Среди народа бытовали излюбленные физические упражнения

Физическое воспитание в быту дворянства

Народов нашей страны

Физическое воспитание и спорт в быту

В XVIII веке среди простого народа бытовали излюбленные физические упражнения, к которым в первую очередь можно отнести борьбу и кулачный бой.

Борьба и кулачный бой проводились в праздничные дни, когда на соревнования приходило много зрителей. Были выработаны неписаные правила соревнований, которых неуклонно придерживались противники.

Имена кулачных бойцов были широко известны в городе и в деревне. В России славились не только петербургские и московские бойцы, но и казанские, калужские и тульские. В Москве был известен своей недюжинной силой Семен Трещала. В Петербурге лучшим кулачным бойцом долгое время был целовальник Гордей. Не менее известным был тульский оружейник Алеша Родимый.

Среди молодежи были популярны такие игры, как городки, свайка, игры в мячик (ножик, мушка, чушка). Все эти игры на ловкость, силу и скорость были древнейшего происхождения и полностью сохранили свою самобытность в XVIII веке.

Сохранились в XVIII в. также и другие виды народных развлечений: качели, катание с гор и на коньках.

Вот как описывает А. Ровинский (1881) народные увеселения: “Одним из главных увеселений на масленице были борьба и кулачные бои. Борьба была разная – простая. и охотничья. Практиковался и особый способ борьбы, так называемый московский, при котором борец, покосив противника на правую сторону, вместе с тем подбивал ему носком правой ногой его левую ногу и этим способом мгновенно сшибал его с ног на землю; с этой борьбы пошла и народная поговорка: “Матушка, Москва, бьет родимая с носка”.

Впрочем, борьба один на один не давала народу настоящего простора и потому далеко не была в таком ходу, как бой на кулачках, который представлял возможность принимать участие не только взрослым, но и малолеткам. Присутствующие разделялись на двое и выстраивалась друг перед другом в две стены; драку начинали в небольших боях – мальчики, в больших заправских боях – заводные, один на один, потом шли все остальные, стена на стену; запасные бойцы стояли в стороне и принимали участие в драке только тогда, когда их стену начинала теснить противная сторона. Сцеплялка – свалка, в которой бой обращался в беспорядочную свалку и бесцельное тузение, не причислялась к охотничьим боям, а представляла переход к простой обиходной драке”.

В этот период в физическом воспитании привилегированных сословий, в отличие от народных его форм, произошли значительные изменения.

Первое, что следует отметить, – широкое применение физического воспитания в форме военизированных игр в потешных войсках Петра I. Ни до Петра I, ни после него, вплоть до появления в России перед Первой мировой войной скаутского движения, мы не знаем ничего подобного этому в истории физической культуры. Широко задуманный, а затем и осуществленный проект военной и физической подготовки юношества, состоящий из увлекательных потех на суше и на воде, с постепенным охватом значительного числа дворянской молодежи и детей “иных чинов” – таков был путь развития физического воспитания в потешных войсках, положивших начало регулярной армии Петра I.

После смерти Петра I придворное дворянство стало культивировать модные в Западной Европе “светские” физические упражнения. На первом плане была охота и стрельба. Во дворцах устраивались тиры, где проводилась стрельба, обязательная для всех придворных.

Культивирование верховой езды, являвшейся излюбленным видом спорта среди знатных дам, носило характер подражания Западной Европе. Специальные берейторы обучали главным образом красивой посадке. Придворное дворянство не только могло широко пользоваться иностранной литературой, но получило руководство на русском языке, изданное в 1795 г. Байером, под названием “Школа верховой езды для охотников, желающих обучаться и т.д.”

В 60-х годах XVIII в. придворная знать стала увлекаться “каруселью” – конной военной игрой, заимствованной опять же на Западе и считавшейся “рыцарским упражнением”. Лучшими ездоками считались братья Орловы – Григорий и Алексей.

Источник

Физическое воспитание и спорт в быту народов нашей страны

В XVII] веке среди простого народа бытовали излюб­ленные физические упражнения, к которым в первую оче­редь можно отнести борьбу и кулачный бой.

