Деньги, дисциплина и свобода. Что стоит за занятиями художественной гимнастикой
Если сложить инстаграм-аудиторию наших главных звезд — Солдатовой и сестер Авериных , получится почти 600 тысяч человек. Это два Стерлитамака — родной город Александры Солдатовой.
Подавляющее большинство из них — дети, такие же гимнастки. Дети и создают уникальное сообщество болельщиков художественной гимнастики, которое не спутать ни с каким другим.
Никто не приходит в гимнастику сам хотя бы в силу возраста. За карьерой любой состоявшейся спортсменки стоят родители, максимально вовлеченные в процесс тренировок и выступлений.
«Матч ТВ» разобрался, сколько стоит художественная гимнастика на уровне детского спорта, и как дети находят баланс между свободой и дисциплиной.
Цена вопроса
Родители вкладываются в занятия художественной гимнастикой как в настоящий инвестиционный проект.
Цель преследуют обычно одну из трех:
— вырастить олимпийскую чемпионку,
— дать ремесло, которым можно зарабатывать на жизнь в будущем,
— обеспечить занятость и спортивный образ жизни, где не будет места плохим компаниям и безделью.
В зависимости от цели и индивидуальных возможностей семьи отличаются и суммы вложений в гимнастическое будущее дочери.
Кто-то занимается в бюджетных спортшколах, кто-то — в коммерческих клубах. Кто-то ездит на сборы один раз в год, кто-то — каждые школьные каникулы. Можно шить новый набор купальников каждый год и использовать для них оригинальные кристаллы Сваровски, а можно покупать б/у купальники или клеить на новые китайские аналоги дорогим чешским кристаллам.
В фигурном катании существует негласное правило — костюмам юных фигуристов не следует быть демонстративно дорогими. Скромность, аккуратность и уместность приветствуются. Таким образом предполагается снижать градус неоправданного противопоставления детей, в основе которого лежит не своими силами наработанное превосходство, а материальные возможности родителей.
В художественной гимнастике, наверное, когда-то тоже было именно так. Но по мере роста популярности вида спорта, по мере роста конкуренции идут в ход любые законные способы обратить на себя внимание судей и публики — профессионально выполненный макияж на семилетних малышках и ослепляющие блеском страз и камней купальники стоимостью в десятки тысяч рублей. Иногда родители даже берут кредиты на обновление гардероба юной гимнастки к новому сезону.
К счастью, потом эти купальники можно продать и отбить хотя бы часть потраченного. Они продаются по много раз на всех уровнях — от участниц сборной до спортсменок юношеских разрядов и совсем крошек, которые делают первые шаги на ковер.
Иногда мама сама шьет купальники для своей дочери-гимнастки, и это может перерасти в семейный бизнес.
Весомую статью затрат составляют специальные чешки — полупальцы , в которых гимнастки тренируются и выступают. Эти полупальцы приходят в негодность буквально за три дня активных тренировок — протираются до дыр. Пара профессиональных чешек стоит 800-1200 рублей, и нетрудно посчитать, что на год (даже из расчета одной пары на неделю) на одни только полупальцы уйдет почти 50 тысяч рублей. Потому они штопаются до тех пор, пока не начнут рассыпаться в труху. Сборницы так вряд ли делают, но обычные гимнастки, у которых пока нет государственного финансирования и спонсоров, могут неплохо на этом сэкономить.
Есть еще возможность покупать полупальцы более низкого качества или просто оптом, договариваясь с другими родителями, по цене 200-600 рублей за пару. Многие пользуются такой возможностью.
Художественная гимнастика основана на взаимодействии с предметами — мяч, обруч, скакалка, булавы и лента. Средняя цена за набор профессиональных предметов на сезон — 15 тысяч рублей. Самый дорогой предмет — мяч, и он же имеет свойство быстро приходить в негодность от неправильного хранения. С детьми такое случается нередко.
Одежда для тренировок — шорты, майки, спортивные костюмы, кроссовки — обойдется в сумму от 10 тысяч до бесконечности. Дети быстро растут, а форма изнашивается от частых стирок, поэтому растянуть комплект на 2 года вряд ли получится.
Отдельная статья расходов — соревнования и сборы . Часто турниры бывают коммерческими, и за участие в них нужно заплатить взнос. Чем больше ребенок соревнуется, тем быстрее он развивается — выступления перед публикой, стрессовая обстановка способствуют самостоятельности и раскрепощенности спортсмена.
