для совершенствования ловкости — прежде всего упражне­ния на координацию движений, акробатические (с вращением в различных плоскостях и различными способами), а также самые разнообразные прыжки.

Упражнения спортивно-прикладной гимнастики применяются на разных этапах подготовки спортсмена, во всех периодах трени­ровки, но обязательно с учетом особенностей вида спорта. При этом в видах спорта, в которых учитывается форма, точность и стиль движений, в таких, как фигурное катание на коньках, прыжки в воду и др., следует добиваться требуемого стиля, что так необхо­димо во многих других видах спорта, где упражнения преимущест­венно выполняются свободно, с максимальной амплитудой движе­ния.

При подборе упражнений для любой группы спортсменов ре­комендуется отдавать предпочтение тем упражнениям, которые «в большей степени способствуют улучшению спортивной техники.

Во время занятий необходимо предусматривать соответствующие меры безопасности. Очень важно обучить спортсменов приемам са­мостраховки. Так, например, футболистам для этой цели следует научиться уверенно выполнять перекаты, кувырки, падения; во­лейболистам — падения в упор лежа, перекаты, кувырки назад и т. п.

Источник

Спортивно-прикладная гимнастика

Спортивно-прикладная гимнастика является составной частью общей и специальной физической подготовки спортсменов в различ­ных видах спорта. Успешное решение задач, связанных с совершен­ствованием физической подготовки, осуществляется применением разнообразных упражнений для развития силы, гибкости, вынос­ливости, быстроты, ловкости. С помощью гимнастических упражне­ний можно избирательно воздействовать на развитие функций раз­личных систем организма, в частности на различные группы мышц, на разные части тела, органы, и варьировать объем и характер фи­зических нагрузок с учетом индивидуальных особенностей спорт­смена. Это и позволяет применять спортивно-прикладную гимнас­тику, как важнейшее средство в повышении спортивных результа­тов. С помощью упражнений спортивно-прикладной гимнастики успешно решаются задачи укрепления здоровья спортсменов, совершенствования необходимых двигательных качеств. Применяе­мые упражнения содействуют воспитанию смелости, решительности и других волевых качеств. Богатое содержание гимнастических упражнений помогает успешно решать задачи физической подго­товки спортсменов различного пола, возраста и степени их подго­товленности. Эти упражнения находят широкое применение в за­нятиях с детьми и подростками.

С целью специальной физической подготовки, способствующей повышению спортивных достижений в том или ином виде спорта, целесообразно (предпочтительнее) применять такие упражнения, которые по структуре и характеру мышечных напряжений явля­ются типичными или сходными с двигательной деятельностью в том или ином виде спорта. Так, например, в видах спорта, где име­ются движения с вращением тела (фигурное катание на коньках, борьба, прыжки в воду и др.), рекомендуется применять акробати­ческие упражнения, с помощью которых целенаправленно совер­шенствуются опорно-двигательный аппарат и органы равновесия (функции вестибулярного анализатора). В других же видах, где гимнастические упражнения применяются для преимущественного воздействия на органы дыхания, кровообращения, большое место занимают ОРУ, различные упражнения со скакалкой и разнообраз­ные прыжки и подскоки, выполняемые поточным способом (бокс, борьба, легкая атлетика и др.)*.

Для совершенствования двигательных качеств спортсменов в тех видах спорта, где проявляются в основном скоростно-силовые качества (баскетбол, волейбол, футбол, метания, прыжки, бег на короткие дистанции, фехтование и др.), рекомендуются упражне­ния с легкими отягощениями (гантели, набивные мячи, амортиза­торы, гимнастическая палка и др.). Различные гимнастические прыжки (как опорные, так и неопорные) очень полезны для игрови­ков и легкоатлетов.

Для стрелков, городошников, шахматистов целесообразны уп­ражнения общего воздействия: упражнения типа потягиваний, че­редующиеся движения для рук, ног, туловища; те же упражнения с постепенным повышением их интенсивности; упражнения разно­стороннего воздействия, например лазанье, упражнения на гимнас­тической стенке, скамейке, разнообразные прыжки, а также упраж­нения на расслабление, на ощущение правильной осанки и т. п.

Основными средствами (упражнениями) спортивно-прикладной гимнастики являются:

— ОРУ без предметов и с предметами (гимнастические палки, гантели, набивные мячи, скакалки, резиновые амортизаторы и др-);

— упражнения на гимнастических снарядах массового типа (гимнастическая стенка, скамейка, канаты, шесты, подвесные площадки), а также на коне, козле, кольцах, брусьях, перекладине и др.;

— акробатические упражнения, прыжки на батуте, трамплине: — неопорные, вспомогательные и опорные прыжки.