Борьба и кулачный бой проводились в праздничные дни, когда на соревнования приходило много зрителей. Были выработаны неписаные правила соревнований, кото­рых неуклонно придерживались противники.

Имена кулачных бойцов были широко известны в горо­де и в деревне. В России славились не только Петербургские и московские бойцы, но и казанские, калужские и тульские. В Москве был известен своей недюжинной силой Семен Трещала. В Петербурге лучшим кулачным бойцом долгое время был целовальник Гордей. Не менее известным был тульский оружейник Алеша Родимый.

Среди молодежи были популярны такие игры, как го­родки, свайка, игры в мячик (ножик, мушка, чушка). Все эти игры на ловкость, силу и скорость были древнейшего происхождения и полностью сохранили свою самобытность в XVIII веке.

Сохранились в XVIII в. также и другие виды народных развлечений: качели, катание с гор и на коньках.

Вот как описывает А. Ровинский (1881) народные уве­селения: «Одним из главных увеселений на масленице бы­ли борьба и кулачные бои. Борьба была разная — простая. и охотничья. Практиковался и особый способ борьбы, так называемый московский, при котором борец, покосив про­тивника на правую сторону, вместе с тем подбивал ему носком правой ногой его левую ногу и этим способом мгновенно сшибал его с ног-на землю; с этой борьбы пошла и народная поговорка: «Матушка, Москва, бьет родимая с носка».

Впрочем, борьба один на один не давала народу на­стоящего простора и потому далеко не была в таком ходу, как бой на кулачках, который представлял возможность принимать участие не только взрослым, но и малолеткам. Присутствующие разделялись на двое и выстраивалась друг перед другом в две стены; драку начинали в небольших боях — мальчики, в больших заправских боях — заводные, один на один» потом шли все остальные, стена на стену; запасные бойцы стояли в стороне и принимали участие в драке только тогда, когда их стену начинала теснить про­тивная сторона. Сцеплялка — свалка, в которой бой обра­щался в беспорядочную свалку и бесцельное тузение, не причислялась к охотничьим боям, а представляла переход ц простой обиходной драке».

Физическое воспитание в быту дворянства

В этот период в физическом воспитании привилегиро­ванных сословий, в отличие от народных его форм, про» изошли значительные изменения.

Первое, что следует отметить, — широкое применение физического воспитания в форме военизированных игр в потешных войсках Петра I. Ни до Петра I, ни после него, вплоть до появления в России перед Первой мировой вой­ной скаутского движения, мы не знаем ничего подобного этому в истории физической культуры. Широко задуман­ный, а затем и осуществленный проект военной и физиче­ской подготовки юношества, состоящий из увлекательных потех на суше и на воде, с постепенным охватом значи­тельного числа дворянской молодежи и детей «иных чи­нов» — таков был путь развития физического воспитания в потешных войсках, положивших начало регулярной армии Петра I.

После смерти Петра I придворное дворянство стало культивировать модные в Западной Европе «светские» фи­зические упражнения. На первом плане была охота и стрельба. Во дворцах устраивались тиры, где проводилась стрельба, обязательная для всех придворных.

Культивирование верховой езды, являвшейся излюб­ленным видом спорта среди знатных дам, носило характер подражания Западной Европе. Специальные берейторы обучали главным образом красивой посадке. Придворное дворянство не только могло широко пользоваться ино­странной литературой, но получило руководство на рус­ском языке, изданное в 1795 г. Байером, под названием «Школа верховой езды для охотников, желающих обучать­ся и т.д.»

В 60-х годах XVIII в. придворная знать стала увлекаться «каруселью»

конной военной игрой, заимствованной опять же на Западе и считавшейся «рыцарским упражнени­ем». Лучшими ездоками считались братья Орловы — Григо­рий и Алексей.