Сборы — возможность серьезно повысить уровень подготовки гимнастки, выйти на время из рутины обычной тренировочной жизни. Цена десятидневных сборов стартует от 20 тысяч рублей, и в эту стоимость не всегда входит проживание и питание, не говоря уже о проезде до места проведения сборов. А если ребенок маленький и ему обязательно нужен сопровождающий, дополнительно нужно будет заплатить за кого-то из родителей или бабушек — дедушек.
Мы посчитали, во сколько всего обходится год занятий дочери художественной гимнастикой для среднего родителя, без крайностей.
Конечно, некоторые родители тратят меньше средней суммы, другие — значительно больше. Но большинство говорит, что для выхода на высокий уровень гимнастка либо должна обладать уникальными природными данными, и ее в любом случае заметят, либо родителям нужно вкладываться в развитие дочери самым ответственным образом. Тогда благодаря трудолюбию, обширному тренировочному и соревновательному опыту и огромному желанию может получиться что-то по-настоящему серьезное в спорте.
Баланс дисциплины и свободы
Фанатское сообщество в гимнастике, почти полностью основанное на детях, не могло не повлиять на организацию соревнований. Это наглядно продемонстрировал московский этап гран-при.
На турнирах по фигурному катанию, например, запрещено входить в зал во время выступления спортсменов. В гимнастическом же зале происходит нечто похожее на броуновское движение — по всем рядам и секторам беспрестанно перемещаются юные гимнастки. Сурового вида охранники смиренно пропускают детей, которые разглядели в числе зрителей олимпийскую чемпионку в групповых упражнениях и паровозиком потянулись к ней за автографами.
Смешливая армада с рюкзаками в пайетках еще и очень организованная. Они безусловные дети по возрасту, но поведение по-взрослому рациональное. Попросить незнакомую тетю поднять упавший на ковер баннер — на котором, конечно, Солдатова? Не проблема. Пообщаться с телевидением о своих кумирах, попозировать с помпонами, флагами и плакатами? С удовольствием. Суметь раздобыть один на весь сектор аккредитационный бейдж оргкомитета и ходить по очереди за кулисы — смотреть за тренировками, прогуливаться в зоне выхода гимнасток на соревновательный ковер? Элементарно!
Эти прекрасные девочки разбираются в элементах и с удовольствием пояснят вам каждую оценку от судей. Дети умудряются даже тренировать кумиров во время выступления, неосознанно перенимая манеру и терминологию собственных наставников. «Держать. » — дружно кричат они Дине Авериной , когда та ловит булаву после броска. «Саша, до конца. » — слышит сквозь музыку Саша Солдатова , когда после ошибки старается чисто доделать программу.
Юные гимнастки знают стоимость ковра и помоста в гимнастическом зале — между прочим, стоимость измеряется десятками тысяч евро. Знают, потому что на ковер строго-настрого запрещено выходить в цветных носках, не говоря уже об обуви на каблуках — она может испортить дорогостоящий ворс.
После награждения в многоборье Ирина Винер-Усманова вывела своих подопечных к прессе, ожидавшей прямо около фан-сектора. В фан-секторе собралось сотни две юных поклонниц с открытками и маркерами. Журналисты еще не успели договорить с гимнастками, как дети, почувствовав, что кумиров могут увести в другую сторону, начали скандировать «Автограф! Автограф!» Обычно строгая Ирина Александровна, пять минут назад распекавшая телевизионщиков за не включенные вспышки на камерах («включите свет, мы не будем давать интервью уродами». — «Матч ТВ»), на детские требования благосклонно ответила согласием, но попросила подождать.
У этого праздника непослушания есть логика. На соревнованиях в качестве зрителей детям действительно позволено если не все, то многое. Но по гала-концерту становится понятно, что на самом деле в художественной гимнастике царит строжайшая дисциплина. Иначе было бы невозможно поставить номер с непростой хореографией и перестроениями на более чем 50 детей, части из которых нет и 5 лет.
На трибунах девочкам можно пошалить, порулить взрослыми и даже съесть венскую вафлю и стакан сладкого попкорна под кока-колу. Но после выходных они вернутся в зал, где снова будет режим, правильное питание, станок и многочасовая работа с предметами. И в этом балансе дисциплины и свободы большая заслуга не только тренеров, но и родителей.