В целях совершенствования тех или иных физических качеств рекомендуется применять следующие упражнения:

— для развития силы — скоростно-силовые упражнения с мак­симально возможнойскоростью (с допредельным весом), а также с предельным несом до появления первых признаков утомления и упражнения комплексного воздействия. Так, борцам, гребцам, штангистам необходимы упражнения на гимнастических снарядах с блочными устройствами, игровикам — упражнения с предметами, динамичные, но несложные упражнения, разнообразные прыжки и подскоки;

— для развития гибкости — упражнения с постепенным уве­личением амплитуды, с применением помощи товарища, упражнения на снарядах: гимнастической стенке, канатах, шестах и др. Напри­мер, пловцам важна хорошая подвижность в плечевых суставах, а игровикам (футбол, баскетбол) — подвижность в тазобедренных и голеностопных суставах;

— для совершенствования ловкости — прежде всего упражне­ния на координацию движений, акробатические (с вращением в различных плоскостях и различными способами), а также самые разнообразные прыжки.

Упражнения спортивно-прикладной гимнастики применяются на разных этапах подготовки спортсмена, во всех периодах трени­ровки, но обязательно с учетом особенностей вида спорта. При этом в видах спорта, в которых учитывается форма, точность и стиль движений, в таких, как фигурное катание на коньках, прыжки в воду и др., следует добиваться требуемого стиля, что так необхо­димо во многих других видах спорта, где упражнения преимущест­венно выполняются свободно, с максимальной амплитудой движе­ния.

При подборе упражнений для любой группы спортсменов ре­комендуется отдавать предпочтение тем упражнениям, которые в большей степени способствуют улучшению спортивной техники.

Во время занятий необходимо предусматривать соответствующие меры безопасности. Очень важно обучить спортсменов приемам са­мостраховки. Так, например, футболистам для этой цели следует научиться уверенно выполнять перекаты, кувырки, падения; во­лейболистам — падения в упор лежа, перекаты, кувырки назад и т. п.

Источник

Глава XV спортивно-прикладная гимнастика

ХАРАКТЕРИСТИКА СПОРТИВНО-ПРИКЛАДНОЙ ГИМНАСТИКИ

Достижение высоких спортивных результатов возможно только на основе тесной взаимосвязи физической и технической подготов­ки занимающихся. Успешное решение задач, направленных на со­вершенствование физической подготовки, осуществляется путем применения разнообразных упражнений для развития силы, гибко­сти, выносливости, быстроты, ловкости. Такого рода упражнения с целью достижения высоких результатов в тех или иных видах спор­та называют спортивно-прикладными. Всю сумму этих упражнений называют спортивно-прикладной гимнастикой.

С помощью упражнений спортивно-прикладной гимнастики ре­шаются задачи укрепления здоровья спортсменов, совершенствова­ния необходимых двигательных качеств, обучения спортивной тех­нике, профилактики травматизма. Упражнения спортивно-приклад­ной гимнастики содействуют воспитанию смелости, решительности и других волевых качеств. Движения, связанные с вращениями, со­вершенствуют функцию вестибулярного аппарата.

Богатое содержание упражнений спортивно-прикладной гимна-

стики помогает решать задачи физической подготовки спортсменов различного пола, возраста и степени их подготовленности.

При обучении спортивной технике в различных видах спорта также используются гимнастические упражнения. Постепенное овладение этими упражнениями позволяет повысить эффективность обучения, сократить сроки освоения техники. Например, для обу­чения прыжкам с шестом применяются: размахивания небольшой амплитуды (на перекладине, кольцах); высокий вис согнувшись с подтягиванием на руках на гимнастической стенке, перекладине, перевороты в стойку на руках (на дорожке и снарядах, таких как перекладина, кольца и др.).

Упражнения спортивно-прикладной подготовки широко приме няются при проведении разминки и заключительной части трени ровки, особенно в занятиях с детьми и подростками.

Современной теории физического воспитания присуще стремле­ние классифицировать виды спорта по признаку преимуществен­ного развития физических качеств (Дьячков В. М., Матвеев Л. П., Фарфель В. С). Все виды спорта с точки зрения развития различ­ных двигательных качеств можно условно разделить на следующие группы:

Баскетбол, волейбол, футбол, легкоатлетические метания, прыжки, бег на короткие дистанции, фехтование и др. (скоростно-силовые качества).

Лыжные гонки, ходьба и бег, конькобежный спорт, плавание, гребля и др. (выносливость).

Спортивная и художественная гимнастика, акробатика, прыж­ки в воду, слалом, прыжки на лыжах с трамплина, фигурное ката­ние, водные лыжи и др. (ловкость и точность).

Борьба, бокс, хоккей, альпинизм, охота, спортивное ориенти­рование и др. (комплекс качеств).

Стрельба, городки, шахматы, рыболовство и др. (глазомер, тактическое мышление).

Особенности подбора упражнений для групп видов спорта

В зависимости от принадлежности того или иного вида спорта к одной из указанных выше групп подбираются комплексы упражне­ний спортивно-прикладной гимнастики. Например, для спортсме­нов, избравших какой-либо из-видов спорта, отнесенных к 5-й груп­пе, подбираются упражнения общего воздействия. Перечень упраж­нений:

Упражнения выпрямляющие типа потягиваний.

Последовательно чередующиеся упражнения для рук, тулови­ща и ног, выполняемые в удобном ритме и темпе.

3. Повторение указанных упражнений в различном методиче­ ском оформлении с постепенным повышением интенсивности. На­ пример, наклоны вперед и назад, сгибания и приседания, махи но­ гами в стороны, выпады и т. п.