1 азвитие педагогической и естественнонаучной мысли в области физического воспитания

Педагогические идеи в России после Петра I тесно свя­заны с возвышением дворянского класса и его стремлением не только к приобретению материальных благ, но и к полу­чению образования. Дворянство стремилось получить соот­ветствующее его значению, как привилегированного клас­са, воспитание. Поскольку русская педагогика того времени находилась еще в зачаточном состоянии и не соответство­вала тем требованиям, которые предъявляло русское дво­рянство, приходилось опять обращаться к накопленным веками педагогическим идеям Запада. Теория физического воспитания стояла далеко не на втором плане. Это понимал уже младший современник Петра I, Василий Никитич Та­тищев (1686 — 1750), пытавшийся обосновать в своем «Раз­говоре о пользе наук и училищ» (1733) значение его для дворянского класса. Татищев был одним из образованней­ших людей своего времени. Он был хорошо знаком с за­падноевропейской философией и политической литерату­рой. Татищев понимал, интересы своего класса и знал, что именно внешний лоск, «щегольские науки» дадут русскому дворянству полное равноправие с западноевропейским дво­рянством. Характерно также, что Татищев в своей класси­фикации наук (полезные, нужные, вредительские, щеголь­ские, любопытные) — фехтование и верховую езду, стрельбу из пистолета относил к «нужные наукам». Изучение эта наук, по мысли Татищева, дворянину нужно не только для обороны отечества, но и «для отвращения общего •реда», т.е. для защиты своих классовых интересов.

При Екатерине И вопросы физического воспитания ста-ли ставиться совершенно по-новому и серьезнее, на прак­тике этим занимался Иван Иванович Бецкой (1704 — 1795). Прекрасный знаток французской просветительной филосо­фии, Бецкой занимал посты президента Академии худо­жеств и директора сухопутного шляхетского корпуса. Именно в этих учебных заведениях, а также в московском коммерческом училище, в воспитательном обществе для благородных девиц и воспитательных домах стал прово­дить Бецкой новые идеи физического воспитания. Им были написаны уставы для этих заведений, составившие два об­ширных тома «Учреждений и уставов, касающихся до вос­питания и обучения в России юношества обоего пола» (1774 г.). Кроме того, Бецкой составил «Краткое наставле­ние, выбранное из лучших авторов с некоторыми физиче­скими примечаниями о воспитании детей от рождения их до юношества», в котором впервые на русском языке под­робно и систематически излагались правила физического воспитания.

Основное, к чему стремился Бецкой, — это к созданию новой «породы» людей путем воспитания, т.е. «новых от­цов и матерей, кои бы детям своим те же прямые и основа­тельные воспитания правила в сердце вселить могли, какие получили они сами, и от них де передали бы паки своим детям; и так следуя из родов в роды в будущие века». По* этому основной задачей является изолирование детей от «звероподобных и неистовых в словах и поступках» людей м создании воспитательных домов и училиш, в которых должна проводиться новая система воспитания. Для него было важно, чтобы дети были крепкого сложения, которое достигается закаливанием и суровым физическим воспита­ние уже с младенческих лет. «Для порядочного воспитания и обучения» Бецкой определил пять возрастов, причем для каждого полагались определенные физические упражнения.

Основное для физического развития — это движения, и чем они разнообразнее, тем здоровее ребенок. Вот почему Бец­кой придает большое значение подвижным играм на откры­том воздухе. Он решительно высказывается против тех игр, в которых нет или мало движения, а рекомендовал: чистый воздух, увеселение забавами, играми.

Стремясь к тому, чтобы ребенок получил «крепкое сло­жение», Бецкой не заботился о том, чтобы обеспечить это на практике.

Таким образом, с одной стороны, сказалась малолодго-товленность я необоснованность применения западноевро­пейской теории физического воспитания в условиях рус­ской действительности, вследствие чего реформы Бешсого| потерпели неудачу; с другой стороны, классовый характер

яркое подтверждение в системе организации воспитатель­ных домов, так как дворянство было равнодушно к интере-; сам малоимущих классов населения.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 — 1765) призна­вал, что особое значение для сохранения здоровья и физи-1 ческого развития имеет движение. Он планировал поднять вопрос о государственных мероприятиях по развитию фи­зического воспитания в России, а одну из статей собирался Г назвать «Олимпийские игры».