Источник
Почему Россия проиграла в художественной гимнастике. Объясняем по фактам
Невозможно поверить, но Россия проиграла личный турнир в художественной гимнастике – впервые на Играх за 25 лет.
Сестры Аверины – Дина и Арина – устроили самую неприятную сенсацию в Токио-2020, пропустив к золоту гимнастку из Израиля Линой Ашрам. Дина завоевала серебро, а Арина (у нее в выступлении запуталась лента, которую пришлось менять) вообще без медали – только 4-е место.
Подробнее о том, как это произошло.
1. Провала ничто не предвещало – сестры (чаще Дина) легко забирали все топ-турниры последних лет и не знали конкуренции.
Например, за три последних чемпионата мира они отдали только два золота, но тоже россиянкам: в ленте Александре Солдатовой на ЧМ-2018 и в обруче Екатерине Селезневой на ЧМ-2019. Семнадцать побед на двоих – просто без вариантов.
Да и еще вчера в квалификации Токио-2020 россиянки вроде бы привычно доминировали, привезя той же Ашрам по три с лишним балла каждая. Но там – эту деталь почти никто не заметил – Ашрам критично ошиблась с обручем, потеряв на снаряде как раз около трех баллов, но выиграла у Дины два снаряда и из четырех. Это к разговору о том, почему ее оценки так резко изменились после квалификации – не так уж и резко.
И все равно серьезной тревоги результат в финале не вызывал – просто в силу привычки.
2. Итог оказался душераздирающим – в финале Ашрам опередила Дину всего на 0,15 балла.
Главная деталь из судейских протоколов, которая принесла победу израильтянке – во всех четырех видах ее программы были сложнее.
Вот так сложность израильтянки (в художественной гимнастике общая оценка состоит из двух компонентов: сложности и исполнения) превосходила базу Дины Авериной:
• 0,3 балла на обруче;
• 0,1 балла на мяче;
• 0,7 балла на булавах – самый большой разрыв, который все и решил;
• 0,2 балла на ленте.
Суммарные 1,3 балла преимущества – такую разницу сложно отыграть качеством, даже с репутацией непобедимых.
3. Еще один нюанс – в гимнастике общая часть оценки за сложность на снаряде складывается из двух элементов: трудность предмета и трудность тела.
Если максимально просто, то в трудности предмета оценивается синхронизация между телом и предметом во время выступления, а в трудности тела – исключительно управление телом (прыжки, повороты, вращения, равновесия). Каждый компонент оценивается отдельно специальными судьями.
И здесь удивительные подробности: в «трудности предмета» Дина оказалась сильнее Линой на 0,6 балла, но проиграла пропасть в «трудности тела» – 1,9 балла.
Почему так получилось – вопрос, наверное, и к судьям, и к тренерам российских гимнасток.
Возможно, отрыв, который на первый взгляд обескураживает, связан с травмой спины, которую Дина получила в 2020-м. Из-за нее она не может исполнять некоторые элементы и, вероятно, пыталась компенсировать одну часть оценки качеством исполнения и ювелирной работой с предметами.
Но арбитрам этого оказалось недостаточно.
4. Отдельно о судьях – на несколько дней они станут самыми ненавидимыми людьми в России, опередив украинцев и трансгендеров.
«Просто обидно и больно за то, что сегодня было несправедливое судейство. За то, что первое место заняла девочка, которая выступила с потерей. Я прошла все виды более-менее чисто, достойно, как я могла – и заняла второе место. Мне больше обидно за несправедливость. Я всегда за честный спорт. Раньше я понимала, что когда я делаю так, мне ставят так, то сейчас я делаю и мне не ставят», – слезы Дины Авериной в эфире Матч ТВ не могут оставлять равнодушными.
Финал в личном многоборье Токио-2020 обслуживала бригада, в которой не было арбитров ни из России, ни из Израиля.
Пожалуй, самые важные роли исполняли члены высшего жюри: японка Шихоко Секита и итальянка Даниэлла Дель Кьяе отвечали за сложность тела, немка Изабель Саваде и гречанка Александра Мавракис – за сложность предмета, а непосредственное исполнение оценивал мощный интернационал судей из Швейцарии, Украины, Франции, Аргентины, Венгрии, Польши, Канады, Узбекистана, Испании, Норвегии, Хорватии, Чехии и Словакии. Еще одна любопытная деталь – технический комитет по художественной гимнастике в Международной федерации возглавляет россиянка Наталья Кузьмина.