Упражнения разностороннего воздействия (прыжки, лазанье, упражнения на гимнастической стенке, скамейке с набивными мя­чами, с амортизаторами).

Упражнения избирательного характера повышенной интенсив­ности на силу, гибкость, скорость, ловкость с учетом режима спор­тивной деятельности.

Упражнения успокаивающего типа (ходьба и легкий бег, уп­ражнения на расслабление, на ощущение правильной осанки, ды­хательные и т. п.).

Для совершенствования двигательных качеств спортсменов в скоростно-силовых видах спорта (1-я группа) рекомендуются:

Упражнения с легкими отягощениями. Используются гантели, набивные мячи, амортизаторы. При выполнении упражнений серия­ми скорость движений не должна снижаться. Предназначены для метателей, футболистов и др.

Прыжки неопорные (простые) и опорные. Полезны для бас­кетболистов, теннисистов, волейболистов, легкоатлетов. Разновид­ности прыжков:

а) прыжки на двух «ли одной на месте, с продвижениями впе­ ред, в стороны, назад; прыжки с маховыми движениями руками, с поворотами, в полуприседе и приседе; особенно ценны прыжки из приседа на максимальную высоту, а также темповые подскоки сги­ бая ноги вперед;

б) прыжки в высоту на препятствие (конь, козел) с последующи­ ми разнообразными соскоками;

в) соединения прыжков и упражнений (например, с разбега или с места наскок в упор присев на коне или козле); соскок в полупри­ сед, длинный кувырок и прыжок с поворотом на 360°.

При проведении занятий со спортсменами данной группы наи­более эффективны комплексы, состоящие из упражнений на ско­рость— 50%; силу — 25% и выносливость — 25% (С. В. Кале­дин).

Двигательная деятельность спортсменов, нуждающихся в раз­витии выносливости (2-я группа), характеризуется многократным повторением циклических действий. Для спортсменов этой группы целесообразны общеразвивающие упражнения на силу, гибкость, выносливость; полезно также лазанье (особенно для специализи­рующихся по гребле, автомотоспорту и лыжам). Отдельные уп­ражнения и комплексы следует выполнять до относительно полного утомления (3-я группа).

Для фигуристов, прыгунов в воду, слаломистов и других весьма полезны акробатические прыжки (на дорожке, с трамплина, на батуте).

Они оказывают положительный эффект на функцию вестибу­лярного аппарата, особенно в безопорных положениях, поэтому здесь можно рекомендовать: перекаты, кувырки, перевороты, саль­то и простейшие соединения из них. Фигуристам (парное катание) целесообразно использовать также акробатические поддержки.

Следует отметить, что акробатические прыжки полезны всем

спортсменам для воспитания смелости и умения управлять движе­ниями своего тела в пространстве. С этой же целью на занятиях полезно использовать тренажеры (вращающиеся колеса, качели, лопинги). Упражнения подобного типа особенно полезны футбо­листам, баскетболистам, волейболистам, хоккеистам, борцам, тен­нисистам, прыгунам в воду, парашютистам.

Спортсмены 4-й группы должны применять самые разнообраз­ные средства спортивно-прикладной гимнастики.

Всем спортсменам необходима хорошо развитая гибкость. При выполнении заданий на развитие гибкости прежде всего необходи­мо соблюдать правило постепенного увеличения амплитуды дви­жений.

При подборе упражнений для любой группы спортсменов следу­ет отдавать предпочтение тем упражнениям, которые содействуют улучшению спортивной техники. Например, пловцам полезны уп­ражнения на увеличение подвижности в плечевых и голеностопных суставах, барьеристам, футболистам — на увеличение подвижности в тазобедренных и т. п.

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Упражнения спортивно-прикладной гимнастики следует под­бирать с учетом характера двигательной деятельности спортсменов.

Большинство движений должно носить динамический харак­тер и выполняться свободно, с широкой амплитудой, чаще в форме конкретных заданий. Например, взмах ногой до уровня головы, прыжок с касанием мяча, на точность приземления и т. п.

При выполнении упражнений следует изменять их временные и пространственные параметры. Например, прыжок на максималь­ную длину, на % или половину от показанного максимального ре­зультата или броски набивных мячей на дальность; следует также выполнять отдельные упражнения в различные временные отрезки: в удобном, среднем или максимальном темпе.

Стиля выполнения упражнений, специфичного для гимнас­тов, необходимо добиваться только в том случае, если он является составной частью.спортивной техники (прыжки в воду, фигурное катание и др.).

При выполнении упражнений на снарядах следует исключать длительные статические напряжения, связанные с задержкой дыхй* ния. Прыжки через снаряды и напрыгивания на них целесообразно выполнять без гимнастического мостика.

Во время проведения занятий важно предусматривать соот­ветствующие меры безопасности. Необходимо обучать спортсменов способам самостраховки. Футболистам рекомендуется для этой це­ли выполнять, например, перекаты, кувырки, падения; волейболис­там— падения в упор лежа, перекаты, кувырки назад и т. п.

Источник

Оцените статью