Возможно, под влиянием идей М.И. Ломоносова Екате­рина II учредила в 1766 г. «Петербургские олимпийские игры» — праздник, в программе которого, помимо аттрак­ционов и разнообразных развлечений, были состязания всадников, борцов и кулачных бойцов. Победителям вруча­ли золотые медали с подписью «С Алфеевых на Невские берега». Образец такой медали хранится среди экспонатов Эрмитажа.

Академик АЛ. Протасов в 1765 г. выступил с доклада­ми о «Физическом воспитании детей» и «О необходимости движения для сохранения здоровья», где утверждал, что Физические упражнения являются средством сохранения здоровья укрепления организма, закаливания.

Решительно выступал против дворянской системы вос­питания того времени великий русский просветитель и фи. Александр Николаевич Радищев (1749 — 1802). Он считал что она рассчитана на подготовку «высокомерных шеголе’й», а главным, по его мнению, должно быть воспи­тание «истинных сынов отечества, активных борцов за сча­стье народа». Этой цели должно подчиняться и физическое воспитание, которому А.Н. Радищев отводил важную роль. Лучшими средствами физического воспитания он считал закаливание, естественные упражнения, широко применяе­мые в народном быту, физический труд. В своем знамени­том произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев пишет: «Прежде всего, необходимо закалять фи­зическими упражнениями свое тело. Не надо огорчаться если юноша не получил «светского» воспитания, но «вспомните, что вы бегаете быстро, что плаваете не утом­ляясь, что подымаете тяжести без натуги, что умеете водить соху, вскопать гряду, владеете косою и топором, стругом и долотом, умеете ездить верхом, стрелять». То есть все ука­занные автором навыки он считает гораздо более полезны­ми, чем «светское» воспитание. На страницах повести отве­дено место рекомендациям и по физическому воспитанию девушек.

Взгляды А.Н. Радищева на физическое воспитание вы­текали из его философского понимания человека как суще­ства социального. Поэтому он считал, что оно должно но­сить общественный характер и одним из первых в России провозглашал идею государственной организации системы воспитания для детей всех сословий, а не только дворян.

Виссарион Григорьевич Белинский (1811 — 1848), Алек­сандр Иванович Герцен (1812 — 1870) критиковали офици­альную педагогику, считали, что в содержание воспитания

в равной степени должны входить умственное, нравствен­ное, эстетическое и физическое развитие.

ученые Н.И. Пирогов, И.М. Сеченов, И.П. Павлов.

В работах русского хирурга-анатома Николая Иванови­ча Пирогова (1810 — 1881) была обоснована идея о зависи­мости строения органов тела от их функций. Это позволило выяснить влияние повторных физических упражнений на развитие и изменение форм тела, развитие мышечной мас­сы. На этой основе разрабатываются принципы функцио­нальной анатомии. Им был впервые в России издан анато­мический атлас.

Русский физиолог Иван Михайлович Сеченов (1829 -1905) показал наличие прочной связи между деятельностью центральной нервной системы и мышечными движениями. Труды Сеченова заложили основы изучения физиологии физических упражнений, проблем утомления и активного отдыха при мышечной деятельности человека.

Научные положения Сеченова получили развитие в тру­дах русского физиолога И.П. Павлова (1849 — 1936). Его учение о высшей нервной деятельности, единстве физиче­ского и психического, об образовании условных рефлексов имело значение для изучения роли физических упражнений в формировании двигательных навыков и умений для тру­довой и спортивной деятельности. Учение Павлова о типах нервной деятельности помогли в развитии теории и мето­дики физического воспитания, врачебного контроля за за­нимающимися физическими упражнениями.