В финале наши тренеры четырежды подавали протест на оценки Дины и Арины, однажды его даже удовлетворили, добавив россиянке 0,4 балла. Это может показаться скандальным сюжетом, но в художественной гимнастике протесты – нормальная практика и точно не говорит о качестве судейства. Это скорее такой гимнастический VAR, возможность попросить судей провести дополнительный просмотр программы или конкретного эпизода.
5. Падение ленты на ковер, которое допустила во время программы Ашрам – пожалуй, самый глобальный вопрос к бригаде.
Хотя тут, в общем, все просто.
По новым правилам (их приняли в 2017 году, а одним из разработчиков была сама Ирина Винер) такая ошибка не критична: если предмет возвращен в руки без перемещения, то штраф всего 0,5 балла, если для его возвращения требуется не больше 1-2 шагов – 0,7 балла (Ашрам точно уложилась в эти рамки) и только когда 3 шага и больше – один балл.
Поэтому истерика гимнасток из прошлого (якобы с потерей предмета нельзя выиграть Олимпиаду) не имеет отношения к реальности – это скорее такое гимнастическое поверье. В правилах такого точно нет – любую ошибку можно компенсировать сложностью и исполнением, а, например, та же Дина Аверина выиграла многоборье на ЧМ-2019, уронив в финале булаву.
Другой вопрос – насколько это справедливо и объективно в конкретном противостоянии в Токио-2020 Авериной и Ашрам.
Теперь к конкретной ошибке израильтянки на ленте – здесь судьи отобрали у нее 1,3 балла. Это общий штраф и понять, сколько баллов в нем за потерю ленты, а сколько за остальные ошибки невозможно. Но скорее всего, никакого подвоха здесь нет – для сравнения снижение Дины Авериной на этом же снаряде составило 0,5 балла, а за серьезную ошибку, которая повлекла замену ленты, Арину наказали на 1,650 балла. Кроме того, она потеряла сложность из-за того, просто не успела выполнить некоторые элементы – просто не хватило времени.
6. Линой Ашрам (как и сестрам Авериным) 22 года, но у нее до сегодняшнего дня не было ни одной победы на чемпионатах мира – ни в многоборье, ни даже на отдельных снарядах.
Это совсем чудо – обычно на Олимпиадах побеждали гимнастки, доминировавшие в олимпийском цикле.
Единственная большая победа Линой – в многоборье на ЧЕ-2020 в Киеве – случилась в отсутствие сборной России, которая просто отказалась от участия в том турнире.
Вряд ли эти события (олимпийское золото Ашрам и отказ России от Евро) как-то связаны – в июне 2021-го Аверины как ни в чем не бывало выиграли чемпионат Европы в Софии, хотя там Ашрам уже отдали победу в булавах – похоже, это коронный вид израильтянки.
7. Реакция босса нашей гимнастики Ирины Винер на поражение (ее не было в Токио-2020) бесценна.
«Это диверсия – Россию убирают по всем статьям, хотя я никогда не была политизирована. Дина не проиграла, она выиграла. Но, к сожалению, судейство было вопиющей несправедливостью. Оно войдет в историю так же, как Немов, когда ему 12 минут аплодировали. Дина Аверина сделала все чисто, не ошиблась на последнем виде. Линой Ашрам, к сожалению, сделала вопиющую ошибку, за которую снимают очки все бригады и за исполнение, и за технику и за артистизм. Все должны были снимать.
Всегда говорят, что если есть такая ошибка, то человек никогда не сможет, если другой не делал такой же ошибки, стать чемпионом, а тем более олимпийский, а тем более на последнем виде. Это было просто позором художественной гимнастики».
8. Завтра у России новые проблемы в художественной гимнастике – в квалификации в групповых упражнениях россиянки проиграли Болгарии 2,750 балла.
Теперь это максимально тревожный факт – даже несмотря на то, что перед финалом оценка обнулится.
Фото: REUTERS/Niesner, Lindsey Wasson ; РИА Новости/Владимир Песня
Источник