Врач-гигиенист Егор Арсеньевич Покровский (1834 -1895) оставил большое литературное наследие по теории и методике физического воспитания детей. Этой теме По­кровский посвятил более 70 работ. Наиболее значимый труд — «Физическое воспитание детей у разных народов, преимущественно России», По мнению автора, «физичес-кие Упражнения способствуют не только укреплению и развитию внешней телесной силы, но не менее того и обра­зованию ума». К основным средствам физического воспи­тания Покровский относил народные игры, ходьбу, бег, борьбу. Ценил проведение соревнований по плаванию, гребле, верховой езде, лыжам, конькам и играм, но при со­блюдении правил гигиены и медицинском контроле. Отри­цательно относился к упражнениям на снарядах.

Физическое воспитание в учебных заведениях (конец 19 – нач. 20 века)

В ходе школьной реформы 60 — 70-х гг. были приняты новые положения и уставы о народных училищах, гимнази­ях и университетах. Эти реформы в очень малой степени коснулись постановки физического воспитания в учебных заведениях.

В 1862 г. кадетские корпуса были реорганизованы в во­енные гимназии, в них был расширена программа изучае­мых предметов, приглашены лучшие педагоги, а также гим-

назии отличались хорошей постановкой физического вос­питания.

В начале 80-х гг. гимназии были вновь переименованы в кадетские корпуса и гимнастика в них стала дополнитель­ным средством военной муштры и издевательства над каде­тами.

С 1872 г. гимнастика стала обязательным предметом в реальных училищах.

В 1873 г. было издано руководство по гимнастике для сельских школ.

В 1889 г. вышла в свет «Инструкция и программа пре­подавания гимнастики в мужских учебных заведениях и в армии». Несмотря на то, что этим документом предусмат- ривались занятия строевыми и военными упражнениями, а также развитие физических качеств, на практике она мало, где применялась.

В общем, в учебных заведениях не было специалистов и материальной базы для проведения занятий физическими упражнениями. Государственные органы не проявляли за­интересованности в улучшении постановки физического 1 воспитания.

Лишь общественные деятели и отдельные педагоги : стремились к тому, чтобы улучшить положение дел с физи- ческим воспитанием детей. Они во внеучебное время орга­низовывали детские игры, создавали спортплощадки и кружки для занятий физическими упражнениями. Но и их забота во многом сводилась на нет теми тяжелейшими ус­ловиями, в которых жила основная масса детей в России.

В начале XX в. наблюдается подъем физического вос­питания и спорта в учебных заведениях.

В 1904 г. при министерстве народного просвещения создается врачебно-санитарный отдел, в обязанности кото­рого входило наблюдение за физическим состоянием и здо­ровьем детей.

В 1908 г. по инициативе военного министра и с участи­ем Николая II в начальных школах вводится обучение во­енному строю и гимнастике. Преподавателями были унте»-офицеры, солдаты, урядники.

В эпох период создаются отряды «потешных», где дети обучались военному строю, гимнастическим упражнениям принятым в армии, военным играм. В течение трех лет (19)0 — 1912 гг.) военный министр и Николай II проводили и присутствовали на парадах «потешных», К 1914 г. эти отряды перестали существовать.

В средних учебных заведениях

частных гимназиях. реальных и коммерческих училищах, кадетских корпусах -учились дети дворян, буржуазии, чиновников. Занятия по физическому воспитанию в этих заведениях проводились на более высоком уровне специально обученными педаго­гами. На них отводилось 2-3 часа в неделю .

В 1913 г. вопрос о состоянии физического воспитания в средних учебных заведениях поднимался на заседании в Государственной думе. В результате министр народного просвещения Игнатьев утвердил комиссию по физическому воспитанию в средних школах, которая разработала про­грамму, с учетом занятий спортом и ручным трудом.

В учебных заведениях России не было единой методики преподавания гимнастики. Все зависело от подготовки учи­телей. В большинстве средних учебных заведений занятия строились по методу Сокольской гимнастики, в некоторых преобладала шведская или немецкая гимнастика. Выпуск­ники курсов П.Ф. Лесгафта проводили уроки, используя средства и методы, разработанные русским ученым.

Источник

Читайте также:  Биопсихология йоги свадхистана чакра
Оцените статью